Актуальность проблемы и темы исследования. Обоснование актуальности и постановка проблемы.
Модернизация отечественной системы образования предполагает реформирование дошкольного воспитания, что особенно важно, так как работа с детьми во всём мире признана областью наиболее результативных инвестиций. Поэтому вопросы дошкольного образования вошли во все стратегические программы развития России. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрено совершенствование дошкольного образования, дающего возможность каждому ребёнку посещать детский сад. На первой Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста, прошедшей в Москве в сентябре 2010 г., обсуждены пути обеспечения программами воспитания и обучения детей разных социальных групп, в том числе в условиях экономических трудностей и вооруженных конфликтов. В ноябре 2010 г. в столице в рамках ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию, Д. А. Медведев указал, что наиболее актуальный вопрос настоящего времени — о детских садах. Глава государства подчеркнул, что нашей стране необходима эффективная государственная политика в области детства, вариативность дошкольных программ. В связи с этим целесообразно обратить внимание на историю развития детских садов и разработку программного обеспечения для дошкольников, сделав акцент на достижениях и трудностях, встречавшихся на пути составителей программных документов прошлых лет.
Многие идеи дошкольной педагогики 30 — 50 гг. XX века в настоящее время переживают ренессанс и оказываются плодотворными, а также позволяют более полно объяснить эволюцию теоретической мысли. Для решения этих задач полезно изучение наиболее ценного исторического опыта в данной области. История образования в России исследована достаточно полно, однако ряд тем требуют детального изучения. К их числу относится научное наследие Москвы в области развития дошкольного образования, которое является неотъемлемой часть педагогической картины не только нашей страны, но и мира. Для того чтобы понять состояние системы дошкольного воспитания в настоящее время и прогнозировать её развитие на перспективу, необходимо изучить процесс её зарождения, развития, а также влияние различных социально-политических, экономических и других факторов.
В целом можно сказать, что за три десятилетия XX века (1930;е -1950;е гг.) серьёзные изменения претерпело отношение общества к дошкольному воспитаншо в системе государственных ценностей. Огромную политическую, экономическую, культурную и научную роль в этих процессах играла столица РСФСР. На московских совещаниях по вопросам дошкольного воспитания, а также в печати неоднократно прослеживалась мысль о важном вкладе столицы в постановку научно-исследовательской и методической работы по дошкольному воспитанию, о том, что московские дошкольные работники несут ответственность за состояние дошкольной работы по всей стране. Оценка опыта дошкольных образовательных учреждений Москвы середины XX века и его применение в наши дни является необходимым условием дальнейшего развития всей образовательной системы Российской Федерации.
В ряде исследований, рассматривавших период 1930 — 1950 гг., упоминался опыт Москвы в организации дошкольного воспитания (Е.Г. Андреева, М. О. Бадалова, Л. В. Батлина, С. М. Букреева, О. Д. Каримова, Т. С. Куликова, М. И. Обидова, Я. П. Орунов, М. Р. Рахимова, Н. И. Храпченкова и ДР-).
Специальным предметом исследования дошкольное воспитание в РСФСР в 1926 — 1950 гг. стало в работе Е. И. Волковой, отразившей господствовавший политический строй, что выразилось в подборе и интерпретации фактов: акцент был сделан на достижениях дошкольной работы, оставив без должного внимания сложности практической деятельности.
Вопросы развития общественного дошкольного воспитания с момента его становления и до наших дней рассмотрены во многих территориях РСФСР: Алтай (Г.А. Медведева), Амурская область (Т.В. Скляр), Архангельская область (П.И. Гаевская), Западная Сибирь (A.A. Гребёнкина), Карачаево-Черкесия (А.К. Айбазова), Кольский Север (Б.Г. Головина), Магаданская область (Е.А. Шкатова), Мордовия (Н.В. Кондрашова), ПетроградЛенинград (Е.В. Савинова), Ростов-на-Дону (Т.К. Лютова), Ставропольский край (И.А. Малашихина), Урал (О.М. Варфоломеева), Чувашия (Т.Г. Крылова) и др. В этих работах частично указывается на столичный опыт, использованный в местной практике, однако роли Москвы — научно-методического и исследовательского центра общественному дошкольному воспитанию РСФСР — уделяется незначительное место.
Специальным предметом исследования дошкольное воспитание в годы сталинских пятилеток (1926 — 1950 гг.) стало в работе Е. И. Волковой. На солидной документальной основе автором проанализированы достижения регионов, областей и городов, приведены интересные примеры работы практиков. Однако в исследовании были несколько завышены успехи в воспитании детей, за рамками работы остались реальные проблемы в дошкольной сфере. Автором проведён анализ состояния дошкольной работы во всём РСФСР, динамики её развития, отмечены наиболее значимые достижения педагогических коллективов разных городов страны, среди которых указывалась и Москва. Необходимо заметить, что господствовавший политический строй отразился на подборе и интерпретации фактов, и акцент был сделан на достижениях дошкольной работы, оставив без должного внимания сложности практической деятельности. Основной акцент был сделан на стремлении педагогов в кратчайшие сроки достигнуть «всеобщего дошкольного воспитания». Но, несмотря на некоторую тенденциозность, данная работа служит важным источником для изучения проблемы развития системы дошкольного воспитания в исследуемый период.
Е.В. Савинова рассмотрела становление и развитие системы дошкольного воспитания в Ленинграде в период до 1930 г. Проведя глубокие научные исследования, автор отмечала основные тенденции и характерные особенности дошкольной работы в крупном городе, не выделяя при этом роли столицы в становлении и развитии дошкольной работы, её влияния на общественное дошкольное воспитание других городов.
JI.M. Волобуева показала развитие дошкольного образования в Москве до 1930;х гг., охарактеризовав не только особенности содержательной и организационной работы с москвичами-дошкольниками, но и вклад столицы в становление дошкольного воспитания всей страны. Рассматривая дошкольную работу в Москве и влияние столичного опыта на развитие педагогической науки и практики, автор ограничила временные рамки исследования изменением структуры управления дошкольным образованиям столицы и выделением города в самостоятельную административно-хозяйственную единицу.
Проблему подготовки специалистов дошкольного воспитания в РСФСР в 1917 — 1941 гг. исследовала C.B. Жундрикова, обращая внимание на роль и авторитет учебных заведений Москвы, однако содержание, формы и методы работы детского сада были раскрыты недостаточно полно, а временнее рамки исследования были ограничены становлением и развитием государства до начала Великой Отечественной войны.
Рассматривая развитие системы дошкольных учреждений на материалах Москвы, М. М. Цапенко охарактеризовала историческую роль столицы в становлении и развитии общественного дошкольного воспитания, однако основные педагогические вопросы, исследуемые автором, относятся к современному состоянию науки и практики.
Публикация «Листая страницы истории» К. Ю. Белой и Л. М. Волобуевой дала общую характеристику практической деятельности дошкольных учреждений в столице после 1930 г., однако комплексных работ, рассматривающих влияние столицы на становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания РСФСР не выявлено, а вопросы, посвященные развитию системы дошкольного воспитания в крупном мегаполисе Москва до настоящего момента рассматривались через призму политических установок, что не всегда позволяло объективно отразить реальность. А меж тем, создавая дошкольное учреждение в условиях огромного города, необходимо было учитывать потребности различных слоёв населения, что приводило к разнообразию типов дошкольных учреждений и многим сложностям, связанным с организацией этой работы. Кроме того, в Москве — столице РСФСР — были разработаны, апробированы и внедрены в практику большинство нововведений дошкольной педагогики того времени. На столичных совещаниях неоднократно говорилось, например, что дошкольному сектору Наркомпроса РСФСР целесообразно давать задание какому-то району Москвы разработать форму, методику, содержание воспитания для всей страны, ибо только таким образом виделся способ повышения качества дошкольной работы в стране.
Вне поля зрения исследователей остались сложные для нашей страны десятилетия (индустриализация, военные годы и послевоенное восстановление народного хозяйства), когда в столице были разработаны, апробированы и внедрены в практику большинство инноваций, направленных на развитие содержания дошкольного воспитания, использованных позднее в РСФСР.
Проанализировав состояния педагогических исследований, можно наблюдать неубывающий интерес к вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим знания, разработки и опыт предыдущих лет могут быть полезны и сегодня.
В 2010 г. отмечается 65-летний юбилей Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Данное исследование сможет дополнить историю победоносной войны, осветить ранее неопубликованные архивные факты вклада московских воспитателей детских садов в сохранение жизни сотен маленьких москвичей и помощи фронту.
Настоящее исследование в определенной мере восполняет пробел в воссоздании и оценке работы столичных учёных и воспитателей детских садов в 30−50-е гг. XX века, являясь необходимым, т.к. опыт прошлого указывает пути дальнейшего развития, что определяет актуальность данной работы.
Анализ существующих историко-педагогических исследований и потребностей современного дошкольного образования высветил противоречие между:
— необходимостью модернизации российской системы дошкольного воспитания, сохранением её национальной самобытности, требующей учёта историко-педагогических знаний об опыте предыдущих поколений, в том числе вклада Москвы в работу с детьми в 30-х — 50-х гг. XX века, который недостаточно освещён, но должен быть использован при решении проблем современного дошкольного образования.
Выше названное противоречие обусловило выбор темы исследования — «Развитие системы дошкольного воспитания в 30 — 50 гг. XX века в г. Москве». Временные границы исследования определены введением в стране всеобщего обязательного обучения, заставившего дошкольную педагогику пересмотреть содержание работы с дошкольниками (1930;е гг.) и энтузиазм послевоенного восстановления народного хозяйства, давшего мощный стимул для создания программы работы для детского сада, ставшей последним программным документом, подразумевавшим работу с дошкольниками, не охватывая детей раннего возраста (1953г.).
На основании противоречия сформулирована проблема исследования: каковы особенности развития системы дошкольного воспитания в Москве в 1930; 1950 гг.
Целью исследования является выявление особенностей развития системы дошкольного воспитания в Москве в 30 — 50-е гг. XX века. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие системы дошкольного воспитания в Москве (1930; 1950 гг.)».
Хронологические рамки исследования определены постановкой задачи «всеобщего обязательного начального обучения» в стране (1931 г.), обусловившей необходимость совершенствования содержания работы с дошкольниками, организации системы дошкольного воспитания. Исследование ограничено началом 50-х гг. XX столетия, ставших нравственным рубежом, положившим начало новому этапу развития общества и демократическим преобразованиям, в том числе и в образовательной сфере, принципиальным изменениям в содержании и формах работы с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования — дошкольное воспитание в Москве в 30 — 50-е гг. XX века.
Предмет — процесс развития. системы дошкольного воспитания, содержание работы с дошкольниками в исследуемый период.
Задачи исследования:
1. Выявить условия развития системы дошкольного воспитания Москвы в 1930 — 1950;е годы, определившие уровень развития воспитательно-образовательного процесса работы с дошкольниками;
2. Определить причины развития типов детского сада и других форм дошкольного воспитания в Москве в середине XX века, изучить формирование структуры дошкольного воспитания в столице в исследуемый период.
3. Проанализировать деятельность московских дошкольных педагогов в годы Великой Отечественной войны, что поможет восполнить существенный пробел в общей картине развития дошкольной педагогики XX века;
4. Выделить характерные особенности содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в Москве с 30-х по 50-е гг. XX века, оказавшие влияние на историю педагогики и дошкольное воспитание нашей страны.
Методологической основой исследования является система общефилософских и общенаучных принципов: историзма, объективности и др. В работе применены принципы историко-педагогического познания: системностьнеразрывность и единство человека и обществапереход количественных изменений в качественныевзаимосвязь социальных и исторических явлений. В исследовании использовался конкретно-исторический подход (последовательное изложение и оценка фактов в исторических условиях) — методологические труды в области истории образования (М.В.Богуславский, С. Ф. Егоров, В. В. Краевский и др.) — системный подход в исследованиях педагогических явлений (В.В. Беспалько, A.A. Богданов, В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) — идеи связи политики и педагогики (Н.К. Гончаров, П. Н. Груздев, П.Ф., Каптерев, В. Я. Струминский, К. А. Хачатуров и др.) — идеи взаимосвязи содержания, организационных форм и методов обучения (А.Э. Измайлов, Н. К. Крупская, М. Н. Скаткин и др.).
При проведении исследования использовались следующие методы: изучение и анализ педагогических, литературных и архивных источниковразнохарактерные опубликованные и неопубликованные документы личного происхождения (рукописи Э. И. Залкинд, Ф.С. Левин-Щириной, Д. В. Менджерицкойвоспоминания педагогов, посещавших детские сады или работавших в них в исследуемый период: М. А. Алексеева, Л. И. Белякова, Э. Е. Калита, Е. В. Коврижных, Г. Е. Львова, А. Д. Чураева и др.) — периодическая печать (журнал «Дошкольное воспитание») — педагогическая интерпретация архивных материалов, документов и статистических данных о дошкольном воспитании в Москверетроспективный анализ, историко-логический методобобщение и систематизация полученных результатов и выводов. Источники и литература анализировались с современных теоретико-методологических позиций. Выбор конкретных методов был определён логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе.
Этапы исследования.
На первом этапе (2006 — 2007 гг.) изучалось состояние проблемы, анализировалась педагогическая литература, определялись цель, задачи, объект и предмет исследования.
Второй этап (2007 — 2008 гг.) был посвящён поиску, отбору и анализу педагогической литературы, монографий, диссертационных историко-педагогических исследований, правительственных, городских и других архивных документов по исследуемой проблеме.
На третьем этапе (2008 — 2011 гг.) осуществлялась систематизация и обобщение сведений, проводилось внедрение полученных данных в практику подготовки специалистов дошкольного образования, были сделаны выводы, завершено написание и оформление диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что:
— с позиции конкретно-исторического подхода дана оценка развития системы дошкольного воспитания в Москве в 1930 — 1950;е гг.;
— дифференцированы понятия «тип детского сада», «формы дошкольного воспитания», охарактеризованы типы детских садов, применительно к исследуемому периоду;
— выделены причины развития сети городских и ведомственных детских садов, их модификаций и разных форм дошкольного воспитания в Москве;
— выявлены условия непрерывного динамичного развития системы дошкольного воспитания в Москве в 30 -50-х гг. XX векана основе анализа архивных материалов показан вклад московских воспитателей в работу по обеспечению жизни и здоровья детей в годы войны.
Научная новизна исследования:
— определено и обосновано влияние социально-экономических и других причин на развитие системы дошкольного воспитания в Москве в 30 — 50-е гг. XX века: формирование сети детских садов, их типов и модификаций, разных форм работы с детьмиохарактеризован теоретический и практический вклад представителей московской научной школы в разработку содержания работы с детьми в 1930;1950 гг., определена его педагогическая значимость для развития дошкольного воспитания страны;
— в научный обиход введены неопубликованные ранее документы и исторические факты о деятельности московских дошкольных учреждений в 1930;е гг., во время Великой Отечественной войны и в 1950;е гг.
