Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельностный блок отражает педагогическое управление процессом формирования этнической толерантности будущих юристов через взаимодействие субъектов процесса профессиональной подготовкиформы (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, производственная практика, тренинги) и методы обучения в учреждениях среднего профессионального образования: методы организации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 1. Сущность понятия этническая толерантность
    • 1. 2. Специфика формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 3. Модель формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования
    • 2. 1. Уровни сформированности этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования
    • 2. 3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема этнической толерантности является одной из наиболее острых и значимых в современном мире, который отличается многообразием и противоречивостью отношений между людьми. В связи с расширением масштабов межкультурного взаимодействия актуальным становится процесс формирования этнотолерантного сознания будущих специалистов юридического профиля, позволяющий им эффективно реализоваться в профессиональной карьере.

В обращении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева отмечено, что «в стране проживают более 180 народов, говорящих более чем на 230 языках, обладающих уникальными культурными особенностями. Многонациональный народ России должен постоянно учиться принимать друг друга независимо от национальности, вероисповедания, убеждений и обычаевуважать друг друга и беречь межнациональное согласие в стране». Задачи формирования толерантного сознания, веротерпимости и обучения межкультурному диалогу установлены в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», в Государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006;2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011;2015 годы» и др.

Особое значение положения указанных программ имеют для многонациональных регионов России, одним из которых является Краснодарский край, населенный представителями более чем 120 национальностей. Напряженность в межэтнических отношениях в Краснодарском крае обоснована: геополитическим положением (в результате Грузино-Абхазского конфликта край стал местом пребывания для населения конфликтующих сторон) — высоким уровнем миграции (в последнее время в крае появились новые нехарактерные этнические группы с менее знакомой культурой, а именно курды, езиды, цыгане, турки, корейцы и др.) — использованием средствами массовой информации некорректных высказываний в вопросах межэтнических отношений или отдельно взятого этноса и другими факторами. Учитывая указанную специфику, местные власти разработали долгосрочную краевую целевую программу «Гармонизациимежнациональных отношенийи развития = национальных культур в Краснодарском крае» на 2010;2012 годы, направленную на укрепление толерантности в многонациональной, в первую очередь, молодежной среде. Однако должных результатов пока не наблюдается.

Важнейшую роль в вопросах построения межэтнических отношений, основанных на терпимости, сотрудничестве и равноправии, выполняет система образования, поэтому задача преподавателя в условиях многонационального региона заключается во внедрении в процесс профессиональной подготовки педагогических условий эффективного формирования этнической толерантности не только к представителям этнических групп, характерных для данного региона, но и к любым другим независимо от проживания на данной территории.

Сформировать указанное качество, позволяющее будущим юристам свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям поликультурного региона, важно в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования, так как студенческий возраст считается временем становления этнического мировоззрения и наиболее благоприятным для формирования этнической толерантности.

Однако существующая система профессиональной подготовки по программам среднего профессионального образования в должной мере не обеспечивает социальный заказ на личность специалиста юридического профиля, рационально и взвешенно воспринимающего этническое многообразие мира. Как показывает практика профессиональной деятельности юристов со средним специальным образованием, они часто испытывают затруднения при общении с носителями другой культуры, что сказывается на качестве выполняемой ими работы. Несмотря на это, в процессе их обучения не затрагиваются аспекты этнического фактора, такие как, этническая идентичность, этнокультурная компетентность, готовность к межкультурному диалогу, влияющие на формирование этнической* толерантности.

Анализ педагогических исследований темы показал, что в основном рассматриваются сущностная характеристика этнической, толерантности и проблемы её формирования от младшего до старшего школьного возраста, в то же время недостаточное внимание уделяется особенностям формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования.

Разработка данной проблемы позволила выявить противоречия между: потребностью общества в квалифицированных кадрах с высокой степенью толерантного отношения к различным этническим группам в условиях многонационального региона и недостаточной сформированностью У будущих специалистов юридического профиля этнической толерантностиналичием философских и психолого-педагогических исследований о сущности и особенностях толерантности и недостаточностью исследований по формированию этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образованиятребованием современной педагогической практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса формировании этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля и недостаточной разработанностью данного аспекта проблемы в педагогической науке.

Исходя из обозначенных противоречий, проблема нашего исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие процесс эффективного формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования в многонациональном регионе?

Актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость разрешения названных противоречий послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования (на материале Краснодарского края)».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования.

Объектом исследования является процесс формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования в многонациональном регионе.

Предмет исследования — педагогические условия процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования в многонациональном регионе.

Гипотеза исследования — формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования будет более эффективным, если: выявлена специфика формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования;

— определены показатели, позволяющие диагностировать уровень сформированности этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования;

— осуществлено моделирование процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образованиявыявлены и реализованы педагогические условия, способствующие формированию этнической^ толерантности будущих специалистов юридического профиля в многонациональном регионе.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Выявить специфику процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования в многонациональном регионе.

2. Определить показатели и уровни сформированное&tradeэтнической толерантности будущих специалистов юридического профиля.

3. Разработать модель процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования в многонациональном регионе.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования в многонациональном регионе.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

• фундаментальные положения о формировании толерантности в современном обществе (А. Г. Асмолов, В. М. Золотухин, 3. Ф. Мубинова, 3. Г. Нигматов, Л. В. Скворцов, М. Уолцер, Е. В. Швачко и др.);

• современные педагогические и психологические исследования в области выявления факторов этнической толерантности/интолерантности (Б. 3. Вульфов, Е. О. Галицких, В. Н. Галяпина, В. Н. Гуров, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова, В. Ю. Штыкарева и др.) и системы ценностей как сущностной основы воспитания (Р. А. Валеева, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, М. Г. Яновская и др).;

• концептуальные идеи этнопедагогики (Н. С. Александрова, Ш. М. — X. Арсалиев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, М. Г. Тайчинов и др.), идеи педагогики ненасилия (А. Г. Козлова, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров, и др.) и идеи педагогики толерантности (Л. В. Байбородова, Б. С. Гершунский, В. А. Тишков, В. В. Шалин и др.);

• идеи психологических концепций, раскрывающие природу предубежденности (интолерантности) (Т. Адорно, А. Аронсон, Г. Олпорт и др-);

• положения этнопсихологии и этносоциологии о взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности (Дж. Берри, Л. М. Дробижева, Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.);

• идеи воспитания толерантности в системе среднего профессионального образования (Н. Д. Аширбагина, В. П. Комаров, Ж. С. Лондырева, И. И. Стрельцова и др.);

• идеи возрастной психологии в выявлении особенностей формирования толерантности у молодежи (Л. С. Выготский, И. С. Кон, Р. Л. Лившиц, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.).

Для реализации цели, задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы были использованы: теоретические методы: теоретический анализ и синтез философской, педагогической, психологической, социологической, научно-методической литературы, связанной с изучаемой проблематикойанализ учебно-программной и нормативной документации по программам среднего профессионального образованияобобщение, сравнение, абстрагирование, моделированиеэмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, интервьюирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов, статистические методы исследования.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в ФГОУ СПО «Краснодарский архитектурно-строительный техникум», ЧОУ СПО «Кубанский техникум экономики и недвижимости» и на факультете СПО Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (г. Краснодар). В эксперименте участвовало 506 студентов и 23 педагога.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2005—2006 гг.) осуществлялся анализ историко-философской, психологической, педагогической, социологической и методической литературы, происходило теоретическое осмысление проблемы, изучен отечественный и зарубежный опыт формирования этнической толерантности. На основе этого формулировались основные положения концепции и гипотеза исследования, разрабатывались педагогические условия и модель формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования, накапливался практический материал.

На втором этапе (2006;2009 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы осуществлялся формирующий эксперимент по реализации разработанных педагогических условий на созданной модели процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля, выявлялась специфика формирования указанного качества в учреждениях среднего профессионального образования, были определены и обоснованы компоненты, показатели и уровни сформированности этнической толерантности будущих юристов.

На третьем этапе (2009—2010 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данных, устанавливалась эффективность практической реализации педагогических условий формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования, обрабатывались результаты, формулировались выводы и оформлялись материалы диссертационной работы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций на основе всестороннего анализа исследуемой проблемыкомплексным использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и объектуцеленаправленным анализом и обобщением результатов формирующего экспериментаполучением позитивной динамики формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля на основе статистической обработки данных формирующего эксперимента, сочетанием качественного и количественного анализов экспериментальных данных. Результаты исследования подтверждаются практической работой автора в системе среднего профессионального образования в должности преподавателя в течение шести лет.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена специфика процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования, заключающаяся в особенностях: студенческого возраста, будущей профессиональной деятельности, поликультурной среды Краснодарского края;

— разработана модель процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования, которая включает четыре взаимосвязанных блока (целевой, деятельностный, структурный, оценочно-результативный). Комплексная реализация модели обеспечивает формирование у будущих юристов терпимого отношения к представителям других этнических групп;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального и образования в многонациональном регионе: методическое обеспечение процесса формирования этнической толерантности (использование авторского спецкурса «Этническая толерантность», проведение тренингов «Этнокультурная компетентность и этническая толерантность», «Этническая идентичность») — повышение этнопедагогической компетентности педагогов учреждений среднего профессионального образования (проведение научно-методических семинаров) — направленность производственной практики на формирование этнической толерантности (задания практики, участие в работе юридической клиники).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— результаты исследования расширяют возможности использования категории «этническая толерантность» в педагогической науке;

— охарактеризованы компоненты структуры этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный, поведенческий;

— выявлены показатели этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля: знания об истории, культуре, религии, традициях этнических группэмоциональная гибкость, типы этнической идентичностимотивация к взаимодействиютолерантное поведение, отсутствие агрессии;

— представлена содержательная характеристика уровней этнической толерантности (высокого, среднего, низкого) будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования. Предложенные педагогические условия, разработанные автором модель формирования этнической толерантности и спецкурс «Этническая толерантность», диагностический инструментарий по теме исследования могут быть реализованы в процессе профессиональной подготовки будущих юристов в различных многонациональных регионах. Содержащиеся в диссертации материалы найдут применение при разработке спецкурсов, учебно-воспитательных программ, тренинговпри исследовании различных аспектов проблемы формирования этнической толерантности у студентов на разных ступенях системы профессионального образованияпри проведении курсов, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также в практической деятельности преподавателей при организации учебно-воспитательного процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования заключается в особенностях возраста студентов, связанных с решающим периодом развития этнического мировоззрениянаправленности правоохранительной, правозащитной, правотворческой деятельности, осуществляемой в поликультурной среде, на взаимодействие с представителями разных этнических групп.

2. Показатели этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования (знания об истории, культуре, религии, традициях этнических групппозитивное эмоциональное отношение к этническим группам, типы этнической идентичностимотивация к взаимодействиютолерантное поведение, отсутствие агрессии) позволяют диагностировать уровни сформированности указанного качества: высокий, средний, низкий.

3. Модель процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля представляет совокупность взаимосвязанных блоков: целевого (цель) — деятельностного (формы и методы формирования рассматриваемого качества) — структурного (компоненты этнической толерантности) — оценочно-результативного (показатели сформированности и диагностика уровней этнической толерантности).

4. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования, включают: методическое обеспечение процесса формирования этнической толерантности (авторский спецкурс «Этническая толерантность" — тренинги «Этнокультурная компетентность и этническая толерантность», «Этническая идентичность») — повышение этнопедагогической компетентности педагогов (научно-методические семинары) — направленность производственной практики на формирование этнической толерантности (задания практики, участие в работе юридической клиники).

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и Ученого совета Вятского социально-экономического института, а также на заседаниях кафедры общетеоретических правовых дисциплин СКФ ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Основные положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях разного уровня: Международная научно-практическая конференция «Право и правосудие: теория, история, практика» (Краснодар, 2009, 2010) — межрегиональная научная конференция студентов и аспирантов (Киров, 2009, 2010), на семинарах аспирантов (Киров, 2006;2010).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Экспериментальные данные представлены в таблицах и диаграммах.

Выводы по второй главе

1. Во второй главе раскрывается экспериментальное обоснование исследуемой проблемы в ходе проведения констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, приводятся и анализируются результаты опытно-экспериментальной деятельности по реализации педагогических условий на основе модели формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования в условиях многонационального региона.

2. В зависимости от показателей сформированности этнической толерантности будущих юристов выделены и охарактеризованы три уровня проявления: высокий уровень этнической толерантности будущих юристов характеризуется системными знаниями об истории, культуре, религии, традициях различных этнических групп, осознанием равенства всех культурпозитивной этнической идентичностью, эмпатией, общительностьюустойчивым познавательным интересом, положительной мотивацией к взаимодействиюотсутствием агрессии, осознанным выбором форм толерантного поведениясредний уровень этнической толерантности будущих юристов характеризуется фрагментарными знаниями об истории, культуре, религии, традициях различных этнических группнедостаточным осознанием культуры взаимодействияпреимущественно положительными эмоциями, индифферентной этнической идентичностьюслабым познавательным интересом к взаимодействию, не сформированной мотивацией к диалогуситуативным выбором форм толерантного поведениянизкий уровень этнической толерантности будущих юристов характеризуется бессистемными знаниями об истории, культуре, религии, традициях различных этнических группналичием устойчивых отрицательных эмоций, раздражительностью, отсутствием эмпатии, общительности, гипои гиперидентичностьюнеразвитой мотивацией и отсутствием интереса к взаимодействиювыбором преимущественно форм интолерантного поведения, проявлением агрессии.

3. Цель констатирующего эксперимента — определить уровень сформированности этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля-и определение педагогических условий повышения рассматриваемого качества на этапе формирующего эксперимента. С помощьюэкспресс-опросника «Индекс толерантности» был выявлен исходный уровень сформированности этнической толерантности: 13% студентов — высокий уровень, 39% — средний уровень, 48% — низкий уровень.

4. В процессе формирующего этапа эксперимента реализовывались педагогические условия формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля: методическое обеспечение процесса формирования этнической толерантности (использование авторского спецкурса «Этническая толерантность», проведение тренингов «Этнокультурная компетентность и этническая толерантность», «Этническая идентичность») — повышение этнопедагогической компетентности педагогов учреждений среднего профессионального образования (проведение научно-методических семинаров) — направленность производственной практики на формирование этнической толерантности (задания практики, участие в работе юридической клиники).

5. Для выявления произошедших в ходе формирующего эксперимента изменений был проведен сравнительный анализ результатов, полученных при проведении констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент выявил, уровни этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в экспериментальной группе: высокий — 49% студентов, средний — 42%, низкий — 9%.

6. В ходе исследования нами было выдвинуто предположение о наличии прямой положительной связи между формированием позитивной этнической идентичности и этнической толерантностью (позитивная этническая идентичность является показателем высокого уровня развития эмоционального компонента структуры этнической толерантности, формы гипои гиперидентичности — показателем низкого уровня этнической толерантности). Это обусловило применение методики «Типы этнической идентичности», с помощью, которой были также установлены изменения в сторону позитивной этнической идентичности будущих юристов: ее уровень увеличился до 49% и вместе с этноиндифферентностью составил 80%- формы гиперидентичности уменьшились с 44% до 18%, гипоидентичности — с 6% до 2%, при этом этнофанатизм выявлен не был. Другие компоненты этнической толерантности диагностировались с помощью анкетирования, тестирования и бесед со студентами.

7. Проведенный эксперимент подтвердил приемлемость и оптимальность разработанной модели процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля и использования педагогических условий, которые способствуют: повышению уровня знаний о культуре, традициях, религии, истории разных этносов, осознанию равенства культур (когнитивный компонент), выработке положительной позиции в вопросах межнационального взаимодействия (мотивационный компонент), изменению эмоционального отношения к представителям других этнических групп на более позитивное (эмоционально-ценностный компонент), что проявилось при выборе толерантных форм поведения в межэтническом взаимодействии (поведенческий компонент).

В заключение диссертации приведены основные результаты проведенного исследования и сформулированы следующие выводы:

1. В основе этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля лежит полное или частичное принятия культурных и национальных особенностей человека, способность независимо от этнической принадлежности к конструктивному сотрудничеству и диалогу.

Специфика процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования заключается в следующем:

— особенности поликультурной среды (Краснодарский край населяют представители 124 национальностей), предполагают большую предрасположенность к межэтническим контактам в профессиональной и бытовой сферах;

— возрастные изменения студентов среднего профессионального образования (16−21 год) связаны с выработкой жизненной позиции, становлением индивидуальных ценностей и идеалов, формированием представления о своей этнической принадлежности (этническая идентичность) — появляется более осознанное отношение к межэтническому взаимодействию и собственная позиция в нем, конструируется этническое мировоззрение;

— направленность профессиональной деятельность будущих юристов (правоохранительная, правозащитная, правотворческая) предполагает установление новых связей и контактов, организацию обмена информацией, восприятие и понимание другого, и другие формы взаимодействия с людьми. На ход и результативность профессиональной деятельности оказывает положительное влияние этнокультурная и коммуникативная компетентность, умение устанавливать межэтнические контакты.

2. В основе диагностики уровней этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля (высокого, среднего, низкого) находятся разработанные нами показатели рассматриваемого качества:

— знания об истории, культуре, религии, традициях этнических групп;

— позитивное эмоциональное отношение к этническим группам, типы этнической идентичности;

— мотивация к взаимодействию, основанная на познавательном интересе;

— конкретные акты толерантного поведения, заключающиеся в стремлении общаться, отсутствии агрессии в отношении представителей других этнических групп.

3. Формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования осуществлялось в рамках разработанной и теоретически обоснованной модели процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля, предполагающей следующие блоки:

— целевой блок содержит приоритетную цель — формирование этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования;

— деятельностный блок отражает педагогическое управление процессом формирования этнической толерантности будущих юристов через взаимодействие субъектов процесса профессиональной подготовкиформы (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, производственная практика, тренинги) и методы обучения в учреждениях среднего профессионального образования: методы организации интерактивной познавательной и практической деятельности (обсуждения, дискуссии, решение задач на основе анализа конкретных ситуаций) — рефлексивно-оценочные методы (анализ результатов контроля и самоконтроля, оценивание значимости приобретенных знаний и умений), методы создания положительной мотивации (построение системы профессиональных перспектив, эмоциональное стимулирование, создание психологически комфортных условий обучения), методы развития личной образовательной среды обучения (привлечение личного опыта студента, практическая ориентация обучения), деловые игрыструктурный блок раскрывает компонентный состав этнической толерантности (когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный, поведенческий) — оценочно-результативный блок включает показатели этнической толерантности, прогнозирование результатовдиагностику уровней данного качества. Сформированность этнической толерантности понимается нами как цель и результат формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля, заключающуюся в определенном уровне данного качества.

4. В результате анализа психолого-педагогических исследований по проблеме формирования этнической толерантности выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля, включающие в себя: методическое обеспечение процесса формирования этнической толерантности (использование авторского спецкурса «Этническая толерантность" — проведение тренингов «Этнокультурная компетентность и этническая толерантность», «Этническая идентичность») — повышение этнопедагогической компетентности педагогов (проведение научно-методических семинаров) — направленность производственной практики на формирование этнической толерантности (задания практики, участие в работе юридической клиники).

Проведенное нами исследование подтвердило эффективность использования педагогических условий формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в учреждениях среднего профессионального образования, которые способствуют: повышению уровня знаний о культуре, традициях, религии, истории разных этносов, осознанию равенства культур (когнитивный компонент), выработки положительной позиции в вопросах межнационального взаимодействия (мотивационный компонент), к изменению эмоционального отношения к представителям других этнических групп на более позитивное (эмоционально-ценностный компонент), что проявилось при выборе толерантных форм поведения в межэтническом взаимодействии (поведенческий компонент).

Констатирующий эксперимент выявил исходный уровень сформированности этнической толерантности будущих специалистов: 13% -высокий уровень, 39% - средний уровень, 48% - низкий уровень. Контрольный эксперимент в экспериментальной группе показал, что высокий уровень этнической толерантности наблюдается у 49% студентов, средний уровень — у 42%, низкий уровень — у 9%, в контрольной группе изменения выявлены незначительные.

Проведенный анализ результатов диагностической и опытно-экспериментальной работы дает основание полагать, что цель работы достигнута, выдвинутые положения доказаны и гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Перспективу дальнейших исследований мы видим в изучении процесса формирования этнической толерантности будущих специалистов юридического профиля в системе непрерывного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании Текст. / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 78−82.
  2. , Р. Г. О федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе Текст. / Р. Г. Абдулатипов // Этнопонорама. 2001. -№ 3. — С. 12−16.
  3. , В. А. Этическая конфликтология Текст. /
  4. B. А. Авксентьев. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. — С. 49−52.
  5. , В. С. Психология межгрупповых отношений Текст. / В. С. Агеев.-М., 1983.
  6. , В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы Текст. / В. С. Агеев. М.: МГУ, 1990.
  7. , Г. Как измерить личность Текст. / Г. Айзенк, Г. Вильсон. — М., 2000.
  8. Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога Текст.: учеб. пособие / под ред. JI. Н. Бережновой. СПб., 2004.
  9. , Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Текст. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. —1996. № 1.1. C. 131−143.
  10. , А. Я. Конфликтология: учебник для вузов Текст. / А. Я. Анцупов. -М.: ЮНИТИ, 1999. 551с.
  11. , О. В. Поликультурное образование и этнопсихология Текст. / О. В. Аракелян, А. Н. Бабилаев. М., 2002.
  12. , Ш. М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы Текст. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Магистр, 1996.-131 с.
  13. , ПІ. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев Текст.: М-во общ. и проф. образования РФ. Моск. пед. гос. ун-т. / Ш.М.-Х. Арсалиев. -М., 1998. -286 с.
  14. , Ш. М.-Х. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / Ш. М.-Х. Арсалиев. М., 1999. — 317 с.
  15. , С. А. Фантом безэтничности Текст. / С. А. Арутюнов // Расы и народы. М. — 1989. — Вып. 19. — С. 22−24.
  16. , Ю. В. Этносоциология: учебное пособие для вузов Текст. / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоклов. М.: Аспект Пресс, 1998.
  17. , А. Г. О смыслах понятия толерантность Текст. / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — М., 2001. — С. 8—18.
  18. , А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа Текст. / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. — М., 1998.
  19. , А. Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача Текст. / А. Г. Асмолов // Этнодиалоги. -2003. № 2 (20).
  20. , А. Г. На пути к толерантному сознанию Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255 с.
  21. , Н. Л. Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Аширбагина. -Омск, 2005.-232 с.
  22. , А. С. Этническая психология. Текст. / А. С. Баронин, -Киев: Тандем, 2000.
  23. , И. В. Поликультурное образование: Учеб. пособ. Текст. / И. В. Балицкая. Южно-Сахалинск: Изд-ва Сах ГУ, 2003.
  24. , Е. П. Этническая социализация подростка Текст. / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 208 с.
  25. , М. Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения Текст. / М. Б. Беджанов. Майкоп, 1997.
  26. , Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Л. Н. Бережнова. — М.: Издательский цент «Академия», 2007. 240 с.
  27. , Л. Н. Полиэтническая образовательная среда Текст. / Л. Н. Бережнова. СПб., 2003.
  28. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский М., 1979. — Т. 1.
  29. Большой энциклопедический словарь Текст. М.: Научн. изд. «Большая российская энциклопедия», 1998.
  30. , С. К. Толерантность. Введение в проблему Текст. / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М., 2003.
  31. , Ю. В. Очерки теории этноса Текст. / Ю. В. Бромлей. 3-е изд., испр. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 440 с.
  32. , Р. А. Воспитание в педагогических системах ХІХ-ХХ вв Текст.: Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И. А. Зимней. — М.: Агентство «Изд. сервис», 2004. -С. 61−69.
  33. , Г. С. Народная педагогика Текст. / Г. С. Виноградов. — Иркутск, 1926.
  34. , Г. Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2000. — 175с.
  35. , О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся Текст. / О. Я. Воробьева. — М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  36. , Л. С. Проблемы общей психологии. Текст.: Собр. соч., в 6 т., Т.2. / Л. С. Выготский. М., 1982−1984. — 504 с.
  37. , Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст.: Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. — М.: Академический-проект, 2004. — 240 с.
  38. , В. Н. Этнопсихологические аспекты педагогической деятельности Текст. / В. Н. Галяпина. Ставрополь: ООО «Литера», 2006.
  39. , Э. Нации и национализм Текст.: Пер. с англ. / Э. Геллнер. -М., 1981.
  40. , Б. С. Философия образования для XXI века: Текст.: учеб. пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  41. , П. И. Идентичность: Философский и психологический анализ Текст. / П. И. Гнатенко, В. Н. Павленко. — Киев, 1990.
  42. , Р. М. Элементы практической психологии Текст. / Р. М. Грановская. СПб.: Свет, 1997. — 608 с.
  43. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
  44. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.
  45. , П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности Текст.: Учеб. пособие / П. К. Гречко. М.: Изд-во РУДН, 2006. — 415 с.
  46. , Н. В. Психология конфликта Текст. / Н. В. Гришина. -СПб.: Питер, 2000.
  47. , Т. Г. Основы межкультурной коммуникации Текст.: Учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин- под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  48. , М. А. ЭтноконфликтологияТекст. / М. А. Гулиев, И. Д. Коротец, И. П. Чернобровкин. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 224 с.
  49. , В. Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде Текст.: Учебное пособие / В. Н. Гуров, В. Н. Галяпина, Т. В. Поштарева и др. М., 2004. — 240 с.
  50. , Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. Текст. / Л. Н. Гумилев. -М.: Экопрос, 1993.
  51. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. / В. И. Даль. СПб.: ТОО «Диамант», 1996. — Т.4.. — 688 с.
  52. Декларация принципов толерантности. Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995.
  53. , А. А. Этнопсихология. Ч. 2. Принципы и методы построения этнопсихологического исследования Текст. / А. А. Деркач, В. Г. Крысъко, Э. Л. Саракуев. М., 1992.
  54. , А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом Текст.: учебное пособие / А. Н. Джуринский. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 224 с.
  55. , А. Н. Пол и культурное образование в современном мире Текст. / А. Н. Джуринский. — М., 2002.
  56. , Г. Д. Многокультурное образование Текст. / Г. Д. Дмитриев. -М.: «Народное образование», 1999.
  57. , Л. М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов Текст. / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. М.: Мысль, 1996.
  58. , М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года Текст. / М. Забылин. — М., 1992.
  59. , Э. Толерантные пространства и мозг // На пути к теоретической биологии Текст. / Э. Зиман, О. Бьюнеман. — М., 1970.
  60. , А. В. Почему терпимость и какая терпимость? Текст. / А. В. Зимбули // Вестник СПбГУ. 1996. — № 3. — С. 23−27.
  61. , В. В Понимание правды и лжи в русской историко-культурной традиции Текст. / В. В. Знаков // Этническая психология и общество / под ред. Н. М. Лебедевой. М., 1997.
  62. , В. М. Толерантность как проблема философской антропологии Текст.: автореф. дис.. д-ра философ, наук /В. М. Золотухин.1. Екатеринбург, 2006. 44 с.
  63. , Ю.П. Тренинг этнической толерантности для старшеклассников. Методические рекомендации для классных руководителей Текст. / Ю. П. Ивкова. Петрозаводск: Изд-во КНЦ АН, 2006.
  64. , Ю.П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. П. Ивкова. — Петрозаводск, 2006.
  65. Идентичность и толерантность Текст.: Сб. статей / отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002.
  66. , Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема Текст. / Ю. А. Ищенко // Философская и социологическая мысль.- 1990. -№ 4. -С. 48−60.
  67. , А. С. Толерантность Текст. / А. С. Капто // Энциклопедия мира. М., 2002. — С. 47—473.
  68. , В. А. Воспитание гражданина Текст. / В. А. Караковский. М.: Московский рабочий, 1987.
  69. , К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова. М., 1994.
  70. , В. Б. Этнонимы и территория национальной души Текст. / В. Б. Кашкин, С. Пёйхёнен // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: ВГТУ, 2000. — Вып. 1. — С. 70.
  71. , Е. Ю. Психология и педагогика толерантности Текст. / Е. Ю. Клепцова. М.: Академический Проект, 2004.
  72. , Н. JI. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Текст.: дис. .канд. пед. наук / Н. Л. Кобесашвили. Владикавказ, 2009. — 168 с.
  73. , А. Г. Теоретические основы педагогики ненасилия Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / А. Г. Козлова. СПб., 1997. — 372 с.
  74. , А. Г. За педагогикой ненасилия — будущее Текст. / А. Г. Козлова. СПб., 1996.
  75. Кон, И. С. К проблеме национального характера Текст. / И. С. Кон // История и психология / под ред. Б. Ф. Поршнева, JI. И. Анцыферовой. М: Наука, 1971.
  76. Кон, И. С. Социологическая психология Текст. / И. С. Кон. М., 1999.
  77. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст.: кн. для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  78. Конституция Российской Федерации, принята всенародными голосованием 12 декабря 1993 года. -М., 2010.
  79. Концепция и основные направления программы развития культуры мира в России в рамках проекта ЮНЕСКО «На пути к культуре мира» // Власть. 2000.-№ 6.- С. 35−50.
  80. , А. Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы Текст. / А. Ю. Коркмазов // Сборник научных трудов // Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2004.-Вып. 1 (11).
  81. , В. В. Психология межкультурных различий Текст. / В. В. Кочетков. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  82. , Л. П. Толковый словарь иноязычных слов Текст. / Л. П. Крысин.-М., 1998.
  83. , В. Г. Этническая психология Текст. / В. Г. Крысько. — М.: Академия, 2004.
  84. , В. Г. Этнопсихологический словарь Текст. / под ред. В. Г. Крысько. М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 1999.
  85. , В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения Текст.: Курс лекций / В. Г. Крысько. — М.: Издательство «Экзамен», 2002.
  86. , В. С. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  87. , Ю. А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. А. Кумырина. Ярославль, 2005. — 171 с.
  88. , А. С. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. С. Купавская. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. 26 с.
  89. , Н. М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. Текст. / Н. М. Лебедева // Психол. журн. — 1996. — № 4.-Т. 17-С. 32−42.
  90. , Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию Текст.: Учебное пособие / Н. М. Лебедева. М., «Ключ-С», 1999.-224 с.
  91. , Н. М. К вопросу о методологии отечественной психологии Текст. / Н. М. Лебедева // Этническая психология и общество / под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997.
  92. , Н. М. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. Текст. / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартынова. М., 2003.
  93. , Н. М. Социально-психологическое исследование этнической толерантности в Карачаево-Черкесии Текст. / Н. М. Лебедева, Ф. М. Малхазова // Идентичность и толерантность / под ред. Н. М. Лебедевой. М., 2002.
  94. , В. П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания Текст. / В. П. Левкович, Н. Г. Панкова // Социальная психология и общественная практика / под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. -М.: Наука, 1985.
  95. , А. А. Педагогическое общения. Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Знание, 1979.
  96. , А. А. Психология общения. Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997.
  97. , И. А. Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. А. Липатова. Волгоград, 2006. — 232 с.
  98. Т. Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI веке Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eduhmao.rU/info/l/3692/23 130/
  99. , Ж. С. Проблемы юношеской агрессивности и их решение Текст. / Ж. С. Лондырева // Специалист, 2003. № 8. — С. 27—28.
  100. , О. В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс Текст. / О. В. Лунева. М.: Академия, 2002.
  101. , С. В. Историческая этнология Текст. / С. В. Лурье. — М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.
  102. ЮЗ.Майерс, Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1997.
  103. , М. А. Основы этнопедагогики и педагогики межнационального общения Текст.: Краткий курс. Учеб. пособ. / М. А. Мазалова. — Балашов: Изд-во Николаев, 2002.
  104. , В. В. Поликультурное образование — актуальная проблема современной жизни Текст. / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. 1999. — № 4. — С.6.
  105. , В. Г. Педагогика ненасилия Текст. / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров // Магистр, Апрель, 1992. С.50−55.
  106. , В. И. Непрерывное образование: подходы к сущности Текст. / В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская, В. М. Корнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М., 1993. — С.102−117.
  107. , М. Толерантность как объект социологического исследования Текст. / М. Мацковский // Век толерантности. 2001. — № 3−4.
  108. , Д. Психология и культура Текст. / Д. Мацумото. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  109. ПО.Машарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение Текст.: учеб. пособие / Т. В. Машарова. М.: Изд-во Педагогика — ПРЕСС, 1999. — 144с.
  110. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия Текст. / под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А. Тишкова, Н. М. Лебедевой. М.: Изд-во РУДН, 2003.
  111. , И. Башня терпимости Текст. / И. Медведева // Народное образование. 2003. № 6. — С.248−256.
  112. Мид, М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Наук, 1988.
  113. , Ш. А. Народная педагогика Дагестана Текст. / Ш. А.
  114. Мирзоев. Махачкала, 1986. #
  115. , Л. Толерантность как проблема воспитания Текст. / Л. Мириманова // Развитие личности. 2002. — № 2. — С. 104−116.
  116. , Л. М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. М., 2004. — 215 с.
  117. , Н. Л. Педагогика среднего профессионального образования Текст. / Н. Л. Морева. -М.: Кафедра-М, 1999.- 298 с.
  118. Мы обреченены на толерантность Текст. // Семья и школа. 2001. — № 11−12.-С. 32−49.
  119. Муниципальная целевая программа «Краснодар — город межнационального сотрудничества» на 2005−2008 годы.
  120. Нигматов, 3. Г. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе: Воспитание в педагогическом вузе Текст. / 3. Г. Нигматов // Журнал Высшее образование в России. — 2004. № 9. -С.61−64.
  121. Нигматов, 3. Н. Плюралистический подход к этнопедагогическим исследованиям Текст. / 3. Н. Нигматов // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8. — С. 22−23.
  122. , Н. Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4.
  123. , Н. И. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст. / Н. И. Никитина. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  124. , Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов-будущих юристов (на примере университетского образования в России и Германии) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. А. Николаева. — Кемерово, 2007.
  125. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО.* — Париж, 1997.
  126. , Ю. В. Единство разных. Методико-библиографические материалы по формированию установок толерантного сознания в молодежной среде Текст. /Ю. В. Овчинникова // Школьная библиотека. -2004. № 2. — С. 25−30.
  127. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М., 1986.-608 с.
  128. , Г. Природа предубеждения Текст. / Г. Олпорт // Век толерантности. М., 2003. — С. 40.
  129. , М. Е. Формирование этнической толерантности лингвиста-переводчика в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Е. Орехов. — Калининград, 2004. — 181 с.
  130. , Л. И. Воспитание этнической толерантности у старшеклассников в региональной социокультурной среде. Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. И. Паина. Оренбург, 2004. — 226 с.
  131. , Г. В. Проблемы современной этнической педагогики Текст.: учеб. пособие / Г. В. Палаткина, В. А. Пятин. Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 2000.
  132. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст.: В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  133. , В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе Текст. / В. Н. Павленко, Н. Н. Корж // Психол. журн. 1998. — № 1. — Т. 19. — С. 83−95.
  134. Педагогика межнационального общения. Учебник для студентов вузов Текст.: под ред. В. И. Матиса. Барнаул.: Изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 2003.
  135. , В. А. Толерантность универсальный этический принцип Текст. / В. А. Петрицкий // Известия СП лесотехнической академии. -СПб., 1993.-С. 139−151.
  136. , Т. Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика Текст. / Т. Н. Петрова. -М.: Прометей, 2000. 201 с.
  137. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Пиаже Ж. — М., 1994.
  138. , Ю. П. Этническая психология Текст. / Ю. П. Платонов. — СПб.: «Речь», 2001. 320 с.
  139. , Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности Текст. / Л. Г. Почебут. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. — 281 с.
  140. , Т. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности и толерантности детей Текст.: Монография / Т. В. Поштарева. — Ставрополь: Литера, 2005. 117 с.
  141. , Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Текст.: Монография / Т. В. Поштарева. Ставрополь: Литера, 2006.
  142. , Т. В. Формирование этнокультурной компетентности. Текст. / Т. В. Поштарева. Педагогика. — 2005. — № 3. — С. 35−42.
  143. , Т. В. Этнокультурная компетентность: сущность, содержание и виды Текст. / Т. В. Поштарева // Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005.
  144. , Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Текст. дис.. д-ра. пед. наук / Т. В. Поштарева. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2009.
  145. Постановление ЗС Краснодарского края «Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2007 год» от 28.02.2007 № 2908-П.
  146. Психогимнастика в тренинге Текст. / под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: «Речь», 2000. 256 с.
  147. Психодиагностика толерантности личности Текст. / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008. — 172 с.
  148. Психологические теории и концепции личности. Словарь-справочник Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/ Ьоокз/р8кео1/тс1ех.111-т.
  149. Психологические словарь. Энциклопедия подходов / сост. К. Джеффри, В. Зейг, М. Мьюнион Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psi.webzone.ru.
  150. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия Текст. / сост. Ю. В. Черняевская. Минск: Харвел, 1998.
  151. Психолого-педагогический практикум Текст.: учебное пособие / автор-сост. А. К. Быков. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.
  152. , Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Пугачева. — Нижний Новгород, 2008. 251 с.
  153. , Д. К. Равенство и толерантность библиотечного обслуживания полиэтнического населения Текст. / Д. К. Равинский // Библиотечное дело. 2004. — № 6. — С. 10−12.
  154. , Б. Э. Толерантность дорога к миру Текст. / Б. Э. Риэрдон. — М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
  155. , К. Клиентоцентрированная терапия Текст. / К. Роджерс. — М., 2002. 90 с.
  156. Российская педагогическая энциклопедия. Электронный ресурс. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php.
  157. , JI. И. Библиотека психологии и педагогики толерантности Текст. / JI. И. Рюмина. Вопросы психологии. — 2002. — № 2. — С. 130−131.
  158. , А. П. Этнология Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 320 с.
  159. , А. П. Этнология Текст.: учебник / А. П. Садохин. — М., 2002. -252 с.
  160. , Г. Н. Деятельностный подход при обучении Текст. / Г. Н. Самохин // Специалист. 1997. — № 11.- С. 19−21
  161. Северный Кавказ. Образование: история и современность. Коллективная монография. Пятигорский государственный лингвистический университет. Пятигорск, 2001.
  162. , В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе Текст. / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. — М., 2000.
  163. , В. А. Педагогика. Учебное пособие Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М., 1998.
  164. Словарь педагогических терминов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru:8101/partners/zro/spr/slovl .htm.
  165. Словарь по этике Текст. / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. -М., 1989.-С. 308.
  166. Словарь практического психолога Текст. / С. Ю. Головин. Минск, 1997.-С. 70.
  167. , Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа Текст. /Я. С. Смирнова. -М.: Наука, 1983. -264 с.
  168. , В. М. Толерантность: состояние и тенденции Текст. / В. М. Соколов // СоцИс. 2003. — № 8. — С. 54−63.
  169. , Г. У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1998.
  170. , Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков Текст. / Г. У. Солдатова, JI. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. -М.: Генезис, 2001.
  171. , Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов Текст. / Г. У. Солдатова. — М.: Мысль, 1996.
  172. , Г. У. Психологическое исследование этнической идентичности Текст. / Г. У. Солдатова. -М., 1997.
  173. , JI. Т. Традиции толерантности в культуре народов Кавказа Текст. / JI. Т. Соловьева // Толерантность и культурная традиция: Сб. статей / под ред. М. Ю. Мартыновой. М.: Изд-во РУДН, 2002.
  174. П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л. И. Новиковой. — М.: АПК и ПРО, 2003.
  175. , Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности, Этническая ^ психология и общество Текст. / Т. Г. Стефаненко. -М.: Старый Сад, 1997. С. 97−104.
  176. , Т. Г. Этнопсихология Текст.: учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 368 с.
  177. , Т. Г. Этнопсихология Текст.: Практикум / Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс, 2006.
  178. , Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов Текст./ Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов // Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — С. З— 27.
  179. , Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения Текст. / Т. Г. Стефаненко. // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М.: Изд-во Моск. унта, 1987.-С. 242−250.
  180. , Т. Г. Методы этнопсихологического исследования Текст. / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993. С. 55−78.
  181. , И. И. Формирование воспитывающей среды Текст. / И. И. Стрельцова // Специалист. 2001. — № 3. — С. 14−15.
  182. , М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе Текст. / М. Г. Тайчинов // Педагогика. 1999. № 2. — С. 30−35.
  183. , Л. Н. Национальное самосознание и факторы этнической идентификации Текст. / Л. Н. Татаринова // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов, 1998.- Ч.2.- С. 42−45.
  184. , В. Образование и культура толерантности Текст. / В. Талов // Высшее образование в России. — 2001. № 3. — С. 150−152.
  185. Тема: терпеть ненавижу: о толерантности Текст. / ведущий рубрики А. Букин // Семья. 2001. — № 18. — С. 6.
  186. Технология этнокультурного воспитания Текст. / Н. А. Бондарева // «Школа». -2001.-№ 5.-С. 38−41.
  187. , В. А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) Текст. / В. А. Тишков // Вопросы философии. 1998. — № 9.
  188. , В. А. Что есть Россия? (перспективы нацие-строительства) Текст. / В. А. Тишков // Вопросы философии. 1995. — № 2.
  189. Толерантность Текст. // Безопасность Евразии. Энциклопедический словарь-ежегодник. М., 2003. — С. 361.
  190. Толерантность и культурная традиция Текст.: Сб. статей / под ред. М. Ю. Мартыновой. М.: Изд-во РУНД, 2002.
  191. Толерантность в межкультурном диалоге. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук Текст. / отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М., 2005.
  192. , Л. А. К истокам толерантности: о сравнительно-типологическом единообразии некоторых праздников и обрядов Текст. / Л. А. Тульцева // Толерантность и культурная традиция: Сб. статей / под ред. М. Ю. Мартыновой. М.: Изд-во РУДН, 2002.
  193. , С. В. Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Тысячная. — Ставрополь: Ставропольский гос. университет, 2004. — 26 с.
  194. , М. О терпимости Текст.: Перевод с анг. яз. И. Мюрнберг / М. Уолцер. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
  195. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629.
  196. Федеральный Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266−1-ФЗ (ред. 27. 10. 2008 г. № 180-ФЗ).
  197. , Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психол. -1985.-№ 6.-С. 26−38.
  198. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде Текст.: учебное пособие / В. Н. Гуров, Б. 3. Вульфов, В. Н. Галяпина, Т. В. Поштарева и др. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  199. , К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения Текст.: пер. с нем. / К. Фопель. — М.: Генезис, 2003.
  200. , К. Как научить детей сотрудничать? Текст. / К. Фопель. — М., 1998
  201. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1989.
  202. , Ф. Ф. Национальная культура в воспитательном процессе Текст. / Ф. Ф. Харисов // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 18.
  203. , В. Ю. Этническое самосознание Текст. / В. Ю. Хотинец. — СПб.: Алетея, 2000.
  204. , В. В. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации Текст. / В. В. Шалин, А. П. Альбов. — 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. — 266 с.
  205. , Е. В. Толерантность как социальная ценность Текст. / Е. В. Швачко // Прикладная психология. — 2000. — № 5. — С. 17—28.
  206. , П. Перспективы теоретического развития этнической психологии Текст. / П. Шихирев // Этническая психология и общество/ под ред. Н. М. Лебедевой. — М.: Старый сад, 1997.
  207. , Г. Г. Введение в этническую психологию. Текст. / Г. Г. Шпет. — СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.», Изд-во «Алетея», 1996.
  208. , Ю. А. Равенство, сходство, порядок Текст. / Ю. А. Шрейдер. -М., 1971.
  209. Энциклопедия психологии. Текст. / под общ. ред. Н. Л. Реймана. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  210. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Изд. группа «Прогресс», 1996.
  211. Этническая психология и общество Текст. / под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997.
  212. Этнос. Идентичность. Образование Текст. / под ред. В. С. Собкина. М.: Академия, 1998.
  213. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе Текст.: словарь / под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.: Речь, 2007. — 331 с.
  214. Этническое самосознание (принципы исследования) Текст. / отв. ред. В. В. Володин. — Саратов: Изд- во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996.
  215. Этническая толерантность в поликультурных регионах России Текст. / под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. М.: Изд-во РУДН, 2002.
  216. Этнология Текст. / под ред. Г. Е Маркова, В. В Пименова. — М.: Наука, 1994.
  217. , М. Г. Этические игры Текст. / М. Г. Яновская // Классный руководитель. 1999. — № 6. — С. 73−86.
  218. Banks J. Multiethnic Education: Practice and Promises // Phi Delta Kappa. 1977.-P. 3
  219. Bennet J. Modes of Cross-Cultural Training: Conceptualizing Cross-Cultural Training as Education // International Journal of Intercultural Relations. 1986
  220. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, 1985.
  221. Lipshutz R. D. Seeking a State of One’s Own: an Analytical Framework for Assessing Ethnic and Sectarian Conflicts // The Myth of Ethnic Conflict / Ed. by B. Crawford and R. Lipschutz. Beverly, Cab, 1 1998. P. 44.
  222. Nicholson P. Toleration as a Moral Ideal // Aspects of Toleration. -Methuen: J. Horton, S. Mendus (eds.). 1985. P. 162.
  223. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986.
  224. Smith A. D. State and Nation in the Third World. Brighton, 1983.
  225. Tajfel H. Social identity & intergroup relations. Cambridge, Paris. 1982.
  226. The Oxford Russian Dictionary.- Oxford, 1997. P. 1260.
  227. The International Spread of Ethnic Conflict / Ed. by D. A. Lake, D. RothcMd. Princeton, NJ, USA, 1998. 392 p.
  228. Toleration: An Elusive Virtue/ Ed. by D.Heyd. New Jersey: Princeton Univ. Press, 1996.-P. 11.
  229. Triandis H., Leung K., Villareal M., Clack F. Allocentric versus ideocentric tendencies// Journal of Research in Personality. N19,1985. P.395−415.
  230. Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon. New York, 1987.
Заполнить форму текущей работой