Педагогическое обеспечение социального становления одаренных детей дошкольного возраста
Диссертация
Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах на заседаниях кафедры психологии Московского государственного открытого педагогического университета, заседаниях лаборатории дошкольного обучения и воспитания Московского института инновационных технологий, заседаниях педагогического коллектива прогимназии № 1751 ГОУ ЦАО г. Москвы, выступлениях на международном… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Концептуальный анализ особенностей социального становления одаренных детей дошкольного возраста
- 1. 1. Исследование подходов к проблеме одаренности в зарубежных и отечественных исследованиях
- 1. 2. Сущность, содержание и структурные компоненты детской одаренности
- 1. 3. Критерии, уровни и условия развития структурных компонентов детской одаренности
- 1. 4. Педагогические особенности социального становления одаренных детей дошкольного возраста
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социального становления одаренных детей дошкольного возраста
- 2. 1. Организация и методы исследования
- 2. 2. Комплексное исследование особенностей одаренности дошкольников
- 2. 2. 1. Исследование особенностей личностного развития дошкольников
- 2. 2. 2. Исследование когнитивного компонента одаренности
- 2. 2. 3. Исследование интеллектуального компонента одаренности 11о
- 2. 2. 4. Исследование креативного компонента одаренности
- 2. 3. Комплексное исследование готовности педагогов-воспитателей к работе с одаренными детьми
- 2. 4. Реализация комплекса условий по педагогическому обеспечению социального становления одаренных детей дошкольного возраста
- 2. 4. 1. Разработка и апробация психолого-педагогической технологии по обеспечению социального становления одаренных детей дошкольного возраста
- 2. 4. 2. Эффективность и влияние психолого-педагогической технологии на социальное становление одаренных детей дошкольного возраста
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Аверина И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: Пособие для школьных психологов. М., 1996. — 60 с.
- Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1984.-23 с.
- Азаров Ю., Азарова Л. Босоногие Сократы. // Дошкол. воспитание, — 1996, — № 6, 9, 10.
- Айзенк Г. Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. -Н.Новгород: Ай Кью, 1994. 170 с.
- Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей. // Вопросы психологии. 1980. № 3.-С. 101−108.
- Акимова М.К. Возможности психологической диагностики в измерении способностей. // Психолог в школе. 2000. № 2. С. 3−9.
- Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка: Автореф. канд. дис. Л., 1980.-24 с.
- Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 167 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете дети? М.: Просвещение, 1976. -176 с. В
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. — 297 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопросы психологии. 1968. № 6. С. 21−33.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Учен, зап. ЛГУ. 1959. № 265., Серия философ, наук, Вып № 16. С. 41−60.
- Анастази А. Психологическое тестирование. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. — 366 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 238 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 568 с.
- Антонова Т. Диагностика творческой одаренности ребенка и его психологической готовности к обучению // Диагностика готовности детей к обучению в прогимназических классах. Йошкар-Ола, 1994. — С. 4−25.О
- Аркадии Л.И. Индикатор таланта. М.: Мол. гвардия, 1968. — 205с.
- Артемов В.А. Детская экспериментальная психология. Школьный возраст. М.: Гос. изд., 1929. — 256 с.
- Артемьева Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 206 с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
- Бабаева Ю.Д. Новые информационные технологии и проблемы одаренности: Психол. аспект. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. — С. 367−420
- Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность. // Нач. шк.: плюс-минус. 2000. — № 3. — С. 29−35.е
- Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. М., 2000.
- Белова Е.С. Всегда ли успешен одаренный ребенок? : Психол. аспект. // Нач. шк.: плюс-минус. 2000. — № 3. — С. 51−54.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей: Учеб. метод. Пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001. — 140 с.
- Белова Е.С. Особенности проявления творческой одаренности в старшем дошкольном возрасте. // Шк. здоровья. 2001. — № 1. — С. 33−38.
- Белова Е.С., Ищенко И. П. Исследование одаренности в дошкольном возрасте. // Шк. здоровья. 1995. — Т.2, № 3. — С. 21−30.
- Бине А. Современные идеи о детях. / Пер. с франц. под ред. Г. Г. Шпетта. М.: Космос, 1910. — 216 с.
- Биологическое и социальное в развитии человека / Сб. статей, ред. коллегия: Б. Ф. Ломов, Е. Б. Шорохова, А. В. Брушлинский. М.: Изд-во «Наука», 1973.-270 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 695 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. — 347 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.
- Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Apryc, 1994.-208 с.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1991.-32 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1990. — 283 с.
- Бронникова М.С. Педагогические условия развития одаренныхдетей в процессе экологического образования дошкольников: Дис.канд.пед. наук. Екатеринбург, 2000.
- Брофман В.В. Формирование наглядного опосредствования в конструктивной деятельности старших дошкольников: Дис.. канд. психол. наук. М., 1988. — 149 с.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977 — 412 с.
- Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. / Исследования Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. М: Высшая школа, 1968.-104 с.
- Брюно Ж., Малви Р., Назарет Л. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психол. журн. 1995. — Т. 16, № 4. — С. 73−78.
- Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 21 с.
- Буторина Н., Григорьевских В. «Белая ворона» дома, у психолога и в школе: Пробл. выявления и диагностирования одарен, детей. // Нар. образование. -1996. № 8. — С. 15−19.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 197 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. -556 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. — 196 с.
- Варенцова Н. К вопросу обучения грамоте одаренных дошкольников: Работа по программе" Одаренный ребенок" в дет. саду. // Дошкол. воспитание. 2000. — № 8. — С. 51−57.
- Венгер А.А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1958. — 16 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973. — 96 с.
- Венгер Л.А., Холмовская В. Б. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978. — 248 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М: Прогресс, 1987. -335 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. — 415с.
- Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками. //Дошкольное воспитание. 1995. № 3. С. 24−36.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. — 78с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред.
- A.Н.Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. -144 с.
- Вопросы психологии способностей школьников. / Под ред.1. B.А.Крутецкого. М., 1964.
- Воронова Т.И. Подготовка учителя к педагогической деятельности с одаренными младшими школьниками: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6.-397 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. -51 с.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия.- СПб.: Ред. Журн. «Знание», 1875. 313 с.
- Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.- Красноярск, 1996. 20 с.
- Гезел А. Умственное развитие ребенка. Методика и диагностика умственного развития от рождения до 6-ти лет. М.-Л.: Гос. изд., 1930. -370 с.
- Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. — 486 с.
- Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.-256 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. — 79с.
- Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев: Рад. шк., 1991. — 64 с.
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: РОВО «Укрвузполиграф», 1992. — 83 с.
- Гильмеева Р.Х., Сибгатуллина И. Ф. Одаренный ребенок к развитии, общении, учении или что можно сказать об одаренности сегодня: Учеб.-метод. Пособие. Казань: Медицина, 1997. — 282 с.
- Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 494 с.
- Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 1992. — 127 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1996.
- Голубева А.И. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1955.-15 с.
- Голубева Э.А. Способности и склонности. М., 1989.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. — 432 с.
- Горелова Г., Степанов В. И вырастет талант: Критерии определения одаренности. // Нар. образование. 1996. — № 8. — С. 20−21.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. -179 с.
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. -Калининград: КГУ, 1995. 93 с.
- Грузенберг С.О. Психология творчества. Введение в психологию творчества. Т.1. Минск: Белтрестпечать, 1923. — 257 с.
- Грязева В.Г. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Челябинск, 1996.
- Гурьянова Т. Заповедник для одаренных: Социал.-психол. пробл. обучения одарен, детей в общеобразоват. шк. // Первое сент. -1997.-№ 29).-С. 3.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., 1976. — 79 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
- Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. — 24 с.
- Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительности. М.: Знание, 1989. — 79 с.
- Диагностика познавательных способностей. / Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль: ЯГПИ, 1986. — 150 е.
- Диагностические методы работы с одаренными школьниками. -Воронеж, 1991. 80 с.
- Доровской А.И. Дидактические условия развития когнитивной деятельности одаренных школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. 16 с.
- Доровской А.И. К проблеме измерения одаренности детей. // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. М., 1994. — Ч.З. — С. 42−44.
- Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 310 с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. — 224 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
- Дубрович С.В. Педагогика и психология. М., 2000.
- Дурова Т.В. Воспитание социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Ярославль, 1995. — 18 с.
- Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М: Знание, 1984. — 80 с.
- Дуткевич Т.В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1990. — 19 с.
- Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего. Берлин, 1922. — 179 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Нар. асвета, 1996. — 399 с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М: Знание, 1986.94 с.
- Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3−7 лет). // Психол. наука и образование. -1997.- № 2. -С. 20−27.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 52−59.
- Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей: старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание. 1993. № 8. С. 46−51.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве: Дис. докт. наук. М., 1990. — 312 с.
- Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста. // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 67−77.
- Дюргейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Науч. ред. В. С. Собкин, В. Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
- Ермолова Т.В. Одаренный ребенок: подарок или наказание судьбы? // Эстет, воспитание. 2001. — № 3. — С. 43−46.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 21 с.
- Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии. М.: Работник просвещения, 1927. — 76 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — 316 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
- Зырянова Н.М. Генотип средовые соотношения изменчивости показателей когнитивной сферы у детей 6−7 лет: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1992.-270 с.
- Иванов А. Одаренные дети: как их понимать и развивать. // Част. шк. 1995. — N 6. — С. 159−163.
- Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвера, П.Гринфилда. М., 1971. — 389 с.
- Ищенко И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 17 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. — 200 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Касаткина Е.Л. Основные показатели отбора одаренных детей: Прогр. отбора одарен, детей, поступающих в шк., разраб. Кемер. гос. унтом. // Проблемы многоуровневой подготовки в вузе. Кемерово, 1994. -С. 90−106.
- Касаткина Е.К. Формирование социальной активности подростков в условиях временного детского коллектива: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1990. — 16 с.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. — 304 с.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. / Под ред. Д. О. Кацарова. СПб.: О. Богданова, 1911. -168 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. -Л., 1960. Т. 2.-304 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
- Колесникова И.А. Об опыте реализации Петербургской концепции воспитания. Современные подходы к методологии и технологии воспитания. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. СПб., 1997. — С. 33−37.
- Коломенский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заседений. М.: Наука, 1994. — 317 с.
- Кому доверим одаренных? Подгот. учителей в пед. уч-щах Челяб. обл.: Статьи. // Нар. образование. 1996. — № 8. — С. 94−98.
- Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области / Под рук-вом М. И. Рожкова. Ярославль, 1995. — 44 с.
- Кочарян Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.
- Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. / Под ред. Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной. М: Интор, 1995. -43 с.
- Кречмер Э. Гениальные люди: Пер. с нем. СПб.: Гуманитар, агентство «Акад. проект», 1999. — 243 с.
- Круглова Л. Что делает человека счастливым? Пробл. дет. одаренности. // Нар. образование. 1996. — № 8. — С. 26−28.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. — 431 с.
- Крушельницкая О.Б. Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками : (На материале общеобразоват. шк.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук. М., 1998. — 20 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., 1975. -303 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32 с.
- Кулемзина А.В. Теоретические основания и организационно-педагогические условия обучения одаренных детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 1996. 18 с.
- Кулемзина А.В. Центр детской одаренности : г. Новосибирск: Включает шк. для одарен, детей 3−6 лет, каф. ран. одаренности, науч. отд. // Част. шк. 1996. — № 4. — С. 42−46.
- Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности. // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 59−65.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924. — 290 с.
- Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. СПб., 1908. -24 с.
- Ларионова И.Р. Семья как фактор развития одаренных детей: По материалам исслед., провед. среди учащихся 7 кл. авт. шк.-лаб. N 46 г. Иркутска по методике «Анализ семейных взаимоотношений «. // Сиб. психол. журн. 1998. — № 8−9. — С. 69−71.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М- Воронеж, 1997. — 448 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие: Для студентов высших пед. учеб. заведений. М: Академия, 2000.-318 с.
- Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. / Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1970. — 32 с.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников. М., 1960. — 215 с.
- Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М., 1996.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. — 79 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 280 с.
- Лейтес Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба : Исслед. сов. психолога Б. М. Теплова (1896−1965 гг.) по пробл. способностей и одаренности. // Вопр. психологии. 1996. — № 6. — С. 139−152.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
- Леонтьев A.H. Проблемы развития психики. М., 1972. — 574 с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Республика, 1995.-397 с.
- Лосева А. Работа психолога с родителями одаренных детей дошкольного возраста // Прикладная психология и психоанализ. 1998. -№ 1. — С. 55−64.
- Луганская Г. Б., Мартынято С. И. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки. // Психолого-педагогические аспекты системной работы с одаренными детьми в условиях отдельного региона. Майкоп, 1997. — Вып.1. — С. 24−27.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат., 1976. — 144с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. -127 с.
- Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М.: ИНИОН, 1979. — 37 с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Изд-во Петроком, 1992.-318 с.
- Марцинковская Т.Д. Анализ проблемы психического развития ребенка в советской науке 20−30-х годов: Дис.. канд. психол. наук. М., 1990. -171 с.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-Пресс, 1997. 176 с.
- Маслова В. Из опыта работы с одаренными детьми дошкольного возраста: О прогр. обучения дошкольников 4−7 лет в прогимназ. кл. N 133 г. Чебоксары. // Халах шкуле=(Нар. шк.). 1997. — № 1. — С. 36−44.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Пробл. практич. диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. -127 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29−33.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М&bdquo- 1972.-208 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5−17.
- Матюшкин A.M., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М., 1981. — 84 с.
- Матюшкин A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети. // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 88−98.
- Матюшкин A.M., Яковлева Е. Л. Учитель для одаренных. // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции. М., 1991. — С. 192−202.
- Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: лекции, профитанные на педагогическом факультете Уральского университета в 1920—1922 гг. Т. 1, 2, 3. М.-Петроград: Государственное издательство, 1923.
- Международный проект «Космос и одаренность» = International Project «Space and gifted»: Разработки, докл., информ. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1995. Вып.3,ч.1. — 1995. — 88 с.
- Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. / Пер. с нем. под ред. Н. Д. Виноградова. Ч. 1−3. М.: Мир, 1917. Ч. 2.-710 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. -М: Искусство в школе, 1995. 142 с.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х. Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Мельникова Е.Л. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.
- Мельникова Е.Л. Работать с одаренными здесь и сейчас! // Нач. шк.: плюс-минус. — 2000. — N 3. — С. 23−28.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
- Методики психодиагностики в спорте. / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плактиенко, Л. Н. Серова. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
- Методические рекомендации по составлению образовательных программ для одаренных школьников. Воронеж, 1994.
- Методы выявления одаренности: Разраб. специалистов Метод, центра и Лаб. психол.-пед. поддержки способ, и одар. Детей Юго-Зап. окр. Москвы. // Образование. 1999. — № 4. — С. 31−42.
- Мизрахи Б. Достояние нации: О работе с одарен, детьми в рамках Президент, прогр. «Дети России «. // Нар. образование. 1996. -№ 8. — С. 4−5.О
- Миколюнене В.-С.А. Преемственность внешкольного учреждения и школы в формировании общественной активности подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Вильнюс, 1988. — 24 с.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб.: «Акцидент», 1996. — 128 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86−95.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961. — 224 с.
- Мочалова О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 23 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997.96 с.
- Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-80 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М: Педагогика, 1981. — 239 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 103 с.
- Наторп П. Культура народа и культура личности: 6 лекций. -СПб.: Изд-во Богдановой, 1912.-189 с.
- Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности. СПб., 1911.- 360 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. М., 1961. — 160 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. — С. 3−10.
- Никитин Б.П. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. М.: НИИ общ.пед. АПН СССР, 1976.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. — 330 с.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.-464 с.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. -152 с.
- Обухова Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М: Изд-во МГУ, 1994. — 79 с.
- Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. / Под ред. Р. С. Буре. М.: АПО, 1994. — 92 с.
- Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева. СПб., 2000.
- Одаренность детей: Выявление, развитие, поддержка: Экспресс учебн. пособие для спец. курса. — Челябинск: Факел, 1996. — 119 с.
- Одаренные дети. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 380 с.
- Одаренный ребенок. / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычева, И. А. Бурлакова и др. М., 1997. — 137 с.
- Ожиганова Г. В. Развитие творческих способностей. М., 1995.37 с.
- Опевалова Е.В. Психологический анализ взаимодействия образного и вербального в умственной деятельности дошкольника. Автореф. канд. дис. Л., 1980. — 24 с.
- Опевалова Е.Е. Взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов в познавательной деятельности старшего дошкольника. Комсомольск-на-Амуре: КГПИ, 1995. — 94 с.
- Опыт системного исследования психики ребенка. / Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975. — 231 с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 402 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М: Педагогика, 1988. — 135 с.
- Особенности работы с одаренными детьми: Метод, рекоменд. -Саранск: МРИПКРО, 1997. 53 с.
- Оствальд В. Великие люди. СПб.: Книжный склад «Провинция», 1910.-393 с.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера (WISC). М., 1973.-79 с.
- Панов В.И. Если одаренность явление, то одаренные дети — это проблема: Психол.-пед. аспект. // Нач. шк.: плюс-минус. — 2000. — № 3. — С. 3−10.
- Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. // Прикладная психология. 1998. — № 3. — С. 33−48.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление обучение — развитие. // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30−44.
- Панов В.И. Одаренность что она есть и как с ней быть?: Беседа с зав.лаб. экопсихологии развития Психол. ин-та Рос. акад. образования В. Пановым. // Семья и шк. — 2000. — № 12. — С. 10−12.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве.О
- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. 272 с.
- Педагогическая энциклопедия. / Под ред. Б. К. Бабанского. М., 1988.-478 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.-223 с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1997.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная психологическая академия, 1994. — 680 с.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур классификации и сериации. М., 1963. — 450 с.
- Пидкасистый П.И., Чудновский В. Э. Программа- Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся. М.: Пед. о-во России, 1999. — 30 с.
- Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности. Учебно-методическое пособие. Кострома, Изд-во КГУ, 1999. — 116 с.
- Пискарева И.Е. Методы диагностики готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Учебное пособие. Кострома, Изд-во КГУ, 1999.-60 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
- Поддъяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание. -М., 1985.-200 с.
- Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1994. — 47 с.
- Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М., 1955. — 260 с. О
- Пойа Д. Как решать задачу. М., 1959. — 207 с.
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1976. — 264 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 308 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1980.
- Попов А. Одаренность детей : Отлич. особенности развития и поведения талантливых детей. // Я-сам! Я-сама! 1996. — № 1. — С. 40−41.
- Попова Л.В. Что такое одаренность: Соврем, подходы. // Шк. здоровья. 1995. -Т.2, № 1. — С. 5−18.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 204 с.
- Проблемы способностей. / Под ред. Мясищева В. Н. М., 1962. -303 с.
- Проблемы способностей в советской психологии. Сб. научн. трудов. М: НИИОП, 1984. — 144 с.
- Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. / Под ред. Л. А. Венгера. М.: НИИОП, 1980. — 85 с.
- Программа «Одаренный ребенок»: (Основ, положения) / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др.- Исслед. центр семьи и детства РАО, Дет. центр Венгера. М.: Новая шк., 1995. — 61 с.
- Программа «Развитие» (Основные положения). М: Новая школа, 1994. — 64 с.
- Протасов Ю.И. Специфика работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования : Опыт Художеств, шк. Сев. окр. Москвы./ Ю. И. Протасов // Пед. образование и наука. 2001. — № 1. -С. 30−34.
- Пряников Г. Д. Родник юных талантов: Пробл. педагогики одар. Детей. / Под ред. З. И. Равкина. М.: Новая шк., 1995. — 136 с.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под ред. К. М. Гуревича. М: Изд-во УРАО, 1997. — 301 с.
- Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1997. — 438 с.
- Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964. — 352 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника. / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965. — 294 с.
- Психология одаренности: от теории к практике / А. А. Адаскина, М. Р. Битянова, В. Н. Дружинин и др.- Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. — 96 с.
- Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
- Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д. В. Ушакова. М: ИП РАН, 2000. — 96 с.
- Работа психолога с одаренными детьми и подростками: Реф. курс: Программа авториз. изложения / Н. Ю. Масоликова.- Моск. экстер. гуманит. ун-т. М.: МЭГУ, 1997.- 26 с.
- Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998. — 66 с.
- Развитие и диагностика способностей. / Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.-181 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. — 222 с.
- Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. -155 с.
- Рахматуллин Т.Г. Формирование у студентов педвуза интегрально-педагогических умений для работы с одаренными и способными детьми в сельской общеобразовательной школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 1995.- 20 с.
- Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. М., 1924.-69 с.
- Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой. М.: Серия «Психологическая диагностика», 1996. -104 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 230 с.
- Репринцева Е.А. формирование социально ценного опыта подростков в коллективной игровой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1990. — 18 с.
- Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса: Г. Беленсон и И. Юровский, 1895. — 31 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. — 529 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. Учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2002. — 256 с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416 с.
- Руденко Г. И. Половозрастные особенности педагогической одаренности школьников: По материалам обслед., провед. среди учащихся III, Ylll, XI кл. шк. г. Перми. // Вестн. Перм. гос. пед. ун-та. Сер. 1, Психология. 1995. -N 1. — С. 45−51.
- Рыбакова М.М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества: Автореф. канд. дис. М., 1952. — 14 с.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / Пед. о-во России. М.: Пед. о-во России, 1999. — 219 с.
- Савенков А.И. Детская одаренность: Теоретические основы развития. М., 1996. — 150 с.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М: Академия, 2000. — 231 с.
- Савенков А.И. Одаренные дети: особенности психического развития // Magister. 1997. — № 5. — С. 69−80.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 24−29.
- Савенков А.И. Особенности психосоциального развития одаренных детей. // Домаш. воспитание. 1999. — N 2−3. — С. 281−283.
- Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. -37 с.
- Савенков А.И. Принципы разработки программ для одаренных детей // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 97−101.
- Савенков А.И. Технологический аспект психодиагностики детской одаренности. // Прикладная психология. 1998. — № 3. — С. 49−54.
- Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Домаш. воспитание. 1998. — № 4. — С. 20−24.
- Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Дисс. канд. псих. наук. -Новосибирск, 1997. 354с.
- Сборник психокоррекционных техник. Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1998. — 60 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1988. — 256 с.
- Селли Дж. Гениальность и помешательство. / Пер. с англ. Под ред. Л. Е. Оболенского. СПб.: В. И. Губинский, 1895. — 44 с.
- Серопян К.С. Воспитание социальной активности личности школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ереван, 1988. — 20 с.
- Сечкарева Е.В. Психодиагностика одаренности детей дошкольного возраста: Методическое пособие. М.-Кострома: Изд-во КГУ, 2001.-64 с.
- Сечкарева Е.В. Психолого-педагогический практикум по развитию структурных компонентов одаренности детей дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: МАСР, МИИТ, 2002. — 92 с.
- Сечкарева Е.В. Психолого-педагогический практикум по развитию структурных компонентов одаренности детей дошкольного возраста: Приложение к методическому пособию. М.: МАСР, МИИТ, 2002. 98 с.
- Сиверио Гомес A.M. Формирование опосредствованного решения познавательных задач у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1977.-20 с.
- Симаева Т.В. Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 18 с.
- Система работы с одаренными детьми: в 2 кн. / Под ред. Гаринова М. И. и др. Уфа, 1996.
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под ред. Л. А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996. — 128 с.
- Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт», 1994. -752 с.
- Социальная психология. Учебное пособие. / Под ред. Петровского А. В. М., 1987.
- Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль: ЯПИ, 1976. — 82 с.
- Способности и интересы. / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1962. -307 с.
- Способности и склонности. Комплексные исследования. / Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989.
- Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 1990. — 128 с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М., Ассоциация «Профессиональное образование, 1991.-184 с.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х томах. М-Тула: АСОПиР, 1993.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1941. Т. 2.- 533 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. -325 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Вестник образования. 1997. № 6.- С. 12.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
- Тушканова О.В. Развитие одаренности: Пособие для детей 6−9 лет. Волгоград: Б.и., 1995. — 24 с.
- Тюленев П.В. Как развивать детей одаренными? : Руководство для родителей, воспитателей и педагогов: Семь тайн развития интеллекта / Ассоц. педагогов-новаторов, МИР. М.: Соц. защита, 1998. — 77 с.
- Тюмасева 3. Одаренность в каждом ребенке: Социал. и пед. проблемы ранней диагностики и развития способностей и талантов у детей. // Дет. творчество. 1997. — N 2. — С. 6−7.
- Уарте X. Исследование способностей к наукам. / Пер. с инпан.
- A.И.Рубина. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 319 с.
- Учителю об экологии детства. / Под ред. В. П. Лебедевой,
- B.И.Панова. М., 1995. — 231 с.
- Факторы одаренности: Методика исслед. / Магнитогор. гос. пед. ин-т- Сост. Т. М. Витик, В. И. Малков. Магнитогорск: Магнитог. гос. пед. инт, 1996, — 25 с.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой иОинтеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 136 с.
- Филимоненко Ю.И., В.И.Тимофеев. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (wise). СПб.: ГП «Иматон», 1993.-57 с.
- Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986.-590 с.
- Флейвел Дж. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967. — 622с.
- Фотьянова Е. Диагноз: «Безнадежно талантлив»: Характеристика уровней социализации одарен, школьников. // Учит. газ. 1996. — № 2. — С. 6.
- Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система
- C.Т.Шацкого. М.: Прометей, 1993. — 176 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М: Просвещение, 1990. — 447 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Совершенство, 1998. — 411 с.
- Фриман Д. Ваш умный ребенок. М., 1996. — 192 с.
- Фриман Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет = How to encourage your children’s talents / Д. Фриман- Пер. с англ. А. Левитовой, — М.: ТОО Центр «ПРО»: Альвис: Столетие, 1995. 227 с.
- Фролов С.С. Личностная детерминация генезиса детской одаренности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -Ставрополь, 2000. 25 с.
- Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков: Мюнхен, лонгитюд. исслед. // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 243−264.
- Холодная М.А. Новое слово в комплексном изучении одаренности: О кн. «Психология одаренности детей и подростков «. Ред. Н. С. Лейтес. Москва, 1996 г. // Психол. журн. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 143 145.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. Ун-та. М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
- Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972. — 287 с.
- Цеханская Л.И. Формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности дошкольника: Автореф. канд. дис. М., 1976. — 14 с.
- Чехонина О.И. Особенности обучения одаренных детей старшего дошкольного возраста : Психосоц. адаптация. // Проблемы детства и подготовки будущего педагога дошкольного образования. -Саранск, 1998. Вып.2. — С. 29−37.
- Чехонина О.И. Особенности психического развития одаренных детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 16 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самопознания в психологии. М., 1977.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. — 126с.
- Чудасова Л.А. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х начала 30-х годов XX в.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 1996. — 20 с.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Шагивалеева Г. Я., Яхина З. Ш. К вопросу об изучении умственной одаренности в дошкольном возрасте. // Реализация современных технологий школьного образования старшеклассников. Казань, 1998. -Кн.2,ч.З. — С. 121−126.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 3−10.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. — С. 7−20.
- Шадриков В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 24−38.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения / Под ред. И. А. Конрова. В 4-х т. М.: Просвещение, 1964.
- Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство. М., 1997.
- Шпарева Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Майкоп, 1997. — 27 с.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Харьков: Книгопосылка, 1926. — 404 с.
- Штерн В. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Петроград, 1915.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. / Пер. с нем. под ред. М. А. Энгельгардта. Пг.: Изд-во газ. «Школа и жизнь», 1915. — 309 с.
- Штерн В. Умственная одаренность: Психол. методы испытания умств. одаренности в их применении к детям шк. возраста: Пер. с нем. -СПб.: Союз, 1997.- 124 с.
- Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников: По материалам лонгитюд. исслед., провед. Психол. ин-том Рос. акад. образования в ряде шк. Москвы./ Е. Щебланова. // Нар. образование. -2001.-№ 1.-С. 150−156.
- Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников. // Вопр. психологии. 1998. — № 4. — С. 111−122.
- Щебланова Е.И., Аверина И. С., Хеллер К. А. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 97−107.
- Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М., 1923. — 136 с.
- Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М.-Л.: Моск. акц. изд. общ-во, 1927. — 98 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.-63 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /
- B.В.Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.
- Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: «Советская энциклопедия», 1964. 736 с.
- Эфроимсон В. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991. — 60 с.
- Юркевич B.C. Воспитание против одаренности : Пробл. развития познават. активности детей в семье. // Семья и шк. 1995. — № 2. — С. 1415.
- Юркевич В. «Другая» одареность: Дети с непроявл. одаренностью: Психол. характеристики. // Семья и шк. 1995. — № 9. — С. 16−18.
- Юркевич B.C. Иллюзии. Реальность.: Особенности поведения, общения, познават. деятельности одарен, детей. // Семья и шк. 1996. -№ 8. — С. 5−9.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М., 1996.-128 с.
- Юркевич B.C. О «наивной «и «культурной «креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.1. C. 127−142.
- Юркевич B.C. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Шк. здоровья. 1997. — Т.4, № 1. — С. 5971.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, Татарское кн. изд-во, 1991.- 192 с.
- Ягловская Е. К Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе. // Вопр. психологии. 1998. — № 3. — С. 61−69.
- Ягловская Е.К. Особенности взаимоотношений в группе одаренных детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М., 1994. — 17 с.
- Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1998.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. — 224 с.
- Abroms K.I., Gollin J.В. Developmental study of gifted preschool children and measures of psychosocial giftedness. Exceptional Children, 1980, № 46.-P. 334−341.
- Alexander W.P. Intelligence concrete and abstract. «Brit. Journ. Psych.», Monogr.Suppl. V. 6. № 19. 1935. P. 86−125.
- Bayard-De-Volo L.C., Feibert M. Creativity in the preschool child and its relationship to parental authoritarism. «Percept, and Mot. Skills», 1977, 45, № 1.-P. 170.
- Burns G.M., Lunnard G.D. Public Programming For Precocious Preschoolers G/C/T. November/December, 1991. № 6. — P. 56−60.
- Clark B. Growing Up Gifted. 2-nd ed. Columbus, Ohio, 1983.
- Cooper C.R. Gifted education in the total curriculum // The education digest. 1995. — Vol. 61, N 1. — P. 65−69.
- Davis R.D. Legasthenie als Talentsignal: Lernchance durch kreatives Lesen. Genf- Muenchen: Ariston, 1995.
- De Haan R.F., Havighurst R.I. Educating gifted children. Chicago, 1961.-341 p.
- Developing Talent in Young People /By ed. B.Bloom. N-Y., 1985. -557 p.
- Elbing E., Heller K.A. Berafungsanlaesse in der Hochbegabtenberatung // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 1996. -Jg. 43, N 1. -S. 57−69.
- Feger B. Hochbegabung: Chancen u. Probleme. Bern e. a.: Huber, 1988.
- Feldhusen J.F. Talent development versus gifted education // The educational forum. -1995. Vol. 59, N 3. — P. 346−349.
- Feldhusen Т., Kollooff M. A three stage model // The Gifted Child Today. 1989.-Vol. 12., № 1.-P. 15−19.
- Fiedler E.D., Lange R.E., Winebrenner S. Ability grouping: geared for the gifted // The education digest. 1994. — Vol. 59, N 5. — P. 52−55.
- Finden und Foerdern von Begabungen: Fachtagung des Forum Bildung am 6. u. 7 Maerz 2001 in Berlin. Bonn, 2001.
- Freeman I. Gifted children growing up. London, 1991. 243 p.
- Freeman I. Gifted children. Lancaster. MTP Press, 1979.
- Gallagher J.J. Peer acceptance of highly gifted children in elementary school. The Elementary School Journal. 1958, № 58. — P. 465 470.
- Gallagher, J.J. Teaching the Gifted Child. Boston: Allyn and Bacon, Jnc., 1994.
- Gardner H. Art. Mind and Brain. N.Y., 1986.
- Getzels J.W. and P.W.Jackson. Creativity and Intelligence. New York, John Wiley and Sons, 1962.
- Getzels J.W. and Csikzentmihaly P.W. Creative thinking. «Science journal», 1967.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. McGraw-Hill. N.Y., 1967.
- Guilford J.P. Three faces of intellect / American Psychologist. 1959, № 14. — P. 469−479.
- Guilford J.P., Christensen P.R. The one-way relation between creative potential and IQ. 1973. — Vol. 7., № 4. — P.247−252.
- Hildreth G. Introduction in gifteness. N.Y., 1966. 572 p.
- Hollingworth L. Children above 180 IQ Stanford Binet: Origin and development. N.Y., 1942. — 145 p.
- Hollingworth L. Gifted children: Their nature and nurture. N.Y., 1926. -132 p.
- Hollingworth L. The child of very superior intelligence as a special problem in social adjustment//Mental Jugglery, 1931. № 15. P. 13−16.
- Identifying and Nurturing the Gifted in International Perspective / ed. K.A.Heller and J.F.Feldhusen. Hans Hubler Publishers Toronto Lewiston N.Y. — Bern — Stuttgart. 1986.
- Jensen A.R. How Much Can We Boost IQ and ScholasticО1. Achievement? 1969. 143 p.
- Kitano M.N., Korby D.E. Gifted Education: A comprehension view. Boston, etc. 1986. 269 p.
- Lemen fuer die Arbeitswelt // Bildung und Wissenschaft. 1995. — N 4, — P. 2−32.
- Mclntire J.A. How all middle-schoolers can be «gifted». // The education digest. 1998. — Vol. 63, N 9. — P. 57−61.
- Miller A. Das Drama des begabten Kindes und die Suche nach dem wahren Selbst: Eine Um- u. Fortschreibung.- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997.
- Norton R., Domen G. Gifted Children // The Elementary School J. -1984. -№ 3. P. 298.
- Plank S.B., Maclver D.J. Aiming poor urban kids toward college // The education digest. 1998. — Vol. 63, N 6. — P. 34−36.
- Programs for the gifted. // Phi Delta Kappan. 1998. — Vol. 79, N 10.-P. 735−763.
- Renzulli G. The enrichment triad model. Wethersfield, 1977.
- Renzulli J. What makes giftedness? Reexamining a definition. Phi Delta Kappan. 1978. — P. 180−184.
- Renzulli J.S. The three-ring conceptions of giftedness: a developmental model for creative productivity / Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.T., Davidson J.E. N.Y., 1986. — P. 53−92.
- Reyndds M., Birch S. «Giftedness and Talent: High Rate of Cognitive Development». Council for Exceptional children, 1977.
- Rice M. Shortcuts to developing giftedness in children // Gifted Education International. 1987. — Vol. 4. — № 3. — P. 137−168.
- Robinson H., Roedell W. Gifted young children. N.Y., 1980.
- Roedell W.C., Jackson N.E., Robinson A.B. Gifted young children Perspectives on gifted and talented education. N.Y.: teachers College, Columbia University Press, 1980.
- Sellin Donald F. Educating Gifted and Talented learners. London, 1980.
- Spearman Ch. Human abilities. London, 1950.
- Spearman Ch. Psychology down the Ages. London, 1937. — V. 1. -454 p.
- Spearman Ch. The abilities of man. London, 1927.
- Subotnik R.F., Arnold K.D. Viewing talent development longitudinally: an aid to policy making // The educational forum. 1995. — Vol. 59, N 3. — P. 372−380.
- Tannenbaum A.I. Gifted Children. N.Y.: MacMillan, 1983.
- Taylor C.W., Ellison R.L. Predictors and criteria of creativity: Progress report. // Climate for creativity. Rep. Of the 7th Nat. Res. conf. on creativity. Ed. Taylor C.W. N.Y.etc., 1972. — P. 149−166.
- Terman L. The intelligence of school children. London, 1921. 243 p.
- Terman L.M., Oden M.N. The gifted child grows up: Twenty five years follow-up of a Superior group. Genetic Studies of the Genius. Vol. 4. -Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1947.
- The play. Creative work. Natural gifts / The research inst. of art education of Acad, of the Rossiya. Udmurt state univ- Ed. by G.V. Arz’amova e. a. Moscow, 1992.
- The psychology of gifted children: Perspective on development and education / By ed. J.Freeman. N.Y. etc., 1985. — 414 p.
- Thurston J.J. Multiple factors analysis. Chicago, 1947. — 315 p.
- Torrance E.P. Grinding creative talent. Printice Hall, 1962. 343 p.
- Torrance E.P. The search for saturated creativity. N.Y., 1979. — 2281. P
- Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. London: Scholastic Testing Service, 1966.
- Torrance E.P., Daw D.C. Attitude patterns of creativity gifted high school seniors //Adolescent behaviour and society: A book of handings. N.Y., 1971.-P. 98−115.
- Treffinger D. J. From gifted education to programming for talent development // Phi Delta Kappan. 1998. — Vol. 79, N 10. — P. 752−755.
- Treffinger D.J., Firestien R.L. Update: Guidelines for effective facilitation of creative problem solving // GCT, v. 12, No 4, July-August, 1989. -P. 35−39.
- Vernon Th. The structure of human abilities. London, 1950. — 267 p.
- Wallach M.A. Tests tell us little about talent. Amer. Scientist, New Haven, 1976. Vol. 64. — № 1. — P. 57−63.
- Whitmor J. Giftedness, conflict and underachievement. Boston, 1980.-352 p.
- Witty P.A. A genetic study of gifted children. Yearbook of the national Society for the Study of Education, 39 (Part II), 1940. P. 401−408.
- Wood D. Neville. Teaching Gifted Children. Gerrard, 1973.
- Woolfolk A. Educational psychology. N.Y., 1987. — 215 p.