Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия успешности применения компьютерного педагогического тестирования в обучении физике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность применения компьютерного тестирования в обучении физике достижима в случае обеспечения комплекса условий, включающего: административную поддержкуподготовленность кадровсоответствие технического и программного обеспечения ряду специфических требованийвыполнение общих требований к качеству тестовых материаловучет технических и методических возможностей НИТ при разработке тестовых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
    • 1. 1. Роль контроля в обучении физике
    • 1. 2. История тестирования. Виды тестов и тестовых заданий
    • 1. 3. Тестирование и информационные технологии в обучении физике
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.'
  • ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
    • 2. 1. Необходимые и достаточные условия успешности применения компьютерного тестирования в обучении физике
    • 2. 2. Совместная деятельность учащихся и учителя как ключевое условие успешности компьютерного тестирования
    • 2. 3. Методика совместного создания и последующего применения компьютерных тестовых заданий по физике
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
    • 3. 1. Цели и задачи проведения опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
    • 3. 3. Поисковый эксперимент по выявлению необходимых функций средств компьютерного тестирования
    • 3. 4. Описание авторского программного пакета «Тест»
    • 3. 5. Обучающий и контрольный эксперимент по апробации условий успешности компьютерного тестирования в обучении физике
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Условия успешности применения компьютерного педагогического тестирования в обучении физике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие компьютерных информационных технологий как одного из важнейших достижений прошлого века повлекло за собой глобальные изменения в человеческом обществе. Проблеме информационного общества, к становлению которого идет человечество в связи с активным применением новых информационных технологий, посвящены работы отечественных авторов Г. Т. Артамонова, В. М. Глушкова, А. П. Ершова, К. К. Колина, Н. Н. Моисеева, В. Г. Пушкина,.

A. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна, А. Д. Урсула и зарубежных авторов Д. Белла, Дж. Гелбрейта, Дж. Мартина, И. Масуды, Ф. Полака, О. Тоффлера, Ж. Фурастье.

Изменения в обществе, науке и технике не могли не сказаться на содержании образования и методике обучения. Вопросы внедрения кибернетики, информационных технологий, их влияния на образовательный процесс в своих трудах изучали отечественные и зарубежные исследователи Н. Т. Абрамова,.

B. П. Беспалько, В. В. Вержбицкий, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, Е. И. Машбиц, Д. А. Миллер, Л. И. Ноткин, С. Пейперт, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, О. К. Тихомиров, А. В. Усова.

На государственном уровне внедрение новых информационных технологий в систему школьного образования проводится в рамках реализации государственной программы информатизации средних школ. Информатизация предполагает существенные изменения в методике преподавания практически всех предметов школьного цикла, одним из которых является физика. Вопросы методики применения новых информационных технологий в обучении физике рассматривали в своих работах Л. И. Анциферов, А. И. Бугаев, С. Е. Каменец-кий, В. Г. Разумовский, А. В. Усова и другие ученые.

А. В. Кавтрев, Д. Ш. Матрос, А. В. Смирнов ориентируют возможности компьютерной техники на разработку обучающих сред, курсов, управление процессом обучения физике. Возможности компьютера по моделированию физических процессов и явлений применяют И. М. Низамов, И. М. Нуркаева. Проведением «виртуальных» лабораторных работ, использованием компьютеризированных лабораторий и изучением их возможностей в обучении физике занимаются В. Бласиак, Н. Н. Гомулина, А. В. Кавтрев, М. И. Старовиков,.

A. Ю. Фадеев. Решение учебных физических задач с применением компьютеров и экспертных компьютерных систем рассматривали Л. И. Анциферов, Э. В. Бурсиан, И. Н. Голицина, А. В. Купавцев, М. Е. Чекулаева, М. Б. Шабад. Уделяется внимание обучению физике в игре за компьютером, применению мультимедийных возможностей при проведении демонстраций на уроках физики. Развитие линий связи (Интернет) вызвало поиск новых методик обучения с использованием средств телекоммуникаций (Н. Н. Гомулина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат, А. Ю. Уваров и другие).

Результатом внедрения этих направлений применения новых информационных технологий (далее НИТ) в обучение физике стало повышение качества обучения физике, развитие исследовательских умений школьников, появление новых возможностей для творчества и сотрудничества, индивидуализации работы учащихся в сочетании с развитием их коммуникативных способностей, логического, операционального мышления.

В связи с постоянным развитием науки и техники возрос объем учебного материала, который необходимо усвоить обучающимся. Как показали вышеприведенные исследования, объем информации, который ученик может получить на правильно подготовленном компьютеризированном уроке, существенно выше, чем без применения компьютера. Изменения, связанные с внедрением новых технологий обучения, привели к изменениям в постановке целей и задач обучения.

Цели обучения физике ставят перед участниками образовательного процесса комплекс задач образовательного, развивающего и воспитательного характера. Диагностичность достижения этих целей обусловливает эффективность применяемой технологии обучения, что отражено в определении самих целей обучения терминами результата деятельности учащихся. Соответственно, возросла роль оперативной диагностики уровня достижения целей обучения.

Значение педагогической диагностики в современном образовательном процессе изучали В. П. Беспалько, Ю. И. Дик, В. И. Загвязинский, К. Ингенкамп,.

B. А. Кальней, Г. Ю. Ксензова, И. Я. Лернер, И. И. Нурминский, О. В. Оноприенко, П. И. Пидкасистый, В. Г. Разумовский, Н. Ф. Талызина, С. Е. Шишов и другие ученые.

Одним из современных методов оперативной и объективной диагностики учебных достижений при обучении физике и другим предметам является педагогическое тестирование. Проблемы педагогического тестирования, его теоретической основы нашли свое отражение в работах отечественных и иностранных авторов — В. П. Беспалько, А. Е. Гуревича, В. Г. Разумовского, Н. Ф. Талызиной, А. Анастази, К. Ингенкампа.

Выпущена в свет масса дидактических материалов по физике, содержащих задания в тестовой форме и рекомендации по их применению. Первоначально задания тестового типа входили в содержание программированных заданий по физике авторов Э. Д. Корж, Д. И. Пеннера, А. Худайбердиева. В настоящее время нашли свое применение тестовые задания из сборников, разработанных А. С. Богатиным, И. К. Гладышевой, Н. А. Добродеевым, П. Ф. Ка-бардиным, Р. В. Коноплич, В. А. Коровиным, А. И. Мансуровым, Г. Г. Никифоровым, И. И. Нурминским, В. А. Орловым, А. В. Постниковым, А. Э. Пушкаре-вым, А. О. Татуром, Н. Н. Тулькибаевой, А. А. Фадеевой, В. Ф. Шиловым.

С широким применением тестов актуальными стали проблемы качества тестовых материалов и многообразия тестов и тестовых заданий, что отражено в исследованиях В. С. Аванесова, Г. С. Ковалевой, А. Н. Майорова, В. И. Сосновского, А. О. Татура, В. И. Тесленко, М. Б. Челышковой.

Тестирование с применением компьютерных средств на занятиях по физике изучали Г. Н. Груздев, Е. А. Манина, М. Б. Львовский, Е. В. Пандерина, В. А. Тверезовский, Ю. В. Тихомиров, Н. М. Христенко. Проблемам разработки средств дистанционного контроля, тестирующих и контролирующих компьютерных программ посвящены работы Т. Д. Дегтяревой, И. П. ' Карповой, Д. Ш. Матроса, И. В. Нардюжева, Н. В. Спешиловой, А. О. Татура и др.

Масса новых возможностей поэлементного анализа работ учащихся, адаптивного дифференцированного контроля, оперативной обратной связи, сочетания индивидуальной и групповой работы над тестами, фиксации различных параметров и их статистической обработки, предоставляемая компьютерным тестированием по физике, может быть применена при различных формах организации учебного процесса.

Преимущества традиционного (бланкового) и компьютерного тестирования перед другими методами проверки, равно как и ограничения в их применении отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей. Тем не менее, в большинстве работ основной функцией тестирования рассматривается контроль, а не обучение, чем определяется разрыв между процессом обучения и тестированием, проявляющийся в том, что тестирование проводится по завершению одного из этапов обучения, а не параллельно с ним.

Компьютерное тестирование позволяет сократить этот разрыв. Однако реальный уровень применения компьютерного тестирования в обучении физике в общеобразовательных школах невысок. Условия, способствующие успешности применения компьютерного педагогического тестирования в обучении физике описаны в работах исследователей фрагментарно либо без учета реальных возможностей, имеющихся у современных общеобразовательных учреждений.

Таким образом, существует ряд противоречий между:

• потребностями школьного образования в современных качественных средствах индивидуальной диагностики учебных достижений и контроля знаний, умений и навыков, и преобладанием в практике обучения традиционных методов проверки;

• широтой возможностей компьютерного тестирования и ограниченностью функций, им реализуемых в условиях реального учебно-воспитательного процесса;

• ожидаемыми и реальными результатами государственной программы информатизации средних школ;

• необходимостью развития творческих способностей, привития учащимся информационной культуры, единого понимания картины мира и фрагментарностью их формирования на отдельных предметах школьного курса.

Анализ проблем применения компьютерного тестирования по физике и поиск путей разрешения выявленных противоречий позволили сделать вывод об актуальности темы исследования «Условия успешности применения компьютерного педагогического тестирования в обучении физике».

Объектом исследования является процесс обучения физике в школе с использованием компьютерного педагогического тестирования в современных условиях информатизации образования.

Предмет исследования — необходимые условия успешности и методика применения компьютерного тестирования при обучении физике.

Цель диссертационного исследования — проверка возможностей обеспечения успешности компьютерного тестирования в обучении физике за счет создания комплекса необходимых условий.

Гипотеза исследования: успешность применения компьютерного тестирования в обучении физике будет обеспечена только в случае, если:

— выполняется комплекс условий технического, организационного, психолого-педагогического и методического характера;

— в качестве ключевого условия, расширяющего функции компьютерного тестирования в обучении физике выступает привлечение учащихся к разработке заданий в тестовой форме.

Для проверки гипотезы исследования нами был поставлен ряд задач.

1. Выяснить предпосылки внедрения НИТ в обучение физике, состояние процесса информатизации школ, ближайшие перспективы.

2. Обобщить возможности компьютерного тестирования в обучении физике и основные функции тестирующих программ.

3. Выявить комплекс условий, необходимых для успешной организации и применения компьютерного тестирования в обучении физике.

4. Выявить возможные пути реализации условий.

5. Разработать методику совместной работы учителя и учеников над созданием заданий в тестовой форме по физике с широким привлечением средств НИТ.

6. Апробировать средства обеспечения комплекса выявленных условий, методику совместной работы учителя и учащихся, методику проведения тестирования с привлечением разработанных тестовых материалов.

Теоретико-методологическое основание работы.

• научный метод познания (методологический принцип единства теории и практики);

• концепция информатизации общества и образования (Б. С. Гершун-ский, А. П. Ершов, В. Г. Пушкин, А. И. Ракитов, И. В. Роберт, Г. К. Селевко, А. Ю. Уваров, А. Д. Урсул);

• общие принципы дидактики (единство преподавания и учения);

• достижения общей и частной методики обучения физике в сфере обучения и контроля, развития творческих способностей, индивидуального и коллективного обучения;

• фундаментальные положения теорий дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного, адаптивного, развивающего и творческого обучения, активизации мышления (А. С. Границкая, В. И. Загвязин-ский, Н. М. Зверева, А. Н. Поддьяков, В. Г. Разумовский, В. В. Сериков, И. Э. Унт, А. В. Усова, и др.);

• теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, Г. Ю. Ксензова, В. А. Онищук, О. В. Оноприенко, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина, С. Е. Шишов);

• теоретические основы разработки тестовых заданий, процедуры проведения и обработки результатов педагогического тестирования (В. С. Аване-сов, А. Анастази, Г. С. Ковалева, А. Н. Майоров, В. И. Сосновский, В. И. Тес-ленко, М. Б. Челышкова);

• теория совершенствования учебного процесса с помощью ЭВМ (Б. С. Гер-шунский, В. В. Рубцов, Е. И. Машбиц, Д. Ш. Матрос, Е. С. Полат, М. В. Моисеева, И. В. Роберт, М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник и др.).

Для решения поставленных задач на различных этапах исследования применялись методы:

• теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников, программного обеспечения проведения тестирования, инструментальных средств разработки заданий тестового типа;

• метод анкетирования, беседы в процессе выявления актуальности, обоснованности выбора предмета и объекта исследования, возможностей проведения педагогического эксперимента и качественной оценки его результативности;

• экспертно-аналитический метод оценки качества программных средств подготовки и проведения компьютерного тестирования;

• метод моделирования в процессе разработки теоретической модели и структуры авторской компьютерной программы для проведения тестирования и разработки заданий тестового типапри разработке методики совместного создания учителем и учениками с последующим применением в процессе обучения заданий тестового типа;

• педагогический эксперимент в процессе апробации условий успешности применения компьютерных тестирующих программ и методики совместной разработки заданий тестового типа в обучении физике;

• математические методы обработки результатов исследования при проведении констатирующего эксперимента, разработке авторской компьютерной программы, на этапе апробации условий успешности использования компьютерного тестирования в учебно-воспитательном процессе.

Экспериментальной базой исследования являлись:

• школы и другие средние учебные заведения г. Новосибирска и Новосибирской области при проведении констатирующего эксперимента. Участие в нем приняло более 130 учителей физики средних школ, гимназий и лицеев;

• Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. В предварительной экспертной оценке и обсуждении характеристик авторских программных средств приняли участие 40 преподавателей физики средних школ, лицеев и гимназий;

• Новосибирский государственный педагогический университет. В работе спецсеминаров приняли участие 30 студентов (2001;2003 гг.);

• средняя общеобразовательная школа ст. Дупленская Коченевского района Новосибирской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 8-го, 9-х (2-е параллели) и 10-го классов, всего около 70 чел;

• Новосибирский автотранспортный техникум. Апробация разработанных с учениками бланков заданий в тестовой форме за основной курс физики (более 200 человек), применение авторских программных средств разработки и генерации бланков заданий.

Исследование проводилось с 1998 по 2003 год и включало 3 этапа.

Первый этап (1998;2000 гг.) — изучение, анализ, систематизация и обобщение накопленного опыта по проблемам тестовой проверки знаний и информатизации образования в обучении физике. Определение методологических и теоретических оснований диссертационного исследования.

Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью оценки уровня применения компьютерного тестирования при обучении физике, выяснение отношения к данному типу проверки, изучение опыта коллег по внедрению НИТ в обучение физике. Выявление условий, необходимых для ус пешного внедрения новых информационных технологий в школе.

Второй этап (2001—2002 гг.) — уточнение выявленных условий успешности применения компьютерного тестирования в обучении физике, организация формирующего эксперимента по апробации выявленных условий, отбор и анализ программного обеспечения, создание и апробация авторского программного обеспечения разработки и проведения компьютерного тестирования по физике. Проверка возможностей реализации ряда условий технического и организационного характера, определение психолого-педагогических условий и возможностей совместной деятельности учителя и учеников по созданию заданий тестового типа.

Третий этап (2002;2003 гг.) — проведение обучающего и контрольного экспериментов по апробации комплекса необходимых и достаточных условий успешности применения компьютерного тестирования по физике в средних учебных заведениях и педагогическом вузе, проверка возможностей совместной деятельности и апробация ее результатов. Экспертно-аналитическая оценка разработанного программного обеспечения.

Обработка результатов эксперимента, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, окончательная отладка и регистрация программного обеспечения, внедрение результатов исследования в практику работы школы и вуза.

Научная новизна исследования заключается:

• в выявлении основных условий, необходимых для успешного применения компьютерного тестирования в обучении физике;

• в разработке способа организации внутришкольной работы с учащимися по созданию комплектов заданий тестовой формы по физике специально для компьютерного тестирования (с последующим использованием полученных материалов на практике).

Теоретическая значимость исследования заключается:

• в уточнении содержания понятия педагогического тестирования;

• в систематизации характеристик компьютерных программ разработки и проведения тестирования (неформального и стандартизованного);

• в уточнении классификации компьютерных тестирующих программ путем введения авторской фасетной классификации.

Практическая значимость диссертационного исследования:

• разработанная методика организации деятельности учителя и учащихся по созданию, апробации и применению в учебном процессе авторских компьютерных тестов внедрена в практику работы учителей физики, что позволяет учителям, учащимся и администрации образовательных учреждений более полно реализовать свои возможности и возможности компьютерных тестовых технологий в обучении физике;

• разработанная методика подготовки педагогических кадров к применению компьютерного тестирования в обучении физике реализована в Новосибирском государственном педагогическом университете в форме спецсеминаров;

• разработанные автором программные средства зарегистрированы в Отраслевом фонде алгоритмов и программ (регистрационный номер 2819, код по ЕСПД 3 524 577.00470−01 99 01, см. приложение 16), и востребованы, как показало исследование, среди преподавателей физики Новосибирской области.

Достоверность и обоснованность научных выводов, полученных в исследовании, обеспечены адекватным применением эмпирических и теоретических методов исследования, привлечением собранного в ходе исследования фактического материала, проверкой теоретических выводов и апробацией в педагогическом эксперименте.

Апробация и внедрение результатов исследования включали:

• доклады и презентации на районных, областных и региональных научно-практических конференциях («Актуальные проблемы качества педагогического образования», Новосибирск 2002; 2003 гг.) и семинарах учителей-физиков и преподавателей педагогических вузов, среди них: участие с докладами в работе III регионального семинара «Проблемы педагогической инноватики. Компьютерная дидактика» (Новосибирск, 2002 г.) — участие в работе VI международного совещания-семинара «Информационные технологии в учебном процессе кафедр физики и математики ИТФМ-2002» (Ульяновск, 2002 г.) — семинара-презентации электронных дидактических средств, созданных сотрудниками НГПУ в рамках проекта «Электронный учебник-2002 г.» (Новосибирск, 2003 г.) — XXXVI зональной конференции преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и технологических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 2003 г.);

• информационно-методическую работу по проблемам и перспективам информатизации обучения физике и компьютерной педагогической диагностики среди слушателей курсов повышения квалификации учителей физики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования;

• проведение спецсеминаров, посвященных теории и методике диагностики знаний учащихся по физике средствами новых информационных технологий в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ);

• разработку компьютерных средств создания заданий (как электронных, так и бланковых) тестового типа, проведения тестирования и обработки его результатов, ориентированных на начинающих пользователей средств НИТ (включая учащихся) с учетом различного состояния технической базы.

• регистрацию программного средства в отраслевом фонде алгоритмов и программ ОФАП и государственную регистрацию в Информационно-библиотечном фонде Российской Федерации. Как разработчик программы диссертант вошел в список победителей секции в номинации «Регистрация авторской работы учителя» во время проведения научно-практической конференции «Августовский педсовет — 2003», что отмечено соответствующим дипломом.

• внедрение данного программного средства в практику проведения спецсеминаров НГПУ, его применение в работе учителей физики, математики и информатики Дупленской средней школы и школ г. Новосибирска и области (в качестве вспомогательных средств НИТ), преподавателей физики Новосибирского автотранспортного техникума, преподавателей кафедры теории и методики обучения физике Новосибирского государственного педагогического университета.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

• успешность применения компьютерного тестирования в обучении физике достижима в случае обеспечения комплекса условий, включающего: административную поддержкуподготовленность кадровсоответствие технического и программного обеспечения ряду специфических требованийвыполнение общих требований к качеству тестовых материаловучет технических и методических возможностей НИТ при разработке тестовых материалов по физикеметодическую целесообразность и учет особенностей организации проведения тестирования по физике с применением компьютеров;

• ключевым условием успешности применения компьютерного тестирования в обучении физике является привлечение учащихся к работе над тестовыми материалами для компьютерного тестирования по физике;

• обеспечение условий успешности компьютерного тестирования в обучении физике возможно на современном этапе информатизации образования и позволяет решать различные задачи обучения.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка изученной литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента подтвердили противоречия, выявленные на первом этапе исследования.

Поисковый эксперимент по отбору и анализу функций существующего программного обеспечения компьютерного тестирования по физике подтвердил, что на данный момент уже создано больше количество различных по качеству программ. Тем не менее, в силу ряда особенностей возможности их применения для контроля, и тем более обучения в условиях школы ограничены.

Это обстоятельство послужило причиной разработки авторского пакета программ для создания тестовых материалов и проведения компьютерного тестирования по физике. Изменения в программы вносились в ходе проведения обучающего и контрольного педагогического эксперимента, что послужило одной из причин выбора лабораторной формы проведения эксперимента.

Результаты обучающего педагогического эксперимента в вузе и системе повышения квалификации учителей физики показали, что существенных препятствий к овладении учителем тестовых компьютерных технологий не возникает, а востребованность учителями возможностей компьютерного тестирования в обучении физике высока.

В целом проведение спецсеминаров позволяет решить проблемы подготовленности педагогических кадров как при обучении в вузе, так и в системе повышении квалификации работников образования.

Результаты проведения педагогического эксперимента в школе подтвердили положения о расширении возможностей компьютерного тестирования в плане развития творчества, углубления и систематизации знаний по физике, развития коммуникативных способностей учащихся. Организация эксперимента включала обеспечение ряда выявленных условий, поэтому успешное проведение эксперимента подтвердило возможность их реализации в школе при имеющемся (на данный момент) уровне технического и программно-методического обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:

1. Исследование состояния процесса информатизации школ и уровня внедрения новых информационных технологий в обучение физике показало, что учителя физики осознают широту новых возможностей, предоставляемых компьютерными средствами обучения, и хотели бы реализовать их в своей профессиональной деятельности. Было выявлено, что компьютерное тестирование привлекает учителей физики, как с точки зрения контроля, так и обучения, но его широкому внедрению препятствуют проблемы технического, организационного и методического характера.

2. На основе анализа опыта работы по применению средств компьютерного тестирования и анализа программного обеспечения обобщены возможности компьютерного тестирования в обучении физике и выявлены основные функции тестирующих программ, необходимые для решения задач обучения физике.

3. В связи с расширением функций уточнено понятие тестирования.

4. Выявлен комплекс условий, необходимых для успешной организации и применения компьютерного тестирования в обучении физике, включающий:

• административную поддержку;

• подготовленность кадров;

• соответствие технического и программного обеспечения ряду специфических требований;

• выполнение общих требований к качеству тестовых материалов с учетом специфики предмета физики;

• учет технических и методических возможностей НИТ при разработке тестовых материалов по физике;

• методическую целесообразность и учет особенностей организации проведения тестирования по физике с применением компьютеров.

5. Выявлены возможные пути реализации условий с учетом современного уровня информатизации школ.

6. Предложена методика совместной работы учителя и учеников над созданием заданий в тестовой форме по физике с широким привлечением средств НИТ.

7. На основе выявленных функций компьютерного тестирования разработаны авторские программные средства подготовки и проведения компьютерного тестирования по физике.

8. В ходе педагогического эксперимента апробированы средства обеспечения комплекса выявленных условий успешности компьютерного тестирования, методика совместной работы учителя и учащихся, методика проведения тестирования с привлечением разработанных тестовых материалов.

На основе результатов проведенного теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Функции тестирования в обучении физике не ограничиваются только контролем, с внедрением новых информационных технологий расширяются обучающие возможности тестирования.

2. Применение метода тестирования (особенно компьютерного тестирования) накладывает ряд требований:

• к формулировке целей обучения физике;

• к форме и содержанию диагностического материала;

• к техническому и программно-методическому обеспечению;

• к готовности педагогических кадров к его использованию.

3. Успешность применения компьютерного тестирования в обучении физике достижима в случае обеспечения комплекса условий технического, организационного и методического характера.

4. На данный момент нет непреодолимых препятствий в овладении учителем физики тестовых компьютерных технологий, а востребованность учителями возможностей компьютерного тестирования в обучении физике высока.

5. Привлечение учащихся к разработке тестовых материалов по физике для компьютерного тестирования становится достаточным условием обеспечения его успешности.

6. Методика совместного создания тестовых материалов открывает новые возможности развития творчества, активизации мышления учащихся, актуализации, углубления и систематизации их знаний, подготовки к жизни в информационном обществе.

7. Выявленные в ходе исследования пути применения созданных с учащимися тестовых материалов по физике для бланкового и компьютерного тестирования зависят от целей проведения тестирования, особенностей организации занятий и технического оснащения школы.

8. Обеспечение условий успешности компьютерного тестирования в обучении физике возможно на современном этапе информатизации образования и позволяет решать различные задачи обучения.

Развитие настоящего исследования мы видим в следующих направлениях:

1. Изучение возможностей применения компьютерного тестирования на различных этапах учебного процесса, для решения отдельных дидактических задач обучения физике.

2. Изучение потенциала компьютерного тестирования в реализации профильного обучения (на примере элективных и базовых курсов).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. — 1998. — № 6. — С. 58−65.
  2. В. С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. — 217 с.
  3. В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.: МГТА, 1995. — 95 с.
  4. В. С. Тесты: история и теория. Статья 1. «Из глубины веков» //Управление школой, 12/99.
  5. В. С. Тесты: история и теория. Статья 2. «Конец XIX века» // Управление школой, 14/99.
  6. В. С. Тесты: история и теория. Статья 3. «Начало XX века» // Управление школой, 16/99.
  7. В. С. Тесты: история и теория. Статья 4. «XX век» // Управление школой, 18/99.
  8. В. С. Тесты: история и теория. Статья 5. «Середина XX века» // Управление школой, 20/99.
  9. В. С. Тесты: история и теория. Статья 6. «Советский период» // Управление школой, 22/99.
  10. В. С. Тесты: история и теория. Статья 7. «Пятидесятые годы» // Управление школой, 24/99.
  11. А. Психологическое тестирование: Т. I- Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  12. А. Психологическое тестирование: Т. II- Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  13. Антология мировой философии. T.I. Философия древности и средневековья. М.: Мысль, 1969. — 578 с.
  14. Л. И. Задания по физике с применением программируемых микрокалькуляторов. Дидактический материал: 9 класс. М.: Просвещение, 1993.-94 с.
  15. Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Ба-банский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  16. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  17. Е. В., Степанова Е. В. Компьютерное обучение геометрии в школе // Наука и школа. 1999. — № 4. — С. 46−50.
  18. К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться. М.: Знание, 1980.96 с.
  19. Л. Ф. Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения: Методическое пособие. Новосибирск, 1998. -27 с.
  20. М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1997. — 400 с.
  21. М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии. 2000. — № 3. — С. 135−146.
  22. И. Л. Методическая подготовка учителя физики в вузе к профессиональному творчеству: Монография. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1997.-140 с.
  23. И. Л., Величко А. Н. Профессиональная исследовательская деятельность учителя физики. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. — 88 с.
  24. В. Н., Коноплич Р. В., Орлов В. А., Татур А. О. Тестирование в XI классах г. Москвы // Физика в школе. 2000. — № 2. — С. 35−39.
  25. Г. А. Тест естественнонаучного мышления. Для учащихся 7 класса естественнонаучных отделений лицеев, гимназий, специализированных классов школ (ТЕМ-7). Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. -17 с.
  26. Г. А. Тест естественнонаучного мышления. Для учащихся 8 класса естественнонаучных отделений лицеев, гимназий, специализированных классов школ (ТЕМ-8). Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. -16 с.
  27. В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  28. В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  29. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  30. В. МикроЭВМ в школьном физическом эксперименте // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 76−77.
  31. В. И. и др. О подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности с использованием информационных педагогических технологий обучения // Наука и школа. 1999. — № 5. — С. 45−49.
  32. А. А. Компьютер на уроке физики // Физика в школе. -1998. -№ 1.-С. 95−96.
  33. С. Г., Машевский Н. Д. Самостоятельные работы по физике в 6−7 классах. Дидакт. материал. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  34. А. И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981.-288 с.
  35. М. Подготовка учителя решение проблем информатизации // Информатика и образование. — 1999. -№ 4. — С. 93−95.
  36. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. — 582 с.
  37. Э. В. Задачи по физике для компьютера. М.: Просвещение, 1991.-256 с.
  38. Я. А. О направлениях информатизации Российского образования // Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. М.: Наука- Физматлист, 1996. -С. 27−38.
  39. А. М. Возможности компьютерного педагогического тестирования в качестве средства обучения // Актуальные проблемы качества педагогического образования: Материалы научно-практической конференции. — Новосибирск, 2003. -С. 314−318.
  40. А. М. Компьютеризация в сфере образования: за и против // Аспирантский сборник / Под ред. А. Ж. Жафярова. Часть 2. — Новосибирск, 2001. -С. 3−13.
  41. А. М. Тестирование на ЭВМ. Явные и скрытые возможности // Актуальные проблемы качества педагогического образования: Материалы научно-практической конференции. — Новосибирск, 2002. С. 90−93.
  42. А. М. Что должна «уметь» компьютерная тестирующая программа? // Аспирантский сборник / Под ред. А. Ж. Жафярова. Часть 2. — Новосибирск, 2002. — С. 271−279.
  43. Э. А. О совершенствовании системы выборочных ответов // Применение технических средств и программированного обучения в средней специальной и высшей школе. М.: Советское радио, 1965. — С. 133−137.
  44. В. В. Компьютер и преподавание философии // Философские науки. 1989. — № 7. — С. 106−112.
  45. А. Н., Кулагин С. А., Угаров В. В. Моделирование фундаментальных физических опытов на ПЭВМ // Физика в школе, 1987. № 3. — С. 44−46.
  46. Викентьев И. JL, Кайков И. К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. Новосибирск, 1992. — 104 с.
  47. Воспитывать личность творческую и духовно богатую // Физика в школе. 1989. -№ 6. — С. 3−8.
  48. И. Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного назначения: Автореф. диссканд. пед. наук. СПб., 1995. — 22 с.
  49. Вуд Кристина. 20-летие технологии. Образование // PC Magazine. Russian Edition. 2002. — № 6. — С. 80−85.
  50. А. А. Использование творческих заданий по физике в средней школе // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16−20 августа. -Горно-Алтайск, 1999. С. 58.
  51. Г., Маргвелашвили И., Мосиашвили JI. Опыт разработки компьютерных учебных пособий по физике // Информатика и образование. -1990.- № 6.- С. 79−81.
  52. . С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  53. . С. Образование в 3 тысячелетии. Гармония знания и веры. М.: Московский психолого-социологический институт, 1997. — 120 с.
  54. В. М. Что такое кибернетика. М.: Педагогика, 1975. — 64 с.
  55. И. Н. Решение учебных творческих задач по физике с использованием ЭВМ (в помощь учителю) // Физика в школе, 1993. № 1. — С. 23−25.
  56. Н. Н. Обучающие интерактивные компьютерные курсы и имитационные программы по физике // Физика в школе. 2000. — № 8. — С. 69—74.
  57. Н. Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2003. -332 с.
  58. А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 174 с.
  59. Г. Н. Проверка знаний учащихся по физике в дисплейном классе // Физика в школе. 1988. -№ 5. — С. 49−50.
  60. В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика межвозрастной педагогике. — Новосибирск: Совершенство, 1998. — 270 с.
  61. А. Е. Физика. Механика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  62. К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  63. В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования // Советская педагогика, 1990. — № 2. С. 50−55.
  64. Н., Годунова Е. и др. На подступах к компьютерной педагогике // Информатика и образование, 2000. — № 6. С.82−87.
  65. Единый государственный экзамен по физике. Контрольно-измерительные материалы для выпускников 2001—2002 гг. / Сост. Игряшова И. В., Малык Т. К. Чебоксары, 2001. — 71 с.
  66. Единый государственный экзамен. Физика. Варианты контрольных измерительных материалов / Орлов В. А., Никифоров Г. Г., Нурминский А. И. и др. -М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. — 128 с.
  67. А. П. и др. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование. 1995. — № 1. — С. 3−20.
  68. В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. -М.: Академия, 2001.-192 с.
  69. Н. П. Из опыта использования электронной вычислительной техники на факультативных занятиях по физике // Физика в школе, 1991. — № 4. — С. 392.
  70. Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 113 с.
  71. И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  72. Ю. Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  73. А. А., Иванов А. П. Использование тестов для диагностики уровня системности знаний по математике // Тестовые технологии и педагогические тесты: Тезисы докладов Второй областной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2002. — С. 88−89.
  74. В. В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское Радио, 1978. — 184 с.
  75. К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  76. О. Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7−11 классах средней школы: Дидакт. материал / О. Ф. Кабардйн, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. М.: Просвещение, 1994. — 224 с.
  77. П.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7−11 кл. М.: Дрофа, 1996. — 192 с.
  78. А. Ф. Компьютерные модели в школьном курсе физики // Компьютерные инструменты в образовании. 1998. -№ 2. — С. 41−47.
  79. А. Ф. Компьютерные программы по физике для средней школы // Компьютерные инструменты в образовании. 1998. — № 1. — С. 42−47.
  80. Т. А. Использование элементов вычислительной техники при изучении закона Ома (в 10 кл) // Физика в школе. 1993. — № 1. — С. 22−23.
  81. В. А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель ученик». Методическое пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  82. С. Е., Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е и др. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы. -М.: Академия, 2000.-368 с.
  83. И. П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: Дисс.. канд. техн. наук. М., 2002. — 200 с.
  84. JI. П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний // Математика в школе. 1994. — № 4. — С. 49−54.
  85. М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  86. Г. С. Зарубежный опыт построения и актуальные проблемы развития образовательного тестирования // Программа развития и совершенствования государственных образовательных стандартов и тестирования (Первый этап). Итоговый отчет. М., 2001. — 65 с.
  87. Е. А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. — 17 с.
  88. Е. С. Компьютерные игры по физике // Физика в школе. 1997. -№ 1.-С. 19−23.
  89. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
  90. Компьютеризация средних школ // Физика в школе. 2002. — № 4. — С. 3.
  91. Э. Д., Пеннер Д. И. Программированные задания по физике для 8 класса. М.: Просвещение, 1979. — 112 с.
  92. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 512 с.
  93. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. М.: «Прометей», 1996. — 176 с.
  94. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М., 2000. — 121 с.
  95. А. В. Методика использования ЭВМ для индивидуализации обучения физике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 17 с.
  96. А. В. Использование ЭВМ при решении задач по кинематике // Физика в школе, 1990. № 4. — С. 51−52.
  97. Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Дисс.. канд. психолог, наук. — СПб., 1997.-201 с.
  98. В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. -М.: Наука, 1979.-128 с.
  99. М. В. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  100. А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 300 с.
  101. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  102. В. Я. Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  103. М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютеров // Информатика и образование. 1999. — № 5. — С. 49−54.
  104. А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000. 352 с.
  105. А. Н. Тесты школьных достижений как средство аттестации учащихся. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 17 с.
  106. Е. А. Методика обучения механика с применением компьютерных технологий в основной общеобразовательной школе (на примере темы «Основы кинематики»): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2001. 17 с.
  107. Е. А. Опыт применения компьютерного тестирования на уроках физики // Наука и школа. 1999. — № 4. — С. 56−57.
  108. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  109. Матрос Д. LLL, Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
  110. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  111. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю. И. Дик, И. К. Турышев, Ю. И. Лукьянов и др.- Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. -М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  112. Е. А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 2000. — 20 с.
  113. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы / А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  114. Методика факультативных занятий по физике / Под ред. О. Ф. Ка-бардина, В. А. Орлова. М., 1980. — 191 с.
  115. А. И., Колин К. К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России // Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. М.: Наука, Физматлист, 1996. — С. 1−13.
  116. Д. А. Требуется лучшая теория когнитивной организации // Современные проблемы кибернетики. М., 1978. — С. 45.
  117. Н. В. Опыт применения тестовых заданий // Физика в школе. 2000. — № 1. — С. 28.
  118. М. В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1997.-21 с.
  119. М. В. О компьютерных телекоммуникациях // Информатика и образование. 1993. — № 4. — С. 31−38.
  120. А. Г. Программированное обучение (вопросы научной организации педагогического труда). М.: Высшая школа, 1967. — 199 с.
  121. В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
  122. И. В. Разработка и исследование моделей и алгоритмов информационной вычислительной системы компьютерного тестирования: Автореф. дисс. канд. тех. наук. Обнинск, 1999. — 23 с.
  123. А. П. Методика работы с современной информацией // Информатика и образование. 2001. — № 4. — С. 56−61.
  124. И. М. Математическое моделирование физических явлений с помощью ЭВМ // Физика в школе. -1986. — № 3. С. 59−63.
  125. И. Б., Абдуллаев А. Ш. Введение в информационный мир. -М.: Наука, 1991.-228 с.
  126. И. М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1999. -231 с.
  127. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1970.-432 с.
  128. Общая психология / Сост. Е. И. Рогов. М.: Владос, 1995. — 448 с.
  129. В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  130. О. В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  131. Оптимизация обучения физике и астрономии: Книга для учителя: Из опыта работы / В. Д. Борисов, А. Н. Гаваза, Ю. В. Деменьков и др.- Под ред. Д. И. Пеннера. -М.: Просвещение, 1989. -128 с.
  132. В. А. Тематические тесты по физике, 9 класс. — М.: Вербум-М., 2000.-112 с.
  133. И. М. Дидактические средства, стимулирующие оценочную деятельность учеников // Физика в школе. 2002. — № 6. — С. 32−34.
  134. Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М., 1984. — 398 с.
  135. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / Сост. В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2000. — 64 с.
  136. А. И., Сергеев А. В. Составление учащимися вопросов и задач по физике при работе с учебником // Физика в школе. 1987. — № 3. — С. 47−48.
  137. Е. В. Возможности использования компьютера при обучении физике (методика, обмен опытом) // Физика в школе. — 2000. № 6. — С. 27−34.
  138. В. П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Автореф. диссканд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  139. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  140. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Минск: Нар. асвета, 1987. 223 с.
  141. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
  142. Д. И., Худайбердиев А. Физика. Программ, задания для 6−7 классов. М.: Просвещение, 1973. — 183 с.
  143. С. П. Обоснование требований к оценкам контролирующих кибернетических устройств // Применение технических средств и программированного обучения в средней специальной и высшей школе. — М.: Советское радио, 1965.-С. 140−143.
  144. А. В. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
  145. А. В. Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
  146. А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999. — 256 с.
  147. Н. В. К вопросу об эффективности использования компьютерных обучающих систем: целевые установки // Эффективность информационных технологий в обучении. Москва, 1995. — С. 41−48.
  148. Н. П., Болотин Б. Н., Казулин Н. Т., Соловьев Д. Э. Работать на компьютере научит компьютер? // Информатика и образование. 1993. — № 4. -С. 65−73.
  149. Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е. С. М.: Академия, 2001.-271 с.
  150. В. П. Значение тестов для самостоятельного контроля знаний школьников // Школа и производство. 1993. — № 4. — С. 60−62.
  151. Я. А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  152. А. В. Проверка знаний учащихся по физике: 6−7 кл. Ди-дакт. материал. Пособие для учителя. -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986.-208 с.
  153. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике / Р. Левин, Д. Дранг, Б. Эдел-сон: Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1991. 239 с.
  154. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  155. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7−11 кл.: Кн. для учителя / В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др. М.: Просвещение, 1996. — 190 с.
  156. Программно-методические материалы: Информатика. 7−11 кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. М.: Дрофа, 2001. — 96 с.
  157. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
  158. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, 2-е изд, испр. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 304 с.
  159. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-576 с.
  160. В. Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1989. — 239 с.
  161. Рабочая тетрадь по физике. 7 класс / Мартынова Н. К., Бовин И. Т., Коротаев Е. А. и др. М.: Просвещение, 2002. — 96 с.
  162. Н. В. Компьютер на уроках физики // Физика в школе. -1985.-№ 3.-С. 51−56.
  163. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  164. В. Г., Гуревич А. Е. Задания для контроля знаний учащихся по физике. -М.: Просвещение, 1976. 80 с.
  165. А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.286 с.
  166. Ф. Философия техники: обзор. Мозг и машина: компьютерный подход // Философия техники в ФРГ / Пер. с нем. и. англ. Ц. Г. Арзананяна,
  167. B. Г. Горохова, Ю. Б. Тупталова, А. О. Сейдалиной. М.: Прогресс, 1989.1. C. 36−37.
  168. А. 3. Психодидактика. Учебное пособие. Уфа: Творчество, 1996.-191 с.
  169. В. И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 94 с.
  170. И. В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. -1991.-№ 4.-С. 18−25.
  171. И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дисс. д-ра пед. наук. — М., 1994.-400 с.
  172. Л. В. Дидактические основы подготовки пользователей новых информационных технологий в высшей школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. — 14 с.
  173. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — Т. 2. — 672 с.
  174. Ю. П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  175. Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Московского университета, 1988.-288 с.
  176. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 10 класс / Коноплич Р. В., Орлов В. А., Добродеев Н. А., Татур А. О. -М.: Интеллект-Центр, 2002. 88 с.
  177. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  178. Н. А. Об опыте проведения курса по выбору «Тестовые задания в образовательных технологиях» // Тестовые технологии и педагогические тесты: Тезисы докладов Второй областной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2002. — С. 77−78.
  179. В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. 272 с.
  180. В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  181. Э. Г. Концепция создания компьютеризированного курса как составляющей педагогической системы. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1996.-38 с.
  182. Л. И. Дидактические материалы по физике. 10 кл. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 143 с.
  183. Сластенин. М.: Магистр-Пресс", 2000. — 488 с.
  184. А. В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 14 с.
  185. Словарь иностранных слов. -18-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989. — 624 с.
