Развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике (ХХ в.)
![Диссертация: Развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике (ХХ в.)](https://westud.ru/work/3683840/cover.png)
Диссертация
Проведенный анализ различных форм развития воспитательного пространства зарубежных школ в условиях свободного воспитания и представленная в исследовании обобщенная характеристика педагогических принципов теории свободного воспитания в зарубежной педагогике представляет особую актуальность и значимость. На основе полученных данных стало возможным выявить прогностическое значение основных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Историко-теоретические предпосылки становления теории свободного воспитания в зарубежной педагогике XX века
- 1. 1. Ретроспектива становления теории свободного воспитания
- 1. 2. Философско-методологические корни теории свободного воспита
- 1. 3. Взаимосвязь теории свободного воспитания с психологическими теориями XX века
- 1. 4. Свободное воспитание как многомерный историко-культурный феномен гуманистической педагогики
- Выводы к 1 главе
- Глава II. Концептуальные основы свободного воспитания в зарубежной педагогике в рассматриваемый период
- 2. 1. Гуманистическая парадигма свободного воспитания как форма проявления общечеловеческих духовно-нравственных ценностей
- 2. 2. Детское счастье как цель и результат свободного воспитания
- 2. 3. Актуализация педагогических принципов теории свободного воспитания в зарубежной педагогике
- 2. 4. Приоритеты воспитания и требования к личности педагога в парадигме свободного воспитания
- Выводы ко 2 главе
- Глава III. Реализация теории свободного воспитания в зарубежной школе XX века
- 3. 1. Развитие многообразия форм воспитательного пространства зарубежных школ в условиях свободного воспитания
- 3. 2. Историко-культурный опыт организации жизнедеятельности детей в свободных школах за рубежом
- 3. 3. Педагогические условия нравственного воспитания и утверждения психической устойчивости ребенка в практике школ свободного воспитания
- 3. 4. Детское самоуправление в свободных школах Запада как средство гармонизации свободы и ответственности в практике свободного воспитания
- Выводы к 3 главе
- Глава IV. Синтетическое представление концептуальных положений и идей свободного воспитания в зарубежной педагогике рассматриваемого периода и их значения в современной воспитательной практике
- 4. 1. Основные тенденции и периодизация развития теории и практики свободного воспитания в современной зарубежной педагогике
- 4. 2. Общее и особенное в реализации свободного воспитания и закономерности функционирования свободных школ зарубежом
- 4. 3. Преемственность и основные направления влияния свободного воспитания на развитие гуманистической педагогической традиции в зарубежной педагогике XX в
- 4. 4. Адаптация зарубежного опыта теории и практики свободного воспитания в отечественном образовании
- Выводы к 4 главе
Список литературы
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.: Фирма «Топикал», 1994.-607 с.
- Авторская школа. //Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.-Т.1.-С. 17−18
- Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования /Под ред.
- И.Равкина. М.:ИТПИМИО, 1994.- 280 с.
- Актуальные проблемы и историография истории зарубежной педагогики.- М.: НИИ ОП, 1987.- 143 с.
- Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2006. — 412 с.
- Александров H.H. Деятельность свободы общества и свободы личности в мире человека // Человек мера всех вещей. — Горький, 1990.- С. 92−95.
- Александрова Е.А. Своеобразие свободных школ: организация пространства образования и методические подходы //Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2003. — № 2(20). — С.81−95
- Александрова Е.А., Видт И.Ё-. «Педагогический ремонт» или способ создания атмосферы свободного обучения и воспитания. // Директор школы. 2002. — № 5. — С. 31−38
- Александрович Э. Новая педагогика (Система д-ра М. Монтессори).-М.:Вестник знания, 1913. 63 с.
- Алексеева С.А. Реализация педагогических идей выдающихся деятелей французской революции конца XVIII века в отечественной и зарубежной школе: Дис.канд.пед.наук. Чебоксары, 2004. — 223 с.
- Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов /Под ред. М. Н. Певзнера, С. А. Расчетиной. Новгород: НовГУ, 1995, ч.2. — 232 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.:Амонашвили, 1996. 494 с.
- Антология педагогической мысли: В 3-х т. /Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. -М.: Высшая школа, 1988, т.1. -446 с.
- Арапов М. Что такое вальдорфская школа. //Москва.: «Курьер». -1999. -№ 5. С. 32−40
- Аринина О.Н. Основополагающие принципы отечественной теории свободного воспитания: Дис.канд.пед.наук. Владимир, 1996. — 180 с.
- Аурелио Печчеи. Человеческие качества. Пер. с англ. М.:Прогресс, 1980.-302 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: НПО «ПРАГМА», 1993.- 175 с.
- Адлер А. Воспитание детей Взаимодействие полов / Пер. с англ. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.- 448 с.
- Адлер А. Наука жить / Пер. с англ. Киев: Port-Royal, 1997.- 288 с.
- Адлер А. Индивидуальная психология//История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.- С.130−140
- Артюх А.Т. Категориальный синтез теорий. Киев: Наукова думка, 1967.-245 с.
- Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность// 1995. № 1. — С. 23−32
- Батчаева И.И. Теория нового «свободного воспитания» педагогов-реформаторов Бременской научной школы Германии, конец XIX — начало XX века: Дис.канд.пед.наук. Пятигорск, 1999. — 172 с.
- Балабан М.А. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков. М., Изд-во «Первое сентября», 2001
- Бауманн Ю. Введение в педагогику. История педагогических течений. Общая педагогика. СПб.: Тип-я т-ва М. О. Вольф, 1905. — 150 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. -М.:Просвещение, 1991.- 169 с.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Братство», 1992. — 224 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы //Педагогика.-1996.-№ 4.-С.23−27.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск: НИЦ БИГПИ, 1995. — 31с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1996, — № 1.- С.9−11.
- Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации //Философские науки.- 1988.- №−1.-С.25−36.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989. 192 с.
- Бетекс Ф. Школа будущего. Гуманизм или американизм //Вестник воспитания. 1901.- № 2.- С. 162−182.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. -М.:РОУ, 1994. 112 с.
- Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства. М.: РОУД995. — 68 с.
- Бине А. Современные идеи о детях.- М., 1914.-210 с.
- Бине А., Куртье Ф. Введение в экспериментальную психологию. Индивидуальная психология. СПб, 1903.- 215 с.
- Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. -Харьков: Новая жизнь, 1923.- 78 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. М.:Педагогика, 1979. — Т.1. — 304 е.- Т.2. — 400 с.
- Блюмкин В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (Философско-этические основы). -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. 143 с.
- Богуславский М.В. История педагогики и современность. М., 1987. -217 с.
- Богуславский М.В. Слово о Вентцеле// Свободное воспитание: Пед.альм.- 1992.-Вып. 1,-С. 12−16
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах //Магистр.- 1992, — Май.- С.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы: история и современность //Магистр.- 1992.- Сентябрь, — С.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Проблемы моделирования в ис-торико-педагогических исследованиях // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования.- М: НИИ теории и истории педагогики, 1991. Вып.7(19).- С. 1−26
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.:МПА, 1995.- 212 с.
- Бойд У. Система Монтессори. Историко-критический анализ системы. Пер. с англ. М. Мир, 1925.- 179 с.
- Большой российский энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. 1887 с.
- Бондаревская E.B. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика.- 1995.- № 4.- С.29−36.
