Тема курсовой работы «Состав слова и методика его изучения в начальной школе на уроках русского языка» значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.
Русский язык относится к флективным языкам, грамматические значения в нем передаются с помощью формообразующих аффиксов, вот почему так важно умение видеть морфемный состав слова. Морфема — минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание.
Морфемный анализ слова сводится к выделению его значимых частей. Учителю необходимо знать его особенности по сравнению с этимологическом и словообразовательным: Этимологический анализ обращен в прошлое, в происхождение данного слова и «становление» его морфемного состава. Он отвечает на вопрос: «Почему данный предмет назван именно так, а не иначе?».
Например: слово ОКНО образовано от слова ОКО (глаз), КОМНАТА — от латинского CAMINATA — «помещение с камином», а МЕДВЕДЬ от словосочетания «мед ведать (знать)». Происхождение слов нашего языка в школе не изучается. Но элементы этимологического анализа иногда бывают крайне необходимы, особенно с целю запоминания написания непроверяемых слов. Словообразовательный анализ рассматривает состав слова в плане современного языка и выясняет, является ли данное слово производным или первообразным. Если производным — какова его производящая основа и последовательность присоединения (или отсечения) аффиксов, каков способ словообразования: учитель-ск-ая (прил.)<�учи-тел<�учи-ть (в обоих случаях способ образования — морфологический, суффиксальный). Словообразовательный разбор подробно изучается в средней школе, но и в начальной школе без его элементов не обойтись, особенно при выделении суффиксов и приставок.
Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения его в начальных классах.
Задачи:
- — изучить и систематизировать литературу по теме;
- — описать морфемный состав слова в современном русском языке;
- — рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;
- — изучить опыт работы учителей школ по данной теме.
Объект исследования: состав слова.
Предмет исследования: методы, способы, приемы изучения состава слова на уроках русского языка в начальной школе.