Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование школьного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всей системе образования школа — ее центральное звено. Она рассматривается как база всех последующих форм образования и культурогенеза человека. Моделирование школьного образования — наиболее трудная задача. Если различные виды профессиональной подготовки (в том числе высшего образования) имеют свои конкретные ориентиры в виде профессиональной практики, то у школьного образования таким… Читать ещё >

Исследование школьного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во всей системе образования школа — ее центральное звено. Она рассматривается как база всех последующих форм образования и культурогенеза человека. Моделирование школьного образования — наиболее трудная задача. Если различные виды профессиональной подготовки (в том числе высшего образования) имеют свои конкретные ориентиры в виде профессиональной практики, то у школьного образования таким ориентиром обычно служил лишь некий образ универсальных форм человеческой деятельности, в лучшем случае — типичные занятия людей. В современной концепции общего среднего образования эти ориентиры стали более конкретны, осязаемы.

Наиболее характерная черта школьного образования — его совпадение с этапом роста и взросления человека, с периодом его детства и юности. Заканчивается оно тогда, когда человек уже способен к активной самостоятельной жизни. Учеба для подрастающего поколения — основной вид деятельности и составляет основное содержание его воспитания. Как показывают сравнительные исторические исследования сам феномен детства и юности в качестве своих предпосылок имеет не только физиологический и психологический рост человека, но и социальные истоки. Возрастные границы этого периода жизни человека значительной мере обусловлены состоянием форм труда трудовых отношений. Границы взросления, социальной зрелости человека достаточно подвижны и связаны еще и с тем, в какой мере ребенок может включиться в трудовой процесс, располагая при этом не только физической выносливостью, но и культурой владения орудиями труда, технологиями. По мере развития производительных сил общества период детства и юности все более отодвигается.

В разные исторические периоды «общее» (охватывающее большую часть населения) образование было различным по уровню и содержанию. В начале XX в. «общим» было образование, составляющее ныне начальное, в 40−50-е годы это неполное среднее образование. Но уже в середине 60-х годов свыше 60% занятых в народном хозяйстве в возрасте до 30 лет имели среднее и более высокое образование.

Выше уже отмечалось, что сроки обучения еще не свидетельствуют о реальном качестве, действительном уровне образования. Номинальный уровень школьного образования часто не совпадает с реальной шкалой ценности, общественной значимости и потребности в образовании, в том числе и его базиса в виде школьного образования. Такое рассогласование качества подготовки и потребностей культуры представляет собой кризис школы. Следует обратить внимание и на то, что возрастные границы как обучения, так и включения поколения в активную самостоятельную деятельность в немалой степени зависят от культурно-педагогического потенциала самой школы, от того, в какой мере, какими темпами она способна подготовить учащегося к самостоятельному выбору жизненного пути. Затягивание сроков обучения может свидетельствовать о несостоятельности системы и отдельных форм образования.

Концепция общего среднего образования в нашей стране стала предметом острой дискуссии, охватившей широкие круги общественности. Цель школьного образования: подготовка подрастающего поколения к активному самостоятельному участию в жизни общества на уровне достигнутой человеческой культуры.

Задачи: создание условий (сферы жизнедеятельности) для культурного развития учащихся, формирования у них общих способностей (универсальных способов деятельности), выработка у молодых людей гражданской позиции, готовность к жизни, труду, творчеству, участию в управлении, обеспечение на каждом из возрастных этапов жизни учащегося условий для личностного самоопределения.

Базис (основа) школьного образования — это комплекс ценностей, лежащих в основе культурного развития человека, связывающих его с культурой человечества, ближайших социальных общностей.

Он не статичен, а уровень его находится в зависимости от хода научно-технического, социального прогресса, вместе с тем составляет относительно стабильную часть содержания общего образования.

На его основе строится дополнительное продвинутое обучение в средней общеобразовательной школе.

Источником формирования содержания образования является состояние культуры в основных сферах жизни человека: быт, производство, культура, управление, наука, технология, система отношений: человек-человек, человек-общество, человек-природа. Содержание образования имеет единую основу, но не однообразно. Оно конкретно, исходя из реальных ситуаций, педагогического потенциала школы, творчества педагогов, самих учащихся приобретает разнообразные формы.

Принципы организации школьного образования:

  • — динамичное культурное развитие — школа развивается на основе культурных потребностей общества в ходе творчества и педагогического новаторства. Среднее образование представляет собой не безликое, удушающее единообразие содержания, форм и методов учебной работы, а бесконечную вариативность, полифонию человеческой культуры;
  • — гуманизация — направлена на культурное развитие учащегося, создание благоприятных условий для раскрытия его способностей, самоопределения. Ориентация не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценной сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов. Подлинное усвоение культурных ценностей человеком возможно только как переживание учебных форм в качестве собственных жизненных ситуаций, а не отчужденных извне навязанных обстоятельств. Это органичное соединение коллективистского и личностного начал, делающее общественно значимое для ребенка личностно значимым;
  • — деятельностный подход — учебный процесс направлен не просто на усвоение знаний, но на образцы и способы действий, ориентации, развитие механизмов роста культуры, творческого потенциала учащегося. «Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичного и обезличенного словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, навыков, которые не реализуются в деятельности»;
  • — трудовая ориентированность. «Школа призвана сформировать у учащегося обобщенные трудовые умения, способы практической и познавательной деятельности, помогая осмысливать трудовые процессы в контексте культуры труда». Она поддерживает посильное участие учащихся в сферах трудовой жизни самой школы и общества;
  • — совместная жизнедеятельность детей и взрослых, их сотрудничество, «Не воздействие взрослых на детей, а процесс их совместной жизнедеятельности, направленный на развитие и тех, и других, построенный на началах сотрудничества»;
  • — самоопределение личности — обеспечение самостоятельности учащегося и педагога во всех формах и звеньях учебно-воспитательного процесса. «Культурное самоопределение интегрирует отдельные качества в личностную направленность и характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья». Он предполагает достижение добровольности всех форм включения в учебно-воспитательный процесс. «Свободная воля ребенка проявляется, если взрослые опираются на интерес, романтику, осознанный товарищеский и гражданский долг, стремление к самореализации своих природных сил, к самодеятельности и творчеству»;
  • — коллективистская направленность — именно школьный коллектив как модель общественных отношений создает реальную общественную среду учебного процесса, культурного Развития учащегося. Здесь вырабатывается его жизненная гражданская позиция, усваиваются нормы взаимоотношений, механизмы побуждения и самоутверждения, максимально используются возможности коллектива, его традиции, общественное мнение, самоуправление, состязательность в выработке ценностных ориентации и общественного поведения. В то же время «если товарищеская среда — школьный класс, отряд, кружок, бригада — нивелирует личность, формирует слепое подчинение, конформизм, а не самостоятельность и человеческое гражданское достоинство, то какие бы благородные политические, социально значимые цели ни ставились при этом, такие общности есть суррогат коллективности»;
  • — демократизация и самоуправление — предполагают раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это открытость школы, привлечение к ней общественных сил, включение их в ее развитие. Демократизация предполагает качественно новую, основанную на самоуправлении структуру управления учебным процессом и всей жизнедеятельности школы с участием педагогов, учащихся, общественности.

Структура общеобразовательной школы состоит из трех ступеней:

  • — I — начальная школа (обучение 3−4 года, возраст детей от 6 до 11 лет);
  • — II — основная школа (обучение 5 лет возраст от 9 до 15 лет);
  • — III — средняя школа (обучение 2−3 года, возраст от 14 до 18 лет).

Школа 1 ступени. Ее основное назначение — приобретение необходимых умений и желания учебной деятельности освоение форм учебных занятий, обучение чтению, письму, счету, элементам теоретического мышления, культуры речи формирование опыта общения и сотрудничества, художественного вкуса, гигиены, культуры самообслуживания в быту и здорового образа жизни. Овладение основными учебными средствами и технологиями: пользование книгами, записями клавиатурными устройствами, библиотекой, компьютерами, аудиовизуальной техникой, формирование первоначальных представлений о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по интересам учащихся.

Школа II ступени — закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования, обеспечивает развитие личности учащегося, способствует его самоопределению, освоению основ наук и формирует научное мировоззрение. Обязательные предметы составляют 75−80% учебного времени. Система факультативных курсов и внеклассных занятий поддерживает более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может проводиться по многоуровневым программам в зависимости от подготовленности и способностей учащихся.

Средняя школа III ступени — завершает общеобразовательную подготовку учащегося на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия наиболее полного учета интересов учащихся, активного включения их в жизнь гражданского общества, готовит к последующему обучению в вузах, техникумах, профессиональных учебных заведениях и к непрерывному образованию и самообразованию.

В средней школе III ступени может быть введен один из профилей образования (гуманитарное, физико-математическое, химико-биологическое, техническое, сельскохозяйственное и др.). Обязательные предметы составляют менее 50% учебного времени, повышается удельный вес творческих заданий, самообразовательной работы учащегося в процессе учебной деятельности. Учащиеся, окончившие школу одного профиля, могут через систему вечернего образования и сдачей экзаменов экстерном дополнить свое образование учебными предметами другого профиля.

Создаются условия для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением и по более углубленной учебной программе.

Представленная структура общеобразовательной школы радикально меняет организацию, функционирование и характер вечернего и заочного образования. Вечерняя и заочная школа могут стать отделениями школ III ступени, ее своеобразным эквивалентом. В этих отделениях учащиеся получают интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополняют одну профильную общеобразовательную подготовку другой. По существу отпадает надобность в различного рода подготовительных курсах для поступления в вузы или по крайней мере для них создается база. Изложенная модель пока лишь некий возможный вариант развития школы, могущий служить ориентиром. Ценным в ней представляется то, что она раскрывает значительно более широкое поле действий и сотрудничества ученых различных отраслей науки, особенно социологов и психологов. Освобожденная от пут догматизма, она в значительно большей мере нуждается в диагностике, в научно-методическом обеспечении, в постоянно совершенствующихся технологиях учебного процесса. Как показало обсуждение данной концепции работниками народного образования на съезде, жизнеспособность этой концепции еще предстоит обосновывать исследованиями, экспериментами, а главное, к ее внедрению надо готовить сферу образования, а также все общество.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой