Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования: На примере студии журналистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие теоретические положения о том, что обучение подростков в студии журналистики повышает их мотивацию, направленность на творчество, способствует росту креативных качеств и рефлексивные умений, влияет на цели и ценности личности. Оно также способствует творческой адаптации, нахождению своего места в группе и способности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования
    • 1. 1. Сущность творчества и его роль в развитии личности
    • 1. 2. Особенности творческого развития старшего подростка
    • 1. 3. Цели и возможности системы дополнительного 53 образования в реализации творческого потенциала подростка
    • 1. 4. Творческая среда как комплекс условий развития 67 старшего подростка в образовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Творческое развитие старших подростков в учреждениях дополнительного образования Карелии (на примере студий журналистики)
    • 2. 1, Основные подходы к решению проблемы творческого 92 развития старшеклассников в Республике Карелия
      • 2. 2. Концепция «Школы творческого развития «Ключ». 105 Модель творческой среды в учреждении дополнительного образования
      • 2. 3. Цели и содержание программы студии журналистики 122 «ТВ-старт»
      • 2. 4. Реализация программы студии журналистики «ТВ- 135 старт»
      • 2. 5. Результаты творческого развития учащихся студии 159 журналистики «ТВ-старт» «Школы творческого развития «Ключ»
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования: На примере студии журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях быстро меняющегося мира человеку необходимо применять свои творческие возможности, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.

В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач. Однако в массовой школе по-прежнему преобладают методы организации репродуктивной деятельности учащихся. Под условиями творческого развития часто понимается поддержка одаренных детей и усилия педагогов направляются на организацию соответствующих мероприятий (олимпиад, конкурсов и т. д.). Другая крайность заключается в том подходе, когда творческое развитие подменяется развитием творческого мышления, что неизбежно приводит к игнорированию духовного аспекта творчества, сужению его сущностного смысла и целостности.

В силу объективных причин сегодня благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности. В то же время при решении данных задач в системе дополнительного образования наблюдаются определенные противоречия: между необходимостью развивать творческие способности личности и не до конца изученным процессом творчества, неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих развитие личностимежду высоким качеством образовательного процесса в системе дополнительного образования и недостаточным изучением и обобщением опыта работы талантливых педагоговмежду необходимостью учета индивидуальных особенностей каждого учащегося, предоставления ему свободы выбора и массовым, технологичным характером образования.

По мнению как отечественных (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, М. С. Каган, C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) так и зарубежных (Дж. Бюджентал, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) философов и психологов, стремление к творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны прежде всего с условиями среды, в которой находится личность. Разработке педагогических условий, обеспечивающих творческое развитие ребенка в образовательной среде посвящены работы отечественных ученых: В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, А. П. Тряпицыной, А. В. Хуторского, Т. Н. Шамовой, Е. Л. Яковлевой и др.

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывает описание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется противоречивостью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития подростка являются становление самосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение. Это возраст благоприятен для развития как общих, так и специальных творческих способностей, однако многофакторный характер изменений в личности старшего подростка зачастую не позволяет выделить условия их формирования. В связи с этим проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих каждому подростку, занимающемуся в учреждении дополнительного образования, возможности для творческого развития.

Вышеизложенное обуславливает актуальность темы диссертационного исследования: «Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (на примере студии журналистики)».

Цель исследования — определить педагогические условия, способствующие творческому развитию подростка в учреждении дополнительного образования.

Объектом исследования является творческое развитие подростка в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования — педагогические условия творческого развития старшего подростка в студии журналистики.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой творческое развитие подростка в студии журналистики системы дополнительного образования происходит, если:

— выбор подростком данной студии является добровольным и основывается на направленности его личности на творческую деятельность и стремлении к самоопределению;

— ведется специальная работа по созданию благоприятного климата общения, подросток обучается различным формам коммуникации;

— программа занятий и методика работы студии строятся в соответствии с возможностями становления продуктивного самосознания, актуализации рефлексивной сферы, укрепления механизмов саморегуляции подростка;

— к занятиям привлекаются профессиональные журналисты, работники искусства, психологи, что позволяет приобщить учащихся к сфере журналистики;

— организовано изучение истории культуры как становления творческих возможностей человекасинтез педагогических, психологических и художественных средств воздействия обеспечивает подростку опыт «проживания» образцов культуры;

— творческая деятельность в студии ведет к созданию индивидуальных и коллективных продуктов творчества, организованы их обсуждение и анализ при отсутствии оценивания, обеспечена свобода выражения своего отношения к происходящему.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

— определить психолого-педагогические подходы к проблеме творческого развития личности;

— рассмотреть особенности творческого развития старшего подросткавыявить возможности дополнительного образования для развития творческого потенциала подростка;

— изучить опыт учреждений дополнительного образования Карелии по организации студий журналистикиразработать и апробировать модель творческой среды в учреждении дополнительного образования;

Методологическую основу исследования определил системный подход, который позволил учесть концепции как экзистенциальной, феноменологической философии и гуманистической психологии, так и личностно-деятельностной подход в образовании и воспитании, рассматривающие:

— жизнь человека как процесс становления и самосозидания (М.М. Бахтин, Н. П. Бердяев, C.JI. Братченко, Дж. Бюджентал, Д. А. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм и др.);

— творчество как целостный процесс, охватывающий все сферы личности (Г.С. Батищев, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, М. С. Каган, Я. А. Пономарев, Н. Роджерс, С. Ю. Степанов и др.);

— деятельность и общение как ведущие факторы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л.С.

Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, С.Л.

Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Теоретической основой исследования являются идеи:

— о гуманистическом характере образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, С. Л. Братченко, З. И. Васильева, О. С. Газман, В. В. Кульневич, Л. М. Лузина, Г. В. Поснова, Г. И. Щукина, Г. С. Сухобская И.С. Якиманская и др.);

— об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, В. И. Гинецинский, В. В. Давыдов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, Г. А. Ковалев, В. В. Сериков, В. А. Ясвин и др.);

— о связи образования и культуры, необходимости воспитания человека «культуры» (B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, С. И. Гессен, Н. Б. Крылова Д. А Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С. Ю. Курганов, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и др.);

— о специфике дополнительного образования как личностно-ориентированной развивающей досуговой среде (С.И Гессен, В. А. Горский, Л. Ю. Ляшко, О. М. Мотков, И. В. Пильдес, Е. А. Ямбург, В. А. Ясвин и др.);

— о творческой деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса (В.И. Андреев, Г. Д. Кириллова, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.).

В ходе работы применялись следующие методы исследования:

— теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой теме;

— изучение и обобщение опыта педагогов дополнительного образованияанализ образовательных программ и учебных планов;

— комплексная методика по изучению творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования, включающая наблюдение, анкетирование, беседы, социометрию и экспертные оценки;

— педагогический эксперимент, направленный на моделирование условий, способствующих развитию личности в творческой деятельности.

База исследования — учреждения дополнительного образования г. Петрозаводска: 8 студий «Школы творческого развития «Ключ» (242 учащихся-подростка) и отделение журналистики «Республиканской школьной академии» (28 учащихся). Экспериментальная работа проводилась на базе студии журналистики «ТВ-старт» «Школы творческого развития «Ключ».

Этапы исследования:

1 этап (1998 — 2000 г.г.) — изучение литературных источников по проблеме исследования, анализ документации (концепций и программ учреждений дополнительного образования), наблюдение за деятельностью педагогов в учреждениях дополнительного образованияразработку программы исследования.

2 этап (2001 — 2003 г.г.) — практическая реализация программы творческого развития подростков в студии журналистикипроверка и уточнение теоретических положений исследования.

3 этап (2002 — 2003 г.г.) — завершение опытно-экспериментальной работы, анализ, обработка, обобщение и оформление полученных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1.Впервые предметом научно-педагогического исследования стали педагогические условия творческого развития старшего подростка в студии журналистики.

2. Разработана и экспериментально проверена модель развивающей среды, направленной на развитие творческого потенциала ребенка в учреждении дополнительного образования.

3. Составлена комплексная программа студии журналистики.

4. Описана методика реализации программы студии журналистики.

5. Разработаны и апробированы средства диагностики творческого развития старшего подростка в условиях дополнительного образования.

Теоретическая значимость:

• Теоретически обосновано понятие «творческое развитие личности», определены необходимые составляющие творческого развития подростка: творческая адаптация, творческая деятельность и творческое отношение к явлениям окружающего мира.

• Дано теоретическое обоснование модели творческой среды как основы разработки программ различной содержательной и возрастной направленности в системе дополнительного образования детей.

• Разработаны педагогические условия творческого развития подростка и этапы комплексного их использования в студии журналистики.

• Обоснован выбор содержания и характеристик творческой деятельности, которые должны обеспечивать подростку свободу выражения своего отношения к окружающему миру. Практическая значимость исследования состоит в разработке методики творческого развития подростка в студии журналистики, включающей комплексную образовательную программу (всего 192 часа) и средства диагностики динамики личностного роста старшего подростка, которые могут быть использованы как основа: для организации студий журналистики в различных учреждениях дополнительного образованиядля проведения внеклассной работы со старшеклассниками в общеобразовательной школедля разработки педагогических технологий, ориентированных на творческое развитие подросткадля разработки спецкурсов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования. На защиту выносятся следующие положения:

1. Определяющим условием творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования является творческая среда, в которой осуществляются: творческая адаптация, позволяющая подростку конструктивно взаимодействовать с другими, находить свое место в микросоциуметворческая деятельность, в процессе которой осуществляется осознание и обогащение потребностей, развитие творческого потенциалатворческое отношение, позволяющее реализовывать личностные смыслы и являющееся основой свободы выражения в собственном индивидуальном и коллективном творчестве.

2. Программа и методика творческого развития старшего подростка в учреждении дополнительного образования базируется на развертывании и становлении продуктивного самосознания и включает следующие блоки: культурологический («Я-культура»), коммуникативный («Я-другой»), деятельностный («Я-деятельность»), синтезирующий («Я-сам»),.

3. Основой комплексной программы студии журналистики является культурологический блок, в котором дается представление об узловых, значимых моментах истории культуры как отражение становления творческих возможностей человека, что позволяет подростку осознать свою приобщенность к истории культуры человечества.

4. Обогащение деятельностной стороны восприятием образцов искусства, общение с профессиональными представителями журналистики, психологии, культуры побуждают подростка к индивидуальным проявлениям в творчестве.

6. Взаимодействие содержательных и методических средств педагогики, психологии и искусства в реализации программы творческого развития способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-волевой и духовной сторон личности подростка, становлению его творческой саморегуляции.

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием взаимодополняющих методов и методик, адекватных цели, предмету и задачам исследования, опорой на педагогическую практику, личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования и совета факультета начального образования Карельского государственного педагогического университетав ходе выступлений на научно-практических конференциях КГПУ (1998 — 2003), на научной конференции, посвященной 50-летию научно-педагогической деятельности профессора Г. Д. Кирилловой «Развивающее обучение: теория и практика» (г. Санкт-Петербург, 2002), на международных конференциях «Университеты в образовательном пространстве региона» (Петрозаводский государственный университет, 1999), «Молодежь на пороге третьего тысячелетия» (КГПУ, Петрозаводск, Иоенсуу, 2000), «Исследование творчества» (институт психологии и консультирования «Гармония», г. Санкт-Петербург, 2000), «Ребенок и социум: взгляд в третье тысячелетие» (КГПУ, 2001) — при проведении лекционных и семинарских занятий, чтении спецкурса «Развитие детского словесного творчества» на факультете начального образования КГПУ, а также в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Анализ документов Министерств образования и социальной защиты Республики Карелия и Российской Федерации показал, что в настоящее время существует два подхода к решению проблемы творческого развития детей и подростков: привлечение широкого круга учащихся к занятиям в учреждениях дополнительного образования и поддержка одаренных детей через организацию специальных конкурсов, программ, проектов.

Независимо от подхода участие старшеклассников в студиях журналистики позволяет удовлетворить познавательные потребности, потребности в творческой деятельности, общении, личностном и профессиональном самоопределении.

Многолетний опыт педагогического коллектива «Школы творческого развития «Ключ» свидетельствует, что творческое развитие ребенка в учреждении дополнительного образования возможно в специально организованной среде, условиями которой являются: желание ребенка заниматься дополнительно какой-либо областью, его направленность на творчествосвободный выбор ребенком и его родителями учреждения, программы, группы, в которой осуществляется творческая деятельностьрасполагающая атмосфера учреждения дополнительного образованиясогласование цели и программы обучения педагогом и ребенкомобеспечение психологической безопасности и вовлеченности ребенка в образовательный процесссистемный характер предлагаемого содержания деятельности, возможность получения различного опытаактивизирующие творческий потенциал формы и методы работы, том числе стимулирующие творчество ограничения и барьерыорганизация таких этапов творческого занятия, как «открытие», разработка и оформление идеи или создание творческого продуктаорганизация работы по осмыслению опыта, подключение рефлексивных механизмов.

Соблюдение этих условий позволяет достичь цели работы учреждения дополнительного образования — способствовать принятию ребенком творчества как личностного образования.

Разработанная и апробированная методика организации творческого развития старших подростков в студии журналистики включает в себя комплексные учебные программы и средства диагностики личностного развития.

Программа творческого развития старшего подростка в студии журналистики строилась с учетом необходимости организации в учреждении дополнительного образования возможностей для становления продуктивного самосознания. Она включает в себя следующие блоки: культурологический («Я-культура»), коммуникативный («Я-другой»), деятельностный («Я-деятельность»), синтезирующий («Я-сам»).

В культурологическом блоке подростки получили представление об узловых, значимых моментах истории культуры как отражении становления творческих возможностей человека. Эти занятия позволили подросткам обобщить знания о культуре, получить опыт эмпатического восприятия образцов искусства и таким образом ощутить свою причастность к истории культуры.

На специальных психологических тренингах подростки обучились приемами эффективной коммуникации.

В процессе творческой деятельности подростку предоставилась возможность определить цель своей деятельности, проверить свои возможности, удовлетворить потребности роста. Общение с профессиональными журналистами, психологами, работниками искусства, участие в создании журналистских продуктов побудили подростка к выражению своего отношения к явлениям окружающего мира.

Результаты опытно-экспериментальной работы в студии «ТВ-старт» показали, что в ходе реализации программы удалось установить благоприятный психологический климат в группе, организовать взаимодействие педагога и учащихсяразвивать рефлексивные умения, укреплять механизмы саморегуляции учащихся, воспитывать направленность на творчество как один из способов самореализации и самовыражения.

Анализ данных личностной диагностики и продуктов творческой деятельности позволяет отметить, что все учащиеся студии журналистики «ТВ-старт» пришли к качественно иному пониманию и оцениванию собственных характеристик: выросли адаптационные возможности личности, был осмыслен как ценность опыт творческой деятельности, наблюдалось проявление творческого отношения к себе и событиям окружающей действительности.

Заключение

.

Выполнено теоретико-экспериментальное исследование, в результате которого:

1. Определены психолого-педагогические подходы к проблеме творческого развития подростка. Исходя из положений отечественной науки «о том, что деятельность и общение являются ведущими факторами в развитии ребенка, показано, как творческая деятельность и психологически комфортное, конструктивное общение со сверстниками и педагогами в учебном заведении способствуют росту адаптационных возможностей подростка, развитию его мотивационно-потребностной сферы, становлению личностного отношения к явлениям окружающей действительности.

2. Описаны основные психологические новообразования подростка, их влияние на достижение целей творческого развития личности. Определены с позиций личностно-ориентированного подхода условия, способствующие воспитанию качеств творческой личности у старшего подростка в учебном заведении.

3. Проанализированы особенности системы дополнительного образования, её возможности для развития творческого потенциала детей и подростков, выявлены преимущества системы дополнительного образования в решении таких задач, как организация условий для становления «культуры жизненного самоопределения», включающей в себя творческую самореализацию ребенка, становление личности в процессе общения, профессиональное и личностное самоопределение.

4. На основании документов определены подходы к организации творческого развития старшеклассников в республике Карелия, изучены потребности, мотивы и ожидания старшеклассников, занимающихся в студиях журналистики.

5. На основе обобщения опыта работы «Школы творческого развития «Ключ» разработана модель творческой среды в учреждении дополнительного образования, сформулирована цель деятельности такого учреждения — привить творчество как личностное образование. Определено, что в понятие «творческое развитие» входят следующие составляющие: творческая адаптация в микросоциуме, опыт творческой деятельности, формирование творческого отношения к себе и событиям жизни.

6. Разработана методика организации творческого развития старших подростков в студии журналистики, которая включает в себя комплексные учебные программы и средства диагностики личностного развития.

7. Обосновано, что программа занятий в учреждении дополнительного образования должна соответствовать основным системам самосознания подростка («Я-культура», «Я-другой», «Я-деятельность», «Я-сам») и включать блоки: культурологический, коммуникативный, деятельностный, синтезирующий.

8. Составлена комплексная программа студии журналистики, описана методика её реализации.

9. Разработано содержание культурологического блока, составляющего основу программы. Целью данного блока является обобщение и систематизация сведений об истории культуры и возможность получить опыт восприятия образцов искусства, что позволяет подростку ощутить свою причастность к истории человеческого общества.

10. Показана необходимость привлечения к занятиям в студии журналистики профессиональных журналистов, работников искусства, психологов, что обеспечивает подростку возможность приобщиться к выбранной сфере, более осознанно выбрать профессию.

11. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие теоретические положения о том, что обучение подростков в студии журналистики повышает их мотивацию, направленность на творчество, способствует росту креативных качеств и рефлексивные умений, влияет на цели и ценности личности. Оно также способствует творческой адаптации, нахождению своего места в группе и способности конструктивно взаимодействовать с другими. Опыт творческой деятельности, полученный в студии, позволяет подростку полнее принимать себя и ощущать свое развитие, реализовывать личностные смыслы и выражать свое отношение к явлениям окружающего мира. Таким образом, творчество становится личностным образованием подростка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В. В. Абраменкова. — М.: Моск.Псих. — соц. Институт- «МОДЭК», 2000.-416 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 400 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1999. — 496 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев.2-е изд., перераб. М.: Наука, 1977. — 379 с.
  6. . Г. О соотношении способностей и одаренности/ Б.Г. Ананьев// Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН СССР, 1962. — С. 15 — 31.
  7. .Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества/В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. — 230 с.
  9. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития./В.И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  10. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития/ Асмолов А.Г.// Внешкольник. 1997. — № 9. — С. 6 — 8.
  11. А.Г. Психология личности/ Асмолов А. Г. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  12. Асмолов А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)/ Асмолов А. Г., Г. А. Ягодин// Вопросы психологии. 1992. -№ 1 — 2. — С. 6 — 14.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие/ Г. А. Балл// Психологический журнал. 1997. — т. 18. — № 5. -С.7−19.
  15. Е.Я. Психология художественного творчества/Е.Я. Басин. М.: Знание, 1985.-64 с.
  16. Е.Я. Творческая личность художника/ Е. Я. Басин. М.: Знание, 1985.-61 с.
  17. Е.Я. Творчество и эмпатия/ Е.Я. Басин// Вопросы философии. -1987. № 2 — С. 54 — 67.
  18. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества/ Г. С. Батищев. СПб: РХГИ, 1997.-463 с.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. -445 с.
  20. JI.A. Проблема понимания в педагогической деятельности/ Л. А. Беляева. Екатеринбург: УГПИ, 1995. — 73 с.
  21. Н.А. Самопознание/ Н. А. Бердяев. М.:Книга, 1991. — 448 с.
  22. Р. Развитие Я концепции и воспитание/ Р. Берне. — М.: «Прогресс», 1986. — 420 с.
  23. B.C. От науконаучения к логике культуры/ B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991. — 417 с.
  24. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология/ Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во ИРАО, 1998. — 575 с.
  25. Н.Р. Психология личностного роста/ Н. Р. Битянова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  26. .Б. Сопереживание и сотворчество/ Б.Б. Блок// Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — С. 31 — 55.
  27. Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества/ Д.Б. Богоявленская// Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Наука, Смысл. — 2000. — С. 186 — 198.
  28. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская// Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 5. — С.49 — 59
  29. Д.Б. Пути к творчеству/Д.Б. Богоявленская. М.:3нание. 1981.-95 с.
  30. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  31. Л.И. Личность и учение подростка/ Л.И. Божович// Психологическая наука и образование. 1997. — № 1. — С. 5 — 10.
  32. Л.И. Психологические особенности развития личности подростка/ Л. И. Божович. М.: Знание, 1979. — 39 с.
  33. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — С.227 — 272.
  34. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников/Е.В. Бондаревская// Советская педагогика, 1991. № 9. — С. 19 — 26.
  35. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы/ Е. В. Бондаревская. Ростов на Дону: РГПИ, 1986.- 120 с.
  36. М.И. Саморегуляция поведения школьников/ М.И. Боришевский// Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 63 — 68.
  37. Н.В. Самостоятельность личности школьника (системно-структурный анализ): Учебное пособие к спецкурсу/ Н. В. Бочкина. Л., 1991.-81 с.
  38. Н.Н. Психолого-педагогическая функция учителя в формировнии адаптивной образовательной среды ученика: Автореф. дис.. канд.пед.наук/ Н. Н. Бояринцева. М., 2001. — 16 с.
  39. Братченко C. J1. Введение в гуманитарную экспертизу образования/ C.JI. Братченко М.: Смысл, 1999. — 137 с.
  40. СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов/ СЛ. Братченко. Псков, 1997.-68 с.
  41. СЛ. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала/ СЛ. Братченко. М.: Смысл, 2001. — 197 с.
  42. Л.Ф. Психодиагностика личности/ Л. Ф. Бурлачук. Киев: Здоровье, 1984.-168 с.
  43. Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи)/ Т.М. Буякас// Вестник Московского ун-та .Серия 14. Психология. 1995. — № 2. — С.53 -60.
  44. Дж. Наука быть живым/ Дж.Бьюдженталь. М.: Независимая компания «Класс», 1998. — 336 с.
  45. П. Десять заповедей творческой личности/ П. Вайнцвайг. -М.:Прогресс, 1990. 187 с.
  46. А.П. Культуротворческая школа:концепция и модель образовательного процесса/ А.П. Валицкая// Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12 -18.
  47. З.И. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление/З.И. Васильева. Л.: ЛГГТИ, 1988. — 101 с.
  48. И. Л. Теории личности и личностного роста в современной психологии/ И. Т. Вахнянская. Ижевск: Научно-методический Центр практической психологии образования, 1988. — 44 с.
  49. Вейн А. М. Специфика межполушарного взаимодействия в процессе творчества, принцип метафоры/ A.M. Вейн, В. Молдовану// Интуиция. Логика. Творчество. М.: Наука, 1987. — С. 60 — 72.
  50. Т.И. Сущность понятий «активность» и «деятельностный подход» в образовании/ Т.И. Власова// Дополнительное образование. 2002. -№ 2. — С.10 — 15.
  51. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  52. Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 279 с.
  53. С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Петрозаводск, 2002. 22 с.
  54. Л. Научно-методическое обеспечение управления процессом стимулирования творческой активности учащихся/ Л. Волович, Ж. Зайцева, М. Рожков// Учительская газета. 1993. — № 40. — С.4.
  55. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга лля учителя/ Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  56. Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1986.-573 с.
  57. Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенкаII Тексты. -М., 1982. -С.161 165.
  58. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. -Т.4. — С.5 -242.
  59. Т.П. О воспитании нравственных чувств/ Т. П. Гаврилова. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  60. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века// Новые ценности образования. М., 1996. — Вып.6. — С. 10 — 37
  61. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы// Новые ценности образования. М., 1995. — Вып.2. — С. 16 — 45.
  62. А. Творчество и личность/ А. Галин. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. — 128 с.
  63. Т.В. Методика определения уровня развития речемыслительной креативности/ Т. В. Галкина, Л.Г.Алексеева// Психологический журнал. -1992. -Т.13. -№ 4. С. 88 — 94
  64. Ю.Б. О пользе старого дивана, или как развивать креативность/ Ю.Б. Гатанов// Школьный психолог. 1999. -№ 4. — С.8 — 9.
  65. .С. Образование в 3 тысячелетии: гармония знания и веры/ Б. С. Гершунский. М.: Моск. Псих. — соц. Инт-т, 1997. — 120 с.
  66. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ С. И. Гессен. М.: Школа — пресс, 1995. — 447 с.
  67. Дж. Курс развития творческого мышления/ Автор русскоязычной версии Ю.Б. Гатанов/ Дж. Гилфорд, Дж. Резнулли Дж. СПб.: Иматон, 1995. -42 с.
  68. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект/ В. И. Гинецинский. Москва: Логос, 1994 — 175 с.
  69. С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники/ С. В. Гиппиус. Л. — М.: Искусство, 1967. — 291 с.
  70. Гин А. А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя/ А. А. Гин. М.: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.
  71. И.З. Свободное время и клуб старшеклассников/ И.З. Гликман// Дополнительное образование. 2002. — № 9. — С. 37 — 42.
  72. Н.М. Проблема креативности и явление подражания/ Н. М. Гнатко. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1994. — 43 с.
  73. Н.П. Мир увлеченных людей/ Н. П. Гнатюк. М.: Педагогика, 1989.-160 с.
  74. В.А. Дополнительное образование/ В. А. Горский. М.:Изд-во ИОО, 2001.-400 с.
  75. В.А. Семинары по проблемам развития дополнительного образования детей/ В.А. Горский// Внешкольник. 1997. — № 7 — 8. — С. 37 -48.
  76. В.А. Пути совершенствования содержания дополнительного образования детей/ В.А. Горский// Дополнительное образование. 2000. — № 2.-С. 14−15.
  77. В.В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системно-обобщенных знаний учащихся начальных классов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Петрозаводск, 1999. — 21 с.
  78. P.M. Творчество и преодоление стереотипов/ P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб: ОМС, 1994. — 174 с.
  79. A.JI. Личность. Творчество. Регуляция состояний/ А. Л. Гройсман. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1998. — 431 с.
  80. Э.П. Введение в философию образования/ Э. П. Гусинский, Ю.И. Турчанинова// Завуч. 2001. — № 6 — С. 118 — 121.
  81. О.Б. Конструирование технологии саморазвития подростка в системе развивающего обучения// Техологии развивающего обучения/ Под ред. Г. Д. Кирилловой. СПб.: Эпиграф, 2002 — С. 71 — 88.
  82. О.Б. Теоретические подходы к проблеме становления самосознания учащихся в образовательном процессе/ О. Б. Даутова. СПб., 1996.-104 с.
  83. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/В.В. Давыдов// Вопросы психологии. № 1. — 1992. — С.22 — 33
  84. В.В. Проблемы развивающего обучения/ В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986 — 239 с.
  85. Дополнительное образование детей: Словарь-справочник/ Автор -составитель Д. Е. Яковлев. М.: АРКТИ, 2002. — 112 с.
  86. Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве/ Л. Я. Дорфман, Г. В.Ковалева// Вопросы психологии. 1999. -№ 2. — С.101 — 106.
  87. В.Н. Психология общих способностей/ Дружинин В. В. СПб: Питер, 2000. — 368 с.
  88. А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя/ А. П. Ершова, В. М. Букатов. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 232 с.
  89. Загвязинский В. И Творчество в управлении школой/ В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов.-М.:3нание, 1991.-61 с.
  90. .В. Саморегуляция поведения в норме и патологии/ Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е.С. Мазур// Психологический журнал. -1989. Т.10. -№ 2. С. 122 — 131.
  91. В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1994. -21 с.
  92. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И. П. Иванов. -М.: Педагогика, 1989. 207 с.
  93. Э.В. Личность и творчество/ Э. В. Ильенков. М.: «Языки рус. культуры», 1999.-272.
  94. Э.В. Что же такое личность?/ Э.В.Ильенков// С чего начинается личность? М.: Политиздат, 1979 — С. 319 — 358.
  95. Е. П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  96. М.С. Системный подход и гуманитарное знание/ М. С. Каган. JI.: Изд-воЛГУ, 1991.-240 с.
  97. М.С. Опыт культурологического анализа познавательной деятельности/ М.С. Каган// Философские науки. 1987. — № 7. — С. 46 — 55.
  98. М.С. Культура философия — искусство (Диалог)/ М. С. Каган, Т. В. Холостова. — М.: Знание, 1988. — 64 с.
  99. М. С. Человеческая деятельность/ М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  100. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход)/ И. П. Калошина. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
  101. А.О. Роль науки в образовании/ А.О. Карпов// Дополнительное образование. 2002. -№ 1, — С. 12 — 17.
  102. Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения/Г.Д. Кириллова. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1976. — 147 с.
  103. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система/ Г. Д. Кириллова. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  104. Г. Д. Теория обучения: курс лекций/ Г. Д. Кириллова. -СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2001. 130 с.
  105. В. А. Автомоделизм профессиональный задел для подрастающего поколения/ В.А. Кригер// Дополнительное образование. -2002. — № 1. — С.5 — 7.
  106. Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  107. В.М. Проблема креативности личности/ В.М. Козленко// Психология творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. М: Наука, 1996. — С. 131 -148.
  108. Д.В. О психофизиологии творчества/ Д. В. Колесов, Е.Н. Соколов// Психологический журнал. 1992. — Т. 3, № 6. — С.43 — 53.
  109. Кон И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  110. Н.М. Актуальные вопросы нового воспитания// Целостный подход к формированию личности ребенка. Петрозаводск, 1993. — С. 3 — 4.
  111. Н.М. Научно-педагогические основы воспитательной сисстемы школы. Программа научно-исследовательской работы/ Н. М. Конжиев. Петрозаводск: КГПИ, 1989. — 16 с.
  112. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ О. А. Конопкин. -М.: Наука, 1980. 256 с.
  113. О.А. Психическая саморегуляция активности человека/ О.А. Конопкин// Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.5 — 12.
  114. Н. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа/ Н. Корнеева, А. Буева// Внешкольник. 1999. — № 1. — С.26 — 27.
  115. .И. Учение процесс творческий: Книга для учителя: Из опыта работы/ Б. И. Коротяев. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989.-159 с.
  116. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ/ В.ВКраевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  117. Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1985. — 431 с.
  118. Краткий тест творческого мышления (КТТМ). Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1994. — 28 с.
  119. Н.Б. Ребенок в пространстве культуры/ Н. Б. Крылова. -М.:Ин-т пед. Инноваций, 1994. 97 с.
  120. В.Т. Творческая природа психики человека/ В.Т. Кудрявцев// Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.41 -44.
  121. И.Ю. Возрастная психология/ И. Ю. Кулагина. М.: УРАО, 1997.-176 с.
  122. Ю. Н. Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления. Л., 1967.-37 с.
  123. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений/ Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  124. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебно-практическое пособие/ С. В. Кульневич. Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  125. С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания/ С. В. Кульневич. Воронеж, 1997. — 235 с.
  126. О.Е. Образование как фактор развития личности/ О.Е. Лебедев// Дополнительное образование фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы Всеросс. Научно-практической конференции. -СПб., 1998.-С.9−18.
  127. Лебедева В.П./ В. П. Лебедева, В. А. Орлов. Психо-дидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников// Дополнительное образование. № 3, 4.-1999.-С. 16−22.
  128. В.Л. Искусство быть другим/ В. Л. Леви. М.: Знание, 1980. — 208 с.
  129. Н.С. Умственные способности и возраст/ Н. С. Лейтес. М.: Просвещение, 1971. — 279 с.
  130. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  131. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции/ А.Н. Леонтьев// Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С.162 — 171.
  132. Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования/ Д. А. Леонтьев, Н.В. Пилипко// Вопросы психологии, 1995,№ 1. С. 97 — 110.
  133. Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия/ Д.А. Леонтьев// Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — С. 109 — 134.
  134. И.Я. Проблемное обучение/ И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. -64 с.
  135. К. Влияние домашней среды на развитие ребенка/ К. Лийк// Средовые условия групповой деятельности. Таллин, 1988. — С. 71 — 90.
  136. .В. Философия и социология творчества/ Б. В. Лобанова. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1985. 153 с.
  137. В.Н. Опыт исследования личностных устремлений продростков/ В. Н. Ловцева, А.П. Усманова// Педагогика. 1992. — № 9 — 10. -С. 33−40.
  138. Л.М. Лекции по теории воспитания/ Л. М. Лузина. Псков: Изд-во ПГПИ им. Кирова, 1995. — 218 с.
  139. Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека)/ Л. М. Лузина. Псков: Изд-во ПГПИ им. Кирова, 1997 — 168 с.
  140. Лук А. Н. Психология творчества/ Лук А. Н. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  141. Т.В. Развивающие технологии в дополнительном образовании/ Т.В. Ляшко// Дополнительное образование. 2000. — № 2. — С. 49 — 54.
  142. М.К. Наука и культура/ М.К. Мамардашвили// Методические проблемы историко-научного исследования. М.: Наука, 1982.-С. 38−56.
  143. А.К. Формирование мотивации учения/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  144. А. Поведение, ведущее к самоактуализации/ А. Маслоу// Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — С. 353 — 365.
  145. А. Психология бытия/ А. Маслоу. М.: Релф-бук, 1997. — 304 с.
  146. A.M. Загадки одаренности/ A.M. Матюшкин. М.: Школа -пресс, 1993.- 127 с.
  147. A.M. Концепция творческой одаренности/ A.M. Матюшкин// Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.29 — 33.
  148. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории/ М. И. Махмутов. М: Педагогика, 1975. — 368 с.
  149. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих способностей/ А.А. Мелик-Пашаев. М.'.Знание, 1981. — 96 с.
  150. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/Ю.А. Миславский. -М.: Педагогика, 1991.-151 с.
  151. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности/ Ю.А. Миславский// Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.77 — 85.
  152. В.А. Психология творческой деятельности/ В. А. Моляко. -Киев: Знание, 1978. 45 с.
  153. Мотивация познавательной деятельности/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1972. — 117 с.
  154. О.И. Актуальные ориентации в развитии дополнительного образования и содержание современных педагогических программ/ О.И. Мотков// Дополнительное образование. 2000. — № 3. — С. 11 — 15.
  155. О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТДК) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ О.И. Мотков// Дополнительное образование, 2002. № 7,8. — С. 11−17.
  156. О.И. Методика «Личностная биография»/ О.И. Мотков// Школьный психолог. 1998. — № 38. — С.4 — 5.
  157. О.И. Развитие творчества у детей/ О.И. Мотков// Дополнительное образование, 2000, № 4. С. 9 — 13.
  158. А.В. О воспитании старшекласников/ А. В. Мудрик. 2-е изд., — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  159. Мэй Р. Мужество творить/ Р.Мэй. пер. с англ. — Львов: Инициатива, 2001.-128 с.
  160. Одаренные дети./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. -380 с.
  161. С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. 18 -е изд., стереотип. -М.: Русский язык, 1987. — 797 с.
  162. А. Творческий потенциал и личностные перемены/ А. Олах// Общественные науки за рубежом. Серия Науковедение. 1968. — № 4. — С. 69 -73.
  163. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности/ А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  164. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся/ А.К. Осницкий// Вопросы психологии. 1992. -№ 1 -2.-С. 52−63.
  165. К.Г. Золотая роза: Психология творчества/ К. Г. Паустовский. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
  166. Педагогика: Учеб. Пособие/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001 — 640 с.
  167. Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии/ Н.Пезешкиан. СПб.: Прогресс — культура, 1995. — 238 с.
  168. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально -психологического тренинга/ Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  169. А.В. Психология развивающейся личности/А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  170. В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения/ В. В. Петрусинский. М.: ВШ, 1987. — 189 с.
  171. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества/ П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  172. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии/ П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: МПУ, 1996. — 265 с.
  173. И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000 — 18 с.
  174. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий/ К. К. Платонов. -М.: ВШ, 1984. 174 с.
  175. Положение детей в Республике Карелия (2000 год): Аналитический доклад Республики Карелия для подготовки государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации». Петрозаводск, 2001. — 95 с.
  176. Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  177. Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А. Пономарев// Психологический журнал. 1994. — Т. 16, № 6. — С.38 — 50.
  178. Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе. Дис.. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996.-188 с.
  179. Программа развития воспитания в системе дополнительного образования России. Москва: изд-во центра развития дополнительного образования детей Минобразования России, 1999. — 43 с.
  180. Просвещение, воспитание юношества, распространение наук, искусств, современных технологий и общественных инициатив в области образования и молодежной политики: Концепция министерства образования Республики Карелия. Петрозаводск, 1998. — 50 с.
  181. Психологические особенности самосознания подростка/ Под ред. М. И. Боришевского. Киев: «Высшая школа», 1980. — 163 с.
  182. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  183. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов на Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
  184. Психология развития/ Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001.-352 с.
  185. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Под ред.Я. А. Пономарева. М: Наука, 1990. — 224 с.
  186. Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа. М.: Прометей, 1998. -158 с.
  187. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  188. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К.Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  189. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем/ К. Роджерс// Семья и школа. 1987. — № 10. — С.22 — 24.
  190. Н. Творчество как усиление себя/ Н. Роджерс// Вопросы психологии, 1990, № 1.-С. 164 168.
  191. Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств/ Н. Роджерс// Вопросы психологии, 1995, № 1. С. 132 — 139
  192. Н. В. Психология художественного творчества: Учебное пособие/ Н. В. Рождественская. СПб: Издательский отдел Языкового центра СПб ГУ, 1995. — 270 с.
  193. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидактика, 1992. — 256 с.
  194. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Бол.Рос.энцикл., 1993. Т. 1.-608 с.
  195. Российский энциклопедический словарь: В 2-х кн./ Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Бол. Рос. Энцикл., 2001. — Кн. 2. — 2015 с.
  196. B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества/ B.C. Ротенберг// Хрестоматия по психологии художественного творчества. -М.: Магистр. С. 36 — 45.
  197. С.Л. Принцип творческой самодеятельности// Вопросы психологии/ С. Л. Рубинштейн. 1986. — № 4. — С. 101 — 109.
  198. С. Л. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. -414 с.
  199. С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. 720с.
  200. К. Групповая психотерапия/ К. Рудестам. М.: Прогресс, 1993.-368 с.
  201. М. «Нет ни камня, ни надписи стертой»/ М. Рыскин// Госпожа удача. 2000. — № 5. — С.6.
  202. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988/ Н. Г. Салмина. — 286 с.
  203. И.Ш. Философско-эстетические аспекты творчества (синергийный подход): Дисс.. канд. фил. н. РГПУ им. А. И. Герцена. -Санкт-Петербург, — 2001. — 186 с.
  204. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  205. И.Н. Системный подход к изучению организации мышления// Исследования психологии творчества/ И. Н. Семёнов. М.: Наука, 1981. — С. 27−61.
  206. И.Н. Проблема организации творческого мышления и рефлексии/ И. Н. Семёнов, С.Ю. Степанов// Психология творчества/ Под ред. А. Я. Пономарева. -М: «Наука», 1996. 224 с.
  207. Семёнова J1.H. Анти-Маслоу или динамическая модель развития/ JI.H. Семёнова// Научно-практическая конференция по теории решения изобретательских задач. Петрозаводск,!999. — С.87 — 89.
  208. Н.Ю. деятельность педагогов дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков/ Н.Ю. Сергеева// Дополнительное образование, 2003. № 7. — С. 34 — 42.
  209. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В. В. Сериков. М.: Логос, 1992. -272 с.
  210. Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. СПб.:Социально-психол. центр, 1996. — 347 с.
  211. П.В. Мозг и творчество/ П.В. Симонов// Вопросы философии. 1992. — № 11. — С. З — 24.
  212. П.В. Происхождение духовности/ П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. -М. Наука, 1989. 350 с.
  213. П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984. — 160 с.
  214. Система дополнительного образования: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования ИОСО РАО// Дополнительное образование. 1999. — № 3,4. — С. 6 — 14.
  215. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования ИОСО РАО)// Дополнительное образование. 2000. — № 3,4. — С. 6 — 12.
  216. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей/ М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1980. 144 с.
  217. Словарь практического психолога/ Сост.С. Ю. Головин. Минск: «Харвест», М.: ООО «Изд-во ACT», 2001 — 800 с.
  218. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.
  219. Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е. С. Минск: Современное слово", 2001. — 928 с.)
  220. Соловейчик C. J1. Педагогика для всех/ C. J1. Соловейчик// Педагогика наших дней. Краснодар, 1989. — С.327 — 380.
  221. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций/ С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. — 174 с.
  222. С.Ю. Рефлексивно-психологическая психология сотворчества/ С. Ю. Степанов. Москва — Петрозаводск, 1996. — 169 с.
  223. Г. С. Психология в управлении/ Г. С. Сухобская. СПб., 1999.-80 с.
  224. Г. С. Современная гуманистическая психология и школа/ Г. С. Сухобская. СПб, 1995. — 49 с.
  225. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т./В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 560 с.
  226. Э.Б. Первобытная культура/ Э. Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
  227. Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Наука, Смысл.2000. 549 с.
  228. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1996 -480 с.
  229. .М. Способности и одаренность// Избранные труды: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15−42.
  230. Технологии развивающего обучения/ Под ред. Г. Д. Кирилловой. -СПб.: Эпиграф, 2002. 339 с.
  231. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: Постановление правительства РФ № 223 от 7 марта 1995, с замечаниями и дополнениями от 22.02 1997// Документы. 1997. — № 23. -С. 3−5.
  232. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников/ А. П. Тряпицына. J1.: ЛГПИ, 1989. — 92 с.
  233. Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью/ Н. К. Тряпицына. Казань, 1984. — 118 с.
  234. К.Д. Человек как предмет воспитания// Собр. Соч.: В 11-й т.- М.: Изд-во АПИ, 1950. Т. 8. — 775 с.
  235. Д.И. Психология личности в онтогенезе/ Д. И. Фельдпггейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  236. Д.И. Психология личностного развития подростка/ Д.И. Фельдштейн// Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 31 — 38.
  237. Философский словарь. М., Политиздат, 1986. — 570 с.
  238. В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
  239. Э. Искусство любви/ Э.Фромм. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991.-80 с.
  240. Хейзинга Й. HOMO LUDENS/Й. Хейзинга. М.: Прогресс, 1992. — 452 с.
  241. Л.Н. Конференция в Магнитогорске/ Л.Н. Ходунова// Дополнительное образование. 2002. — № 3. — С. 46 — 53.
  242. Н.Ю. Тренинг психотехники/ Н. Ю. Хрящева. СПб.: Речь, 2000. — 256 с.
  243. А.В. Как обучать творчеству/ А.В. Хуторской// Дополнительное образование. 2001. — № 1. — С.5 — 10.
  244. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения/ А. В. Хуторской. М.: ВЛАДОСДООО. — 320 с.
  245. А.А. Основы саморазвития личности/ А. А. Цахаева. -Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1999. 172 с.
  246. JI.B. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 21 с.
  247. Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов/ Г. А. Цукерман. М.: Фирма «Интерпран», 1994. 156 с.
  248. И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. М.:Наука, 1977. — 143 с.
  249. М. Психология жизненной среды/ М. Черноушек. М.: Мысль, 1989 — 174 с.
  250. И.Г. Воспроизведение и творчество, алгоритмизация и эвристика в обучении: Учебное пособие/ И. Г. Шабаев. Петрозаводск: Изд-во КГПИ, 1996.-102 с.
  251. В.Д. Психология деятельности и способности человека/ В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996.-319 с.
  252. Школа самоопределения. Шаг второй/ Под ред. А. Н. Тубельского. -М.: АО Политекст, 1994.-480 с.
  253. А.Г. Основы психодиагностики/ А. Г. Шмелев. М., Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
  254. B.C. Педагогика творчества учащихся/ B.C. Шубинский. -М.: Знание, 1988.-80 с.
  255. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: ВШ, 1989 — 143 с.
  256. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе/ Г. И. Шумилин. -М.: Просвещение, 1986. 142 с.
  257. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры/ Н. Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1997. — 221 с.
  258. Н.Е. Собрание пестрых дел/ Н. Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1994.-47 с.
  259. Д.Б. К проблеме периодизации психического развитая в детском возрасте// Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 79 — 96.
  260. Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности// Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах, 1996. — С. 325 — 374.
  261. Юнг К. Видение в «темном зерцале». Психология и поэтическое творчество/ К. Юнг// Учительская газета. 1991. — № 2. — С.16.
  262. И.С. Личностно-ориентарованное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  263. П.М. Психология художественного творчества/ П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1970. — 85 с.
  264. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности/ Е. Л. Яковлева. М.: «Флинта «, 1997 — 224 с.
  265. Е.Н. Педагогические возможности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческой активности учащихся: Автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб, 2001. — 20 с.
  266. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель/ Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  267. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания/ М. Г. Яновская. М.: Просвещение, 1986. — 155 с.
  268. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии/ М.Г. Ярошевский// Вопросы психологии. 1985. — № 6 — С. 14−25.
  269. О.В. Психолого-педагогические особенности экологического образования школьников в условиях дополнительного образования/ О.В. Ярушина// Дополнительное образование. 2000. — № 1. — С.21 — 25.
  270. В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды/ В.А. Ясвин// Дополнительное образование. 2000. -№ 2. — С.16 — 22.
  271. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  272. Csikszentmihalyi М. Flow. The psychology of optimal experience. New York, Publishers, 1990. — 305p.
  273. Sternberg R., Davidson S., etc. Conseption of giftegness. Cambrige, 1986. -281p.
Заполнить форму текущей работой