Формирование культуры умственного труда как фактор допрофессиональной педагогической подготовки лицеистов
Диссертация
В условиях системы многоуровневой подготовки педагогических кадров, сложившейся в России в последнее десятилетие. Интеграция процессов формирования культуры умственного труда и профессионально-педагогической направленности возможна уже на этапе допрофессиональной подготовки, так как во-первых, возраст лицеистов является сензитивным как для умственного развития, так и для профессионального… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы интеграции процессов формирования культуры умственного труда и профессиональнопедагогической направленности
- 1. 1. Сущность культуры умственного труда
- 1. 2. Культура умственного труда в структуре профессионально-педагогической направленности
- 1. 3. Возможность интеграции педагогической пропедевтики и формирования культуры умственного труда лицеистов
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по интеграции процессов формирования культуры умственного труда и профессионально-педагогической направленности лицеистов
- 2. 1. Сущность и этапы опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Диагностика уровней культуры умственного труда и профессионально-педагогической направленности лицеистов на этапе констатирующего эксперимента
- 2. 3. Спецкурс «Технологии умственного труда» в системе допрофес-сиональной педагогической подготовки
- 2. 4. Создание профессионально-ориентированной учебной среды как средство интеграции процессов формирования культуры умственного труда и профессионально-педагогической направленности лицеистов
- 2. 5. Определение факторной зависимости между формированием культуры умственного труда и профессионально-педагогической направленности лицеистов
Список литературы
- Айзенберг А .Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособия для вузов.- М., 1986.
- Антонова Л.Г. Методика формирования профессионально-значимых письменно-речевых умений в курсе практикума по русскому языку: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
- Алякринский Б.С. Культура учебного труда. Каунос, 1969 .
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания . -М., 1996 .
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самопознания творческой личности. Основы педагогического творчества. -Казань, 1989 .
- Андреев О. А. Техника быстрого чтения (комплексная программа развития). Ростов — на -Дону, 1990 .
- Андреев O.A., Хромов Л. И. Техника быстрого чтения. Минск, 1987.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем.- М., 1978.
- Антропов Б.А. и другие. Научно методические основы организации самостоятельной работы студентов. — Свердловск, 1991 .
- Ю.Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности.-М., 1981.
- Бардин К.В. Как научить детей учится. М., 1969.
- Байбородова JT.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе.-Ярославль, 1991.
- З.Белов И. П. Организация старшими школьниками своей учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1994.
- Н.Бенин B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994.
- Бенин B. J1. Теоретико методические основы формирования и развития педагогической культуры: Дис.. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1996.
- Берулова Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. -Новосибирск, 1990.
- Беспалова В.П. Основы теории педагогической системы. Воронеж, 1983.
- Библер B.C. Культура . Диалог культур // Вопросы философии. 1989.- № 1-С. 145−150.
- Библер B.C. Школа диалога культур . -М., 1992 .
- Близнецова О.И. Стремление к самообразованию как компонент мотивации учения старшеклассников. -Волгоград, 1975 .
- Блинов В.И. Ориентация старшеклассников на педагогические профессии (из истории развития подходов). М., 1995.
- Богоявленский Д.Н. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976. -№ 4.-С.15−21.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе М., 1956.
- Бодалев A.A. Психология о личности. -М., 1980.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982.
- Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Болдырев Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. Педагогика М., 1968.
- Болдышева Т.Н. Культура учебного труда студентов. Томск, 1976.
- Болдышева Т.Н. Формирование у студентов младших классов культуры учебного труда: Дис.. д-ра пед. наук, Томск, 1970.
- Болотова Е.Л. Управление профильным обучением в процессе взаимодействия школы и педвуза: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.31 .Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997 .
- Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М., 1985 .
- Большая Советская энциклопедия. Т.27. М., 1977.
- Быкова H.A. Работа с научно-популярной книгой в 5−8 классах средней школы: Дис. .канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1966 .
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбо-ра//Педагогика. 1992.- № 2, — С.3−8.
- Викторов В.Г. Педагогическая культура офицера подразделения как фактор воспитания дисциплинированности у военнослужащих срочной службы: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995 .
- Волк Н.В. Вариативный подход к содержанию преподавания психолого -педагогических дисциплин в педагогических классах. Современные подходы к образовательному процессу в педагогическом классе. Кострома, 1998 .
- Волкова J1.B. Допрофессиональная педагогическая подготовка в педагогическом лицее. Педагогическое образование в современных условиях. -Ярославль, 1997 .
- Вопросы теории и практики профессиональной ориентации в средней школе: Сборник статей / Под ред. И. Д. Зверева. М., 1972 .
- Воронина С.А. Формирование интереса к учительской деятельности у учащихся педагогических классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.
- Воронков В.Д. Беседы о научной организации труда. М., 1967.
- Воскресенская Л.Ф. Формирование основ профессионального самосознания у учащихся педагогического лицея: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. -М., 1995.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений. -М., 1983. Т.2.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советсткой психологии. -М., 1966.
- Гальперин П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения. М., 1966.
- Гарифуллина М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1987.
- Гарунов М.Г. Дидактические основы развития самостоятельности будущих специалистов в вузе. М., 1996.
- Гарунов М.Г., Платонов И. М., Парубчая Г. Н. Самостоятельная работа в вузе. -Челябинск., 1995.
- Гегель Г. В. Наука феменологии духа. -М., 1959.
- Гершунский Б.С. Философия образования (статус, проблемы, перпективы). -М., 1992.
- Голант Е.Л. Работа над книгой. -Л., 1959.
- Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Киев, 1993.
- Гольдина С.А. О некоторых дидактических особенностях организации «пробы сил» старшеклассников, ориентирующихся на профессию учителя" Психолого педагогические проблемы ранней юности. — Свердловск, 1972.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.-М., 1993.
- Гололисток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М., 1979.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. -М., 1965.
- Горлова Т.А. Воспитательные возможности педклассов по формированию педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1994 .
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. -Калининград, 1995.
- Гуманизация идеологии ценностей в профессиональной подготовке учителя Вологда, 1992 .
- Гуревич П.С. Философия культуры. -М., 1994 .
- Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. -1991. -№.6 С.7−9.
- Данилюк А .Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Дис. .канд. пед.наук. Ростов — на-Дону, 1999 .
- Декарт Р. Избранные произведения. Т.1. М., 1989.
- Дидусь Н.И. Формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1998 .
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы с книгой . -М., 1970 .
- Добрынин Н.Ф., Бардиан А. М., Лаврова Н. В., Возрастная психология. Курс лекций.- М., 1985.
- Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. -1985.-№ 5.-С.32−37.
- Додонов Б.И. В мире эмоций . Киев, 1987.
- Домнина В.В. Обучение учащихся приемам самостоятельной познавательной деятельности (на уроках истории): Дис.. канд. пед. наук. М., 1977.
- Дорошкевич А.И. Проблема совершенствования познавательной деятельности студентов. Новые средства и методики обучения. Вып.1. М., 1988 .
- Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно популярной детской книгой в школе: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1983 .
- Дьяченко В. и другие. Концепция современной общеобразовательной и профессиональной школы // Народное образование. 1994.- № 3.-С. 18−23.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы . Минск, 1981
- Дурай -Новаковская М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Дис.. д-ра пед.наук. -М., 1983 .
- Елканов С.Б. Профессиональное воспитание учителя. -М., 1986.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя М., 1989.
- Елманова В.Г. Формирование гностических знаний будущих педагогов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1973 .
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М., 2000 .
- Ерастов Н.П. Культура умственного труда: беседы о рациональной организации познавательной деятельности.-Ярославль, 1973.
- Ерастов Н.П. Культура публичного выступления. Ярославль, 1971.
- Жарова Л. Учить самостоятельности. -М., 1993 .
- Закон РФ. «Об образовании», М., 1992.
- Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников (Для факультетов общественных профессий). -М., 1988.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2- М., 1966.
- Зимняя H.A. Психологические особенности восприятия лекций в аудитории. -М., 1970.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
- Злотникова Т.С. Введение в культурологию//Учебное пособие. Ярославль, 1999.
- Зубков В.Н. Критерии эффективности профориентации// Искусство и право. 1980.-№ 8.-С.45−46.
- Ибрагимова Е. М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования: Дис. .д-ра пед. наук .- Казань, 1999.
- Иванова Н.Д. Опыт приобщения учащихся старших классов к работе по самообразованию: Дис. канд. пед. наук. -Алма- Ата, 1968 .
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под.ред.Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. -М., 1972 .
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. -М., 1980 .
- Ионин Л.Г. Социология культуры. -М., 1996 .
- Исследование педагогического мышления. Сб. статей под ред. М.М. Каша-пова.- М., 1999.
- Кабанова Меллер Е. И. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.- M., 1968.
- Каганов JI.JI. Учись учиться.-Минск, 1973.
- Калинина C.B. Формирование готовности старшеклассников к самообразованию в условиях домашней работы: Дис.. канд пед. наук. -JL, 1980 .
- Кант И. Сочинения в шести томах. Т.З. -М., 1964 .
- Караковский В.А. Система педагогического просвещения педагогической ориентации в совместной работе школы и вуза. -М., 1998 .
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М., 1992 .
- Карпов A.B. Концепция системогинеза как теоретическая основа оптимизации профессионального обучения. Проблемы прикладной психологии. -Ярославль, 1992 .
- Карпов В.В. Профессиональная подготовка как основа непрерывного образования. Проблемы непрерывного технического образования. -Д., 1991.
- Касилина C.B. Культура чтения как средство повышения качества самообразования учащейся молодежи и ее роль в процессе профессиональной ориентации: Дис.. канд. пед.наук. -М., 2000.
- Каспиржак А.К. Педагогическая гимназия. Книга для учителя. М., 1992.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. -Ярославль., 1997.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: теория и практика. Ярославль., 1998.
- Кинелев В. Г. Образование и цивилизация // Мир образования. —1996.-№ 10. С.6−11.
- Кириллов П.В. Альтернативные возможности колледжа как фактора формирования профессионально-педагогической направленности студентов: Дис.канд. пед.наук. Волгоград, 1998 .
- Кирсанов A.A. Культура умственного труда учащихся. Казань., 1968.
- Климов С.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М., 1995 .
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. -М., 1990 .
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996 .
- Климов Е. А. Психология: воспитание, обучение.- М., 2000.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974 .
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Ковалевская Н.Г. Формирование у сташеклассников готовности к самообразованию: Дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1973 .
- Козырева О. А. Самостоятельная работа школьников с использованием компьютерного учебника «Культура самостоятельной работы»: Дис. канд. пед. наук. -Новокузнецк, 1998.
- Комар H.A. Развитие педагогической культуры будущее учителя на занятиях по русскому языку:Дис.. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1995.
- Колеских Л.С. Развитие потребности в самообразовании старших стар-шекласников: Дис. канд. пед. наук. -Красноярск, 1968 .
- Комплексная методика изучения личности в целях выявления способностей школьника к профессиональному самоопределению. -Ярославль, 1993.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980 .
- Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ//под ред. С. Н. Чистяковой -Ярославль, 1993 .
- Котокова Е.Т. Формирование адекватной самооценки в процессе ориентации старшеклассников на педагогическую профессию: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.
- Коротяев Б.И. Методы учебно-преподавательской деятельности учащихся: Дис. д-ра пед. наук. М., 1971 .
- Косатая В.М. Приемы познавательной деятельности, как вид межпредметных связей: Дис.. канд. пед. наук. -М, 1975 .
- Кочетов А. И, Черный А. П. Формирование профессионально-педагогичес-кой направленности личности студентов педвуза. -Рязань, 1995.
- Красилыцикова А.Ш. Гуманитаризация курса педагогики в педагогических классах средней общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1993 .
- Краткий психологический словарь. -М., 1985.
- Краткий философский словарь / Под ред. И. В. Блауберга, Н. В. Копнина, И. К. Пантина. -М., 1996 .
- Кружецкий В. А. Психология. -М., 1980 .
- Крягжде С.И. Управление формированием профессиональных интере-' сов.-Вильнюс, 1981 .
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.-1983. -№ 2.- С.51−59.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л. 1967.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Д., 1985.
- Кузьмина Н. В. Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб. 1993.
- Кузнецов O.A., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения.-М., 1975.
- Кукушкин В.Д., Неволин И. Ф., Бушуев B.C. Организация умственного труда. -М., 1980 .
- Культура логического мышления. Понятия, суждения, умозаключения и операции с ним. / Сост.В. А. Мейдер.- Волгоград, 1994 .
- Культура: теория и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Сост. Т. Ф. Кузнецова, В.М.Ме-жуев, И. О. Шайтанов и др. М., 1995.
- Культурология / Под ред. A.A. Радугина, М., 1999 .
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии, 1986. № 2.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. -Д., 1979 .
- Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. -Минск, 1972.
- Кухарчук A.M. Профессиональное самоопределение учащихся. -М., 1976.
- Лаптева В.Г. Педагогические условия формирования профессионально субъективной позиции учащихся педкласса: Дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1999 .
- Левин К. (Lewin) Типы конфликтов // Психология личности / Под. ред. Ю. Б. Гиппернейтер, А. А. Пузырея. -М., 1982 .
- Левитов Н.Д., Прозоров Г. С., Соколов М. П., Чунгуев Т. К. Вопросы изучения учителя. -М., 1935.
- Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей. В сборнике: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М., 1978 .
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М., 1971.
- Лернер И.Я. Дидактические системы методов обучения. -М., 1977.
- Лобач А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1993 .
- Ломоносов И.М. Будущая профессия учитель. — Алма- Ата, 1990 .
- Лотман О.М. К проблеме типологии культуры.- Тарту, 1967.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Ответственный ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992 .
- Любимцев Ю.Г. Дидактические условия сочетания обучения и самообразования старшеклассников:Дис.. канд. пед. наук. -Иркутск, 1983.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя// Советская педагогика.- 1986.- № 6. С. 45−52.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. -М., 1993.
- Масленникова В.Ш., Юдин В. П. // Педагог и культура.- Казань, 1994.
- Маслоу А. Психология личности. М., 1970
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982 .
- Межуев В.М. Культура и история: проблемы культуры в философской теории марксизма. -М., Политиздат, 1977 1990 .
- Межуев В.М. О понятии «культура"-М., 1968.
- Меляков Н.И. Хрестоматия по педагогической профориентации.-М., 1991 162. Меляков Н. И. Ориентация старшеклассников на педагогической профессии в школах Севера. -М., 1993. г
- Менчинская H.A. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью в развитии личности // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
- Мерлин B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика, 1967.
- Мерлин B.C. Самосознание // Проблемы экспериментальной полеологии личности. Учительские записки. Т.77. Вып.6. -Пермь, 1970 ., С. 164 -192 .
- Методические рекомендации по организации обучения с ориентацией на педагогические профессии.-Л., 1987.
- Методические рекомендации по ориентации учащихся на профессию учителя. -Алма- Ата, 1989.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М., 1991.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качеств и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под редакцией Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М., 1990 .
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие в новых социально экономических условиях // Вопросы психологии.-1997.-№ 4. — С.28−38
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис. д-ра психол. наук. -М., 1995 .
- Митина Л.М., Вачков И. В. Профессиональное развитие педагога психологические факторы и условия // Magister, — 1996.- № 1.-С.52−61.
- Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.-М., 1990.
- Намчук В.П. Дидактические основы допрофессионального педагогического образования сельских школьников: Дис. канд. пед. наук М., 1993.
- Николаенко Т.М. Формирование общеучебных умений работы с книгой на основе анализа смысловой структуры: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.
- Новикова Л. А. Формирование профессиональных качеств специалиста на начальной тупени непрерывного педагогического образования: Дис. канд. пед. наук. -Якутск, 1999.
- Общая психология / Под.ред. В. В. Богославского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. -М., 1982 .
- Огаркова А.П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов: Дис. .д-ра пед.наук. -Магни-тогорск, 1999.
- Окулова Г. Е. Организация умственной деятельности учащихся в условиях педагогического училища // Методическое пособие. Оса, 1991.
- Олейник Р.В. Развитие познавательной самостоятельности (на примере подготовки учителей физики и математики) :Дис.. канд. пед. наук.-Харьков, 1991.
- Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека//Морфология культуры. Структура и динамика.-М., 1994.
- Особенности ориентации школьников на профессию учителя в целостном педагогическом процессе. -Алма- Ата, 1991.
- Орнатская JI.A. К вопросу о происхождении и формировании понятия «культура». -М., 1968.
- Петровский В.А. К психологии активности личности. // Вопросы психологии.-1975.-№ З.-С. 34−40.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / П-д с фр. М., 1969.
- Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащихся. -М., 1966.
- Педагогическая энциклопедия. В 2 т.-М., 1966.
- Поваренков Ю.П. Формирование профессионального интеллекта в процессе обучения в педагогическом университете. Ярославль, 1997.
- Порус Б.Н. Формирование у школьников приемов словесного анализа учебного текста как средства сознательного усвоения знаний: Дис.. канд. пед.наук. -М., 1984 .
- Примаковский А.П. О культуре чтения // Методика самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда. М., 1969.
- Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. -Ярославль, 1993 .
- Психологический словарь /Под.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенка -М., 1990.
- Пунский В.О. Азбука учебного труда. М., 1988.
- Райский Б.Ф., Скаткин М. Н. Руководство самообразованием школьников. -М., 1983 .
- Реан A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Редковец И.А. Повышение развивающей функции обучения для формирования у учащихся стремления и умения заниматься самообразованием : Дис.. канд. пед. наук Казань, 1973 .
- Резина Ю.И. Учитесь самообразованию. -М., 1987 .
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994 .-С.163−479.
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Психология.- 1990.- № 2.-С.58−65.
- Рожков М.И., Иванова Н. Л., Чернявская А. П., Бекетова Н. Е. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Диагностика и формирование: Методические рекомендации. Ярославль, 1995.
- Розин В.М. Культурология . -М., 1998 .
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1989.
- Рубинштейн М.М. Проблемы учителя. М. -Л., 1907 .
- Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М., 1973 .
- Савина М.С. Оценка эффективности профориентации учащихся. -М., 1991.
- Савельев А.Л. Технологии обучения и их роль в реформе высшей школы //Высшее образование в России, — 1994.- № 2. -С.29−38.
- Самоненко Ю.А. Деятельностная теория учения как основа педагогических инноваций в сфере школьного образования // Ежегодник Российского психологического общества. Т.1., Вып.1, М., 1995. С.167−170.
- Сахаров В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников .-М., 1982.
- Селевко Г. К., Маркова H.H., Левина О. Г. Научи себя учиться.- М., 2001 .
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии.-Волгоград, 1994.
- Сластенин В.А., Можар Н. С. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности . -М., 1999 .
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в профессиональной подготовке . -М, 1976 .
- Сластенин В.А. и другие. Педагогика. -М., 2000 .
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая . Кострома, 1995.
- Степаненков Н.К. Системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся : Дис.. д-ра пед. наук, 1986 .
- Столяренко А.Д. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. -М., 2001.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю // Избр.произв.: В 5 т.- Киев, 1979.-Т.2.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд.- М., 1984,
- Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопросы психологии. -1957.- № 6.-С.118.
- Терехина Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
- Тейлор Э. Первобытная культура. -М., 1939 .
- Тимонина JI.И. Профессиональные пробы как условия самоопределения учащегося педкласса // Современные подходы к образовательному процессу в педагогическом классе. -Кострома, 1998 .
- Толковый словарь русского языка / Под редакцией С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой -М., 1968.
- Унт Е. И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М., 1990.
- Усова A.B.Формирование учебных умений учащихся //Советская педагогика.- 1982 .-№ 1 -С.41−48.
- Успенский В.Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников. Ярославль, 1998 .
- Успенский В.Б. Профессиональная ориентация целевая функция школы. -Ярославль, 1994 .
- Успенский В.Б. Теоретические и методические основы допрофес-сиональной педагогической подготовки школьников. -Ярославль, 1999 .
- Успенский В. Б Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. -Ярославль, 1998.
- Федоров A.M. Формирование культуры личности будущего учителя на допрофессиональном этапе педагогического образования :Дис.. канд. пед. наук-С-Пб., 1994 .
- Философский словарь. /Под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. -М., 1963 .
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.
- Хамблин Д. Формирование учебных умений школьников. -М., 1988 .
- Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования . -Москва -Курск, 1997.
- Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. 4.1 -М., 1994 .
- Цуккерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития . -М., 1995.
- Чистякова С.Н. Основы профессионалной ориентации школьников / Под редакцией В. А. Сластенина. -М., 1983 .
- Чистякова С.Н., Захаров Н. М. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. -М., 1987 .
- Чистякова С.Н., Щуркина А. Д. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. -М., 1997 .
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981.
- Шадриков В.Д. Системогенез профессиональной деятельности // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1978.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., 1982 .
- Шеханина И.В. Формирование готовности к обучению в педвузе у учащихся педклассов:Дис.. канд. пед. наук. -Тула, 1994 .
- Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. -М, 1996.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. Из раздела «Архетипы коллективного бессознательного» // Культурология. Учебное пособие и Хрестоматия для студентов. -Ростов-на-Дону, 1995 .
- Юм Д. Сочинения .- М., 1966.- T. I- С. 163.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.
- Якунин В.А. Психология учебно -познавательной деятельности студентов.-J1., 1986.
- Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 1997.
- Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. -Киев, 1983 .
- Continuities in cultural evolution. -New Haven. 1965.
- Cuillford J.P. The nature of human intelligence. -New York, 1967.
- Cusick P. The educational system: Its Nature and Logic. New York, 1992.
- Kroeber A.L. Kluckhohn C. A critical review of concepts and definitions. -Camb., 1952.
- Kroeber A.L. The nature of culture. -Camb., 1952.
- Malinowski B. A scientific theory of culture and other essays. -New York, 1960.
- Vonk J.H.C. Thacher Education and Reform in Western Europe, 1994.