Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Логопедическая работа над связной речью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Краткий пересказ текста. В задании использовались тексты «На балконе» Л. П. Успенской (2 класс), «Вот так бегун!» Л. П. Успенской (3 класс). Ученики слушали текст, читали его вслух и отвечали на вопросы, кратко передавая последовательность событий каждой части, формулировали основную мысль текста, а затем называли слова на пройденные орфограммы. Работа с деформированным текстом (с использованием… Читать ещё >

Логопедическая работа над связной речью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В коррекционном обучении школьников с ОНР было выделено два направления.

  • 1. Развитие внутреннего программирования: а) формирование внутреннего программирования связных высказываний; б) развитие внутреннего программирования отдельных высказываний, то есть глубинно-семантического структурирования.
  • 2. Формирование языкового оформления речевого высказывания.

Логопедическое воздействие опиралось прежде всего на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формальноязыковой. При этом учитывалось, что переход к самостоятельному пересказу или рассказу возможен лишь после усвоения отношений на уровне отдельных предложений.

Коррекционная работа по развитию связной речи была направлена на формирование сукцессивных и симультанных процессов. При развитии внутреннего программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходило формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем эта структура включалась в связное высказывание, в контекст, в процесс речевого общения ребенка с логопедом и сверстниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключала развитие у школьников симультанных процессов.

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий на первом этапе работы использовалось большое количество схем, идеограмм, таблиц, графических схем, раздаточного материала, облегчавших усвоение семантической структуры предложения и текста.

В коррекционную работу включались следующие задания:

  • 1) описание предметов по основным признакам;
  • 2) развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем));
  • 3) сравнительное описание предметов;
  • 4) развитие умения пересказывать текст;
  • 5) развитие умения работать с деформированным текстом.

Совершенствованию языкового оформления текста способствовало называние слов текста, наиболее характерных для описания того или иного персонажа или действия, подбор синонимов к описываемым предметам и явлениям, продолжение рассказа своими словами.

В. Г. Борботько выделяет три типа тематической прогрессии текста: а) линейная структура (рема каждого предшествующего предложения становится темой последующего предложения); б) структура с постоянной темой (тема каждого последующего предложения повторяет тему предыдущего); в) структура деривационная (темы предложений, следующих друг за другом, происходят от одной общей «гипертемы», темы всего абзаца, главы и т. д.).

Анализ данных диагностического исследования выявил необходимость формирования и совершенствования деривационной структуры текста как наиболее нарушенной у школьников с ОНР.

Приведем примеры заданий по развитию связанной речи у детей с речевой патологией.

  • 1. Подробный пересказ текста. В задании использовались рассказы «В уголке Дурова» Л. П. Успенской (2 класс) и «Что не доставало белке» Л. П. Успенской (3 класс). Логопед просил детей внимательно прослушать рассказ, прочитать самим (возможно два раза) и ответить на вопросы по содержанию. Учащимся предлагалось объяснить лексическое значение отдельных слов, выделить главную часть рассказа и имеющиеся образные выражения, соотнести содержание текста с реальной действительностью, абстрагируя отдельные явления. Затем ученики находили и называли слова на пройденные правила правописания, объясняли свой выбор.
  • 2. Краткий пересказ текста. В задании использовались тексты «На балконе» Л. П. Успенской (2 класс), «Вот так бегун!» Л. П. Успенской (3 класс). Ученики слушали текст, читали его вслух и отвечали на вопросы, кратко передавая последовательность событий каждой части, формулировали основную мысль текста, а затем называли слова на пройденные орфограммы.
  • 3. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). В задании использовались тексты «Вежливый Вова» Л. П. Успенской и серия сюжетных картинок. Учащиеся должны были разложить картинки в логической последовательности, затем из слов составить предложения письменно и положить их под соответствующие картинки.
  • 4. Работа с деформированным текстом без опоры на картинки. В качестве материала для задания использовался текст «Мячик» Л. П. Успенской. Школьники читали слова предложений, объединяли их в логические высказывания и связный текст.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой