Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее полно условия и механизмы социального взросления, достижения соответствующей зрелости рассмотрены в концепциях зарубежных и отечественных педагогов. Их анализ позволил выделить следующие принципы, лежащие в основе теоретических представлений о процессах становления зрелой личности: саморазвития личности, разработанный представителями экспериментальной педагогики (А. Лай, Э. Мейман, А… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования социальной зрелости старших школьников
    • 1. 1. Социальное взросление старшеклассников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность, структура социальной зрелости, критерии и уровни ее сформированности у старших школьников
    • 1. 3. Роль образовательного процесса в становлении социально зрелой личности выпускника средней общеобразовательной школы
    • 9. * Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной зрелости старших школьников
    • 2. 1. Состояние сформированности социальной зрелости старших школьников общеобразовательной школы
    • 2. 2. Содержание и формы опытно-экспериментальной работы по формированию социальной зрелости старших школьников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной зрелости старших школьников
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общеобразовательная школа, являясь важным институтом социализации старшеклассников, отражает состояние и основные тенденции развития общества. В свою очередь общество оказывает влияние на школу, предъявляя ей определенный социальный заказ на подготовку «зрелого» выпускника, требуя от общеобразовательного учреждения мобильного, адекватного отражения в образовательном процессе основных изменений в мире и стране. Чтобы стать эффективным, образовательный процесс должен быть приведен в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями, а также с насущными интересами страны, региона, родителей, детей. Это одно из ведущих требований модернизации российского образования.

Потребность общества в образованных, интеллектуально зрелых людях всегда была достаточно высока. Но сегодня только интеллектуальная зрелость не может рассматриваться в качестве основной характеристики личности выпускника общеобразовательной школы. В условиях интенсивного социального обновления результативность школьного образования определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство программного учебного материала, сколько подготовленностью выпускников к сознательной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни общества, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования социальной зрелости старших школьников. Ее решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата становление социальной зрелости старших школьников.

Социальная зрелость, как следует из анализа современной психолого-педагогической литературы, не являясь раз и навсегда приобретенным, застывшим конструктом, растет и накапливается в человеке в процессе взросления. Степень ее проявления может меняться, что определяется направленностью и содержанием реальных процессов воспитания, обучения, самообразования, самосозидания (Е.В. Бондаревская, С. Г. Вершловский, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров и др). Указанный процесс изучался многими исследователями в рамках различных парадигм. Процесс становления (взросления) рассматривался через призму соотношения Я-Ты (Г.Ф. Гегель), ЯМы (М. Бубер), Я-Они (К. Маркс). Через соотношение единичного и общего, свободы и необходимости анализировали проблему становления социально зрелого человека И. Кант, И. Г. Фихте и другие известные философы.

Более глубокому пониманию сущности взросления способствовало изучение проблемы социальной зрелости отечественными психологами и социологами (ЛИ. Анцыферова, С. Н. Иконникова, И. А. Громова, В. Т. Лисовский и др.). В исследованиях этих авторов рассматриваются сферы жизни субъекта и реализуемые в них социальные роли, предлагаются описания прав и обязанностей, которые позволяют человеку утверждать себя как социально зрелую личность.

Если в социологических исследованиях авторы обращают внимание прежде всего на внешние атрибуты социальной зрелости, то в работах психологов изучаются внутриличностные механизмы взросления, определяются условия успешного протекания возрастных изменений, выявляется их связь с процессом социализации.

Сквозь призму влияния жизненных затруднений на активизацию развития, на формирование опыта деятельности, поведения, общения и социальной зрелости личности рассматривали проблему И. Ф. Исаев, В. А. Лабунская, Н. С. Степашов, X. Ремшмидт, Н. Томе и др.

Анализ концепций психогенетического (3. Фрейд, Э. Эриксон), биогенетического (С. Холл, Л. Кольберг, А. Гезелл), социогенетического (К. Левин), деятельностного (Э. Шпрангер, Дж. Мид, Л. С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) подходов позволил определить детерминанты взросления человека, в частности социального. В работах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Д. И. Фельдштейна представлены положения о «привязанности» социальной зрелости как социально-психологического феномена к старшему школьному возрасту. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах М. В. Гамезо, B.C. Герасимовой, Г. Г. Гореловой, В. Н. Максимовой, Л. М. Орловой.

Наиболее полно условия и механизмы социального взросления, достижения соответствующей зрелости рассмотрены в концепциях зарубежных и отечественных педагогов. Их анализ позволил выделить следующие принципы, лежащие в основе теоретических представлений о процессах становления зрелой личности: саморазвития личности, разработанный представителями экспериментальной педагогики (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине), поощрения юношеских потребностей и интересов в образовательном процессе (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер), взросления личности в коллективе (А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий, И. П. Иванов, Х. И. Лийметс, Л.И.Новикова), социального приспособления и обособления юношей (Т.Н. Мальковская, А. В. Мудрик, А. А. Реан, В.Д. Семенов). Анализ концепций социального взросления личности позволяет расширить видение проблемы, разработать модель образовательного процесса, который будет оптимизировать формирование социальной зрелости старшего школьника.

Однако до настоящего времени в теории и практике не раскрыто понятие «социальная зрелость старшего школьника», несмотря на его использование отдельными авторами при рассмотрении проблем целей, содержания, результатов и качества современного образовательного процесса. Остается неразработанной общая педагогическая концепция, определяющая сущность и структуру социальной зрелости, не определены критерии, показатели и уровни сформированности социальной зрелости, не выявлены пути ее становления у современных старшеклассников, что негативно сказывается на целеполагании и определении результатов деятельности общеобразовательной школы.

Сложившаяся ситуация привела к возникновению противоречия между потребностью современного, быстро меняющегося общества в социально зрелых, активных и самостоятельных выпускниках общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью научно-методических основ деятельности взрослых субъектов образовательного процесса (учителей, родителей) по обеспечению успешной адаптации старшеклассников к действительности, оказанию помощи школьной молодежи в выстраивании собственной жизненной траектории.

Указанное противоречие определило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие формированию социальной зрелости старшеклассников? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательная работа с учащимися 9−11 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования — процесс формирования социальной зрелости старших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру социальной зрелости старших школьников.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности социальной зрелости школьной молодежи.

3. Разработать концептуальную модель формирования социальной зрелости старших школьников в образовательном процессе.

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия и технологию формирования социальной зрелости старшеклассников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что целостное формирование и развитие социальной зрелости старших школьников возможно за счет усиления ориентации образовательного процесса на задачи возраста, на овладение старшеклассником гражданскими, нравственными, трудовыми, коммуникативными ценностями. Этот процесс будет успешным при реализации следующей совокупности педагогических условий:

— содержательно-целевых, позволяющих связать цели школьного образования с интересами и потребностями субъектов образовательного процесса;

— организационно-процессуальных, актуализирующих внешние и внутренние ресурсы социализации школьной молодежи в соответствии с потребностями субъектов образовательного процесса и целями системы образования;

— методико-инструментальных, предполагающих использование форм, методов и приемов становления социальной зрелости в условиях общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составляют системный, культурологический, личностно-деятельностный подходы к изучению педагогических явленийконцептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности, складывающихся в ее процессе отношений и своего собственного развитияо школе как микромодели общества, институте наследования социального опыта и главном факторе развития, воспитания и социализации личностиидеи гуманизации взаимодействия и отношений участников образовательного процесса.

Теоретический фундамент исследования составляют идеи Г. Ф. Гегеля, И. Канта, И. Г. Фихте, исследовавших философский аспект социального становления личностиконцепции А. Геззела, Э. Эриксона, К. Левина, С. Холла о влиянии внутренниих и внешних факторов социального развитияидеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова,.

Д.И. Фельдштейна, А. С. Чернышева о социальном развитии индивида в процессе деятельностипсихологические и педагогические основы саморазвития участников образовательного процесса, раскрытые в работах А. Лая, А. Бине, Р. Бернса, Е. В. Бондаревской, Т. М. Давыденко, В. Н. Дружинина, И. В. Дубровиной, И. Ф. Исаева, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Д. И. Фельдштейнаидеи социализации и индивидуализации старшего школьника, представленные в работах С. Г. Вершловского, Т. Н. Мальковской, А. В. Мудрика, А. А. Реанаидеи Б.П. Битинаса, В. Г. Бочаровой, Л. И. Новиковой об интеграции институтов социализации личности.

Методы исследования. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных предположений в работе использовалась совокупность следующих методов: теоретический анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературыдиагностические методы (анкетирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, ранжирование) — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент) — педагогическое моделированиеанализ нормативных документовстатистические и графические методы обработки результатов.

Организация и этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы № 31г. Курска. В исследовании принимало участие 158 учащихся старших классов (9−11классы), 60 учителей и 158 родителей.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (1998;1999г.г.) — Изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, осмысление теоретических и методологических положений исследования, определение объекта, предмета, научного аппарата и базы исследования. Проводился анализ становления социальной зрелости в общеобразовательной школе, выявлялись затруднения, возникающие в процессе социального взросления личности. Накапливались и обрабатывались диагностические материалы. Разрабатывалась программа формирования социальной зрелости старшеклассников и методики ее эмпирической проверки. Создавалась база опытно-экспериментальной работы, осуществлялся пилотажный вариант эксперимента.

Второй этап (1999;2000г.г.) — Разработка содержания, структуры, критериев, показателей и уровней сформированности социальной зрелости старшеклассников, проведение констатирующего эксперимента, целью которого являлся сбор информации об исходном уровне сформированности социальной зрелости старших школьниковвыявление оптимальных условий ее формирования в образовательном процессе школы.

Третий этап (2000;2001г.г.) — Проведение опытно-экспериментальной работы по моделированию и реализации педагогических условий, обеспечивающих становление «зрелости» старших школьников в образовательном процессевнедрение разработанной технологии формирования социальной зрелости старших школьниковпроверка выявленных педагогических условий, определение оптимальных путей формирования социальной зрелости старших школьников в условиях модернизации образовательного процесса.

Четвертый этап (2001;2002г.г.) — Осуществление анализа динамики развития социальной зрелости старших школьников общеобразовательной школыобработка и осмысление полученных в ходе формирующего эксперимента данныхсистематизация и обобщение результатов исследованияформулировка основных теоретических выводов, научно-практических рекомендацийоформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту: 1. Социальная зрелость представляет собой интегративную личностную характеристику, отражающую когнитивную, мотивационную и деятельностно-практическую готовность выполнения старшим школьником основных социальных ролей, сформированность нравственных, гражданских, трудовых, коммуникативных качеств личности выпускников общеобразовательной школы.

2. Критериями и показателями социальной зрелости старших школьников выступают: гражданская ответственность и политическая культураличностное принятие старшеклассником нравственных норм и ценностейопределенность старшего школьника относительно мира профессийсформированность социально ценных установок общения. Каждый из частных критериев специфичен и тесно взаимосвязан с другимиинтегративным критерием выступает социокультурная компетентность выпускника, — сформированность системы знаний и опыта ответственного действования и поведения в соответствующей сфере их использования.

3. Концептуальная модель формирования социальной зрелости старших школьников основывается на системном, культурологическом, личностно-деятельностном подходах и предусматривает: актуализацию социализирующего потенциала учебно-воспитательного процесса и его ориентацию на становление ключевых компетентностей старшеклассниковразвитие субъектности учащихся старших классов во всех сферах жизнедеятельности школыусиление взаимодействия школы с семьей, учреждениями дополнительного образования и другими институтами гражданской, профессиональной социализации и самоопределения старшеклассниковповышение психологической культуры педагогов, учащихся и их родителей.

4. Технология формирования социальной зрелости старших школьников общеобразовательной школы представляет собой последовательность пускового, развивающего и стабилизирующего этапов социально-образовательного процесса, направленных на выработку навыков успешного взаимодействия и автономного поведения старшеклассников, их эффективного общения, принятия ответственности за свои поступки, опыта эмоциональной саморегуляции, разрешения конфликтов и др.

