Методическое управление инновационными процессами в ВУЗе
Диссертация
Анализ научной литературы позволил вскрыть противоречие между потребностью современной системы высшего образования в модификации учебных планов и программ, перераспределении учебного материала, изменениями его содержания и недостаточным вниманием профессорско-преподавательского состава вузов к качественному преобразованию учебно-методических материалов, которые являлись бы научной продукцией для… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы дидактики управления в контексте основных особенностей современного социогуманитарного познания
- 1. 1. Методология творчества субъектов образовательного процесса как ориентир для разработки методик развивающего и эвристического обучения в вузе
- 1. 2. Формирование научного мышления педагога в высшей школе как основа методического знания.'
- 1. 3. Профессиональные функции деятельности педагога в высшем учебном заведении
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Педагогические условия успешного методического управления студентами в образовательной среде вуза
- 2. 1. Создание развивающей педагогической среды как условие формирования и проявления инновационного стиля руководства преподавателя высшей школы
- 2. 2. Методическое дифференцированное управление профессиональной деятельностью педагогов в высших учебных заведениях
- 2. 3. Информационное профессиографирование как условие методического управления инновационными процессами в высшем образовательном учреждении
- Выводы по второй главе
- Глава. З.Методическое управление педагогическими инновациями в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
- 3. 1. Инновационное образование в контексте нового профессионального педагогического мышления
- 3. 2. Особенности взаимодействия информационных технологий и методического консалтинга в вузе
- 3. 3. Формы методического управления инновационными процессами в вузе. Результаты опытно-экспериментального исследования
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абрамова, Н. Г. Целостность и управление / Н. Г. Абрамова. — М., 19'74.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1980.
- Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности педагога / В. А. Адольф. М., 1998.
- Александров, Г. Н. Проблемы формирования модели личности специалиста / Г. Н. Александров. — М., 1984.
- Алексашина, Н. Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в нау^щом познании в области естествознания / Н. Ю. Алексашина. — СПб., 1994.
- Алексеева, Л. Г. Развитие и диагностика способностей / Л. Г. Алексеева. — М., 1991.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1990.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человека / Ш. А. Амонашвили. -М., 1977.
- Андреев, В. И. Проверь себя / В. И. Андреев. М., 1994.
- Анисимов, В. В. Новый этап в развитии высшего. педагогического образования / В. В. Анисимов // Педагогика. 1992. — № 11/12. — С. 48.
- Анисимов, С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века / С. Ф. Анисимов. М.: Вестник Моск. ун-та. — 1994. — № 4. — С. 32.
- Артюхов, М. В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования / М. В. Артюхов. — Новокузнецк, 1999.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский — М., 1980.
- Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М., 1990.
- Атемаскина, Ю. В. Педагогическое образование и непрофессиональная педагогическая деятельность / Ю. В. Атемаскина // Пед. университет, вестн. Алтая.- 1999.-№ 1.-С. 51.
- Афанасов, В. А. Пути совершенствования молодыми учителями своего педагогического мастерства : дис.. канд. пед. наук / В. А: Афанасов. — М., 1961.
- Афанасьев, В. А. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в России / В. А. Афанасьев. 2001- № 4. — С. 147.
- Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабан-ский.-М., 1987.
- Бабанский, Ю. К. Об управлении процессом- педагогического воздействия / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. — 1971. — № 7. — С. 41.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса- обучения (Общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. М., 1977.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения1 эффективности педагогического исследования / Ю. К. Бабанский. — М., 1982.
- Байденко, В. И. Образовательный стандарт: теория и концептуальные основы (опыт системного анализа): дис.. д-ра пед. наук. / В. И. Байденко. — М., 1999.
- Байрамова, Ж. А. Текстовый контроль как средство активизации учебной деятельности студентов : дис.. канд. пед. наук / Ж. А. Байрамова. — Махачкала, 1999.
- Байчоров, К. У. Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалистов : дис.. д-ра пед. наук / К. У. Байчоров. -СПб., 1997.
- Балаев, А. А. Активные методы обучения / А. А. Балаев. — М., 1986.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. — М., 1990.
- Барон, Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 153−159.
- Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики : курс лекций / Д. А. Белухин. — М.: Воронеж, 1996. — Ч. 1.
- Бенькович, И. В. Организационно-педагогические модели интеграционных процессов в региональном образовании / И. В. Бенькович. — Великий Новгород, 2000.
- Бережная, И. А. Особенности оценки знаний в педагогическом колледже : дис. .канд. пед. наук / И. А. Бережная. — Краснодар, 1998.
- Бернус, Av. Г. Управление качеством профессионально-педагогического, образования / А. Г. Бернус. — Ростов н/Д, 2002.
- Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-педагогического процесса подготовки' специалиста / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М., 1989.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М., 1989.
- Бестужев-Лада, И. В. Россия накануне XXI века / И. В. Бестужев-Лада. — М., 1997.
- Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 59.
- Блэр, Т. Новая экономика требует новой системы образования / Т. Блэр. // Высшее образование России. 2000. — № 2. — С. 103—105.
- Боголюбов, В. И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий : дис.. д-ра пед. наук / В. И. Боголюбов. — Майкоп, 1999.
- Бондаревская, Е. В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры / Е. В. Бондаревская // Формирование педагогической культуры будущего учителя. — Ростов н/Д, 1969: J
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В: Кульневич. —Ростов н/Д, 1999.
- Бондаренко, Е. Г. Демократизация образования: основные принципы / Е. Г. Бондаренко, А. В. Козулин // Высш. образование в Европе. Т. XVI. -1991.—№ 1. С. 78.
- Бордовская, Н. В. Педагогика / Ы. В. Бордовская, А. А. Реаи. — СПб-, 2000-
- Бордовский,. В. А. Теория и практика организационно-методического рбеспечения инновационного развития высшего педагогического образования :дис. д-ратед. наук / Bi А. Бордовский- — СПб-, 1999.
- Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки / В. П. Борисенков. — М., 2004.
- Борисенков, В- П. Современная социально-педагогическая теория и практика / В. П. Борисенков // Педагогика. — 2006. — № 3. С. 24—29.
- Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 — 2005 гг.) / В. U. Борисенков // Педагогика. 2006. — № 7. — С. 3−16.
- Борытко, Н. М. Теория! и практика становления профессиональной позиции педагога в системе непрерывного образования : дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Борытко. — Волгоград, 2001.
- Бочаров, М. К. Наука управления: новый подход / М. К. Бочаров. — М., 1990.
- Булынин, А. М- Эволюция ценностей высшего педагогического образования (историко-теоретический аспект): дис.. д-ра пед. наук / А. М- Булынин- -М-, 19 991
- Бурлачук, J1. Ф. Психодиагностика личности / JI. Ф. Бурлачук. — Киев, 1989.
- Буткевич, В. В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования. 1960−1990: дис.. д-ра пед. наук / В. В. Буткевич.-М., 1994.
- Вазина, К! Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К. Я. Вази-на. — Н. Новгород, 1991.
- Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д: Белиловский. М., 1991.
- Васильев, В. И. Педагогическое управление: методология, теория,"практика / В. И. Васильев. — М.', 1990.
- Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. — М., 1986.
- Вергасов, В. М. Проблемное обучение в высшей школе / В. М. Верга-сов. -Киев, 1977.
- Верлоха, А. П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дисциплинам в вузе : дис.. д-ра философ, наук / А. П. Верлоха. — Киев, 1986.
- Верхлова, А. П. Оптимизация процесса обучения в вузе / А. П. Верхло-ва.-Киев- 1979.
- Вичев, В. Нравственная культура руководителя / В. Вичев. — М., 1988.
- Воробьев, Г. В. Молодежь в информационном обществе / Г. В. Воробьев.-М., 1990.
- Воробьева, Л. И. Дидактические условия формирования интеллектуальных умений студентов педвузов / Л. И. Воробьева. — М., 1990.
- Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина, В. П. Кащицин, О. П. Молчанова. — М., 1995.
- Воронова, Т. А. Формирование готовности к методическому самообразованию в условиях университета : дис.. канд. пед. наук / Т. А. Воронова. — Л., 1986.
- Воскресенская, Н. М. Модернизация содержания образования / Н. М. Воскресенская, В. П. Данчинская // Народное образование. — 1988. — № П. —С. 95.
- Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии / Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин. — М., 1995.
- Вульфсон, Б. Л. Прогностические модели систем образования для объединенной Европы / Б. Л. Вульфсон // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. — М., 1994.
- Гагарин, А. С. Молодой руководитель в трудовом коллективе / А. С. Гагарин. — Свердловск, 1990.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б. С. Гершунский. -М., 1997.
- Гершунский, Б. С. Прогнозирование развития образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский // Образование в современном мире. — М., 1986.
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М., 1995.
- Гильманов, С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога : дис.. д-ра пед. наук/ С. А. Гильманов. — М., 1969.
- Гинецинский, В. И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема : дис.. д-ра пед. наук / В. И. Гинецинский. — Л., 1988.
- Гинецинский, В. И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства / В. И. Гинецинский // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 10−15.
- Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Дж. Стенли — пер. с англ. — М., 1976.
- Глинский, Б. А. Моделирование как метод научного исследования" (Гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин. — М., 1965.
- Годник, С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С. М: Годник. — Воронеж, 1984.
- Горовая, В: И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы / В. И. Горовая. — Ставрополь, 1995.
- Горский, Д. П. О процессе идеализации и его значении в научном познании / Д. ШГ Горский // Вопросы философии. 19 631 — № 2. — С. 50−60.
- Готт, В. С. О1 формировании- нового типа педагогического мышления- / В. С. Готт // Философские науки. 1985. — № 3. — С. 38−42.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарнометрические методы / М. И. Грабарь, К. М. Крас-нянская. — М., 1977.
- Гребенкина, Н. Л. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования : дис.. д-ра пед. наук / Н. Л. Гребенкина. М., 2000.
- Громова, М. Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы / М. Т. Громова // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. — С. 105−108.
- Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев.-М., 1996.
- Гуминаев, А. Т. Гуманизация и демократизация образования / А. Т. Гу-минаев // Инновации и нововведения. — Омск, 1995.
- Гунявина, Н. Л. Научно-методические основы: мониторинга реализации государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: дис. канд. пед., наук/ Н-. Л. Гунявина. — М, 2000.
- Гура, В. В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения : дис.. канд. пед. наук / В. В. Гура. — Ростов н/Д, 1994.
- Гуров, В. Н. Социальная педагогика в действии: опыт работы / В. Н. Гуров. — Ставрополь, 1994.
- Гусинский, Э. М. Образование личности / Э. М. Гусинский. М., 1994.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М., 1986.
- Данилов, М. А. Проблемы методологии и методики дидактических исследований/М. А. Данилов. — М., 1971.
- Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. — Ростов н/Д, 2000.
- Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский. М., 1999.
- Дмитриева, М. С. Управление учебным процессом в высшей школе / М. С. Дмитриева. Новосибирск, 1971.
- Долженко, О. В. Некоторые аспекты технологии обучения // Современная высшая школа / О. В. Долженко. 1984. — № 2 (46). — С. 119−122.
- Дьяченко, И. И. Оптимизация управления учебным познанием : дис.. канд. пед. наук / И. И. Дьяченко. — Л., 1970.
- Журавлев, А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива / А. Л. Журавлев // Психологический журнал. — 1988 — № 6. — Т. 9. С. 53.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. — М., 1982.
- Загвязинский, В. И. Основы дидактики высшей школы / В. И. Загвязинский. — Тюмень, 1978.
- Загвязинский, В. И. О роли системного и комплексного подходов в совершенствовании дидактических систем развивающего обучения / В. И. Загвязинский, И. Г. Фомичева // Развивающее обучение в вузе. — Тюмень, 1983.-С. 3−13.
- Зайцева, О. Г. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза на основе принципа интеграции : дис.. канд. пед. наук/ О- Г. Зайцева. — Ставрополь, 2002.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М., 1996.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1992.
- Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. -М., 1972. Вып. 1.
- Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. И. Прозументовой. — Барнаул-- Томск, 1997.
- Иосифович, Н. Как стать толковым руководителем / Н. Иосифович. — М., 1995.
- Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения / под ред. Г. Е. Ковалевой. — JL, 1990.
- История педагогической технологии // Обзорная информация НИИ теории и истории педагогики. — М., 1992.
- Каган, В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика) / В. И. Каган, И. А. Сыченков. -М., 1987.
- Кантор, И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методические проблемы / И. М. Кантор. — М., 1980.
- Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев — под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982.
- Кинелев, В. А. Об итогах работы высшей школы в 1994 году и основных направлениях ее деятельности в 1995 году / В. А. Кинелев // Высшее образование в России. 1995. — № 1. — С. 7−27.
- Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М., 1997.
- Клименко, Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки / Т. К. Клименко // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования: матер, науч.-практ. конф. — Чита, 1998.-Ч. 1.
- Клименко, Т. К. Традиции и инновации в педагогическом образовании / Т. К. Клименко // Педагог. 1999. — № 7. — С. 93
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова,
- A. Ю. Коджаспиров. М., 2000.
- Колтаков, К. Г. Управление содержанием педагогического образования (об основных принципах) / К. Г. Колтаков, И. И. Москвичев // Пед. университет. вестн. Алтая. 1999. — № 2. — С. 104
- Комаров, В. П. Организатор и организаторская деятельность / В. П. Комаров -М, 1987.
- Коротяев, Б. И. Методология и принципы интеграции учебных дисциплин / Б. И. Коротяев, М. Б. Головко // Интеграционные процессы в теории и практике: Интегрирование содержания, методов и форм. Свердловск, 1990.
- Костикова, М. Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования / М. Н. Костикова. Чита, 1998.
- Котова, И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Ростов н/Д, 1995.
- Котова, И. Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Ростов н/Д, 1997.
- Котова, И. Б. Педагогика. Новые технологии обучения / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. М., 1999.
- Котова, И. Б. Философско-гуманистические основания педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов-Ростов н/Д, 1997.
- Кошелев, В. М. Научные основы управления и организации труда /1. B. М. Кошелев. М., 1987.
- Краевский, В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа / В. В. Краевский // Гуманизация образования. Сочи, 1994. — № 1. — С. 42−44.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ) / В. В. Краевский. — М., 1977.
- Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. М., 1976.
- Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л., 1970.
- Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. — М., 1980.
- Кузьмина, Н. В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований / Н. В. Кузьмина. — М., 1980.
- Куку ев, А. И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: дис.. .канд. пед. наук / А. И. Кукуев. — Ростов н/Д, 2001.
- Кулемин, И. А. Управление образовательным учреждением на основе квалиметрического подхода (теоретико-методологический аспект): дис.. .канд. пед. наук / И. А. Кулемин. — Ижевск, 1997.
- Купцова, Г. И. Взаимосвязь управления и самоуправления в учебно-познавательной деятельности студентов : дис.. канд. пед. наук / Г. И. Купцова.-М., 1989.
- Лазарев, В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/В. С. Лазарев. -М., 1995.
- Левина, М. М. Сущность и структура методов обучения / М. М. Левина.-М., 1978.
- Левина, М. М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания / М. М. Левина. М., 1991.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избр. психолог. Произведения. В 2 т. Т.2. -М., 1983.
- Леонтьева, О. М- Деятельностная взаимооценка.как условие становления инновационной образовательной модели: дис.. канд. пед. наук/ О. М. Леонтьева- -М, 2000: *
- Лернер, И. Я. Дидактические основы" методов обучения / И. Я. Лер-нер. -М., 1981. .
- Литвинцева, Н. П. Психологические тесты для деловых людей / Н. I I. Литвинцева. М., 1994.
- Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
- Монахов, В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии / В. М. Монахов // Педагогика. — 1997. № 6. — С. 26−31. 150- Монахов, В. М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения /
- B. М. Монахов // Советская педагогика. — 1990 — № 7. — С. 17—22.
- Мясищев, В. Н- Психология отношений/ В. Н. Мясжцев. — М., 1995.
- Огородников, — И. Т. Организация и методика работы в высшей школе / И. Т. Огородников.—М., 1934.
- Околелов, О. I I. Программно-целевой подход к управлению учебным процессом в вузе/О. П. Околелов//Советская педагогика: — 1983:—№ 8. — С. 23—33.
- Олкок, Д. Искусство администрирования / Д. Олкок. — М., 1988.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Петровского.-М., 1986.
- Панасюк, A. IO. Управленческое общение: практические советы / АЮ^Панасюк—Mf, 1990-
- Панфилов, В. П. Новое в подготовке руководителей / В. П. Панфилов. — М., 1990.16Г. Петровский- А. В: Личность. Деятельность. Коллектив7 А. В. Петровский. — М., 1982. • ¦
- Питере, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уотер-мен.—М, 1986.
- Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. 11. И. Третьякова. М., 2001.
- Рощупкин, Ю. В. Дидактические условия и критерии повышения объективности и надежности оценки знаний студентов на основе учета их познавательных способностей : дис. .канд. пед. наук / Ю. В. Рощупкин.—Казань, 2000:
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн.-М., 1989.
- Рубцов, В. В: Психологические основы организации совместной учебной- деятельности: дис. д-ра пед. наук / В. В. Рубцов. — М., 1986.
- Санталайнен, Т. Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Водти-лайнен. — М., 1993.
- Северцев, В. А. Актуальные методологические проблемы образования / В. А. Северцев, Н. Н. Похомов, Б. М. Гассель // Современная высшая школа. 1984. — № 4. — С 17−47.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селев-ко. -М., 1998.
- Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / В. В. Сериков. Волгоград, 1994.
- Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М., 1999:
- Сладкова, Н. М. Система управления образовательными проектами в регионе : дис.. канд. пед. наук/Н. М. Сладкова. — М., 1999.
- Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В: А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 3−8.
- Сластенин, В. А. Педагогическое образование для XXI века / В. А. Сластенин. -М., 1994.
- Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М., 1997
- Сластенин, В. А. Педагогическая технология : программа курса / В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова. — М., 1991.
- Смирнова, 3. А. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста: дис. .д-ра пед. наук / 3. А. Смирнова. — Саратов, 2001.
- Сучкова, JI. А. Централизованное тестирование как средство экспертизы качества образования : дисканд. пед. наук / Л. А. Сучкова.—Ростов н/Д, 2000.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М., 1984.
- Таранова, Т. Н. Педагогика и методика высшей школы / Т. Н. Таранова, И. А. Малашихина. — Ставрополь, 1999.
- Тидор, С. Н. Психология управления: от личности к команде / С. Н. Тидор. —Петрозаводск, 1996.
- Тимофеева, Ю. В. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования / Ю. В. Тимофеева // Высшее образование в России. — 1994. — № 2.-С. 116−124.
- Фокина, О. А. Управленческая поддержка освоения педагогическим коллективом концепции и технологии личностно-ориентированного образования : дис. канд. пед. наук/ О. А. Фокина. —Волгоград, 2002.
- Челышкова, М. Б. Теоретико-методологические и технологические основы адаптивного тестирования в образовании : дис.. д-ра пед. наук / М. Б. Челышкова. — СПб., 2001.
- Чернов, В. П. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в условиях непрерывного профессионального образования : дисканд. пед. наук/В. П Чернов. —Майкоп, 1999.
- Чучалин, И. П. Модели управления учебным процессом вуза / И. П. Чуча-лин, В. 3. Ямпольский, В. Н. Чудинов. Томск, 1992.
- Шаповалов, В. А. Высшее образование в системе культуры / В. А. Шаповалов. — Ставрополь, 1996.
- Шаповалов, В. А. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе / В. А. Шаповалов, В. И. Горовая // Непрерывное педагогическое образование. Ставрополь, 1994. — Вып. 6. — С. 3−11.
- Шепель, В. М. Управленческая этика / В. М. Шепель. М., 1989.