Формирование умений критического мышления студентов как реализация развивающего потенциала учебного предмета «иностранный язык»
Диссертация
Важность обращения к вопросам оптимального использования развивающих возможностей иностранного языка на этапе высшего профессионального образования актуализируется тем фактом, что 1 формирование глобального информационного пространства и резкое повышение объёма информации, в, т.ч. и на иностранном языке, предполагает не только достаточный уровень коммуникативной компетенции специалиста… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования умений критического мышления студентов высшей школы в контексте развивающего обучения
- 1. 1. Концепция развивающего' обучения в системе высшего образования
- 1. 2. Развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета в высшей школе
- 1. 3. Критическое мышление как компонент развивающего обучения и категория междисциплинарного знания
- 1. 4. Система интеллектуальных умений критического мышления
- Выводы
- Глава 2. Методика формирования умений критического мышления студентов на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности
- 2. 1. Анализ курсов по развитию критического мышления: опыт западной дидактической школы
- 2. 2. Теоретико-практические основы методики формирования умений критического мышления на основе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности
- 2. 3. " Опытно-экспериментальная проверка методики формирования умений критического мышления
- 2. 4. Интерпретация результатов опытно-экспериментального обучения
- Выводы
Список литературы
- Баластаева Е. Н:: Развитие творческого потенциала будущего педагога: в учебной деятельности: на- занятиях по практике устной- иписьменной речи на иностранном языке. Дис.. канд. пед. наук. Йошкар• • '. ' • ' ' >
- Ола, 2001.-232 с. — ! 1 ! Г
- Блонский П.П. Избранные труды по педагогике. -М., 1964: — 546 с. 161 Браже 2000. № 6:
- Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Педагогика. С. 18−20. ' ' 1. ' •
- Брушлинский A.B. Психология мыишения и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.- 96 с. -
- Векслер С.И. Развитие критичности мышления старшеклассников в процессе обучения.: автореф. дис... канд. пед. наук. Киев, 1974. -59 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное- мышление / Под общ. ред. С. Ф. Горбова, В-П. Зинченко. М.: Прогресс, -1987. — 335 с. 20! Взаимосвязанное обучение видам- речевой деятельности:/ Григорьева В. Щ Зимняя-И:А-, Мерзлякова В^А. и др. М.: Русский язык, 1985.-116 е. !
- Г. Вишневский Е. И. К проблеме развивающей функции процесса* обучения иностранному языку в школе // Иностранные языки- в школе: -1989.6.-С. 8−13. i .
- Возрастные- особенности умственной деятельности взрослых / Под, ред. ЕЖ Отепановой. г1 Л., 1974.- 89 с.
- Выготский JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. № 4 — С. 517.
- Выготский JI.C. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл, 2005. -1136 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 с. г
- Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. — М.: КДУ, 2005. 336 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Гальскова Н.Д., Гез! Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика/.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. -336 с.
- Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2005. — № 1. — С. 181−188.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-397 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения Электронный ресурс. — Режим доступа: http://experlment.lv/maro/statji/davidovoponro.htm (дата обращения: 12.05.2011).
- Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Дзугкоева М.Г. Психические новообразования студенческого возраста.: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1999. 24 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — Спб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.pedlib.ni/Books/2/0136/ (Дата обращения: 17.05.11).
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс-Дельта, 2003.-284 с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 223 с.
- Заир-Бек С.И., Загашев И. О., Марико В. В. Проект «Развитие критического мышления для высшего образования в России» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. — № 6. — С. 1121.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя: М.: Просвещение, 2004. 173 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-418 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатаобразования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. С. 34−42.i
- Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. Москва, 2003. — 207 с.
- Иличкина Е. В. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению // Иностранные языки в школе. 2006. — № 6. — С. 48−52.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. 96 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной1деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с. *, , — •
- Кабанова-Меллер Е. Н- Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Калмыкова -З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы4 развивающего обучения. М.: Знание, 1990. — 76 с.
- Камалдинова Э. Ш. > Развивающее обучение в современном вузе // Интеграция науки и высшего образования / Знание. Понимание. Умение. -2006.-№ 1.-С. 74−81.
- Каптерев П.Ф. Избранные . педагогические сочинения. М.: ¦ Педагогика, 1982. 496 с.
- Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. — Спб: Земля, 1914. — 489 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987.
- Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.:
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -210 с.64/ Коменский Я.А.у- Локк Д: — Педагогическое наследие / Сост. В. М Педагогика, 1989.-416 с. -- s
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 196 с.: ,. •
- Краевский В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 3−10.
- Кузнецов A.A. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание// Стандарты и Мониторинг ¡-в образовании, 2003. — № 5. — С. 30−33.
- Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. -304 с. >. (•78: Лернер- П С. Инновационные технологии повышения интерактивности- профильного обучения*// Школьные технологии. 2004. — № 6.-С. 155−168. ', ¦ j:
- Лернер И-Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с. • - Г
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.-191.с.
- Липкина А. И. Рыбак J1. А. Критичность и самооценка в учебной деятельностт -М-, 1968. 141 с.
- Листопад Е.А. О новой методике обучения иностранным языкам слушателей специализированных вузов через развитие творческого- мышления // Вышее образование сегодня. — 2009. — № 3. — С. 86−88.
- Ломтева Т. Н-- '" Андрагогика // Вестник" Ставропольского государственного университета. Ставрополь: СГУД996. -№ 8. — С. 114−116.
- Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. — Ставрополь, 2001. — 339 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Хомской Е. Д. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.
- Матюшкин A.M. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций // Психологический журнал. -2008. — № 2. — С. 124−129.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-368 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы' учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Методики обучения иностранным языкам в средней школе: Отв. Ред. М. К. Колкова. СПб.: КАРО, 2005. — 224 с.
- Мещерякова Б.Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: Олма-Пресс, 2004. — 211 с.
- Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов / Р. П. Мильруд. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 253 с.
- Мильруд Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 3. — С. 20−25.161
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе : Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1992. 32 с.
- Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1990.-№ 3.-С. 8−13.
- Мильруд Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 17−22.
- Мильруд Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 9−15.
- Мильруд Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 17−22.
- Минакова Т. В. Снятие трудностей в изучении иностранного языка как условие развития познавательной самостоятельности студентов // Вестник ОГУ. -№ 1. 2001 С. — 61−66.
- Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: На материале обществоведческого курса. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 2000. 166 с.
- Миролюбов A.A. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени, ИНФРА-М. — 448 с.
- Миролюбов A.A. Основные проблемы советской методики второй половины 20-х и начала 30-х гг // Иностранные языки в школе. — 1989. № 4. -С. 32−40.
- Московская H.JT. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. 376 с.
- Мулеван Е.Г. Инновационные технологии в образовании: учебное пособие. Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008. — 168 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dvgu.ru/imiu/ZakRP'/doktrinl.htm («Дата обращения: 15.12.2010).
- Озеров В.П., Соловьева О. В. Диагностика и формированиепознавательных способностей. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. i-112 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
- Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1975. — 254 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. — Минск: Лексис, 2003. — 183 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.-212 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
- Петренко Н.М. Методика обучения средствам адекватного выражения коммуникативного задания высказывания в иноязычной письменной речи (на материале английского языка, языковой ВУЗ): Автореф. дисс. .канд пед. наук. М., 1977. 26 с.
- Петухова И.А. К вопросу о развитии мышления в процессе обучения взрослых. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2006. — № 1. — С. 146−155.
- Петухова И.А. О развитии мышления на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1987. — № 1. — С. 29−30.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М.: Просвещение, 1969. 659 с.
- Полат Е.С. Личностно ориентированный подход в системе школьного образования //Дополнительное образование. — 2002. — № 4. — С. 2430.
- Полат Е.С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006. — 400 с.
- Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал «Эйдос», 1998. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/1998/l 11 l-07.htm (Дата обращения: 17. 05. 11.)
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. — М.: Просвещение, 1967. 264 с.
- Психология. Словарь / Под общей редакцией A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. — 328 с.
- Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы: Сборник статей/Сост. и ред. С.И. Заир-Бек. М.: ЦГЛ, 2007. -215 с.
- Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку (на английском языке): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 351 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. В., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. Изд-во «Просвещение». -М.: 1972. —495 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. -М.: Высшая школа, 1991. 305 с.
- Селевко Г. К. Современное развивающее обучение// Школьные технологии. -1997. -№ 4. С. 22−24.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических, систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
- Сластенин В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах. М: Акад. Образования, — 2000. — № 3. — С. 73−79.
- Соловова E.H. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников // Иностранные языки в школе. 2007. -№ 2.-С. 2−10.
- Соловова E.H. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. 2001. — N 4 — С. 8−11.
- Соловова E.H. Разработка авторских программ и курсов // Иностранные языки в школе. 2004. — N 4 — С. 8−13.
- Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. 239 с.
- Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников. -М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2002. -384 с.
- Соловьева О.В., Мишина М. М. Тренинг по развитию познавательных способностей: Практикум по психологии. Ставрополь: ИРО, 1998.-80 с.
- Соосар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. СПб., 2004. — 234 с.
- Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97−110.
- Стативка В.И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // Русский язык в школе. 2004. — № 5. — С. 3−7.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 576 с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 352 с.
- Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.1 -329 с. Т.2−359 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. — М.: йзд-во МГУ, 1984. — 270 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. syntone.ru/library/books/content/333 6. html?currentbookpage= 1 (Дата обращения 17.05.11).
- Урубкова Л.М. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. — 116 с.
- Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление // Материалы 9-й научно-практической конференции. — Красноярск: КГУ, 2003. 343 с.
- Халеева И.И. Нарративный текст как форма национального социокультурного сознания (в подготовке переводчиков и преподавателей иностранных языков). М., 1996. — 215 с.
- Халеева И.И. Лингвистическое образование в России накануне европейского года языков // Год планеты. М., 1999. — 119 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб: Питер, 2002. 272 с.
- Хохлова Л.В. Развитие критическго мышления учащихся в процессе обучения философии. Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 158 с.
- Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов: Автореф. дис.'. докт. пед. наук: Спб- 2008. 50 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1994. -392 с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Уч. пособие-для преподавателей и студентов. 3-е изд. М.: Филоматис, 2007. -480 с.
- Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологииобучения иностранным языкам: Уч. пособие. М.: Филоматис, 2008. — 188 с.167
- Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (в традиции культурно-исторической теории JI. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. -167 с.
- Юткина С.В. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе: На материале понимания иноязычного текста. Дис.канд. пед. наук. М., 1995.-147 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 144 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Якиманская И.С.'Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985.-79 с.
- Bloom В. S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. -N.Y., 1971.-211 p.
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics, 1980. Vol. 1(1). P.43−47.
- Chaffee J. Thinking Critically, 9th Edition. Boston: Houghton Mufflin Company, 2009. — 642 p.
- Duron1 R., Limbach В., — Waugh>-W. Critical Thinking Framework For Any Discipline. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education 2006. Vol. 17(2). P. 160−166.
- Elder L., Paul R. Critical thinking: Content is thinking/thinking is content // Journal of Developmental Education, 1995, Vol.19. P. 34−36.
- Elder L., Paul R. Critical Thinking: How to Prepare Students for a Rapidly Changing World. Binker Publisher: Foundation for Critical Thinking, 1995,-572 p.
- Ennis R. Critical thinking. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1996.-222 p.
- Ennis R. H. A Concept of Critical Thinking // Harvard Educational Review, Vol.32(l),-P. 81−111.
- Ennis R.A. Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability // Informal Logic, Vol.18, 1996, № 2 p. 165−182.
- Ennis R.A. Super-Streamlined Conception of Critical Thinking Электронный ресурс. Режим доступа: http://faculty.ed.uiuc.edu/rhennis/SSConcCTApr3.html (дата обращения: 12.04.2011).
- Facione Р. А. (1998). Critical Thinking: What It Is and Why It Counts, 1998. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.insightassessment.com/pdffiles/What& Why2010. pdf (дата обращения: 12.04.2011).
- Facione P. A. Delphi Report. CA: The California Academic Press, 1990. -19 p.
- Facione P.A., Facione N.C., Giancarlo C.A. The Disposition Toward Critical Thinking: Its Character, Measurement, and Relationship to Critical Thinking Skill. Informal Logic, 2000.Vol. 20, P. 61−84.
- Fisher A. Critical Thinking. An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — 213 p.
- Garrison, D. R. Critical thinking and adult education: a conceptual model for developing critical thinking in adult learners // International Journal of Lifelong Education, 1991.Vol. 10(4),-P. 287−303.
- Glaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking, Teacher’s College, Columbia University, 1941. Электронный ресурс. Режимдоступа: http://www.criticalthinking.org/aboutGT/define critical thinking. cfm (Дата обращения: 17.05.2011).
- Hale E.S. A Critical Analysis of Richard Paul’s Substantive Trans-disciplinary Conception of Critical Thinking. — Cincinnati, Ohio: Union Institute & University, 2008. 333 p. 7
- Halpern D. F. Assessing the effectiveness of critical thinking instruction //The Journal of General Education, 2001. Vol. 50(4), P: 270−287.
- Halpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2003. — 467 p.
- Harris R. Techniques for Creative Thinking. California: Vanguard University of Southern California in Costa Mesa, 1998. — 92 p.
- Hutmacher W. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC): Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. -115 p.
- Lipman M. Critical thinking what can it be? // Educational Leadership, 1988. Vol.46(l),-P. 38−43.
- Mason M. Critical Thinking and Learning. Singapore: Blackwell Publishing, 2008. — 134 p.
- Mc Peck J. Critical Thinking and Subject Specificity: A reply to Ennis // Educational Researcher, 1990. Vol. 19(4), — P. 10−12.
- Meredith K. & Klooster D. Critical thinking for university students. New York: Open Society Institute, 2002: — 234 pv
- Miller H. Gilbert, Wiener S. Harvey. The short prose reader. Mc Graw-Hill, Inc. — USA, 1991.-498 p.-
- Paul R. Elder L. The Critical Thinking Reading and Writing Test Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2006. 68 p.
- Paul R. W. Bloom’s Taxonomy and Critical Thinking Instruction // Educational Leadership, 1985. Vok5.-P. 36−39.
- Paul R. W., Elder L. Critical Thinking: Content is thinking / thinking is content. Journal of Developmental Education, 1995. Vol. 19(2). -P.34−35.
- Paul R. W., Elder L. Critical Thinking: Thinking to some purpose. Journal of Developmental Education, 2001. Vol. 25(1). P. 40−41.
- Paul R. W, Elder L. A Brief History of the Idea of Critical Thinking. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/page.cfm?PageID=408&CategorvID:=51 (дата обращения: 12.04.2011).
- Paul R. W, Elder L. A Glossary of Critical Thinking Terms and Concepts Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2009. 80 p.
- Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990. — 467 p.
- Paul R. W., Elder, L. Critical Thinking: Why we must transform our teaching. Journal of Developmental Education, 1994. Vol. 18(1), P. 34−35.
- Paul R., Elder, L. Critical thinking: Tools for taking charge of your learning and your life. Upper Saddle River, NJ: Pearson/Prentice Hall, 2006. -364 p.
- Paul R., Martin D., Adamson K. Critical Thinking Handbook: High School, A Guide for Redesigning Instruction Publisher: Foundation for Critical Thinking, 1989.-381 p.
- Ruggiero V.R. Beyond Feelings: A Guide to Critical Thinking. Alfred Publishing Co., Inc., NY, 2001. 93 p.
- Siegel H. On Defining «Critical Thinker» and Justifying Critical Thinking. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ed.uiuc.edu/EPS/PES-Yearbook/92 docs/Siegel.htm (дата обращения: 5.06.2011).
- Starkey L. Critical thinking skills success, 1st Edition. — New York: Learning Express, 2004. 169 p-
- Starkey L. Reasoning skills success in 20 minutes a day, 2nd ed. New York: Learning Express, 2005. — 153 p.
- Temple C. Critical thinking across the curriculum. New York: Open Society Institute, 2002. — P. 32−39.
- Willingham D.T. Critical Thinking: Why Is It So Hard to Teach? // American Educator, summer 2007. P. 8−19.