Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование умений критического мышления студентов как реализация развивающего потенциала учебного предмета «иностранный язык»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важность обращения к вопросам оптимального использования развивающих возможностей иностранного языка на этапе высшего профессионального образования актуализируется тем фактом, что 1 формирование глобального информационного пространства и резкое повышение объёма информации, в, т.ч. и на иностранном языке, предполагает не только достаточный уровень коммуникативной компетенции специалиста… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования умений критического мышления студентов высшей школы в контексте развивающего обучения
    • 1. 1. Концепция развивающего' обучения в системе высшего образования
    • 1. 2. Развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета в высшей школе
    • 1. 3. Критическое мышление как компонент развивающего обучения и категория междисциплинарного знания
    • 1. 4. Система интеллектуальных умений критического мышления
  • Выводы
  • Глава 2. Методика формирования умений критического мышления студентов на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности
    • 2. 1. Анализ курсов по развитию критического мышления: опыт западной дидактической школы
    • 2. 2. Теоретико-практические основы методики формирования умений критического мышления на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности
    • 2. 3. " Опытно-экспериментальная проверка методики формирования умений критического мышления
    • 2. 4. Интерпретация результатов опытно-экспериментального обучения
  • Выводы

Формирование умений критического мышления студентов как реализация развивающего потенциала учебного предмета «иностранный язык» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена модернизационными процессами, протекающими в системе высшего образования, которые намечают принципиально новые подходы к реализации развивающего потенциала учебных дисциплин, а следовательно, и к развитию познавательных способностей и интеллектуальных умений студенческой молодежи. Одним из таких направлений, как свидетельствует опыт отечественных и западных методологов и педагогов, является развитие критического мышления студентов. Большие возможности в данном направлении открывает учебный предмет «иностранный язык» (ИЯ), обладающий мощным общеобразовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

Проблема развития критического мышления (КМ) студентов уже на протяжении нескольких десятилетий исследуется американскими и европейскими учёными. Наиболее глубоко методическую сторону данной проблемы исследовали R. Ennis, R. Paul, Е. Glaser, P. Facione, S. Nords, M. Lipman, D. Halpern, J. McPeck, H. Siegel, L. Elder и др. Исследованы отдельные аспекты развития критического мышления в процессе обучения различным дисциплинам в системе высшего и школьного образования и в нашей стране (Е.И. Федотовская, Е. А. Столбникова, Н. В. Чичерина, Д. М. Шакирова, Г. В. Сорина, И.А. Мороченкова), а также вопросы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (И.О. Загашев, С. И, Заир-Бек, И. В. Муштавинская и др.).

Проведён ряд исследований по проблемам психического и интеллектуального развития студенчества как особой социально-психологической категории (Б.Г. Ананьев, JI.C. Грановская, Е. И. Степанова, В. Т. Лисовский, В. А. Якунин, И. А. Зимняя, И. С. Кон и др.).

Особое • • значение для изучения проблематики проводимого исследования имеет работа Р. П. Мильруда, в которой исследуется проблема развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмета, рассматриваются вопросы интеллектуального развития учащихся средствами ИЯ, разрабатываются принципы развивающего обучения.

Важность обращения к вопросам оптимального использования развивающих возможностей иностранного языка на этапе высшего профессионального образования актуализируется тем фактом, что 1 формирование глобального информационного пространства и резкое повышение объёма информации, в, т.ч. и на иностранном языке, предполагает не только достаточный уровень коммуникативной компетенции специалиста, но и способность критического осмысления достоверности получаемой информации, ее релевантности решаемым задачам, наличие умений эффективно работать с этой информацией (получать, сохранять, интерпретировать и использовать), распознавать проблемы и находить быстрые, но взвешенные пути их решения. Очевидно, что данные умения и способности не возникнут сами по себе только в ходе изучения иностранного языка в классическом понимании данного процесса, они требуют целенаправленной подготовки на специально организованных занятиях. Однако, анализ научно-педагогической и методической литературы, а также опыт практической работы свидетельствуют о том, что проблема использования дидактических возможностей иностранного языка в высшей школе в целях формирования умений критического мышления студентов ещё не получила достаточно — глубокого освещения и реального воплощения в практике преподавания иностранных языков на специальных факультетах.

Сказанное позволяет говорить о наличии противоречий между:

— направленностью современных образовательных реформ на усиление развивающей и воспитательной функций образования в высшей школе и реальным уровнем реализации развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмета;

— социальным заказом на подготовку специалистов, владеющих умениями критического мышления, способных к качественно новому уровню рефлексии собственной интеллектуальной деятельности и отсутствием научно-обоснованных подходов к развитию указанных умений;

— необходимостью строить процесс формирования умений критического мышления в рамках специально организованной учебной деятельности и отсутствием соответствующих методик, программ и учебно-методических комплексов.

Осмысление вышеперечисленных факторов и выявленные противоречия привели нас к выводу о том, что в теории и практике профессионального лингвистического образования существует ряд проблем, нуждающихся в рассмотрении и решении. Наиболее существенными проблемами, с нашей точки зрения, являются следующие:

— развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета на уровне профессионального лингвистического образования не реализуется в полной мере;

— умения критического мышления не обрели статуса цели обучения в реальной образовательной практике специалистов лингвистического образования и не нашли своего полного отражения в содержании и методиках обучения иностранному языку в высшей школе;

— не определен перечень умений критического мышления, формирование которых позволяет в полной мере реализовать развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета;

— организация учебного процесса из-за отсутствия адекватных методик обучения, • направленных на формирование умений критического мышления, не обеспечивает понимания студентами важности рефлексии своей мыслительной деятельности и осознанного отношения к ней.

Существующие противоречия и обозначенные нами проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование умений критического мышления студентов как реализация развивающего потенциала учебного предмета «иностранный язык».

Объект исследования: процесс: обучения иностранному языку на специальном факультете классического университета в аспекте его направленности на реализацию развивающего потенциала.

Предмет исследования: методика формирования умений критического, мышления студентов в процессе специально организованной учебной деятельности как реализация развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмёта.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать методику формирования умений критического мышления студентов специального факультета в рамках курса по выбору «Развитие критического мышления на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности».

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование умений критического мышления студентов будет осуществляться успешно если:

— критическое мышление будет рассматриваться в качестве одной из целей обучения и важного компонента развивающего обучения, целенаправленно формируемого в процессе специально организованной учебной деятельности;

— будет разработана система интеллектуальных умений критического мышления как основа построения, учебного процесса, направленного на реализацию развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмета- • ;

— формирование умений критического' мышления будет осуществляться на основе — взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности в рамках специально организованной учебной дисциплины;

— будет отобрано содержание обучения и разработана система упражнений по формированию и развитию умений критического мышления.

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить теоретико-методологические основы формирования умений-, критического мышления студентов высшей школы в контексте развивающего обучения. ¦ ,.

2. Определить. особенности развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмета: в высшей школе, и раскрыть его дидактические возможностидля формированияумений* критического мышления студентов.

3. Раскрыть понятийную сущность критического' мышления? на основе5 анализа отечественных и зарубежных психолого-педагогических и философских исследований и «разработать систему составляющих его интеллектуальных, умений как целевую и содержательную? основу построения процесса обучения., ,.

4. Выявить наиболее эффективные методы и приемы развития? критического мышления наоснове анализа западных иотечественных методических подходов: с целью их интеграции в авторскую методику формирования умений критического мышления.

5. Разработать, описать и апробировать методику формирования- ' умений: критического мышления студентов на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. •.

Методологической! основой исследования выступили концептуальные положения теории о связи языка и мышления (В. фонГумбольдт, Ф. де Соссюр, A.A. Потебня, JI.C. Выготский), идеи личностно-деятелыюстного подхода к обучению ИЯ (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин^ И. А. Зимняя, А-Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), а также общие положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л .В. Занков, П. Я. Гальперин, E.H. Кабанова-Меллер, 3: И. Калмыкова, H.A. Менчинская, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин). .

Теоретическую основу исследования составили:

• исследования критического мышления как категории междисциплинарного знания (R. Ennis, R. Paul, Е. Glaser, J. Chaffee, A. Fisher и др.);

• исследования студенчества как особой социально-психологической категории (Б.Г. Ананьев, JI.C. Грановская, Е. И. Степанова,.

B.Т. Лисовский^ В. А. Якунин, И. А. Зимняя, И. С. Кон, Т.Н. Ломтева);

• исследования развивающего аспекта иностранного языка как учебного предмета (И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, И. А. Петухова, Л. В, Щерба,.

C.B. Юткина и др.);

• теория и методика обучения иностранным языкам (E.H. Соловова, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, -В.В. Сафонова, Е. И. Пассов, А. Н. Щукин, Н. Л. Московская, Н.В.Чичерина);

• идеи коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранным языкам отечественных учёных (И.Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Е. С. Полат, В: В. Сафонова, E.H. Соловова, И.И. Халеева).

Опираясь на представленную методологию, мы использовали следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыизучение, синтез и обобщение педагогического опыта развития критического мышления зарубежных и отечественных исследователей и педагоговэкспериментальное обучение с включённым наблюдением за процессом формирования умений критического мышления студентованкетирование и тестирование студентов Ставропольского государственного университета.

Опытно-экспериментальная база исследования. Базой опытно-экспериментальной работы на всех этапах выполненного исследования явился факультет романо-германских языков (ФРГЯ) Ставропольского государственного университета (СГУ). Исследованием были охвачены студенты третьего курса, обучающиеся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (ТМПИЯиК). Общее количество студентов составило 62 человека.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2008 — 2009 гг.) включал в себя теоретическое изучение и критический анализ научной литературы по проблеме критического мышления и вопросам развивающего потенциала ИЯ, На данном этапе был разработан концептуальный замысел исследования и определена его эмпирическая база. Были сформулированы основы методологии исследования, обоснована проблема, определены задачи исследования, выявлены его предмет и объект.

Второй этап (2009 — 2010 гг.) был связан с теоретическим обоснованием проблемы развития критического мышления и вопросов реализации развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмета. На данном этапе исследования было разработано содержание опытно-экспериментального обучения, элементы которого прошли первичную апробацию в рамках курса по выбору ОЦЦ «Развитие критического мышления на основе чтения иноязычных текстов».

Третий этап (2010;2011 гг.) был посвящен разработке и внедрению в практику авторской методики формирования интеллектуальных умений критического мышления, реализуемой в рамках нового курса по выбору «Развитие критического мышления на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности» на специальности ТМПИЯиК на ФРГЯ СГУ. На данном этапе также осуществлялось обобщение, оформление и интерпретация результатов исследования.

Научная новизна работы заключается в том, что:

— впервые обоснованы дидактические возможности иностранного языка как учебного предмета в высшей школе в аспекте его направленности на реализацию развивающего потенциала;

— разработана система умений критического мышления как содержательная основа построения учебного процессаЮ.

— предложена авторская методика формирования умений критического мышления в рамках специальной дисциплины и разработана система упражнений.

Теоретическая значимость результатов исследования усматривается нами в том, что:

— работа вносит вклад в теорию развивающего обучения на этапе профессионального образования;

— разработаны теоретические основы развития критического мышления студентов средствами иностранного языка на специальном факультете высшего учебного заведения—.

— теоретически обоснована методика формирования умений критического мышления во взаимосвязанном обучении видам речевой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методическая система, обоснованная в работе, может быть использована при разработке других курсов и дисциплин по выбору студентов, а система упражнений и текстовый материал интегрированы в методику преподавания практики устной и письменной речи. Предложенная методика формирования умений критического мышления. может также найти свое применение в школах и классах с углубленным изучением иностранного языка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета представляет собой совокупность дидактических возможностей, направленных на развитие определенных сфер личности и обеспеченных содержанием и адекватными методами его актуализации при специально созданных педагогических условиях. На этапе высшего лингвистического образования данный потенциал может быть успешно реализован в процессе формирования интеллектуальных умений критического мышления, которые рассматриваются как целевой и содержательный компонент профессионально ориентированного овладения иностранным языком.

2. Содержательную основу критического мышления как особого вида рефлексивной мыслительной деятельности человека, направленной не только на оценку и проверку фактов, гипотез и взглядов, анализ и решение проблемных ситуаций, принятие решений, аргументацию своей точки зрения, но и на осознанное отношение к самому процессу мышления, составляет система взаимозависимых и взаимообусловленных интеллектуальных умений: рефлексия собственной мыслительной деятельности, целеполагание и целедостижение, разрешение проблемных ситуаций, анализ и оценка информации, принятие взвешенных решений, обоснование собственной позиции.

3. Методика формирования интеллектуальных умений критического мышления на языковом факультете • ¡-высшей школы носит теоретико-прикладной характер, предполагающий овладение знанием о критическом мышлении и способностью применять его в учебной деятельности и повседневной жизни, и основана на взаимосвязанном обучении видам речевой деятельности в рамках специально организованной учебной дисциплины, включающей следующие этапы: выявление исходного уровня знаний и умений критического мышления студентов, поэтапное формирование интеллектуальных умений КМ (формирование когнитивной основы обучения, формирование отдельных умений критического мышления, комплексное формирование умений критического мышления), итоговая диагностика критического мышления студентов.

4. Система упражнений эвристического характера служит средством «погружения» обучаемого с помощью текстовой деятельности в процесс развития осознанного отношения к собственному критическому мышлению и включает следующие виды заданий, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность студентов: ролевые и имитационные игры, эвристическая беседа, дискуссия, анализ кейса, проектная работа, составление интеллект-карт (гшпЛ-тарБ), написание эссе и коротких письменных заданий (one-minute paper), коммуникативное аудирование, анализ ситуаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры, заседаниях аттестационной комиссии, а также посредством докладов на научных конференциях различного уровня: международных («Преподаватель высшей школы в 21 веке», Ростов-на-Дону, — 2010) — всероссийских, межрегиональных и региональных • «Лингвистика и лингводидактика на: рубеже веков: теоретические и прикладные аспекты», Ставрополь, 2010; «Университетская наукарегиону», Ставрополь, 2010, 2011). Автор имеет 10 публикаций, в том числе 2 из них — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положенийиспользованием комплекса! методовисследования, адекватных его целям и задачамлогичностью представления полученных результатов, а также разнообразием источников информации.

Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, 5 приложений, проиллюстрирована схемами и таблицами. ?.

выводы.

1. Анализ опыта американских дидактических школ по формированию и развитию критического мышления позволил определить некоторые особенности западных методик, которые были успешно интегрированы в авторскую методику обучения. Наиболее эффективными направлениями интеграции стали:: отбор содержания обучения с учётом трехкомпонентной структуры категории критического мышления (установки, знания, умения), обеспечивающего теоретико-прикладной характер процесса обучения;

— выбор методической системы упражнений, адекватной данному содержанию, предполагающей: 1. тесную связь содержания упражнений с реальной жизнью студентов (использование упражнений, направленных на анализ реальных жизненных событий, поступков, действий самих студентов), 2. обучение на основе воссоздания потенциально возможных жизненных ситуаций (кейс-метод). 3. использование активных методов обучения, а также приёмов, специфических для методик развития КМ.

2. Методику формирования умений критического мышления в процессе обучения ИЯ необходимо строить на основе взаимосвязанного обучения иноязычным видам речевой I деятельности, т.к. именно данная модель обучения способствует эффективному формированию интеллектуальных умений КМ и позволяет обеспечить:

— когнитивную основу обучения через перцептивные виды РД;

— разнообразие видов деятельности на учебном занятии;

• - формирование отдельных групп умений КМ (работы с информацией — через чтение и аудирование, обоснования собственной позиции — через говорение и письмо и т. п.);

— взаимодействие развивающих и практических целей обучения через развитие коммуникативной компетенции студентов.

3. Опытно-экспериментальное обучение, осуществленное на основе авторской методики, показало, что в процессе целенаправленной учебной.

148 деятельности студенты успешно овладевают интеллектуальными умениями критического мышления, если организовано их поэтапное формирование, отобрано содержание обучения, разработана соответствующая система упражнений, обеспечена проблемная и коммуникативная направленность учебных заданий. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального обучения показали, что средний уровень прироста сформированности умений КМ у студентов составил 26%, что говорит об эффективности предложенной нами методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование вопроса о формировании умений критического мышления как реализации развивающего потенциала учебного предмета «иностранный язык» решает одну из актуальных проблем, поставленных перед высшей школой требованиями компетентностной парадигмы, ориентирующей образование на развитие творческих и познавательных способностей студентов для успешного осуществления профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира. Решение задач данного исследования на теоретико-обобщающем уровне и результаты опытно-экспериментального обучения позволили сделать психолого-педагогические и лингводидактические выводы, подтверждающие верность исходных гипотетических предположений о роли и месте интеллектуальных умений критического мышления в процессе обучения иностранному языку на специальных факультетах в аспекте направленности на реализацию его развивающего потенциала.

На этапе высшего профессионального образования иностранный язык как учебный предмет обладает мощным общеобразовательным, развивающим, воспитательным потенциалом и открывает принципиально новые методико-дидактические возможности в подготовке специалистов языкового профиля. Наряду с такой возрастной психологической особенностью как «возникновение психических новообразований интеллектуального порядка», студенты языковых факультетов обладают высоким уровнем коммуникативной подготовки, что создает предпосылки для оптимальной реализации полифункциональности и межпредметности иностранного языка и позволяет рассматривать его не только как цель обучения и средство общения, но и через коммуникативную деятельность как средство познания и развития своих интеллектуальных умений, в том числе умений критического мышления.

Всесторонний анализ и оценка явлений изучаемого языка, проникновение в культурные смыслы семантики слов и словосочетаний,.

150 1 I выявление национальной специфики и своеобразия лексической и грамматической систем языка,, анализ лингвистических и экстралингвистических особенностей — иноязычного текста' позволяют постигать ментальные сущности изучаемой и родной лингвокультур, обогащая языковое сознание студентов и влияя тем самым на их ^ интеллектуальное развитие. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что условием эффективности данного процесса является включение целенаправленной деятельности по развитию интеллектуальных умений критического мышления в процесс обучения I иностранному языку на специальных факультетах.

Понимая под критическим мышлением особый вид рефлексивной мыслительной деятельности человека, направленной на оценку и проверку фактов, гипотез и взглядов, анализ и решение проблемных ситуаций, принятие решений, аргументацию своей точки зрения, мы отмечаем особую важность осознанного отношения к! самому процессу мышления или рефлексии как ключевого компонента критического мышления.

Преобладание низкого уровня (развития критического мышления студенческой" .1. молодежи, .} выявленное нами в ходе опытно-экспериментальной работы, указывает на то, что стихийное его становление малоэффективно, поэтому необходима специально организованная работа, направленная на стимулирование развития интеллектуальной сферы личности: интеллектуальной восприимчивости, интеллектуальных I потребностей, аналитичности интеллекта, понятливости, сообразительности, воображения, продуктивности и логичности интеллекта, интеллектуальной гибкости. «¦

Решение данной задачи эффективно осуществляется на основе методики формирования умений критического мышления на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, которая строится на логической последовательности этапов, конкретных целевых установок, решаемых на каждом этапе, определенном предметном содержании.

I 1″ > I теоретического, и практического характера, оптимальном технологическом обеспечении, конкретных результатах, отражающих качественные изменения в уровне развития критического мышления.

Поэтапность разработанной методики создает когнитивную основу критического мышления, способствует формированию сначала отдельных умений, а в конечном итоге приводит к развитию способности комплексного использования студентами данных умений в учебной деятельности и повседневной жизни: осуществлять рефлексию собственной мыслительной деятельности, ставить цели и намечать пути их достижения, разрешать проблемные ситуации, анализировать и оценивать информацию, принимать взвешенные решения иобосновывать собственную позицию, что не только обеспечивает успешное достижение развивающих целей и задач обучения, но и способствует развитию коммуникативной компетенции студентов.

Разработка методики, направленной на развитие критического мышления студентов, строилась в следующей логически обоснованной последовательности: а) определение этапов опытно-экспериментальной работы, соответствующих логике формирования интеллектуальных умений критического мышления как реализации развивающего потенциала иностранного языкаб) разработка системы интеллектуальных умений как содержательного наполнения методики и целевых установок, решаемых на каждом этапе опытно-экспериментальной работыв) подбор текстового материала и составление системы упражнений эвристического характера, основанных на принципах проблемности и расположенных в логике поэтапного усложнения деятельностид) разработка системы критериев и контрольно-оценочных материалов, позволяющих объективно судить о характере достигнутых результатов. V.

Стимулирование мыслительной иречевой деятельности студентов как средства развития критического мышления опиралось на применении таких упражнений и приемов как: ролевые и имитационные игры, эвритистические беседы, дискуссии, решение кейсовпроектная работа,, составление интеллект карт, написание эссе, анализ ситуаций. Постановка и решение конкретных задач, создание' и поддержание у студентов потребности в решении этих задач, значимость 1 осуществляемой деятельности в предлагаемых ситуациях, ориентировка студентов на использование языка с целью обмена мыслями, использование групповых форм взаимодействия обеспечивало «погружение» обучаемого1 с помощью текстовой деятельности в процесс развития осознанного отношения к собственному критическому мышлению.

Количественный и-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил прирост уровня развития таких умений как: целеполагание и целедостижение, работа с информацией, анализ и оценка. аргументации, обоснование собственной позиции, разрешение проблемных ситуаций, принятие решений, и показал, что целенаправленное формирование интеллектуальных умений критического мышления студентов на основе взаимосвязанного1 обучения видам речевой деятельности обеспечивает (эффективную реализацию развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмета с учетом его особенностей на уровне высшего профессионального образования.

Перспективы исследования усматриваются нами в том, что предложенная методика может послужить началом разработки комплексных подходов к реализации развивающих возможностей обучения в высшей школе на междисциплинарном уровне, а исследование проблемы критического мышления может быть продолжено в направлении углубления представлений о его формировании как компонента ключевых профессиональныхкомпетенций лингвиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Баластаева Е. Н:: Развитие творческого потенциала будущего педагога: в учебной деятельности: на- занятиях по практике устной- иписьменной речи на иностранном языке. Дис.. канд. пед. наук. Йошкар• • '. ' • ' ' >
  2. Ола, 2001.-232 с. — ! 1 ! Г
  3. П.П. Избранные труды по педагогике. -М., 1964: — 546 с. 161 Браже 2000. № 6:
  4. Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Педагогика. С. 18−20. ' ' 1. ' •
  5. A.B. Психология мыишения и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.- 96 с. -
  6. С.И. Развитие критичности мышления старшеклассников в процессе обучения.: автореф. дис... канд. пед. наук. Киев, 1974. -59 с.
  7. М. Продуктивное- мышление / Под общ. ред. С. Ф. Горбова, В-П. Зинченко. М.: Прогресс, -1987. — 335 с. 20! Взаимосвязанное обучение видам- речевой деятельности:/ Григорьева В. Щ Зимняя-И:А-, Мерзлякова В^А. и др. М.: Русский язык, 1985.-116 е. !
  8. Г. Вишневский Е. И. К проблеме развивающей функции процесса* обучения иностранному языку в школе // Иностранные языки- в школе: -1989.6.-С. 8−13. i .
  9. Возрастные- особенности умственной деятельности взрослых / Под, ред. ЕЖ Отепановой. г1 Л., 1974.- 89 с.
  10. JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. № 4 — С. 517.
  11. JI.C. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл, 2005. -1136 с.
  12. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  13. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  14. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 с. г
  15. П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. — М.: КДУ, 2005. 336 с.
  16. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.
  17. Н.Д., Гез! Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика/.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. -336 с.
  18. Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2005. — № 1. — С. 181−188.
  19. В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-397 с.
  20. В.В. О понятии развивающего обучения Электронный ресурс. — Режим доступа: http://experlment.lv/maro/statji/davidovoponro.htm (дата обращения: 12.05.2011).
  21. В.В. Теории развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с
  22. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  23. М.Г. Психические новообразования студенческого возраста.: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1999. 24 с.
  24. В.Н. Психология общих способностей. — Спб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
  25. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.pedlib.ni/Books/2/0136/ (Дата обращения: 17.05.11).
  26. И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс-Дельта, 2003.-284 с.
  27. И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 223 с.
  28. Заир-Бек С.И., Загашев И. О., Марико В. В. Проект «Развитие критического мышления для высшего образования в России» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. — № 6. — С. 1121.
  29. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя: М.: Просвещение, 2004. 173 с.
  30. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-418 с.
  31. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатаобразования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. С. 34−42.i
  32. С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. Москва, 2003. — 207 с.
  33. Е. В. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению // Иностранные языки в школе. 2006. — № 6. — С. 48−52.
  34. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. 96 с.
  35. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной1деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с. *, , — •
  36. Кабанова-Меллер Е. Н- Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  37. Калмыкова -З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200 с.
  38. З.И. Психологические принципы4 развивающего обучения. М.: Знание, 1990. — 76 с.
  39. Э. Ш. > Развивающее обучение в современном вузе // Интеграция науки и высшего образования / Знание. Понимание. Умение. -2006.-№ 1.-С. 74−81.
  40. П.Ф. Избранные . педагогические сочинения. М.: ¦ Педагогика, 1982. 496 с.
  41. П.Ф. Педагогическая психология. — Спб: Земля, 1914. — 489 с.
  42. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987.
  43. Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.:
  44. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -210 с.64/ Коменский Я.А.у- Локк Д: — Педагогическое наследие / Сост. В. М Педагогика, 1989.-416 с. -- s
  45. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 196 с.: ,. •
  46. В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 3−10.
  47. A.A. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание// Стандарты и Мониторинг ¡-в образовании, 2003. — № 5. — С. 30−33.
  48. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. -304 с. >. (•78: Лернер- П С. Инновационные технологии повышения интерактивности- профильного обучения*// Школьные технологии. 2004. — № 6.-С. 155−168. ', ¦ j:
  49. Лернер И-Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с. • - Г
  50. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.-191.с.
  51. А. И. Рыбак J1. А. Критичность и самооценка в учебной деятельностт -М-, 1968. 141 с.
  52. Е.А. О новой методике обучения иностранным языкам слушателей специализированных вузов через развитие творческого- мышления // Вышее образование сегодня. — 2009. — № 3. — С. 86−88.
  53. Ломтева Т. Н-- '" Андрагогика // Вестник" Ставропольского государственного университета. Ставрополь: СГУД996. -№ 8. — С. 114−116.
  54. Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. — Ставрополь, 2001. — 339 с.
  55. А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Хомской Е. Д. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.
  56. A.M. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций // Психологический журнал. -2008. — № 2. — С. 124−129.
  57. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  58. М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  59. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  60. Н.А. Проблемы' учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  61. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: Отв. Ред. М. К. Колкова. СПб.: КАРО, 2005. — 224 с.