5. Эффективность формирования социальной зрелости старших школьников определяется комплексом следующих педагогических условий: дополнение учебного плана школы предметами, способствующими социальному взрослению старших школьниковоптимизация внеурочной составляющей школьной социализациисоздание системы ученического самоуправленияработа педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процессасоздание особой социокультурной среды, в которой старший школьник интериоризирует социальный опыт.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы формирования социальной зрелости выпускников общеобразовательной школы:

— определены сущность, содержание и структурные компоненты социальной зрелости старшеклассников (гражданский, нравственный, трудовой, коммуникативный);

— выявлены и экспериментально проверены частные и системообразующий критерии и показатели социальной зрелости старшеклассников;

— создана концептуальная модель формирования социальной зрелости старшеклассников, включающая цель, принципы, средства и результаты педагогического процесса как социально-образовательного;

— разработана технология формирования социальной зрелости старшеклассников в условиях городской общеобразовательной школы;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, направленного на формирование социальной зрелости школьной молодежи.

Теоретическая значимость исследования:

— в понятийный аппарат педагогики школы введено понятие «социальная зрелость старшеклассников" — и.

— представлены основные элементы изложения теории: гипотезы, научные факты, тенденции, факторы, условия становления социальной зрелости старшеклассников;

— посредством методов научного мышления (анализ, синтез, обобщение, концептуализация) изучены и описаны явления педагогической реальности, осложняющие социализацию и формирование социальной зрелости современных старшеклассников и выпускников массовой общеобразовательной школы;

— представленные в работе научно-методические аспекты организации школьного педагогического процесса как социально-образовательного дополняют теорию обучения и воспитания учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты создают предпосылки для проектирования и осуществления процесса формирования социальной зрелости старших школьников и последующего диагностирования. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку теоретическая модель, технология и педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, при разработке и модернизации образовательных программ профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования. Материалы и результаты исследования найдут применение также в процессе повышения педагогической квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических позиций, связанных с системным, культурологическим и личностно-деятельностным подходамииспользованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его задачам и логикедостаточной надежностью выбранных методовдостоверностью и проверяемостью данных и фактовсравнительным изучением результатов предшествующих научных исследованийрепрезентативностью объема выборки, количественным и качественным анализом экспериментальных данныхпреемственностью результатов на различных этапах исследования, доказательностью и логической непротиворечивостью выводовдлительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работыконтрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертации и полученные результаты исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях и чтениях: «Третьи Илиадиевские чтения» (Международная научная конференция. — Курск, 2000) — «Принцип народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования» (Всероссийская научно-практическая конференция 20−21 февраля 2001 г. — Курск) — «Культура-Образование-Человек». Первая Летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых. — Курск, 2001) — «Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры» (Международная научная конференция 20−21 ноября 2001 г. — Белгород).

Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр социальной педагогики и методики воспитания, управления школой и педагогического мастерства Курского государственного педагогического университета, на научно-практических семинарах в Курском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Орловском институте усовершенствования учителей и в Научно-методическом центре г. Курска.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

Выделенные в первой главе содержание, компоненты, критерии и показатели социальной зрелости, гипотетические пути и условия ее формирования в общеобразовательной школе, позволили приступить к изучению исходного состояния изучаемого феномена, а также к выявлению особенностей социального взросления современных старшеклассников.

Констатирующий эксперимент указал на правильность выбора показателей и критериев социальной зрелости, более точно определил направление социально-педагогического взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Была уточнена модель образовательного процесса, одной из целей которого является социальная зрелость старшеклассников. Концептуальная модель формирования социальной зрелости старших школьников основывалась на системном, культурологическом и личностно-деятельностном подходах и предусматривала: актуализацию социализирующего потенциала учебно-воспитательного процесса и его ориентацию на становление ключевых компетентностей старшеклассниковразвитие субъектности учащихся старших классов во всех сферах жизнедеятельности школыусиление взаимодействия школы с семьей, учреждениями дополнительного образования школьников и другими институтами гражданской, профессиональной социализации и самоопределения старшеклассниковповышение психологической культуры педагогов, учащихся, их родителей. Указаны этапы, задачи, содержание, технология, формы и методы, а также ожидаемые результаты от каждого этапа опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной зрелости старших школьников характеризовалась постоянным мониторингом, диагностикой на каждом этапе. В формирующем эксперименте использован комплекс форм и методов осуществления целостного образовательного процесса, которые наиболее эффективно и качественно способствовали формированию социальной зрелости, становлению у старших школьников социально значимых образов (труженик, гражданин, семьянин и т. д.).

Был проведен анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента. Анализ проводился с применением следующих методов: методы определения репрезентативности выборки и генеральной совокупности, метод рейтинговых предпочтений.

Интерпретация и анализ результатов по определению количественной оценки качественных показателей сформированности социальной зрелости старших школьников доказали, что практически все выделенные показатели значительно возросли по итогами опытно-экспериментальной работы. Полученные данные подтвердили эффективность разработанных содержания, технологии, форм и методов социализации образовательного процесса, условий и путей качественного формирования социальной зрелости старших школьников.

Теоретический анализ проблемы, изучение массового опыта способствовали выявлению педагогических условий, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса.

Одним из важнейших педагогических условий следует считать усиление «социализирующего» потенциала содержания образования, ориентацию на социальное взросление предметов инвариантного, вариативного и элективного компонентов. Основная идея этого педагогического условия состоит в том, чтобы усилить «социализирующий» эффект предметов инвариантной части, посредством взаимодействия и взаимодополнения таких предметов, как литература и этикаэтика и философияистория и правоправо и экономикаправо и этикатруд и экономика и т. д. Кроме того, внесение в элективную часть учебного плана глубоко продуманных и ориентированных на социальное взросление старшеклассников предметов, спецкурсов, оказывает ощутимое влияние на формирование основных ключевых компетентностей школьной молодежи.

Вторым педагогическим условием формирования социальной зрелости старшеклассников является усиление внеурочной составляющей школьной социализации. Была организована работа клуба, деятельность которого соотносилась с интересами школьников и была направлена на развитие коммуникативной зрелости, знаний и представлений о семейной жизни человека, способствовала формированию будущего гражданина, семьянина, человека, с которым приятно общаться.

Третье педагогическое условие предполагало создание действенной системы ученического самоуправления. Выделяя его, мы исходили из значимости самостоятельной деятельности.

Четвертое педагогическое условие — взаимодополнение институтов социализации (школа и семья). Основу его составляет идея о том, что школа и семья, осуществляя взаимодействие, оказывают направленное воздействие на социальное взросление старшеклассников.

Пятым педагогическим условием является психологическое сопровождение процесса социального взросления, которое привело к повышению психологической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Заключение

.

Динамика изменений в современном мире, в нашей стране, развитие тенденций стремления к рыночной экономике и демократии, ставит перед выпускником общеобразовательного учреждения серьезные требования, уровень соответствия которым есть основная цель системы образования. Степень соответствия «ключевых компетентностей», направленности выпускника, личным и общественным потребностям определяет его социальную зрелость. Проблема формирования социальной зрелости, в силу своей социально-экономической значимости, является актуальной, так как в процессе ее становления происходит развитие ценностного отношения к личности другого человека, обществу, определяются жизненные принципы и планы молодого человека.

В работе исследован феномен «социальная зрелость» старших школьников через призму выявления педагогических условий оптимизации образовательного процесса общеобразовательной школы.

Сущность гипотезы исследования состояла в обосновании необходимости обновления образовательного процесса на основе анализа ценностей-целей, содержания образования в школе третьей ступени, обеспечивающих становление и развитие «ключевых компетентностей» старших школьников.

Работа, проведенная в русле поставленной цели, показала, что социальная зрелость старшего школьника представляет собой интегральную характеристику, отражающую возможность выполнения старшим школьником основных социальных ролей, усвоение им основных нравственных, трудовых, гражданских, коммуникативных ценностей, а также готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Социальная зрелость как научная категория обосновывается и описывается интегративными понятиями философии, социологии, права, психологии, педагогики. Междисциплинарный синтез этих наук позволяет определить феномен социальной зрелости старших школьников как специфическую реальность, формирующую «ключевую компетентность» школьной молодежи, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы, адекватно понимать демократические ценности и др.

В исследовании показано, что изменения в целях и задачах современной школы предъявляет высокие требования к выпускнику в плане компетентности в гражданской, трудовой, правовой, нравственной, коммуникативной сферах. Компетентность может совершенствоваться, развиваться при учете определенных условий, в том числе обновления образовательного процесса.

В исследовании обращено внимание на то, что рост социальной зрелости старших школьников может быть оптимизирован при условии: интефации предметов инвариантной части учебного плана, способствующих успешной социализациипроектирования школьного компонента, вариативной части учебного плана, дополнительного образования школьниковактивного включения учителей, учеников и родителей в эффективную работу по обновлению образовательного процессаповышения рефлексивной активности учителей, учеников, их родителей как субъектов образованияпроектирования образовательного пространства.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме. Это позволило составить собственный взгляд на социальную зрелость.

2. В диссертационном исследовании показано содержание и выявлена структура социальной зрелости старших школьников, рассмотренная на когнитивном, мотивационном и поведенческом уровнях.

3. Системность и целостность социальной зрелости представлена тесной взаимосвязью гражданского, нравственного, коммуникативного и трудового компонентов.

4. Мерилом развития того или иного компонента социальной зрелости служили частные (гражданская ответственность и политическая активность, готовность к выбору профессии, наличие нравственных убеждений, способность общаться с человеком как с ценностью) и системообразующий критерий (социокультурная компетентность старшего школьника). Каждый критерий наполнялся определенными показателями, которые выявляли уровень сформированности (социально необходимый, социально приемлемый, социально индифферентный, социально неприемлемый).

5. Проведенный анализ роли образовательного процесса в формировании социальной зрелости старших школьников позволил выделить ряд существенных недостатков, снижающих социализирующий потенциал школы. К ним мы относим: отсутствие системы самоуправления школьниковнизкий уровень субъектности на стадии планирования, реализации, оценки деятельностипрактически полное отсутствие работы над коммуникативным «полем» старшего школьника, недостаточная представленность предметов и дисциплин, входящих в инвариантный компонент образовательного процесса и имеющий выраженный социализирующий эффект, низкий уровень взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи как основных институтов социализации.

6. Проведенный констатирующий эксперимент, в целом, подтвердил указанные ранее недостатки образовательного процесса, сказывающиеся на социальном взрослении старшеклассников. Было конкретизировано понятие социальной зрелости. С помощью самооценки старшеклассников, оценки экспертов (родители, учителя) и батареи вспомогательных методик был выявлен исходный уровень социальной зрелости, а также уровень сформированности системообразующего критерия — социокультурной компетентности.

7. Анализ современного образовательного процесса, констатирующий эксперимент, позволили определить основные направления опытно-экспериментальной работы по формированию социальной зрелости старших школьников.

8. В ходе исследования определены педагогические условия, влияющие на эффективность формирования социальной зрелости старшеклассников: ориентация инвариантного и элективного компонентов образовательного процесса на социальное взросление старших школьников, проектировочная деятельность с субъектами образовательного процесса (содержательно-целевые условия) — формирование системы ученического самоуправления, разработка программы деятельности психологической службы с субъектами образовательного процесса, взаимодополнение институтов социализации старшеклассников (организационно-процессуальные условия) — использование интегративных уроков, самоисследовательская деятельность старшеклассников в процессе работы клуба «Юный дипломат» (методико-инстументальные условия).

9. Определено содержание, формы и методы формирования социальной зрелости старших школьников. Каждый этап опытно-экспериментальной работы предполагал достижение ожидаемого результата.

10. В формирующем эксперименте использован комплекс форм и методов осуществления целостного социально-образовательного процесса, которые способствовали наиболее эффективному формированию социальной зрелости старших школьников, основных социальных компетентностей будущих выпускников.

11. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о положительном влиянии педагогических условий на формирование социальной зрелости старших школьников. По завершении эксперимента произошло изменение в распределении школьников экспериментальных классов по уровням сформированности социальной зрелости. В экспериментальных классах произошло сокращение числа школьников на среднем, ниже среднего и низком уровнях: на 6,8% уменьшилось количество школьников с низким уровнем сформированности социальной зрелости, на 10,3% снизилось число старшеклассников с уровнем сформированности ниже среднего, наконец, уменьшилось количество учащихся на среднем уровне сформированности на 4,5%. Эти данные свидетельствуют о правильности выдвинутой гипотезы и эффективности программы опытно-экспериментальной работы по формированию социальной зрелости старших школьников.

12. Настоящая работа не претендует на исчерпывающий анализ и полноту освещения проблемы формирования социальной зрелости старших школьников в образовательном процессе школы. Представляются перспективными такие направления дальнейшего изучения социальной зрелости, как: выявление степени участия СМИ, сверстниковсемьи молодых людей в их социальном взрослениивлияние социальной зрелости на профессиональное становление человека, его семейную жизнь. Проведение дальнейших исследований в этой области является, безусловно, актуальным и экономически целесообразным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль. — 1991. — 299с.
  2. Е.П. Социальные представления в ранней юности // Магистр 1.- 1991.-авг.-С. 47−54.
  3. А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся VIII X классов: Автореф. дис.канд. психол. наук.-М., 1990.-26 с.
  4. Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности: (На материале ст. шк. возраста): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 17 с.
  5. Г. А., Копанева А. А. Политическая культура старшеклассника // Педагогика и психология. М., 1987. — С. 15.
  6. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1977.-305с.
  7. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1,2−288с.
  8. А.А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. -200с.
  9. И. С. Философское понимание человека. М.: Мысль, 1988. -247с.
  10. В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методологические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. М.Баклушинский С. А. Я концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1996. — 21 с.
  13. В.В., Зеленова М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психол. наука и образование. 1998. -№ 1.-С. 52−58.
  14. С .Я. Молодежи нужны новые мировоззрение и траектория жизни // Школа и право. 1995. -№ 4. — С. 2 — 3.
  15. Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. — 1997. — № 4. — С. 25 — 31.
  16. И. А., Французова JI. Я, Французов М. М. Опроблемах профориен-тационной работы в школе // Социс. 2000. -№ 5. С. 103−106.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  18. Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни. Петрозаводск: ПГУ, 1996. — 87 с.
  19. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Наука, 1984. — 207с.
  20. Бим — Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1. — С.4 — 12.
  21. . П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1996. -№ 1.-С.4−12.
  22. Е.Н., Краснацеченко И. П. Организация самопознания личности подросткового и юношеского возраста: (метод, пособие). Калуга, 1996— 48 с.
  23. Е.И. Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1991. 18 с.
  24. Л.И. Избранные психологические труды. М.: Междунар. Пед. Академия, 1995. — 209 с.
  25. Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности, 1999. — № 5. — С.41−52.
  26. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. -№ 1(3).-С. 23−27.
  27. С. Л. Введение в гуманистическую экспертизу образования (психологические аспекты). -М.: Смысл, 1999. 137с.
  28. . С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии, 1977. № 3. — С. 121 — 124.
  29. С.Г. Эффективная школа. СПб.: ЦПИ, 1995. — 106с.
  30. С. Г. Личность, семья, школа. СПб.: УПМ, 1996. — 134с.
  31. С. Г., Лесохина Л. Н. Молодежь в пути. М.: НМЦ СПО, 1971.-97с.
  32. С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538с.
  33. Н. М. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 269с.
  34. Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1991.-480с.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995.-448 с.
  36. М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости-М.: Педагогическое общество России, 2001. 272 с.
  37. Гегель. Наука логики. В 3-х томах М., 1972. — Т. 3, — 371с.
  38. Гегель. Работы разных лет. В 2-х томах. М., Т.2 — 630с.
  39. А. М., Сергеев М. И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений. // Социс. 2000. — № 12 С. 64 — 70.
  40. С.С. Педагогические условия самореализации подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 22 с.
  41. М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрасте // Мир психологии. 1998. — № 1. — С. 21 — 26.
  42. Головей J1.A. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взросления: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1996. -34 с.
  43. А.Д. Создание социально-педагогической службы в образовательно-педагогическом комплексе школы // Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийск. конфер. -Орел, 1995, т. 2.-0,12 п. л.
  44. Jl. Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. М.: Педагогика, 1972.- 437с.
  45. С.А. Личностно-деловой потенциал школьника: Подготовка учащихся сред.шк. к актив.жизни. // Школа. 1995. — № 3. — С. 57 — 63.
  46. И. А., Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. -Л.: ЛГУ, вып. 6. 1969. 135с.
  47. А.А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 1998. -24 с.
  48. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 134 с.
  49. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. -Москва -Белгород, 1995. 251 с.
  50. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление. Перспективы // Вопросы образования, 1992. № 1−2. — С.9−16.
  51. В.В., Кардашина О. В. Особенности диагностического сопровож- дения тренингового процесса с подростками: социальная адаптация. // Журн. практ. психолога. 1998. — № 3. — С. 76 — 83.
  52. И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъектной картины жизненного пути: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 20 с.
  53. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация подростков в условиях социально-экономического кризиса: Автореф. дис. д-ра мед. наук.-М., 1998.-45 с.
  54. Ю.М. Психологические условия адаптации старшеклассников к новой социальной действительности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 22 с.
  55. В.В., Баскакова З.Л.: Курс соц. поддержки учащихся ст.классов. М.: Мой мир, 1997. — 66с.
  56. И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы 4-ое издание-Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 176 с.
  57. И.В. Психологическая программа развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте . -М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 1998. 128 с.
  58. И.Ю. Педагогическая коррекция самооценки в профессиональном самоопределении старшеклассников // Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение школьников. М., 1995. -С. 11 — 14.
  59. Дж. Школа и общество. — М.: «Работник просвещения». 1924. -127с.
  60. Т.О., Каплунович И .Я., Пушкина Т. А. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания: Опыт психол.анализа. Новгород: НГПУ, 1995. — 74 с.
  61. И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1998. — 368с.
  62. И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 82с.
  63. И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1998. — 487с.
  64. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997. № 5 — С.3−16.
  65. Л.И. Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.-18 с.
  66. Золотухина Аболина Е. В. Страна философия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-547с.76.3осимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992.-№ 11/12-С.23.
  67. С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 25 с.
  68. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва -Белгород, 1993. — 219 с.
  69. И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления: Учебное пособие. Белгород: БГУ, 1997. — 145с.
  70. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  71. Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. 1997. — № 6. — с. 54 — 58.
  72. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспи-таиние. Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем. -М.:Новая школа, 1996 160 с.
  73. Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. -1999.-№ 2.-С. 50−52.
  74. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности: (На материале исслед. ст. школьников): Автореф. дис. канд.психол.наук. Пермь, 1997. — 20 с.
  75. А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. -1998.-№ 4.-С. 37−50.
  76. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (Монография). Оренбург, 1996. — 188 с.
  77. Е.А. Путь в профессию. -JL: Лениздат, 1974.-152 с.
  78. Е. А. Введение в психологию труда. М.: Наука, 1988. — 197с.
  79. Л.И. Производительный труд как один из путей формирования социальной зрелости // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С. 104 -108.
  80. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: 1980. — 191с.
  81. А.С., Лукин Ю. Ф. Потребности общества и ценностные ориентации выпускников школ // Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. Вологда, 1988. — С. 32 — 49.
  82. Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика, 1999. 3. — С.43−49.
  83. Е.В. // Директор школы. Директор учитель — ученик: пути взаимодействия-М.: Сентябрь, 2000.- 144с.
  84. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. Ред. А. П. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-512 с.
  85. Н. Самовоспитание. Какой будет молодежная политика в России. // Народное образование. 2001. № 5. — 38 с.
  86. В. В. А. С. Макаренко и современная школа // Школьные технологии-М., 1998.- № 5.-С. 19.
  87. Г. Ф. О социальных проблемах воспитания // Социально-психологические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. М., 1991.-С. 5- 13.
  88. Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. М., 1997. — 360 с.
  89. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. -М.: Просвещение, 1998. 360 с.
  90. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975.-225с.
  91. Е.Н. Воспиттательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1998.- 19с.
  92. О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 0 (окт. — дек.). — С. 47 — 57.
  93. В.Н., Усманова А. А. Представления современных подростков о своем будущем в связи с социально-психологическими особенностями личностного развития в настоящем // Новые исследования в психологии. -М., 1993. № 1 (7). -С. 61- 75.
  94. О.П. Социально-психологические особенности становления профессиональной направленности старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев. 1991. — 22 с.
  95. B.C., Литвтнцев А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993. — 61 с.
  96. В.Н. Интерпретация мотивов нравственного поведения как психическая характеристика социально активной личности старшего школьника: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1992. — 27 с.
  97. А. С. Сочинения в 8 томах /Под ред. Кондакова М. И., Коро-това В.М. и др. М.:Педагогика, 1983. — 558с.
  98. В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 9 -14.
  99. В.Н. Путь социальной зрелости: По материалам межрегион, научно-практ. конф. «Социальная зрелость выпускника общеобразовательной школы нового типа», Санкт-Петербург. // Народное образование. 1994. — № 7. — С. 36 — 40.
  100. Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988. — 139с.
  101. А.К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  102. В. С. Молодежь. Проблемы формирования и воспитания. М.: Молодая гвардия. 1978. — 54с.
  103. Международная стандартная классификация образования. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 62 с.
  104. Н.И., Зуева С. П. Пути выявления способностей школьников старшего возраста к сознательному выбору профессии как фактор проф-ориентационной работы // Профессиональная ориентация в школе и вузе. -Кемерово, 1991.-С. 151 154.
  105. В. М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М.: 1996. — 32с.
  106. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Кн. для учителя. -Кемерово, 1996. 149 с.
  107. Методические рекомендации по изучению уровня социальной зрелости подростков: (В помощь педагогам сред, образоват. шк. и профтехучилищ). -М., 1991.-11 с.
  108. Г. Н., Степанков Е. Н. Проектируем образ выпускника // Народное образование. 1997. — № 6. — С. 36 — 38.
  109. Е.Н. Социально-психологическая типология ответственности старших подростков и юношей (девушек) // Мир психологии. 1996. -№ 3. — С. 120- 123.
  110. Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на метериале подготовки учителя начальных классов).-Москва-Курск, 1996. -262 с.
  111. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. — М.: Педагогика, 1991. 189 с.
  112. П.В. Проблема организации воспитательной системы и социализация личности // Образование в Сибири. 1998. — № 1. — С. 125- 129.
  113. А.В., Тупицын А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. 1999.-№ 1 — 2. — С. 100 — 110.
  114. А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112с.
  115. А. В. Общение школьников. М.: Знание. — 1987. — 76с.
  116. М.И. Развитие самосознания школьников: (Из опыта работы В.А.Сухомлинского). -М.: Педагогика, 1997. 128 с.
  117. Национальная доктрина российского образования // Официальные документы в образовании, 2000. № 21 (132). — С. 3 — 11.
  118. Некоторые аспекты социализации старшеклассников и учащихся ПТУ. -М., 1991.-55 с.
  119. Р. С. Практическая психология. М.: «Владос», 1999. — 319с.
  120. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос, 1997.-141 с.
  121. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Школа духовности 1997. — № 3. — С.23 — 29
  122. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе -М.: «Владос» 2001. 243с.
  123. С. И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1968.-900с.
  124. В.А. Вопросы оптимизации профессионального самоопределения школьников на рубеже подросткового и юношеского возрастов // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С. 33 — 38.
  125. . Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301с.
  126. А. Г. Труд как средство воспитания //Педагогика, 1992, № 7 8. -С. 3−10.
  127. А. Г. Труд в школе: кризис или обновление // Педагогика и психология. М., 1992. — 77с.
  128. А. Г. Труд и Воспитание: Учебное пособие. Курск, 1994. -192с.
  129. С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. -М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 256с.
  130. Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Автореф. дисс. докт. пед наук.-М., 1999. 39 с.
  131. JI. С. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов —на — Дону, 1995. -396с.
  132. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  133. А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-ое изд., дополн. и перераб М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 640 с.
  134. Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников // Журнал практического психолога. 1996. — № 4. — С. 66 — 72.
  135. Психологические основы формирования отношений и свойств школьников в трудовой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Ставрополь, 1989. — 126 с.
  136. Психологический словарь. М., Педагогика, 1983. — 75 с.
  137. Психологическое сопровождение выбора профессии: Науч.-метод, пособие.-М., 1998.- 179 с.
  138. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  139. А.А. От чего зависит долголетие?: Социал. зрелость и ее составляющие: По материалам социол. исслед., провед. среди учащихся шк.15 -17 лет. //Народное образование. 1997. -№ 7. — С. 41−42.
  140. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мысль, 1994. — 319 с.
  141. М.В. Комплексный подход к формированию у старшеклассников готовности к труду // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. М., 1988. — С. 5 -9.
  142. Е. М. Настольная книга практического психолога М.: Владос, 1998.-369 с.
  143. М.И. Социализация учащейся молодежи: включенность в реальные социальные отношения // Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. М., 1991. — С. 49 — 53.
  144. М.В. Построение сценария жизни как механизм личностного развития юношества: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 19 с.
  145. С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1- М., Педагогика 1989.-485с.
  146. С. JI. Проблемы общей психологии. М.: АН СССР, 1976 — 416с.
  147. Н.Н. Психологические условия развития социально ответственного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.-18 с.
  148. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 20 с.
  149. Н.П. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1995.-27 с.
  150. В.Д. Сравнительный анализ развития социальной зрелости подростков-учащихся сельской и городской школ // Проблемы сельской школы.-М., 1990. -С. 45−51.
  151. В. Д. Быть собой. М.: Педагогика, 1989. — 78 с.
  152. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. -№ 5. -С. 16−21.
  153. Н. Система ценностей старшеклассников: Структура и содержание // Классный руководитель. 1997. — № 5. — С. 38 — 41.
  154. Т.Н. Психологические условия воспитания социальной ответственности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 20 с.
  155. И.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненной позиции личности школьника // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. М., 1988. — С. 51 — 68.
  156. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Материалы международной научно-практическойконференции «Педагогическое образование для XXI века». -М.:МПГУ, 1994.- 187 с.
  157. В.И. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии 1991. № 4
  158. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: «Школа -Пресс», 1995.-383с.
  159. Н. Социология. М. гФеникс, 1994.-130 с.
  160. Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. М.: Педагогика, 1998. — 286 с.
  161. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Воросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27 — 35.
  162. B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998.-№ 1.-С. 26−54.
  163. И.С. К вопросу об опосредованности исторического самопознания старшеклассника средовыми факторами // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь, 1992. — Т.4. -С. 137- 142.
  164. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М.: Мысль, 1993. — 147 с.
  165. Т. Е. Молодежь: вехи социальной зрелости: (Филос. сциол. анализ). — Львов: ЛГУ, 1988. — 261с.
  166. Н.С. Феномен жизненных затруднений. Монография. -Курск: КГМУ, 2002. 136 с.
  167. Стратегия модернизации содержания общего образования // Управление школой, 2001. № 30 (225).
  168. Тен Н. М. Теоретические основы формирования социальной ответственности школьников // Единство учебной и внеучебной деятельности вцелостном воспитательном процессе. Хабаровск: ХГПУ, 1989. — С. 53 -75.
  169. Типовое положение об образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 31. 08. 94 № 1008 в редакции постановлений Правительства РФ от 09. 09. 96 «1058 и от 15. 01. 97 № 38 // Вестник образования, 1998. -№ 1. С. 63 -69.
  170. Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997.-№ 1.-С. 120- 129.
  171. Н.Б. Педагогическое регулирование социальных ожиданий старших школьников в процессе нравственного воспитания: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Воронеж, 1997. -17 с.
  172. А.П., Казакина А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб.: Петербургская школа, 1997. — 160 с.
  173. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. -Москва-Орел: МПГУ-ОГПУ, 1997.- 208 с.
  174. А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.'Педагогика, 1998.-56 с.
  175. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Московского ун-та. Сер 14. Психология. 1997. -№ 4. — С. 31−41.
  176. К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. -413с.
  177. Э.А., Калюжная Ю. И. Формирование у подростков мотивов трудовой деятельности // Школа и право. 1988. — № 8. — С. 12.
  178. Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. 1998. — № 1. — С.5 — 11.
  179. Д.И. Социальное развитие в пространстве — времени Детства. М.: Педагогика, 1997. — 158 с.
  180. Д.И. Психология становления личности. М.: Педагогика, 1994.- 192 с.
  181. Философский энциклопедический словарь / Гл. Ред. Ильичев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  182. А. Я. II Общественные науки и современность. М., 2000. -№ 2. — С. 151.
  183. В. Н. Грани социальной зрелости. Ужгород: Карпати. — 1985. — 110с.
  184. Формирование модели выпускника в условиях инновационных процессов. Новокузнецк, 1998. — 297 с.
  185. В. Психотерапия на практике СПб.: „Речь“, 2000. — 251с.
  186. С. Избранные педагогические сочинения. М.: Новая школа, 1990.-301с.
  187. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учи-теля.-М.: Просвещение, 1987. -223 с.
  188. И. Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискус., обобщения. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983. -350с.
  189. А. У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Новая школа, 1987. — С. 30 — 42.
  190. А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Дисс. .док. пед. наук. М., 1997. — 423 с.
  191. В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992. — 30 с.
  192. Хьелл, Ларри А., Зиглер Дэниел. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: 1997. — 606с.
  193. B.C., Кржечковский А. Ю., Монсейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь: СГУ, 1993.- 139 с.
  194. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. Воронеж, 1998. — 186 с.
  195. P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. СПб., 1997. — 19 с.
  196. Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. — 384с.
  197. Т. И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва — Тюмень: Mill У, 1998. — 287с.
  198. И.П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления // Мир психологии. 1996. — № 1. — С. 43 —46.
  199. В.Г., Школьник O.K. Социальная адаптация и развитие индивидуальности школьников в учебно-воспитательном процессе // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. -Волгоград, 1993.-С. 142- 149.
  200. Р. Отточите свой интеллект. Минск, Изд-во „Попурри“. -541с.
  201. В.Н., Череднеченко Г. А. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников. — М., 1994. 59 с.
  202. Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. Курск: КГПУ, 1995. — 132 с.
  203. Э. Идентичность и жизненный цикл. Франкфурт, 1971. -342с.
  204. О.А. Взаимосвязь познавательной и трудовой деятельности как фактор формирования жизненной позиции подростков // Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе. Л., 1987. — С. 45 -50.
  205. Якиманская И.С.Личностно-ориентированное обучение в современных школах. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  206. Е. А. Школа для всех: адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1997 — 352с.
  207. Adelson J. Handbook of adolescent psychology. -N.-Y.: Willy, 1995. 1861. P
  208. Drucker P. The age of social transformation // Quality digest. Seattle, 1995.-April-P. 34−40.
  209. Freese H.L. Kinder sind philosophen. Weinheim, В.: Quadriga, 1990.-176 P
  210. Genevois G. Etho-psychologiedes communicationset pedagogie // Rev fr. depedagogie. P., 1992. — № 100. — P. 81 — 103.
  211. Kluckhon C. Values and value arientetions in the theory of action // Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. -430 p.
  212. Rogers D. Adolescent: a psychological perspective. Calif., 1982. — 286 p.
  213. Worthington J.D. The spiritual dimension in education // Quality digest. -Seatly. 1995. — April. — P. 25 — 28.1. СФЕРА ПОЛИТИКИ
  214. Самое страшное— большая власть маленького человека. Шевелев И.Н.
  215. Самоопределение в этой важнейшей сфере помогает участникам понять, стоит ли заниматься этой интереснейшей, но и очень ответственной сферой жизни.
  216. Начинается работа с традиционной процедуры тестирования. Тест позволяет в самом первом приближении определить наличие лидерских качеств, но в большей степени помогает задуматься над своим поведением.1. Признаки лидера»
  217. Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
  218. Легко могу убедить в чем-то моих друзей.
  219. Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
  220. Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.
  221. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  222. Хорошо чувствую настроение своих партнеров.
  223. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
  224. Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.
  225. Решая проблемы, использую опыт других.
  226. Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.1. Ключ к тесту
  227. Нужно быть достойным самого себя. Восточная мудрость
  228. Мои достоинства jYs Мои недостатки1. I.
  229. У членов группы может оказаться недостаточно знаний о функциях, которые выполняет мэр.' Поэтому прежде всего стоит в общих чертах объяснить им эти функции, спросить их самих о том, что они знают о работе мэрии или местной администрации района.
  230. Сейчас вы самостоятельно решите, кого из членов группы вы бы поддержали во время выборов, за кого бы вы проголосовали.
  231. Итоги работы могут подводиться несколькими способами: а) провести взаимную оценку партнерами другдруга по 10-балльной шкале- б) определить лидера, который работал более эффективно, выдав емудополнительно 5 премиальных баллов.
  232. Психологический комментарий. Цель тренинга — помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.
  233. Человек, который не находит хороших качеству других людей, просто ленитсяискать их. Честерфилд
  234. Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из группы, составить план своего выступления без всяких консультации с ним. Кроме того, ни один человек не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.
  235. Место Тренинговое имя Балл Подпись1. Первое 101. Второе 81. Третье 61. Четвертое 4
  236. Поэтому сначала подумайте над составлением списка критериев, утвердите его решением своей фракции, а затем начинайте выдвигать и обсуждать кандидатуры на должность мэра города,
  237. Время на обсуждение критериев отбора, выдвижение кандидатур и голосование примерно 10—12 минут. Каждая микрогруппа должна голосованием выбрать своего кандидата в мэры города.
  238. Рекомендации ведущему. Тренинг можно закончить выборами в каждой группе, но целесообразно продолжить его, например, отведя еще 5 минут, в течение которых микрогруппы должны составить тезисы выступления для своего кандидата от фракции.
  239. Оценка работы осуществляется самой микрогруппой путем распределения 50 баллов. Распределяют сами участники под руководством вновь выбранного лидера.
  240. Недостаточно иметь заслуги, надо уметь людям понравиться. Ф. Честерфилд
  241. Каждый претендент имеет возможность подготовить тезисы своего краткого выступления перед большой аудиторией «телезрителей», роль которых сыграют все остальные участники. «Телезрители» имеют возможность задавать любые вопросы тому или иному претенденту.
  242. На первом этапе в течение 3 минут претенденты готовятся к выступлению, набрасывая тезисы, собирая аргументы и т. п. «Телезрители «в это же время могут подумать над вопросами, которые они смогут задать претендентам.
  243. На втором этапе 7 минут проводятся сами «теледебаты», в ходе которых претенденты говорят по очереди о своих программах деятельности в должности мэра города, задают друг другу уточняющие вопросы. Затем претенденты отвечают на вопросы «телезрителей».
  244. В конце дебатов проводится рейтинговое голосование, т. е. определение места каждого претендента. Его можно провести открытым голосованием простым большинством голосов «телезрителей».
  245. После проведение первой серии теледебатов приглашается следующая группа и процедура повторяется.
  246. Психологический комментарий. Использование системы дополнительных премиальных баллов стимулирует участников, Лкоторые на некоторое время вынуждены быть в роли телезрителей.1. Гражданин или обыватель?»
  247. Признаки гражданина Черты обывателя1
Заполнить форму текущей работой