Этапы проведения эксперимента
Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования… Читать ещё >
Этапы проведения эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования. Гипотеза должна требовать экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями.
Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:
- • выбор необходимого числа экспериментальных объектов;
- • определение необходимой длительности проведения эксперимента. Слишком короткий срок приводит к необоснованному преувеличению роли того или иного средства обучения, слишком длительный срок отвлекает ученого от решения других задач исследования, повышает трудоемкость работы;
- • выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.;
- • определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер включает:
- • изучение начального состояния системы, в которой проводится анализ начального уровня знаний и умений, воспитанности, определенных качеств личности или коллектива и др.;
- • изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;
- • формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;
- • инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один педагог);
- • фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;
- • указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;
- • оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
Подведение итогов эксперимента:
- • описание конечного состояния системы;
- • характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;
- • описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);
- • данные о затратах времени и средств;
- • указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
Уровневый подход к анализу результатов эксперимента является одним из вариантов так называемого шкалирования, т. е. применения шкалы измерений. Шкалирование применяют в случае, когда необходимо диагностировать и измерять интенсивность тех или иных педагогических явлений. Каждая шкала получает количественную оценку (квант), т. е. квантифицируется. Определяется низшая и высшая ступень (уровень) исследуемого явления, между ними размещаются промежуточные ступени.