Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для перемещения языка в передний отдел ротовой полости очень эффективным является облизывание тарелок или ложек, предварительно намазанных чем-нибудь вкусным (медом, вареньем или сгущенным молоком). При выполнении данного упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык тянулся за ложкой, а не наоборот. Голова и шея по возможности должны оставаться неподвижными. Вся нагрузка должна идти на мышцы… Читать ещё >

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особый акцент в коррекционной работе делается на активизации речевой моторики. У детей с ринолалией к моменту занятий, как правило, уже сформированы патологические особенности артикуляции, обусловленные дефектом анатомического строения речевого аппарата. Их устранение является важнейшим разделом коррекционного воздействия, т. к. для постановки правильного звукопроизношения необходима полноценная работа органов артикуляции: языка, губ, верхней и нижней челюстей. Кроме того, аномалии строения челюстно-лицевой области приводят к нарушению взаимодействия артикуляционных и мимических мышц, вследствие чего ребенок плохо контролирует движения лицевой мускулатуры.

В комплекс мероприятий, направленный на решение практических задач, входит:

массаж артикуляционных и мимических мышц;

гимнастика артикуляционного аппарата и мимических мышц.

В задачи логопедического массажа входит:

ослабить патологические проявления в органах артикуляционного аппарата;

подготовить артикуляционный аппарат к выполнению мышечных движений, необходимых для правильного звукопроизношения;

восстановить угасшие глубокие рефлексы;

усилить тактильные ощущения.

У детей с врожденными расщелинами губы и неба мышцы, как правило, напряжены и требуют расслабления, однако в некоторых случаях отмечается пониженный тонус лицевой и артикуляционной мускулатуры, т. е. мышцы лица, губ, языка вялые, слабые, паретичные. В таких случаях необходим тонизирующий, укрепляющий массаж, когда используются те же движения, но воздействие носит более интенсивный характер.

Работа начинается с общего расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Особенно важно расслабить мышцы шеи, т. к. это способствует расслаблению мышц языка. Занятия осуществляются врачом ЛФК. Затем приступают к массажу мимических и артикуляционных мышц. Массаж проводится в исходном положении лежа на спине или сидя, при полном расслаблении мышц всего тела.

Массаж лицевых мышц.

поглаживание лба от середины к вискам кончиками пальцев обеих рук легкими равномерными движениями;

равномерное осуществление движений от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон;

поглаживание лица от спинки носа к ушам кончиками пальцев обеих рук;

поглаживание лица кончиками пальцев от середины верхней губы к ушам;

поглаживание тыльными сторонами кистей рук от середины подбородка до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.

пальцевый душ — легкое постукивание кончиками пальцев от центра к периферии;

пощипывание щек от носа к ушам;

разминание скуловой мышцы: поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска производить спиралевидные движения к подбородку;

пощипывание лица вдоль скуловой мышцы от середины к ушам и наоборот;

похлопывание лица ладонями.

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к уголкам рта; таким образом, происходит расслабление лицевых мышц;

поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа; эти движения носят более интенсивный характер и способствуют укреплению лицевой мускулатуры;

поглаживание спинки носа ото лба к кончику и обратно средним пальцем;

поглаживание крыльев носа от переносицы к основанию носа средним и безымянным пальцами обеих рук.

Массаж губной мускулатуры.

У детей со сквозной расщелиной отмечается деформация верхней губы за счет формирования послеоперационного рубца. Необходимо разрабатывать верхнюю губу, с целью развития ее подвижности, восстановления нормальной анатомической формы, оказания положительного влияния на состояние послеоперационных рубцов. Это вызывает необходимость проведения курса массажа, способствующего развитию тактильной чувствительности в коже верхней губы, помогает развить достаточную подвижность и, таким образом, является подготовкой к формированию артикулем губных звуков.

Приемы массажа:

поглаживать верхнюю губу от периферии к центру средними пальцами обеих рук;

легко постукивать подушечками пальцев по губам и круговой мышце рта.

натягивать верхнюю губу на зубы;

легкими движениями поглаживать верхнюю губу от середины к углам средними пальцами обеих рук;

осуществлять надавливающие движения большим, указательным и средним пальцами обеих рук на верхнюю губу.

Массаж языка.

У детей с ринолалией язык оттянут назад, сжат в комок и напряжен, а кончик языка при этом остается вялым и ослабленным. Поэтому массаж языка должен быть направлен как на расслабление всего языка, так и на укрепление его кончика.

Приемы массажа.

поглаживать, разминать язык круговыми движениями;

постукивать по языку шпателем;

надавливать на язык надетой на шпатель соской;

захватить язык указательным и большим пальцами обеих рук с помощью бинта и поглаживать и разминать края языка;

пощипывать края языка указательным и большим пальцами.

Помимо массажа формированию правильных артикуляционных укладов и точных артикуляционных движений способствует артикуляционная гимнастика.

При работе с детьми с ринолалией гимнастика служит:

устранению высокого подъема корня языка и его смещения вглубь ротовой полости;

развитию полноценной губной артикуляции;

ликвидации чрезмерного участия корня языка в произнесении звуков.

последовательному формированию непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

развитию устойчивых двигательных и речевых кинестезий.

В комплексах артикуляционной гимнастики с целью развития функций речевого аппарата проводится пассивная и активная гимнастика. На начальных этапах работы дети выполняют упражнения с помощью логопеда (пассивная гимнастика). Постепенно переходят к тренировке активных движений.

При выполнении активных артикуляционных упражнений необходимо придерживаться ряда определенных правил. Занятия проводятся перед зеркалом, для того чтобы ребенок видел производимые движения и мог подключать для контроля зрительный анализатор. Целесообразно начинать работу с упражнений, которые даются ребенку наиболее легко. К последующим упражнениям переходят лишь после того, как усвоено предыдущее. Количество упражнений должно быть строго дозировано и зависеть от физического состояния ребенка, его индивидуальной выносливости.

Упражнения для активизации мышц шеи.

  • · Опускание головы вниз;
  • · Запрокидывание головы назад;
  • · Повороты головы вправо-влево;
  • · Наклоны головы влево-вправо;
  • · Руки сомкнуты в замок на затылке, отклонять голову назад с сопротивлением рук;
  • · Подставить под подбородок сжатые в кулак кисти, выполнять наклоны головы вперед с сопротивлением рук;
  • · Прижать ладони к ушам, выполнять наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

Упражнения для нижней челюсти.

  • · Плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти, кончик языка при выполнении данного упражнения находится у нижних зубов;
  • · Открывать и закрывать рот;
  • · Имитировать жевание;
  • · Двигать нижнюю челюсть вперед, вправо, влево;
  • · Закусить зубами деревянный шпатель, пытаться вытянуть его изо рта, преодолевая сопротивление;
  • · Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад;
  • · Выполнять движения нижней челюстью вправо-влево с одновременными поворотами головы вправо-влево;
  • · Наклонить голову и коснуться подбородком груди, рот при этом остается закрытым;
  • · Развести руки в стороны, голову запрокинуть назад, рот открыть, руки вытянуть вперед, голову опустить, рот закрыть.

Упражнения для лицевых мышц.

Перед выполнением активных тренировок перед зеркалом отрабатываются пассивные движения:

  • · сморщить нос руками;
  • · сжимать и расслаблять мускулы щек со стороны носа при помощи рук (имитация попеременного подмигивания левым и правым глазом);
  • · поднять брови руками.

Активная мимическая гимнастика проводится перед зеркалом. Примерные упражнения:

  • · надуть одновременно обе щеки;
  • · попеременно надувать правую и левую щеки;
  • · втянуть щеки в ротовую полость между зубами;
  • · удивиться (поднять брови);
  • · поочередно прищурить глаза;
  • · зажмурить оба глаза;
  • · сделать веселое лицо (улыбнуться);
  • · сделать сердитое лицо (нахмурить брови).

Упражнения для губ.

Специальные упражнения для губ в начале занятий осуществляются логопедом (пассивная гимнастика):

собрать губы в трубочку пальцами;

с помощью указательных пальцев, поставленных в углы губ, растянуть губы в улыбку; обратным движением губы возвращаются в исходное положение;

поднять верхнюю губу указательными пальцами от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа;

опускать средними пальцами нижнюю губу, поставив пальцы в углы губ;

указательным и большим пальцами обеих рук плотно смыкать губы для выработки кинестетических ощущений закрытого рта;

поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу пассивно открывать рот, производить раздвигающие движения;

попеременно перетягивать углы рта вправо и влево, поместив средние пальцы в углы рта.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

Активная артикуляционная гимнастика проводится в течение дня. Можно предложить ребенку выполнять перед зеркалом следующие действия:

  • · вытянуть губы вперед трубочкой, как поцелуй мамы;
  • · растянуть углы рта в стороны, так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы;
  • · выполнять круговые движения губ;
  • · имитация свиста;
  • · захватывание губами леденцов, палочек различного диаметра;
  • · выплевывание губами семечек, риса;
  • · выплевывание аналогичных предметов с кончика языка;
  • · питье через соломинку.

Упражнения для развития подвижности и укрепления губных мышц можно проводить в игровой форме. Например, предложить ребенку дотянуться губами до конфеты (ириски, леденца), находящейся на некотором расстоянии от его рта. Выполнение упражнения начинается на минимальном расстоянии, доступном ребенку. Впоследствии расстояние увеличивается. Это упражнение также проводится и с сопротивлением, если вместо конфеты использовать трубочку. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта.

Упражнения для языка.

Важным разделом при работе над артикуляционной моторикой является ликвидация патологической позы языка. В задачи работы входит перемещение языка вперед, опускание его корня и укрепление кончика.

В качестве примера пассивных упражнений можно привести следующие:

захватить язык с помощью бинта и попеременно подтягивать к верхней и нижней губе, а также отводить в стороны;

прижимать кончик языка ко дну ротовой полости шпателем;

поднимать кончик языка шпателем к твердому небу, к верхней губе.

Для ликвидации чрезмерного участия в артикуляции корня языка применяют активную артикуляционную гимнастику:

  • · «блинчик» — широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе;
  • · попеременно тянуть язык в направлении носа, в направлении подбородка;
  • · облизать ложки разной величины, намазанные чем-нибудь вкусным, начиная с игрушечной и заканчивая столовой, выпуклую и вогнутую поверхность;
  • · слизывать варенье с тарелки всей поверхностью языка;
  • · узкий язык упереть в одну щеку, затем в другую («точки в щечку»);
  • · сильно нажать кончиком языка на нижнюю десну, потом надавить языком на твердое небо, на верхнюю десну;
  • · «почистить» языком верхние и нижние зубы;
  • · посчитать зубки, упираясь в каждый;
  • · широким языком погладить твердое небо от передних зубов к мягкому небу;
  • · повернуть голову вправо, язык высунуть влево, повернуть голову влево, язык — вправо;
  • · покусать кончик языка по всей поверхности;
  • · «часики» — попеременно передвигать язык к правому и левому уголкам губ, нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной;
  • · облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;
  • · проталкивать язык сквозь стиснутые зубы;
  • · высунуть язык, спрятать, рот при этом не закрывать.

Для перемещения языка в передний отдел ротовой полости очень эффективным является облизывание тарелок или ложек, предварительно намазанных чем-нибудь вкусным (медом, вареньем или сгущенным молоком). При выполнении данного упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык тянулся за ложкой, а не наоборот. Голова и шея по возможности должны оставаться неподвижными. Вся нагрузка должна идти на мышцы языка. Данное упражнение также способствует активизации кончика языка.

Упражнения выполняются с включением в различные игровые ситуации. Например, можно рассказать ребенку «Сказку о веселом язычке», помогающую как выработке правильных артикуляционных укладов, так и формированию качественных характеристик артикуляционных движений (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, переключаемость). «Сказку…» можно несколько видоизменить в расчете на детей с ринолалией.

Сказку начинает рассказывать логопед: Жил да был веселый язычок. Он жил не где-нибудь, а в очень интересном домике. Как ты думаешь, что же это за домик?

Если ребенок затрудняется с ответом, логопед использует подсказку: А где живет твой язычок? Как это называется?

Как правило, после подсказки, иногда подкрепленной показом, ребенок дает правильный ответ: Домик язычка — это ротик.

Л.: Правильно, домик язычка — это ротик. Как и положено всякому домику, у него есть дверки. Это губки. Но у него есть еще и вторые дверки. Давай посмотрим на них (улыбается и показывает ребенку зубы). Вторая дверка — это зубки. А теперь ты покажи, какие дверки у твоего домика.

Эти действия служат закреплению полученных навыков по тренировке губной мускулатуры.

Л.: Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы), а затем вторая. И язычок высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Он решил узнать, а не холодно ли на улице?

Рассказ сопровождался демонстрацией описываемых действий. После показа ребенку предлагают сделать то же самое.

Л.: И верно, на улице оказалось холодно, ведь лето уже прошло и наступила зима. И тогда язычок спрятался обратно в домик. Прячь его скорее, а то он замерзнет и простудится. А в домике у него тепло, уютно, там есть постелька, в которой язычок спит. Посмотри, как он спокойно лежит в ротике (показывает). А теперь покажи, как отдыхает твой язычок.

Таким образом, отрабатывается положение языка в полости рта, что особенно важно для ребенка с ринолалией, у которого спастически напряженный язык сжат в комок и оттянут назад.

Л.: Но наш язычок очень любит поиграть и пошалить. Он может так высоко прыгнуть, что достанет до потолка. А знаешь, где в его домике потолок? Давай я тебе покажу (гладит небо языком). А теперь ты покажи.

Это действие дается не сразу и требует постепенного отрабатывания. После того как ребенок усвоит это упражнение, можно предложить ему показать, как язычок щелкает, дотянувшись до неба-потолочка.

Л.: На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Он опять открыл дверцы, выглянул, посмотрел влево, вправо, наверх, вниз, а потом опять ушел в свой домик.

Таким образом отрабатываются тонкие дифференцированные движения языка.

Особые упражнения должны быть предусмотрены для детей с девиацией языка, т. е. его отклонением в какую-либо сторону. Девиация языка вправо свидетельствует о слабости мышц левой стороны языка, а его девиация влево говорит о том же в отношении правой стороны.

Упражнения для укрепления и развития мышц языка проводятся с учетом нагрузки на пораженную сторону. Детям предлагают дотронуться до зубов с противоположной стороны вверху и внизу, подпереть противоположную щеку языком, высунуть язык и отвести его в противоположную сторону, оказывая сопротивление шпателю логопеда. Эти упражнения увеличивают нагрузку пораженной стороны языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой