Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект
Диссертация
Мировое сообщество осознает, что на Земле складывается крайне неблагоприятная экологическая обстановка, без принятия соответствующих мер человечеству грозит экологическая катастрофа. Ухудшаются основные показатели здоровья населения, особенно учащихся. Это подтвердили выступления на Второй конференция ООН по окружающей среде и развитию, Всемирном конгрессе. Много внимания было уделено… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социальные детерминанты развития экологической культуры учащихся
- 1. 1. Гносеологические и методологические основы формирования экологической культуры ученика
- 1. 2. Социально-исторические факторы и экологические знания народов региона в формировании экологической культуры школьников
- 1. 3. Идеи биосферы и ноосферы как концептуальные основы экологической культуры этноса
- Глава 2. Механизмы формирования экологической культуры школьников в процессе изучения учебных предметов
- 2. 1. Принципы развития этноэкологической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе
- 2. 2. Интеграция экологических знаний в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах
- 2. 3. Социализация природы и создание оптимальной психологической сферы в формировании экологической культуры личности
- Глава 3. Эмоционально-психологические аспекты экологического пространства в развитии детей
- 3. 1. Психологические компоненты и стимулы мотивации в создании экологического пространства и самосовершенствования экологической культуры школьников
- 3. 2. Этноэкологические аспекты семейного воспитания учащихся
- 3. 3. Использование народного и детского фольклора в развитии экологической культуры учащихся
- Глава 4. Развитие экологической культуры школьников в системе внеклассного и дополнительного образования
- 4. 1. Вовлечение учащихся в краеведческую и туристическую работу
- 4. 2. Влияние содержания работы школьного лесничества и отрядов «Зелёного патруля» на экологическое воспитание детей
- 4. 3. Ориентация работы школьников на учебно-опытном участке и географической площадке в целях формирования их экологической культуры
- Глава 5. Экспериментальная проверка эффективности формирования экологической культуры школьников
- 5. 1. Программы эксперимента и способы их включения в образовательный процесс
- 5. 2. Ход и результаты экспериментальной работы формирующих экологическую культуру учащихся
Список литературы
- Абашидзе З.Э. Формирование экологической культуры учащихся в школе (5−10 кл): Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Нац. ин-т пед.наук. Тбилиси, 1991.22 с
- Агафонов Н. Казань и казанцы: I часть. Казань, 1906. 114 с.
- Агафонов Н. Казань и казанцы: II часть. Казань, 1907.140 с.
- Акимова Т.А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.455 с.
- Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биография, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академ. Проект, 2002.1152 с.
- Алексеева М.И. Мотивы учения учащихся. Киев: Радянська школа, 1974. 382 с.
- Алексеенко В.Н. Научно-педагогические основы культуросообразного экологического образования школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ростов: Ин-т повыш. квалиф. Ростов н / Д, 1999. 26 с.
- Алексеев В.П. Этническая антропология в Казани во второй половине XIX-начале XX В.//ТИЭ. М:. 1963. Т. 85. Вып. 2. С. 225 237.
- Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.
- Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Выпуск П. Изд. Наркомпрос. ЧАССР. Казань: Татполиграф, 1929. 230 с.
- Аль-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды. М.: Изд-во ГЭОТАР, 1997.178 с.
- Аль-Мунтахаб фи Тасфир аль Куран аль Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского языка (1-е изд.). Казань, 1421 г. хиджры (2001 г.). 639 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2. Казань: Изд-во КГУД998. 320 с.
- Артамонов М.М. Опять «герой» и «толпа» // Природа. 1971. № 2. С. 75−77.
- Астраханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 21 с.
- Атласова Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся-подростков школ народов Севера к национальной культуре: Автореф.. канд. пед. наук / Краснояр. пед ин-т./ Красноярск, 1991. 17 с.
- Азимов Г. Э. Развитие и воспитание чувства уважения у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Баку, 1970. 31 с.
- Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа. Казань, 1992. С. 4−5.
- Ахатов А.Г. Экология. Энциклопедический словарь. Казань: Таткнигоиздат, 1995. 368 с.
- Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981. 144 с.
- Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Дисс.. докт. пед. наук. Казань, 1998. 362 с.
- Бакланова C.JI. Формирование готовности учащихся старших классов к природоохранной деятельности в экологическом образовании: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Бийск. пед. ин-т. Новосибирск, 2000. 23 с.
- Баландин Р.К. Экология: Человек и природа. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.350 с.
- Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. 303 с.
- Бартольд В.В. Сочинения. Татары: в 5 т. Ин-т науч. информ по обществ, наукам. — М.: Наука, 1965. — Т.5. — С.559 — 562.
- Батчаева Х.Х. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Дисс. докт. пед. наук. Казань: КГПУ, 2002. 441 с.
- Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. Казань: КГПУ, 1996. 16 с.
- Баштаник Д.Ф. Система работы общеобразовательной школы по формированию экологической направленности личности школьника: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 18 с.
- Бируни Абурейхан. Памятники минувших поколений // Избр. произ. Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1957. T.l. XXXV, 487 с.
- Берг Л.С. Номогенез. М.- Пг., 1922. С. 180−181.
- Беркутов В.М. Влияние математического образования татарского народа (X в. нач. XX в.): Дисс докт. пед. наук. Казань, НИИ ССО РАО, 1993.590 с.
- Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI—VIII вв.еков. М.- Л., 1946. 226 с.
- Бешимов Ж.Б. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1974.165 с.
- Блинова И.К. Система работы над формированием общественного понятия взаимоотношения между природой и сельскохозяйственной деятельностью у учащихся 3 класса: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1967. 24 с.
- Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1992. 215 с.
- Большая книга афоризмов. Изд. 2-е, исправленное. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1056 с.
- Божественные чудеса. Наука и факты свидетельствуют: «Нет бога кроме Аллагьа, и Мухаммед Его посланник». Изд-во «Ихлас». Махачкала, 2001. 132 с.
- Большой энциклопедический словарь.2-е изд., перераб. и доп. М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: Норинт, 1998. 1456 с.
- Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемем окружающей среды: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.25 с.
- Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: (В мире мудрых мыслей). М: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 2000. 668 с.
- Борхес X. J1. Фунес, чудо памяти. Сочинения в 3 т. / Пер. с исп., составл., предисл., коммент. Б. Дубина. Рига: Полярис, 1994. Т.З. С. 335 -337.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Политиздат, 1973. 104 с.
- Бурова Л.И. Формирование у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1983. 245 с.
- Валиева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Дисс. докт. пед. наук. Казань: КГПУ, 1997. 387 с.
- Валиханов Ч. Избранные произведения. М.: Наука, 1986. С. 305.
- Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 456 с.
- Вахромеев Г. С. Экологическая геофизика. Иркутск: Улисс, 1995. 212 с.
- Взгляд на ислам. Всемирная ассамблея исламской молодежи. М.: Кооператив «Сантлада», 1992. 48 с.
- Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. С. 52−63.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 260 с.
- Винокурова Н.Ф. Развитие школьного геоэкологического образования как условие формирования у учащихся экогуманистического мировоззрения // География и экология в школе XXI века. 2004. № 1. С. 33- 42.
- В поисках смысла / Сост. А. Е. Мачехин. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 912 с.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1958. 245 с.
- Византийские историки / Перев. с Дестуниса. СПб., 1860. С. 376.
- Волков Г. Н. Народные традиции чувашского народа. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1976. 168 с.
- Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. 96 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа.Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1976. 326 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкниоиздат, 1974. 376 с.
- Волович JI.A. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. (Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе). Казань: Изд-во КГУ, 1976. 222 с.
- Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар: (Опыт этнографического исследования). Казань, 1930. 161 с.
- Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань: Таткнигоиздат, 1953. 383 с.
- Воробьев М.В. Этнос в средние века (На материале этногенеза чжурчжэней) // Доклады отделений и комиссий Всесоюзного географического общества СССР. М.: 1967. Вып.З. С.58−73.
- Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособ. Ростов н / Д.: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.480 с.
- Габдрахманов Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Автореф дис. канд.пед.наук. Казань, 1997. 19 с.
- Габдуллин, Г. Г., Хузиахметов, А.Н. Педагогический словарь: (На татарском языке). Казань: КГПУ, 1997. 192 с.
- Гаев А.Я., Самарина, B.C. Наши следы в природе. М.: Недра, 1991. 154 с.
- Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся. Казань: Изд-во КГПУ, 1996. 165 с.
- Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: Казань. КГПУ, 1999. 204 с.
- Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дисс.. докт. пед. наук. Казань: КГПУ, 2000. 408 с.
- Гайсин И.Т., Хусаинов З. А., Галимов Ш. Ш. География и экология Республики Татарстан: Учеб. пособ. Казань: Изд-во КГПУ, 2003. 204 с.
- Гайфуллин В.Г. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы // Народное образование. 1995. № 7. С. 78−82.
- Галеева А.М., Курок M.JI. Методологические основы экологического образования и воспитания // Биология в школе. 1981. № 2. С.6−14.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JI.: Наука, 1967. 319 с.
- Гасанова Г. С. Пути и возможности работы по воспитанию культуры поведения младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук /Азерб. пед. ин-т. Баку, 1991. 23 с.
- Гафаров И.А. От истока к истине. (История Волжской Булгарии и Казанского ханства на перекрестке мнений) / Казан, пед. ун-т, 2002. 191 с.
- Гафуров А.Х. Аль-Фараби в истории культуры. М.: Наука, 1975. С. 18−24.
- Гашимов И.Б. Влияние народно воспитательных идей, обычаев и традиций на формирование азербайджанской педагогической мысли и их использование в современной школьной практике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Баку, 1987. 24 с.
- Генинг В.Ф. Некоторые вопросы периодизации этнической истории древних булгар // Ранние болгары в Восточной Европе. Казань, 1989. С. 415.
- География промышленной и сельскохозяйственной экологии Татарстана: Программа курса по выбору и семинарских занятий / Авторы-составители И. Т. Гайсин, З. А. Хусаинов. Казань: Тан-Заря, 2001. 17 с.
- География и природоведение: Интегративный курс / В. М. Лянцевич и др. Сыктывкар: Изд-во Коми РИПКРНО, 1994. 160 с.
- География в школе. Теоретический и научно методический журнал. 1998. № 5. С. 1.
- Герберштейн С. Записки о Московии / Перевод с немецкого А. И. Маминова и A.B. Назаренко. М.: Изд-во МГУ, 1988. 430 с.
- Герд А .Я. Избранные педагогические труды. М.: Учпедгиз, 1953. 87 с.
- Гильмутдинов Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли ислама в современной школе: Дисс. .канд. пед. наук. КГПУ. Казань, 2002. 176 с.
- Гудинг Д., Леннокс Д. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире / Пер. с англ. / Общ. ред. Т. В. Барчуновой. Изд-во «Диа-пресс». Ярославль, 2000. 431 с.
- Гимазетдинова А.Х. Экологические аспекты общественного сознания и коллективного бессознательного. Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Казань: КГУ, 2005. 24 с.
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарика, 2002. 384 с.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. Дисс. докт. пед. наук в форме научного доклада. М, 1998. 68 с.
- Голубев И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Горбанев В.А. Некоторые соображения по поводу школьной географии // Географическое образование на пороге XXI века: Тезисы Междунар. науч. практ. конф. М., 1996. С. 13−14.
- Города и районы Республики Татарстан в цифрах: Стат. сб. Казань, 2004. 234 с.
- Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Татарстан в 2001 г.: Казань, 2002. 390 с.
- Греков Б.Д. Волжские болгары в IX—X вв.еках: Исторические записки. Казань, 1945. Т. 14. С. 3 -37.
- Гринева Е.А. Формирование экологических знаний учащихся на межпредметной основе в курсе природоведения IV класса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1985. 16 с.
- Гюлен М.Ф. Сомнения, порожденные веком: Перевод с турецкого. М.: ООО «Симпати», 2001.Т.2. 208 с.
- Гэккель Э. История биологии с древнейших времен до начала XX века. М.: Наука, 1972. С. 413.
- Гумилев JI.H. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. 544 с.
- Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1993. 784 с.
- Гумилев JI.H. Древние тюрки. М.: Изд-во «Тов-во Клышников и Комаров», 1993. 526 с.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: ООО Издательство ACT, 2002. 560 с.
- Гумилев JI.H. Хунну: Степная трилогия. СПб., 1993. С. 5.
- Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М.: Наука, 1970. С. 311 313.
- Давлетшин К.Д. Национальные и религиозные компоненты культуры // Педагогика. 2003. № 6. С. 76 -77.
- Давлетшин Г. М. Домонгольский период X нач. XIII вв. Казань: Таткнигоиздат, 1990. 190 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Д.: Феникс, 1996. 480 с.
- Даутова Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: Дисс.. докт. пед. наук. Казань, КГПУ, 2004. 435 с.
- Дафтари Чингиз наме. Ьеза китабе фасыл дастан нэсел Чингиз хан Ьэм Аксак Тимер нэселеннэн биян идар. Тарих жиде йезиндэ. Казан, 1882.
- Докучаев В.В. Сочинения: К учению о зонах природы (1898 1899).Т.6. М., 1951.
- Дранишников B.B. Некоторые аспекты теории школьного краеведения. Мурманск, 1993. 86 с.
- Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособ. для учит, и студент, пед. ин-тов и ун-тов. Изд-во ACT, 2002. 208 с.
- Дудаева P.A. Татары на планете Земля. Казань: Дом печати, 2002. 155 с.
- Емельянова М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности (На опыте работы Чувашской республики). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 16 с.
- Еремеев Д.Е. К семантике тюркской этнонимии // Этнонимы. М., 1970. С. 134.
- Ермолаев A.C. Народное погодоведение. М.: Русская книга, 1995. 432 с.
- Жюлиа Д. Философский словарь . М.: Проспект, 2000. С. 202.
- Жекулин B.C. Введение в географию. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989. 272 с.
- Закирова В.Г. Гуманистический феномен традиционной педагогической культуры татарской семьи. Казань: КГПУ, 2000. 136 с.
- Закирова В.Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: Дисс.. докт. пед. наук. КГПУ: Казань, 2002. — 351 с.
- Республики Татарстан. Законы. Об охране окружающей среды в Республике Татарстан. Постатейный комментарий / Под ред. A.A. Колесника. Казань, 1999. 379 с.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. М.: Знание, 1986. 80 с.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Теоретические обоснования и пути реализации: Автореф. докт. пед. наук. М., 1986. 32 с.
- Заянчковский И.Ф. Животные, приметы и предрассудки. М.: Знание, 1991. 256 с.
- Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. № 1.С.11.
- Зверев И.Д., Суравегина И. Т., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе: Концепция. М.: Моск. центр междунар. и сравнит, образован., 1994. 32 с.
- Зеленая книга Республики Татарстан / Гл. ред. Н. П. Торсуев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. 422 с.
- Зинурова Р.И. Общечеловеческие ценности Корана. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. 316 с.
- Знаменитые люди о Казанском крае. Казань: Таткнигоиздат, 1990. 221 с.
- Знаменский П. Казанские татары. Казань, 1910. 67 с.
- Золотой словарь афоризмов. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. 416 с.
- Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. Красноярск: Производст. издат. комб. «Офсет», 1993. 288 с.
- Зотов В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / МПГУ. М., 1998. 16 с.
- Ибрагимова Е.М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования. Дисс. .докт. пед. наук. Казань, 1999. 300 с.
- Иванов Г. А. Формирование экологических знаний в естественно-научных и специальных дисциплинах в средних специальных учебных заведениях нефтегазодобывающего профиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1992. 18 с.
- Иванова Н.С. Народная педагогика как средство экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. 22 с.
- Иванова Р.Г. Словарь-справочник по флоре Татарии. Казань: Таткнигоиздат, 1988. 304 с.
- Педагогические традиции в этногенезе // Известия Академии педагогических и социальных наук М. Воронеж, 2004. Вып. 8. 384 с.
- Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 192 с.
- Ислам: Словарь атеиста / Аксентьев A.B., Акимушкин О. Ф., Акиниязов Г. Б. и др. / Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова. М.: Политиздат, 1988. С. 232
- История жизнеописания посланника Аллаха. Кн. 2-ая / Сост. Абдель Хамид Джуда аль Саххар. М.: ПК Сантлада, 1992. 158 с.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов на/Д., 1971. 172 с.
- Иманбеков М.И. Воспитание навыков и привычек культурного поведения у учащихся 5−7 классов Казанской школы : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1969. 16 с.
- Исхакова-Вамба P.A. О взаимосвязях татарской и башкирской народнопесенных культур // Уч. записки: Казань, 1972. Вып. 104. С. 32 47.
- Кавтарадзе, Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. 1990. № 3. С.12−13.
- Казань в цифрах за 2000 год: Стат. сбор. Казань, 2001. 90 с.
- Калинин В.Б. Формула экологического образования // Евразия. Природа и люди. 1997. № 6. С. 34.
- Кальвино И. Собр. соч. / Пер. с итал.- Сост. Н.Ставровской. СПб.: Симпозиум, 2001. 416 с.
- Камшилов М.М. Человек и живая природа // Природа. 1969. № 3. С. 23.
- Караев А.Д. Содержание экологического образования в процессе преподавания природоведческих дисциплин: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Баку, 1992. 19 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко и Ю. М. Жукова. Р.: Текст. Р., 1990. 720 с.
- Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. Казань: Таткнигоиздат, 1988. 128 с.
- Катасонов В.Ю. Великая держава или экологическая колония? М.: Мол. гвардия, 1991. 224 с.
- Кашапова JI.M. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. канд. канд. пед. наук. Уфа, 1996. 20 с.
- Келвин С. Холл, Гарднер Лидсней. Теория личности. М.: КСП +, 1997. 719 с.
- Кляшторный С.Г. Второй Тюркский каганат // История Востока. М: Наука, 1995 (а). Т.2: Восток в средние века. С. 151—155.
- Клепинина З.А. Табигать белеме. Очьеллык башлангыч мэктэпнец 2 классы очен дэреслек. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. 136 б.
- Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики : Дисс.. докт. пед. наук. Казань, 1998. 352 с.
- Коллектив. Идегэй: Татар халык дастаны. Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. 255 6.
- Кляшторный С.Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. СПб, 1994.
- Кляшторный С.Г. Проблемы ранней истории племен турк (Ашина) // МИА, 1955. № 30.
- Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе XXI века. № 4. 2004. С. 43.
- Концепции современного естествознания: Учебн. для вузов / В. Н. Лавриенко, Р. П. Ратников, Г. В. Баранов и др./ Под. ред. В. Н. Лавриенко, В. П. Ратникова. 2 изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 303 с.
- Коръэн кэрим. Коръэн кэрим аятьлэренец мэгънэлэренэ татарча ацлатмалар бируче Фэрид хэзрэт Хэйдэр Сэлман. Казан: Раннур, 1999. 578 б.
- Коран./ Пер. с арабск. И. Ю. Крачковского. М.: СПИКА, 1990. 512 с.
- Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921−922 гг. / Исследование по Мешхедской рукописи. Харьков, 1956. 347 с.
- Кропоткин В.В. Болгарские монеты X века на территории Древней Руси и Прибалтики // Волжская Болгария и Русь. Казань, 1986.
- Красная книга Республики Татарстан. Животные, растения грибы. Казань: Природа, 1995. 454 с.
- Кукушкин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Д. Феникс, 2000. 287 с.
- Курбский А. Сказание о Казанском царстве: Изд. 3-е. СПб, 1868. С. 46.
- Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
- Ларец мудрых мыслей. Кострома: Издат.-полиграф. предприят. «Кострома», РИО, 2001. 392 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособ. для биол. спец. вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990. 352 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 576 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика, 1988. 398 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спец. курс: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. М.: Прометей, 1995. 282 с.
- Ломов Б.Ф. Категории деятельности и общения в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 36 48.
- Лопатин В.В., Лопатина, Л.Е. Малый толковый словарь русского языка / Около 35 000 слов. 2-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1993. 704 с.
- Львова В.Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных школ:
- Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / Чуваш, ин-т образования. Чебоксары, 1998. 17 с.
- Лутаенко B.C. Эстетика мышления: Киев, Радянська школа, 1974. 382 с.
- Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности / Тексты и исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 452 с.
- Макаренко A.C. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи Хелемендик B.C. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
- Максаковский В.П. Географическая культура: Учеб пособ. для студ. вузов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. 1998. 416 с.
- Мельчаков Л.Ф., Скаткин, М.Н. Табигать белеме: Урта мэктэпнец 3−5 класслары ечен дэреслек. Казан: Тат. кит. нэшр., 1992. 247 б.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Таткнигоиздат. Казань, 1972. 552 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
- Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов: черемис, чуваш, вотяков. СПб., 1791.
- Мингазов Р.Х. Становление и развитие системы естественнонаучного образования в татарской национальной педагогике: В 2-х кн./ Кн. 1. Казань, РИЦ «Дом печати», 2001. 195 с.
- Мирзов Ш. А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. 22 с.
- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. Афоризмы, изречения. М.: Политиздат, 1987. 541 с.
- Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания. Казань: ИППО РАО, 2004. 180 с.
- Мингазов Р.Х. Развитие естественно-научного образования народов в Среднем Поволжье и Приуралье (в период с X до нач. XX века): В 2-х кн./ Кн. 1. Казань: Изд-во ТГГИ, 2001.408 с.
- Миронов A.B. Знать и беречь природу: Пособ. для учит. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 136 с.
- Мифтахов 3.3., Мухамадеева Д. Ш. История Татарстана и Татарского народа. Казань: Изд-во «Kazan», 1993. 4.1. 160 с.
- Монтескье Ш. Избранные сочинения. М.: Политиздат, 1995. С. 350.
- Моисеев H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 35.
- Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт Тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дисс.. канд.пед.наук: КГПИ. Казань, 1990. 198 с.
- Мургаева С.И. Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников: Автореф.. канд. пед. наук. / Ин-т нац. проблем. М., 2000. 25 с.
- Муртазин Ф.Г. Ислам в духовной культуре татар Среднего Поволжья. Международные отношения в России. Казань, 1994. С .93 -94.
- Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII—XV вв.. М., 1983. С. 24.
- Мухаметзянова Г. В., Низамов P.A. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Тан Заря, 1994. 114 с.
- Мухамметшин А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VIII-XIV вв): Дисс.. канд. пед. наук. КГПУ: Казань, 1995. 184 с.
- Мухина В. С. Феноменология развития и бытия. М.: Воронеж, 1999. С. 101.
- Мухутдинов A.A. и др. Основы и менеджмент промышленной экологии: Учеб. пособ. / Под ред. A.A. Мухутдинова. Казань: Магариф, 1998. 404 с.
- Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста. Казань: Изд-во КГУ, 2003. 352 с.
- Мохэммэдьяр. Нуры Содур. Казан: Таткитнэшр, 1997. 335 б.
- Народная мудрость и знания о ребенке. Этнография детства: Сб. фольклор, и этнограф, материал / Запись, составление и нотация Науменко Г. М. М.: ЗАО изд-во «Центрополиграф», 2001. 431 с.
- Народные приметы: хотите верьте, хотите — поверьте. Казань: Таткнигоиздат, 1987. 208 с.
- Насыри К. Китаб-эт-тэрбия (на татарском языке). Казань: Татар.кит. нэшр, 1992. 144 с.
- Насыри К. Избранные произведения. Казань: Таткнигоиздат, 1977. 255 с.
- Насыри К. Избранные сочинения (на татарском языке). Казань: Таткнигоиздат, 1955. 418 с.
- Национальная школа: идеи и новые подходы / Концепция: шаги Ресаублики Саха (Якутия): статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. 239 с.
- Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Зеленый мир. 2000. № 11−12. С. 6.
- Национальная школа / Концепция и технология развития: доклады и материалы междунар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993 г. М.: Просвещение, 1993.320 с.
- Национальный манифест. М.: Наука, 1999. С. 93−94.
- Некторые изречения / Хэдислэр. ТГЖИ: Казань, 1992. 48 с.
- Нетрадиционные типы уроков по географии / Сост. Г. С. Самигуллина. Казань: ИПКРО РТ, 1997. 38 с.
- Нигматов З.Г. Духовное развитие личности на основе этнокультурных традиций / Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство // Материалы VI Междунар. научно-практич. конф. Казань: КГПУД999. 415 с.
- Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков (На материалах школ Татарской АССР): Дисс.. канд. пед. наук. Казань: КГПУ, 1980. 229 с.
- Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 488 с.
- Нигметзянов М.Н. Народные песни волжских татар. М.: Просвещение, 1982. 244 с
- Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 7. С. 40 48.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. 2-е изд., испр. М.: Издат. центр Академия, 2001. 184 с.
- Никольский Н.В. Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. Казань, 1920. С. 50.
- Никонов В.А. Краткий топономический словарь. М.: Мысль, 1966. 509 с.
- Никитин Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек: Учеб. пособ. для студ. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1986. 415 с.
- Новейший справочник необходимых знаний. М.: «Рипол Классик», 2000. 768 с.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособ. для вузов, средних школ и колледжей. 2-е изд., испр. и доп. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 560 с.
- Новые взгляды на географическое образование: Пособ. ЮНЕСКО / Пер. с англ. / Под ред. В. П. Максаковского и Л. М. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986. 463 с.
- Новый завет / Восстановительный перевод / Перевод текста: ред. отдел служения «Живой поток». Живой поток: Анахайм, 1998. 1458 с.
- Обухов А. Человек в гармонии с природой // Народное образование. 2003. № 3. С. 185−191.
- Ожегов Ю.П. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1994. 743 с.
- Олдак П.Г. Колокол тревоги / Пределы бесконтрольности и судьбы цивилизации. M.: Политиздат, 1990. С. 22.
- Организация экологического образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь, 1990. 150 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 302 с.
- Охрана окружающей среды: Учеб. для техн. спец. вузов / Под ред. C.B. Белова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1991. 319 с.
- Охрана окружающей среды в Республике Татарстан в 2002 г. / Стат. сб. Казань, 2003. 63 с.
- Охрана окружающей среды / Пер. с франц. Т. К. Черемухиной, С. К. Розова. М.: Прогресс, 1983.352 с.
- Охрана природы / Михеев А. В, Пашканг К. В., Родзевич H.H., Соловьева М.П./ Под ред. К. В. Пашканга. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
- Парфилова Г. Г. Экологическое воспитание младших школьников в семье: Дисс.. канд. пед. наук. Казань: КГПУ, 2003. 220 с.
- Павлова И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора: Дисс.. канд. пед. наук: КГПУ, Казань, 2001. 239 с.
- Панова B.JI. Дидактические основы экологизации содержания экологического образовательного процесса в школе: Автореф.. канд. пед. наук / Ростов, ун-т. Ростов-на/ Д., 1996. 23 с.
- Педагогическая энциклопедия / Глав, редактор И. А. Каиров. В 4-х т. М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т.2. С. 352−353.
- Петров Б.Г. и др. / Формирование экологического механизма природопользования в Республике Татарстан. М.: Мир, Экопресс, 1997. 256 с.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетического воспитания учащихся // Из опыта работы школ Татарской АССР (сборн. стат.). Казань, 1972. 126 с.
- Петрова Т.И. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе: Автореф. канд. пед. наук / Башкир, пед. ун-т. Уфа, 2000. 21 с.
- Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. О. В. Захаровой. 2-е изд. М.: Прогресс, 1985. 312 с.
- Платонова К.К. Вопросы психологии труда: Изд. 2-е. М.: Медицина, 1970. 284 с.
- Плеханов Г. В. Сочинения / Письма без адреса. Письмо третье. М.: Учпедгиз, 1925. Т. 2. С. 57.
- Плешаков A.A. Программа курса «Мир вокруг нас» (1 кл. трехлетней начальной школы). Программа природоведения и с / х труд, программа 3−4 класса // Вестник образования. 1995. № 11. С. З -17.
- Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. Казань: Таткнигоиздат, 1981. 104 с.
- Пословицы и поговорки. Минск: Харвест, ООО «Изд-во ACT», 2000. 320 с.
- Популярный биологический словарь / Н. Ф. Реймерс Н.Ф. М.: Наука, 1990. 544 с.
- Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды. (Систематизированный перечень нормативных актов и методических материалов). Казань: ИНТЭКО, 1995. 98 с.
- Приметы на каждый день: Сборник / Составитель О. Торпакова. М.: Агентство Фаир, 1996. 220 с.
- Преображенский B.C. Что нам нужно? Экологические элементы в программе или ведущая роль экологического подхода? // География в школе. 1991. № 2. С. 14 .
- Проблемы самореализации, самосовершенствования личности / Психолого-педагогические аспекты // Матер.1-й Всероссийской науч.-практ. конф. Наб. Челны, 2003. 216 с.
- Программа работ по улучшению состояния охраны недр и окружающей среды на территории деятельности производственного объединения «Татнефть» на 1990 1995 г. г. Альметьевск, 1990. 153 с.
- Прозин Н. Татары и татарские деревни // Пенз. губернские ведомости. 1866. № 30−32. С. 259.
- Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. 256 с.
- Популярная экология (Полезные советы в повседневной жизни) / Гл. ред. Н. П. Торсуев. Казань: Экоцентр, 1997. 236 с.
- Поэзия древних тюрков VI—XII вв. / Пер. А. Преловского / Стих, реконстр., науч. пер., сост. вступ. ст., коммент. И. В. Стеблевой. М., 1993. С.27−33.
- Природа служит человеку / Сост. B.C. Конюшко, С. Е. Павлюченко. Минск, 1982. 143 с.
- Природа Татарии и ее охрана / Сб. стат. Таткнигоиздат. Казань: Вып.1. 1963. 168 с.
- Природа Татарии и ее охрана / Сб. стат. Таткнигоиздат. Казань: Вып.2. 1971. 176 с.
- Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / Учеб. и справоч. пособ. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000. 672 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского: 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131−1153 гг) / Публикация ОТ. Большакова, АЛ. Монгайта. М., 1971. 136 с.
- Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. М., JL, 1946. Т. 1—4-.
- Ратанова М.П., Сиротин В. И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды / 2-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 1998. 160 с.
- Рахимов И.И. Авиафауна Среднего Пволжья в условиях антропогенной трансформации естественных природных ландшафтов. Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. 272 с.
- Раченко И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. 208 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование / Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
- Родзевич, H.H. География и экологическая культура // География в школе. № 3. 1999. С. 43.
- Родзевич H.H. Смена стереотипов экологического мировоззрения // Экология и география: проблемы подготовки учителя / Тезисы докл. М., 1995. С.28−32.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. 596 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 240 с.
- Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. М.: Худож. лит., 1985. 367 с.
- Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984. С. 46.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе : Автореф. канд. пед. наук. М., 1985. 16 с.
- Салитова Ф.Ш. Развитие музыкальной педагогической культуры татарского народа: Дисс.. докт. пед. наук. Казань: КГПУ, 2003. 474 с.
- Саттар Мулилле. Татар исемнэре ни сейли? Казан: Раннур, 1998. 488 с.
- Салихова Ф.В. Изменения природной среды г. Казани (физико-географические особенности) и некоторые проблемы ее оптимизации: Автореф. дисс. канд. географ, наук. М., 1980 16 с.
- Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. М., «Просвещение», 1980. 123 с.
- Сахипова P.A. Традиции народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (На материале школ-гимназий): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1996. 23 с.
- Сборник статей и тезисов IX Всерос. научно-практич. конференции / «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования». Казань: Центр инновац. технологий, 2001. 666 с.
- Селевко К.Г. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Семакин Н.К. Географический кабинет и учебная площадка в школе / Пособ. для учит. М.: Просвещение, 1973. 223 с.
- Семейное воспитание: краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, JI.B. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. 319 с.
- Сен-Марк Ф. Социализация природы / Пер. с франц. JI.M. Степачева. М.: Прогресс, 1977. 437 с.
- Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социально-устойчивой личности: Дисс.. докт. пед. наук. Казань: КГПУ, 1993. 323 с.
- Стрижев А.Н. Календарь русской природы. М.-.ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 416 с.
- Синица И.Е. С чего начинается педагогическое мастерство. Киев: Радянська школа, 1972. С. 106.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. С. 36.
- Словарь античности / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. 704 с.
- Словарь по этике / Под ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Словарь физиологических терминов / Отв. ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1987. 446 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. / Избр. произвед. М.: Госиздат, 1953. С. 106.
- Сок росы небесной / Автор-сост. М. Зарипов. Казань: Таткнигоиздат, 1995. 415 с.
- Солодухо Н.М. Основы всеобщей экологии / Методические разработки к спецкурсу. Казань: КГПУ, 1995. 20 с.
- Солодухо Н.М. Однородность и неоднородность в развитии систем. Казань: Каз. гос. ун-т, 1989. 176 с.
- Степанов В.А. Народные приметы о погоде (в четырех сезонах). Календарь природы. Казань: Таткнигоиздат, 1997. 208 с.
- Степановских A.C. Экология: Учеб. пособ. для студент, высш. уч. завед. Курган: Зауралье, 1997. 616 с.
- Суравегина И.Т. Последовательность введения природных знаний. М.: Просвещение, 1981. 186 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
- Сухарев A.A. Казанские татары: Опыт этногр. и медико-антропол. исследований: Дисс.. док. медицины. СПб., 1904.
- Сухарев Ю.П. Природоведение: Учебно-методич. пособие к учебнику природоведения во 2−3 классах. Разработки рабочих уроков. Самарская обл., г. Чапаевск, 1994. 236 с.
- Сухомлинский о воспитании. / Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975. 272 с.
- Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. Изд. 2-е. Молодая гвардия, 1971. 336 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 7-е. Киев: Радянська школа, 1981. 382 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981. Т.З. 640 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Радянська школа, 1978. 288 с.
- Сухомлинский В.А. Родина в сердце / Сост. А. И. Сухомлинская, J1.B. Голованов: фотоочерк A.A. Кулешорва. М.: Мол. гвардия, 1978. 175 с.
- Сухоруков В.Д. География и экология в XXI веке // География и экология в школе XXI века. 2004. № 1. С. 9 -16.
- Сухорукова A.B. Работа на географической площадке. М.: «Просвещение», 1970. 152 с.
- Татар мифлары. Галим^ан Гыйльманов хикэялэвендэ: 2 китапта. Казан: Таткитнэшр., 1996−1999- 1 китап. 1996. 384 б.- 2 китап. 1999. 432 б.
- Тайсин A.C. География Республики Татарстан: Учеб. пособ. для 8−9 кл. сред, общеобразоват. шк. Казань: Магариф, 1998. 223 с.
- Тарди Л. Ранние венгерские путешественники в Поволжье // Chuvash studies Biblioteka orientalis Hungarica vol XXVIII / Budapest, 1982.
- Тарасова Т.И. Дидактические условия природоохранного просвещения младших школьников : Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Л., 1982. 21 с.
- Татар халык иждты. Бэетлэр. Казан: Татарстан кит. нэшр., 1983. 352 б.
- Татар халык табышмаклары. / Кереш мэкалэ hsM ацлатмалар белэн дыючысы hsM тезучесе Н. Исэнбэт. Казан: Таткитнэшр., 1970. 568 б.
- Татар халык иж-аты: Риваятьлэр hsM легендалар / Томны тезуче, кереш мэкалэ hsM искэрмэлэр язучы С.М. Гыйлаж-етдинов. Казан: Таткитнэшр, 1987.368 б.
- Татар халык мэкальлэре / Кереш суз Ьэм ацлатмалар белэн ж-ыючысы Ьэм тозучесе Н. Исэнбэт. 3 томда. Казан: Таткитнэшр, 1959 -1967.
- Татар халык рщаты. Балалар фольклоры. Казан: Таткитнэшр, 1993. 336 б.
- Татар халык ижаты: Экиятлэр. 3 томда. / Томнарны тозучелэр, кереш мэкалэ Ьэм искэрмэлэрне эзерлэучелэр Х. Х. Гатина, Х. Х. Ярми. Казан: Таткитнэшр, 1977−1978.
- Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. 703 с.
- Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. 538 с.
- Тоффлер Э. Третья волна. -М.: Инфра-М, 1999. С. 16.
- Тойнби А. Д. Цивилизация перед судом истории. СПб.: М., 1995. С. 27.
- Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. / Проблема исторической преемственности. М., 1993. С. 107.
- Туганаев В.В. Состав и характеристика культурных и сорных растений билярских полей // Исследования Великого города. М.: 1976. С. 240 -245.
- Тукай Г. Избранная проза. Казань: Таткнигоиздат, 1992. 128 с.
- Тукай Г. Сочинения: В 5 т. / Стихи, поэмы (1909 -1913). Казань: Таткнигоиздат, 1985. Т.2. 400 с.
- Тукай Г. Избранное: В 2 т. Казань: Таткнигоиздат, 1961. Т.2. С. 8.
- Тукай Г. Произведения: В 4-х т. Казань: Таткнигоиздат, 1956. Т.4. С. 72.
- Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX начало XX веков. Казань: Таткнигоиздат, 2003. 207 с.
- Тюмасева 3. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию //Народное образование. № 2. 2003. № 2. С. 50−57.
- Узнадзе Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969. 213 с.
- Универсальная энциклопедия для юношества. Земля / Сост. A.M. Берлянт. М.: Издат. дом «Современная педагогика», 2001. 672 с.
- Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа / Историко-этногр. исследование. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 144 с.
- Утехина А.Н. Мужкультурое образования и воспитание в полиэтническом регионе. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2006. 150 с.
- Ушинский К.Д. Сочинения / Родное слово. Т.6. М.- Л., 1949. С. 448.
- Ушинский К.Д. Материалы для «Педагогической антропологии». СПб., 1908. Т.З. С. 10−11.
- Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по Родному слову / Избр. произвед. М.: АПН РСФСР, 1946. С. 53.
- Ушинский К.Д. Сочинения. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. Т.2. 175 с.
- Ушинский, К.Д. Сочинения. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т.2. С.28−63.
- Ушинский К.Д. Сочинения: О народности в общественном воспитании: В 11 т.М., Л.: АПН РСФСР, 1948.Т.2. С. 122−225.
- Фейрбах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. Т.2. С. 525.
- Фаткутдинов З.М. Афоризмы и максимы или откровения XX века. Казань: Таткнигоиздат, 1996. 358 с.
- Фахрутдинова P.A. Социально-педагогические основы становления личности школьников: Дисс.. докт. пед. наук. Казань: КГПУ, 1999. 433 с.
- Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2004 576 с.
- Феофилакт Симокатга. История. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 224 с.
- Фомина С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом восптитании младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Map. гос. пед. ун-т. Йошкар-Ола, 1990. 18 с.
- Фребел Ф. Воспитание человека I Пер. с нем. / Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. М.: Госиздат, 1940. 4.1. Т.2. С. 355−356.
- Фукс К. Сочинение / Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844. 131 с.
- Ханбиков Я.И. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике // Вопросы нравственного воспитания учащихся. Казань: КГПУ, 1967. С. 85−109.
- Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань: Фэн, 1994. 164 с.
- Халиков H.A. Промыслы и ремесла татар Поволжья и Урала / Середина XIX начало XX в. Казань, Таткнигоиздат, 1998.208 с.
- Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X начала XIII вв. Казань: Изд-во Казан ун-та, 1986. 160 с.
- Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса: Дисс.. докт. пед. наук. КГПУ: Казань, 1999. 396 с.
- Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании общего образования: Дисс.. докт. пед. наук. Казань: КГПУ, 2002. 449 с.
- Ханбиков Я.И. Значение исследования фольклорных материалов для исполнения идей народного воспитания в педагогической практике // Доклады АПН РСФСР, 1962. № 1. С.ЗЗ.
- Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании общего образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. КГПУ: Казань, 2002. 39 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990. 576 с.
- Хашимова М.К. Экологическое воспитание учащихся общеобразовательных школ Узбекистана: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / Ташкент, пед. ин-т. Ташкент, 1991. 17 с.
- Хекгаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986 Т.2. 391 с.
- Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете / Пер. с нем. М. С. Осиповой, Ю. М. Фролова / Предисл. С. Б. Лаврова. М.: Мысль, 1990. 270 с.
- Худяков М. Деревянное зодчество казанских татар // «Казанский музейный вестник». 1924. № 1. С. 26.
- Хусаинов З.А. География Татарстана. Программы для 8−9 классов / На татарском языке // Магариф. 1994. № 6. С. 37−39.
- Хусаинов З.А. Программа по экологии для 1−5 классов татарских школ // Наука и школа. 1999. № 1. С. 104−108.
- Хусаинов З.А. Занимательная география / На татарском языке. Казань: Таткнигоиздат, 1982. 144 с.
- Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе: Дисс.. канд. пед. наук. КГПУ: Казань, 1997. 217 с.
- Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся на основе знаний татарского народа о природе в обучении региональной географии / Концепция. Казань: Изд-во КГПУ, 2001. 16 с.
- Хусаинов, З.А. Программа интегрированного курса «Геоэкология Татарстана» / Для учащихся 8−9 кл. общеобразоват. шк. и гимназ. Казань: Арт-кафе, 2002. 16 с.
- Хусаинов, З.А. Программа курса по выбору «Формирование экологической культуры учащихся в обучении региональной географии и экологии» / Для учащих. 8−9 кл. общеобразоват. шк. и гимназ. Казань, Арт-кафе, 2003. 15 с.
- Хусаинов З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся. Монография. Казань: Экоцентр, 2002. 160 с.
- Хусаинов З.А. Географический русско-татарский толково-справочный словарь. Казань: Раннур, 2003. 432 с.
- Хузиахметов А.Н. Педагогика / На тат. яз. Казань: Матбугат йорты, 2001. 640 с.
- Хузиахметов А.Н. Опыт народной педагогики в образовании и воспитании подрастающего поколения / На тат. яз. // Мирас. Казань, 2000. Вып. 6. С.11— 27.
- Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1999. 360 с.
- Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Казань: Казан, ун-та, 2000. 46 с.
- Чичерина С. У приволжских инородцев / Путевые заметки. Приложения. СПб, 1905. С. 144.
- Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения / «Хронография» Феофана, «Бреварий» Никифора / Тексты, пер., коммент. М.: Наука, 1980. 222 с
- Чернихова Е.А. Учебные экскурсии по географии: из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. 112 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.: КРОН-ПРЕСС, 1993. С. 42.
- Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. H.A. Захарченко и Г. В. Колшанского. Прогресс, 1973. 344 с.
- Штейнер Р. Духовные основы воспитания. Рига, 1992. С. 20.
- Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М.: Парсифаль, 1994. 79 с.
- Щенев В.А. Экологический принцип в изучении географии своей области // География и экология в школе XXI века. 2004. № 1. С. 43−52.
- Щербина Т.П. Совместная деятельность учителей и родителей в экологическом воспитании подростков: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. 178 с.
- Шерефи X. Зафер наме-и вилайет-и Казан / Публикация А. Мелек Узйетгин. / Предисл. и перевод с турец. на рус. язык Ф. С. Хакимзянова // Гасырлар авазы. Эхо веков. 1995. Май.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
- Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. JL: Наука, 1971. 240 с.
- Эгамбердиев У. Использование прогрессивных идей и опыта народной педагогики в воспитании подростков / На опыте сельских школ Киргизской ССР: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1987. 194 с.
- Экологическая культура и образование / Опыт России и Югославии / Под ред. В.И. Даниленко-Данильяна, С. Н. Глазачева, Данило Ж. Марковича. М.: «Горизонт», 1998. 325 с.
- Экологическая кульура и образование / Опыт России и Беларуси. М., 1999. 300 с.
- Экологическое аудирование как элемент управления природопользованием: Учеб. пособ. / Под ред. A.A. Колесника. Казань: Татполиграф, 1998. 362 с.
- Экологическое законодательство Республики Татарстан. Татполиграф, 1999. 722 с.
- Экологическое, морфофизиологические особенности и современные методы исследования живых систем / Сб. матер. Казань: КГПУ, 2003. 326 с.
- Экологическое движение в России / Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Здравомысловой, М. Тысячнюк: СПб., 1999. Вып. 6. 107 с.
- Экологическое образование дошкольников: Учеб.- метод, пособ. / Сост. И. Т. Гайсин, З. А. Хусаинов, Г. Х. Хазеев. Казань: КГПУ, 2002. 96 с.
- Экологическое образование. / Опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. 515 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М. '.Педагогика, 1983. 160с.
- Экология. Региональная программа для средней школы 2−11 кл. / Белянина С. И. и Виненко В. Г. Саратов, 1996. 77 с.
- Экология и экономика природопользования: Учебн. для вузов / Под ред. Э. В. Гирусова, В. Н. Лопатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. 519 с.
- Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособ. для вузов / Кривошеин Д. А., Муравей Л. А., Роева H.H. и др./ Под ред. Л. А. Муравья. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 447 с.
- Экология и рациональное природопользование на рубеже веков / Итоги и перспективы / Матер, науч. конф. Томск, 2000. 238 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974 С.46−47.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. М., 1902. Т.67. С. 347.
- Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1998. 19 с.
- Ягодовский К.П. О преподавании естествознания. М.: СП6. Д917.С.66.
- Якубова Н.Д. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / КГПУ. Казань, 1998. 20 с.
- Якубовский А.Ю. Из истории падения Золотой Орды // Вопросы истории. 1947. № 2. С. 30−45.
- Якунчев М.А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Саранск, 2002. 41 с.
- Ясюк В.П., Павлов С. И. Методические особенности экологических исследований в средней школе II Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан / Тезисы докл. 3 Республ. науч. конф., 1997. С. 330.
- Ятайкина A.A. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001. № 6. С. 10 -15.
- Edgar Faure et al. Apprendere a etre. Paris, Fayard / UNESCO, 1972. P. l 16.
- Groos K. Die Spiele der Tiere. Jena, 1896. P.2.
- Peccei A. One Hundred Pages for the Future / Reflections of the Club of Rome. N.Y. etc., 1981. P. 37.
- Fyodorov-Davydov G.A. The culture о the Golden Horde cities // BAR International Series 198, 1984.
- Codekx cumanicus. SPB, 1887.
- Архивные источники Фонд рукописи Национальной библиотеки Республики Татарстан.
- Материалы комиссии Научного Центра по изучению народного творчества -шифр: 319 Т № 831.
- Калинин Н.Ф. Личный фонд № 8. к.4, п. 1, д. 2.