Общие основы педагогики: традиции и инновации
Объект, предмет, функции и задачи педагогики
Педагогика — это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В. А. Сластенина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика» [4].
Понятие «образование» рассматривают и другие науки: философия, социология, психология, экономика и т. д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности. Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах — в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях [4, с. 60−61].
В современных исследованиях понятие предмета педагогики трактуется как процесс управления образованием личности. Под образованием понимается процесс развития, обучения и воспитания, причем приоритетным является развитие личности.
Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве предмета и задач педагогической науки, подразделяются на теоретические и технологические.
К теоретическим относят изучение новаторского опыта, выявление состояния педагогических явлений, проведение эксперимента в области образования.
К технологическим функциям относятся разработка учебнометодической документации и содержания образования, внедрение и анализ научных исследований в педагогическую практику.
Основными задачами педагогики являются:
- 1) анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
- 2) разработка теоретико-методологических основ образования;
- 3) выявление закономерностей обучения, воспитания и развития личности и управления педагогическими системами;
- 4) определение содержания образования в современных условиях;
- 5) разработка образовательныхФГОСов нового поколения на основе компетентностного подхода;
- 6) разработка активных и интерактивных форм и методов обучения с использованием современных педагогических средств;
- 7) изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
- 8) внедрение результатов научных исследований в систему образования;
- 9) сохранение истории развития образования и педагогической мысли.
Выделение педагогики в самостоятельную науку подтверждается законами и закономерностями реальной действительности.