Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования: На примере студии журналистики
Диссертация
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие теоретические положения о том, что обучение подростков в студии журналистики повышает их мотивацию, направленность на творчество, способствует росту креативных качеств и рефлексивные умений, влияет на цели и ценности личности. Оно также способствует творческой адаптации, нахождению своего места в группе и способности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое обоснование творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования
- 1. 1. Сущность творчества и его роль в развитии личности
- 1. 2. Особенности творческого развития старшего подростка
- 1. 3. Цели и возможности системы дополнительного 53 образования в реализации творческого потенциала подростка
- 1. 4. Творческая среда как комплекс условий развития 67 старшего подростка в образовательном учреждении
- Выводы по первой главе
- Глава II. Творческое развитие старших подростков в учреждениях дополнительного образования Карелии (на примере студий журналистики)
- 2. 1, Основные подходы к решению проблемы творческого 92 развития старшеклассников в Республике Карелия
- 2. 2. Концепция «Школы творческого развития «Ключ». 105 Модель творческой среды в учреждении дополнительного образования
- 2. 3. Цели и содержание программы студии журналистики 122 «ТВ-старт»
- 2. 4. Реализация программы студии журналистики «ТВ- 135 старт»
- 2. 5. Результаты творческого развития учащихся студии 159 журналистики «ТВ-старт» «Школы творческого развития «Ключ»
- 2. 1, Основные подходы к решению проблемы творческого 92 развития старшеклассников в Республике Карелия
Список литературы
- Абрамеикова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В. В. Абраменкова. — М.: Моск.Псих. — соц. Институт- «МОДЭК», 2000.-416 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 400 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1999. — 496 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев.2-е изд., перераб. М.: Наука, 1977. — 379 с.
- Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности/ Б.Г. Ананьев// Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН СССР, 1962. — С. 15 — 31.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества/В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. — 230 с.
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития./В.И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития/ Асмолов А.Г.// Внешкольник. 1997. — № 9. — С. 6 — 8.
- Асмолов А.Г. Психология личности/ Асмолов А. Г. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Асмолов А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)/ Асмолов А. Г., Г. А. Ягодин// Вопросы психологии. 1992. -№ 1 — 2. — С. 6 — 14.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Балл Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие/ Г. А. Балл// Психологический журнал. 1997. — т. 18. — № 5. -С.7−19.
- Басин Е.Я. Психология художественного творчества/Е.Я. Басин. М.: Знание, 1985.-64 с.
- Басин Е.Я. Творческая личность художника/ Е. Я. Басин. М.: Знание, 1985.-61 с.
- Басин Е.Я. Творчество и эмпатия/ Е.Я. Басин// Вопросы философии. -1987. № 2 — С. 54 — 67.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества/ Г. С. Батищев. СПб: РХГИ, 1997.-463 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. -445 с.
- Беляева JI.A. Проблема понимания в педагогической деятельности/ Л. А. Беляева. Екатеринбург: УГПИ, 1995. — 73 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание/ Н. А. Бердяев. М.:Книга, 1991. — 448 с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание/ Р. Берне. — М.: «Прогресс», 1986. — 420 с.
- Библер B.C. От науконаучения к логике культуры/ B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991. — 417 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология/ Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во ИРАО, 1998. — 575 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста/ Н. Р. Битянова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
- Блок Б.Б. Сопереживание и сотворчество/ Б.Б. Блок// Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — С. 31 — 55.
- Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества/ Д.Б. Богоявленская// Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Наука, Смысл. — 2000. — С. 186 — 198.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская// Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 5. — С.49 — 59
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству/Д.Б. Богоявленская. М.:3нание. 1981.-95 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Личность и учение подростка/ Л.И. Божович// Психологическая наука и образование. 1997. — № 1. — С. 5 — 10.
- Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка/ Л. И. Божович. М.: Знание, 1979. — 39 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — С.227 — 272.
- Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников/Е.В. Бондаревская// Советская педагогика, 1991. № 9. — С. 19 — 26.
- Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы/ Е. В. Бондаревская. Ростов на Дону: РГПИ, 1986.- 120 с.
- Боришевский М.И. Саморегуляция поведения школьников/ М.И. Боришевский// Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 63 — 68.
- Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника (системно-структурный анализ): Учебное пособие к спецкурсу/ Н. В. Бочкина. Л., 1991.-81 с.
- Бояринцева Н.Н. Психолого-педагогическая функция учителя в формировнии адаптивной образовательной среды ученика: Автореф. дис.. канд.пед.наук/ Н. Н. Бояринцева. М., 2001. — 16 с.
- Братченко C. J1. Введение в гуманитарную экспертизу образования/ C.JI. Братченко М.: Смысл, 1999. — 137 с.
- Братченко СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов/ СЛ. Братченко. Псков, 1997.-68 с.
- Братченко СЛ. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала/ СЛ. Братченко. М.: Смысл, 2001. — 197 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности/ Л. Ф. Бурлачук. Киев: Здоровье, 1984.-168 с.
- Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи)/ Т.М. Буякас// Вестник Московского ун-та .Серия 14. Психология. 1995. — № 2. — С.53 -60.
- Бьюдженталь Дж. Наука быть живым/ Дж.Бьюдженталь. М.: Независимая компания «Класс», 1998. — 336 с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности/ П. Вайнцвайг. -М.:Прогресс, 1990. 187 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа:концепция и модель образовательного процесса/ А.П. Валицкая// Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12 -18.
- Васильева З.И. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление/З.И. Васильева. Л.: ЛГГТИ, 1988. — 101 с.
- Вахнянская И. Л. Теории личности и личностного роста в современной психологии/ И. Т. Вахнянская. Ижевск: Научно-методический Центр практической психологии образования, 1988. — 44 с.
- Вейн А. М. Специфика межполушарного взаимодействия в процессе творчества, принцип метафоры/ A.M. Вейн, В. Молдовану// Интуиция. Логика. Творчество. М.: Наука, 1987. — С. 60 — 72.
- Власова Т.И. Сущность понятий «активность» и «деятельностный подход» в образовании/ Т.И. Власова// Дополнительное образование. 2002. -№ 2. — С.10 — 15.
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 279 с.
- Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Петрозаводск, 2002. 22 с.
- Волович Л. Научно-методическое обеспечение управления процессом стимулирования творческой активности учащихся/ Л. Волович, Ж. Зайцева, М. Рожков// Учительская газета. 1993. — № 40. — С.4.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга лля учителя/ Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1986.-573 с.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенкаII Тексты. -М., 1982. -С.161 165.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. -Т.4. — С.5 -242.
- Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств/ Т. П. Гаврилова. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века// Новые ценности образования. М., 1996. — Вып.6. — С. 10 — 37
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы// Новые ценности образования. М., 1995. — Вып.2. — С. 16 — 45.
- Галин А. Творчество и личность/ А. Галин. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. — 128 с.
- Галкина Т.В. Методика определения уровня развития речемыслительной креативности/ Т. В. Галкина, Л.Г.Алексеева// Психологический журнал. -1992. -Т.13. -№ 4. С. 88 — 94
- Гатанов Ю.Б. О пользе старого дивана, или как развивать креативность/ Ю.Б. Гатанов// Школьный психолог. 1999. -№ 4. — С.8 — 9.
- Гершунский Б.С. Образование в 3 тысячелетии: гармония знания и веры/ Б. С. Гершунский. М.: Моск. Псих. — соц. Инт-т, 1997. — 120 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ С. И. Гессен. М.: Школа — пресс, 1995. — 447 с.
- Гилфорд Дж. Курс развития творческого мышления/ Автор русскоязычной версии Ю.Б. Гатанов/ Дж. Гилфорд, Дж. Резнулли Дж. СПб.: Иматон, 1995. -42 с.
- Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект/ В. И. Гинецинский. Москва: Логос, 1994 — 175 с.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники/ С. В. Гиппиус. Л. — М.: Искусство, 1967. — 291 с.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя/ А. А. Гин. М.: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.
- Гликман И.З. Свободное время и клуб старшеклассников/ И.З. Гликман// Дополнительное образование. 2002. — № 9. — С. 37 — 42.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания/ Н. М. Гнатко. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1994. — 43 с.
- Гнатюк Н.П. Мир увлеченных людей/ Н. П. Гнатюк. М.: Педагогика, 1989.-160 с.
- Горский В.А. Дополнительное образование/ В. А. Горский. М.:Изд-во ИОО, 2001.-400 с.
- Горский В.А. Семинары по проблемам развития дополнительного образования детей/ В.А. Горский// Внешкольник. 1997. — № 7 — 8. — С. 37 -48.
- Горский В.А. Пути совершенствования содержания дополнительного образования детей/ В.А. Горский// Дополнительное образование. 2000. — № 2.-С. 14−15.
- Горятнина В.В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системно-обобщенных знаний учащихся начальных классов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Петрозаводск, 1999. — 21 с.
- Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов/ P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб: ОМС, 1994. — 174 с.
- Гройсман A.JI. Личность. Творчество. Регуляция состояний/ А. Л. Гройсман. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1998. — 431 с.
- Гусинский Э.П. Введение в философию образования/ Э. П. Гусинский, Ю.И. Турчанинова// Завуч. 2001. — № 6 — С. 118 — 121.
- Даутова О.Б. Конструирование технологии саморазвития подростка в системе развивающего обучения// Техологии развивающего обучения/ Под ред. Г. Д. Кирилловой. СПб.: Эпиграф, 2002 — С. 71 — 88.
- Даутова О.Б. Теоретические подходы к проблеме становления самосознания учащихся в образовательном процессе/ О. Б. Даутова. СПб., 1996.-104 с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/В.В. Давыдов// Вопросы психологии. № 1. — 1992. — С.22 — 33
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986 — 239 с.
- Дополнительное образование детей: Словарь-справочник/ Автор -составитель Д. Е. Яковлев. М.: АРКТИ, 2002. — 112 с.
- Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве/ Л. Я. Дорфман, Г. В.Ковалева// Вопросы психологии. 1999. -№ 2. — С.101 — 106.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей/ Дружинин В. В. СПб: Питер, 2000. — 368 с.
- Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя/ А. П. Ершова, В. М. Букатов. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 232 с.
- Загвязинский В. И Творчество в управлении школой/ В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов.-М.:3нание, 1991.-61 с.
- Зейгарник Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии/ Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е.С. Мазур// Психологический журнал. -1989. Т.10. -№ 2. С. 122 — 131.
- Иванов В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1994. -21 с.
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И. П. Иванов. -М.: Педагогика, 1989. 207 с.
- Ильенков Э.В. Личность и творчество/ Э. В. Ильенков. М.: «Языки рус. культуры», 1999.-272.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность?/ Э.В.Ильенков// С чего начинается личность? М.: Политиздат, 1979 — С. 319 — 358.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание/ М. С. Каган. JI.: Изд-воЛГУ, 1991.-240 с.
- Каган М.С. Опыт культурологического анализа познавательной деятельности/ М.С. Каган// Философские науки. 1987. — № 7. — С. 46 — 55.
- Каган М.С. Культура философия — искусство (Диалог)/ М. С. Каган, Т. В. Холостова. — М.: Знание, 1988. — 64 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность/ М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход)/ И. П. Калошина. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
- Карпов А.О. Роль науки в образовании/ А.О. Карпов// Дополнительное образование. 2002. -№ 1, — С. 12 — 17.
- Кириллова Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения/Г.Д. Кириллова. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1976. — 147 с.
