Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание в коллективе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако было бы большой ошибкой строить близкую перспективу только па принципе приятного, даже если в этом есть элементы полезного. Жизнь коллектива должна быть наполнена не только радостью простого развлечения, но и радостью трудовых напряжений. Так, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими с жаром, ведь оно сулит им будущие развлечения на катке. В процессе работы возникнут и новые… Читать ещё >

Воспитание в коллективе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей.

Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами. Эти качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда.

Коллектив — это не толпа, а социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывает ответственность и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, — это было убеждением Макаренко, и оно воплощалось в жизнь в руководимых им детских учреждениях. Дело учителя — тактичное и мудрое руководство ростом коллектива.

Школа должна быть единым коллективом, где все воспитательные процессы организованы, где отдельный член коллектива чувствует свою зависимость от него, остается преданным интересам коллектива и дорожит ими.

Коллектив проходит в своем развитии три стадии.

  • 1. Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выдвигая требования воспитанникам.
  • 2. Возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам.
  • 3. Складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками.

Самоуправление, его органы. Самоуправление является эффективным воспитательным средством. При наличии школьного общественного мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно облегчается. И руководство органами самоуправления — главная забота руководителя учреждения, для этого нужно отбросить старую педагогическую хмурость, излишнюю «взрослую серьезность».

Макаренко вспоминал, что в коммуне им. Дзержинского была полная десятилетка, был завод, где каждый работал по 4 часа в день, но никогда не было уборщицы, а каждое утро коммунары натирали паркетные полы — никакой пыли, все блестело. Проводились ежедневно различные совещания (производственные, физкультурные и т. п.), действовал совет командиров. Коммунары занимались физкультурой, играли, принимали иностранные делегации, ездили по стране, ходили в походы.

Вся эта многообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению. Самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, формирования у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

Главный орган самоуправления — общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом. На общих собраниях надо обсуждать вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшения воспитательной работы, учебы и производства, а не «зарываться в мелочи сегодняшнего дня». Руководству учреждения нельзя злоупотреблять возможностью выступать сколько угодно и когда угодно, нужно дать время высказываться воспитанникам. Собрания необходимо проводить по-деловому, они не должны быть длительными, а председательствует на них любой член коллектива.

На общем собрании избираются органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работают по плану и регулярно.

Совет командиров — единственный орган управления, работающий не по заранее составленному плану, он решает текущие вопросы, возникающие каждодневно, сиюминутно, это очень подвижная организация, и руководителю учреждения полезно собирать совет регулярно, ежедневно или еженедельно. Его лучше составлять из командиров классных (в школе) или производственно-бытовых отрядов в интернате.

Руководителю воспитательного учреждения необходимо помнить:

  • • нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;
  • • нельзя отменять ошибочные решения, их следует рассматривать на общем собрании;
  • • не следует загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;
  • • необходимо следить за тем, чтобы работа в этих органах не отнимала много времени и чтобы воспитанники не превращались в «чиновников»;
  • • учет работы органов самоуправления должен быть четко налажен, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.

Актив. Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе, поддерживающие руководителя учреждения. Актив подразделяется на действующий и резерв.

Действующий актив — это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв всегда готов прийти ему на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив.

Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив; особенно важно как можно быстрее, в начальный период организации детского коллектива, привлечь к работе наиболее деятельных ребят.

С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе, и т. п. Актив — это опора воспитателя, благодаря ему требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят.

Перспектива. Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения. Завтрашняя радость — стимул жизни для любого человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и представляться лучше сегодняшнего. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей является определение вместе с коллективом общих перспектив жизни, иначе не только не может быть движения вперед, но и даже сложившийся коллектив начинает загнивать.

Перспективы могут быть близкими, средними и дальними; важно при этом, чтобы они были общими.

Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии и др.

Однако было бы большой ошибкой строить близкую перспективу только па принципе приятного, даже если в этом есть элементы полезного. Жизнь коллектива должна быть наполнена не только радостью простого развлечения, но и радостью трудовых напряжений. Так, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими с жаром, ведь оно сулит им будущие развлечения на катке. В процессе работы возникнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др. Всякая, даже небольшая радость делает коллектив более дружным и бодрым. Иногда нужна трудная задача, а иногда достаточно самого простого детского удовольствия: через неделю на обед будет мороженое.

Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени: праздники общенародные или данного учреждения, юбилейные даты почетного шефа, имя которого носит учреждение, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Однако педагогу следует помнить, что средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к этим дням — а их может быть 2—3 в год — готовятся на протяжении длительного времени, если подготовка включает в себя отчеты, соревнования, оборудование помещений, изготовление разных поделок и захватывает большинство воспитанников, участвующих в различных комиссиях. Полезно обсудить в коллективе два проекта проведения праздника, при обсуждении возникают новые задачи и предстоящие дела.

Так, коммунары под руководством Макаренко на заработанные самими деньги совершали летом походы. Один из них был по маршруту Владикавказ — Тбилиси — Батуми, другой — Харьков — Нижний Новгород — Сталинград — Сочи — Одесса — Харьков и длился полтора месяца. Подготовка к походу заняла всю зиму, и все принимали в ней участие: коллективно обсуждался маршрут, обязанности каждого участника похода, несколько коммунаров выезжали заранее, чтобы определить места для ночлега. В поход выходили со знаменем, духовым оркестром, заранее оговаривалось, кто что понесет. Часть пути ехали поездом, плыли по реке, шли пешком. Таким образом, поход в течение всего года мобилизовывал каждого и весь коллектив в культурную и другую подготовку.

Далекая перспектива — это будущее учреждения: если ребята любят его, то далекая перспектива вдохновляет их на серьезную и трудную работу, требующую напряжения сил.

Коллектив учреждения есть расширенная семья, и для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной. На фоне коллективной далекой перспективы определяются и личные устремления каждого воспитанника, его собственное будущее.

Традиции, стиль, тон жизни коллектива. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. Они складываются в процессе жизни и деятельности, педагог ничего не выдумывает и не навязывает воспитанникам. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал всех, а ребята знали, хотя их никто никогда не записывал, они передавались от старших к младшим.

Вот пример одной из традиций. Лежурный член санитарной комиссии имел большие права: мог любому предложить встать из-за стола и вымыть руки, и тот должен был подчиниться, мог зайти в любую комнату и потом доложить на общем собрании, что в ней грязно. И вот по традиции этот «диктатор» избирался общим собранием обязательно из младших девочек, обязательно чистюлек. Дети — мастера создавать традиции.

Традиции означают доверие ко вчерашнему дню и к тем, кто их создал когда-то. Такие традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить.

Отличительными признаками стиля детского коллектива Макаренко считает следующие.

Мажор — основное качество жизни коллектива. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность», — таким был стиль жизни коллектива в учреждениях Макаренко. Решительно выступая против беспорядочности, бестолочи, визга, крика — этого никогда не было в коммуне, где жили 500 мальчиков и девочек, — Макаренко добивался мажорного стиля и отношений воспитанников к жизни, развивал способность к движению, энергии, действию.

Ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив. Любого, кто приезжал в коммуну, вежливо спросят, но какому он делу здесь, кто он, и проводят к кому нужно.

Нередко в детских домах можно увидеть, что кто бы ни пришел, дети начинают «канючить», жаловаться и на воспитателей, и на завхоза, и друг на друга. Этого не было у макаренковцев: хотя очень часто они были недовольны то одним, то другим, считалось, что жаловаться в присутствии посторонних недопустимо.

«Я наблюдал поразительное явление среди коммунаров. Вот его только что взгрели, человек расстроен до последней степени. И вдруг он оказался лицом к лицу с приехавшим посторонним человеком. Он весь изменился, он приветлив, радостен… Он занят своим несчастьем, своей ошибкой, но он бросит все и ни за что не покажет, что он только что пережил что-то. А если спросят:

  • — Как живете?
  • — Он скажет.
  • — Прекрасно живем.

Он это делает вовсе не потому, что он хочет кому-то понравиться, а потому, что он чувствует свою ответственность за коллектив, гордится своим коллективом, даже наказанный.

Вот какого-нибудь пацана за вредные действия только что взгрели, и вот приехала экскурсия.

— Какой хороший мальчик! Как он у вас?

Никто ни слова не скажет, что он нагрешил и наказан. Это считается дурным тоном, это дело наше, а, но отношению к другому мы его не выдадим.

Вот этот тон достоинства очень трудно воспитывается, для него нужны, конечно, годы"[1].

Присутствие игры в жизни коллектива. У каждого ребенка есть тяга к игре, и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, замечает Макаренко, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива. Макаренко, как он пишет, играл 16 лет вместе с воспитанниками, используя некоторые военные элементы: рапорт, строй, командиры, салют и пр. «Когда ко мне приезжали наркомпросовские комиссии, наблюдали систему моих рапортов, конечно, в душе я увядал, потому что прекрасно представлял себе, что они смотрели на меня и думали: „Как будто и взрослый человек, как будто бы и не дурак, а посмотрите, что он выделывает“. А я говорил: „Есть! Есть! Есть! Есть!“ И так я „играл“… в ту самую пресловутую военизацию, за которую меня в свое время „ели“… это была игра, без которой трудно было бы создать веселый и бодрый коллектив, в которую с удовольствием включались и воспитанники»[2].

«Мы ездили на экскурсию, причем нужно было решить: ехать ли в Ленинград или в Крым. Большинство было за Крым, я тоже был за Крым. Но я начинаю бешено с ними спорить. Я им говорю: «Что вы увидите в Крыму? Только солнышко и будете валяться на песке, а в Ленинграде — Путиловский завод, Зимний дворец». Они бешено со мной спорят. Потом все поднимают руки и смотрят на меня. Я хорошо с ними играл. Они играют победителей, а я — побежденного.

Через три дня они говорят друг другу: «А ведь Антон Семенович заливал, он тоже за Крым». А тогда они играли и прекрасно это понимали".

Макаренко был уверен, что его педагогические идеи и практические выводы не являются частными, специфическими для детей особого контингента. Во-первых, потому, что из 32 лет своей педагогической деятельности он 16 лет проработал в школе и уже в это время пришел ко многим своим педагогическим находкам. Во-вторых, он установил, «что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно»; в очень короткое время он привел их в нормальное состояние и дальше работал с ними, как с обычными детьми. Это были не трудные, а обычные подростки, попавшие в трудные обстоятельства; следовательно, и свою методику педагогического воздействия Макаренко считал обычной.

Таковы в основных чертах представления Макаренко о коллективе как важнейшем элементе воспитания. Его открытия были рождены самой жизнью, подкреплены практикой и реализовывались в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Исключительная интуиция, способность предвидения, творчество, такт, демократизм, доверительность в отношениях с воспитанниками — все это обеспечивало Макаренко успех в практической работе.

  • [1] Макаренко А. С. Собр. соч. Т. 5. С. 214—215.
  • [2] Там же. С. 236.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой