Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды проектов (на примере проектов по русскому языку)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первую попытку классифицировать учебные проекты предпринял в 1910 г. американский профессор Э. Коллингс. Им были выделены четыре группы проектов: «Проекты игр» (детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности: различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. д.), «Экскурсионные проекты» (предполагают целесообразное изучение проблемы… Читать ещё >

Виды проектов (на примере проектов по русскому языку) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первую попытку классифицировать учебные проекты предпринял в 1910 г. американский профессор Э. Коллингс. Им были выделены четыре группы проектов: «Проекты игр» (детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности: различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. д.), «Экскурсионные проекты» (предполагают целесообразное изучение проблемы, связанной с окружающей природой и общественной жизнью), «Повествовательные проекты (разрабатывались детьми, у которых была цель — «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: устной, письменной, вокальной и т. д.), «Конструктивные проекты» (нацелены на создание конкретного полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление сцены для школьного театра и др.).

Современная классификация учебных проектов строится с учетом многих факторов, поэтому имеет многоуровневую структуру. На примере проектов по русскому языку эта классификация имеет следующий вид:

— по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный проект (например, подготовка иллюстрированного альбома правил русского языка, составление диктантов «на засыпку» и др.); исследовательский проект с исследованием какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования (например, исследование роли фразеологизмов в газетных заголовках, изучение случаев постановки тире вместо двоеточия в современных СМИ (экспансия тире в современных СМИ) и др.); информационный проект, связанный со сбором и обработкой информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (создание дайджестов, обзоров по теме, например, отзывов на принятие в июне 2005 г. Федерального закона Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации»); творческий проект (например, создание школьных альманахов, сборников творческих работ, театральных постановок и др.); ролевой проект (например, ролевые игры типа «Суд над словарями», праздники, посвященные датам русских лингвистов, недели русского языка и др.);

  • — по комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета (например, лингвистическими), и межпредметные проекты (например, создание комментариев к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина, где необходим филологический анализ текста, интегрирующий знания и умения по русскому языку и литературе, исторические пояснения к событиям и др.);
  • — по характеру контактов проекты могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными (в пределах одной страны), международными (последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий);
  • — по продолжительности выделяют: минипроекты (укладываются в один урок или даже его часть, например, лингвистический комментарий пословицы), краткосрочные (рассчитанные на А—6 уроков, например, лингвистический анализ какого-либо небольшого произведения), недельные (требующие 30—40 часов, предполагающие глубокое погружение в проект, например, подготовка тематических словариков русских фразеологизмов) и долгосрочные (годичные) проекты (например, создание перечня слов, заимствованных из латинского и греческого языка, употребляемых в текстах поэтов серебряного века);
  • — по количеству участников: индивидуальные (проекты, как правило, небольшого объема, выполнение которых посильно одному ученику, например, изучение возникновения и современного бытования какого-либо слова с учетом данных различных словарей и анализа речи окружающих и др.), парные (проекты, требующие обработки довольного массива данных, выполнение которых посильно двум учащимся, например, изучение топонимов населенных пунктов с названием по имени героев России) и групповые (рассчитанные на выполнение группой школьников, среди которых выделяется ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе, такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, например, создание мультимедийного блока разделам русского языка);
  • — по характеру координации деятельности школьников: проекты с открытой, явной координацией (учитель-координатор открыто направляет работу учащихся, организуя отдельные этапы проекта), со скрытой координацией (учитель провокационными вопросами и заданиями направляет деятельность учащихся, например, при исследовании учащимися философии названия мифологических существ в русской сказочной прозе учитель может спровоцировать учащихся на поиск аналогичных названий в зарубежной литературе и др.).
Чаще всего один проект может быть классифицирован сразу по нескольким показателя, например, «Как нужно писать сочинение» является групповым, долгосрочным (рассчитан на выполнение в течение четверти), практико-ориентированным монопроектом по русскому языку (пример названия проекта взят из сборника «Русский язык. 6—11 классы: проектная деятельность учащихся», составленного Г. В. Цветковой).

Особую группу проектов представляют персональные проекты по системе Международного бакалавриата IB (International Baccalaureate). Главная задача таких проектов — направленность на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. В рамках данной программы каждый учащийся в течение учебного года должен выполнить персональный проект. Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям: наличие социально или личностно значимой проблемы, конкретный социальный адресат проекта — заказчик, самостоятельный, индивидуальный характер работы учащегося, надпредметный характер проекта, который не ограничивает его рамками одной учебной дисциплины. Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, свойственных научным исследованиям: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы. Проектом руководит учитель — супервайзер, который не отвечает непосредственно ни за процесс его выполнения, ни за продукт, но создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.

Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения на расширенных семинарах преподавателей и методистов, работающих по программам IB. Характерно, что из восьми критериев, по которым оценивается проект, семь описывают процесс работы над проектом и только один — собственно продукт. Ключевым моментом процесса оценки результатов проектной работы является развитие у учащихся навыков анализа собственной деятельности. Широко распространено самооценивание, цель которого — осмысление собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой