Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии воспитания — наукоемкие технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, т. е. определенные педагогические концепции. Если педагог понимает воспитание только как «воздействие на ребенка», как «формирование его личности», то он предпочтет технологию жесткой организации жизни и деятельности… Читать ещё >

Технологии воспитания — наукоемкие технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработка каждой такой технологии требует анализа и отбора огромного объема научной информации из всех областей человекознания. Если, например, учесть, что в современной общей и социальной психологии существует более 70 концепций, разъясняющих психологическую структуру личности, то создание технологии воспитания базовой культуры личности представляется замыслом очень утопичным.

Технологии воспитания — не простые инструменты, которые можно легко передать от одного педагога к другому. В их основе всегда — научно осмысленные закономерности воспитания. Организуя деятельность детей, конкретные события их жизни, воспитатель ориентируется на научные представления о социальной сущности человека, развитии его личности и становлении ценностно-смысловых отношений. Различна психологическая природа и содержание технологических действий воспитателя в моделях взаимодействия «воспитатель — ребенок», «воспитатель — группа детей», «воспитатель — родители». Иными словами, нужно признать как непреложный факт, что использование технологий воспитания возможно только при достаточно высоком уровне научно-педагогической подготовки воспитателя.

Основа технологии воспитания — психолого-педагогическая диагностика (от греч. бкхуусоаг), diagnosis — распознавание, определение). Диагностика нужна потому, что технологии воспитания не являются универсальными, они, по существу, создаются, приспосабливаются под конкретных воспитанников, а если этого не делать, то придется детей «подгонять» иод технологию. В таких случаях технологический выбор осуществляется воспитателями на основе собственной интуиции или дерзкого желания попробовать что-то сделать по-новому.

Известно неоспоримое утверждение Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[1]. Диагностика — сложный и трудоемкий вид педагогической деятельности; не приходится считать, что существуют сверхнадежные инструменты диагностики, которые обеспечат полную и точную информацию в короткий срок. Кроме того, в ситуациях воспитания диагностические методики не могут быть применены как медицинские приборы и инструменты. Диагностика должна встраиваться в реальную деятельность и общение детей, чтобы они не чувствовали себя «подопытными кроликами». Поэтому воспитатели часто пользуются для диагностики методом наблюдения за поведением и деятельностью детей. Это, как правило, «включенное наблюдение»: во время урока, занятия кружка, обеда в столовой, школьного праздника. Свои наблюдения воспитатель дополняет материалом учебных письменных работ, бесед с детьми, их родителями, коллегами-учителями, работающими в этом классе, сведениями из анкет. Огромный массив разрозненных сведений анализируется, обобщается. Хорошие воспитатели часто ведут педагогические дневники или составляют карты-характеристики личности каждого ученика, поэтому имеют возможность сравнивать материал разного времени, прогнозировать возможные последствия отдельных поступков детей, линии развития их отношений с одноклассниками.

Опытному воспитателю известно, что внешние поведенческие реакции детей, их слова и даже поступки не всегда проявляют подлинные переживания, убеждения. Чем старше воспитанники, тем успешнее они могут скрывать от взрослых свои мысли, интересы и стремления. Поэтому, каким бы универсальным методом ни казалось педагогическое наблюдение, как бы ни было велико убеждение опытного педагога в том, что он видит своих подопечных насквозь, необходимо изучать мотивы поведения и деятельности воспитанников. Именно мотивы, организуя внутренний мир личности, определяют ее выбор действий и направление поведения. Для их изучения используются стандартизированные опросники, тестовые методики, методы неоконченного предложения, шкалирование.

Совершенно очевидно, что диагностику всех качеств личности провести невозможно. Следует обратить внимание на интегральные свойства личности: мотивы, интересы, способности, самооценку, ценностные ориентации. Содержание психолого-педагогической диагностики напрямую связано с возрастом воспитанников, развитием их личности в разные возрастные периоды.

Предметом постоянного изучения для воспитателя является общение детей в классе, в группе сверстников. Социометрические методики дают возможность понять систему межличностных отношений членов группы, их социальный статус и взаимосвязи.

Нередко именно данные психолого-педагогической диагностики позволят воспитателю принять обоснованное решение: использовать рекомендованную на курсах повышения квалификации инновационную технологию или отказаться, так как она разрушит уже имеющиеся достижения воспитания. Психолого-педагогическая диагностика используется и для выяснения результатов применения технологии воспитания.

Технологии воспитания не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, хотя в области экономики, промышленного производства гарантированность результата — обязательный признак надежности технологии. Почему так происходит? В воспитании на его объект (ребенка, детский коллектив, воспитательную систему семьи или школы), кроме собственно реализуемой технологии, всегда действует большой массив внешних и внутренних влияний, и действуют они так противоречиво, что даже прогнозировать конкретный результат весьма самонадеянно, а тем более ожидать, что технология его гарантирует. Воспитатель должен быть всегда психологически готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявится в зрелые годы его жизни и далеко не в публичных ситуациях, где ее можно будет зафиксировать.

Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.

  • 1. Определение четкой конкретной цели. Цель в технологии воспитания по существу является гипотетической идеей всего технологического проекта. Оценку качества воспитательной технологии производят, но соотнесению полученного результата и цели.
  • 2. Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, т. е. определенные педагогические концепции. Если педагог понимает воспитание только как «воздействие на ребенка», как «формирование его личности», то он предпочтет технологию жесткой организации жизни и деятельности воспитанников; если же он видит в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми, то весь технологический арсенал его воспитания будет «работать» на обеспечение ребенку позиции субъекта деятельности и общения.
  • 3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные ситуации. Целесообразно выделять следующие виды воспитательных ситуаций: подготовительную, функциональную, контрольную, итоговую.
  • 4. Анализ результатов (мониторинг — коррекция-рефлексия). Известный теоретик и автор ярких работ по технологии воспитания Н. Е. Щуркова считает, что, оценивая результаты применения технологии воспитания, нужно идти «послойно» от поверхностных признаков изменений воспитанников к глубинным личностным изменениям.

Во-первых, следует обратить внимание на внешний вид детей, пластику их движений, позы, мимику, в которых проявляется их личностное отношение.

Во-вторых, необходимо оценивать изменения в картине физического и психического здоровья детей (самые увлекательные затеи воспитателя, если они привели к травме или невротизировали детей, никуда не годны).

В-третьих, результативность технологии воспитания нужно «отслеживать» в деятельности детей и в их взаимоотношениях; здесь проявятся не только открывшиеся способности, новые интересы, но и ценностные предпочтения воспитанников.

В-четвертых, эффективность технологии воспитания должна быть оценена, но тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на «Я-коицепцию» и как способствует самоопределению личности.

Самыми главными экспертами результативного «продукта» применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать педагогически организованными ситуациями рефлексии: что получилось хорошо; что не очень получилось и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше. Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.

  • [1] Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5. С. 15.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой