Схемы, используемые в процессе убеждения
Судьи оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, комментируют свое мнение. Судейство — очень сложный процесс. Судья должен отказаться от персональной позиции и оценивать игру по аргументам, доказательствам, суждениям, но не на основе личной симпатии. Судья выполняет три обязанности: обучает, поддерживает справедливость… Читать ещё >
Схемы, используемые в процессе убеждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- — постановка проблемы, ее место в ряду других, актуальность и срок решения, необходимость решения (потери, возможные при его отсутствии), варианты решения, их достоинства, другие условия;
- — формула: увеличение ценности достоинств предложения и уменьшение ценности его недостатков; увеличение ценности данного варианта и уменьшение ценности альтернативных вариантов;
- — раскачка партнера и дальнейшее убеждение его путем представления различных точек зрения и разбора прогнозов;
- — внушение важности предложения, возможности его осуществления и простоты этого; принцип постепенного охвата: разбить предложения на этапы и двигаться последовательно, добиваясь согласия на каждом из них;
- — в качестве приема программирования можно задать вопрос с акцентированием (обычно по существу дела!) и не требовать на него немедленного ответа. Через какое-то время вопрос сам возникнет в мыслях партнера и заставит его думать.
Достижение целей, решаемых в логике и средствами технологии дебатов, основано на соблюдении трех основных принципов.
- 1. Дебаты не могут быть направлены против личности, можно формулировать аргументы против идей и суждений оппонентов, но не критиковать самих оппонентов.
- 2. Основа дебатов — честность. Иногда быть честным сложно: приходится признавать отсутствие аргументов или ошибочность логических построений.
- 3. Дебаты в вузовской образовательной практике предназначены для обучения и развития студентов, их социализации, а не для состязания между студентами или между преподавателем и студентами. Эта технология обучения, облеченная в состязательную форму.
К ее положительным сторонам можно отнести:
- — формирование установки на глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;
- — развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- — развитие способности концентрироваться на сути проблемы;
- — развитие процессуальных навыков: умения извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотеками, конспектировать тексты и др.;
- — возможность овладеть навыками культуры дискуссии: умением слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимику, жесты, интонации);
- — развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- — воспитание терпимости к различным точкам зрения в том числе отличным от собственных.
В силу высокой спонтанности дискуссия не может выступать самостоятельным методом освоения учебного материала, так как не обеспечивает достижения фиксированных результатов. Однако как элемент она входит практически во все традиционные технологии и методы обучения и может использоваться как средство формирования коммуникативной компетентности при изучении основных учебных предметов и на специальных занятиях, посвященных освоению методов ведения самой дискуссии. Культура дискуссии предполагает соблюдение каждым участником определенных норм и правил, освоение которых и приводит к формированию компетенций в общении:
- — свободный обмен мнениями;
- — уважение к мнению каждого участника дискуссии;
- — терпимость к критике.
Так как соблюдение указанных правил в ходе свободно организованной дискуссии — психологически чрезвычайно сложное дело, то их соблюдение при обучении методом дискуссии в форме игры требует углубленного рефлексивного анализа, осмысления субъектом собственной деятельности в качестве участника или организатора диалога. Дискуссия является основой для создания и проведения дебатов как организационно-деятельностной игры.
Проведение дебатов предполагает последовательное осуществление следующих этапов технологического цикла:
- — проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп;
- — постановка проблемы: актуализация противоречия, коллективное обсуждение целей, способов деятельности, создание творческих групп;
- — работа по творческим группам: проектировочная деятельность — определение собственных целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление программы, выработка коллективной позиции и коррекция рабочего процесса; общее обсуждение, защита позиций каждой группы (научное аргументирование позиций, отстаивание и смена ее);
- — организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого, группы и коллектива в целом. На основе анализа устанавливается соответствие между целями, содержанием, методами, средствами деятельности и ее результатом. Каждый участник совместной деятельности осознает ее ценность, определяет собственное место в системе отношений, осмысливает свои способы взаимодействия с окружающим миром.
Классические дебаты могут проводиться в следующих форматах (формат предполагает определенный набор правил).
- 1. Командные дебаты:
- — дебаты Карла Поппера;
- — парламентские дебаты;
- — дебаты Линкольна — Дугласа.
- 2. Индивидуальные дебаты:
- — импровизированная речь;
- — авторское исполнение.
- 3. Кроме того выделяют:
- — свободные дебаты;
- — обсуждение в форме дебатов;
- — экспресс-дебаты;
- — модифицированные дебаты;
- — мини-дебаты.
- 4. Рассмотрим более подробно дебаты в формате Карла Поппера. Карл Поппер — известный английский философ, идеолог социальной теории «открытого общества», известен своей формулировкой принципов, на которых строится научное знание:
- — не существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений;
- — любое мнение или суждение ценно, так как несет в себе субъективную истину, а также служит источником рождения мысли;
- — любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке; нет таких суждений, которые должны быть однозначно приняты на веру.
Действующие лица дебатов — две команды, каждая состоящая из трех участников (спикеров). Команда, опровергающая тезис, — команда отрицания.
Судьи оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, комментируют свое мнение. Судейство — очень сложный процесс. Судья должен отказаться от персональной позиции и оценивать игру по аргументам, доказательствам, суждениям, но не на основе личной симпатии. Судья выполняет три обязанности: обучает, поддерживает справедливость и сохраняет позитивную атмосферу игры. Если проводить дебаты в рамках занятий, то можно в качестве судей занять всех студентов, которые не вошли в команды и не выполняют функции тьюторов или таймкипера («хранителя времени»).
Таймкипер — особый участник, который следит за соблюдением регламента. Он показывает спикерам специальные плакаты, на которых указано время, оставшееся до окончания их речи: 3 мин, 2 мин, 1 мин. 30 сек.
Тьюторы — до игры — организаторы дебатов, тренеры, руководители команд. Они выполняют роль наблюдателей во время игры, чтобы после провести с каждой из команд анализ действий всех спикеров.
Суть дебатов — убедить нейтральную сторону (судей) в том, что аргументы команды лучше, чем аргументы оппонентов.
Основными элементами дебатов являются тема, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, решение судей.