Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей
Диссертация
До недавнего времени считалось, что проблемы одаренных детей в нашей стране нет: для рано раскрывшегося музыкального, художественного или математического дара существовали специализированные школы, те же дети, которые в них не попадали, какому-то избирательному педагогическому искусству воздействия не подлежали и обучались все «на равных». Говорить о необходимости поддержки юных талантов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Управление процессом обучения интеллектуально 16 даренных детей: объектный уровень
- 1. 1. Состояние проблемы в педагогической теории и практике
- 1. 2. Одаренный ребенок как объект изучения и практической оценки
- 1. 3. Индивидуально-творческий подход как технологический принцип обучения одаренных детей
- Выводы по главе
- ГЛАВА II. Управление процессом обучения интеллектуально 73 одаренных детей: мета-уровень
- 2. 1. Структура технологии творческого развития
- 2. 2. Сущность педагогической технологии управления процессом 89 обучения одаренных детей
- 2. 3. Организация и методика проведения экспериментальной работы
- 2. 4. Педагогические условия управления процессом обучения ода- 144 ренных детей
- Выводы по главе
Список литературы
- Абасов А. А. Инновации в системе управления гимназией. — М.: Новая школа, 1997.-32 с.
- Абрамова С., Фролова Т., Власова Т. На гуманистических и гуманитарных традициях//Директор школы. 1996. № 2.
- Абрахманова Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой. Автореф.канд.дисс. — Казань: КПТУ, 1998. -22 с.
- Авдеев А.П. Самообразование старшеклассников в условиях дифференцированного подхода в процессе обучения. Автореф.канд.дисс. — М.: 1978. — 14 с.
- Актуальные проблемы дифференцированного обучения/Под ред.Л. Н. Рожиной. Минск: Нар. асвета, 1992. — 189 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 236 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. КГУ. 1998.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-223 с.
- Анохина Т. Ориентиры совместность, сотрудничество, сотворчество. (О результатах проектной игры «Педагогическая поддержка ребенка в образова-нии»)//Директор школы. — 2000. — № 1. — С.27.
- Аристова Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1963. — 64 с.
- Ахметова Д.З. Инновационная школа: учебно-воспитательный процесс. -Зеленодольск, РИПКРО, 1993. 74с.
- Бабаева Ю.Д. Психологический треннинг для выявления одаренности/Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 278 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактическийаспект. М.: Педагогика, 1977.- 256 с.
- Бабанский Ю.К. По новому строить процесс образования и воспитания (педагогическая наука реформе школы). — В кн.: Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, -1988. — С.37−51.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (в вопросах и ответах). Киев: Рад. школа, -1982. — 198 с.
- Бакурадзе А. Факторы-мотиваторы. Что может почерпнуть администратор из теории Ф. Герцберга//Директор школы. 1997. № 1.
- Балашова В.А. Планирование работы средней школы. -М.: Центр. Педагогический поиск, 2000. — 160с.
- Балыко Г. Г. Управление школой и базами данных. Самара: СГПИ, 1992.-246 с.
- Белкин E.JI. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: ЯПИ, 1974. — 176 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190 с.
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д. и др. Рабочая концепция одаренности/Науч.ред. Р.В. Д. Шадриков. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.-68 с.
- Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы. Киев: Рад. шк., 1987.-156 с.
- Браун Л. Имидж путь к упехую. -С.Петербург: Питер, 1996. -283с.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993.-94 с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе. Докт.дисс. -М.:1994.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
- Вербицкая Н, Бодряков В. Мониторинг резуьтативости учебного процесса//Директор школы. 1997 — № 1.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 191 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. — 78 с.
- Волкова Г. От «Школы памяти» к «Школе мышления» и «Школе раз-вития»//Директор школы. — 1999. — № 2. — С.16.
- Волкова М.В. Организация дифференцированного обучения старшеклассников в условиях учебно-воспитательного комплекса. Автореф.канд.дисс. — Чебоксары: ЧГПИ, 1997. — 20 с.
- Габдуллин Г. Г. Внутришкольное управление: практические задания и задачи. Казань, ЮПИ, 1989. — 71 с.
- Габдуллин Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Казань: КГПИ, 1985. — 108 с.
- Габдуллин Г. Г. Программно-целевой подход к управлению общеобразовательной школой. Алма-Ата: Мин.нар.образ., 1988. — 146 с.
- Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога. Докт.дисс. — Казань: 1996. — 350 с.
- Гильмеева Р.Х., Сибгатуллина И. Ф. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении, или Что можно сказать об одаренности сегодня. Казань: Медицина, 1997. — 283 с.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М: Российское педагогическое агентство, 1995. 43с.
- Горшунова Н.В. Проект школа-лаборатория: сотрудничество детей и взрослых//Завуч школы. -2000. -№ 1- С. 14.
- Гришин В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия. Афтореф.канд.дисс.-Елец, Олен-Др, 2000 -16с.
- Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. Л.: 1974. — 119 с.
- Данилюк А .Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании. Автореф.канд.дисс. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. — 27 с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. М.: Знание, 1989. — 79с.
- Дружинин В.И. Демократизация управления общеобразовательными школами. Автореф.канд.дисс. — Волгоград: 1992. — 20 с.
- Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. 159 с.
- Епихина Т. Метод изучения проблем//Директор школы. 1997. Спецвыпуск. — № 25.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: 1971.
- Закиров Г. С. Организация самообразования учащейся молодежи, Казань, — 2000. 165 с.
- Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе: Автореф.канд.дис. Казань, -1994. — 16 с.
- Зайцева Ж.А. Через творческий поиск учителей к творческой активности учащихся. -Казань, Вестник школы № 122, — 1997. № 1 -С.5.
- Зайцева Л.В., Земляченко С. В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М.: Новая школа, 1997.-78 с.
- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. -М.: Педагогический поиск, 1998. С. 131.
- Зелеева В.П. Современные тенденции развития творческих способностей учащихся в Болгарии. Канд.дисс. Казань: КГУ, 1992. — 162 с.
- Ибрагимов Г.-Г.И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950−1990 гг.) автореф.докт.дисс. — Казань: КГПИ, 1993.-41 с.
- Ибрагимов Г-Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. -Казань: 1994.-227 с.
- Иванов В.В. Способы управления учебной работой школьников в условиях индивидуально-дифференцированного подхода. Автореф.канд.дисс. — Л.: 1977.-19 с.
- Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. -М.: Просвещение, 1991. 127с.
- Ильенко Л. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. -М.: Школа, 1998. -С.21.
- Ильина Е.В. Рефлексивное управление обучением учащихся общеобразовательной школы. Автореф.канд.дисс. — Барнаул: БПУ, 1999. — 18 с.
- Индивидуальный стиль умственной деятельности школьников/Отв. Ред. А. А. Кирсанов. Казань: 1976. 138 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
- Капто А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991.-46 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Афтореф.дис. доктора пед.наук. ML, -1989. — 37 с.
- Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. М.: Просвещение, 1992. -110с.
- Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности. О результатах одного исследования ценностных ориентация старшеклассников//Директор школы. 1999.-№ 1.-С.34.
- Кириллова Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л.: 1983.-76 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982.
- Кирсанов А.А., Зайцева Ж. А. Целевая комплексная программа 3-го этапа исследований проблемы развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1998. — 38 с.
- Кирсанов А.А., Зайцева Ж. А. Целевая комплексная программа 3-го этапа исследования проблемы развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе. -1998, 38с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-75с.
- Ковалев А.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управление. Харьков: ХГУ, 1990. — 153 с.
- Козуля В.Г. Применение теста СМОЛ. ~М.: «Фолиум», 1995. 20с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 286с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. 4.1 -М.: Педагогический поиск, 1997.-80 с.
- Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. 4.2. -М.: Педагогический поиск, 1997. 79 с.
- Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М.: Педагогический поиск, 1997. — 60 с.
- Контроль за преподаванием учебных предметов/Под ред. Д. И. Румянцевой. Киев: Рад. шк., 1988. 141 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. -158 с.
- Кузьмин Н. Российские гимназии начала века//Народное образование. -1992. май-июнь — С.84−89.
- Кумекер Л., Шейн Дж.С. Свобода учиться, свобода учить. М.: Народное образование, 1994. — 156 с.
- Куриленко Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры. Минск: Нар. асвета, 1988. — 172 с.
- Лагервей Н. Изменение образования через развитие школы/У правление в образовании. С. 18.
- Лебедева В.П., Лейтес Н. С., Матюшкин A.M. и др. Учителю об одаренных детях/Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: СГУ, 1991.-165 с.
- Леонтьев В.Г., Сыровецкий Ю. С. Стиль руководства и социально-психологический климат педагогического коллектива. Новосибирск: НГПИ, 1988.-94 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. — С419.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
- Литвинова Н.П. Социально-экономические проблемы реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Л.: ЛГПИ, 1985. 96 с.
- Лихачева Д.С., Благово Н. В., Белодубросвкий Е. Б. Школа на Васильевском. -М.: Просвещение, 1990. 158 с.
- Любимова Т.Г. Уроки жизни. Занятие по развитию социального интеллекта у школьников. Чебоксары: Клио — 2000. — 44с.
- Манн Дейл, Бриллер Вл. Школьные администраторы России: глазами американских исследователей//Директор школы. 1996. — № 2.
- Менеджмент в управлении школой/Под ред. Т. И. Шамовой. М.: 1992.
- Модульно-рейтинговая технология обучения/Ред. Галочкин А. И. Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 1993. 183 с.
- Момот Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности. Киев: 1977. — 24 с.
- Морозов Т.В. Развитие школы в тверском регионе. -Тверь. Тверской государственный университет. Центр «Сотрудничество», 1997. 160 с.
- Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. -М.: Педагогический поиск, 1997. 93 с.
- Мочалова Н.М. Формы организации процесса обучения и условия их эффективности. Казань: КГПИ, 1988. 91 с.
- Мочалова Н.М., Мочалова О. Б. Технологический подход в обучении школьников. Казань: Мирас, 1997. — 266 с.
- Мочалова О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей. Афтореф.канд.дис.Казань, КГПУ. 1997. С.11−12.
- Мустафин А. Творческий потенциал человека и его реализация. Казань: Кант, — 60с.
- Мухамадеева Ф. Побуждение к творчеству//Народное образование -2000. -№ 6. С. 89.
- Мухаметзянова Г. В. Гуманитаризация ключевая идея преодоления образования. — Казань: ИСПО РАО, 1998. — 180 с.
- Мухаметзянова Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. Казань: ИСПО РАО, 1998. — 128 с.
- Назмутдинов В.Я. Организационно-психологичесике аспекты управленческой деятельности руководителя школы. -Казань, ООО Мастер-Лайн, 1995. -62с.
- Насенкова И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: Автореф.канд.дис. Казань, 1997. — 17 с.
- Наука и жизнь. Фотоблокнот. 1990. № 1. С. 40.
- Нигматов З.Г. Принципы гуманизма и его развитие в истории современной школы, 1916−1989г: Дис.канд.пед. наук. Казань, 1990.
- Нигматов З.Г. Гуманизм: педагогика и школа. Казань: Тат. книж. изд., 1998,-271 с.
- Нигматов З.Г. Гуманистические традиции и воспитательный процесс. Поволжское региональное отд. РАО, 1998 г., 130 с.
- Нигматов З.Г. Теория и методика воспитания // Курс лекций, 1997 г. Тат книж. изд., 182 с.
- Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, -1986. С. 273.
- Орлова Т. Диагностика эффективности//Директор школы. 1998. — № 3
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань., 1997.
- Основные современные концепции творчества и одаренности/Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
- Особенности обучения и психическое развитие школьников 13−17 лет/Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1988. 190 с.
- Панов В.И. Есть ли одаренность явление, то одаренные дети пробле-ма//Начальная школа. — 2000. -№ 3 — С. 11.
- Педагогика/Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 593 с.
- Педагогика: Учеб. пособие/В.А.Сластенин и др. М.: Школа — Пресс, 1997.-512 с.
- Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. Пер. с франц. — М., 1990.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пикельная B.C. Теоретические основы управления. М.: Высшая школа, 1990. -173 с.
- Повышение самостоятлеьности и творческой активности учащихся в обучении//Отв. Ред. В. В. Мерцалова. М.: МГПИ, 1975. 294 с.
- Портнов M.JI. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991. -191с.
- Поташник М., Моисеев А. Как различать результаты образова-ния//Народное образование. 1999. — № 9 — С. 137.
- Поташник М., Моисеев А. От «педагогических шмонов» к диагности-ке//Народное образование, 1997. — № 1. — С.60−65.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблема развития и опыт.- Киев: Рад. шк., 1988. 189 с.
- Поташник М.М., Моисеев М. А. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: 1997.
- Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ/Под ред Е. П. Тонконогой. -М.: Педагогика, 1987. 168 с.
- Психологическое обозрение 1995. — № 1.
- Р. де Гроот. Способы преодоления различий//Управление в образовании: Проблемы и подходы. М.: 1995. С. 181.
- Развитие организационных способностей руководителей школ//Отв. Ред. Б. М. Чарный. Пермь, ПГПИ, 1990. — 115 с.
- Развитие творческой активности школьников/Под. ред. А. М. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1991. 155 с.
- Райский Б.Ф., Скаткин М. Н. Руководство самообразованием школьников. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Растегаева О. У каждого ребенка свой дар//Директор школы. 1997. -Спецвыпуск. — № 25.
- Растегаева О. У каждого ребенка свой дар//Директор школы. Спецвыпуск. — № 25. — С.46−50.
- Реализация современных технологий школьного образования старшеклассников/Под ред. JT.M. Аболина. Казань: Карпол, 1998. — 134.
- Ребус Б.М. Психологические основы управления школой. Ставрополь: СГПИ, 1990.- 143 с.
- Ребутовская Е. Возрастная динамика познавательного интереса. -М.: Школа, 1998.-С. 14.
- Резерв успеха творчество/Под ред. Г. Нойнера. — М.: Педагогика, 1989. -116 с.
- Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей//Ред. В.ИЗагвязинский. Тюмень: ТГУ, 1988. — 94 с.
- Руткевич М. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в
- России//Народное образование. 1999. — № 1−2 — С. 55.
- Савенков А. Одаренные дети в обычной школе//Народное образование. -1999.-№ 9.- С. 183.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М-: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селектор С. Организационный климат: «закрытый» и «открытый"// Директор школы. 1997. — Спецвыпуск. — № 25.
- Симонов В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология. Автореф.докт.дисс. -М.: МГУ, 1993. — 32 с.
- Система работы с одаренными детьми. 4.1, 2/Под ред. Н. И. Гарипова. -Уфа: Бир.гос.пед.ун-т, 1993. 167 е.- 134 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1982. -96 с.
- Сластенин В.А. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Современные средства общеобразовательной школы: социальные функции и механизм самоуправления/Под ред. В. Н. Попова. Владимир: ВГПИ, 1991. -91 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М.: АспектПресс, 1995. -255с.
- Соловейчик Симон. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989 г. -352с.
- Спейди Р.Д., Сейсл X. Новая теория управления в действии. -Курск: Пресс-факт, 1996. 164с.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998.-368 с.
- Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой. М.: Педагогика, 1982.-145 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Минск: Изд-во Минского университета, 1988. — 240 с.
- Тахтомышева ГЛ. Современный контроль: особенности, задачи, технологии. Казань: РИПКРО, — 1990. — 49с.
- Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ//Сб. науч. трудов/Ред. Е. П. Тонконогая. -М.: АПН СССР, 1988. 74 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность//Педагогика. 1948. — С.42.
- Терентьева Г. Н. Единство мысли, действия, чувств. Из опыта работы Центра «Универ» по реализации образовательного проекта. -М.: Новая школа, 1997. —41с.
- Тищенко Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США Канд.дисс. — М.: РАН, 1993. — 199 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам. -М.: 1998.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе/Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, -1997. — 352 с.
- Турчанинова Ю. Свобода учиться и учить. Директор школы. -1997. -№ 1.С42.
- Уланов В. Логика организации школы//Директор школы. 1996. — № 4. -С.3−11.
- Уланов З.В. Логика управления школой//Директор школы. 1997. — № 1.
- Уланов З.В. Что противопоставить школе-конвейеру?//Директор школы. -1998. -№ 3.
- Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство/Под ред. П. Карстанье, К.Ушакова. М.: Сентябрь, 1995. — 336 с.
- Управление познавательной деятельностью учащихся/Под ред. ПЛ. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1972. — 262 с.
- Управление развитием школой/Под ред. В. С. Лазарева, М. Н. Поташника, А. М. Моисеева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Управление современной школой: пособие для директора школы/Под ред. Поташника М. М. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 168 с.
- Управление школой: проблемы, опыт, перспективы//Сб. науч. трудов./
- Ред. Корзников Г. Г. Екатеринбург:"Уpi 11И, 1992. — 123 с.
- Ушаков К. Однородность неоднородность//Директор школы. — 1997. -№ 1.-С.29−32.
- Фахрутдинова Р.А. Социально-педагогическая деятельность школы. -Казань: КГПУ, 1998. — 109с.
- Фролов П.Т. Школа молодого директора. М.:Просвещение, 1988 — 222с.
- Фролова Т. Творческий опыт ребенка и взрослого//Народное образование. 1999. — № 5. — С.27.
- Хавроничесв В.И. Работа с педагогическим коллективом в процессе управления. М: Новая школа, 1997. — 48с.
- Хазанкин Р.Г. Развивать творческие способности школьников !//Математика в школе, 1989. № 2. — С. 10−13.
- Хайруллина С.А. Педагогические условия функционирования лингвистической гимназии. Канд.дисс. — Казань: КГПУ, 1998. — 188 с.
- Харисов Т.Б. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя школы. Казань, РИПКРО, 1998. — 38с.
- Харисов Т.Е. Повышение эффективности управления школой на основе совершенствования системы информационного обеспечения. Казань: РИПКРО, -59с.
- Харисов Т.Е. Состояние и актуальные проблемы управления образованием. -Казань, Хатер, 1998. -16с.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс/Под ред. Поташника М. М. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
- Хроменков Н.А. Ускорение и реформа общеобразовательной школы. -М.: Современная Россия, 1988. 191 с.
- Цырлина Т.В. Школы, которые не умирают. Курск, 1993. — 61 с.
- Чернова Ю.К. Теория и практика проектирования квалитативных технологий обучения. Докт. дисс. Казань: 1998. — 360 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
- Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении: Методические рекомендации. М.: Ротапринт НИИ ОПП СССР, 1989.
- Шерайзина Р.М., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя. -Новгород, НГУ, 1994. -47с.
- Школа 139. Детское интеллектуальное творчество/Альманах. Выпуск 1. -Казань, НМЦ школы 139,1999. 225с.
- Шоган В.В. Модульный подход в обучении. Автореф.канд.дисс. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. — 23 с.
- Шпарева Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города. Канд.дисс. — Майкоп: 1997. — 147 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Эверт Н. Критерии мастерства учителя//Директор школы. 1997. -Спецвыпуск. — № 25.
- Эфраимсон В.П., Изюмова И. Е. На что надеемся, или нужно ли растить гениев?//Квинтэссенция, 1996. -С.445.
- Юсупов Ф.М. Стимулирование педагогической деятельности. Автореф.канд.дисс- М.: Казань, 1994. 23 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе//Директор школы. 1996. Спецвыпуск 2. — с.72.
- Яковлев Н.С. Записки директора школы. -М.: Педагогика, 1987.-111 с.
- Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.-78 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). -М.: Новая школа, 1996. -268 с.
- Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода//Завуч школы. -2000. № 3 С. 76.
- Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде/Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 176 с.
- Specialized Instruction for Gifted in the Public Schools. Washington, 1971.
- В проведенном эксперименте участвовали педагогические коллективы школ № 139, гимназии № 6, частной школы № 157. Оказали содействие в апробации основных положений диссертации педагогические коллективы школ № 9, 122, 108,18, 19 г. Казани.
- Мы выражаем искреннюю благодарность и признательность всем кто помогал проводить исследования и эксперименты следующим педагогам:
- Хайруллиной С.А. директору школы № 139
- Баклашовой О.Н. директору гимназии № 6
- Гмызиной М.В. директору частной школы № 157
- Зайцевой Ж.А. директору гимназии № 122
- Николаевой Л.А. директору гимназии № 9
- Бойко Л.Н. руководителю научно-методического центра школы № 139
- Одинцовой С.В. психологу школы № 139
- Данилевской И.Ф. зам.директора школы № 139
- Хрусталевой О.Н. учителю школы № 139 Ю.Овчинниковой Л. Н. — психологу гимназии № 6 11. Пуховой Т. Н. — замдиректора гимназии № 122
- Тарасовой Г. В. вед. спец-ту гор. городского отдела образования
- Аликиной К.Н. директору школы № 19
- Шевелевой Н.М. директору школы № 181. ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Одаренные дети (М.: Прогресс, 1991, гл. 1)
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что программа скучна и неинтересна. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться при несоответствии учебсного плана их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Комфортность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами или кажутся им бессмысленными.
- Погружение в философские проблемы. Одаренные дети задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы в гораздо большей степени, чем остальные.
- Стремление к совершенству (перфекциоиизм). Одаренным детям характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высокого уровня. Свойство это проявляется очень рано.
- Ощущение неудовлетворенности. Эти дети критически относятся к собственным достижениям, часто испытывают неудовлетворенность, отсюда — ощущение неадекватности и низкая самооценка.
- Нереалистические иели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.
- Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к сверстникам, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих своими замечаниями, выражать презрение или нетерпение.
- ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Малая энциклопедия для родителей и педагогов (Ижевск, 1992)1. Физические характеристики
- Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
- Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- Зрение одаренных детей (особенно в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
- Психосоциальная чувствительность
- У одаренных детей обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
- Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- Живое воображение, включение элементов игры при выполнении заданий, богатая фантазия характерны для одаренных детей.
- Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Восприятие смешного нередко отличается от восприятия сверстников.
- Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
- Порой у них преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- Эгоцентризм у них такой же, как и у обычных детей.
- Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
- Общие психологические характеристики
- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы, им нравится создавать в своем воображении альтернативные системы.
- Некоторые одаренные дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством.
- Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводят к тому, что он замахивается на то, что ему не под силу. Он нуждается в помощи и поддержке.1. РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ
- Донолдсои М. Мыслительная деятельность детей (М., 1985, гл. в)
- СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 1998−1999 УЧЕБНЫЙ ГОД.(Школа № 122)п/п Действия, мероприятия Ожидаемые результаты Сроки Ответственные исполнители1 2 3 4 51. Педагогический совет:
- Итоги опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся на первом и втором этапах. Отчет о результатах опытно- экспериментальной работы за первый и второй этапы исследования август 1998 г. Зайцева Ж. А.
- Утверждение концепции и программы развития творческой активности уча щихся на 1998−2001 годы (3 этап). Концепция и программа развития творческой активности учащихся на 1998−2001 годы (3 этап) Кирсанов А. А., Зайцева Ж. А.
- П. Постоянно-действующий научно-методический семинар по тематике исследования: Программа семинара
- Методика проведения эксперимента с учетом ступеней обучения и изучаемых дисциплин.
- Эмпирические и теоретические способы познания как единый целостный процесс познания. октябрь 1998 г. Кирсанов А.А.→ э. Сущность творческого мыслительного процесса, его логические и интуитивные основы. декабрь 1998 г. Кирсанов А. А
- Взаимодействие мотивации, мышления, чувств и воли в творческом мыслитель ном процессе. февраль 1998 г. Зайцева Ж. А.
- Диагностика развития творческой активности учащихся. апрель 1998 г. Кирсанов А. А
- Ш. Заседания школьных кафедр по темам: в теч. года Зам.дир-ра по УВР, руководители кафедр
- Особенности творческого мыслительного процесса на разных ступенях обучения. ноябрь 1998 г.
- Интеграция проблемного обучения и дифференциации обучения в творче- март 1999 г. Кирсанов А. А. Зам. дир-ра поской деятельности учащихся. УВР1 2 3 4 5
- Научно-методическое обеспечение опьггно-экспериментальной работы. январь 1999 г. Зам. дир-ра по УВР1. Круглый стол на тему: «Возможность проектирования творческой деятельности учащихся». апрель 1999 г. Зайцева Ж. А, Кирсанов А.А.
- V. Творческий отчет учителей-экспериментаторов по итогам опьггно-экспериментальной работы в 1998—1999 учебном году. Материалы опытно-экспериментальной работы май-июнь 1999 г. Зайцева Ж. А. Зам. дир-ра по УВР Руководители кафедр
- СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 1999−2000 УЧЕБНЫЙ ГОДп/п Действия, мероприятия Ожидаемые результаты Сроки Ответственные исполнители1 2 3 4 5
- Педагогический совет «Итоги опыт-ноэксперимен гальной работы за 1988−1999 уч. год и задачи на 19 992 000 уч. год». Аналитические материалы август 1999 г. Зайцева Ж. А., Кирсанов А.А.
- Неделя открытых экспериментальных занятий. Экспертиза промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы. Материалы экспертизы декабрь 1999 г. Зайцева Ж. А., Кирсанов А. А., учителя-экспериментаторы
- Научно-практическая конференция педагогического коллектива «Педагогическое творчество». Научные доклады Сборник тезисов докладов январь 2000 г. Зайцева Ж. А., Кирсанов А.А.
- Научно-практическая конференция учащихся «Наше творчество» Научные доклады, выступления «Вестник школы .№ 122» «Наше творчество» март 2000 г. Орг. комитет
- Разработка научно-методических материалов по результатам исследования. Подготовка их к изданию. Рукописи научно-методических материалов для «Вестника школы № 122» январь-май 2000 г. Зайцева Ж. А. Учителя-экспериментаторы
- Экспертная оценка экспериментальных учебно-методических материалов и результатов их апробации. Заключения экспертов апрель-май 2000 г. Экспертная группа
- Смотр юных талантов творческих работ учащихся. Заключения экспертов май 2000 г. Экспертный совет учителей и уч-ся
- Подведение итогов опытно-экспериментальной работы за 19 992 000 учебный год по развитию творческой активности учащихся. Аналитическая справка Зайцева Ж. А., Кирсанов А. А., Зам. дир-ра по УВР
- СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2000−2001 УЧЕБНЫЙ ГОДп/п Действия, мероприятия Ожидаемые результаты Сроки Ответственные исполнители1 2 3 4 5
- Педагогический совет «0 комплексном внедрении результатов первого, второго и третьего этапов опытно-экспериментальной работы в учебно-воспитательный процесс». Программа внедрения август 2000 г. Зайцева Ж. А., Кирсанов А.А.
- Научные консультации для учителей экспериментаторов, разрабатывающих научно-методические рекомендации и материалы. октябрь-январь 20 002 001 гг. Зайцева Ж. А., Кирсанов А. А
- Работа экспертной группы по оценке качества разрабатываемых научно-методических рекомендаций, материалов. Экспертные заключения январь 2001 г. Экспертная группа
- Изучение качества усвоения учебного материала и динамики развития творческой активности учащихся. Анализ выполнения контрольных творческих заданий март 2001 г. Зам. дир-ра по УВР
- Подведение итогов опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся (трех этапов). Аналитический отчет апрель-май 2001 г. Зайцева Ж. А., Кирсанов А.А.
- Подготовка рукописей книги, методических рекомендаций, материалов, отражающих систему работы педагогического коллектива по развитию творческой активности учащихся. Рукописи К сентябрю 2001 г. Зайцева Ж. А., Кирсанов А.А.