Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реорганизации начального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В июле 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание инициативных общественных комитетов по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В школах предусматривалось «укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания… Читать ещё >

Реорганизации начального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В июле 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание инициативных общественных комитетов по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В школах предусматривалось «укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания». Закон Божий должен был преподавать местный священник или по разрешению церкви специальный учитель. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный уездным школьным советом. В обязанности уездных школьных советов входило разрешение открытия новых школ, закрытия учебных заведений, назначения, оплаты и увольнения учителей. В уездный школьный совет должны были входить представители министерства просвещения, Святейшего синода, других правительственных школьных органов, а также два члена уездного земского собрания. Уездный школьный совет избирал председателя, которого утверждал губернский школьный совет. Губернский школьный совет должен был состоять из губернатора, главы церковной епархии, губернского руководителя школьного ведомства, двух членов губернского земского собрания.

Новый устав начальных школ (1874) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях.

Правительственные меры основывалась на идее приоритета Святейшего Синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями. И. Д. Делянов инициировал передачу церковно-приходских школ в ведение Синода. Поощрялось создание церковноприходских школ.

Видным идеологом и энтузиастом создания подобных заведений являлся С. А. Рачинский (1833−1902). Будучи подвижником просвещения, Рачинский искренне и глубоко отдавался делу организации начальных школ для крестьян.

В течение 1881−1894 гг. количество церковно-приходских школ увеличилось с 4 тыс. до 31,9 тыс. (соответственно число учащихся выросло с 105,4 до 981 тыс.). Число девочек в этих школах увеличилось за это время с 13,1 тыс. до 173 тыс. Программы были весьма урезанными: церковное пение, чтение религиозных текстов, письменный и устный русский язык, арифметика. Только в 225 церковно-приходских школах имелся 5−6-летний курс обучения (двухклассные училища). Остальные были одноклассными учебными заведениями. В некоторых из церковно-приходских школ давали навыки сельскохозяйственного или ремесленного труда.

По всей России с конца 1850-х гг. возникают воскресные школы. Делаются попытки создания для детей из народа земских школ на новых педагогических идеях и принципах. К моменту организации земских школ в стране существовало ничтожное количество народных училищ — 10−15 на губернию. Они находились в ведении министерств и, как свидетельствует ?. Ф. Бунаков, «были плохи до невероятия, с учителями-невеждами и совершенно неумелыми, только забивавшими детей» .

В числе новых народных школ, руководствовавшихся передовыми педагогическим идеалами своего времени, были Петербуржское Таврическое училище — основано М. И. Семевским, Д. Д. Семеновым, О. Ф. Миллером и др. (1859), Василеостровская школа — основана в Петербурге В. П. Острогорским, Л. Н. Модзалевским и др. (1860), школа в г. Воронеже — основана ?. Ф. Бунаковым (1867), Яснополянская школа — основана Л. Н. Толстым (1859). В этих учебных заведениях была создана светлая и радостная атмосфера труда, уважения к личности ребенка, пробуждения у него интереса к знаниям.

В Яснополянскую школу ученик шел, неся «только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера». Домашние уроки не задавались. Выговоров ученикам за опоздание не делали, да они, впрочем, почти никогда и не опаздывали. Традиционные уроки были заменены увлекательными образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и совместными творческими сочинениями учащихся, оживленными беседами.

Вот как выглядело начало учебного дня в школе: «Учитель приходит в комнату, а на полу лежат и пищат ребята… „Петр Михайлович! — кричит снизу кучи голос входящему учителю, — вели им бросить“. „Здравствуй, Петр Михайлович!“ — кричат другие, продолжая свою возню. Учитель берет книжку, раздает тем, которые с ним пошли к шкапу; из кучи на полу верхние, лежа, требуют книжку. Куча понемногу уменьшается» .

В школе царил «свободный беспорядок». Расписание было, но не соблюдалось. Ученик был вправе не приходить па занятия и не слушать учителя. В свою очередь, преподаватель был волен не пускать ученика в класс. Порядок и программу обучения согласовывали с детьми. Учителя составляли недельный план по школьным предметам (чтение, письмо, чистописание, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение). Планы также могли корректироваться по желанию учеников. Например, их любимым занятием было сочинение стихов. Занятия шли по утрам и вечерам, 7−8 часов. Они строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Небольшой коллектив учителей работал дружно и согласованно. Сам Толстой преподавал в старшем классе математику и историю, проводил физические эксперименты.

Яснополянская школа добивалась прекрасных результатов. В три месяца дети приобретали умение бойко читать. Ученики не знали страха перед учителем. Если кто-либо делал особые успехи, учитель от избытка чувств мог подхватить отличившегося под мышки и посадить на шкаф. На переменах учитель катался с ребятами на коньках, вертелся на турнике. Ребят звали шутливыми кличками. На уроках поддерживался дух равноправия. Учитель, например, мог попросить ребят написать рассказ по пословице, а те ему в ответ говорили: «А ты сам попробуй напиши» , — и учитель принимался писать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой