Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация образовательной среды вуза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. А. Ясвин предложил в процессе психолого-педагогического проектирования образовательной среды исходить из предположения о наличии следующих ее признаков: модальности, широты, интенсивности, осознаваемости, обобщенности, эмоциональности, доминантности, когерентности, социальной активности, мобильности, устойчивости. Характеристики данных признаков приведены в табл. 3.4. Методический компонент… Читать ещё >

Организация образовательной среды вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие образовательной среды вуза было введено в параграфе 2.5 в связи с рассмотрением принципа всестороннего развития личности обучающегося в социокультурной среде вуза. Образовательную среду можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [159]. Этот «образец» может быть либо четко осознаваем, либо «размыт», т. е. не до конца осознаваем теми, кто реально проектирует и организует образовательную среду.

Использование в теории и практике образования понятия «образовательная среда вуза» нацелено на выделение тех факторов образовательной среды, которые вносят наиболее существенный вклад в формирование общекультурных компетенций.

Понятие образовательной среды, по мнению В. И. Слободчикова, определяется прежде всего профессионально-деятельностной (или, по отчеству, организационно-управленческой позицией) субъектов образовательного процесса, так как специфическим свойством образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами. Формирование, обогащение и распределение таких ресурсов есть предмет именно организационно-управленческой деятельности. Создание образовательных ресурсов (т.е. организация развивающих возможностей образовательной среды) становится ключевой управленческо-педагогической задачей для всех субъектов образовательного процесса вуза.

Ю. Кулюткин и С. Тарасов выделяют следующие структурные компоненты образовательной среды. Пространственносемантический компонент: архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); символическое пространство (различные символы: герб, гимн, традиции и др.). Содержательнометодический компонент: содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); методы и формы организации образования (формы организации занятий -лекции, семинары, дискуссии, конференции и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.). Коммуникационно-организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.); коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей и студентов, инициативных групп и др.) [79].

В. А. Ясвин предложил в процессе психолого-педагогического проектирования образовательной среды исходить из предположения о наличии следующих ее признаков: модальности, широты, интенсивности, осознаваемости, обобщенности, эмоциональности, доминантности, когерентности, социальной активности, мобильности, устойчивости [158. С. 119−159]. Характеристики данных признаков приведены в табл. 3.4.

Таблица 3.4. Признаки образовательной среды по В. А. Левину.

Модальность.

Качественно-содержательная характеристика, которая представляет образовательную среду с типологической точки зрения (в то время как все другие параметры дают количественные характеристики образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя).

Широта.

Структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Интенсивность.

(насыщенность).

Структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями вуза, а также концентрированность их проявления.

Осознаваемость.

Степень сознательной включенности всех субъектов образовательного процесса, осмысленности их образовательной деятельности.

Обобщенность.

Степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды (внутренняя согласованность, непротиворечивость образовательной среды вуза).

Эмоциональность.

Мотивационная характеристика условий, влияний и возможностей образовательной среды, определяющая характер и степень эмоционально положительного фона, создаваемого в вузе (соотношение эмоционального и рационального компонентов среды).

Доминантность.

Значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; показывает иерархическое положение образовательной среды по отношению к другим источникам влияния на личность.

Когерентность.

Согласованность влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности.

Социальная активность.

Показатель социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды во внешнюю (относительно образовательного учреждения) среду.

Мобильность.

Способность образовательной среды к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания.

Устойчивость.

Диахроническая характеристика, определяющая стабильность образовательной среды — ее способность сохранять и поддерживать условия, влияния и возможности во времени.

Согласно В. А. Левину интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Оценить качество образовательной среды можно путем анализа качества пространственно-предметного компонента этой среды, качества ее социального компонента и качества связей между ними. Содержание такого рода связей или, другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей среды составляет третий, технологический, или деятельностный, компонент образовательной среды.

Алгоритм проектирования образовательной среды включает следующие шаги:

  • 1. Определить образовательную идеологию (модальность) образовательной среды и стратегию ее реализации.
  • 2. Определить конкретно-содержательные цели и задачи предполагаемого образовательного процесса в данной среде.
  • 3. На основе поставленных целей и задач разработать соответствующее содержание образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей всех его субъектов.
  • 4. Разработать проект пространственно-предметной организации образовательной среды.
  • 5. Разработать проект социальной организации образовательной среды.
  • 6. Разработать проект технологической организации образовательной среды.
  • 7. Провести экспертизу разработанного проекта образовательной среды на основе следующих формальных параметров: модальности, широты, интенсивности, степени осознаваемости, эмоциональности, обобщенности, доминантности, когерентности, социальной активности, мобильности, предполагаемой устойчивости.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предписывают необходимость определять при разработке соответствующих образовательных программ возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса бакалавриата, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. В ООП дается характеристика социокультурной среды вуза, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Опираясь на концепцию образовательной среды, Ю. Кулюткин и С. Тарасов назвали основные условия, способствующие эффективному творческому развитию специалистов в среде учреждений последипломного образования [79].

Содержательный компонент образовательной среды — актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; интегративный подход к содержанию обучения; открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.

Методический компонент — вариативность учебных программ; свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения; разнообразие методических обучающих средств; акцент на диалогическое общение; учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.

Коммуникативный компонент — взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников; преобладающее позитивное настроение всех участников; участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Очевидно, что многие из приведенных условий могут быть использованы для проектирования образовательной среды и в учреждении высшего образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой