На контрольном этапе эксперимента нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько проведенная система занятий изменила уровень развития воли и произвольности у старших дошкольников экспериментальной группы. С этой целью была использована первоначальные методики (протоколы ведения экспериментов в приложении 2).
По тесту на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности нами были получены следующие результаты:
Таблица 3. Результаты, полученные в ходе определения уровня развития произвольной регуляции деятельности на контрольном этапе эксперимента.
|
| № п/п. | Испытуемые. | Количество набранных баллов. | |
| | | Выполнение первой части задания. | Выполнение второй части задания. | |
| | | зад.1. | зад.2. | зад.3. | общее кол-во баллов. | Уровень. | зад.1. | зад.2. | зад.3. | общее кол-во баллов. | Уровень. | |
Эксперим. группа. | 1. | Света А. | | | | | С. | | | | | С. | |
| 2. | Егор В. | | | | | Н. | | | | | С. | |
| 3. | Даник З. | | | | | В. | | | | | В. | |
| 4. | Вика К. | | | | | В. | | | | | В. | |
| 5. | Вероника К. | | | | | В. | | | | | В. | |
| 6. | Артем С. | | | | | С. | | | | | С. | |
| 7. | Юля Ф. | | | | | С. | | | | | С. | |
Контрольная группа. | 8. | Ирина Б. | | | | | С. | | | | | С. | |
| 9. | Катя З. | | | | | Н. | | | | | Н. | |
| 10. | Максим И. | | | | | С. | | | | | С. | |
| 11. | Игорь К. | | | | | В. | | | | | В. | |
| 12. | Вика М. | | | | | С. | | | | | С. | |
| 13. | Света О. | | | | | С. | | | | | С. | |
| 14. | Влад С. | | | | | С. | | | | | С. | |
| 15. | Андрей С. | | | | | С. | | | | | Н. | |
|
Анализ данных таблицы 3 выявил тот факт, что показатели уровня развития произвольной регуляции деятельности у испытуемых контрольной группы остались практически прежними, тогда как в экспериментальной группе они выросли:
- · высокий уровень зафиксирован уже у 3 испытуемых (42,8%);
- · средний — также у 3 (42,8%);
- · низкий уровень — у одного испытуемого (14,4%).
В результате исследования умения действовать по правилу нами получены следующие показатели:
Таблица 4. Результаты, полученные в ходе исследования умения действовать по правилу на контрольном этапе эксперимента.
|
| № п/п. | Испытуемые. | Вопросы. | Сумма баллов. | Уровень. | |
| | | | | | | | | | | | | |
Эксперим. группа. | 1. | Света А. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | В. | |
| 2. | Егор В. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | В. | |
| 3. | Даник З. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | В. | |
| 4. | Вика К. | ; | ; | ; | ; | | ; | ; | ; | | С. | |
| 5. | Вероника К. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | В. | |
| 6. | Артем С. | ; | ; | ; | ; | | ; | ; | ; | | С. | |
| 7. | Юля Ф. | ; | ; | ; | | ; | ; | ; | ; | | С. | |
Контрольная группа. | 8. | Ирина Б. | ; | ; | | ; | ; | ; | ; | ; | | С. | |
| 9. | Катя З. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | | С. | |
| 10. | Максим И. | ; | ; | ; | | ; | ; | ; | ; | | С. | |
| 11. | Игорь К. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | В. | |
| 12. | Вика М. | ; | | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | С. | |
| 13. | Света О. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | В. | |
| 14. | Влад С. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | | В. | |
| 15. | Андрей С. | ; | | | ; | | ; | ; | ; | | Н. | |
|
Итак, в ходе исследования умения действовать по правилу в контрольной группе вообще не зафиксировано изменений по сравнению с констатирующим этапом эксперимента; в экспериментальной группе показатели следующие:
- · высокий уровень умения действовать по правилу — у 4 испытуемых (57,1%);
- · средний — у 42,9% испытуемых;
- · низкого уровня умения действовать по правилу не зафиксировано вовсе.
Таким образом, проанализировав данные, полученные нами по результатам двух методик, мы приходим к выводу, что наша гипотеза — правильно организованная игровая деятельность старших дошкольников оказывает положительное влияние на развитие у них воли и произвольности — в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.