Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитательный процесс. 
Технология воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Отмечу сильно обострившееся противоречие содержание информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания так же, как и преобладание словесных… Читать ещё >

Воспитательный процесс. Технология воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс воспитания — сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е. в непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:

  • — цель и задачи;
  • — содержание воспитательного процесса;
  • — условия протекания воспитательного процесса;
  • — взаимодействие воспитателей и воспитанников;
  • — методы, применяемые в воспитательном процессе;
  • — формы воспитательной деятельности;
  • — этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

  • — целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности;
  • — формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
  • — приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
  • — воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
  • — развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
  • — организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
  • — организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной целью воспитания качеств личности;
  • — развитие важнейшей социальной функции личности — общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальной напряженности.

Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач.

Эффективность воспитания зависит:

  • 1. От сложившихся воспитательных отношений.
  • 2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
  • 3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других — самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

Назначение воспитания — правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Отмечу сильно обострившееся противоречие содержание информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания так же, как и преобладание словесных методов воспитания, и относительно их обособленности от практического поведения личности.

Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой