Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение содержания основных существующих подходов (системно-структурного, программно-целевого, профессиональнодеятельностного, профессионально-личностного, технологического, интеграI тивно-модульного, личностно-ориентированного и других), с позиции которых в настоящее время решается проблема совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, позволило определить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
    • 1. 1. Философско-педагогические основы воспитательной работы
    • 1. 2. Сущность готовности студентов к воспитательной работе
    • 1. 3. Анализ готовности студентов к воспитательной работе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 1. Модель процесса формирования готовности студентов к воспитательной работе
    • 2. 2. Профессиональная подготовка студентов как условие готовности к воспитательной работе
    • 2. 3. Педагогическая олимпиада как средство выявления уровня подготовки студентов к воспитательной работе
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности формирования готовности студентов к воспитательной работе
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Радикальные социально-политические и экономические изменения в России отразились на решении проблем воспитания, традиционно служивших гарантом стабильности общества, основой его прогрессивного развития. Недостаточная продуманность при решении проблем воспитания явилась следствием того, что «воспитание фактически было изгнано из школы и внешкольных учреждений», что привело к активному проявлению негативных сторон в поведении молодежи: низкой общей культуре, национализму при отсутствии патриотизма, агрессивности, росту числа преступлений и т. д.

Анализ практики профессиональной подготовки учителя показывает, что на современном этапе развития общества цели, содержание, формы и методы воспитания, сложившиеся в системе советской школы, оказались малоэффективными в новых образовательных условиях, а недостаточная просвещенность будущего педагога как воспитателя является серьёзным просчетом в решении проблем воспитания. При этом накопленный в российской школе воспитательный потенциал должен способствовать обновлению содержания воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Следовательно, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания системы образования и воспитания подрастающего поколения, которая обеспечивала бы воспитательно-образовательные потребности в соответствии со склонностями и возможностями личности, создавала бы условия для её самореализации и саморазвития.

С этих позиций подготовка специалистов в высших педагогических учебных заведениях должна быть ориентирована на кардинально новые, адекватные современным требованиям механизмы подготовки, позволяющие будущим учителям эффективно управлять воспитательной работой в системе образования. Злободневность данной проблемы объясняется тем, что «каждый третий педагог испытывает серьёзные профессиональные трудности при взаимодействии со школьниками вне урока, в ситуациях, где он оказывается в роли воспитателя».

Проблемы к организации воспитательной работы в психолого-педагогической науке исследованы в работах Л. А. Байковой, О. С. Газмана, Е. Е. Чепурных, Н. Е. Щурковой и др. которые определяют педагога в качестве условия обновления содержания воспитания.

Теоретические основы подготовки специалистов к воспитательной работе в педагогических вузах и университетах, и т. д. исследованы в работах Н. А. Асташовой, П. Р. Атутова, Б. П. Беспалько, В. И. Загвязинского, Л. В. Загрековой, И. А. Колесниковой, Д. М. Маллаева, Б. П. Невзорова, Л. И. Новиковой, В. А. Сластенина, Т. И. Шалавиной и др.

В работах В. А. Караковского, С. Д. Полякова, Н. Л. Селивановой, Н. Е. Щурковой и других представлены теории современного воспитания, а исследования А. А. Бодалева, Е. В. Бондаревской, В. 3. Вульфова, С. В. Кульневи-ча, Л. И. Новиковой, Г. К. Селевко, А. М. Сидоркина, Н. М. Таланчука, С. А. Шмакова и др. рассматривают технологии воспитания.

Проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности исследованы в работах Л. А. Блохиной, Г. П. Гайбдуллина, Е.А. Дмитрен-ко, Д. И. Икматовой, И. А. Колесниковой, С. Ф. Петрушкина, Л. Ф. Спирина, Н. А. Томина, Р. Н. Ходяевой, Н. М. Яковлевой и др. Аспектам формирования педагогических умений, необходимых классному руководителю в воспитательной работе с коллективом учащихся посвящены исследования Е. А. Антипиной, А. А Деркача, Н. З. Еловой, Р. А. Ереминой, В. И. Журавлева, В. И. Зайченко, Е. А. Левановой, Р. И. Пеньковой, Г. И. Сущенко и др., а значимости педагогической практики в системе подготовки будущего учителя — воспитателя исследования Э. А. Васильевой, В. И. Воробей, Л. Т. Кикнадзе, Н. А. Соловьевой и др.

Проблема значимости студенческого коллектива в подготовке будущих учителей к воспитательной работе рассмотрены в работах Э. З. Бабаевой, А. П. Войченко, М. И. Волошкиной, Н. П. Добронравова, Н. Ю. Крутогорской и др. Кроме того, имеются исследования, посвященные подготовке учителя отдельным аспектам воспитательной работы: гражданскому (А. М. Бабаев), эстетическому (И. А. Трубина, Н. А. Шмырева) воспитанию, работе с детскими общественными объединениями (С. В. Бобрышов), воспитание школьников в системе дополнительного образования (Н. А. Чернова) и др.

В педагогической науке аспекты формирования у студентов готовности к педагогической деятельности исследованы в работах Т. Г. Везирова, Ф. Н. Гоноболина, Г. А. Карахановой, Н. В. Кузьминой, А. Н. Нюдюрмагомедова, В. А. Сластенина, Р. И. Хмелюк, А. И. Щербакова и др., где с позиций целостного подхода проанализированы содержание, структура и форма подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы формирования готовности учителя к воспитательной работе в современных социокультурных условиях пока не получили достаточного освещения, а отсутствие механизма ее осуществления в учреждениях образования актуализировало проблему совершенствования системы подготовки. Кроме того, изучение образовательной практики, а также собственного опыта работы в вузе позволил выявить ряд противоречий:

• между потребностью учреждений образования в профессионально компетентных педагогах-воспитателях и недостаточным уровнем их подготовленности в вузе;

• отсутствием целостной системы форлгирования готовности к воспитательной деятельности и востребованностью личности, способной осуществлять профессионально воспитательную деятельность в рыночных условиях;

• недостаточной ориентированностью существующей системы подготовки на формирование специалиста и фрагментарностью формируемых воспитательных знаний, умений и качеств личности.

Приведенные противоречия обусловливают актуальность исследования, проблемой которого является обоснование эффективного механизма обеспечения готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях.

Актуальность данной проблемы, важность аспектов подготовки учителей к воспитательной работе, теории и практике предопределили тему исследования: «Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе».

Цель исследования — выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования готовности будущего учителя к воспитательной работе в учреждениях образования.

Объект исследования — психолого-педагогическая подготовка студентов педагогического университета.

Предмет исследования — процесс формирования готовности студентов педуниверситета к воспитательной работе.

Гипотеза исследования — готовность студента педвуза к воспитательной работе в учреждениях образования будет обеспечена, если:

• выявить и акцентировать внимание студентов на основные направления воспитательной работы в историко-педагогической литературе;

• раскрыть сущностную характеристику воспитательной работы в аспекте философского и педагогического знания;

• определить условия формирования готовности студентов педвуза к организации воспитательной работы в учреждениях образования;

• использовать педагогическую олимпиаду как средство выявления уровня подготовки студентов к воспитательной деятельности;

• разработать и экспериментально обосновать модель формирования готовности студента педвуза к воспитательной работе.

Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы были сформулированы задачи исследования:

— анализировать философско-педагогические основы воспитательной работы;

— раскрытие педагогической сущности готовности студента педвуза к воспитательной работе;

— выявить готовность студентов к организации воспитательной работы;

— обоснование модели формирования готовности студента-педвуза к воспитательной работе;

— обоснование профессиональной подготовки в вузе как условия формирования готовности к воспитательной работе в учреждениях образования;

— экспериментальная проверка эффективности формирования готовности к воспитательной работе в образовательных учреждениях.

Методологической основой исследования выступает:

• диалектико-материалистическая теории познания, диалектического положения о всеобщей связи, системного подхода к изучению объекта исследования, ведущих системных принципов — структурности, целостности, зависимости каждого элемента от его места и функции внутри целого, взаимосвязь системы среды, разработанные в философских трудах российских ученых (П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, М. С. Каган, В. Н. Садовский и др.);

• психологические теории деятельности, развитии личности, исследования по вопросам профессионально значимых качеств и личностных свойств воспитателя, педагогических способностей, психологические основы профессионально-педагогического общения, педагогического труда, как научного обоснования разработки и создания благоприятных условий по освоению теоретических положений, психологических аспектов воспитательной работы (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова и др.);

• педагогические концепции и программы подготовки специалистов к воспитательной работе в вузах, теории целостного педагогического процесса, исследования об организации образовательной деятельности, теории системы непрерывного педагогического образования (О. А. Абдуллина, П. Р. Атутов, Б. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, О. А. Конаржевский, В. А. Сластенин и др.) — общая теория воспитания (И. Д. Демакова, И. А. Колесникова, Е. Е. Че-пурных и др.)? убедительно доказывающая, что её центральные положения составляют концептуальную базу воспитательной работы в учреждениях образования (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.).

Теоретической основой исследования являются труды педагогов и психологов по проблемам формирования личности (Н.А. Асташова, Б. П. Беспалько, Л. И. Новикова, О. С. Газман и др.), профессиональной подготовке учителя (JT.A. Блохина, А. Н. Нюдюрмагомедов, О. Ф. Петрушкин, Н. А. Томин и др.), теории воспитанияофициальные материалы и документы, учебные планы и программы, документы и правовые акты в области образования и воспитания, программно-методические материалы, труды классиков отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования по теории и практике воспитания и подготовки учителя, периодические издания, посвященные вопросам совершенствования профессиональной готовности учителя к воспитательной работе, материалы научно-практических конференций, совещаний, семинаров, личный педагогический опыт.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: анализ философских, социально-педагогических, психолого-педагогических, социологических исследований по проблеме формирования готовности учителя к воспитательной работеизучение, обобщение, теоретическое осмысление педагогического опыта по данной проблемевключенное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы со студентами, опытная работа, педагогический эксперимент, системный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования — Дагестанский государственный педагогический университет, Буйнакский филиал ДГПУ и базовые школы г. № 46, № 9 г. Махачкалы.

Этапы исследования: • теоретический этап (2000;2002гг.) направлен на выявление современного состояния проблемыопределение методологической базы, обоснование понятийного аппарата и структуры диссертационного исследованияанализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме обоснование модели формирования готовности студента педвуза к воспитательной деятельности. '

• опытно-экспериментальный этап (2002;2004гг.) предполагал углубленное изучение теоретических положенийпоисковую работу по выявлению педагогических условий формирования готовности к воспитательной работепроведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента;

• обобщающий (2004;2007гг.) включал анализ, систематизацию, обобщение результатов опытно-экспериментальной работыформулирование выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущностной характеристики готовности студентов педвуза к воспитательной работевыявлении педагогических условий и критериев готовности студента педвуза к воспитательной работе в общеобразовательных учрежденияхопределении и научном обосновании модели и этапов формирования готовности студентов к осуществлению воспитательной работыобосновании педагогической олимпиады как условия формирования готовности студентов педвуза к воспитательной работе.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли и места педагогических условий в формировании готовности студентов к воспитательной работе, обосновании структуры и компонентного состава модели формирования готовности студента педвуза к воспитательной работе, обоснование роли и содержания профессиональной подготовки в обеспечении готовности к организации воспитательной работы, определении содержания, форм и методов формирования готовности студентов к воспитательной работе. В диссертационном исследовании показано, что обоснование роли готовности к воспитательной работе — важная составляющая в профессиональной подготовке студентов педвуза к педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: выделено содержание отдельных педагогических дисциплин, способствующих формированию готовности студентов к воспитательной работеразработаны методические рекомендации по организации воспитательной работы в образовательных учрежденияхопределении места и роли педагогической олимпиады в профессиональной подготовке как эффективной формы формирования готовности студентов педвуза к воспитательной работе в школе.

Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки учителей, классных руководителей, организаторов школ, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием системного подхода, анализом современных достижений психолого-педагогической и социологической наук, целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробировались на республиканских (2005г.), вузовских (Махачкала 20 012 002гг.), научно-практических конференциях, на заседаниях кафедр социальной педагогики, общей педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, педагогики, психологии и методик обучения БФ ДГПУ.

Материалы исследования используются в ходе лекций, семинарских и 1 лабораторно-практических занятий на факультетах: права, историческом, дошкольной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, а также Буйнакского филиала Даггоспедуниверси-тета.

На защиту выносятся положения:

1. Профессиональная подготовка будущего учителя как специально организованная, систематическая, многокомпонентная, личностно и профессионально значимая деятельность, включающая в себя общекультурное, предметное, психолого-педагогическое и методическое основания, обусловленная уровнем развития готовности к воспитательной работе, направленная на профессиональный рост учителя и повышение результативности воспитательного процесса.

2. Педагогические условия готовности студентов педвуза к воспитательной работе в образовательных учреждениях.

3. Модель процесса формирования готовности студентов педвуза к воспитательной работе, обеспечивающая эффективность подготовки будущего учителя.

Структура и объём диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (331), приложений.

Выводы по второй главе.

1. Модель процесса формирования готовности студентов к воспитательной работе должна быть основана на понимании готовности как сложного, динамически развивающегося целостного личностного образования, которое проявляется в единстве мотивационно-ценностного, ориентационно-целевого, содержательно-гностического, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов, наличие и степень сформированности i которых обеспечивают успешное осуществление данной профессиональной деятельности.

2. Под педагогическими условиями мы понимаем наличие совокупности определенных мер в учебно-воспитательном процессе, которые должны обеспечить достижение студентами необходимого уровня профессионально-педагогической подготовки (Н.М. Яковлева).

3. Для выявления и создания педагогических условий, способствующих формированию готовности студентов к воспитательной работе, нами были намечены следующие пути: необходимость реализации модели процесса формирования готовности студентов к воспитательной работевыявление специфики и особенностей процесса формирования исследуемой готовности в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

4. Участие студентов в модельно-проектировочной деятельности с последующей апробацией на педагогической практике. Данная деятельность ставит личность студента в позицию субъекта учебной деятельности, предоставляя возможность проявлять творчество и самостоятельность в проектировании и организации индивидуальных и коллективных авторских моделей (программ, проектов) по воспитанию учащихся, что предполагает выход в педагогические инновации.

5. Структурированная и апробированная в исследовании экспериментальная модель формирования готовности студентов педвуза к воспитательной работе характеризуется генетической связью структурных и функциональных компонентов, что позволяет осуществить методологическую подготовку будущего учителя к осуществлению воспитательной работы в условиях высшей педагогической школы.

6. Педагогическими условиями успешного и эффективного функционирования модели процесса формирования готовности студентов педвуза к — ^ ! воспитательной работе являются: j а) участие студентов в коллективной диалого-творческой деятельности (подготовке и проведении педагогической олимпиады, конкурсов и т. п.) — б) участие студентов в модельно-проектировочной деятельности с последующей апробацией на педагогической практике- ! i «в) включение студентов в выполнение различных видов.|

7. Уровень готовности студентов педвуза к воспитательной работе 1 зависит от качества знаний обучаемых, достаточности их связей с жизнью. Знания составляют неотъемлемый компонент образования! в целом и профессионального образования в частности. j j s

Процесс подготовки будущих учителей к воспитательной работе должен включать обеспечение обучаемых знаниями методологического, тео j ретического, методического, технологического характера. Студенты в t процессе обучения в вузе получают знания о методологических основах педагогического процесса, его закономерностях, принципахо способах изучения и преобразования педагогической средыо теории и методике осуществления воспитательной работы. |

Овладение знаниями, адекватнымитребованиям ! общества, составI ляет основу процесса профессионально — педагогической подготовки буi дущих учителей: Несоответствие получаемых знаний особенностям современной жизни делает их бесполезными. Так, использование знаний о сущ! I ности и содержании воспитания, накопленных педагогикой советского периода, не может помочь студентам в1 организациивоспитания на соt временном этапе развития общества. Точно также знания о формах и методах осуществления педагогического процесса без: учета изменений в подходах к обучению и воспитанию учащихся снижают j качество подгоt i I i товки будущих учителей к практической деятельности в современной s школе. 1 I

8. Уровень готовности будущих учителей к воспитательной работе зависит от степени включения их в различные виды деятельности. Овладение профессиональными знаниями не обеспечивает успеха педагогической деятельности. Для этого необходимы и умения, которые, базируясь на знаниях, формируются только в деятельности. При этом, чем разнообразнее деятельность обучаемых и воспитуемых, тем эффективнее формируются необходимые умения. Поэтому процесс подготовки будущих учителей к воспитательной работе основывается на различной по видам, формам и содержанию деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного в исследовании сформулировано следующее рабочее определение готовности к организации воспитательной работы как результата профессиональной подготовки к педагогической деятельностивнутренний настрой на общение с детьмиглубокие знания психолого-педагогических дисциплин и теоретических основ воспитания школьниковпотребность в использовании этих знаний при решении различных педагогических (воспитывающих) ситуацийкомплекс ряда личностных характеристик, присущих педагогу, работающему в общеобразовательной школе.

Поскольку, любая деятельность реализуется через систему последовательно осуществляемых действий специалиста по решению профессиональных задач, основанных на синтезе теоретических и практических знаний, то эффективность подготовки будущих учителей к воспитательной работе обусловлена условиями подготовки, осуществлением деятельности, выявление которых связано с анализом понятия «готовность».

Сравнительный анализ определений позволяет заключить, что «подготовка» обогащает понятие «готовность», при этом, указывая на то, что подготовка к профессии есть не что иное, как формирование готовности, система установок на деятельность, устойчивая ориентация на выполнение трудовых заданий. При этом общая готовность к деятельности является психическим результатом профессиональной подготовки.

Следовательно, профессиональная готовность, а в нашем исследовании готовность к воспитательной работе представляет собой не только результат, но и цель подготовки, начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим, на наш взгляд, подчеркивается диалектический характер готовности как качества, состояния, а также динамического процесса, что позволяет более строго анализировать и толковать сущность профессиональной подготовки.

Таким образом, в результате проведенного исследования нам представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе обусловлена возрастающими требованиями к качеству профессионально-педагогической подготовки студентов, что свяi зано с социально-экономическими, политическими и культурными измене ниями, происходящими в обществе, возрождением идей гуманизации отече ственной педагогики, развитием инновационных процессов в образовании, недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.

2. Изучение состояния разработанности проблемы' формирования го1 товности будущих учителей к воспитательной работе осуществлялось в дис сертационном исследовании через ее историографический анализ в рамках i * профессионально-педагогической подготовки студентов. j Рассмотрение выi деленных в педагогике высшего образования периодов развития и изучения • данной проблемы позволило проследить исторические тенденции ее возникновения. Результатом такого исследования стала изученность теоретических, и практических аспектов данной проблемы в контексте подготовки будущих учителей к осуществлению воспитательной работы в школе.

3. Основу построения логики диссертационного исследования составил I анализ ключевых понятий рассматриваемой проблемы. Проанализированы I такие понятия как: «формирование», «готовность», «воспитание», «воспитательная работа» .

4. Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность, обусловленная проявлением креативности личности педагога-воспитателя, его самореализацией в успешном и эффективном совершенствовании воспитаI тельного процесса, направленного на создание условий для развития и само) развития ребенка. Основными признаками воспитательной работы являются: гуманистическая направленность воспитательной работыположительная мотивационная обусловленность деятельностиосознанное стремление к по1 зитивной трансформации субъектов деятельностиоптимальное сочетание форм, методов и способов организации деятельности адекватно поставленной цели воспитаниясамостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую воспитательную ситуациюоригинальность и новизна способов организации деятельностирефлексивностьдиалогическое взаимодействие субъектов деятельности. 1

5. Рассмотрение содержания основных существующих подходов (системно-структурного, программно-целевого, профессиональнодеятельностного, профессионально-личностного, технологического, интеграI тивно-модульного, личностно-ориентированного и других), с позиции которых в настоящее время решается проблема совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, позволило определить теоретико-методологическую стратегию исследования. Такой стратегией является креативно-деятельностный подход, который способствовал бы педагогическому проявлению креативности личности будущего учителя — воспитателя через актуальное деятельностное воплощение ее потенциальных творческих сил.

6. Понятие «готовность к воспитательной работе» рассматривается как сложное, динамически развивающееся целостное личностное образование, которое проявляется в единстве мотивационно-ценностного, ориентационно-целевого, содержательно-гностического, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление данной профессиональной деятельности.

7. Формирование готовности к воспитательной работе протекает более успешно в рамках специально разработанной модели, которая характеризуется следующими особенностями: единством структурных (цельсодержание, включающее теоретико-ориентационный, информационно-когнитивный и конструктивно-эвристический компонентыформы и методы подготовки) и функциональных (мотивационно-ценностный, ориентационно-целевой, содержательно-гностический, операционно-деятельностный и рефлексивнооценочный компоненты готовности) составляющихцелостностьюдинамичностью и уровневостью.

8. Педагогическими условиями успешного и эффективного функционирования модели процесса формирования готовности студентов к воспитательной работе являются: а) участие студентов в коллективной диалого-творческой деятельностиб) участие студентов в модельно-проектировочной деятельности с последующей апробацией на педагогической практикев) включение студентов в выполнение различных видов самостоятельной воспитательной работы при рефлексии и оценке собственной деятельности.

9. Реализация совокупности условий, выделенных на основе интегра-тивно-деятельностного подхода и с учетом цели и особенностей подготовки будущих учителей к воспитательной работе, оказала положительное влияние на функционирование вузовской подготовки.

10. Основными признаками готовности студентов к воспитательной работе стали: способность к творческому диалогу и сотрудничествуспособность к стратегическому и тактическому целеполаганиюспособность к актуализации знаний в воспитательной ситуацииспособность к определению форм и методов адекватных цели воспитанияспособность к самостоятельности в рефлексии и оценке, коррекции и самокоррекции. Результатом формирования готовности студентов к воспитательной работе выступает ее сформированность, основным критерием определения которой является продвижение будущего учителя от адаптивно-воспроизводящего уровня к конструктивно-интерпретирующему, а от него — к творческо-модернизирующему уровню.

11. Для определения готовности студентов к воспитательной работе была определена следующая система методов научного исследования: анкетирование, тестирование, опрос, прямое и косвенное наблюдение, беседы, методы математической статистики, анализ творческих работ.

12. Полученные результаты теоретического и экспериментального исi следования позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.

13. Результаты проведенного исследования, его общие и конкретные выводы направлены на совершенствование подготовки будущих учителей к воспитательной работе. '

Проведенное нами исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование изучаемой проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: выявлению других средств, определяющих формирование готовности будущих учителей к воспитательной работеопределение путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки, способствующих формированию данной готовности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования М.: Просвещение, 1990.- 141с.
  2. О.А. Педагогический мониторинг качества образования. Программа спецкурса//Преподаватель. 1998. № 3. С. 54−57.,
  3. О.А. Педагогический мониторинг качества подготовки учителя // Преподаватель. 1998. № 3. С. 21−23.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности -М.: Наука, 1990.-335с.
  5. У.Б. Подготовка студентов педвуза к воспитательной работе в сельской школе: (На материале деятельности учебных заведений Казахстана): Дис. канд. пед. наук.- М., 1993.-169с.
  6. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.- 448с.
  7. Д.Ж. Подготовка учителя к воспитательной работе в системе непрерывного педагогического образования. М., 1989 — 172с.
  8. Г. С. Подготовка студентов педвузов к воспитательной работе с разновозрастными объединениями детей и подростков- Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. -18с.
  9. Н.А. О роли методологических знаний в профессиональной подготовке студентов// Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1981. — С. 14−21.
  10. Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
  11. .Г. Человек как предмет познания / Избр. псих, труды в 2-х т. М.: Просвещение, 1980.- 178с.
  12. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238с.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества. Казань: Из-во Казань дн-тп, 1988.-С. 236.1.Ii
  14. A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза. Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 23с. II
  15. Е.А. Музыкальные праздники в д/саду Антюнина Е. А. — М.: ТЦ Сфера, 2002. С. 72. |
  16. М.Ю. Учителя и ученики: два мира?: iКн. для учителей и родителей (М.Ю.Арутюнян, О. М. Здравомыслова, И. И. Щурыгина. М.1. S i
  17. Просвещение", 1992.— С. 158.
  18. С.И. Лекции по научной организации учебного проiцесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200с. I
  19. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Уч.метод.пособие. М.: Высшая школа, 1980. — С. 368. I
  20. P.M. Деятельностный подход и профессиональное становление учителя // Тезисы докл. научно-практической конференции Н- Новtгород, 1989. С.36−38.
  21. P.M. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей // Проблемы управления общеобразовательной школой вып. II. — Уфа, 1994.- 16с. 1
  22. А.Г. Психология личности. М.: изд. МГУ, 1990. — 367с.
  23. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиоло-гии.//Педагогика 2000, № 8, С. 8−13.
  24. П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. М., 1985.
  25. Н.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к эмпатийному взаимодействию с учащимися: Дис. канд.пед.наук. Казань, 2001 .-189с. |
  26. В.Г. Проектирование педтехнологии //Высшее образование в России. 2001, № 4, — С. 147−151.
  27. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 558с.
  28. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: 1982. I
  29. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. М.: 1977.
  30. Т.О. «Школа и жизнь». Махачкала, Дагучпедгиз, 1975.
  31. М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. — С. 432.
  32. М.М. Эстетика словесного творчества. М.:' 1979.
  33. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  34. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — С. 205.
  35. JI.A. Педагогическая деятельность как категория педагогики ' и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. С.36−45.
  36. Р. Развитие Я- концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс. — 1986.- 424с.
  37. Г. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика. 1989.
  38. И.И. Генеральный план императорского Воспитательного дома.
  39. И.И. Устав Шляхетного сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. Москва, «Педагогика», 1985. — С. 279−282.
  40. B.C. Нравственность, культура, современность. -М.: 1990.
  41. B.C. Мышление как творчество. М.: 1975.
  42. B.C. Педагогика: Учеб. для инж-пед.спец. -Екатеринбург: Екатеринбург, обл. институт развития регионального образования, 1994.-107с.132 |
  43. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-воВГУ, 1977. j
  44. JI.A. Формирование мотивационного ценностного отношения будущих учителей к воспитательной работе. Дис. канд. пед. наук. i1. М., 1992. -236с. !i
  45. П.П. Развитие мышления школьника. М.: 1935. i
  46. П.П. Как я стал педагогом: воспитание советского педаIгога и психолога. Публ. с пред. редак. К 100-летия со дня рождения. — Учительская газета, 184. 26 мая. !
  47. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 328с.
  48. А.А. Личность и общение: Избранные труды. -М. 1993.
  49. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -
  50. Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов // Советская педагогика 1987. — № 2. — С. 13−19. ,
  51. Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978.280с.
  52. М.Х. На межпредметные основы: о построении учебного процесса в вузе // Весник высшей школы 1983. № 5. С. 21−23.
  53. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистической теории и системах воспитания- Уч.пособие. для студентов. М.: Ростов-на-Дону. — 1999. — С. 564. ч
  54. Э.А. Педагогическая практика в системе подготовки учителя-воспитателя. М., 1979. — 222 с.
  55. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: уч.пособ. к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1981. — С. 82 —
  56. Т.Г. Формирование информационной культуры будущих специалистов при изучении социологии // Алиевские чтения (материалы научной сессии, часть П). Карачаевск, КЧГУ, 2006. С. 102−104 —
  57. Т.Г. Информационно-педагогическая среда формирования информационной культуры будущих учителей начальных классов // Наше культурное наследие. Информационный бюллетень- 2005. № 4,5,6. — С. 97 101
  58. К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1995.
  59. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.
  60. С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л., 1981.- 144с.
  61. В.И. Формирование у студентов педагогических институтов умений и навыков организации воспитательной работы с учащимися в процессе непрерывной педагогической практики. Киев, 1989. — 155с.
  62. .З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
  63. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  64. Л.С. Соб.соч.т.6. М., 1994. «Орудие и знак в развитии ребенка».
  65. Г. П. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе. Казань, 1989. — 197с.
  66. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М.: Новая школа, 1992. — 115с.
  67. О.С. В школу с игрой. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.-С. 9.
  68. М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995.-С.46−60.
  69. И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза. Автореф. дис. канд. псих. наук. Mi: МПУ. — 20 с.
  70. П.Я. Введение в психологию: Уч. пособие для вузов. 4-е изд. — М.: «Книжный дом» «Университет». — 2002. — С. 336. -
  71. .С. Философия образования для XXI в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Мзд-во «Совершенство». 1998.-С. 608.
  72. Е.Н. Коллективная творческая деятельность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.-17с.
  73. В.А. Управление становлением воспитательной системы школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1995. — 15 с.
  74. Ф.Н. Книга об учителе. -М., 1965.
  75. Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика.1972.
  76. JI.K. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы Л.К.Гребенкина, Н. С. Анциперов, М., 2000.
  77. В.В. Иерархические структуры и технология информационного интегрирования в педагогической практике.//Стандарты и Мониторинг в образовании.-2003. № 6.- С.59−64.
  78. С.Ю. Ориентация студентов педвузов на творчество в процессе изучения педагогики. Дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. -188с.
  79. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981. — 213с.
  80. В.В. Проблемы развивающего обучения: Уч. Пособие для студентов высшего учебного заведения. -М.: Изд-во Центр «Академия», 2004. -С. 288.
  81. И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Кн. для учителя: из опыта работы М. 1989. -С. 205.
  82. Е.В. Психолого-педагогические основы формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей: Дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2000.-180с.
  83. И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Кн. для учителя: из опыта работы М.1989, — С. 105.
  84. А. А. Социально-педагогические основы совершенствования : деятельности воспитателя (На материалах исследования деятельности воспитателей, работающих с пионерами). JL, ЛГУ, 1981.
  85. А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского сада. Уч. пособие для студентов пед.институтов. М.: Просвещение,. 1985.-С. 335.
  86. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя/ Сост. В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -190с.
  87. А. Руководство к образованию немецких учителей. Избранные педагогические сочинения. -М.: 1956. С.172−174.
  88. .И. Эмоции как ценность. М.: 1978.
  89. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход в профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72с.
  90. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей. М.: Просвещение, 1989. — 189с.
  91. Н.Э. Формирование профессионально-педагогической готовности к выполнению воспитательных функций классного руководителя. -Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 16с.
  92. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие инициативные игры.-М: 1980. С. 105−106.
  93. В.И., Елизаров А. А. Педагогический практикум / Учебное пособие. М., 1987. — 65с.
  94. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  95. Т.А. Формирование готовности студентов и молодых специалистов к внеучебной воспитательной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. -Тюмень, 2001.-198с.
  96. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.
  97. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. -М.: Знание, 1986.-40с.
  98. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.
  99. В.И. Учитель как исследователь. М.: 1980.
  100. В.И. Методология и методика дидактических исследований-М.: 1982.
  101. Л.В. Основы педагогических технологий // Высшее образование в России. 1997. №> 4. — С. 97−99.
  102. В.И. Памятка студенту о самостоятельной работе. М., 1950.
  103. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России 1992. № 3.
  104. Л.М. Психология воспитания. М., 1991. — 96 с.
  105. И.Я. Основы педагогического мастерства. -М.: 1983.
  106. И.П. Методика коммунарского воспитания. -М.: 1990.
  107. И.П. Моделирование педагогической деятельности. // Высшее образование в России. 1998. № 2. !
  108. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел КТД. -М.: Педагогика, 1989.
  109. Д.И. Профессиональная подготовка учителя к воспитанию в процессе обучения. Автореф. Дис. канд. пед. наук.'- М., 1992. — 18 с.
  110. B.C. Формирование личности школьника: М.: 1984.
  111. М.С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений. -М.: 1988.
  112. М.С. Морфология искусства. Д., 1972.
  113. Л.П. Методика психодиагностики профессиональноIзначимых личностных и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1981. -С.85−95.
  114. Я.А. Великая дидактика. / Избранные педагогические сочинения.-М.: 1982. Т.1. С. 392−443. !s
  115. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 286с.
  116. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
  117. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1980. — 144с.
  118. Канн-калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: автореферат дискуссии доктора педагогических наук. Л.: 1985.
  119. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. -М.: 1982.
  120. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: 1992.
  121. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идей и опыт формирования. М.: Новая школа, — 1992. — 127с.
  122. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160с. 1
  123. Г. А. Теоретико-методологические основы исследования нравственной культуры учителя Москва, 2005. — 146 с.
  124. Г. А. Нравственные аспекты деонтологической культуры учителя Москва, 2007. — 162с
  125. Г. А. Деонтологическая культура учителя в аспекте педагогического знания// Социальная педагогика: теория, практика, перспективы // Материалы 10-х социально-педагогических чтений. Москва, 2007. — С. 7276
  126. М.С. Педагогические условия готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками: Дис. канд., пед. наук. Челябинск, 2001.-194с.
  127. Л.В. К испытании детством: Размышления писателя на -пед.темы. -М.: Педагогика, 1982.
  128. Е.А. Индивидуализация подготовки студентов педагоги- . ческих вузов к воспитательной работе в школе. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск. 1998.- 150с.
  129. А.В. Формирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе ' профессионально-педагогической подготовки: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.-201с.
  130. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд. Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400с.
  131. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Автореф'. дисс. пед. наук. -Челябинск, 1995. — 22с.
  132. О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М.: — Интерпракс, 1994, — 208 с. Ij
  133. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Дис. докт пед. наук. JL, 1991.-493с. |
  134. И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика.- 1998. -№ 8. С.56−62. |
  135. Я.Л. Человек: психология. М., 1986. j
  136. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976. !
  137. Ю.А. Анализ урока М.: Центр пед. поиск, 2000. — С. 336. (Приложение к ж. «Завуч»).
  138. Ю.А. Педагогический ' анализ учебно- г воспитательного процесса и управление школой М.: Педагогика, 1986.
  139. Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как любить ребенка. М.: 1990. 1
  140. Л.А. Игра важнейшее средство воспитания и развития . детей / Методическое пособие — Махачкала, 1991. — 42с. •
  141. Л.А. Символы и ритуалы /Методическое пособие для старших пионервожатых Махачкала, 1988. — 38с. |
  142. Л.А. Терменлик студенческий / Дагестанская правда, 1992.-С.З. -
  143. Л.А. Педагогика творчества //Сб. Современная наука: проблемы культуры и воспитания. Махачкала: ДГПУ, 1999. — 120с.
  144. Л.А. Методические рекомендации! к педагогической практике Махачкала, 2000. — 57с. I
  145. Л.А. Рабочая тетрадь по курсу «Технология организации умственного труда студентов» Махачкала, 2000. — 32с.
  146. Л.А. Методические рекомендации по организации внеклассной работы в период педагогической практики — Махачкала: ДГПУ, 2001.-75с. |j
  147. Кравцова Л. А. Экспериментальное моделирование процесса формирования готовности будущего учителя к воспитательной работе // Сибир1 Iский педагогический журнал. 2007- № 14. С. 257−262.t
  148. В.В. Методология педагогического исследования -Самара, 1994.
  149. В.В. Основные характеристики и логика педагогичеIского исследования — Волгоград, 1994.
  150. З.В. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях: Дис. канд.пед.наук. Кемерово, 2003 .-215с. -
  151. Н.К. Педагогические сочинения. В 6-и т. -М., 1978.
  152. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- 1 М.: Просвещение, 1976. 303с. !
  153. Н.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов к воспитательной работе с пионерами. Автореф. Дис.sканд. пед. наук. М., 1985. — 14 с.
  154. М.М., Крюкова Л. И. К вопросу об историко-культурном обосновании метода деловых игр. //Всесоюзный семинар «Деловые игры и их программное обеспечение»: Тез. докл. М.: 1979, С.56−60.
  155. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд. ЛГУ, 1967−183с.i
  156. Н.В. Родителям педагогическое знания. Л. «Знание», 1996.
  157. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1967.
  158. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя (тексты лекций). Гомель: Изд-во ГГУ, 1976. — 57с.
  159. С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания, Воронеж, 1997.
  160. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М., 1 990 102 с.
  161. Н.В. На пути к профессиональному совершенству.-М., 1990. 159с.
  162. С.Ю. Организация учебного времени в вузе как фактор становления профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной деятельности. — Автореф. Дис. канд. пед. наук. — Брянск, 1993. — 15с.
  163. К.М. Основы педагогической деантологии. — М.: Наука.1994.
  164. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза. Автореф. Дис. канд. пед наук. — Минск, 1992. -19с.
  165. З.Ф. Формирование у студентов педагогических умений в воспитательной работе с пионерами. Автореф. Дис. канд. пед. наук. — Л., 1971.- 17с.
  166. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  167. А.А. Педагогическое общение. -М.: 1979.
  168. А.А. Педагогика здорового смысла. // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» 1997. № 21 (июнь).
  169. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 1975.
  170. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: 1981.
  171. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: 1980.
  172. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.:1991.
  173. В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педагогическом вузе. Автореф. Дис. канд. пед. наук. Киев. 1984. — 16с.
  174. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: 1990.
  175. .Т. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999. -№ 1. — С. 10−19.
  176. В .И., Троцко А. В. Резервы подготовки студентов к воспитательной работе в школе // Советская педагогика. 1988. — № 8, — С.72−75.
  177. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Фан, 1976. — 95с.
  178. Лучшие психологические тесты / Пер. с англ. Е. А. Дружининой. -Харьков, 1994. 320с.
  179. В.Я. Инновационное обучение и наука. -М.: 1992.
  180. В .Я. Инновационное обучение : стратегия и практика. М.:1994.
  181. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.:1989.
  182. А.С. Педагогические сочинения. В 8-и т. /Под ред. М. И. Кондракова и др. М.: 1983−1986.
  183. Л.И. Педагоги, родители, дети: Метод, пособие. М.: Пед. общ. России.2000.
  184. Д.М. Теоретические проблемы игровой деятельности. //Вестник ДГПУ, № 1, 1999.
  185. Д.М. Актуальные проблемы науки на современном этапе. Современная наука: проблемы и перспективы /Под ред. Д. М. Маллаева. П. О. Омаровой. Махачкала: ДГПУ, 2000.
  186. Д.М. Проблемы специального образования на пороге XXI века / Актуальные проблемы специального образования. Выпуск 2. Под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой. Махачкала: ДГПУ, 2000.
  187. Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке / Актуальные проблемы специального образования. Выпуск 2. Под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой. Махачкала: ДГПУ, 2003.
  188. Д.М. Современные технологии в специальном образовании и науке в XXI веке / Актуальные проблемы специального образования. Выпуск 4. Под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой. Махачкала: ДГПУ, 2005. -276с.
  189. Д.М. Программа коррекционно-реабилитационой педагогики: Для студентов соц.практ. Махачкала: ДГПУ. 1999.
  190. А.К. РПсихология профессионализма. -М.: 1996.
  191. А.К. Психология труда учителя. М.: 1993.
  192. Е.К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов/ Под ред. В. А. Крутецкого. Минск: Высшая школа, 1974. — 160с.
  193. JI.H. Деловая игра в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Дис. канд.пед.наук. М., 1994.-177с.
  194. Методика воспитательной работы /Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1989. — 442с.
  195. Л.В. Инновационная педагогическая деятельность как фактор развития творческого потенциала учителя. Дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1998. 266с.
  196. А.И. Имитационная игра в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе: Дис. канд. пед. наук. М., 1994.-188с.
  197. Л.Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса.- Дисс.канд. пед. наук. Шуя, 2001.-238с.
  198. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.- 1994.
  199. Моделирование воспитательных систем: теория практика: Сб. научи, ст. / Под ред. Л. И. Новикова, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — 144с.
  200. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981. -144с.
  201. А.В. Социализация и «смутное» время. — М.: 1997.- 83с.
  202. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: 1986.
  203. В.Н. Личность и неврозы. — М.: 1949.
  204. В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Л.:1968.
  205. А.Я. Анализ учебно-воспитательных ситуаций: Метод, указания к курсу «Методика воспитательной работы». Челябинск, 1989. — 41с.
  206. Н.Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Сов. пед. 1987, № 6.
  207. С.А. Системный анализ профессиональной готовностибудущего учителя к педагогической деятельности: Автореф. Дис.канд.пед. наук. Киев, 1985. — 16с.
  208. Н.Г. Формирование готовности студентов к педагогическому общению посредством информационных технологий, Дис. канд.пед.наук. Саратов, 2002.-169с.
  209. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. -М.: 1978.
  210. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: 1959.
  211. А.Н. Единство учебной и внеучебной деятельности учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987.
  212. А.Н. О специфике информационных технологий в педагогических дисциплинах / Новые информационные технологии в образовании: материалы первой научной сессии Дагестанского отделения МАИ. -Махачкала, 1995.
  213. А. Н. Взаимодействие педагога и учащихся в самостоятельной работе. Махачкала: ДО ПО РСФСР, 1990.
  214. Об образовании. Закон Российской Федерации. — М.: МН новая школа, 1995.-64с.
  215. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера». 2001.
  216. С.И. Словарь русского языка: 70 ООО слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Русс.яз., 1991. — 917с.
  217. Оптимизация профессионально-педагогической подготовки студентов университета и пединститутов / сост. В. А. Черкасов. Челябинск: ЧТУ, 1990. — 92с.
  218. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя //Вопросы психологии. 1988. — № 1. — с. 16−26.
  219. Основы педагогического мастерства/ под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-3 02с.
  220. Н.В. развитие готовности учителя к осуществлению дифференцированного подхода в профессионально-педагогической деятельности: Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 2002.-183с.
  221. В.Г. Подготовка студентов педвузов к воспитательной работе в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. М.: АПН ССР, 1988. — 122с.
  222. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 638 с.
  223. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Просвещение, 1988. -474с.
  224. С.Ф. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе в школе. Автореф. дис. докт. пед. наук.-СПб., 1992.-33 с.
  225. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. -М.: 1981.
  226. П.И. и др. Психологический справочник преподавателя высшей школы. М.: 1999.
  227. Н.И. Избранные педагогические сочинения (Сост.авт.вступ. Комментарии А. А. Алексюк, Г. Г.Савенюк) — М.: Педагогика, 1985.
  228. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Сов. Педагогика 1985. — № 12. — С.42−47.
  229. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание. //Педагогика 1995. № 4. С. 59−63.
  230. H.JI. Формирование готовности будущего учителя во внеучебной воспитательной работе с учащимися (в процессе обучения по дополнительным педагогическим специальностям). Автореф. дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1995. — 18с.
  231. Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976. — 280с.
  232. Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем психологии творчества. М.: 1983. — С.47−76.
  233. Т.Н. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у будущих учителей.: (На материале изучения ин. яз): Дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2001.-230с.
  234. Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Карельский Г. П. У. Петрозаводск, 1996. — 20с.
  235. М.М. Педагогическое творчество. М.: Знание. 1988.189с.
  236. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. — 80с.
  237. М.М., Хомерики О. Г. Структура инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр 1994. № 5.
  238. А.В. Усвоение званий и развитие младших школьников. Под ред. Л. В. Занкова. М.: «Педагогика» 1978.
  239. Программа «Педагогические основы воспитания"/ Сост. B.C. Герасимова, М. М. Лыкова. М., 1992. — 35с.
  240. Психология воспитания./ А. Д. Грибанова, В. К. Калиленко, Л. М. Кларина и др. / Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995. — 152с.
  241. И.Е. Формирование у студентов педагогических институтов прогностических умений в воспитательной работе. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1981.-24 с.
  242. B.C. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. В.: 1991. — 159с.
  243. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1989. — 280с.
  244. И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей. Автореф. дис. доктр. пед. наук. — М.: 1977. — 41с.
  245. А.А., Я.Л.Коломинский. Социально-педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Изд. «Юпитер», 1999. — С. 146.
  246. С.Т. Подготовка студентов к педагогическому анализу воспитательного процесса. Дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. — 187с.
  247. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994. -240с.
  248. В.В. Сумерки просвещения. -М.: 1990.
  249. И.В., Хван А. А. Семантическое поле понятия «профессия» // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. -С.248−256.
  250. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.- 688с.
  251. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1976.
  252. C.JI. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам советской педагогики // Вопросы философии. 1989. — № 4.
  253. Е.В. Социальная психология. Курс лекций. М.- 1997.
  254. .Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогические сочинения в 2-ХТ.-М.: 1981.
  255. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М.: Инст. ТП и МИ, 1994. — 114с.
  256. В.Н. Обоснование общей теории систем. М.: 1974.
  257. Т.Ф. Готовить к воспитательной работе // Вестник высшей школы. 1984.-№ 1.-С.69.
  258. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / под ред. ВЛ. Ядова Л.: 1979.
  259. B.C. Научно-исследовательская работа студентов педа- ' гогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности. Дис.канд. пед. наук.- Кемерово, 2002.- 262с.
  260. Г. К. Современные образовательные технологии. М.:1998.
  261. Л.Н. Психологические обоснование деятельности учителя в трудах С.Л.Рубинштейна. // Актуальные педагогические проблемы в исследованиях учебных вузов — партнеров Дрейздена, Смоленска, Ченстокава. Слиа 1991.
  262. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999.
  263. A.M. Парад предрассудков. М.: — Знание. 1992.
  264. A.M. Пособие для начинающих робеспьеров. М.: Знание, 1990.
  265. М.Н. Школа и всестороннее воспитание детей. М.: 1980.
  266. Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1996. — С. 143.
  267. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  268. В.А. Педагогика творчества // Советская педагогика. -1991.-№ 1.- С. 147−149.
  269. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.-М.: 1983.
  270. В.А. Учитель и время // Советская педагогика 19 909.
  271. В.А., Тамарин В. Э. Методическая культура учителя. // Советская педагогика 1990 — № 10.
  272. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М.: 1995.
  273. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим • образованием. Л., 1977.
  274. Современный философский словарь /Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова/ 1996. — 608с.
  275. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов к воспитательной работе). Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1981. — 38 с.
  276. А.Г. О творческой силе человеческого разума /Наука и творчество. М.: Процесс, 1979. — С.30−42.
  277. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агенство. 1997.
  278. Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976.-251с.
  279. Г. И. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя. М., 1983. — 70с.
  280. В.А. Избранные произведения: В 5 т. / редкол. А. Г. Дзеверин и др. Киев, 1979.
  281. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах М.: Педагогика. 1981.
  282. Табидзе О. И Ценностный аспект творчества // Вопросы философии. 1981. -№ 6.- С. 124−130.
  283. Р.З. Формирование творческой личности социальная функция современной сельской школы// Личность. Труд. Экономика: Мат. Международной научно-практич. конференции. — Челябинск, 1995. — 4.1. -С.97−101.
  284. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение. 1982. — 160с.
  285. Н.Ф. Условия обучения, обеспечивающие эффект развития / Психология в вузе 2004, № 1.
  286. Е.Н. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к использованию новых информационных технологий для развития познавательных способностей младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Самара, 2001.-23 6с.
  287. Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Сухобской. Л.: 1988.
  288. Н.А. Пути совершенствования педагогической технологии в подготовке учителя. Челябинск: 41 НИ, 1991. — 58с.
  289. Н.А., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущих учителей в процессе вузовской общепедагогической подготовки. -Челябинск: ЧГПИ, 1986.-72с.
  290. Л.Н. Педагогические сочинения. 2-е изд. -М.: 1953.
  291. Н.А. Педагогические опыты и взгляды Р.Одане. Л.: 1960.
  292. Е.В. Формирование диагностических умений будущих учителей-воспитателей в процессе вузовской подготовки. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Уфа, 1995. — 21с.
  293. М.Т. Организационно-педагогические условия развития творческих поисков учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1991. -17с.
  294. JI.K. Основы самоуправления учебной деятельностью. Учеб. пособие. Казань, 1984. С. 118.
  295. А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование: Мето-дол. и практика. Новосибирск, 1987. с. 51.
  296. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971. -312с.
  297. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: 1980.
  298. А.В. Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Челябинск, 1988. — 131с.
  299. С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации учителя начальных классов: Дис.канд. пед. наук.- Казань, 2002.- 188с.
  300. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся умений учиться. М.: 1983.
  301. В.П. Творчество в системе образования: Монография. М.: Моск. пед. ун-т. 1995.-219с.
  302. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1974. -С.229−547.
  303. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / под ред. А. И. Пискунова. -М.: 1974.
  304. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика. -1998. -№ 8. -С.35−40.
  305. Т.А. Формирование готовности студентов педвуза к педагогической импровизации как виду творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2001.-236с.
  306. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Советская педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 11−15.
  307. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М.: В. магистр, 1992.- 160с.
  308. Р.Н. Нетрадиционные подходы подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе. Дис. канд. пед. наук. М.: 1997. -174с.
  309. А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности. Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1996. 200с.
  310. С.А. Формирование готовности будущего учителя к конструктивному взаимодействию: Дис.канд. пед. наук.-Оренбург, 2002.-185с.
  311. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корп. Логос, 1994. -320с.
  312. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: 1985. — 80 с.
  313. Т.И. Активизация учения школьников. М.: 1982.
  314. В.Г. Технология контроля знаний студентов пединститута в процессе изучения педагогических дисциплин. Челябинск: ЧГПИ, 1991. -45с.
  315. Л.Л. Педагогическое творчество / Учебное пособие /. -М.: 1996−117с.
  316. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.: 1991.-73с.
  317. С.А. От игры к самовоспитанию. Сб. игр коррекции. -М.: Новая школа, 1993.
  318. B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества / Новые исследования в педагогических науках, 1987,1 вып. — С.50−72.
  319. Т.А. Формирование самостоятельных умений творческой воспитательной деятельности. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 170с.
  320. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989.- 141с.
  321. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / под ред Н. П. Кудина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: 1980.
  322. Г. П. Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995.
  323. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя //Вопросы психологии. 1981.- № 5. С. 13−31.
  324. А.И. Эффективность научной деятельности в СССР: Методологический аспект. М.: 1982. — С. 224.
  325. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Советская педагогика. — 1982. — № 8. — С.74−77.
  326. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
  327. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391с.
  328. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск, 1987. 68с.
  329. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. — 128с.
Заполнить форму текущей работой