Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственно-общественный характер управления как фактор развития муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей: На материалах города Сургута

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы становления и развития государственно-общественного управления образованием нуждаются в серьёзном теоретическом обосновании, научном анализе законодательной базы и накопленного педагогического опыта. Решению их может способствовать создание новой управленческой модели. Такой модели, которая отвечала бы потребностям современного уровня развития федеральной, региональной и муниципальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. Вопросы управления образованием в современных психолого-педагогических исследованиях
    • 2. Государственно-общественный характер управления как актуальная проблема современного образования
    • 3. Особенности создания единой системы воспитания и дополнительного образования детей на муниципальном уровне
  • Выводы по 1-ой главе
  • Глава II. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ И
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТОГО ГОРОДА КРАЙНЕГО СЕВЕРА
    • 1. Социально-экономические условия развития системы образования города Сургута
    • 2. Построение модели управления воспитанием и дополнительным образованием детей в городе
    • 3. Комплексные целевые программы как основа эффективного функционирования системы воспитания и дополнительного образования детей
    • 4. Результативность внедрения государственно-общественного управления развитием системы воспитания и дополнительного образования детей в городе Сургуте
  • Выводы по 2-ой главе

Государственно-общественный характер управления как фактор развития муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей: На материалах города Сургута (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход России к демократическому обществу с рыночной экономикой, преодоление опасности отставания России от мировых тенденций общественного развития делает образование одним из основных приоритетов развития российского общества и государства.

При этом первейшей задачей становится достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Эти потребности обусловлены современными тенденциями мирового развития: демократизация и гуманизация общества, расширение возможностей выбора в различных сферах жизни, необходимость формирования гражданских качеств;

— ускорение темпов развития общества, следствием чего является необходимость подготовки людей к деятельности в новых, быстро меняющихся условиях;

— переход к постиндустриальному, информационному обществу, в условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, а в связи с этим особую важность приобретает фактор коммуникативности и толерантности;

— высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост конкурентностисокращение сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, определяющие потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

— возникновение и рост глобальных перемен, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования глобального мышления у молодого поколения.

Отмеченные проблемы означают необходимость модернизации системы образования, соответственно и инновационных подходов в сфере управления образованием, продиктованных, в том числе, переходом к государственно-общественному, а затем и общественно-государственному характеру управления образованием.

Проблемы становления и развития государственно-общественного управления образованием нуждаются в серьёзном теоретическом обосновании, научном анализе законодательной базы и накопленного педагогического опыта. Решению их может способствовать создание новой управленческой модели. Такой модели, которая отвечала бы потребностям современного уровня развития федеральной, региональной и муниципальной системы образования, требованиям модернизации и реформирования образования на современном этапе, запросам населения.

Решение этих проблем необходимо также и для развития воспитания и дополнительного образования детей, роль которых в системе образования значительно возросла в последнее десятилетие.

При рассмотрении темы исследования принципиально важными явились труды, составившие фундамент внешкольного отечественного дополнительного образования детей П. П. Блонского, А. В. Луначарского, Е. Н. Медынского, С. Т. Шацкого, а также И. П. Иванова, В. А. Сухомлинского, Э. Г. Костяшкина и др.

Большое значение для нашего исследования имело знакомство с работами по общим вопросам образования и воспитания и проблемам развития личности в системе воспитания и обучения В. В. Анисимова, И. И. Зарецкой, А. И. Иванова, В. А. Караковского, А. В. Мудрика,.

Л.И.Новиковой, Т. И. Петраковой, Н. Л. Селивановой, М. Г. Тайчинова, Л. И. Уманского, Н. Е. Щурковой, Е. А. Ямбурга.

Значительный вклад в становление и развитие современной системы дополнительного образования в нашей стране внесён трудами Л. К. Балясной, В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, О. С. Газмана, В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, И. В. Калиш, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедева, Л. Г. Логиновой, А. И. Щетинской, а также учёными, рассматривавшими эти проблемы с точки зрения психологической наукиА.Г.Асмоловым, И. А. Зимней, Н. Н. Михайловой, В. И. Слободчиковым.

Теоретическую основу нашего исследования составили также труды по общим вопросам управления, закономерностям развития образовательных систем Ю. К. Бабанского, Е. С. Березняк, Ю. В. Васильева, Ю. А. Конаржевского, М. И. Кондакова, В. Ф. Кривошеева, Ф. Г. Паначина, М. Л. Портнова, П. И. Третьякова, П. В. Худоминского, Ф. Е. Штыкало и др.

Методологические основы новых подходов к управлению образованием в переходный период развития российского общества стали предметом исследований нового поколения учёных, сочетающих теоретико-прогностическую работу с практической реализацией современной стратегии управления образованием: Б. С. Гершунского, С. А. Гильманова, Ю. В. Громыко, Э. Д. Днепрова, В. И. Загвязинского, Е.С.Заир-Бека, В. С. Лазарева, О. Е. Лебедева, В. В. Маскина, А. М. Моисеева,.

A.А.Орлова, С. Д. Полякова, М. М. Поташника, Н. И. Роговцевой,.

B.П.Симонова, А. П. Тряпицыной, Р. Х. Шакурова, Т. И. Шамовой и др. Муниципальный уровень управления образованием рассмотрен в работах И. М. Бадаян, В. П. Голованова и др., исследование, в том числе, различных аспектов проблем образования в условиях города Крайнего Севера — в трудах Т. Ф. Лошаковой, Т. Н. Османкиной, А. Н. Степанко, Н. Я. Стрельцовой и др.

Вместе с тем, идеи государственно-общественного (общественно-государственного) управления образованием не получили пока должного освещения, особенно муниципальным образованием. (Среди наиболее значимых работ можно называть исследования Д. М. Вердиева, Э. Д. Днепрова, З. А. Мальковой, В.И.Чарнолусского).

Поэтому актуальной в современных условиях становится разработка проблемы создания и развития государственно-общественного управления муниципальными образовательными системами.

К настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий: осознание необходимости усиления роли общественных организаций в образовании — и преобладание государственного управления им;

— признание значимости муниципального уровня управления органами образования — и недостаточная изученность его особенностей;

— осознание особой роли воспитания и дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях — и их разрозненность в образовательном пространстве.

С учётом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какие условия способствуют эффективному развитию муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — муниципальная система воспитания и дополнительного образования детей.

Предмет — процесс управления воспитанием и дополнительным образованием детей в условиях экономически развитого города Крайнего Севера.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

— анализ литературы по проблеме исследования;

— раскрытие специфики муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей (на материале города Сургута);

— разработка и апробация модели государственно-общественного управления развитием системы воспитания и дополнительного образования детей в условиях экономически развитого города Крайнего Севера.

Гипотеза исследования основана на том, что государственно-общественное управление муниципальной системой воспитания и дополнительного образования детей способствует её эффективному развитию, если:

— выявлена специфика развития системы образования в конкретных социокультурных условиях;

— определены особенности деятельности муниципальных органов образования по привлечению общественных и государственных организаций к воспитанию и дополнительному образованию детей;

— разработаны комплексные целевые программы воспитания и дополнительного образования детей на основе взаимодействия общественных и властных структур.

Методологическая основа исследования: системный подход, ведущие идеи теории управления, теория воспитательных систем, основные идеи педагогики дополнительного образования.

Методы исследования.

Использовались методы, адекватные поставленным задачам исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, нормативной и директивной документации, содержания федеральных и региональных программ развития, материалов опытно-экспериментальной работы образовательных учрежденийпедагогический экспериментсоциологические методынаблюдение, проектирование.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Базой исследования являлась система образования города Сургута, в развитии и управлении которой автор диссертации принимал участие с 1984 года.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1996 — 1998 гг.) — аналитико-проектировочном:

— проводился анализ научной и научно-методической литературы и исследований в области воспитания, внеурочной и внешкольной работы, дополнительного образования, работ по проблемам управления образованием;

— изучалось состояние системы воспитания и дополнительного образования в городе Сургутебыла сформулирована рабочая гипотеза, определен объект предмет исследования.

На втором этапе (1998 — 1999 гг.) — опытно-экспериментальном:

— продолжено теоретическое исследование проблемыразработана и апробирована модель государственно-общественного управления развитием системы воспитания и дополнительного образования детей в условиях экономически развитого города Крайнего Севера;

— созданы проекты Программы развития муниципальной системы образования;

На третьем этапе (1999 — 2001гг.):

— проводился анализ полученных результатов;

— осуществлялось внедрение модели государственно-общественного управления развитием системы воспитания и дополнительного образования детей;

— завершалось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что уточнена сущность государственно-общественного характера управления образованиемвыявлены особенности создания единой системы воспитания и дополнительного образования детей на муниципальном уровнетеоретически обоснована и проверена опытным путём модель государственно-общественного управления, способствующая развитию системы воспитания и дополнительного образования детей в условиях экономически развитого города Крайнего Севера.

Практическая значимость исследования.

Разработанные на основе исследования комплексные целевые программы, нормативно-правовые документы, методические рекомендации для образовательных учреждений позволяют значительно повысить эффективность муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей.

Результаты исследования могут быть использованы специалистами органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений, методистами, преподавателями системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и надёжность полученных результатов исследования обеспечивается использованием достижений педагогики и психологии, получивших подтверждение в современной педагогической науке и практикеприменением методов, адекватных поставленным целям, задачам, логике исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1) муниципальная система воспитания и дополнительного образования детей как система, обладающая общностью теоретических и организационно-педагогических оснований;

2) модель управления системой воспитания и дополнительного образования детей, развитие которой обеспечивается взаимодействием государственных и общественных структур, учетом особенностей социально-экономических и культурных условий города, опорой на комплексные целевые программы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в концепциях, проектах Программы развития муниципальной системы образования, научных статьях, методических пособиях и рекомендациях, опубликованных в международных, республиканских, региональных и городских изданиях, докладах на региональных и городских научно-практических конференциях и семинарах, обсуждались в лаборатории дополнительного образования института общего образования Министерства образования Российской Федерации, Всероссийской конференции «Дополнительное образование в XXI веке», посвященной памяти А. К. Бруднова, на кафедре педагогики Сургутского педагогического института.

Результаты исследования докладывались на ежегодных августовских педагогических конференциях в городе Сургуте, представлены в материалах коллегий Министерства образования Российской Федерации и Департамента Ханты-Мансийского автономного округа, заслушивались на межведомственных городских семинарах и совещаниях по вопросам воспитания и дополнительного образования детей.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Сургуте во многом определяется спецификой города, его социально-экономическим положением, природно-экологическими условиями (стремительное развитие социокультурной и экологической инфраструктур, приостановление процессов миграции, увеличение числа молодых людей, заинтересованных в образовании, а также потребность производства в высококвалифицированных кадрах).

2. Построение модели государственно-общественного управления развитием системы воспитания и дополнительного образования детей в Сургуте шло с 1992 года.

В настоящее время оно включает различные государственные институты, общественные организации, межведомственные структуры, объединения родителей и педагогов, взрослых и детей, взаимодействующих друг с другом с целью создания условий для эффективного развития системы воспитания и дополнительного образования детей.

3. Одним из важных условий эффективности системы воспитания и дополнительного образования детей является реализация комплексных целевых программ, способствующих единству не только обучения и воспитания, но и единству действий государственных и общественных структур, как субъектов развивающейся системы воспитания и дополнительного образования детей, что влечет за собой высокие результаты ее эффективности.

4. Результативность вхождения государственно-общественного управления развитием системы воспитания и дополнительного образования детей подтверждается качественными и количественными показателями, определяющими динамику, а также развитие потенциала системы, расширение ее педагогических, организационных и ресурсных возможностей для реализации социального заказа.

Это становится возможным в связи с тем, что система является открытой, информационно обеспеченной, состоящей из самостоятельных структур, объединенных общими задачами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что переход от государственного к государственно-общественному управлению развитием системы воспитания и дополнительного образования детей является актуальным, особенно на муниципальном уровне.

Этого требует модернизация и реформирование российского образования.

К настоящему времени резко повысился интерес к вопросам воспитания и дополнительного образования детей не только в педагогическом сообществе, но и в обществе в целом. Это вызвано острыми социальными проблемами, возникшими в последнее десятилетие.

В связи с этим повышается потребность в разработке наиболее эффективной системы воспитания и дополнительного образования детей на разных уровнях.

В центре внимания нашего исследования было рассмотрение этой проблемы на муниципальном уровне.

Исследование проводилось на базе образовательных учреждений города Сургута, являющегося экономически развитым городом Крайнего Севера. Его социально-экономические, культурные, экологические условия были учтены при разработке единой системы воспитания и дополнительного образования детей.

Эта система представляет собой совокупность разнообразных программ, учреждений, социальных государственных и общественных институтов.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение педагогического опыта показали актуальность проблемы перехода от государственного к государственно-общественному (а впоследствии — к общественно-государственному) управлению образованием.

2. Воспитание и дополнительное образование детей на муниципальном уровне приобретает черты системы и представляет собой совокупность:

— разноуровневых, комплексных, общекультурных и профессионально ориентированных программ, реализуемых в образовательных учрежденияхгородских комплексных целевых программ и проектов, созданных с учётом региональных и федеральных программ;

— сети учреждений разного типа и вида, форм воспитания и обучения, реализующих дополнительные образовательные программы по различным отраслям знаний и воспитания;

— социальных институтов (семьи, Ассоциации детских и молодёжных объединений, общественных организацийорганов управления воспитанием и дополнительным образованием детей и подведомственных им учреждений и организаций, обладающих общими целями, стратегиями их достижения, технологиями системного управления и учитывающих особенности социо-культурного развития региона и города.

3. Модель государственно-общественного управления развитием образования на муниципальном уровне включает: различные государственные институты (департаменты, управления, отделы администрации города, предприятия и учреждения), общественные организации (общества, объединения, землячества) — межведомственные органы (комиссии, координационные и экспертные советы).

4. Эффективность системы воспитания и дополнительного образования детей зависит от уровня и степени взаимодействия государственных и общественных структур. При этом основными условиями ее развития являются:

— перераспределение функций управления образованием между государственными и общественными структурами города;

— осуществление органами образования роли координатора и эксперта образовательной деятельности, организуемой общественными силами города;

— реализация различными общественными структурами своей деятельности на основе единства и целостности подходов к воспитанию и дополнительному образованию детейсоздание независимых экспертных групп, состоящих из представителей государственных и общественных органов, предприятий, организаций и ведомств;

— использование комплексных программ и проектов как основы сотрудничества субъектов системыинформационное обеспечение совместной деятельности государственных и общественных структур.

5. Опытно-экспериментальная проверка разработанной модели управления подтверждается ее результативностью и следующими качественными показателями:

— активизацией мер по повышению социального статуса воспитания в городском сообществе, «педагогизации» городской средыизменение ценностей в сознании детей, молодёжи, родителей;

— укреплением роли науки, повышением уровня научно-методического обеспечения, развитием профессионального уровня управления воспитательной деятельностью, творческого потенциала участников образовательного процесса;

— усилением системообразующей роли Департамента в упрочении связей с общественными организациями, учреждениями, предприятиями, средствами массовой информациивключением их в процессы воспитания и дополнительного образования;

— совершенствованием финансирования и материально-технического обеспечения системы воспитания и дополнительного образованиясозданием комфортных условий для реализации разнообразных интересов детей и взрослых;

— учётом использования возможностей морального и материального стимулирования деятельности педагогических работников, а также количественными показателями:

— рост числа индивидуальных и коллективных субъектов системы, участвующих в воспитании и дополнительном образовании детей;

— увеличение количества договорных отношений между ними, способствующих расширению и углублению возможностей образовательного пространства города;

— расширение сферы дополнительного образования (направлений и видов деятельности, объектов и баз — филиалов обучения) и увеличение числа детей, охваченных имснижение преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Формирование готовности к профессии педагога дополнительного образования у студентов педколледжа. Автореф.кадн. пед. Наук, М., 2001., 22с.
  2. Г. А. Социальное проектирование. Минск: Народная асвета, 1978.-268с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш.шк.1980. — 308с.
  4. Анисимов В. В. Формализованная педагогика. М., ИРПО МО РФ, 2000.
  5. В.Г. Системность и общество. М., 1980. — с.203−204
  6. В .Н. Организационно-педагогические условия взаимодействия регионального и муниципальных органов управления образованием. Автореф. канд.пед.наук -М., 2000,19с.
  7. И.М. Социально-педагогические условия управления развитием региональной образовательной системы. Автореф.канд.пед.наук-М., 1997, 25с.
  8. П.П., Артемьев И. А., Кошелева Л. Н., Смердов С. А., Чемакин Ю. А. Демографические процессы и психическое здоровье жителей города Сургута . Сургут: Дефис, 1998, — 128с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -193с.
  10. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М. 1998.
  11. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. -М.: Наука, 1993. 240с.
  12. B.C. Школа «диалога культур» /Советская педагогика. -1987. -«11,с.29−30.
  13. П.П. Задачи и методы новой народной школы /Избр.пед.произв., 1961. -340с.
  14. П.П. Школа и общественный строй /Избр.пед.произв. -М., 1961.-401 с.
  15. Большая советская энциклопедия. М., 1975, т.20.
  16. Блэк Сэм Паблик Рилейшенз Что это такое? М.: Модино пресс, 1990 г.-240с.
  17. Васильев В .В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой
  18. Ю.В. Педагогическое управление в школе: Теоретико-методический аспект: Автореф.дисс.д-ра пед.наук. -М.: 1992. -40с.
  19. И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕССД998. — 640с.) с. 386.
  20. Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды. Автореф. Ростов-на-Дону, 1999.
  21. Г. К. Социально-педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования. Автореф.канд.пед.наук, М., 1998,17с.
  22. Э.Й., МайминасЕ.З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981. — 328с.
  23. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 192с.
  24. М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся. Автореф. Канд.пед.наук, М., 2001, 22с.
  25. Г. Г. Перестройка школы. Проблемы управления. -Казань: Тат.кн.изд-во, 1990. 206с.26. г. „Первое сентября“, 1 сентября 1995 г.
  26. О.С. „Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки“.
  27. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы /Газман О.С., Вейс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования. -М., 1995. С. 27,33.
  28. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1982. -535с.3 0. Гершунский B.C. Философско-методологические основания стратегии образования в |России. М. 1993.
  29. С.А. Понимание и рефлексия при проектировании инноваций в образовательном учреждении /Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: Мат. Всеросс.науч.-практ.конф. Тюмень, 1998.
  30. Гимназические стандарты Петербурга СПб.: Комитет по образованию Санкт-Петербурга, 1993. — 1993. — 143с.
  31. В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей /Отв.редактор: Горячев Ю. А. М.: Центр „Школьная книга“, 2001, 224с.
  32. Ю .В., Давыдов В .В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования /Педагогика. 1994. — № 6. -с.31−37.
  33. И.П. Организационно педагогические основы управления реализацией образовательных программ общеобразовательных учреждений в современных условиях. Дисс.канд.пед.наук, М., 2000, 186с.
  34. JI.А. Образовательное пространство городского района как фактор развития гуманистических воспитательных систем. Автореф. Канд.пед.наук, М. 2001, 29с.
  35. Э.Д. Закон Российской Федерации „Об образовании“. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 52 с. -(серия „Федеральный закон“).
  36. Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации Автореф.докт.дис. СПб. 1994.
  37. Э.Д. Современная школьная реформа в России. С.437
  38. Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России. М.: -Интерпракс, 1994, 248с.
  39. Э.Д. Школьная реформа между „вчера“ и „завтра“, М. 1996
  40. Е.Б. Путешествие к истокам./ Педагогика, 1993, № 3.
  41. Е.Б. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5−7 классов на уроках и во внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 1994 (в соавт. с Петраковой Т.И.).
  42. Е.Б. Земля родная. Пособие для учителей и классных руководителей. 5 класс. М.: Прогресс, 1994 (в соавт. с Петраковой Т.Н.).
  43. В .И. Методологические проблемы социально-педагогического проектирования и программирования на современном этапе /Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: Мат.Всеросс. науч.-практ.конф. Тюмень, 1998.
  44. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  45. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Учеб. пособие для студентов педагогич. бакалавриата, педагогов-практиков. СПб, 1995. -234с.
  46. И.И. Культурологический аспект образования на пороге XXI в. //Школа, 1999.
  47. Закон Российской Федерации „Об образовании“. М.: Новая школа, 1992.-56с.
  48. А.И. Развитие российского образования в динамично изменяющейся социально-экономической среде: состояние, пути решения, перспективы. М.: ИОО МО РФ, 2000.
  49. Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-методический аспект) ч.1, Ярославь, 2000 г. 74с.
  50. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1989, — 83с.
  51. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) -Автореферат докт.дис. СПб, 1995.-32С.
  52. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб: „Петербург — XXI век“ — с ЗАО „Пресс-Атташе“, 1997. — 16-с.
  53. И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. Автореф.канд.пед.наук, М., 2000, 22с.
  54. В.А. Школа на пороге перемен: (Беседа с дир.шк. № 825 Москвы. Засл.учит.шк. В. Караковским) /Аргументы и факты. -1988.-№ 4. -с. 1−2.
  55. В.А. Система систем. М.: „Прогресс-академия“, 1995.
  56. А.Ф. О модернизации общего образования /Дидакт. 2001. -№ 3.
  57. С. Научные основы административного управления: Пер. с польск. /Под ред. Л. Н. Качалиной. -М.: Экономика, 1979. -232с.
  58. Ю.М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -170с.
  59. В.П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе. Казань: Тан-заря, 1995. — 142с.
  60. В.Ф. Теория и практика педагогического управления в школе. М., 1991.
  61. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.-ОренбургД996.
  62. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск. 1978.
  63. Краткий словарь по социологии /Под общ.ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. — 479с.
  64. Н.М. Научно-организационные основы совершенствования управления дополнительным образованием школьников. Автореф. канд.пед.наук, Йошкар-Ола. 2000,23с.
  65. Кунц Г., 0: Доннел Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — Т.1−2.
  66. B.C. Управление на пороге новой эпохи. Ж."Педагогика». 1995.-№ 5).
  67. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под редакцией В. С. Лазарева. М: Центр соц. И эк. Иссл., 1995. — 158с.
  68. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи /Педагогика. 1995. -№ 5. -с.12−18
  69. O.E. Демократические школы в Петербурге. Проблемы управления развитием региональной образовательной системы, СПб, ЦПИ, 1996.- 168с.
  70. O.E. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования. Автореф. Дис.докт.пед.наук. — СПб., 1992. — 38с.
  71. И.Я. О соотношении обучения и воспитания.-М., 1988.
  72. Т.Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. -Екатеринбург, Издательство Дома учителя, 2001. 269с.
  73. В.И. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в институтах усовершенствования учителей. Автореф. канд.пед. наук, М., 1998, 21с.
  74. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Издательство «Образование-Культура», 1998.-344с.
  75. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга в региональных стандартов в управлении. СПб, 1992. — 78с.
  76. Материалистическая диалектика как общая наука развития. -М.: Наука, 1982. 496с.
  77. Методические рекомендации по использованию профессиограммы директора общеобразовательной школы в системе повывшения квалификации руководящих педагогических кадров. Л.: Изд-во НИИ ООВ АПН СССР, 1986. — 49с.
  78. E.H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. -М., 1929. Т. З 220с.
  79. Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся. Педобщество России, М. 2001.
  80. Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб.науч. статей /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой — М.: Изд. РОУ, 1995. — 144с.
  81. H.A. Дополнительное образование как одно из направлений воспитания в непрерывном образовании. М., 2000.
  82. Дж. Л Целевое управление организацией /Пер. с англ. Под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. радио, 1979. — 144с.
  83. Некоторые вопросы научной организации педагогического труда. М. 1997.
  84. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием /Под ред.Н. Д. Малахова. М: Новая школа, 1997.-96с.
  85. Об итогах реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы и основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002−2004 годы. Решение Коллегии Минобразования России, с. 14.
  86. Общее среднее образование России 2001−2002г.г. Часть 3. Приказы, решения коллегий, инструктивно-методические письма Министерства образования Российской Федерации. Москва ПРО-ПРЕСС. 2001.
  87. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 725—слов и 7500 фразеологических выражений/Российская Академия Наук- Институт русского языка- Российский фонд культуры. -М.: АЗЪ, 1992. -960с.
  88. A.A. Методологические проблемы исследования процйесса управления общеобразовательной школой, М., 1973.
  89. A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. -М., 1991. 184с.
  90. Основы внутришкольного управлени /Под ред.П. В. Худоминского. -М.: Педагогика, 1987. 168с.
  91. Педагогическая энциклопедия в 3-х т. M.-JL, 1929.
  92. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы /Под ред.О. В. Лебедева. СПб.- ЦПИ, 1994. — 199с.
  93. Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5−7 классов на уроках и во внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 1994 (в соавт. с Е.Б.Евладовой).
  94. Т.И. Земля родная. Пособие для учителей и классных руководителей. 5 класс. М.: Прогресс, 1994 (в соавт. с Е.Б.Евладовой).
  95. Т.И. Воспитание без назидания. Внешкольник, 1997, № 10.
  96. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Опережающее управление: Сокр.пер. с англ.-М.: Экономика, 1984.- 167с.
  97. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Автореф.дис.д-ра.пед.наук М., 1994. — 21с.
  98. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: Состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования М.: Новая школа, 1998. 176с.
  99. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.:Новая школа, 1997.-352с.
  100. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя. К.: Рад.шк., 1988.
  101. Проблема результата и качества деятельности учреждений долполнительного образования детей. Материалы научно-практической конференции, 3−5 июня 1997, Ярославль.
  102. Проблемы профильного обучения в контексте непрерывного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара. Декабрь 2001 г.
  103. Прогнозное социальное проектирование (методологические и методические проблемы) Ютв.ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1989. -256с.
  104. Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя: Межвузовский сборник научных трудов. -Д., 1991.- 160с.
  105. Психология. Словарь /Под общ.ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  106. Рабочая книга по прогнозированию/Редкол.: И.В.Бестужев-Лада (отв.ред.). М.: Мысль, 1982. -430с.
  107. Развитие социально-педагогической инфраструктуры в условиях городу Сургута /Проблемы применения диагностического прямого развивающего обучения в общеобразовательной школе: Мат.регион.науч.-практ.конф. Томск, 1998. — cl 12−115
  108. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений. Монография /Под ред.В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. М.: Изд-во АСОПиР РФ. — 1998. — 208с.
  109. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 1980. 206с.
  110. Н.И. Диверсификация системы образования /Управление в образовании. Материалы Международного семинара.- СПб.: «Образование», 1996. с.8−31
  111. Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования. Дис. на соискание степени канд.
  112. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Учебное пособие. СПб, СПГТУ, 1996. -140с.
  113. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. -Ярославль. 1999. 117с.
  114. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Изд-во Большая Росс. Энциклопедия, 1993. — Т.1.- 608с.
  115. В.П. Педагогический менеджмент% 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., 1997. 264с.
  116. Системные исследования: Методологические проблемы /Ежегодник, 1987. -М.: Наука, 1988. 495с.
  117. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
  118. В.А. Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт: Межвуз.сб.науч.тр.- М.: Прометей, 1990. -222с
  119. В.И. Терминологический словарь Института педагогических инноваций РАО.
  120. Словарь по управлению для руководителей системы образования /Под ред. Бараевой О.Ю. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. — 98с.
  121. Современное состояние и перспективы развития городской системы дополнительного образования детей и подростков. Челябинск: ЧГПУ, 1988 173с.
  122. Современный словарь иностранных слов: 0к.20 000 слов. СПб.: «Дуэт», 19 994. — 752с.
  123. А.Н. Технология развития инновационных процессов в муниципальной системе образования. Автореф. Канд.пед. наук -Екаберинбург, 2000, с.22
  124. . Н.Я. Социально-педагогическая инфраструктура как фактор инновационного развития городской муниципальной образовательной системы. Автореферат. Оренбург, 1999 г.
  125. М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М.: МГОПУ, 1999.
  126. Типовое положение в общеобразовательном учреждении.
  127. А.П. Инновационные процессы в образовании /Инновационные процессы в образовании. П Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб.ст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — с.3−27.
  128. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. Поташника М. М., Лазарева B.C. М.: Новая школа, 1995. — 464с.
  129. Управление современной школой (размышления руководителя) /Под ред. В. Ю. Кричевского, СПб, 1998.-203с.
  130. Федеральная программа развития образования. Вестник образования, июнь 2000 г.
  131. Философский энциклопедический словарь /Ред. С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815с.
  132. И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография /Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999. 256с.
  133. Хикс 4P. Основные принципы планирования эксперимента: Пер. с англ.- М.: Мир, 1967. 406 с.
  134. В.И. Основные вопросы организации школы в России. СПб. 1909.
  135. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перер. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996, — 320с.
  136. Шакуров Р.Х.Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. -М.: Просвещение. 1990. -208с.
  137. Т.Н., Давыденко Т. М., Рогачёва H.A. Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы. Архангельск: Изд-во Поморского международного пед. ун-та, 1995. — 161с.
  138. С.Д. Пед.соч.: В 4 т. Т.1М., 1962.
  139. Н.И. Теоретико-методологические императивы модернизации института образования (социологические подходы): Автореф. с. 17.
  140. К.Д. О народности в общественном воспитании.Собр.соч.Т.2.М.-Л.1948.С.165.
  141. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и рпактическая реализация). -М.: Новая школа, 1996. -352с." «> <
  142. Модель государственно-общественного управления развитием системы воспитания идополнительного образования детей города Сургута
  143. Органы дет. самоуправления1. Детские общ. организации1. Педагогические советы1. Клубы: профессионал. выходного дня
  144. Группы поддержки родителейгев и о в. с о ва2 ми1. Й, а и о С н1. Б и
Заполнить форму текущей работой