Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов: раздел «Дислалия»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Моделировать скрытый от непосредственного наблюдения и динамический по своему характеру процесс артикуляции звуков, благодаря чему становится видимым механизм образования звуков в норме и при нарушениииспользовать анимационный эффект для привлечения внимания к параме трам описания артикуляции звуков- -многократно просматривать и прослушивать специально подобранные аудио-, видеозаписи образцов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Т
  • ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ЛОГОПЕДИЯ" В ВУЗЕ
    • I. 1. Содержательные аспекты высшего логопедического образования
    • I. 2. Дислалии как объект исследования
    • 1. 3. Психологические аспекты восприятия фонетически деформированной речи
    • I. 4. Дидактические основы проектирования обучающих компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания логопедии в вузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II.
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГОПЕДИИ В
  • ВУЗЕ
    • II. 1. Разработка динамических артикуляционных профилей звуков при нормированном произношении и различных видах сигматизма
    • 11. 2. Проектирование базы данных «Нарушения фонетического строя детской речи»
    • 11. 3. Проектирование обучающих компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания логопедии в вузе
      • 11. 3. 1. Проектирование обучающей компьютерной программы «Артикуляционный уклад звуков в норме»
      • 11. 3. 2. Проектирование обучающей компьютерной программы «Дислалия»
      • 11. 3. 3. Проектирование обучающей компьютерной программы «Дислалия: сигматизмы»
      • 11. 3. 4. Предварительная апробация обучающих компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания курса «Дислалия» в вузе
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III.
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ДИСЛАЛИЯ" В ВУЗЕ
    • III. 1. Организация обучающего эксперимента
    • III. 2. Содержание обучающего эксперимента
    • III. 3. Анализ результатов обучения
    • III. 3.1. Диагностика сформированное&trade- теоретических знаний и практических умений студентов специальности
  • Логопедия"
  • Ш. 3.2. Количественный и качественный анализ уровня сформированности теоретических знаний и практических умений студентов специальности 31 800 — «Логопедия» по курсу
  • Дислалия"

Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов: раздел «Дислалия» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформа системы высшего образования на современном этапе нацелена на повышение качества профессиональной подготовки специалистов. Вопросы общей профессиональной подготовки логопедов в вузе рассматриваются в работах ряда ведущих исследователей (Л.И.Белякова, 1986, 1998; Л. С. Волкова, 1989, 1998, 2003; Р. Е. Левина, 1968; О. В. Правдина, 1959; В. И. Селиверстов, 1995; Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, 1987, 1989). Указывается на необходимость применения в учебном процессе технических и компьютерных средств обучения (Х.С. Замский, 1973; О. И. Кукушкина, 2001; Е. Г. Речицкая, 1984; Н. А. Чевелева, С. Н. Шаховская, 1982). Доказано, что адекватное включение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс позволяет значительно повысить эффективность подготовки и переподготовки специалистов различных отраслей знания (Е.И. Машбиц, 1988; И. В. Роберт, 2001; А. Л. Семенов, 2001; О. К. Филатов, 2001 и др.). Однако в системе высшего дефектологического образования не определены роль, место и функции ИТ.

В специальной педагогике в настоящее время разработан методологический подход к использованию информационных технологий (ИТ) в процессе обучения детей с отклонениями в развитии (О.И.Кукушкина, 2005). В области преподавания профессиональных дисциплин и в частности логопедии до настоящего времени не проводилось теоретических и экспериментальных исследований, направленных на создание и применение ИТ. Остается неизученным современный ресурс, адекватное включение которого могло бы обеспечить качественно иной уровень формирования профессиональной компетентности выпускников педагогических вузов, осваивающих специальность «Логопедия». Этим определяется актуальность данного исследования.

Цель исследования — разработка информационных технологий и их включение в систему профессиональной подготовки логопеда.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1. Обосновать и описать преимущества средств обучения, основанных на ИТ, определить их место и функции в системе формирования профессиональной компетенции студента-логопеда.

2. Определить типы компьютерных программ, необходимых для формирования у студентов профессиональных умений выявлять, анализировать и квалифицировать нарушения фонетического строя детской речи (НФСДР).

3. Спроектировать компьютерные программы, направленные на формирование профессионального умения логопеда в сфере диагностики дисла-лий и развитие профессионального мышления специалиста.

4. Осуществить экспериментальную оценку разработанных компьютерных программ в аспекте формирования профессиональных умений и логики мышления логопеда в процессе диагностики НФСДР.

Объект исследования — возможности информационных технологий как средства повышения качества профессиональной подготовки логопеда в области диагностики нарушений фонетического строя детской речи.

Предмет исследования — компьютерные программы обучения специалистов-логопедов, включенные в учебный процесс высшей школы.

Гипотеза исследования — включение ИТ в систему профессиональной подготовки логопедов в вузе существенно повышает эффективность обучения за счет:

— визуализации скрытых от непосредственного наблюдения и динамических по своему характеру процессов артикуляции звуков в норме и при нарушении;

— предоставления возможности последовательно отрабатывать профессиональное умение распознавать акустический и артикуляционный компоненты фонетически деформированной речи (ФДР) с последующим переходом к целостной интерпретации- -введения виртуальной практики обследования фонетического строя детской речи (ФСДР);

— продуктивной индивидуальной деятельности студентов в условиях групповых занятий с предоставлением пошаговой содержательной помощи на каждом этапе выполнения профессиональных упражнений и статистических данных с автоматизированным анализом результата деятельности каждого студента.

Методы исследования выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач исследования и включали: анализ, систематизацию и обобщение литературных данныхметод проектированияобучающий и контрольный экспериментыколичественный и качественный анализ их результатов.

Методологическую основу исследования составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина) — деятельностный подход в обучении (JT.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В. В. Рубцов и др.) — концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые представлен процесс формирования базового компонента будущей профессиональной деятельности студентов-логопедов — умения анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений у детейобоснованы роль, место и функции ИТ в этом процессеразработаны необходимые типы компьютерных программ (иллюстративно — демонстрационные, обучающие), экспериментально доказана эффективность применения информационных технологий обучения (ИТО) в процессе формирования профессиональной компетенции логопеда.

Теоретическая значимость исследования. Работа открывает новое направление исследований в отечественной логопедии — создание средств обучения, основанных на ИТ, и их применения в системе профессиональной подготовки логопедов в вузе. Результаты исследования могут служить основой для разработки компьютерных программ, поддерживающих другие разделы курса.

Логопедия", и способствуют дальнейшему изучению теоретических вопросов преподавания логопедии в вузе с применением ИТ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что впервые в России создан цикл компьютерных программ для сферы высшего логопедического образования — база данных (БД) «Нарушения фонетического строя детской речи», обучающие компьютерные программы: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия», «Дислалия: сигматизмы». Разработанные компьютерные технологии могут быть использованы в вузах Российской Федерации, где преподается курс логопедии, а также в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Доказано, что применение разработанных ИТ позволяет существенно повысить эффективность освоения логопедами профессиональных базовых умений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологической базой исследованияего комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, а так же сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследованияапробацией и эффективным использованием современных информационных технологий в процессе профессиональной подготовки логопедов.

Личный вклад соискателя состоит в обобщении практического опыта подготовки специалистов-логопедов в вузетеоретическом обосновании и разработке системы формирования профессиональных умений студента-логопеда в области квалификации нарушений фонетического строя детской речипроектировании различных типов компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания курса «Логопедия" — организации и проведении обучающего и контрольного экспериментов, обобщении полученных результатов. Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональная подготовка логопедов на современном этапе требует пересмотра и обновления технологий формирования профессиональных умений на основе применения информационных технологий.

2. ИТ обладают преимуществами в сравнении с традиционными средствами формирования профессиональных умений выявлять, анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений. С помощью ИТ становится возможным:

— моделировать скрытый от непосредственного наблюдения и динамический по своему характеру процесс артикуляции звуков, благодаря чему становится видимым механизм образования звуков в норме и при нарушениииспользовать анимационный эффект для привлечения внимания к параме трам описания артикуляции звуков- -многократно просматривать и прослушивать специально подобранные аудио-, видеозаписи образцов речи детей, благодаря чему в условиях аудиторного обучения студент постепенно накапливает опыт анализа нарушений фонетического строя детской речи- -намеренно исключать слуховое или зрительное восприятие речи ребенка, обеспечивая возможность дискретной оценки акустического и артикуляционного компонента фонетически деформированной речи- -обеспечить в аудиторных условиях логопедическое обследование множества специально подобранных детских случаев с открытым выбором последовательности и содержания действий специалиста, автоматической проверкой результатов проведенной диагностики, самостоятельной корректировкой допущенных ошибок и автоматической перепроверкой.

3. Включение разработанных компьютерных программ (база данных: «Нарушения фонетического строя детской речи" — обучающие компьютерные программы: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия» и «Дислалия: сигматизмы») в учебный процесс позволяет надежно формировать один из базовых компонентов будущей профессиональной деятельности логопеда — умение выявлять и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений. Организация исследования. Исследование включало пять взаимосвязанных этапов: 1) анализ литературных данных с целью выявления преимуществ средств обучения, основанных на ИТ, определение их роли и места в системе профессиональной подготовки логопедов (октябрь 2003 — октябрь 2004) — 2) проектирование на этой основе компьютерных программ разных типов (октябрь 2004 — декабрь 2005) — 3) разработка методики включения разработанных КГТ в процесс обучения студентов и проведение обучающего эксперимента (январьиюнь 2006) — 4) разработка диагностического инструментария и проведение контрольного среза (майиюнь 2006) — 5) количественный и качественный анализ полученных данных (июньсентябрь 2006).

Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование проводилось на базе Омского государственного педагогического университета, на факультете специальной педагогики и психологии, со студентами специальности 31 800 — «Логопедия».

Материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета (г. Омск, 2003;2004 гг.) — на заседаниях лаборатории компьютерных технологий обучения детей и лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО (г. Москва 2003;2006 гг.) — на научно-практической конференции «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития» в секции «Подготовка кадров для системы специального образования» (г. Москва 2005 г.). Основные результаты исследования внедрены в практику профессиональной подготовки студентов специальности 31 800 — «Логопедия» Омского государственного педагогического университета.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 126 отечественных и зарубежных работ. Работа содержит 1 таблицу, 9 рисунков.

ВЫВОДЫ:

1. Обоснованы и описаны преимущества информационных технологий в сравнении с традиционными средствами обучения студентов — логопедов профессиональным умениям в области диагностики нарушений фонетического строя речи детей.

2. Показано, что разработке конкретных компьютерных программ для сферы высшего дефектологического образования должен предшествовать системный анализ профессиональной дисциплины, выделение конкретных профессиональных умений, проектирование процесса их целенаправленного формирования, обоснование роли, места и функций информационных технологий.

3. Разработан цикл компьютерных программ — демонстрационно-иллюстративная база данных «Нарушения фонетического строя детской речи», обучающие: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия» и «Дислалия: сигматизмы», включение которых в учебный процесс обеспечивает логику перехода от распознавания множества признаков фонетически деформированной речи к выделению дифференциальных признаков определенных форм речевых нарушений.

4. Включение созданных информационных технологий в учебный процесс высшей школы позволяет целенаправленно формировать следующие умения:

— обоснованно выдвигать рабочую гипотезу относительно вида речевого нарушения на основе анализа образца фонетически деформированной речи ребенка- -выстраивать стратегию профессиональных действий логопеда в ходе дальнейшего обследования речи ребенка для подтверждения или опровержения выдвинутой рабочей гипотезы- -формулировать и обосновывать сделанное логопедическое заключение, включая описание не только выявленных у ребенка признаков нарушения фонетического строя речи, но и своего представления о механизме образования нарушенных звуков. 5. Экспериментально доказано, что благодаря выделению конкретных профессиональных умений и построению процесса их целенаправленного формирования средствами разработанных информационных технологий удается перейти от освоения представлений об одном отдельном речевом нарушении к целенаправленному формированию базового компонента будущей профессиональной деятельности — умению анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений у детей.

Благодаря тому, что проведенное исследование раскрывает преимущества ИТ, логику определения роли и места новых средств обучения, технологию проектирования компьютерных программ разных типов, методы экспериментального обучения студентов и оценки его результатов, открывается перспектива дальнейшей разработки и применения ИТ в сфере высшего образования специалистов-дефектологов разного профиля, формирования базовых компонентов профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Информатизация образования в условиях высшей школы понимается на современном этапе как обеспечение сферы образования теорией и методикой разработки и оптимального применения новых информационных технологий. Однако в области высшего дефектологического образования до настоящего времени не имелось теоретических и экспериментальных исследований, направленных на изучение возможности применения информационных технологий при изучении дисциплин профессионального блока, и в частности — логопедии. С целью определения эффективности применения компьютерных технологий в процессе преподавания логопедии в вузе было предпринято данное экспериментальное исследование.

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что необходимость повышения качества профессиональной подготовки логопедов и разработка методических приемов по ее совершенствованию — проблема, требующая решения на современном этапе. Массовый характер логопедического образования, недостаток методических рекомендаций по формированию профессиональных навыков данной категории специалистов — факторы, определяющие необходимость научных исследований в данном направлении.

Было определено, что прикладные разработки, связанные с применением компьютерных технологий обучения, могут быть продуктивно использованы в системе повышения профессиональной компетенции логопедов. Исходя из анализа проблем объективного и субъективного характера, затрудняющих процесс профессиональной подготовки логопедов в вузе, были обозначены ряд преимуществ КТО, использование которых поднимет на качественно новый уровень процесс обучения логопедов в вузе. Среди данных преимуществ были выделены: возможность моделирования ситуаций профессиональной деятельности, предоставление для анализа скрытых от непосредственного наблюдения процессов, сочетание аналитико-синтетических и интегративных форм продуктивной деятельности, предоставление индивидуального темпа и режима деятельности с регистрацией ее результатов.

В качестве модельного содержательного поля для внедрения компьютерных технологий в процесс преподавания логопедии в вузе был выбран раздел «Дислалия». Выбор был обусловлен следующими положениями: распространенность данного нарушения в детской популяциизначимость данного типа нарушения для последующего изучения фонетических и фонематических расстройств, составной частью входящих в структуру более тяжелых речевых расстройствпредставленность в научной литературе структурированной системы знаний о дислалии.

Анализ модельного содержательного поля «Дислалия» показал, что ведущими при изучении данного речевого нарушения являются артикуляционный и акустический аспекты. При достаточной изученности данных компонентов в структуре речевого нарушения «Дислалия» оказалось, что нет научных сведений о психологической основе восприятия акустических и артикуляционных особенностей ФДР при данном речевом нарушении профессионалами различного уровня в области логопедии. На основе анализа литературных данных были выделены компоненты многоуровневого процесса восприятия ФДР: слуховое восприятие, наличие в памяти набора акустических эталонов дефектно произносимого звукараспознавание акустических образцов дефектно звучащей речи и артикуляционная интерпретация наблюдаемых акустических явленийзрительное восприятие видимых особенностей артикулированияанализ речед-вигательных образцов нарушенного звука на основе имеющегося опыта по имитации дефектавербализация воспринимаемых признаков дефектно произносимого звука и речевое обоснование квалификационного заключения. Данные положения легли в основу разработки пакета обучающих компьютерных программ по курсу «Дислалия».

Обоснованность выбора содержания компьютерных программ диктовалась логикой построения изучаемого курса. Для реализации поставленных задач исследования были задействованы все компоненты учебного процесса.

С целью обеспечения демонстрационным материалом по курсу «Дислалия» была разработана БД «Нарушения фонетического строя детской речи». БД обеспечила возможность демонстрации на лекционных занятиях специфических особенностей речи при различных видах дислалии и случаев, с ней сравниваемых. Основными преимуществами данного средства обучения, созданного на основе КТО стали: предоставление максимального по степени представленности материала по данному курсу, мобильность в управлении.

Для практической работы студентов на лабораторных занятиях и для самостоятельной работы были созданы такие компьютерные программы, как: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия», «Дислалия: сигматизмы». Данные программы последовательно решали следующие задачи:

— формирование умения опознавания звука в норме и при нарушении по элементам динамической артикуляции- -формирование первичных предпосылок акустического распознавания ФДР при дислалии, сходных с ней состояний речи (физиологическое косноязычие, двуязычие) и речевых нарушений, в структуре которых имеются произносительные расстройства (ринолалия, дизартрия, алалия, речь при нарушениях слуха), -углубленное изучение артикуляционных и акустических особенностей ФДР, на основе аналитико-синтетического подхода к формированию полимодального процесса восприятия. Все программы были построены на основе взаимодействия ведущих для восприятия ФДР анализаторов — слухового, зрительного, кинестетического, а так же памяти. По сути, комплекс программ представлял собой алгоритм профессионального умения квалифицировать речевое нарушение на основе продуктивных видов деятельности, направленных на сравнение и выделение ведущих признаков, использование профессиональной терминологии.

С целью определения эффективности разработанной экспериментальной системы, был проведен обучающий эксперимент со студентами специальности 31 800 — «Логопедия». Все структурные компоненты учебного процесса — лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов — включали использование экспериментальных программ. В ходе экспериментального обучения последовательно решалась задача обучения распознаванию и квалификации дислалий на основе ведущих акустических и артикуляционных признаков. Студенты обучались способу рассуждения, который моделировала экспериментальная обучающая система. Этому способствовали итоговые задания на саморефлексию, т. е. осмысление обучающимися своих действий.

Анализ полученных в ходе экспериментального обучения данных позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности предложенной системы подготовки специалистов в области логопедии. Студенты, занимавшиеся по экспериментальной программе, приобрели первоначальный опыт распознавания дислалии, усвоили стратегию профессиональной деятельности по квалификации данного речевого нарушения. Об универсальности разработанного подхода и возможности его применения как основополагающего при обучении диагностике речевых нарушений говорит тот факт, что студенты овладели умением переносить алгоритм усвоенной деятельности на квалификацию других речевых нарушений.

Таким образом, система профессиональной подготовки, логопедов на основе применения КТО, способствовала созданию оптимальных условий для формирования первичной основы профессиональной деятельности данной категории специалистов. Проведенное исследование позволяет сделать ряд основополагающих выводов и наметить перспективы дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б. Пути совершенствования коррекционно-педагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 16 с.
  2. Д.И. 20 лет подготовки педагогов дефектологов // Советская педагогика. — 1939. — № 8 — 9. — С. 185−188.
  3. Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного. М.: Академия, 2000. — 150 с.
  4. М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1955. 14 с.
  5. В.В. Зрительное восприятие устной речи при нормальной и нарушенной слуховой функции. Л.: Наука, 1979. -200 с.
  6. В.В. Роль видимой артикуляции в распознавании речи // Проблемы космической биологии / Под. ред. Н. М. Сисакяна. М.: Наука, 1965. -С. 86−94.
  7. С.Г. Методика преподавания русского языка иностранцам. М.: Изд-во Моск. у-та, 1967. — 302 с.
  8. А.В. Становление и развитие отечественной логопедии как науки в период со второй четверти XIX в. по первую четверть XX в.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993 .- 16 с.
  9. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
  10. Ю.Белякова Л. И. Организация методической подготовки студентов логопедического отделения // Дефектология. 1986- № 3. — С.72−75.
  11. Боидарко JIB. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.-Л., 1998.- 198 с.
  12. Н.Бондарко Л. В. Зиндер Л.Р. Исследование фонетики // Основы теории речевой деятельности / Под. ред. А. А. Леонтьева. М., 1974.-С. 145−161.
  13. Бот О. С. Из опыта организации педагогической практики студентов в детском саду для детей с нарушениями речи // Дефектология. 1983. — № 4. -С.71−76.
  14. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / Сост. М. Ф. Фомичева, Е. В. Оганесян. М.- Воронеж, 1996.-74 с.
  15. Е.Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX—XXI вв.еков // Проблемы детской речи: Тез. докл. Всеросс. конф. СПб., 1999. — С.37−40.
  16. О.В. Дидактические основы разработки педагогического сценария мультимедийного учебного пособия по информатике // Информатика и образование. 2004. — № 7. — С. 87−90.
  17. Л.С. Задачи коррекционной речевой работы в школе для детей с нарушениями зрения и система логопедической подготовки студентов отделения тифлопедагогики // Дефектология. 1974. — № 5. — С.81−84.
  18. Л.С. Научные основы совершенствования подготовки логопедов в высшей школе // VI Царскосельские чтения: Тез. докл. Межд. научно-практ. конф., СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002. — С. 9−11.
  19. Л.С. Подготовка кадров логопедов в оценке ученых и выпускников РГПУ // Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: Тез. докл. СПб., 1997. — С. 15−16.
  20. Л.С. Совершенствование логопедической подготовки в вузах // Дефектология. 1978. — № 3. — С.74−76.
  21. Л.С. Содержание, условия и проблемы подготовки кадров дефектологов: Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. науч. статей. СПб., 1999. — С. 12−19.
  22. Л.С. Проблемы дефектологии. -М.: Просвещение, 1995. 525 с.
  23. П.Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.: изд-во Моск. у-та, 1968. 238 с.
  24. П.Я. К теории программированного обучения. М.: Знание, 1967.-44 с.
  25. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе // Матер, к Всесоюз. конф. по программированному обучению: Тез. докл.- М., 1966. С. 3−7.
  26. О.Е. Применение научного моделирования как средство изучения речевых нарушений. // Дефектология. 2001. — № 1. — С.3−10.
  27. В.И., Довгяло A.M. Пути развития информатизации образования. // Информатика и образование. 1989. — № 6. — С. 3−12.
  28. М.С. Опыт организации усовершенствования педагогов-логопедов в Алма-Ате // Дефектология. 1978. -№ 1. — С.68−73.
  29. Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 18 с.
  30. ЗГЖивина А. И. Основные этапы развития дефектологического образования в СССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1975. -23 с.
  31. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с. 34.3амский Х. С. Основные этапы развития дефектологического образования в
  32. Х.С. Проблемы дефектологического образования (о подготовке учителей-дефектологов) // Дефектология. 1969. — № 1. — С.76−81.
  33. Х.С. Проблемы совершенствования подготовки учителей-дефектологов // Дефектология. 1973. — № 2. — С.3−7.
  34. Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей // Дефектология. 2003. — № 2. -С.76−87.
  35. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва — Воронеж, 2001.-429 с.
  36. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. -160 с. 40.3индер Л. Р. Влияние темпа речи на образование отдельных звуков // Ученые запис. Ленингр. ун-та. 1964. — № 325. — С.3−28.
  37. Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1967. -22 с.
  38. И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартри-ческими расстройствами: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. 172 с.
  39. И.Д., Перова М. Н., Шаховская С. Н. Научно-методические проблемы совершенствования педагогической практики на дефектологических факультетах // Дефектология. 1977. — № 6. — С.84−87.
  40. И.Д., Шаховская С. Н., Чевелева Н. А. Самостоятельная работа студентов в связи с изучением курса логопедии // Дефектология. 1982. — № 3. -С.58−61.
  41. В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  42. Г. А. Формирование произношения у детей с ОНР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-107 с.
  43. Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование 2003. — № 4 — С.3−6.
  44. Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 24 с.
  45. С.В. Модель фонетической системы (на материале арчинского языка). М.: Наука, 1976. 54 с.
  46. С.В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М.: Изд-во РГУ, 2001. -592 с.
  47. Концепция высшего дефектологического образования // Дефектология. -1991.-№ 2.-С.3−9.
  48. Концепция информатизации образования I! Информатика и образование. -1999. -№ 1. -С.3−8.
  49. Г. Г., Шаховская С. Н. К проблеме подготовки логопедических кадров // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: Тез. статей юбилейной конференции. СПб., 1994. — С.41−42.
  50. К.Г. Система задач в проектировании содержания обучающих программ. // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 78−80.
  51. О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. 2001. — № 3 — С.44−52.
  52. О.И., Королевская Т. К., Зеленская Ю. Б. Информационные технологии в обучении произношению. М: Полиграф сервис, 2004 — 159 с.
  53. О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2005.-58 с.
  54. А. Косноязычие и лепетание // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. -М., 1997. Т. 1. С. 8 -13.
  55. С.М. Моделирующие компьютерные программы в процессе лабо-раторно-практических занятий студентов вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1999. — 20 с.
  56. В.А. Вопросы совершенствования учебного процесса в условиях демократизации высшей школы // Дефектология. 1994. — № 1. — С.71 -78.
  57. В.А. Некоторые новые аспекты интенсификации подготовки дефек-тологов // Дефектология. 1990. — № 3. — С.3−12.
  58. В.А., Живина А. И. 60 лет высшего дефектологического образования в СССР и роль дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина в подготовке дефектологов с высшим образованием // Дефектология. 1981. — № 6. — С.78−81.
  59. Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост.: Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М.: Аркти, 2005. — 224 с.
  60. Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников со стертой дизартрией: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 2005. — 465 с.
  61. А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1970.-203 с.
  62. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1996. — 80 с.
  63. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования // Дефектология. 1997. — № 6. -С.3−10.
  64. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М: Педагогика, 1988. — 192 с.
  65. М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
  66. Н.М. Научно-педагогические и преподавательские кадры педвузов:проблемы обеспечения подготовки по коррекционной педагогике // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: Тез. статей юбил. конф. -СПб., 1994. С.41−42.
  67. Н.М. Системный подход к организации профессиональной подготовки учителя дефектолога // Дефектология. 1990. — № 3. — С.78−84.
  68. Н.М. Теория и практика профессиональной подготовки сурдопедагога: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1993.-28 с.
  69. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. -№ 3. — С.20−27.
  70. М.И. Развитие высшего специального образования в России: состояние, проблемы // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тез. междунар. сем. СПб., 1995. — С.3−4.
  71. Л.П. Некоторые пути совершенствования подготовки дефектологических кадров // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: Тез. статей юбил. конф. СПб., 1994. — С. 42−43.
  72. Основы логопедической работы с детьми / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г. В. Чиркиной. М: Аркти, 2002 — 239 с. 81 .Перова М. Н., Шаховская С. Н. Связь дефектологических факультетов с практическими учреждениями // Дефектология. 1980. — № 1. — С.80−83.
  73. О.В. Подготовка логопедов // Вопросы патологии речи. Харьков, 1959. -С.218−220.
  74. Практикум по детской логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов // Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1995. — 272 с.
  75. .П. Высшее дефектологическое образование в системе педагогического университета // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: Тез. статей юбил. конф. СПб., 1994. — С.49−50.
  76. Pay Ф. А. Методические указания и дополнения к курсу «Логопедия» (для з/о педагогов детских домов в системе НКСО). — М., 1937. — 25 с.
  77. Pay Ф.А., Pay Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М.: Госуд. учеб.-пед. изд-во МП РСФСР, 1955.-292 с.
  78. Е.Г. Использование экранно-звуковых средств на занятии со студентами-сурдопедагогами // Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов: Межвуз. сборн. науч. трудов. М., 1984. — 127 с.
  79. И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. — № 5. — С. 12−16.
  80. Е.Н., Гаранина Л. А. Произносительная сторона речи: Практический курс. М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
  81. А.К. Общепедагогические проблемы подготовки и повышения квалификации кадров учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей в Казахстане (историко-педагогический аспект): Автореф. дис.канд. пед. наук.-А-Ата, 1991.-24 с.
  82. А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании 11 Информатика и образование 2001. — № 2 — С.2−7.
  83. Л.Ф. Воспитание профессионально гуманистической направленности личности учителя — дефектолога: Автореф. дис.канд. пед. наук. — М., 1992, — 17 с.
  84. Г. Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1973. 155 с.
  85. В. А. Аксенова А.К. Из опыта современной подготовки учителей-дефектологов в системе заочного обучения // Дефектология. 1974. — № 2. -С. 63−67.
  86. Л.Г. Динамика звукообразования (по данным кинорентгенографи-рования). Киев: Высшая школа, 1979. -131 с.
  87. Н.Н. Электронный учебник нового поколения // Информатика и образование. 2002. — № 6 — С.72−86.
  88. Е.Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1970. — 26 с.
  89. П.И. Исследовательская деятельность в развивающих программах по информатике и математике. // Информатика и образование. 2003. — № 4. — С. 11−16.
  90. С.М. Формирование профессиональной готовности будущего олигофренопедагога в процессе педагогической практики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  91. Г. Н. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба: Дис. .канд. пед. наук. М., 2003. -203 с.
  92. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
  93. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  94. O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. -М.: Академия, 2001. 283 с.
  95. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  96. М. Ф. Кареев П.Н. Алгоритм подготовки компьютерных тестовых заданий по курсу логопедии. // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: Тез. докл. Том 1. М., 2005.- С.77−88.
  97. Ю.Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001. -320 с.
  98. С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. — № 2. — С.70−78.
  99. Н.А. О методике подготовки и проведении экзаменов по логопедии на дефектологических факультетах // Дефектология. 1981. — № 4. — С.8893.
  100. E.JT. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). М.: Аркти, 2003. — 191 с.
  101. Чистович J1.A. Физиология речи. Восприятие речи человеком. JL: Наука, 1976.-386 с.
  102. JI.A., Кожевникова В. А. Речь. Артикуляция и восприятие. М.: Наука, 1965.-241 с.
  103. Т.А. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Ставрополь, 2001. — 50 с.
  104. Н.И. Зависимость разборчивости речи глухих от особенностей их произношения: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1975. 186 с.
  105. В.М. Профессиональное образование в области патологии речи и нейрореабилитации (проблемы и перспективы) // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: Тез. докл. науч. конф. М., 1996. — 87 с.
  106. JT.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. — Л: Изд-во ЛГУ, 1958.-427с.
  107. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 427с.
  108. Bang D. Multimedia in distance education. // Nordicom revue of Nordic mass communication research. 1998. — № 1. — P.285 — 290.
  109. Gensen G.F. Interactivity. // Nordicom revue of Nordic mass communication research.- 1998,-№ 1,-P. 185−204.
  110. Ken M. Bleile, Ph. P. Manual of articulation and phonological disorders. San Diego: Singular Publishing Group, Inc., 1995. 393p.
  111. Richardson G.T.E. Morgan A. Woodley A. Approaches to studying in distance education // Higer Education. 1999. — № 1. — P.23−55.
Заполнить форму текущей работой