- Бондаревская Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования //Педагогика.- 1996.- № 5.- С.72−80.
- Браиловская П.П. Развитие теории и практики обучения и воспитания школьников в творческом наследии французского педагога С.Френе (1896−1966): Дис. канд.пед.наук. Киев, 1991. — 161 с.
- Братченко C.JI. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПб: Изд-во СПб общества Я. Корчака, 1999. -51 с.
- Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). -М.: Смысл, 1999. 137 с.
- Будняя О.Н. Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике: Дис.канд.пед.наук. Пятигорск, 2006. — 180 с.
- Буткевич А. О новых путях в воспитании //Вестник воспитания.-1908.- № 4.- С.123−143.
- Буткевич В.В. История педагогики: Теоретический курс. М.:МЭГУ, 1992.- 172 с.
- Валеева P.A. Гуманистическая педагогика Януша Корчака.- Казань: КГПИ, 1994. 114 с.
- Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Дис. д-ра пед.наук. -Казань, 1997. 387 с.
- Валеева P.A. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. -Казань: КГПУ, 1996. 172 с.
- Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века).- Казань: КГПУ, 1997. -172 с.
- Валеева P.A. Школа Саммерхилл система свободного воспитания //Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. — М., 1998. — С.40−60
- Вальдорфская педагогика. Антология. Под ред. A.A. Пинского М., Просвещение, 2003
- Варендок Ж. Детские сообщества.- М., 1926. 88 с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1981. — 82 с.
- Васконселосс де Ф. Новая школа в Бельгии. Пер. с франц. М., 1922. — 315 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики.- М.: Изд-во т-ва И. Т. Сытина, 1913.-58 с.
- Вебер Э. Наука или искусство //Хрестоматия современных педагогических течений под ред. Я.Мамонтова. — Киев: Госиздат Украины, 1924, с. 121−166.
- Вейкшан В.А. Педагогика и народное образование в зарубежных странах.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1957
- Вейкшан Н.В. Движение «нового воспитания» в конце XIX- начале XX века и его психолого-педагогические основы //Советская педагогика.-1968.- № 10.- С. 119−124.
- Вейкшан Н.В. Теория и практика «нового воспитания» до Первой мировой войны: Дис. .канд.пед.наук. М., 1969.- 192 с.
- Веймер Г. История педагогики. Пер. с нем.- СПб., М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 129 с.
- Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиск и результаты.- М.: МПА, 1993.- 81 с.
- Вендровская Р.Б. Воспитательные системы 20-х годов// Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998. — С. 137−147.
- Вентцель. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 216 с. (Антология гуманной педагогики).
- Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу).- М.: Земля и фабрика, 1923.- 60 с.
- Вентцель К.Н. К вопросу о детском самоуправлении.-Воронеж: Коммуна, 1921. 26 с.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и развития детей.- М.: Земля и фабрика, 1923. 151 с.
- Вентцель К.Н. Освобождение ребенка. Декларация прав ребенка.-Смоленск: Народное просвещение, 1918.- 50 с.
- Вентцель К.Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании.- М.: Работник просвещения, 1923. 143 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. Трудов. — М., 1993. -170 с.
- Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад.-М.:Земля и фабрика, 1923.-143 с.
- Вентцель К.Н. Школа и государство. Отделение школы от государства и права ребенка.- М.: Народный учитель, 1917. 45 с.
- Вентцель К.Н. Цепи невидимого рабства.- М.:Посредник, 1906.-11 с.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания.- М.: К. Н. Тихомиров, 1911−1912. 664 с.
- Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования в США// Педагогика. 1996. — № 2. — С. 102−108.
- Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: «Просвещение», 1959. 320 с.
- Ветнек Е. Французская, американская и русская средние школы на Парижской всемирной выставке. Одесса, 1990. 38 с.
- Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. М.: Работник просвещения, 1922. — 52 с.
- Виноградов Н.Д. Педагогика: основные проблемы и принципы. -М.:Мир, 1922. 123 с.
- Волович JI.A. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы /Л.А.Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. Казань, 1997. — 104 с.
- Ворошилова JI. JL Свободное воспитание в отечественной педагогике начала XX века: Вопросы методологии и теории: Дис.канд.пед.наук. -Хабаровск, 1998.- 166 с.
- Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.1. М.: Инноватор, 1996. 76 с.
- Воспитательное пространство малого города. Под ред. А. В. Гаврилина и М. В. Корешкова. Владимир: «Владимирская школа», 1999.- 124 с.
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — М.: Вентана-Графф, 2002. 384 с.
- Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография/ Под ред. Г. Б. Корнетова и В. Г. Безрогова. Ь., 1996. -269 с.
- Вульфсон Б.Л. Выдающийся педагог-гуманист //Педагогика. 1996.-№ 3, — С.91−97.
- Вульфсон Б.Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. — М., Воронеж, 1996.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. -Т.З, М., 1983.
- Гаврилин A.B. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем.- Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 1998.- 208 с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода //Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С. 1−13.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы //Новые ценности образования: содержание гуманистического образования, — М., 1995. -С. 16−45
- Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.- М., 1993.- С. 18−20.
- Галишникова Е.М. Становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в Татарстане (XIX-XX века): Автореф. дисс. д-ра пед.наук. Казань, 2004. — 39 с.
- Гансберг Ф. Педагогика: Призыв к самостоятельности в преподавании / Пер. с нем. Вып. 102. Пг., 1916. — 36 с.
- Гаупп Р. Психология ребенка.- JL: Госиздат, 1924. 100 с.
- Ге Ф. История образования и воспитания.- М.: Тихомиров К. А., 1912. УШ, 657 с.
- Гегель Г. В. Лекции по истории философии /Пер. с нем. СПб.: Наука, 1993.-349 с.
- Гексли Т. Гуманитарное образование и путь к нему. — СПб., 1868.
- Генкель Г. Народные собрания на Западе и у нас. СПб, 1906. 49 с.
- Гергет А., Готалов-Готлиб А. Современные педагогические течения.- Херсон: Госиздат. Украины, 1925. 249 с.
- Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //Вопросы философии, 1994, № 1, с. 87−101.
- Гершунекий Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы//Магистр. 1991. — Июнь. -С. 10−18
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика.-1992, — № 5−6.- С.3−14.
- Герье В. Руссо как личность //Педагогика, 1992, № 11−12, с. 74−76
- Гольдин A.M. Образовательная система «Школа-парк»: теории и практика. Екатеринбург: Полиграфист, 2002. — 56 с.
- Гончаров JI.H. школа и педагогика США до второй мировой войны.- М.: Педагогика, 1972. 320 с.
- Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. -М., 1996.- 18 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.:Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Главные моменты развития западно-европейской школы.- М.:1. Польза, 1912. 216 с.
- Гончаров JI.H. Школа и педагогика США до второй мировой войны.- М.: Педагогика, 1972. 320 с.
- Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. Просвещение, М., 1967. 120 с.
- Гордин Л.Ю. Ученическое самоуправление в школе: сегодня и завтра: Кн. для учителя / Под ред. Л. Ю. Гордина. Рад.шк. 6, 1989. — 331 с.
- Горячева Е.В. Феномен самореализации в гуманистической психологии //Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С.79−101.
- Григорьев С.С. Новая школа в Англии и России. -СПб, 1901. 35 с.
- Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. М.: Мир книги, 1992. -72 с.
- Гугнин A.A. Феномен Фрейда и человек //Педагогика.- 1996.- №−2.-С.114−119.
- Гуманизация воспитания в современных условиях. М.:УВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
- Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы:
- Межвуз.сб.науч.тр.- СПб.: Образование, 1993. 159 с.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX в. — 90-е гг. XX в.): Тезисы докл. И выст. М., 1998. — 280 с.
- Гурлитт JI. О воспитании.- СПб: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1911. 171 с.
- Гурлитт Л. О творческом воспитании. Моя жизнь с детьми. Пер. с нем.- М., 1911.-57 с.
- Гурлитт Л. Проблемы всеобщей единой школы.- СПб., 1914. 135 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. — 224 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Идея школы Саммерхилл //Школа сотрудничества. М., 2000. — С.82−88
- Даденков Н. Новое педагогическое направление в Германии.- Киев: Тип-я Кушнерева, 1912. 77 с.
- Дауге А. Искусство и творчество в воспитании.- М., 1911. 200 с.
- Дауге А. О новых веяниях в немецкой школе //Вестник воспитания.-1905.- № 7.- С.97−140.
- Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. М.: Знание, 1984.-78 с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. — Казань: Изд-во «R-пресс», 2000. 164 с.
- Демков М.И. Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды. М., 1912. 182 с.
- Демолен Э. Аристократическая раса. СПб.: Тип-я А. С. Суворина, 1907. — 238 с.
- Демолен Э. Новое воспитание. Школа де Рош.- М.: Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. 260 с.
- Джемс У. Беседы с учителями о психологии.- Пг.: Земля и фабрика, 1919.-70 с.
- Джемс У. Психология.- М.: Педагогика, 1991.-367 с.
- Джунковская Е. Средняя школа нового типа в западно-европейских государствах.- СПб, 1902. 251 с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность.-М.:РОУ, 1992.- 176 с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.- М.:Просвещение, 1993.- 192 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. — М.: «Форум» -1998.-268 с.
- Дистервег Избранные педагогические сочинения.- М.: Гос. уч.-пед.изд-во, 1956. 374 с.
- Дильтей В. Категории жизни //Вопросы философии, 1995, № 10. с. 129−143.
- Дмитриев Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 113
- Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики //Советская педагогика.- 1986.- № 8.- С.95−102.
- Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России //Педагогика. -1996.- № 5.- С.39−46.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. -М.: Компания Кворум: Промо-Медиа, 1995. 239 с.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. -384 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М.: Мир, 1992.- 202 с.
- Дьюи Дж. Школа и общество. М.:Госиздат, 1924. -125 с.
- Дыои Дж. Введение в философию воспитания. М., 1918.-63 с.
- Дьюи Дж., Дьюи Эв. Школы будущего. Берлин, 1922. — 179 с.
- Европейская педагогика от античности до Нового времени: исследования и материалы: Сб.науч.тр.- М.:ИТПИМИО, 1993.- 4.1. 244 с.
- Ельницкий К. Очерки по истории педагогики.- СПб.: Изд. М. М. Гутзаца, 1912.
- Ечинац А.Ф. Подготовка к жизни и свободная школа. СПб.: Тип.Н. Н. Фридберга, 1905. — 72 с.
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики.-М. :Изд-во АПН РСФСР, 1963. 510 с.
- Заваржин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте //Вопросы психологии, 1993, № 5, с. 43−49.
- Загвозкин В.К. Рудольф Штейнер основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 1998, № 1
- Загвозкин В.К. О вальдорфской педагогике и е критиках. Москва. Журнал «Человек» 1998, № 1
- Зайцев В.В. Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования: Дис. .д-ра пед.наук. Волгоград, 199.-413 с.
- Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.- Л.:ЛГУ, 1978. -108 с.
- Зеленко А. Современные реформаторы образования и воспитания. Германия //Свободное воспитание. 1912−1913. — № 3. — С.22−48- № 4. -С.26−52
- Зеленко А. Бертольд Отто и его школа взаимного обучения //Свободное воспитание. -1911−1912, -№−2.-С.1−50
- Зеленко А. Современные реформаторы образования и воспитания. Франция. Либеральная буржуазия и Эдмонд Демолен //Свободное воспитание. 1911−1912.-№ 9. — С. 1−30
- Зеленко А. Современные реформаторы образования и воспитания. Франция. Радикальная группа и Себастьян Фор как педагог //Свободное воспитание. 1911−1912. — № 10. — С.34−56
- Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль.- М.: Республика, 1994.-384 с.
- Ив В. Мария Монтессори, ее предшественники и критики //Вестник воспитания.- 1915.- № 4, — С.103−133- № 5, — С.96−138.
- Иванов A.B. Защита ребенка как педагогическое понятие //Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С.47−64.
- Иванов Е.В. Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети XX века: Дис. .канд.пед.наук. СПб., 1996.-201 с.
- Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России (вторая половина XIX- начало XX вв.): Дис. д-ра.пед.наук. Новгород, 2004. — 348 с.
- Ивантер Г. С. Система дошкольного воспитания М.Монтессори и советская педагогика.- Л.:Госиздат, 1926. 105 с.
- Из истории развития педагогических идей, — Саратов: Саратов. госпедин-т, 1974. 190 с.
- Ионова E.H. Теоретико-методологические аспекты вальдорфской педагогики. Харьков, 1997
- Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования /Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПИМИО, 1994. — 88 с.
- История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-та / Под ред. Н. А. Константинова и др. М.:Просвещение, 1982. — 447 с.
- Кагаров Е.Г. Современное педагогическое движение в Западной Европе и Америке.- М.:Работник просвещения, 1928. 271 с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма.- М.: Знание, 1990.- № 6. 80 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- П., 1915. 746 с.
- Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия. Ее главнейшие идеи, направления и деятели. Гл. «Свободное образование. Второй период» //Свободное воспитание. -М., 1995, с.204−213
- Каптерев П.Ф., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения,— М.:Польза, 1913. 219 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования. М.:НМО «Творческая педагогика», 1991. -153 с.
- Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей» // Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. науч. ст. М., 1995 — С. 78−87.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. .Воспитание! //Теория и практика шк. Воспитат. Систем. М., 1996.- 155 с.
- Караковский В.А. Коммунарская методика в воспитательной системе школы // Коммунарская методика как феномен педагогической действительности. Кострома, 1989. — С. 70−79
- Карл грен Ф. Воспитание к свободе. Пер. с нем.- М.: Москов. Центр вальдорфской педагогики, 1993.- 272 с.
- Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. /Перевод (с нем.) Я.Обухова. М.: Центр вальдорфской педагогики при РОУ. 1991. — 159 с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.пед.ун-та, 1994. 278 с.
- Карсен Ф. Современные опытные школы в Германии. JI.:Госиздат, 1924.- 217 с.
- Кассирер Р. Гуманистическая школа в горах Швейцарии // Курьер Юнеско. 1962. — № 6. — С. 23−24
- Квик. Реформаторы воспитания. Пер. с англ.- М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1892. 294 с.
- Кеберле Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в России (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель): Дис.канд. пед.наук. СПб, 1995. — 192 с.
- Кей Э. Век ребенка.- М.: Изд.В. М. Саблина, 1906, — 261 с.
- Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1913. 64 с.
- Кислинская Т.И. Школа Бруно Беттельгейма: безнадежных не бывает // Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. М., 1998.-С. 118−127
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.-СПб: О. Богданова, 1911. 168 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 222 с.
- Клячкина Н.Л. Теория и практика «новых» школ в Западной Европе и России в конце XIX начале XX веков: Дис. .канд.пед.наук. — М., 1996. -206 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: ИКЦ «МарТ" — Рост он/Д: Изд. центр „МарТ“, 2005.-448 с.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей.- М.:Интерпракс, 1994.-208 с.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. -1995.-№ 6.-С. 84−89.
- Коменский Я.А. Избранные сочинения. В 2-х т. М.:Педагогика, 1978. Т.1−2.
- Концепция воспитания школьников в современных условиях.
- М.:ИТПиМИО РАО, 1993. 20 с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики.- М.: РОУ, 1994. 140 с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход //Педагогика.-1995 .-№ 3 .-С.29−33.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.:ИТПИМИО, 1993. 135 с.
- Корнетов Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики //Свободное воспитание.- 1993.-Январь-февраль.- С.20−24.
- Корнетов Г. Б. Педагогика свободного воспитания// Свободное воспитание.» М., 1995. С.5−33.
- Корнетов Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций великих цивилизаций //Свободное воспитание.- 1993.- Январь-февраль.- С.56−59.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного ис-торико-педагогического процесса. М.: ИТПИМИО, 1994. — 265 с.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход как метод историко-педагогического исследования аксиологических проблем образования // Образование: идеалы и ценности. — М., 1995. С. 36−52
- Корнетов Г. Б. Феномен «Свободного воспитания» //Учительская газета, 1993, № 37, с. 12−13
- Корнетов Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода: Дис. в форме науч.докл. на со-иск.учен.степ.д-ра пед.наук.- М., 1994. 64 с.
- Корнетов Г. Б. Парадигмальная типология всемирного историко-педагогического процесса //Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. -М., 1996. С. 32−53
- Королев Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях //Советская педагогика.- 1970.- № 3.- С.83−94.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения.-М.:Просвещение, 1966. 470 с.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения.-М. Лед агогика, 1979. ХХП, 474 с.
- Коултер Д. Монтессори и Штейнер //Учительская газета, 1992, № 5, с. 19
- Кошелева O.E. Заметки об историко-педагогическом исследовании //Советская педагогика.- 1991.- № 6.- С.75−79.
- Кошелева O.E. История детства: опыт зарубежной историографии //Педагогика.- 1996, — № 3.- С.81−87.
- Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы.- М.: Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992. 32 с.
- Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы /Пер. с нем. М.: Парсифаль, 1993. — 40 с.
- Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. 576 с.
- Кревин Э.П. Руссо источник новейших течений в немецкой педагогике.- Пг.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915. — 92 с.
- Кривов Б.А. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1992.- 18 с.
- Кротов В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции /НИИ теории и методов воспитания АПН СССР. М., 1991. — 134 с.
- Крылова Н.Б. Образовательные цели продуктивных школ //Школьные технологии. 2000. — № 4
- Крылова Н.Б., Александрова Е. А. Понимающая педагогика. М.: Народное образование, 2003. -448 с.
- Крылова Н.Б., Леонтьева О. М. Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка // Директор школы. 2001. № 2. С. 6576- № 3. С. 75−82.
- Кузьменко Т.А. Традиционные и альтернативные образовательные системы: тенденции и прогнозы, историко-социологический анализ: Дис.канд.пед.наук. -М., 1997.- 168 с.
- Кулешова И.В. Идеи свободного воспитания: век спустя. // Методология, теория и практика воспитательных систем. — М., 1996. — С. 51−59
- Кулешова И.В. Идеи свободного воспитания: век спустя //Классный руководитель. 1997. — № 1. -С.21−29
- Кулешова И. В. Идеи свободного воспитания в России начала XX века и их использование в современной школе: дис. .канд.пед.наук: М., 1995.- 137 с.
- Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире.- М.: Прогресс, 1970.-261 с.
- Кумекер Л., Дж.С.Шейн. Свобода учиться. Свобода учить. (Пер. с внгл.) М.: Народное образование, 1994. — 160 с.
- Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение.- Пг.: Народный учитель, 1918. -136 с.
- Лай В. А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры.- Пг.: Прибой, 1920. 168 с.
- Лай В. А. Экспериментальная дидактика: ее основы с подробным описанием процессов воли и действия.- СПб: Сытин, 1914. IV, 510 с.
- Лакомб П. Воспитание, основанное на психологии ребенка.- М.: Русское товарищество, 1912. 56 с.
- Ландсберг Р. Маленькая республика //Свободное воспитание, 191 314, № 3, с.87−92
- Лапшин И.И. Очерки по истории педагогических учений.- М.: Польза, 1911.-229 с.
- Левитина М. Опыт новой школы. Свободная школьная община «Виккерсдорф» в Германии.- М., 1912
- Легран Л. Френе и современность //Перспективы.- 1985.- № 1.- С. 136 144.
- Лернер И.Я. Природа принципов обучения и пути их установления // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 290 с.
- Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас.-СПб., 1900. 499 с.
- Литвин Л.Н. «Наша» или «не наша» Мария Монтессори? //Советская педагогика, 1991, № 8, с. 96−103.
- Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания /Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. М. — Тверь: ООО «ИПФ „Виарт“, 2004.-336 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика.-1994.- № 2.- С.35−40.
- Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания //Педагогика.- 1995.- № 1.- С.40−45
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика. 1993. -192 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров. М.: Прометей, 1993. — 526 с.
- Лозинский Е. Общественно-психологические основы воспитания //Вестник воспитания.- 1900.-№−3.-С.1−31.
- Лозинский Е. Пионеры „нового воспитания“ в Германии //Вестник воспитания.- 191 !.-№!.- С.66−96.
- Лозинский Е. Попытки коренной реформы воспитания на Западе //Вестник воспитания.- 1904.-№ 3, — С.91−118- № 4, — С.31−56.
- Локк Дж. О воспитании. М. — СПб., 1901.-364 с.
- Ломтева Т.Н. Общинное образование на Западе и в России как фактор гуманизации образовательной деятельности взрослых: Дис.канд.пед.наук. Ставрополь, 1994. — 206 с.
- Лубенец Н.Д. Фребель и Монтессори. (Их системы воспитания детей).- Киев, 1915.- 138 с.
- Магомедов Н.М. Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания.: Дис. д-ра пед. наук: М., 1994.-344 с.
- Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей //Соч.: В 7 т.- М., 1957.-Т.4.- С.341−428.
- Макаренко A.C. Некоторые выводы из моего педагогического опыта //Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5.- С.227−322.
- Макаренко A.C. О моем опыте //Соч.: В 7 т., — М., 1958.- Т.5, С.251−260
- Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5.- С.103−224.
- Мак-Мённ Н. Путь к свободе в школе.- Пг.: Прибой, 1919. 76 с.
- Максимова Г. Ю. Взаимосвязь творческих идей и опыта С.Т.Шацкого с концепциями и практикой зарубежной педагогики: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1991.
- Кулешова И.В. Идеи свободного воспитания: век спустя. // Методология, теория и практика воспитательных систем. -М., 1996. С. 51−59
- Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.:Прометей, 1993.- 173 с.
- Малькова З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М.: Просвещение, 1975. — 263 с.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом,— М.:Просвещение, 1983.- 192 с.
- Малькова З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы высокоразвитых стран // Сов. Педагогика. 1990. № 12. С. 116−126
- Малькова З.А. 13 лет спустя: американская школа — 96 // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 102−110.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985.- 103 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психи. М.: Евразия, 1997.
- Маслоу А. Мотивация и личность //Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1999. — С.85−105.
- Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- С.108−117
- Матвева С.Я. Культура. Культурология. Социокультурные исследования //Культурология сегодня. Основы. Проблемы. Перспективы. М., 1993, с. 73−82.
- Медынский E.H. История педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. — 580 с.
- Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике.- М.:Мир, 1911.-317с.
- Мижуев П.Г. Главные моменты в развитии западно-европейской школы.- М.: Польза. 216 с.
- Мижуев П.Г. Современная школа в Европе и Америке.- М.: Польза, 1912.-247 с.
- Монро П. История педагогики,— М.: Мир, 1911−1913, — Ч. 1−2.
- Монтессори. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999 — 224 с. (Антология гуманной педагогики).
- Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики.-М.:3адруга, 1913.-339 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. М.: Задруга, 1915.-316 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка /Пер. с ит. М., 1993. — 168 с.
- Монтессори М. Руководство к моему методу.- М., 1916. 64 с.
- Монтессори М. Руководство к моему методу //Свободное воспитание, 1914−15, № 1, с. 1−22, № 2, с. 51−78, № 3, с. 39−54, № 4, с. 5−72, № 5, с. 21−42.
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе.-М.:Работник просвещения, 1922.-162 с.
- Монтессори-материал /Пер. с нем. М. Буториной, под ред. Е.Хилтунен. М.: Мастер, 1992. — 80 с.
- Мухин М.И. Гуманистическая традиция и новаторство в педагогическом опыте В.А.Сухомлинского: Дис. в виде науч. докл. на соиск.учен.степ. д-ра пед.наук. М., 1995.- 68 с.
- Натори П. Культура народа и культура личности. СПб: О. Богданова, 1912.-189 с.
- Натори П. Социальная педагогика. СПб: О. Богданова, 1911.- 360 с.
- Натори П. Философия как основа педагогики. М.: Н. Н. Клочков, 1910. 107 с.
- Нигматов З.Г., Габдуллин Г. Г., Хузиахметов А. Н. Курс лекций по истории педагогики. Казань: Таткнигоиздат, 1995.- 156 с.
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. -Казань: Таткнигоиздат, 1996. 182 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика.- 1990.-№ 9.- С.41−47.
- Никитина Н.И. Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII XIX века: Дис.канд.пед.наук. -СПб., 1997.- 160 с.
- Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М.: Педагогика-Пресс, 2000.-296 с.
- Нилова Е.А. Гуманизация педагогического образования в странах Западной Европы: Дис.канд.пед.наук. — Ставрополь, 2001. — 211 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории).-М.:Педагогика, 1978. 144 с.
- Новые идеи в педагогике. Непериодическое издание, выходящее под ред. Г. Г. Зоргенфрея. Сб. № 1. Самоуправление в школах.-СПбЮбразоваиие, 1912.-168 с.
- Новые пути зарубежной педагогики.- М.:Работник просвещения, 1927. 292 с.
- Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки.- М.:Работник просвещения, 1930.- 68 с.
- Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.:Инноватор, 1995. 133 с.
- Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.:Инноватор, 1995. 103 с.
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Ред. Н. Б. Крылова.- М.: ИЛИ, 1995.- 125 с.
- Новые ценности образования: Свободное образование: зарубежный опыт. — 2003. выпуск 2(13). — 120 с.
- Образцова Л.В. Содержание и формы воспитательной работы в „Свободной школьной общине Виккерсдорф“ (1906−1933) (из истории экспериментальных школ в Германии): Дисс.канд.пед.наук.-М., 1977. -185 с.
- Обухова А. Свободное воспитание и дисциплина //Вестник воспитания.» 1909.- № 6.- С.1−32- № 7.- С.20−81.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.-360 с.
- Оплетаева Л.М. Развитие учащихся в школе, построенной на интеграции отечественных и зарубежных гуманистический идей: На материалах начального звена: Дис.канд.пед.наук. Тюмень, 1997. — 187 с.
- Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт: Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: Отечество, 2005. — 326 с.
- Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. Коломна: КГПИ, 2006. — 592 с.
- Опытные школы в Германии.- М.:Новая Москва, 1926. 168 с.
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике //Педагогика.- 1993.-№ 4.- С.21−26.
- Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX века. — М: НИИ ОП, 1980. — 164 с.
- Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья //Педагогика.-1995.-№−3.- С.41−47.
- Осухова Н.Г. З.Фрейд и психоаналитическая педагогика //Педагогика, 1993, № 2, с. 115−120
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917−1939).
- М. :Педагогика, 1982. 162 с.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М., 1989−1990. -Ч. 1.-203 С.-Ч.2.-264 С.-Ч.З.-268 с.
- Очерки по истории педагогики, — М.: АПН РСФСР, 1952. 756 с.
- Очерки по истории педагогических учений.- М.:Польза, 1911. -229 с.
- Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций. М.: РОУ, 1992.- 69 с.
- Педагогика школы: Учебное пособие для пед. ин-тов /Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1977. 383 с.
- Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе.-М.: НИИ ТИИП, 1991.- 94 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под. Ред.
- A.Г.Калашникова. -М.: Работник просвещения, 1917, т. 1.— 1158 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1966.-Т. 3
- Педагогические искания в Европе и Америке. — М.: Работник просвещения, 1930. 128 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. Под.ред.Б.М.Бим-Бада. М.: «Большая российская энциклопедия», 2002. — 528 с.
- Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы.
- М.просвещение, 1993. 288 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения:В 2-х т. -М.:Педагогика, 1981, — 336 е.- 416 с.
- Петрова Е.Д. Бидельская школа в Англии, — Новочеркасск: Тип-я1. B.И.Бабенко, 1913. 61 с.
- Петровский A.B. Вопросы истории и теории психоло-гии:Избр.труды. М.:Педагогика, 1984. — 272 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 1994. — 445 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с англ. и фр,-М.:МПА, 1994. 680 с.
- Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности.- М.:Педагогика, 1985. 159 с.
- Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике//Педагогика.- 1993.- № 6.- С.97−102.
- Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. — С. 104−111
- Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики.- Харьков: Пролетарий, 1930. 347 с.
- Пинский A.A. Традиционная инновация (на примере становления вальдорфской педагогики в России) // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. — С. 252−279.
- Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII начала XX в.- М.: Педагогика, 1976. — 296 с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.?Просвещение, 1981. 528 с.
- Плеханов A.B. Педагогическая теория и практика М.Монтессори //Дошкольное воспитание, — 1989.- № 10.- С.66−70.
- Полупанова Е.Г. Педагогический анализ школьных реформ 80-х годов высокоразвитых стран Запада (США, Франция, Германия). — Минск, 1991.- 179 с.
- Поляк Г. Б. Новая школа на Западе. М.: Работник просвещения, 1928. -98 с.
- Порублева Н.В. Проблема свободы в философии образования: Дис.канд.пед.наук. Ставрополь, 2003. — 187 с.
- Попов Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дия.канд.пед.наук. СПб, 195. — 210 л.
- Проблемы педагогического образования в капиталистических странах (США, Англия, Франция, ФРГ) / Сост. Е. Б. Лысова М.: Изд-во НИИ общ. Пед. АПН СССР, 1975. — С.63−75
- Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог. В 2-х ч, — М.:Магистр, 1996.-Ч.1.- 158 е.-4.2. 134 с.
- Проблемы человека в Западной философии. Сост. и послесл. Гуре-вича. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
- Прогностические модели систем образования в зарубежных странах: Сб.науч.тр.-М.: ИТПиМИО, 1994. 104 с.
- Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике //Педагогика.-1995.- № 2. С.68−94.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли.- М.: Новая школа, 1995. 196 с.
- Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. -М.:Педагогика, 1979. 239 с.
- Психология в воспитании.- М.: Работник просвещения, 1924. 95 с.
- Пуляев В.Т. Методологические исследования культуры в новой парадигме развития общества //Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб., 1993, с. 5−13.
- Равкин З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процесса//Советская педагогика.- 1986.- № 5.- С.53−58.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика, — 1995.- № 5.- С.87−90.
- Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований //Педагогика.- 1994.- № 1.- С.89−96.
- Радугин A.A. Философия: Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 1995.-304 с.
- Ратнер Ф.Л. Концептуальные основы стратегии развития и интеграции детей с ограниченными возможностями в социум //Проблемы реабилитации в детской неврологии. Казань: Медицина, 2000. — С.58−62
- Рахкошкин A.A. Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса: Дис.канд.пед.наук. Великий Новгород, 2000. — 164 с.
- Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы, 1983, № 4, с. 141−151.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции.- М.:РОУ, 1995.- 272 с.
- Реформы системы образования в новых землях ФРГ. — М.: НИ-ИПВШ. Вып. 3. — 1994. — 32 с.
- Ричардсон Г. Образование для свободы: проект школьного челове-коцентрированного направления. М.: российский государственный гуманитарный университет, 1997.-211 с.
- Рогожникова P.A. Дисциплина, свобода, гуманизм: Педагогический аспект. Пермь: ПГПИ, 1994.- 115 с.
- Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ.- М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
- Роджерс К. Несколько важных открытий //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, — 1990.- № 2.- С.58−65
- Родзевич Н. О школе Демолена // Вестник воспитания.- 1900.- № 8.-С.87−98.
- Розин В.М. Введение в культурологию. М.: МПА, 1994. — 104 с.
- Ромаев А.П. Генезис феномена и категории «свобода» в гуманистической педагогике России (вторая половина XIX—XX вв.): Автореф. дис.канд.пед.наук. Владикавказ, 2007. — 23 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.- М.:Болыная Российская энциклопедия, Т.1., 1993.- 608 с- Т.2., 1999. — 672 с.
- Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах.-М., 1916.-267 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1998.720 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психики. — М.: АПН СССР, 1969, —354 с.
- Румянцев В.М. Гармонизация свободы и дисциплины// Советская педагогика.- 1990, — № 8, — С.24−31.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Пед.соч.: В 2 т. М., 1981. Т. 1.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. -Т.1−2.
- Самойличенко Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в педагогике VIII—XX вв.еков (Ж.-Ж.Руссо, Л. Н. Толстой, К.Н.Вентцель): Дис.канд.пед.наук. Иркутск, 1998. — 167 с.
- Саффранж Ж.-Ф. Портрет педагога. Александр Саттерленд Нейлл (1883−1973)//Перспективы, 1989, № 2, с. 137−145.
- Свободная работа новый путь в образовании человека (антропологические, психологические и методические аспекты): материалы Интернет-конференции. — Красноярск, 2005. — 144 с.
- Свободное воспитание: Хрестоматия /Составитель и автор всту-пит.статьи Г. Б. Корнетов.- М.:РОУ, 1995. 224с.
- Семченко А.В. Внешкольное образование в педагогике российского зарубежья: Дис. д-ра пед.наук. — Тамбов, 2002. -410 с.
- Сидоркин А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы //Педагогика.- 1996, — № 2.- С.48−53.
- Сидоркин A.M. Школа Караковского В.А. // Воспитательная система школы.-М., 1991.-С. 27−49
- Сикорский Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей Западной философии XX века.- Курск: Изд-во КГПУ, 1995. 123 с.
- Синицкий Л. Из истории педагогических идей на Западе //Вестник воспитания, — 1905, — № 2, — С.67−100- № 3.- С.24−63- № 4.- С.36−84.
- Синицкий Л. «Новая школа» в Англии и Франции // Вестник воспитания.- 1912. -№ 9.- С. 1−17.
- Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А.Мижериков- Под общ.ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 448 с.
- Советский энциклопедический словарь /Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Сов. Энциклопедия, 1985.- 1600 с.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки. В 3-х ч./Под ред.З. И. Равкина. М.:ИТПИМИО, 1994.-Ч.1.-185 с. -4.2.-139 с.-4.3.-223 с.
- Соколов П.А. История педагогических систем.- П.: Изд-во Б. С. Клестова, 1916.- 696 с.
- Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург: Урал.госпед.ун-т, 1992. — 110 с.
- Соловейчик С.Л. Воспитание школы: Статьи для своей газеты. М.: Издптельство «Первое сентября», 2002. — 184 с.
- Соловьев И. Руссо и современная педагогика //Вестник воспитания.-1912,-№ 6.-С.1−20.
- Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А.Коменского //Педагогика, 1992, № 5−6, с. 86−88.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И. А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.-480 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека: Советы воспитателям. Минск: Народная асвета, 1978. — 288 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, — Киев: Рад. Школа, 1977. -382 с.
- Сухотина Т.Л. М.Монтессори и новое воспитание.-М., 1914. 94 с.
- Сухотина T.JI. М.Монтессори и новое воспитание //Свободное воспитание, 1912 -13, № 7, с. 1−28.
- Тагор Р. Проблемы образования // Собрание сочинений в 12 т. T. l 1. -М, 1965. С. 113−130
- Тарасенко Н.Г. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори //Изд-во Белгородского гос. университета, 1999. -230 с.
- Тененёва Н.В. Теоретические идеи и школы Рабиндраната Тагора как феномен мирового альтернативного педагогического движения: Дис.канд.пед.наук. Курск, 2006. -216 с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия /Ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1996. — 480 с.
- Толмачева Т.П. Педагогические взгляды К.Н.Вентцеля: Дис. .канд.пед.наук. М., 1992.
- Толстой. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с. (Антология гуманной педагогики).
- Толстой Л.Н. Общий очерк характера Яснополянской школы //Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в.-М., 1990
- Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать. Собр. соч. Т. 17. М., 1964
- Традиции образования и воспитания в Европе /Под ред.Н. В. Ревякиной. Иваново: Иван.гос.ун-т, 1995. — 204 с.
- Тройнова С.Н. Образовательная альтернатива как условие педагогической поддержки школьников: Дис.канд.пед.наук. — Псков, 2003. — 195 с.
- Тубельский А.Н. Школа Самоопределения: первый шаг., М., 1991, в 2-х кн.
- Тубельский А.Н. Демократическая школа: уклад и экспертиза. № 2, 2005. // Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходьг Тезаурус. — 2005, выпуск 5 (24). С.25−28
- Унгер К. Что такое антропософия? М.: Изд. Российского открытого университета, 1991. — 19 с.
- Уошборн К. Новые школы Западной Европы.-М.:Посредник, 1928. -83 с.
- Учебный план свободной Вальдорфской школы.- Рязань: Ря-зан.пед.центр «Вальдорфская инициатива», 1991. 38 с.
- Ушева М.Н. Реализация гуманистических идей Л.Н.Толстого в современной педагогике: Дис.канд. пед.наук. Екатеринбург, 1993.
- Фария-де-Васконселлос. Новая школа в Бельгии.- М.: Лит.изд.отд.Наркомпроса, 1919. 195 с.
- Фармаковский В.И. Методика школьной дисциплины. Изд. 5, Одесса. 1913.
- Ферьер А. Новое воспитание //Свободное воспитание.- 1911−1912.-№ 7.- С. 12−32.
- Ферьер А. Новые школы Запада и организация их внутренней жизни- Пер. с рукописи. Курск: Сов. Деревня, 1927. — 56 с.
- Фестор Ф. Школа и характер. Пер. с нем. М., 1910. — 307 с.
- Философский энциклопедический словарь. М., Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
- Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М.: Знание, 1991.- 79 с.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики.- М.: ТЦ СФЕРА, 1995. 160 с.
- Фрейд 3. Введение в детский психоанализ. /Пер. с нем. и предисл. дра Когана.-М., 1991.-90 с. Г
- Фрейд 3. Избранное. В 2-х кн.- М.:Московский рабочий, 1990.- Кн.1−160 е.- Кн.2.-176 с.
- Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избр. соч, — М.:Медицина, 1991.-288 с.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1992. 569 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения.- М.:Прогресс, 1990. 304 с.
- Фромм. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с. (Антология гуманной педагогики).
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993 .-415 с.
- Фромм Э. Человек для себя/ Пер. с англ.- Мн.: Коллегиум, 1992. -253 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
- Хейзинга И. Homo Ludens- В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. -М.: Прогресс Академия. 1992. — 458 с.
- Хилтунен Е. Модель Монтессори-школы в Москве // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. — С. 280−296.
- Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.1, 2. / Под общ. Ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2006
- Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания.
- Часть 1. Зарубежная история / Сост. А. А. Фролов, Ю. Х. Трушина. -Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. 259 с.
- Хлупина О.В. Эмоциональный фактор процесса обучения школьников: На материале современных зарубежных исследований: Дис.канд.пед.наук. Киров, 2005. — 156 с.
- Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа.- Курск: КГПУ, 1995. 132 с.
- Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. Москва: Изд-во Педобщество России, 2001. — 222 с.
- Цырлина T.B. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. — М.: 1997. — 112 с.
- Цырлина Т.В. Педагогика свободы по А.Нейллу. Островок демократии в Саммерхилле //На пути к совершенству. Антология интерсных школ и педагогических находок XX в. М., 1997.- С.20−30
- Цырлина Т.В. Школы, которые не умирают. -Курск: КГПУ, 1993. -120 с.
- Цырлина Т.В. Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре XX в. Курск: Изд-во КГПУ, 1999. — 196 с.
- Цырлина Т.В., Курилова Т. К. Школьный мир современной Америки: Учебн. пособ. Курск, пед. ин-т, 1992. — 201 с.
- Цырлина Т.В. Авторская школа: исходные категории и контуры исследования // Магистр. 1998. — № 2. — С. 87−95.
- Цырлина Т.В. Школы в Америке: события, факты, традиции, альтернативы. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.
- Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век. /Сост. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1995. — 528 с.
- Шаррельман Г. Трудовая школа. Пер. с нем.- М., 1918
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образова-ния: состояние и перспективы.- М.-Ставрополь, 1991. 205 с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.-Ростов-на-Дону: АО «Цветная печать», 1995. 310 с.
- Школьные реформы в развитых странах Запада.- М.:НИИ ТИИП, 1992.- 157 с.
- Штейнер Р. Духовное обновление педагогики / перевод (с нем.) Д. Виноградова. /М.: Парсифаль, 1995. 256 с.
- Штейнер Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно-духовного. / Перевод (с нем.) И. Добровольского. /Калуга: Духовное познание, 1995. 480 с.
- Штейнер Р. Вопрос воспитания, как социальный вопрос / Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1992. — 112 с.
- Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания /Пер. с нем. -М.: Парсифаль, 1994. 80 с.
- Штейнер Р. Христианство, как мистический факт и мистерии древности/Пер. с нем. Ереван: Ной, 1991. — 154 с.
- Штейнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения /Пер. с нем. Ереван: Ной, 1993. 224 с.
- Штейнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. М., 1996
- Штейнер Р. Общее учение о человеке как основе педагогики. М., 1996
- Штейнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. М., 1997
- Штейнер Р. Духовные основы воспитания. Рига, 1990 — 182 с.
- Шуберт А. Школа Моптессори в теории и на практике //Вестник воспитания.- 1916.- № 2.- С.75−105.
- Эберт-Штокингер К. Естественное воспитание.- М.: Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1910. 40 с.
- Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США./ Под ред. А. И. Пискунова и А. Н. Джуринского. М.: Прометей, 1989.- 92 с.
- Эпштейн М.М. Реализация идей «новой школы» в опыте педагогов первой трети XX в. в России: Автореф. Дис.канд.пед.наук. СПб, 1998. -18 с.
- Юдина Н.П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX в.: Дис.канд.пед.наук. Хабаровск, 1995.- 169 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы / Перев. с нем. М.: «Университетская книга», 1996.
- Юнг К. Г. Синхронистичность. Сборник / Пер. с англ. М.: «Рефе-бук», К.: «Ваклер», 1997
- Юсфин С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1996.- 16 с.
- Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука употребления. М., 1992. с.63
- Ямбург Е.А. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1997
- Янжул Е.Н. Новейшие течения европейской педагогики в направлении самодеятельности учащихся.- М., 1914. 96 с.
- Ян Минюй развитие идей свободного воспитания в России в конце XIX- начале XX века: Дис.канд.пед.наук. СПб., 2004. — 146 с.
- Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноо-сферной эпохи //Педагогика.- 1996.- № 2.- С.40−47.
- A brief history of Summerhill. http://www.s-hill.demon.co.uk/
- Adler A. Coperation Between the Sexes. W.W.Norton & Company, Inc. New York-London, 1982
- Adler A. The Education of Children. South Bend, Indiana: Gateway Editions Ltd
- All The Best, Neill: Letters from Summerhill. Andre Deutsch, 1983
- Appleton M. Free Range Children Self-regulation at Summerhill School: Solomon Press, 1999
- Barrow R. Radical Education: a Critique of Freeschooling.- Lon-don:Martin Robertson, 1978
- Bettelheim B. InA Pour ou contre Summerhill (collective work)/ ParisA Payot, 1972.-247 p.
- Bigeault J.P., Terrier G. L’illusion psychanalytique en education. Paris: Press Universitaires de France, 1978. — 268 p.
- Carleton L.A. Self-Regulation Part I. Its Roots in Reich and Neill. Journal of Orgonomy 1991. 25 (1): 68−81
- Carleton J.A. Self-Regulation Part II. Three Types of child-rearing Literature. Journal of Orgonomy 1991. 25 (2): 255−269
- Connel W.F. A History of Education in the 20-th Century World.-Canberra: Curriculum Development Centre, 1980
- Croall J. Neill of Summerhill: The Permanent Rebel. London: Routledge &Kegan Paul, 1983
- Deans Ashley. A Record excellence: The remarcable success of the Ma-harishi School of Enlightenment. M.U.M. Press, 2005
- Dewey John. Democracy and Education. A Division of Macmillan Publishing Co., Inc. New York, 1966
- Dewey John. The School and Society. Chicago, 1965. — 285 p. (
- Democratic Education in Schools and Classes. Ed. by M.Hepbern. -Wash. 134 p.
- Democratic Schools /Ed. By M.W.Apple and J.A.Beane. Alexandria ASCD, 1995.- 106 p.
- Gribble D. Real Education: Varieties or Freedom. Libertarian Education. Phoenix House, Bristol, 1998.- 255 p.
- Grinberg D. Free at Last The Sudbury Valley School http://www.sudval.org.
- G. Wyneken. Die Neue Jugend. Ihr Kampf und Freiheit und Wahrheit in Schule und Elternhause in Religion und Erotik. Munchen (Steinicke), 1914
- H.Harold. Education as History: Interpreting XIX th XX th century education /Harold Silver- Forew. By David B. Tyack. — London- New York: Methuen.
- R.Hemmings. Children’s Freedom: A.S.Neill & the evolution of the Summerhill idea. New York: Schocken Books, 1974
- Herskowitz M. Self-Regulation in Children. In: Emotional Armoring an Introduction into Psychiatric Orgone Therapy. Transaction Publishers, London, 1997: 142−159.
- Herskowitz M. Wilhelm Reich: Studies of the Earliest Childhood. In: International Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine: 1996. — 8(4): 415−426
- Ivan Illich. Deschooling Society. Perennial Library, Harper & Row Publishers, New York, 1978
- Jurgens, E.: Die «neue» padagogik und die bewegung offener Unterricht. Theorie, Plaxis und Forschungslage. Sankt Audustin: Acad. — Verl. 1994, 138 S.
- Kohlberg L. The Just Community: Approach to Moral Education in Theory and Practice // M. Berkowits and F. Oser (eds) Moral Education: Theory and Application. Hillsdale, N.J., 1985.
- Krishnamurti. Autoritat und Erzieung. Humata Verlag Harold S.Blume. Bern. 130 s.
- Lamb A. Ed. Of The New Summerhill: Penguin Books, London, 1992
- Lust an der Erkenntnis: Die Padagogik der Moderne. Piper. Munchen-Zurich, 1992
- A.S.Neill: Summerhill. Penguin Books. Harmondsworth, 1980
- A.S.Neill: Talking of Summerhill. Victor Gollacz Ltd., London, 1967.- 142 p.
- A.S.Neill: The Free Child. Jenkins, London, 1953.- 178 p.
- A.S.Neill: The Problem Child. Jenkins, London, 1926. 255 p.
- A.S.Neill: The Problem Parent. Jenkins, London, 1932. 256 p.
- A.S.Neill: The Problem Teacher. Jenkins, London, 1939. 192 p.
- A.S.Neill: Self-regulation and the Outside World. In: Orgone Energy Bulletin, 1962,2: 68−70
- A.S.Neill: Summerhill A Radical Approach to Education. Victor Gol-lacz Ltd., London, 1962, 226 p.
- Neill A. A Radical Approach to Child-rearing. Harmondsworth, 1985. -336 p.
- Neill A., Adams P., Berg L, et al. Children Rights. Elek Books. — 248 p.
- Neill A., A Dominie Abroad. London: Jenkins, 1922. — 256 p.
- Neill A., A Dominie Dismissed. London: Jenkins, 1916. — 233 p.
- Neill A., A Dominie in Doubt. London: Jenkins, 1920. — 250 p.
- Neill A., A Dominie Log. London: Jenkins, 1915.-219 p.
- Neill A., Hearts Not Heads in the School. London: Jenkins, 1945. — 164 P
- Neill A., Summerhill. London: Penguin Books, 1984. — 336 p.
- Neill A., Theorie und Praxis der antiautoriataren Erziehung. — Hamburg, 1969.-216 S.
- Mazure J. Enfant a l’ecoles (s) pour (l')enfant (s). Tournai: Castermann, 1980. 220 p.
- Montessori M. Uber die Bildung des Menshen. Freiburg, 1966. — C. 8387
- Montessori M. Schule des Kindes. Freiburg, 1987. — C.89
- Montessori M. Das creative Kind. Freiburg, 1991. — C. 154
- Montessori M. Das creative Kind. Freiburg, 1994. — C.57
- Montessori M. Die Entdeckung des Kindes. Freiburg, 1994. — C. 193
- Montessori M. Kinder sind anders. Munchen, 1998. — C.42
- Neill A.S./Reich W. Records of a Friendship The Correspondence between Wilhelm Reich and A.S.Neill 1936−1957. Farrar, Straus & Giroux, New York-London, 1982
- Piaget J. The Moral Judgment of the Child. Glencoe: Free Press, 1948. -382 p.
- Polk-Lillard P. Maria Montessori Erziehung zum Menshen. — Frankfurt am Mein: Eischer, 1984. 256 S.
- Raina V.K. Indigenizing teacher education in developing countries: the Indian context // Prospects, 1999. Vol. 29, No. 1. — P. 5−25
- Rudolf Steiner Education: An Introduction. Brookthorpe, 1992
- Rudolf Steiner School. Prepared by teachers and parents of the school. -South Devon. 1991.-37 p.
- Readhead Z. Growing up Self-regulated. In: Offshoots of Orgonomy, 1984, 9: 53−58
- Reble A. Geschichte der Padagogik.- Stuttgart: Klett-Cotta, 1993
- Reich W. The Biological Revolution from Homo Normalis to the Child of the Future. In: Orgonomic Fuctionalism. Vol. 1: 30−75
- Reich W. Children of the Future. Farrah, Straus & Giroux, New York, 1983
- Reich W. Reich Speaks of Freud. Farrah, Straus & Giroux, New York, 1967
- Reich W. The Murder of Christ. Farrah, Straus & Giroux, New York, 1953
- Ritter P. and J. The Free Family. Victor Gollancz, London, 1959
- Seileck R.J.W. The New Education. 1870 1914 London: Pitman, 1968
- Speck (Hrsg.)J. Problemgeschichte der neueren Padagogik. Wissenschaft-Schule-Gesellschaft/ Verlag W.Kohlhammer. Stuttgart-Berlin-Koln-Mainz, 1976
- Spiel O. Am Schaltbrett der Erziehung.- Bern- Stuttgart-Wien, Verlag Hans Huber
- Stabler E. Founders: Innovators in Education. 1830−1980. Edmonton Univ. of Alberta Press, 1980
- W.A.C.Stewart: The Educational Innovators. Volume II: Progressive Schools 1881−1967. Macmillan and Co Ltd, 1968
- Summerhill school. — http:// www. s-hill.demon.co.uk/
- Summerhill school. A report from the Office of Her Majesty’s Chief Inspector of Schools. http://www.s-hill.demon.co.uk/
- Summerhill: For & Against: Outstanding writers in education, sociology & psychology evaluate the concepts of A.S.Neill. New York: Hart, Cop. 1970
- Summerhill: Myths and Realities. http://www.s-hill.demon.co.uk/
- Summerhill Conference: The Free Child (in Association with IDEC). Defining the role and relevance of Alternative Schools in education today. -http ://www.s-hill.demon.co.uk
- Tagore International School, DLF. About us. —http://www, tagoreint. com/DLF/about us.htm.
- Tagore International School, East of Kailash. http://www, tagoreint. com/EOK/.
- Tagore International School, East of Kailash. School Curriculum. http://www. tagoreint. com/EOK/school/curriculum. asp.