Теоретическая значимость исследования:
— выявлена зависимость развития системы дошкольного воспитания в Москве в 1930 — 1950;е гг. от комплекса условий многомиллионного города: экономических, социальных, организационных и демографических;
— с позиции конкретно-исторического подхода сформулированы дефиниции «тип детского сада» и «форма дошкольного воспитания», отражающие особенности организации дошкольной работы в исследуемый период;
— впервые раскрыты механизмы привлечения общественности, применяемые на практике в Москве, показан столичный опыт создания ведомственной сети детских садов.
— обобщены и систематизированы данные о сохранении жизни и здоровья, воспитании и обучении детей в годы Великой Отечественной войны, составляющие значительный вклад в становление отечественной дошкольной педагогики.
Полученные в ходе диссертационного исследования данные существенно обогащают представления о процессах современной трансформации российского общества, особенно тех, которые касаются развития системы отечественного дошкольного воспитания и обучения и открывают пути для дальнейших историко-педагогических исследований, посвященных влиянию Москвы на становление образовательной системы нашей страны.
Практическая значимость исследования. Полученные выводы являются определённым приращением педагогического знания в области истории отечественной дошкольной педагогики, представлений о роли государства в процессах реформирования современного российского общества. Результаты исследования использованы при разработке и проведении спецкурса «История дошкольного образования в Москве», чтении лекций для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, слушателей программы дополнительного к высшему профессионального образования AHO ВПО «Российский университет кооперации» и учащихся «Педагогического колледжа № 15» г. Москвы. Полученные данные использовались при подготовке презентации и лекций о деятельности московских педагогов в годы войны. Внедрение результатов исследования позволило повысить качество профессиональной подготовки специалистов в области дошкольной педагогики. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, истории педагогики и других дисциплин педагогического цикла в педагогических ВУЗах. Анализ, проведённый на материалах отдельного административного субъекта (Москвы), может быть распространён и на более широкий круг регионов, а также использован в дальнейших работах по изучению системы дошкольного образования в целом.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются методологической оснащённостьюобусловлены многообразием и согласованностью методов исследования, адекватных его цели и задачамрепрезентативностью источниковой базы.
Источники исследования: документы Центрального государственного архива г. Москвы (отчёты, положения, инструкции, планы работ, сметы, протоколы заседаний, собраний, совещаний и др.) — архивные документы факультета дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет" — циркуляры, постановления, распоряжения Наркомпроса (НКП) РСФСРдокументы Московского отдела народного образования (MOHO) — монографиидиссертациисборники документовпубликации в журнале «Дошкольное воспитание».
Положения, выносимые на защиту:
1. Комплекс социально-экономических условий, сложившихся в Москве в 1930 — 1950;е гг., определил развитие системы дошкольного воспитания, представленной городской и ведомственной составляющими, обеспечившими охват детей общественным дошкольным воспитанием и обучением, значительно превышавшим средний общероссийский показатель;
2. Изменение организационных и содержательных аспектов педагогической и обслуживающей работы с дошкольниками в столице в довоенные, военные и послевоенные годы связано с развитием типов детских садов и форм дошкольного воспитания. Система дошкольного воспитания в столице в исследуемый период представляла собой совокупность:
— многофункциональной сети дошкольных учреждений (городских и ведомственных разных типов и форм), которые предоставляли широкий спектр воспитательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом,.
— организационно-методических служб, осуществлявших помощь воспитателям, координацию и контроль деятельности всех детских садов,.
— программного обеспечения, включающего содержание работы с дошкольниками, методические рекомендации по её организации, определение функций заведующего, воспитателей и обслуживающего персонала детского сада.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МПГУ (2006 — 2010 гг.).
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях МПГУ (2008 г.- 2010 г.), Международных научных конференциях Российского университета кооперации (2007 г.- 2008 г.- 2009 г.), лекции — презентации в ГОУ СПО «Педагогический колледж № 15» (2010 г.) — чтении лекций для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (2010 г.), слушателей программы дополнительного к высшему профессионального образования AHO ВПО «Российский университет кооперации» (2011 г.).
Отдельные положения диссертации, а также выводы и результаты исследования изложены в статьях, опубликованных автором.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Выводы по второй главе.
Характерными особенностями содержания общественного дошкольного воспитания в Москве с 1930;х по 1950;е гг. стал постоянный теоретический поиск и практический отбор материала, преподносимого дошкольникам как на занятиях, так и в других видах деятельности. Сложности, возникшие при внедрении в практику дошкольной работы нового содержания, программ, руководств для детских садов (1932 г., 1934 г., 1938 г., 1945 г., 1953 г.) в первую очередь ложились на плечи московских воспитателей, т.к. апробация всего содержания работы с дошкольниками до выхода программных документов и сразу после их принятия проходила, в первую очередь в Москве, и только после анализа районными отделами народного образования Москвы, а после Московским отделом народного образования, результаты внедрения нового содержания в практику работы с детьми доводились до Наркомпроса РСФСР, который либо признавал очередной программный документ эффективным, либо указывал на недоработки, которые устраняли обычно московские авторы на базах детских садов столицы.
Многие предложения московских авторов легли в основу программного содержания, используемого позднее по всей стране: подготовка к праздникам по аналогии с московскими «организующими моментами»: деление детского коллектива на возрастные группы и отбор содержания в соответствии с возрастными особенностями того или иного возраста, переход воспитателя из одной возрастной группы в другую вместе с взрослением воспитанников. Педагогические работники Москвы активно участвовали в изготовлении игрушек и пособий, придумывали интересные поделки, которые можно было сделать своими руками в условиях детского сада и т. д.
Московские авторы, силами представителей кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного института им. В. И. Ленина проводили масштабные исследования, доказывая, что учение не является основной целью воспитания в детском саду, а занятия с дошкольниками являются ведущей формой передачи образовательного материала.
Разработка проблем воспитательной работы в детском саду не ограничивалась исследованиями в области содержания дошкольного обучения. В период с 1945 г. по начало 1950;х гг. журнал «Дошкольное воспитание поместил порядка 500 научных статей. Наибольшее количество статей было написано по вопросам развития речи детей дошкольного возраста, физического воспитания, ознакомления с природой и игры, вопросам перехода воспитателя в разные возрастные группы вместе с воспитанниками. Достойно на страницах журнала представлялся опыт Москвы.
Деятельность московских дошкольных учреждений 1930 — 1950 гг. имела большое значение для теории и практики дошкольного воспитания РСФСР, т.к. на Москву, её достижения в области дошкольного воспитания и реализации программного содержания на практике равнялись другие регионы. С приезжавшими в Москву на совещания различного уровня гостями из других городов москвичи активно делились передовым опытом, показывая столичные детские сады и воспитательную работу, проводимую в них. На конференциях, которые преимущественно проводились в Москве, столичные дошкольные работники в докладах и выступлениях обобщали опыт работы детских садов Москвы, а московские разработчики программных документов непосредственно отвечали на вопросы реализации содержания дошкольной работы на практике, возникающие у педагогов из регионов.
Анализ показал, что в Москве постоянно шёл процесс совершенствования содержания воспитания дошкольников: по результатам работы столицы с программами НКП РСФСР указывал на недоработки, вызывая необходимость искать новые подходы. Выверенные на опытных площадках решения оправлялись в регионы, т. е. Москва не только была новатором, но и «страховала» другие города от возможных ошибок.
Полученные данные позволяют сделать вывод о весомом вкладе педагогов Москвы в разработку основных аспектов содержания дошкольного воспитания с 1930;х по 1950;е гг.: теоретический поиск и практический отбор содержания для первых программных документов, экспериментальная апробация материала работы с дошкольниками, проводимая на базах столичных детских садов, внедрение обучения на организованных занятиях и в других видах деятельности. На протяжение всего изучаемого периода Москва в полной мере сохраняла статус научно-педагогического центра по дошкольному воспитанию.
Заключение
.
1. Важнейшим стимулом развития системы дошкольного воспитания в Москве в исследуемый период стал выявленный комплекс условий:
— экономических: наличие промышленных предприятий, союзных и республиканских министерств и ведомств, что позволило использовать средства городского бюджета, крупных заводов и предприятий, ведомств, а также профсоюзных организацийсоциальных: забота государства о развитии и здоровье детей в системе просвещения силами Наркомпроса и Наркомздрава РСФСР, которые через экономические условия реализовали поставленные задачивпервые в массовом порядке женщины были привлечены к работе на предприятиях, что требовало организации присмотра и ухода за детьмисоздание фондов, общественных организаций и движений, способствовавших улучшению работы детских садов, привлечению энтузиастов и др.;
— организационных (создание MOHO и других организационно-методических служб, сотрудники которых помогали воспитателям осваивать новые программные документы, организовывали, контролировали и координировали работу всех детских садовсосредоточение в Москве научно-педагогического потенциала страны, определявшего содержание дошкольного воспитания в РСФСР);
— демографических (многомиллионное население развивающегося промышленного города определяло потребности в обеспечении ухода, присмотра и воспитания детей дошкольного возраста).
2. Сформулированные дефиниции «тип детского сада» и «форма дошкольного воспитания» применительно к условиям исследованного периода позволили установить основные социокультурные причины, вызвавшие необходимость создания единого содержания работы с дошкольниками;
3. Раскрыт механизм формирования структуры московской системы дошкольного воспитания, представленной городскими и ведомственными детскими садами, при преимущественном развитии последних, что связано с привлечением на работу женщин-матерей с предоставлением их детям мест в дошкольном учреждении и финансовыми возможностями организаций, государственной и городской политикой в области дошкольного воспитания.
4. Анализ деятельности педагогов Москвы в годы Великой Отечественной войны показал, что их основная работа была направлена на спасение детей с помощью эвакуации детских садов из прифронтового города. Исследованные факты позволили реконструировать пребывание интернатов в эвакуации: заботы педагогов по обустройству быта, ухода, воспитания и обучения детей в условиях круглосуточной работы, сохранение жизни, физического и психического здоровья воспитанников.
5. Функционирование московских детских садов в эвакуации явилось стимулом к развитию дошкольного воспитания в отдалённых регионах страны: национальные педагогические кадры включались в работу дошкольных учреждений, овладевали методикой дошкольного воспитания, создавали детские сады по образцу столичных, что стало предпосылкой к развитию дошкольного воспитания в субъектах страны.
6. Характерными особенностями содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в Москве с 30-х по 50-е гг. XX века являлись:
— опережающие другие регионы внедрение в практику первого проекта программы детского сада и реализация программных документовпостроение содержания работы в столичных дошкольных учреждениях на основе учёта возрастных возможностей детей;
— разработка способов обучения дошкольников;
— новаторское введение в практическую работу детского сада патриотических и других игр с целью разностороннего воспитания дошкольников.
Данная работа не исчерпывает всех аспектов развития системы дошкольного воспитания в Москве 1930 — 1950;х гг. и последующих десятилетий и было бы целесообразным продолжить дальнейшее исследование развития содержания и методов, использовавшихся в работе с детьми, подготовки педагогических кадров в столице, что смогло бы дополнить историю развития дошкольной педагогики середины XX века.
В 1930 — 1950;е гг. сложилась и укоренилась в практике модель организации работы с детьми дошкольного возраста, основные черты которой сохранились до 1980;х гг. и которая являлась одной из самых сильных в мире.
Окончательная оценка педагогического наследия Москвы 1930 — 1950;х гг. принадлежит будущему, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что применение наиболее ценного исторического опыта поможет в сохранении национальной самобытности системы воспитания в условиях вхождения России в международное образовательное пространство.