Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников
![Диссертация: Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников](https://westud.ru/work/3248421/cover.png)
Диссертация
Наиболее полно условия и механизмы социального взросления, достижения соответствующей зрелости рассмотрены в концепциях зарубежных и отечественных педагогов. Их анализ позволил выделить следующие принципы, лежащие в основе теоретических представлений о процессах становления зрелой личности: саморазвития личности, разработанный представителями экспериментальной педагогики (А. Лай, Э. Мейман, А… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования социальной зрелости старших школьников
- 1. 1. Социальное взросление старшеклассников как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Сущность, структура социальной зрелости, критерии и уровни ее сформированности у старших школьников
- 1. 3. Роль образовательного процесса в становлении социально зрелой личности выпускника средней общеобразовательной школы
- 9. * Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной зрелости старших школьников
- 2. 1. Состояние сформированности социальной зрелости старших школьников общеобразовательной школы
- 2. 2. Содержание и формы опытно-экспериментальной работы по формированию социальной зрелости старших школьников
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной зрелости старших школьников
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль. — 1991. — 299с.
- Авдуевская Е.П. Социальные представления в ранней юности // Магистр 1.- 1991.-авг.-С. 47−54.
- Адыкулов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся VIII X классов: Автореф. дис.канд. психол. наук.-М., 1990.-26 с.
- Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности: (На материале ст. шк. возраста): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 17 с.
- Аминев Г. А., Копанева А. А. Политическая культура старшеклассника // Педагогика и психология. М., 1987. — С. 15.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1977.-305с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1,2−288с.
- Анастази А.А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. -200с.
- Андреева И. С. Философское понимание человека. М.: Мысль, 1988. -247с.
- Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методологические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- М.Баклушинский С. А. Я концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1996. — 21 с.
- Барабанова В.В., Зеленова М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психол. наука и образование. 1998. -№ 1.-С. 52−58.
- Батышев С .Я. Молодежи нужны новые мировоззрение и траектория жизни // Школа и право. 1995. -№ 4. — С. 2 — 3.
- Белинская Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. — 1997. — № 4. — С. 25 — 31.
- Белова И. А., Французова JI. Я, Французов М. М. Опроблемах профориен-тационной работы в школе // Социс. 2000. -№ 5. С. 103−106.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни. Петрозаводск: ПГУ, 1996. — 87 с.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Наука, 1984. — 207с.
- Бим — Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1. — С.4 — 12.
- Битинас Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1996. -№ 1.-С.4−12.
- Богданов Е.Н., Краснацеченко И. П. Организация самопознания личности подросткового и юношеского возраста: (метод, пособие). Калуга, 1996— 48 с.
- Богучарва Е.И. Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1991. 18 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Междунар. Пед. Академия, 1995. — 209 с.
- Бондаревская Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности, 1999. — № 5. — С.41−52.
- Бороздина Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. -№ 1(3).-С. 23−27.
- Братченко С. Л. Введение в гуманистическую экспертизу образования (психологические аспекты). -М.: Смысл, 1999. 137с.
- Братусь Б. С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии, 1977. № 3. — С. 121 — 124.
- Вершловский С.Г. Эффективная школа. СПб.: ЦПИ, 1995. — 106с.
- Вершловский С. Г. Личность, семья, школа. СПб.: УПМ, 1996. — 134с.
- Вершловский С. Г., Лесохина Л. Н. Молодежь в пути. М.: НМЦ СПО, 1971.-97с.
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538с.
- Воскресенская Н. М. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 269с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1991.-480с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995.-448 с.
- Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости-М.: Педагогическое общество России, 2001. 272 с.
- Гегель. Наука логики. В 3-х томах М., 1972. — Т. 3, — 371с.
- Гегель. Работы разных лет. В 2-х томах. М., Т.2 — 630с.
- Гендин А. М., Сергеев М. И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений. // Социс. 2000. — № 12 С. 64 — 70.
- Гиль С.С. Педагогические условия самореализации подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 22 с.
- Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрасте // Мир психологии. 1998. — № 1. — С. 21 — 26.
- Головей J1.A. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взросления: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1996. -34 с.
- Гонеев А.Д. Создание социально-педагогической службы в образовательно-педагогическом комплексе школы // Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийск. конфер. -Орел, 1995, т. 2.-0,12 п. л.
- Гончаров Jl. Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. М.: Педагогика, 1972.- 437с.
- Гриншпун С.А. Личностно-деловой потенциал школьника: Подготовка учащихся сред.шк. к актив.жизни. // Школа. 1995. — № 3. — С. 57 — 63.
- Громова И. А., Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. -Л.: ЛГУ, вып. 6. 1969. 135с.
- Гудзовская А.А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 1998. -24 с.
- Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 134 с.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. -Москва -Белгород, 1995. 251 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление. Перспективы // Вопросы образования, 1992. № 1−2. — С.9−16.
- Давыдова В.В., Кардашина О. В. Особенности диагностического сопровож- дения тренингового процесса с подростками: социальная адаптация. // Журн. практ. психолога. 1998. — № 3. — С. 76 — 83.
- Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъектной картины жизненного пути: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 20 с.
- Дербенев Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация подростков в условиях социально-экономического кризиса: Автореф. дис. д-ра мед. наук.-М., 1998.-45 с.
- Десятникова Ю.М. Психологические условия адаптации старшеклассников к новой социальной действительности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 22 с.
- Дубинская В.В., Баскакова З.Л.: Курс соц. поддержки учащихся ст.классов. М.: Мой мир, 1997. — 66с.
- Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы 4-ое издание-Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 176 с.
- Дубровина И.В. Психологическая программа развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте . -М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 1998. 128 с.
- Дутихина И.Ю. Педагогическая коррекция самооценки в профессиональном самоопределении старшеклассников // Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение школьников. М., 1995. -С. 11 — 14.
- Дьюи Дж. Школа и общество. — М.: «Работник просвещения». 1924. -127с.
- Егорова Т.О., Каплунович И .Я., Пушкина Т. А. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания: Опыт психол.анализа. Новгород: НГПУ, 1995. — 74 с.
- Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1998. — 368с.
- Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 82с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1998. — 487с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997. № 5 — С.3−16.
- Золотарева Л.И. Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.-18 с.
- Золотухина Аболина Е. В. Страна философия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-547с.76.3осимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992.-№ 11/12-С.23.
- Иванушкина С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 25 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва -Белгород, 1993. — 219 с.
- Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления: Учебное пособие. Белгород: БГУ, 1997. — 145с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
- Кадол Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. 1997. — № 6. — с. 54 — 58.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспи-таиние. Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем. -М.:Новая школа, 1996 160 с.
- Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. -1999.-№ 2.-С. 50−52.
- Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности: (На материале исслед. ст. школьников): Автореф. дис. канд.психол.наук. Пермь, 1997. — 20 с.
- Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. -1998.-№ 4.-С. 37−50.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (Монография). Оренбург, 1996. — 188 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. -JL: Лениздат, 1974.-152 с.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Наука, 1988. — 197с.
- Колосова Л.И. Производительный труд как один из путей формирования социальной зрелости // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С. 104 -108.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: 1980. — 191с.
- Константинов А.С., Лукин Ю. Ф. Потребности общества и ценностные ориентации выпускников школ // Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. Вологда, 1988. — С. 32 — 49.
- Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика, 1999. 3. — С.43−49.
- Коротаева Е.В. // Директор школы. Директор учитель — ученик: пути взаимодействия-М.: Сентябрь, 2000.- 144с.
- Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. Ред. А. П. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-512 с.
- Крылова Н. Самовоспитание. Какой будет молодежная политика в России. // Народное образование. 2001. № 5. — 38 с.
- Кумарин В. В. А. С. Макаренко и современная школа // Школьные технологии-М., 1998.- № 5.-С. 19.
- Куцев Г. Ф. О социальных проблемах воспитания // Социально-психологические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. М., 1991.-С. 5- 13.
- Кэнфилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. М., 1997. — 360 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. -М.: Просвещение, 1998. 360 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975.-225с.
- Лекомцева Е.Н. Воспиттательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1998.- 19с.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 0 (окт. — дек.). — С. 47 — 57.
- Лозоцева В.Н., Усманова А. А. Представления современных подростков о своем будущем в связи с социально-психологическими особенностями личностного развития в настоящем // Новые исследования в психологии. -М., 1993. № 1 (7). -С. 61- 75.
- Лысенко О.П. Социально-психологические особенности становления профессиональной направленности старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев. 1991. — 22 с.
- Магун B.C., Литвтнцев А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993. — 61 с.
- Макаревич В.Н. Интерпретация мотивов нравственного поведения как психическая характеристика социально активной личности старшего школьника: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1992. — 27 с.
- Макаренко А. С. Сочинения в 8 томах /Под ред. Кондакова М. И., Коро-това В.М. и др. М.:Педагогика, 1983. — 558с.
- Максимова В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 9 -14.
- Максимова В.Н. Путь социальной зрелости: По материалам межрегион, научно-практ. конф. «Социальная зрелость выпускника общеобразовательной школы нового типа», Санкт-Петербург. // Народное образование. 1994. — № 7. — С. 36 — 40.
- Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988. — 139с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
- Марков В. С. Молодежь. Проблемы формирования и воспитания. М.: Молодая гвардия. 1978. — 54с.
- Международная стандартная классификация образования. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 62 с.
- Мелешко Н.И., Зуева С. П. Пути выявления способностей школьников старшего возраста к сознательному выбору профессии как фактор проф-ориентационной работы // Профессиональная ориентация в школе и вузе. -Кемерово, 1991.-С. 151 154.
- Меньшиков В. М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М.: 1996. — 32с.
- Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Кн. для учителя. -Кемерово, 1996. 149 с.
- Методические рекомендации по изучению уровня социальной зрелости подростков: (В помощь педагогам сред, образоват. шк. и профтехучилищ). -М., 1991.-11 с.
- Мизнолина Г. Н., Степанков Е. Н. Проектируем образ выпускника // Народное образование. 1997. — № 6. — С. 36 — 38.
- Михайлова Е.Н. Социально-психологическая типология ответственности старших подростков и юношей (девушек) // Мир психологии. 1996. -№ 3. — С. 120- 123.
- Мищенко Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на метериале подготовки учителя начальных классов).-Москва-Курск, 1996. -262 с.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. — М.: Педагогика, 1991. 189 с.
- Морева П.В. Проблема организации воспитательной системы и социализация личности // Образование в Сибири. 1998. — № 1. — С. 125- 129.
- Мудрик А.В., Тупицын А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. 1999.-№ 1 — 2. — С. 100 — 110.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112с.
- Мудрик А. В. Общение школьников. М.: Знание. — 1987. — 76с.
- Мухин М.И. Развитие самосознания школьников: (Из опыта работы В.А.Сухомлинского). -М.: Педагогика, 1997. 128 с.
- Национальная доктрина российского образования // Официальные документы в образовании, 2000. № 21 (132). — С. 3 — 11.
- Некоторые аспекты социализации старшеклассников и учащихся ПТУ. -М., 1991.-55 с.
- Немов Р. С. Практическая психология. М.: «Владос», 1999. — 319с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос, 1997.-141 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Школа духовности 1997. — № 3. — С.23 — 29
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе -М.: «Владос» 2001. 243с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1968.-900с.
- Орлов В.А. Вопросы оптимизации профессионального самоопределения школьников на рубеже подросткового и юношеского возрастов // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С. 33 — 38.
- Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301с.
- Пашков А. Г. Труд как средство воспитания //Педагогика, 1992, № 7 8. -С. 3−10.
- Пашков А. Г. Труд в школе: кризис или обновление // Педагогика и психология. М., 1992. — 77с.
- Пашков А. Г. Труд и Воспитание: Учебное пособие. Курск, 1994. -192с.
- Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. -М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 256с.
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Автореф. дисс. докт. пед наук.-М., 1999. 39 с.
- Подымова JI. С. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов —на — Дону, 1995. -396с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-ое изд., дополн. и перераб М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 640 с.
- Пряжников Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников // Журнал практического психолога. 1996. — № 4. — С. 66 — 72.
- Психологические основы формирования отношений и свойств школьников в трудовой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Ставрополь, 1989. — 126 с.
- Психологический словарь. М., Педагогика, 1983. — 75 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Науч.-метод, пособие.-М., 1998.- 179 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: Питер, 2000. 416 с.
- Реан А.А. От чего зависит долголетие?: Социал. зрелость и ее составляющие: По материалам социол. исслед., провед. среди учащихся шк.15 -17 лет. //Народное образование. 1997. -№ 7. — С. 41−42.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мысль, 1994. — 319 с.
- Ретивых М.В. Комплексный подход к формированию у старшеклассников готовности к труду // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. М., 1988. — С. 5 -9.
- Рогов Е. М. Настольная книга практического психолога М.: Владос, 1998.-369 с.
- Рожков М.И. Социализация учащейся молодежи: включенность в реальные социальные отношения // Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. М., 1991. — С. 49 — 53.
- Розин М.В. Построение сценария жизни как механизм личностного развития юношества: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 19 с.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1- М., Педагогика 1989.-485с.
- Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. М.: АН СССР, 1976 — 416с.
- Румянцева Н.Н. Психологические условия развития социально ответственного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.-18 с.
- Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 20 с.
- Сазонова Н.П. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1995.-27 с.
- Сайко В.Д. Сравнительный анализ развития социальной зрелости подростков-учащихся сельской и городской школ // Проблемы сельской школы.-М., 1990. -С. 45−51.
- Семенов В. Д. Быть собой. М.: Педагогика, 1989. — 78 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. -№ 5. -С. 16−21.
- Сивкова Н. Система ценностей старшеклассников: Структура и содержание // Классный руководитель. 1997. — № 5. — С. 38 — 41.
- Сидорова Т.Н. Психологические условия воспитания социальной ответственности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 20 с.
- Скворцова И.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненной позиции личности школьника // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. М., 1988. — С. 51 — 68.
- Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Материалы международной научно-практическойконференции «Педагогическое образование для XXI века». -М.:МПГУ, 1994.- 187 с.
- Слободчиков В.И. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии 1991. № 4
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: «Школа -Пресс», 1995.-383с.
- Смелзер Н. Социология. М. гФеникс, 1994.-130 с.
- Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. М.: Педагогика, 1998. — 286 с.
- Снегерева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Воросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27 — 35.
- Собкин B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998.-№ 1.-С. 26−54.
- Соколов И.С. К вопросу об опосредованности исторического самопознания старшеклассника средовыми факторами // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь, 1992. — Т.4. -С. 137- 142.
- Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М.: Мысль, 1993. — 147 с.
- Старченко Т. Е. Молодежь: вехи социальной зрелости: (Филос. сциол. анализ). — Львов: ЛГУ, 1988. — 261с.
- Степашов Н.С. Феномен жизненных затруднений. Монография. -Курск: КГМУ, 2002. 136 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования // Управление школой, 2001. № 30 (225).
- Тен Н. М. Теоретические основы формирования социальной ответственности школьников // Единство учебной и внеучебной деятельности вцелостном воспитательном процессе. Хабаровск: ХГПУ, 1989. — С. 53 -75.
- Типовое положение об образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 31. 08. 94 № 1008 в редакции постановлений Правительства РФ от 09. 09. 96 «1058 и от 15. 01. 97 № 38 // Вестник образования, 1998. -№ 1. С. 63 -69.
- Токомбаева Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997.-№ 1.-С. 120- 129.
- Трофимова Н.Б. Педагогическое регулирование социальных ожиданий старших школьников в процессе нравственного воспитания: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Воронеж, 1997. -17 с.
- Тряпицина А.П., Казакина А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб.: Петербургская школа, 1997. — 160 с.
- Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. -Москва-Орел: МПГУ-ОГПУ, 1997.- 208 с.
- Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.'Педагогика, 1998.-56 с.
- Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Московского ун-та. Сер 14. Психология. 1997. -№ 4. — С. 31−41.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. -413с.
- Фарапонова Э.А., Калюжная Ю. И. Формирование у подростков мотивов трудовой деятельности // Школа и право. 1988. — № 8. — С. 12.
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. 1998. — № 1. — С.5 — 11.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве — времени Детства. М.: Педагогика, 1997. — 158 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Педагогика, 1994.- 192 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. Ред. Ильичев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Флиер А. Я. II Общественные науки и современность. М., 2000. -№ 2. — С. 151.
- Фомин В. Н. Грани социальной зрелости. Ужгород: Карпати. — 1985. — 110с.
- Формирование модели выпускника в условиях инновационных процессов. Новокузнецк, 1998. — 297 с.
- Франки В. Психотерапия на практике СПб.: „Речь“, 2000. — 251с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Новая школа, 1990.-301с.
- Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учи-теля.-М.: Просвещение, 1987. -223 с.
- Фролов И. Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискус., обобщения. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983. -350с.
- Хараш А. У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Новая школа, 1987. — С. 30 — 42.
- Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Дисс. .док. пед. наук. М., 1997. — 423 с.
- Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992. — 30 с.
- Хьелл, Ларри А., Зиглер Дэниел. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: 1997. — 606с.
- Чудновский B.C., Кржечковский А. Ю., Монсейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь: СГУ, 1993.- 139 с.
- Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. Воронеж, 1998. — 186 с.
- Шаминов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. СПб., 1997. — 19 с.
- Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. — 384с.
- Шамова Т. И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва — Тюмень: Mill У, 1998. — 287с.
- Шахова И.П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления // Мир психологии. 1996. — № 1. — С. 43 —46.
- Школьник В.Г., Школьник O.K. Социальная адаптация и развитие индивидуальности школьников в учебно-воспитательном процессе // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. -Волгоград, 1993.-С. 142- 149.
- Штернберг Р. Отточите свой интеллект. Минск, Изд-во „Попурри“. -541с.
- Шубкин В.Н., Череднеченко Г. А. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников. — М., 1994. 59 с.
- Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. Курск: КГПУ, 1995. — 132 с.
- Эриксон Э. Идентичность и жизненный цикл. Франкфурт, 1971. -342с.
- Юрова О.А. Взаимосвязь познавательной и трудовой деятельности как фактор формирования жизненной позиции подростков // Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе. Л., 1987. — С. 45 -50.
- Якиманская И.С.Личностно-ориентированное обучение в современных школах. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1997 — 352с.
- Adelson J. Handbook of adolescent psychology. -N.-Y.: Willy, 1995. 1861. P
- Drucker P. The age of social transformation // Quality digest. Seattle, 1995.-April-P. 34−40.
- Freese H.L. Kinder sind philosophen. Weinheim, В.: Quadriga, 1990.-176 P
- Genevois G. Etho-psychologiedes communicationset pedagogie // Rev fr. depedagogie. P., 1992. — № 100. — P. 81 — 103.
- Kluckhon C. Values and value arientetions in the theory of action // Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. -430 p.
- Rogers D. Adolescent: a psychological perspective. Calif., 1982. — 286 p.
- Worthington J.D. The spiritual dimension in education // Quality digest. -Seatly. 1995. — April. — P. 25 — 28.1. СФЕРА ПОЛИТИКИ
- Самое страшное— большая власть маленького человека. Шевелев И.Н.
- Самоопределение в этой важнейшей сфере помогает участникам понять, стоит ли заниматься этой интереснейшей, но и очень ответственной сферой жизни.
- Начинается работа с традиционной процедуры тестирования. Тест позволяет в самом первом приближении определить наличие лидерских качеств, но в большей степени помогает задуматься над своим поведением.1. Признаки лидера»
- Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
- Легко могу убедить в чем-то моих друзей.
- Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
- Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.
- Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
- Хорошо чувствую настроение своих партнеров.
- Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
- Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.
- Решая проблемы, использую опыт других.
- Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.1. Ключ к тесту
- Нужно быть достойным самого себя. Восточная мудрость
- Мои достоинства jYs Мои недостатки1. I.
- У членов группы может оказаться недостаточно знаний о функциях, которые выполняет мэр.' Поэтому прежде всего стоит в общих чертах объяснить им эти функции, спросить их самих о том, что они знают о работе мэрии или местной администрации района.
- Сейчас вы самостоятельно решите, кого из членов группы вы бы поддержали во время выборов, за кого бы вы проголосовали.
- Итоги работы могут подводиться несколькими способами: а) провести взаимную оценку партнерами другдруга по 10-балльной шкале- б) определить лидера, который работал более эффективно, выдав емудополнительно 5 премиальных баллов.
- Психологический комментарий. Цель тренинга — помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.
- Человек, который не находит хороших качеству других людей, просто ленитсяискать их. Честерфилд
- Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из группы, составить план своего выступления без всяких консультации с ним. Кроме того, ни один человек не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.
- Место Тренинговое имя Балл Подпись1. Первое 101. Второе 81. Третье 61. Четвертое 4
- Поэтому сначала подумайте над составлением списка критериев, утвердите его решением своей фракции, а затем начинайте выдвигать и обсуждать кандидатуры на должность мэра города,
- Время на обсуждение критериев отбора, выдвижение кандидатур и голосование примерно 10—12 минут. Каждая микрогруппа должна голосованием выбрать своего кандидата в мэры города.
- Рекомендации ведущему. Тренинг можно закончить выборами в каждой группе, но целесообразно продолжить его, например, отведя еще 5 минут, в течение которых микрогруппы должны составить тезисы выступления для своего кандидата от фракции.
- Оценка работы осуществляется самой микрогруппой путем распределения 50 баллов. Распределяют сами участники под руководством вновь выбранного лидера.
- Недостаточно иметь заслуги, надо уметь людям понравиться. Ф. Честерфилд
- Каждый претендент имеет возможность подготовить тезисы своего краткого выступления перед большой аудиторией «телезрителей», роль которых сыграют все остальные участники. «Телезрители» имеют возможность задавать любые вопросы тому или иному претенденту.
- На первом этапе в течение 3 минут претенденты готовятся к выступлению, набрасывая тезисы, собирая аргументы и т. п. «Телезрители «в это же время могут подумать над вопросами, которые они смогут задать претендентам.
- На втором этапе 7 минут проводятся сами «теледебаты», в ходе которых претенденты говорят по очереди о своих программах деятельности в должности мэра города, задают друг другу уточняющие вопросы. Затем претенденты отвечают на вопросы «телезрителей».
- В конце дебатов проводится рейтинговое голосование, т. е. определение места каждого претендента. Его можно провести открытым голосованием простым большинством голосов «телезрителей».
- После проведение первой серии теледебатов приглашается следующая группа и процедура повторяется.
- Психологический комментарий. Использование системы дополнительных премиальных баллов стимулирует участников, Лкоторые на некоторое время вынуждены быть в роли телезрителей.1. Гражданин или обыватель?»
- Признаки гражданина Черты обывателя1