Введение.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе
Целью исследования является теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка возможностей музыкального развития младших школьников на внеклассных занятиях музыкальной деятельностью. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его культурном развитии. Музыка — постоянный спутник человека… Читать ещё >
Введение. Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его культурном развитии. Музыка — постоянный спутник человека во всей его жизни.
Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира людей, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы.
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
Исследования музыкального творчества детей представлены отдельными видами: песенное (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова); танцевальное (Р.Т. Акбарова, С. В. Акишев, Н. А. Ветлугина, Е. В. Горшков, Р.Н. Плавник), инструментальное (Г. Лозанов).
Изучение основ музыкального развития детей и их музыкальных способностей отражается в трудах Зиминой А. Н., Безбородовой Т., Алиевой, Тарасовой.
Особенностью внеклассных музыкальных занятий является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.
Внеклассные занятия по музыке, направленные на музыкальное развитие младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:
- — проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально-педагогической деятельности;
- — наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании — музыкальное развитие школьников;
- — обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы со школьниками в начальной школе.
Объект — музыкальное развитие школьников младшего возраста в процессе музыкальной деятельности.
Предметом исследования являются формы внеклассной музыкально-воспитательной работы.
Целью исследования является теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка возможностей музыкального развития младших школьников на внеклассных занятиях музыкальной деятельностью.
Стремление к достижению поставленной цели очертили конкретные задачи исследования:
изучить существующую научно-теоретическую литературу для определения сущности музыкального развития учащихся начальной школы;
представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов;
дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе;
раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе;
провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности.
Общая целеустановка и конкретная задача исследования обусловили использование следующих методов:
теоретический анализ существующей литературы;
— педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования:
Внеклассные занятия музыкальной деятельностью могут стать эффективным средством музыкального развития детей младшего школьного возраста, если:
будут строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных природных задатков, служащих основой формирования способностей к определенному виду деятельности;
сочетаются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляется планомерный переход от изученного к новому, а основой музыкального развития выступают ранее освоенные знания, практические умения и навыки.
Базу исследования составили учащиеся 3 класса МОУ СОШ Чарской средней общеобразовательной школы № 1.
Практическая значимость: используемая методика музыкального развития младших школьников во внеклассной музыкальной деятельности может быть использована учителями музыки в начальных классах и студентами во время педагогической практики в работе с младшими школьниками.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.