  186. А. В. Автоматизированный комплекс преподавателя «Физика» // Приложение к журналу «Наука и школа», 1999. № 1. — С. 14−16.
  187. Г. Л. Концепция взаимодействия человека и машины: истоки, развитие, значение // Вопросы философии, 1978. № 4. — С. 1−18.
  188. Специалист с высшим педагогическим образованием: качество подготовки и социальные ориентации / Сост.: Антропова Р. М., Борисова Л. Г.,
  189. А. М., Жандарова Я. В., Петров А. Н., Круглова Н. Р., Кондратьева Е. А., Малащенко Ю. М., Некрасов С. Ф., Образцов С. Д., Скворцова О. В. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. — 102 с.
  190. . Е., Исаков А. С. Системы компьютерного тестирования серии магистр // Тестовые технологии и педагогические тесты: Тезисы докладов Второй областной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2002.- С. 80−81.
  191. М. И. Исследовательский учебный эксперимент по физике с компьютерной поддержкой. Книга для учителя. Бийск: Изд-во БГПУ, 2002. -128 с.
  192. В. С. и др. Философия науки и техники. М., 1995. — 289 с.
  193. С. А. Педагогические предметные технологии: Теория и методика обучения физике. Омск, Изд-во ОмГПУ. — 88 с.
  194. Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998.288 с.
  195. Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Московского университета, 1969. — 132 с.
  196. В. И. Педагогическое тестирование: теория и практика: Учебное пособие к спецкурсу. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2003. — 186 с.
  197. В. И. Теоретико-методические основы диагностики и прогноза процесса обучения будущего учителя физики в педвузе: Дисс. д-ра пед. наук. Челябинск, 1996. — 328 с.
  198. Тесты, которые потрясли мир // Управление школой, 17/1997.
  199. Технология изготовления ваших собственных компьютерных тестов // Поиск Еженедельная газета научного сообщества, 43(649)/2001.
  200. А. В. Информатика и компьютерный интеллект. М.: Педагогика, 1991.- 126 с.
  201. А. Г. Методика реализации обучения информационным технологиям в системе повышения квалификации руководителей и специалистов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Тольятти, 2000. — 17 с.
  202. К., Девис Дж., Опеншоу Д., Берд Дж. Перспективы программированного обучения / Пер. с англ. О. А. Бондина и Н. Т. Кобяковой. М.: Мир, 1966.-245 с.
  203. М. П. О единых требованиях к программам тестирования // Тестовые технологии и педагогические тесты: Тезисы докладов Второй областной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2002. — С. 80−81.
  204. Н. Н., Пушкарев А. Э. Контрольные тесты. Физика 10 кл. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для общеобразовательных учеб. заведений. -Челябинск: Изд-во 41 НУ «Факел», ООО «ЮжУралИнформ», 1997. 64 с.
  205. М. Е. Качественные задачи по физике в 6—7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. — 127 с.
  206. А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. — № 3. — С. 3−14.
  207. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. -192 с.
  208. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. для учителя / Сост. Э. М. Браверман- под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993.-288 с.
  209. А. Д. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки / Кадры партии, 1990. № 2. — С. 71.
  210. А. В. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16−20 августа. Горно-Алтайск, 1999. — 160 с.
  211. А. В. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения: Учебное пособие. Челябинск, 1998. — 43 с.
  212. А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  213. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. / Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Фадеева А. А. -М.: Интеллект-Центр, 2003. 176 с.
  214. К. Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. 558 с.
  215. А. Ю. Формирование исследовательского умения учащихся посредством компьютерных технологий в процессе изучения пропедевтического курса физики: Автореф. дисс. канд.пед.наук. — Челябинск, 2002. — 24 с.
  216. А. Ю., Старченко С. А. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся 5−6 класса посредством компьютерного лабораторного практикума. Методические рекомендации. Челябинск.: Изд-во ЧГПУ, 1996.-24 с.
  217. А. А. Тесты. Физика. 7−11 классы. М.: Олимп, ACT, 1999.208 с.
  218. Физика в школе: Сб. нормат. документов / Сост. Н. А. Ермолаев, В. А. Орлов. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  219. Физика. Тесты. 7−9 классы: Учебно-методическое пособие / Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский, А. И. Нурминский, Н. В. Нурминская. М.: Дрофа, 2001.-160 с.
  220. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  221. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: JT. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Советская энциклопедия, 1983. -840 с.
  222. В. Е. Освоение учителями способов реализации образовательного потенциала новых информационных технологий в процессе повышения квалификации: Автореферат дисс. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 23 с.
  223. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. — 173 с.
  224. В. К. Задачи-вопросы по физике. М.: Просвещение, 1977.64 с.
  225. Н. М. Педагогическое тестирование как фактор успешности учения студентов (на примере технических дисциплин): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 19 с.
  226. Е. К. Житейские тесты по физике // Физика в школе, 2001. -№ 4.-С. 30−32.
  227. С. А. Мультимедиа в образовании. Проблемы разработки и использования // Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. М.: Наука, Физматлист, 1996.-С. 166−176.
  228. А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  229. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.268 с.
  230. М. А. Организационно-педагогические и дидактические условия использования тестовых способов контроля для обеспечения требований государственных образовательных стандартов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1997.-17 с.
  231. М. Е. Использование ЭВМ как средства развития мышления учащихся при обучении физике: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — М., 1995. -17 с.
  232. М. Б., Ковалева Г. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом. М., 1999. — 69 с.
  233. М. Б. Использование физических задач, ориентированных на решение с помощью компьютера // Физика в школе, 1988. № 1. — С. 47−50.
  234. Л. Г. Об использовании компьютерных тестов в процессе преподавания курса «Правовая информатика» // Тестовые технологии и педагогические тесты: Тезисы докладов Второй областной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2002. — С. 91.
  235. А. А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 123 с.
  236. С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  237. Школу проверили на ЕГЭ // Газета Труд. 165/2002.
  238. В. Б. Каким должен быть электронный учебник в формате HTML // Электронный журнал «Исследовано в России». 2000. — № 11.-С. 115−129.
  239. Frank. H. Kibernetische Padagogik. В. 5. Stuttgart. — 1974, S. 403.
  240. Roth Michael. Die Intelligente Maschine / Der Computer als Experte. — 1. Aufl. Leipzig- Jena- Berlin: Urania-Verlag, 1988. — 96 S.
Заполнить форму текущей работой