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система/ Г. Д. Кириллова. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
- Кириллова Г. Д. Теория обучения: курс лекций/ Г. Д. Кириллова. -СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2001. 130 с.
- Кригер В. А. Автомоделизм профессиональный задел для подрастающего поколения/ В.А. Кригер// Дополнительное образование. -2002. — № 1. — С.5 — 7.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Козленко В.М. Проблема креативности личности/ В.М. Козленко// Психология творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. М: Наука, 1996. — С. 131 -148.
- Колесов Д.В. О психофизиологии творчества/ Д. В. Колесов, Е.Н. Соколов// Психологический журнал. 1992. — Т. 3, № 6. — С.43 — 53.
- Кон И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- Конжиев Н.М. Актуальные вопросы нового воспитания// Целостный подход к формированию личности ребенка. Петрозаводск, 1993. — С. 3 — 4.
- Конжиев Н.М. Научно-педагогические основы воспитательной сисстемы школы. Программа научно-исследовательской работы/ Н. М. Конжиев. Петрозаводск: КГПИ, 1989. — 16 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ О. А. Конопкин. -М.: Наука, 1980. 256 с.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция активности человека/ О.А. Конопкин// Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.5 — 12.
- Корнеева Н. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа/ Н. Корнеева, А. Буева// Внешкольник. 1999. — № 1. — С.26 — 27.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Книга для учителя: Из опыта работы/ Б. И. Коротяев. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989.-159 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ/ В.ВКраевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1985. — 431 с.
- Краткий тест творческого мышления (КТТМ). Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1994. — 28 с.
- Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры/ Н. Б. Крылова. -М.:Ин-т пед. Инноваций, 1994. 97 с.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека/ В.Т. Кудрявцев// Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.41 -44.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология/ И. Ю. Кулагина. М.: УРАО, 1997.-176 с.
- Кулюткин Ю. Н. Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления. Л., 1967.-37 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений/ Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебно-практическое пособие/ С. В. Кульневич. Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
- Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания/ С. В. Кульневич. Воронеж, 1997. — 235 с.
- Лебедев О.Е. Образование как фактор развития личности/ О.Е. Лебедев// Дополнительное образование фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы Всеросс. Научно-практической конференции. -СПб., 1998.-С.9−18.
- Лебедева В.П./ В. П. Лебедева, В. А. Орлов. Психо-дидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников// Дополнительное образование. № 3, 4.-1999.-С. 16−22.
- Леви В.Л. Искусство быть другим/ В. Л. Леви. М.: Знание, 1980. — 208 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст/ Н. С. Лейтес. М.: Просвещение, 1971. — 279 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции/ А.Н. Леонтьев// Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С.162 — 171.
- Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования/ Д. А. Леонтьев, Н.В. Пилипко// Вопросы психологии, 1995,№ 1. С. 97 — 110.
- Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия/ Д.А. Леонтьев// Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — С. 109 — 134.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение/ И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. -64 с.
- Лийк К. Влияние домашней среды на развитие ребенка/ К. Лийк// Средовые условия групповой деятельности. Таллин, 1988. — С. 71 — 90.
- Лобанова Б.В. Философия и социология творчества/ Б. В. Лобанова. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1985. 153 с.
- Ловцева В.Н. Опыт исследования личностных устремлений продростков/ В. Н. Ловцева, А.П. Усманова// Педагогика. 1992. — № 9 — 10. -С. 33−40.
- Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания/ Л. М. Лузина. Псков: Изд-во ПГПИ им. Кирова, 1995. — 218 с.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека)/ Л. М. Лузина. Псков: Изд-во ПГПИ им. Кирова, 1997 — 168 с.
- Лук А. Н. Психология творчества/ Лук А. Н. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Ляшко Т.В. Развивающие технологии в дополнительном образовании/ Т.В. Ляшко// Дополнительное образование. 2000. — № 2. — С. 49 — 54.
- Мамардашвили М.К. Наука и культура/ М.К. Мамардашвили// Методические проблемы историко-научного исследования. М.: Наука, 1982.-С. 38−56.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маслоу А. Поведение, ведущее к самоактуализации/ А. Маслоу// Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — С. 353 — 365.
- Маслоу А. Психология бытия/ А. Маслоу. М.: Релф-бук, 1997. — 304 с.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности/ A.M. Матюшкин. М.: Школа -пресс, 1993.- 127 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности/ A.M. Матюшкин// Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.29 — 33.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории/ М. И. Махмутов. М: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих способностей/ А.А. Мелик-Пашаев. М.'.Знание, 1981. — 96 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/Ю.А. Миславский. -М.: Педагогика, 1991.-151 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности/ Ю.А. Миславский// Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.77 — 85.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности/ В. А. Моляко. -Киев: Знание, 1978. 45 с.
- Мотивация познавательной деятельности/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1972. — 117 с.
- Мотков О.И. Актуальные ориентации в развитии дополнительного образования и содержание современных педагогических программ/ О.И. Мотков// Дополнительное образование. 2000. — № 3. — С. 11 — 15.
- Мотков О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТДК) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ О.И. Мотков// Дополнительное образование, 2002. № 7,8. — С. 11−17.
- Мотков О.И. Методика «Личностная биография»/ О.И. Мотков// Школьный психолог. 1998. — № 38. — С.4 — 5.
- Мотков О.И. Развитие творчества у детей/ О.И. Мотков// Дополнительное образование, 2000, № 4. С. 9 — 13.
- Мудрик А.В. О воспитании старшекласников/ А. В. Мудрик. 2-е изд., — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Мэй Р. Мужество творить/ Р.Мэй. пер. с англ. — Львов: Инициатива, 2001.-128 с.
- Одаренные дети./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. -380 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. 18 -е изд., стереотип. -М.: Русский язык, 1987. — 797 с.
- Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены/ А. Олах// Общественные науки за рубежом. Серия Науковедение. 1968. — № 4. — С. 69 -73.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности/ А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся/ А.К. Осницкий// Вопросы психологии. 1992. -№ 1 -2.-С. 52−63.
- Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества/ К. Г. Паустовский. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
- Педагогика: Учеб. Пособие/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001 — 640 с.
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии/ Н.Пезешкиан. СПб.: Прогресс — культура, 1995. — 238 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально -психологического тренинга/ Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности/А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения/ В. В. Петрусинский. М.: ВШ, 1987. — 189 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества/ П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии/ П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: МПУ, 1996. — 265 с.
- Пильдес И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000 — 18 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий/ К. К. Платонов. -М.: ВШ, 1984. 174 с.
- Положение детей в Республике Карелия (2000 год): Аналитический доклад Республики Карелия для подготовки государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации». Петрозаводск, 2001. — 95 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А. Пономарев// Психологический журнал. 1994. — Т. 16, № 6. — С.38 — 50.
- Поснова Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе. Дис.. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996.-188 с.
- Программа развития воспитания в системе дополнительного образования России. Москва: изд-во центра развития дополнительного образования детей Минобразования России, 1999. — 43 с.
- Просвещение, воспитание юношества, распространение наук, искусств, современных технологий и общественных инициатив в области образования и молодежной политики: Концепция министерства образования Республики Карелия. Петрозаводск, 1998. — 50 с.
- Психологические особенности самосознания подростка/ Под ред. М. И. Боришевского. Киев: «Высшая школа», 1980. — 163 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов на Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
- Психология развития/ Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001.-352 с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Под ред.Я. А. Пономарева. М: Наука, 1990. — 224 с.
- Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа. М.: Прометей, 1998. -158 с.
