Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода
Диссертация
Программированное обучение представляет собой особую форму самостоятельной работы, поэтому его роль и место в учебном процессе должны определяться с учетом общих психолого-педагогических положений о роли самостоятельной работы в учебном процессе. Программированное обучение — более эффективная форма самостоятельной работы, т.к. при работе с программированными учебными пособиями и техническими… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- I. 1. Педагогические аспекты учебно-исследовательской деятельности студентов
- 12. Опыт внедрения программирования в организацию учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов
- Выводы по первой главе
- Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
- II. 1. Проектирование обобщенной модели формирования учебно-исследовательской деятельности студентов
- 11. 2. Организация учебно-исследовательской деятельности испытуемых с использованием элементов программирования
- 11. 3. Обсуждение итогов опытно-экспериментальной апробации
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова Н.Т. Несловесное мышление. М.: ИФ РАН, 2002. — 234 с.
- Александров Г. Н. Вопросы методики применения технических средств обучения в учебном процессе: Методическое пособие. Уфа: УАИ, 1975. — 84 с.
- Александров Ю.И. Системные аспекты психической деятельности. М.: Эдито-риалУРСС, 1999.-С. 17.
- Алексюк А.Н. Методы обучения и методы учения. Киев, 1980. — С. 23.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛТУ, 1968. — С. 288.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественным предметам). Казань, 1983. — С. 67−123.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления.-М.: Экономика, 1991.-С. 14−19.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
- Архангельский С.И. Теоретические основы учебного процесса с использованием универсальных технических средств обучения // Новое в теории и практике обучения. Вып.2. М., 1980. — С. 6−21.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
- И. Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. -М.: Политиздат, 1972.-С. 12−13.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 347 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1984. — 96 с.
- Баранов С.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. — 367 с.
- Белкин Е.П. Технические средства обучения: Методические основы. Ярославль: ЯГПИ, 1977. — С. 24−28.
- Белкин Е.П. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: ВерхнеВолжское изд-во, 1982. — 107 с.
- Белкин Е.П., Карпов В. В., Харнаш П. И. Управление познавательной деятельностью. -Ярославль: ЯрГПИ, 1978. 58 с.
- Бережнова Е.В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов М.: Академия, 2005. — 128 с.
- Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. -М.: Знание, 1966.-С. 33.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1971. -80 с.
- Беспалько В.П. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 64 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -190 с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969. — С.72−91.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Философские проблемы исследования систем и структур // Вопросы философии. 1970. № 5. — С. 3−9.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.-270 с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения: (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. — С. 21−25- 118.
- Блох А.Я., Гусев В. А., Дорофеев Г. В. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика. М.: Просвещение, 1987. — С. 232−234.
- Богоявленский Д.Б. На пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972. — 142 с.
- Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М., 1981.-С. 17.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов. Казань: КГПИ, 1992. — 108 с.
- Виненко В.Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системно-синергетический подход. -М.: ИНФРА, 2000. С. 22.
- Волков A.M. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. -М.: МГУ, 1987.-С. 27.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. — 500 с.
- Вяткин Л.Г. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие. Саратов, 1998.- 196 с.
- Галагузова М. А. Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике // Советская педагогика. 1991. № 12. — С. 143−150.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: АПН СССР, 1966.-186 с.
- Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ). М.: МГУ, 1965.
- Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения М.: Экономика, 1993.
- Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дисс.. д-ра пед. наук. -СПб., 1995.-350 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977.-С. 105−130.
- Границкая A.C. Научиться думать и действовать. М.: Просвещение, 1991. -172 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 422 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Данилов М.А. Проблемы методологии и методики дидактических исследований. -М.: Педагогика, 1971. 184 с.
- Дрибняк A.C., Клинда В. Н., Марко П. С. Система макроструктурного программированного обучения. Современная высшая школа. М.: Высшая школа, 1988. -282 с.
- Епишева О.Б. О путях реализации межпредметных связей математики с общетехническими и специальными дисциплинами в техникумах В кн. Методические рекомендации по математике. Вып.11 — М.: Высшая школа, 1989 — 34с.
- Ерецкий М.И., Пороцкий Э. С. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов: учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1988. — С. 29−37.
- Жариков Е.С. Методологический анализ возможностей оптимизации научного творчества. Киев, 1968. — 88 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 159 с.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. М.: Пед. о-во России, 2001.-250 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.-384 с.
- Зиновьев A.A. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования.-М., 1959.-С.59.
- Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону, 1971. — 224 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — С. 25−26.
- Исаев Я.Н. Педагогическая эффективность программированного обучения. -М.: Просвещение, 1964. С. 5−7.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Карпов М.Д. Универсальная тест-программа для проверки знаний в школе // Информатика и образование. 1993. № 4. — С. 43−47.
- Кедров Б.М. О повторяемости в процессе развития. М.: Госполитиздат, 1961. -148 с.
- Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки: Избранные труды / (АН СССР, Институт истории естествознания и техники). М.: Наука, 1990. — 326 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-76 с.
- Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. -324 с.
- Копнин П.В. Задачи и основные понятия логики научного исследования. В кн.: Логика научного исследования. — М.: Наука, 1965. — С. 5.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Воспитание как предмет исследования. М: Педагогика, 1974. — С. 22.
- Королев Ф.Ф. Основы программирования контроля знаний: Материалы лекций. М.: Знание, 1976. — С. 24.
- Коротеев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — С. 4.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Крэм. Д. Программированное обучение и обучающие машины. Пер. с англ. Г. И. Косицкого. М.: Прогресс, 1965. — 164 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — С. 42.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1984. — 168 с.
- Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: СамГУ, 1993. — 112 с.
- Кустов Ю.А. Системный подход в педагогике. Тольятти: ТольятГУ, 2002. -90 с.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвящение, 1966. — 523 с.
- Ланда Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обучения. М.: Знание, 1970. — 68 с.
- Лебедев А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях. М.: Радио и связь, 1989. — 224 с.
- Левина М.М. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-С. 113.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политизат, 1977.-С. 8−11.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983. Т. 1.-340 с.
- Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 64 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.1. KJ
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого умения. М.: Прогресс, 1970. -С.33−35.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
- Люсин Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов. М., 1993. — 217 с.
- Ляудис В .Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: МГУ, 1989.-235 с.
- Малафеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике. 9−11 классы. М.: Шк. пресса, 2003. — 48 с.
- Малиночка Э.Г. Программированные упражнения по дидактике. Краснодар, 1974.-С. 24−28.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1985. — Т. 3. — 637 с.
- Маркушевич А.И. Преподавание в школе естественно-математических наук и формирование научного мировоззрения. // Математика в школе. 1976. — № 2. -С. 10−16.
- Мархель И.И. Перспективы развития дидактических средств компьютерной технологии обучения: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1991. -42 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-207 с.
- Матюшкин A.M. К проблеме «шага» в процессе усвоения // Новые исследования в педагогике и психологии. М., 1972. — 116 с.
- Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. — 328 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткни-гоиздат, 1972.-С. 77−78.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 214 с.
- Менчинская H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психол. тр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. — 511 с.
- Моделирование и проектирование учебного процесса // Современные психолого-педагогические теории. Ставрополь, 1995. — С. 28−33.
- Молибог А.Г. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1967. — 199 с.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебно-исследовательской деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. — С. 59.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970.-С. 132.
- Никитин E.H. Элементы логической культуры. СПб., 2001. — 149 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1986. — 208 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. М.: АПН СССР, 1951.
- Педагогика // Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999. — С. 176−202.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972.-С. 91−92.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Российское пед. агенство, 1996. — С. 7.
- Половникова H.A. Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. Казань: КГПИ, 1988. — 222 с.
- Попов В.В. Проблемы и перспектив развития программированного обучения // Проблемы образования в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: ПТИ, 2002. — 193 с.
- Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. М.: Радио и связь, 1989. — С. 30.
- Психологические основы программированного обучения / Под. ред. Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1984. — С. 37−38.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
- Раев А.И. Психологические вопросы программированного обучения. Д., 1971.-С. 14−17.
- Райков Б.Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное положение // Исследовательский метод в педагогической работе. -Л.: Госиздат, 1924.-С. 7.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. -М.: Просвещение, 1975. 138 с.
- Раченко И.П. Принципы научной организации педагогического труда. Киев: Радяньска школа, 1990. — 186 с.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее объяснение. Томск, 1993. — С. 19.
- Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 119 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. О методе психического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — С. 13.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика 1973. — 423 с.
- Савельева JI.Я. Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988. — С. 17.
- Садовский В.Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем // Исследования по общей теории систем М.: Прогресс, 1969. — 279 с.
- Садовский В.Н., Юдин Э. Г. Система // Философская энциклопедия, Т. 5. М., 1970.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1972. — 279 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. — 504 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. -Волгоград, 1994. 150 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения / Под общей ред. В. М. Каганова. М.: Учпедизд, 1953.-С. 12.
- Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. — 368 с.
- Скаткин М.Н. Методика и методология педагогических исследований: в помощь исследователю. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности. -М.: Магистр, 1997.-222 с.
- Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. 2000. № 4. — С. 50−56.
- Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 202. — 368 с.
- Словарь по философии / Под. общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1982.-484 с.
- Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала / Под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1974. — 136 с.
- Тайлер К. Секреты программирования игр (пер. с англ.). СПб.: Питер Б., 1995.-716 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М., 1969.- 133 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. -343 с.
- Терентьев М.М. Методические рекомендации по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: МГПИ, 1982. — 71 с.
- Торокин A.A. Высшее образование: системный подход // Высшее образование в России. 1999. № 4. — С. 42−48.
- Усова A.B. Новая концепция естественнонаучного образования. Челябинск: Факел, 1996.-46 с.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971. — С. 4.
- Фатеев A.M. Развитие сознания. М.: Прогресс, 1996. — С. 14.
- Федорова Н.В. Проблема методов и организационных форм обучения в университетах Великобритании // Советская педагогика. 1975. № 9. — С. 125−132.
- Философский словарь. М.: Госполитиздат, 1972. — 384 с.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. -М., 1986.-112 с.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ учебных задач. М., 1977. -С. 21.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. -78 с.
- Харьковский З.С. Программированное обучение иностранным языкам в условиях высшей школы: Дисс.. канд. пед. наук, 1966. -224 с.
- Цхакая Д.Г. Формы и методы научной работы студентов и проблемы рационального управления ею в высшей школе: Дисс.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1989.-128 с.
- Шадриков В.Д. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы. -М.: Гардарики, 2002−288 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982, — 184 с.
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами: пособие для студентов высш. пед. учеб. M.: Академия, 2002. — С. 21−29.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.
- Шварц И.Е. Программированные карточки по фактологическому материалу курса педагогики // Вопросы методики применения технических средств и программированного обучения. M., 1966. — С. 41.
- Ширшова B.C., Кайнова Э. Б., Гериш Т. В. Совершенствование образовательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2001. — 21 с.
- Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. -136 с.
- Юськович В.Ф. Обучение и воспитание учащихся на основе курса физики средней школы. М.: Учпедгиз, 1963. — 188 с.
- Эльконин Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний. М., 1996. — С. 38.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб.: Ин-т упр. и экономики, 2001.-229 с.
- Skinner B.F. The programming of verbal knowledge, Automatic teaching. N.Y. Wiley, 1959.
- Crowder N.A. Automatic tutoring by means of intrinsic programming. In Galanter E.N. (ed), Automatic teaching. N.Y. Wiley, 1959.200