Теоретические и методические основы учебника по русскому языку как иностранному для средней школы Латвии
Диссертация
Положение о главенствующей роли учебника в системе средств обучения в настоящее время является общепризнанным. Однако, несмотря на огромный и в целом весьма успешный опыт написания различных учебных книг по русскому языку как иностранному, перед учёными-лингвистами и методистами-практиками по-прежнему стоит задача разработки учебников нового поколения, в которых отразились бы современные подходы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы создания учебника по русскому языку как иностранному в Латвии
- 1. 1. Анализциолингвистическойтуации в Латвии и причины, обусловившие необходимостьздания учебника РКИ для латышской школы
- 1. 2. Дидактические основы построения учебника русского языка как иностранного
- 1. 2. 1. Общие требования к школьным учебникам
- 1. 2. 2. Типология учебников иностранных языков. ЗЗ
- 1. 2. 3. Теоретичие овы проения коммуникативно-деятельнного учебника
- 1. 3. Психологические основы построения учебника русского языка как иностранного для средней школы
- 1. 3. 1. Характерика возрных бенней учащи
- I. 3. 2. хологичие и холингвичие овы обучения инранному языку учащиаршего школьного возра 59 I. 4. Лингвичие овы проения учебника ркого языка как инранного
- I. 4. 1. Место и роль текста в процессе обучения русскому языку как инранному
- I. 5. Культуроведческий аспект обучения РКИ и его отражение в коммуникативно ориентированном учебнике
- I. 6. Выводы
- Глава II. Принципы создания и содержание учебника по русскому языку как иностранному для латышской средней школы
- II. 1. Общая характеристика учебника «Путь»
- II. 1. 1. Анализ учебников и стандартов по русскому языку как инранному для латыой школы
- II. 1. 2. Тип учебника «Путь»
- II. 1. 3. Проение учебника. Структура цикла
- II. 2. Принципыздания учебника
- II. 2. 1. Принцип коммуникативни
- II. 2. 2. Принцип интегративности.c.l
- II. 2. 2. 1. Система работы в учебнике «Путь» по обучению говорению
- II. 2. 2. 2. Система работы в учебнике «Путь» по обучению чтению
- II. 2. 2. 3. Система работы в учебнике «Путь» по обучению аудированию
- II. 2. 2. 4. Система работы в учебнике «Путь» по обучению
- II. 2. 3. Принцип дупни и пльни
- II. 2. 4. Принцип наглядни
- II. 2. 5. Принцип учёта родного (латышского) языка учащихся
- II. 3. Принципы представления лексического материала и система работы по его оению
- II. 4. Принципы представления грамматического материала и сема работыним
- II. 5. Текст и система работы с ним
- II. 5.1. Критерии отбора теов
- II. 5. 2. Сема работытеом
- II. 6. овные элементы модели учебника «Путь»
- II. 7. Эертная оценка и анализ её результатов
Список литературы
- Апхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью.-М.: Просвещение, 1988. 128 с.
- Акишина А.А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М.: Русский язык, 1981. — 175 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
- Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. — 197 с.
- Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. -М.:Просвещение, 1969. 279 с.
- Арутюнов А. Р. Конструирование и экспертиза учебника./ Ин-т р.яз. им. А. С. Пушкина.Фак. повышения квалификации преподавателей РКИ. Комис. по учеб. — М., 1987. — 109 с.
- Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.:Русский язык, 1990. — 155 с.
- Арутюнов А.Р., Костина И. Коммуникативная методика РКИ и иностранных языков. М.: ИРЯП, 1992. — 147с.
- Арутюнов А.Р., Трушина Л. Б., Чеботарёв П. Г. Многофакторный количественный анализ учебников иностранных языков.// Содержание и структура учебника русского языка как иностранного./ Сост. Трушина Л. Б. М.: Русский язык, 1981. — С. 58−76.
- Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения(лингвистический и дидактический аспекты) -Автореферат дисс.. докт. пед.наук. М., 1997. — 41 с.
- Баграмова Н.В. Влияние психологических процессов на речевое поведение билингва.// Языковая система и социокультурный контекст. СПб.: Пригода, 1997. — С.54−63.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1979. -423 с.
- Бейлинсон В.Г., Зуев Д. Д. О функциональном походе к оценке школьных учебников // Проблемы школьного учебника. Вып. 5. — М. -.Просвещение, 1977.-42−54.
- Беляев В.Б. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. /2-ое изд. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Бердичевский А.Л. Является ли русский язык международным?// Мир русского слова, № 1, 2000. С.29−37.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: ВГУ, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1988. 160 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
- Бим И. Л. Ключевые проблемы теории учебника: структура и содержание.// Содержание и структура учебника русского языка как иностранного./ Сост. Трушина Л. Б. М.: Русский язык, 1981.- С. 9 -16.
- Брагина А.А. Лексика языка и культура страны: Изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. М.: Русский язык, 1986. — 152 с.
- Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998.
- Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. — 309 с.
- Бухбиндер В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста.// Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев: Вища школа, 1978. — С.30−31.
- Васильев С.А. Синтез смысла при понимании текста. Киев: Наукова думка, 1988.- 240 с.
- Васильченко Э., Казесалу Т. Системный подход к циклу уроков в коммуникативно ориетированном учебнике.// Теория и практика создания коммуникативно ориентированных индивидуализированных учебников русского языка. Таллинн, 1988.- С. 54−56.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М: Русский язык, 1980. — 320 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура./ 4-е изд, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990.- 245 с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности./ Григорьева В. П., Зимняя И. А., Мерзлякова В. А. и др. М.: Русский язык, 1985.-116 с.
- Витлин Ж.П. Обучение взрослых иностранному языку. М.: Педагогика, 1978. — 166 с.
- Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп.- М.: Просвещение. 1979. — 289 с.
- Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Воробьёв В. В. Культурологическая парадигма русского языка:-336 с. теория описания языка и культуры во взаимодействии. М.: ИРЯПД996. — 75 с.
- Воробьёв В.В. Лингвокультурология. Теория и методы. М.:Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. — 332 с.
- Воробьёв В.В. Лингвокультурологема как единица поля.// Русский язык за рубежом, 1996, № 4. С. 73 — 81.
- Воробьёв В.В. Лингвокультурология в кругу других гуманитарных наук.// Русский язык за рубежом, 1999ь № 2.- С.76−82.
- Воробьёв В. В. О статусе лингвокультурологии.// Доклады и сообщения российских учёных. Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. -М., 1999 г.- С. 96−117.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 390-с.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. -М: Русский язык, 1984. 144 с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981. 139 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М: Русский язык, 1993. — 371с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень/ Владимирова Т. Е. и др. М.-СПб. :Златоуст, 1999. -28 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение./ Нахабина М. М. и др. М- СПб.-.Златоуст, 1999. — 32 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение/ Андрюшина Н.П.и др.- М.- СПб.: Златоуст, 1999. 36 с.
- Дэвидсон Д., Митрофанова О. Д. Стратегия обучения и распространения русского языка в странах мира.// Русский язык за рубежом, 1994, № 2. С. 83 — 88.
- Дешериева Ю.Ю. Эстетический потенциал коммуникативно ориентированного учебника.// Теория и практика создания коммуникативно ориентированных индивидуализированных учебников русского языка. Таллинн, 1988. — С. 91−92.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие/ Под. ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М: Наука, 1984. — 268 с.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.:Наука, 1982. -159 с.
- Журавлёва Н.А. Языковая среда как обучающий фактор, резерв повышения эффективности краткосрочного обучения русскому языку. Автореф.дисс. канд. пед. наук. М., 1981.- 20 с.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999.- 382с.
- Залевская А. А. Вопросы теории овладения вторым иностранным языком в психолингвистическом аспекте . Тверь. ТГУ, 1996. -195 с.
- Залевская А.А. Понимание текста: Психолингвистический подход.-Калинин: КГУ, 1988.-96 с.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М.: Русский язык, 1981.- 113 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М: Логос, 1999. — 384с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-М.: Просвещение, 1991.-221 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М: Русский язык, 1989.-219с.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения.// Оптимизация речевого воздействия./ Под ред. Р. Г. Котова. М.:Наука, 1990. — С.161−169.
- Зуев Д.Д. Школьный учебник. М: Педагогика, 1983.- 240 с.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М: Русский язык, 1981. — 144с.
- Иевлева З.Н. Типовой грамматический материал в учебнике русского языка.// Содержание и структура учебника русского языка как иностранного./ Сост. Л. Б. Трушина. М: Русский язык, 1981.1. С. 128- 138.
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании.// Русский язык за рубежом, 1994, № 1. С.77−85.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М: Русский язык, 1981.- 160 с.
- Канарская О.В. Инновационное обучение. СПб: Лики России, 1997.-476 с.
- Капитонова Т.И. Современные концепции обучения русскому языку как иностранному.// Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Л: Изд-во ЛГТех. ун-та, 1991.- С. 16−20.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М: Наука, 1987.-263 с.
- Клобукова Л.П. История создания и современное состояние российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному.// Преподаватель, № 4, 1998. С. 3 — 7.
- Клобукова Л.П. Российская государственная система уровней владения русским языком как иностранным в контексте европейских образовательных стандартов и тестов.// Доклады и сообщения российских учёных. Материалы IX конгресса МАПРЯЛ -М., 1999.-С.216−230.
- Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики.// Язык, сознание, коммуникация. Вып. 1. М., 1997.-С. 25−31.
- Ковтун Н.О., Морковкин В. В. Отражение лексической системы в учебниках русского языка для иностранцев.// Содержание и структура учебника русского языка как иностранного./ Сост. Л. Б. Трушина. -М.: Русский язык, 1981.- С.145−153.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1979. -221 с.
- Коммуникативное обучение иностранным языкам: Межвузов, сб. научн. тр. Пермь-Москва: Перм.гос.техн.ун-т, 1998. -303 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989. -255с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -207 с.
- Кон. И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.-175 с.
- Костомаров В.Г. Русский язык в современном диалоге культур.// Русский язык за рубежом, 1999, № 3. С. 77 — 85.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Единицы семиотической системы русского языка как предмет описания и усвоения.// Доклады и сообщения российских ученых. Материалы IX конгресса МАПРЯЛ -М., 1999.-С. 252−259.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1988, — 157 с.
- Костомаров В.Г., Прохоров Ю. Е., Чернявская Т. Н. Язык и культура. Новое в теории и практике лингвострановедения. Доклад на VIII Конгрессе МАПРЯЛ. М., 1994. — 48 с.
- Крайг Грэйс Психология развития. СПб: Питер, 2000. — 988 с.
- Красных В.В. Стереотипы: необходимая реальность или мнимая необходимость.// Доклады и сообщения российских ученых. Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. М., 1999. — С. 266 -272.
- Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 335 с.
- Кудряшов А. И. Обучение говорению.// Методика./ Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1980. — С. 114 -126.
- Кутузова Г. И., Левина В. И., Перфилова И. Л. Концепция учебного пособия по общеобразовательным дисциплинам на неродном для студентов языке.// Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Л.: Изд-во ЛГТех. ун-та, 1991. — С.32−33.
- Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ, 1999. — 224 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
- Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации.// Синтаксис текста. — М.: Наука, 1979 2. С. 18 — 37.
- Леонтьев А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема.// Иностранные языки в школе, 1972, № 1. С. 24 — 30.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному(психолингвистические очерки). М.: Изд-во МГУ, 1970.-88 с.
- Леонтьев А.А. О речевой ситуации и принципе речевых действий.// Русский язык за рубежом, 1968, № 2. С. 19−22.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М: Смысл, 1999. -287 с.
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла.// «Школа 2000» Концепция программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы.- М.: «Баллас» «Инфо», 1997. — С. 9 -23.
- Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии.// Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: Вища школа, 1979j.1. С.7−17.
- Леонтьев А. А. Психология общения./ 3-е изд. М.: Смысл, 1999. -365 с.
- Леонтьев А.А. Функции иллюстрации в учебнике иностранного языка.// Психолингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: Вища школа, 1979. — С. 237- 246.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.- 214 с.
- Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира.// Язык и сознание: парадоксальное и рациональное. М.: Наука, 1993. — С.16−21.
- Лернер И.Я. О дидактических основаниях построения учебника.// Проблемы школьного учебника. Вып. 20. М.: Просвещение, 1991. С. 18−26.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Лысакова И.П. Теоретические основы современной методики преподавания русского языка как иностранного.// Вестник МАПРЯЛ, № 27, 1999,. С .29−33.
- Лысакова И.П. Что такое современный русский язык и как учить ему иностранцев?// Перспективы: культура, язык, образование./ Под ред.С.Лайхиала-Канкайнен, И. П. Лысаковой & С. А. Расчётиной. Juvaskyla, 19 992. — С. 114−121.
- Мерлин B.C. Принципы психологической характеристики типов личности.// Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С.226 — 249.
- Методика./ Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1980. -180 с.
- Методика обучения русскому языку как иностранному. Курс лекций./ Под ред. И. П. Лысаковой и Т. И. Чижовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 224 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного./ Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г., Вятютнев М. Н. и др.-М.: Русский язык, 1990,. 268 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов. / Под ред. А. Н. Щукина.-М.: Русский язык, 19 902.-231 с.
- Метса А., Казесалу Т., Васильченко Э., Ы.Вахар Лекции по методике преподавания русского языка. Таллинн: Валгус, 1986. — 240 с.
- Митрофанова О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца XX века.// Доклады и сообщения российских учёных. Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. М., 1999. — С.345 -363.
- Морковкин В.В., Кочнева Е. М. Лексика в обучении русскому языку.// Методика./ Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Русский язык, 1980. -С.84- 101.
- Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода.// Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст.- М.: Наука, 1984.- С. 154−162.
- Московкин Л.В. оптимизация обучения иностранных студентов-нефилологов грамматическому аспекту русского языка: Автореф. .дис. док. пед. н. Санкт-Петербург, 1999. 45 с.
- Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения(русский язык как иностранный, начальный этап). СПб.: СМИО Пресс, 1999. -160 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М: Academia, 1997. — 431 с.
- Найфельд М.Н. Грамматический материал в обучении русскому языку иностранцев и виды упражнений.// Методика/ Под ред. А. А. Леонтьева. -М.: Русский язык, 1988. С. 68−83.
- Национально-культурная специфика речевого поведения. -М.:Наука, 1977.-352 с.
- Норейко Л.Н. Современное лингводидактическое тестирование в свете коммуникативной теории.// Преподаватель, № 4, 1998. С. 8 -10.
- Носович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе, 2000, № 1.-С.11−16.
- Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв./ Под. ред. И. В. Рахманова. М.: Педагогика, 1972.-318 с.
- Основы методики обучения иностранным языкам. М: Русский язык, 1977.- 215 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур.- Липецк, 1999. 160 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
- Перспективы: культура, язык, образование./ Под ред. С. Лайхиала-Канкайнен, И. П. Лысаковой & С. А. Расчётиной. Jyvaskyla 1999. — 332 с.
- Платонов К.К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности/ Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — С.187 -208.
- Платонов Ю.Л., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб: Изд-во СПбГУ, 1993. 109 с.
- Полушина Л.Н. Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 15 с. .
- Попова Т.И., Юрков Е. Е. Уровень коммуникативной компетенции как объект тестирования.// Преподаватель № 4, 1998. С. 10 — 17.
- Пороговый уровень. Руский язык. Том 1. Повседневное общение / Под ред. О. Д. Митрофановой. Совет Европы Пресс, 1996. -225 с.
- Приедите А. Язык. // Интеграция общества в Латвии. Концепция государственной программы. Рига, 1999. — С. 6−7.
- Проблемы коммуникативно-ориентированного учебника. Тезисы докл. межвуз. научно-метод.конф. Тарту: ТГУ, 1986. — 158 с.
- Проблемы школьного учебника. М: Просвещение, Вып. 1 — 20, 1974−1990.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Педагогика-пресс, 1996.- 215 с.
- Психология билингвизма. М.: МГПИИЯ, 1986. — 152 с.
- Райе Филип Психология подросткового и юношеского возраста. -Питер: СПб, 2000. 616 с.
- Рахимов А.З. Логико-психологическая концепция разработкишкольных учебников.// Проблемы школьного учебника. Вып.20. -МгПросвещение, 1990. С.27−33.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке.- М.: Высшая школа, 1980. -120 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная и педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. — 412с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Рогова К.А. Чтение как вид речевой деятельности в составе сертифицированного тестирования.// Преподаватель № 4, 1998. -С.17−18.8
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 127 с.
- Россия и Запад: диалог культур. М: Центр по изучению взаимодействия культур, 1994. — 232 с.10)Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1975. -264 с.
- Рудик П. А. Педагогические и психологические основы наглядности в обучении иностранным языкам.// Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам./ Под. ред. В. А. Артемова, И. В. Карпова, И. В. Рахманова. — М.: Учпедгиз, 1947. С. 104 — 124.
- Русское слово в лингвострановедческом аспекте. Воронеж: Изд-во1. ВГУ, 1987.-168 с.
- Рябова Т.В. О применении концепции управления усвоением в обучении русскому языку иностранцев.// Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М.: Русский язык, 1977. -176 с.
- Романова Е.Н. Теоретические и практические основы учебника английского языка для 11 классов средней общеобразовательнойшколы. Автореферат дис.канд. пед. наук. Владимир, 1999. —16 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.- 504 с.
- Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: Истоки, 1996.-239 с.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981.-248 с.
- Скалкин В. Л. Сферы устноязычного общения и обучение речи.// Русский язык за рубежом. 1973, № 4. С. 43 — 48.
- Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.: Русский язык, 1990.- 176 с.
- Содержание и структура учебника русского языка как иностранного./ Сост. Трушина Л. Б. М.: Русский язык, 1981. — 288 с.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические особенности изучения текста. Автореф.дисс. .докт. филол. н. М., 1988. — 52 с.
- Сорокин Ю.А. Текст и его национально-культурная специфика //
- Текст и перевод./ Под ред. Швейцера А. Д. М.: Наука, 1988. -С. 76−84.
- Стефаненко Т. Этнопсихология. М: Институт писхологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе./ Под. ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова -М.: Педагогика, 1981. 456 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования. М: Педагогика, 1983.-352 с.
- Теория и практика создания учебных пособий по общеобразовательным дисцилинам на неродном для студентов языке./ Кутузова Г. И., Левина В. И., Перфилова И. Л. СПб.: Изд-во СПбТГУ, 1998.-40 с.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1996. — 284 с.
- Теория и практика современного учебника иностранного языка. -М.: МГПИИЯ, 1987. 144 с.
- Теория и практика создания коммуникативно-ориентированных индивидуализированных учебников русского языка. Тезисы докладов международной конференции 27.09. 2.10. 1988.-Таллин, 1989.-287 с.
- Ткаченко Л. П. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.// Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включённое обучение)./ Под ред.А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. -С. 141−143.
- Товпинец И.П. Концепция учебника и его структурирование.// Проблемы школьного учебника. Вып. 20. М. :Просвещение, 1990.1. С. 34−44.
- Тураева З.А. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. -М.: Просвещение, 1986. 126 с. 176.)Турунен Н. Русский учебный текст как разновидность дидактического дискурса. Juvaskula: University of Juvaskula, 1997.-200 с.
- Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному. / Под ред. Морковкина В. В. и Трушиной Л. Б. — М: Русский язык, 1986. 204 с.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М: Высшая шк., 1989. — 156 с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во М^дов. ун-та, 1993 — 122 с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М, 1994. -58 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. — 238 с.
- Харченкова Л.И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. СПб.: «Сударыня», 1993. -142 с.
- Харченкова Л.И. Диалог культур как лингводидактическая категория.// Перспективы: культура, язык, образование./ Под ред.С.Лайхиала-Канкайнен, И. П. Лысаковой & С. А. Расчётиной.- Juvaskyla, 1999. C.78−89.
- Шанский H.M. Текст как лингвистическая и методическаякатегория.// Актуальные проблемы русистики. Л: Просвещение, 1991.- С.91−120.18брШатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л: Изд-во ЛГУ, 1985. — 56 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
- Шатилов С. Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту устной речи на иностранном языке в школе и вузе.// Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т 454. Л., 1971.-С. 1−63.
- Штульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1971. — 144 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
- Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-428 с.
- Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М: Русский язык, 1984. — 126 с.
- Этнокультурная специфика языкового сознания: Материалы семинара «Язык, сознание, культурагмежэтнический аспекты. М.:Ин-т языкознания, 1996.- 226 с.
- Юрков Е.Е., Беликова Л. Г., Ерофеева И. Н., Попова Т. И., Хорохордина О. В. Говорение как вид речевой деятельности.// Вестник СПбГУ. Сер.2, 1996, вып.2. С. 40−50.
- Язык и культура: Сб.обзоров./ Рос.акад.наук.Ин-т научной информации по общественным наукам. М: ИНИОН РАН, 1999−109 с.
- Якушев М.В. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка.// Иностранные языки в школе, 2000, № 1.- С. 16−23.
- Didaktische Theorien /Gudjons Herbert, Winkel Rainer. Hamburg: Bergmann und Helbig, 1999. 148 S.
- Latviesu valodas prasmes lTmenis/ I. Grlnberga, G. Martinsone un cit. Council of Europe Publishing, 1997. — 205 1pp.
- Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of reference. Council for Cultural Co-operation. Education committee. Strasbourg, 1998. 224 p.
- PamatizglltTbas standarts krievu valoda. Riga 1992. — 22 1pp.
- Parskats par svesvalodu maclsanu Latvijas Republikas visparizglltojosajas skolas. 1999/ 2000 m.g. Izglltlbas un zinatigLU ministrija. Informatikas un saimnieclskas vadTbas departaments. 4 krajums. Riga, 2000. — 147 1pp.
- Videjas izglltibas standarts krievu valoda. Riga 1993. — 13 1pp.
- Vienota macibu satura, ta metodiska nodrosinajuma un parbaudes darbu satura un vertesanas prasTbu izstrade svesvalodam (angju, vacu, francu un krievu) vidusskolai./ Andrenovica S., Kalve H., Marcenko J., Maslo I. Riga 1999(manuskripts)1.
- Программа по русскому языку IV VIII классы. — Рига: Звайгзне, 1983.- 124 с.
- Райт Э. Если будешь буквы знать . Krievu valodas macibu gramata. 1. macibu gads.- Riga: Zvaigzne ABC, 1994. 168 1pp.
- Trofimova N., Ivanova Т., Gorohovska E. Krievu valoda 10. klasei. Riga: Zvaigzne ABC, 1994. 212 1pp.
- Trofimova N., Ivanova Т., Gorohovska E. Krievu valoda 11. klasei. Riga: Zvaigzne ABC, 1995. 205 1pp.
- Trofimova N., Ivanova T. Krievu valoda 12. klasei. Riga: Zvaigzne ABC, 1996.-210 lpp.1.I.
- Денисова M.A. Народное образование в СССР. Лингвострановедческий словарь. М: Русский язык, 1983, — 250 с.
- Лексические минимумы современного русского языка./ Под ред. Морковкина В. В. М.: Русский язык, 1985. — 608 с.
- Саяхова Л.Г., Хасанова В. В., Морковкин В. В. Тематический словарь русского языка. М.: Русский язык, 2000. — 560 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Евгеньевой А. П. Изд. 3-е. Т. 1−4. — М: Русский язык, 1985- 1987.
- Фелицына В.П., Мокиенко В. М. Русские фразеологизмы. Лингвострановедческий словарь. -М:Русский язык, 1990. -222 с.
- Фелицына В.П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь. М: Русский язык, 1979. -240 с.
- Фразеологический словарь русского языка. / Под ред. Молоткова А. И. Изд. 4-е. — М.: Русский язык, 1986. — 543 с.
- Krievu-latviesu vardnTca. / Sast. autoru kolektlvs: A. Gutmanis, O. Loginova, L. ZIgure u.c.- 2. izd. Riga: Avots, 1988. — 603 lpp .
- Latviesu- krievu vardnTca. / Sast. autoru kolektlvs: O. Loginova, A. Gutmanis, P. Rogozi^iikovs 4. izd. — Riga: Avots, 1989. — 312 lpp .