- Развитие творческой активности школьников/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К.Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем/ К. Роджерс// Семья и школа. 1987. — № 10. — С.22 — 24.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя/ Н. Роджерс// Вопросы психологии, 1990, № 1.-С. 164 168.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств/ Н. Роджерс// Вопросы психологии, 1995, № 1. С. 132 — 139
- Рождественская Н. В. Психология художественного творчества: Учебное пособие/ Н. В. Рождественская. СПб: Издательский отдел Языкового центра СПб ГУ, 1995. — 270 с.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидактика, 1992. — 256 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Бол.Рос.энцикл., 1993. Т. 1.-608 с.
- Российский энциклопедический словарь: В 2-х кн./ Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Бол. Рос. Энцикл., 2001. — Кн. 2. — 2015 с.
- Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества/ B.C. Ротенберг// Хрестоматия по психологии художественного творчества. -М.: Магистр. С. 36 — 45.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности// Вопросы психологии/ С. Л. Рубинштейн. 1986. — № 4. — С. 101 — 109.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. -414 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. 720с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия/ К. Рудестам. М.: Прогресс, 1993.-368 с.
- Рыскин М. «Нет ни камня, ни надписи стертой»/ М. Рыскин// Госпожа удача. 2000. — № 5. — С.6.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988/ Н. Г. Салмина. — 286 с.
- Сафаров И.Ш. Философско-эстетические аспекты творчества (синергийный подход): Дисс.. канд. фил. н. РГПУ им. А. И. Герцена. -Санкт-Петербург, — 2001. — 186 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семёнов И.Н. Системный подход к изучению организации мышления// Исследования психологии творчества/ И. Н. Семёнов. М.: Наука, 1981. — С. 27−61.
- Семёнов И.Н. Проблема организации творческого мышления и рефлексии/ И. Н. Семёнов, С.Ю. Степанов// Психология творчества/ Под ред. А. Я. Пономарева. -М: «Наука», 1996. 224 с.
- Семёнова J1.H. Анти-Маслоу или динамическая модель развития/ JI.H. Семёнова// Научно-практическая конференция по теории решения изобретательских задач. Петрозаводск,!999. — С.87 — 89.
- Сергеева Н.Ю. деятельность педагогов дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков/ Н.Ю. Сергеева// Дополнительное образование, 2003. № 7. — С. 34 — 42.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В. В. Сериков. М.: Логос, 1992. -272 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. СПб.:Социально-психол. центр, 1996. — 347 с.
- Симонов П.В. Мозг и творчество/ П.В. Симонов// Вопросы философии. 1992. — № 11. — С. З — 24.
- Симонов П.В. Происхождение духовности/ П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. -М. Наука, 1989. 350 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984. — 160 с.
- Система дополнительного образования: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования ИОСО РАО// Дополнительное образование. 1999. — № 3,4. — С. 6 — 14.
- Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования ИОСО РАО)// Дополнительное образование. 2000. — № 3,4. — С. 6 — 12.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей/ М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1980. 144 с.
- Словарь практического психолога/ Сост.С. Ю. Головин. Минск: «Харвест», М.: ООО «Изд-во ACT», 2001 — 800 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.
- Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е. С. Минск: Современное слово", 2001. — 928 с.)
- Соловейчик C. J1. Педагогика для всех/ C. J1. Соловейчик// Педагогика наших дней. Краснодар, 1989. — С.327 — 380.
- Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций/ С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. — 174 с.
- Степанов С.Ю. Рефлексивно-психологическая психология сотворчества/ С. Ю. Степанов. Москва — Петрозаводск, 1996. — 169 с.
- Сухобская Г. С. Психология в управлении/ Г. С. Сухобская. СПб., 1999.-80 с.
- Сухобская Г. С. Современная гуманистическая психология и школа/ Г. С. Сухобская. СПб, 1995. — 49 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т./В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 560 с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура/ Э. Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
- Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Наука, Смысл.2000. 549 с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1996 -480 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность// Избранные труды: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15−42.
- Технологии развивающего обучения/ Под ред. Г. Д. Кирилловой. -СПб.: Эпиграф, 2002. 339 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: Постановление правительства РФ № 223 от 7 марта 1995, с замечаниями и дополнениями от 22.02 1997// Документы. 1997. — № 23. -С. 3−5.
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников/ А. П. Тряпицына. J1.: ЛГПИ, 1989. — 92 с.
- Тряпицына Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью/ Н. К. Тряпицына. Казань, 1984. — 118 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания// Собр. Соч.: В 11-й т.- М.: Изд-во АПИ, 1950. Т. 8. — 775 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология личности в онтогенезе/ Д. И. Фельдпггейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология личностного развития подростка/ Д.И. Фельдштейн// Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 31 — 38.
- Философский словарь. М., Политиздат, 1986. — 570 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
- Фромм Э. Искусство любви/ Э.Фромм. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991.-80 с.
- Хейзинга Й. HOMO LUDENS/Й. Хейзинга. М.: Прогресс, 1992. — 452 с.
- Ходунова Л.Н. Конференция в Магнитогорске/ Л.Н. Ходунова// Дополнительное образование. 2002. — № 3. — С. 46 — 53.
- Хрящева Н.Ю. Тренинг психотехники/ Н. Ю. Хрящева. СПб.: Речь, 2000. — 256 с.
- Хуторской А.В. Как обучать творчеству/ А.В. Хуторской// Дополнительное образование. 2001. — № 1. — С.5 — 10.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения/ А. В. Хуторской. М.: ВЛАДОСДООО. — 320 с.
- Цахаева А.А. Основы саморазвития личности/ А. А. Цахаева. -Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1999. 172 с.
- Цветкова JI.B. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 21 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов/ Г. А. Цукерман. М.: Фирма «Интерпран», 1994. 156 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. М.:Наука, 1977. — 143 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды/ М. Черноушек. М.: Мысль, 1989 — 174 с.
- Шабаев И.Г. Воспроизведение и творчество, алгоритмизация и эвристика в обучении: Учебное пособие/ И. Г. Шабаев. Петрозаводск: Изд-во КГПИ, 1996.-102 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека/ В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996.-319 с.
- Школа самоопределения. Шаг второй/ Под ред. А. Н. Тубельского. -М.: АО Политекст, 1994.-480 с.
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики/ А. Г. Шмелев. М., Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся/ B.C. Шубинский. -М.: Знание, 1988.-80 с.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: ВШ, 1989 — 143 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе/ Г. И. Шумилин. -М.: Просвещение, 1986. 142 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры/ Н. Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1997. — 221 с.
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел/ Н. Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1994.-47 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развитая в детском возрасте// Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 79 — 96.
- Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности// Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах, 1996. — С. 325 — 374.
- Юнг К. Видение в «темном зерцале». Психология и поэтическое творчество/ К. Юнг// Учительская газета. 1991. — № 2. — С.16.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентарованное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества/ П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1970. — 85 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности/ Е. Л. Яковлева. М.: «Флинта «, 1997 — 224 с.
- Яковлева Е.Н. Педагогические возможности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческой активности учащихся: Автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб, 2001. — 20 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель/ Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания/ М. Г. Яновская. М.: Просвещение, 1986. — 155 с.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии/ М.Г. Ярошевский// Вопросы психологии. 1985. — № 6 — С. 14−25.
- Ярушина О.В. Психолого-педагогические особенности экологического образования школьников в условиях дополнительного образования/ О.В. Ярушина// Дополнительное образование. 2000. — № 1. — С.21 — 25.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды/ В.А. Ясвин// Дополнительное образование. 2000. -№ 2. — С.16 — 22.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Csikszentmihalyi М. Flow. The psychology of optimal experience. New York, Publishers, 1990. — 305p.
- Sternberg R., Davidson S., etc. Conseption of giftegness. Cambrige, 1986. -281p.