  62. .Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: Олма-Пресс, 2004. — 211 с.
  63. Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов / Р. П. Мильруд. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 253 с.
  64. Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 3. — С. 20−25.161
  65. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе : Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1992. 32 с.
  66. Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1990.-№ 3.-С. 8−13.
  67. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 17−22.
  68. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 9−15.
  69. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 17−22.
  70. Т. В. Снятие трудностей в изучении иностранного языка как условие развития познавательной самостоятельности студентов // Вестник ОГУ. -№ 1. 2001 С. — 61−66.
  71. Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: На материале обществоведческого курса. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 2000. 166 с.
  72. A.A. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени, ИНФРА-М. — 448 с.
  73. A.A. Основные проблемы советской методики второй половины 20-х и начала 30-х гг // Иностранные языки в школе. — 1989. № 4. -С. 32−40.
  74. H.JT. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. 376 с.
  75. Е.Г. Инновационные технологии в образовании: учебное пособие. Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008. — 168 с.
  76. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dvgu.ru/imiu/ZakRP'/doktrinl.htm («Дата обращения: 15.12.2010).
  77. В.П., Соловьева О. В. Диагностика и формированиепознавательных способностей. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. i-112 с.
  78. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  79. Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1975. — 254 с.
  80. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. — Минск: Лексис, 2003. — 183 с.
  81. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.-212 с.
  82. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  83. Н.М. Методика обучения средствам адекватного выражения коммуникативного задания высказывания в иноязычной письменной речи (на материале английского языка, языковой ВУЗ): Автореф. дисс. .канд пед. наук. М., 1977. 26 с.
  84. И.А. К вопросу о развитии мышления в процессе обучения взрослых. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2006. — № 1. — С. 146−155.
  85. И.А. О развитии мышления на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1987. — № 1. — С. 29−30.
  86. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  87. Е.С. Личностно ориентированный подход в системе школьного образования //Дополнительное образование. — 2002. — № 4. — С. 2430.
  88. Е.С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006. — 400 с.
  89. Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал «Эйдос», 1998. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/1998/l 11 l-07.htm (Дата обращения: 17. 05. 11.)
  90. Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.
  91. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. — М.: Просвещение, 1967. 264 с.
  92. Психология. Словарь / Под общей редакцией A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  93. Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. — 328 с.
  94. Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы: Сборник статей/Сост. и ред. С.И. Заир-Бек. М.: ЦГЛ, 2007. -215 с.
  95. Г. В. Методика обучения английскому языку (на английском языке): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 351 с.
  96. Г. В., Рабинович Ф. В., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  97. Д.Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. Изд-во «Просвещение». -М.: 1972. —495 с.
  98. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
  99. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. -М.: Высшая школа, 1991. 305 с.
  100. Г. К. Современное развивающее обучение// Школьные технологии. -1997. -№ 4. С. 22−24.
  101. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических, систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  102. В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах. М: Акад. Образования, — 2000. — № 3. — С. 73−79.
  103. E.H. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников // Иностранные языки в школе. 2007. -№ 2.-С. 2−10.
  104. E.H. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. 2001. — N 4 — С. 8−11.
  105. E.H. Разработка авторских программ и курсов // Иностранные языки в школе. 2004. — N 4 — С. 8−13.
  106. E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  107. О.В. Развитие познавательных способностей школьников. -М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2002. -384 с.
  108. О.В., Мишина М. М. Тренинг по развитию познавательных способностей: Практикум по психологии. Ставрополь: ИРО, 1998.-80 с.
  109. Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. СПб., 2004. — 234 с.
  110. Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97−110.
  111. В.И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // Русский язык в школе. 2004. — № 5. — С. 3−7.
  112. Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 576 с.
  113. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 352 с.
  114. . М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.1 -329 с. Т.2−359 с.
  115. O.K. Психология мышления. — М.: йзд-во МГУ, 1984. — 270 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. syntone.ru/library/books/content/333 6. html?currentbookpage= 1 (Дата обращения 17.05.11).
  116. Л.М. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. — 116 с.
  117. И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление // Материалы 9-й научно-практической конференции. — Красноярск: КГУ, 2003. 343 с.
  118. И.И. Нарративный текст как форма национального социокультурного сознания (в подготовке переводчиков и преподавателей иностранных языков). М., 1996. — 215 с.
  119. И.И. Лингвистическое образование в России накануне европейского года языков // Год планеты. М., 1999. — 119 с.
  120. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб: Питер, 2002. 272 с.
  121. Л.В. Развитие критическго мышления учащихся в процессе обучения философии. Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 158 с.
  122. Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов: Автореф. дис.'. докт. пед. наук: Спб- 2008. 50 с.
  123. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1994. -392 с.
  124. А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Уч. пособие-для преподавателей и студентов. 3-е изд. М.: Филоматис, 2007. -480 с.
  125. А.Н. Современные интенсивные методы и технологииобучения иностранным языкам: Уч. пособие. М.: Филоматис, 2008. — 188 с.167
  126. .Д. Психология развития: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  127. Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  128. .Д. Введение в психологию развития: (в традиции культурно-исторической теории JI. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. -167 с.
  129. С.В. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе: На материале понимания иноязычного текста. Дис.канд. пед. наук. М., 1995.-147 с.
  130. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 144 с.
  131. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  132. Якиманская И.С.'Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985.-79 с.
  133. Bloom В. S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. -N.Y., 1971.-211 p.
  134. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics, 1980. Vol. 1(1). P.43−47.
  135. Chaffee J. Thinking Critically, 9th Edition. Boston: Houghton Mufflin Company, 2009. — 642 p.
  136. Duron1 R., Limbach В., — Waugh>-W. Critical Thinking Framework For Any Discipline. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education 2006. Vol. 17(2). P. 160−166.
  137. Elder L., Paul R. Critical thinking: Content is thinking/thinking is content // Journal of Developmental Education, 1995, Vol.19. P. 34−36.
  138. Elder L., Paul R. Critical Thinking: How to Prepare Students for a Rapidly Changing World. Binker Publisher: Foundation for Critical Thinking, 1995,-572 p.
  139. Ennis R. Critical thinking. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1996.-222 p.
  140. Ennis R. H. A Concept of Critical Thinking // Harvard Educational Review, Vol.32(l),-P. 81−111.
  141. Ennis R.A. Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability // Informal Logic, Vol.18, 1996, № 2 p. 165−182.
  142. Ennis R.A. Super-Streamlined Conception of Critical Thinking Электронный ресурс. Режим доступа: http://faculty.ed.uiuc.edu/rhennis/SSConcCTApr3.html (дата обращения: 12.04.2011).
  143. Р. А. (1998). Critical Thinking: What It Is and Why It Counts, 1998. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.insightassessment.com/pdffiles/What& Why2010. pdf (дата обращения: 12.04.2011).
  144. Facione P. A. Delphi Report. CA: The California Academic Press, 1990. -19 p.
  145. Facione P.A., Facione N.C., Giancarlo C.A. The Disposition Toward Critical Thinking: Its Character, Measurement, and Relationship to Critical Thinking Skill. Informal Logic, 2000.Vol. 20, P. 61−84.
  146. Fisher A. Critical Thinking. An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — 213 p.
  147. Garrison, D. R. Critical thinking and adult education: a conceptual model for developing critical thinking in adult learners // International Journal of Lifelong Education, 1991.Vol. 10(4),-P. 287−303.
  148. Glaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking, Teacher’s College, Columbia University, 1941. Электронный ресурс. Режимдоступа: http://www.criticalthinking.org/aboutGT/define critical thinking. cfm (Дата обращения: 17.05.2011).
  149. Hale E.S. A Critical Analysis of Richard Paul’s Substantive Trans-disciplinary Conception of Critical Thinking. — Cincinnati, Ohio: Union Institute & University, 2008. 333 p. 7
  150. Halpern D. F. Assessing the effectiveness of critical thinking instruction //The Journal of General Education, 2001. Vol. 50(4), P: 270−287.
  151. Halpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2003. — 467 p.
  152. Harris R. Techniques for Creative Thinking. California: Vanguard University of Southern California in Costa Mesa, 1998. — 92 p.
  153. Hutmacher W. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC): Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. -115 p.
  154. Lipman M. Critical thinking what can it be? // Educational Leadership, 1988. Vol.46(l),-P. 38−43.
  155. Mason M. Critical Thinking and Learning. Singapore: Blackwell Publishing, 2008. — 134 p.
  156. Mc Peck J. Critical Thinking and Subject Specificity: A reply to Ennis // Educational Researcher, 1990. Vol. 19(4), — P. 10−12.
  157. K. & Klooster D. Critical thinking for university students. New York: Open Society Institute, 2002: — 234 pv
  158. Miller H. Gilbert, Wiener S. Harvey. The short prose reader. Mc Graw-Hill, Inc. — USA, 1991.-498 p.-
  159. Paul R. Elder L. The Critical Thinking Reading and Writing Test Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2006. 68 p.
  160. Paul R. W. Bloom’s Taxonomy and Critical Thinking Instruction // Educational Leadership, 1985. Vok5.-P. 36−39.
  161. Paul R. W., Elder L. Critical Thinking: Content is thinking / thinking is content. Journal of Developmental Education, 1995. Vol. 19(2). -P.34−35.
  162. Paul R. W., Elder L. Critical Thinking: Thinking to some purpose. Journal of Developmental Education, 2001. Vol. 25(1). P. 40−41.
  163. Paul R. W, Elder L. A Brief History of the Idea of Critical Thinking. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/page.cfm?PageID=408&CategorvID:=51 (дата обращения: 12.04.2011).
  164. Paul R. W, Elder L. A Glossary of Critical Thinking Terms and Concepts Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2009. 80 p.
  165. Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990. — 467 p.
  166. Paul R. W., Elder, L. Critical Thinking: Why we must transform our teaching. Journal of Developmental Education, 1994. Vol. 18(1), P. 34−35.
  167. Paul R., Elder, L. Critical thinking: Tools for taking charge of your learning and your life. Upper Saddle River, NJ: Pearson/Prentice Hall, 2006. -364 p.
  168. Paul R., Martin D., Adamson K. Critical Thinking Handbook: High School, A Guide for Redesigning Instruction Publisher: Foundation for Critical Thinking, 1989.-381 p.
  169. Ruggiero V.R. Beyond Feelings: A Guide to Critical Thinking. Alfred Publishing Co., Inc., NY, 2001. 93 p.
  170. Siegel H. On Defining «Critical Thinker» and Justifying Critical Thinking. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ed.uiuc.edu/EPS/PES-Yearbook/92 docs/Siegel.htm (дата обращения: 5.06.2011).
  171. Starkey L. Critical thinking skills success, 1st Edition. — New York: Learning Express, 2004. 169 p-
  172. Starkey L. Reasoning skills success in 20 minutes a day, 2nd ed. New York: Learning Express, 2005. — 153 p.
  173. Temple C. Critical thinking across the curriculum. New York: Open Society Institute, 2002. — P. 32−39.
  174. Willingham D.T. Critical Thinking: Why Is It So Hard to Teach? // American Educator, summer 2007. P. 8−19.
Заполнить форму текущей работой