Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное общество развивается очень динамично. Революционные социальные изменения в нашей стране, перспективы российской системы образования войти в ближайшие годы в мировое образовательное пространство, лавинообразный рост научно-технической информации, новых информационных технологий, развитие глобальных телекоммуникационных систем потребовали творческой подготовки современного человека… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
    • 1. 1. Понятие креативности в современной психолого-педагогической науке
    • 1. 2. Креативно-ориентированное обучение: компетентностный подход в обучении иностранным языкам
    • 1. 3. Коммуникативная компетенция и ее структура
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе преподавания иностранных языков
    • 2. 1. Педагогические условия как фактор развития коммуникативной компетенции
    • 2. 2. Ход и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современное общество развивается очень динамично. Революционные социальные изменения в нашей стране, перспективы российской системы образования войти в ближайшие годы в мировое образовательное пространство, лавинообразный рост научно-технической информации, новых информационных технологий, развитие глобальных телекоммуникационных систем потребовали творческой подготовки современного человека к жизни и работе. В обществе постепенно формируется новый социальный заказ: вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, все более востребованным становится человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Реагируя на изменения в обществе, трансформируется и система образования. Если раньше главной задачей обучения было формирование знаний, умений и навыков, а главной задачей воспитания — коллективистских качеств, то сегодня во главу угла встала задача формирования творческой личности. Личности способной к самоопределению и нетрадиционному творческому решению проблемных ситуаций, умеющей гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений, способной прогнозировать последствия своих действий и нести за них всю меру ответственности, то есть главными характеристиками обучающихся становятся или должны быть такие качества как компетентность, ответственность и конкурентоспособность.

Таким образом, рост новых научных технологий, возросшая потребность общества в творческой личности дали новый импульс исследованию проблем творчества и креативно-ориентированного обучения.

Симпозиум «Философия образования в перспективе XXI века», проводившийся под эгидой ЮНЕСКО, в своем итоговом документе указывал, что человек в рамках образования должен встать на путь образования самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы. Сегодня цель образования — включить человека в прошлое, настоящее и будущее культуры. Основой образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т. е. процедуры и методы рефлексивного характера [148,с.206].

Современное общество заинтересовано в укреплении международного сотрудничества, как одного из условий формирования взаимопонимания и согласия в мире. В связи с этим возрастает роль изучения иностранных языков, как в мире, так и в России. Среди наиболее важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу востребованности иностранных языков в современной России, можно назвать: 1) глобализацию интеграционных общественных процессов- 2) межгосударственную интеграцию в сфере образования- 3) доступ к опыту и знаниям в мире, к большому информационному богатству, к качественному образованию в стране и за рубежом. Знание языков и, прежде всего, языков международного значения, выступает в качестве важного показателя современного образования.

В настоящее время основной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации, т. е. приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции.

Идея компетентностного подхода и вытекающая из него проблема ключевых компетенций широко обсуждается в психолого-педагогической науке и педагогических кругах. В частности, в Стратегии модернизации образования РФ компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования.

Исходя из всего сказанного, можно с определенностью сказать, что предлагаемая нами тема исследования является актуальной и значимой.

В процессе изучения и анализа психолого-педагогической литературы и существующей практики нами было выявлено противоречие между социальным заказом на креативную, компетентную личность и существующей традиционной системой образования или более конкретноприменительно к теме нашего исследования, между практической необходимостью развития коммуникативной компетенции в условиях организации креативного учебного процесса и традиционными формами и методами обучения иностранным языкам в вузе. В связи с выявленным противоречием определилась проблема исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов факультетов иностранных языков в процессе креативного обучения?

Исходя из этого была определена тема нашего исследования «Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса».

Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий и модели по организации креативного учебного процесса, способствующего развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков.

Объект исследования — креативный учебный процесс на факультете иностранных языков по формированию у студентов коммуникативной компетенции.

Предмет исследования — педагогические условия и модель, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков.

Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков при организации креативного обучения будет эффективным, если будет реализована модель и соблюдены следующие общие: а) личностно-ориентированная организация учебного процессаб) межпредметное взаимодействие как фактор развития коммуникативной компетенциив) переход от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, творчества, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы — переход от репродуктивного к дивергентному мышлениюа также частные педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов: а) поддержание высокого уровня мотивации обучения иностранным языкамб) акмеологическое обеспечение преподавания — педагогическое мастерство преподавателя иностранных языковв) влияние языковой средыг) автономия учащихся в учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Уточнить структуру коммуникативной компетенции применительно к креативному процессу обучения студентов иностранным языкам.

2. Определить критерии развития компонентов коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.

3. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков.

4. Создать и апробировать модель организации учебного процесса для развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса.

Методологической основой данного исследования послужили современные философские, социально-психологические и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике: идеи системного, структурно-функционального, компетентностного, личностноориентированного, диалектического и синергетического подходов.

Обоснование общедидактических аспектов структурной организации учебного процесса в высшей школе представлено в трудах В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. И. Пидкасистого, Ф. Л. Ратнер, и др. Целостная система креативного образования рассматривается в трудах Э. де Боно, Ю. Н. Кулюткина, Я. А. Пономарева, К. А. Торшиной, А. В. Хуторского и др. Проблеме педагогического творчества посвящены работы О.С.

Анисимова, Д. Б. Богоявленской, В.А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, И. П. Радченко, В. Г. Рындак, В. А. Сластенина и др. Применительно к вузовскому образованию вопросы, связанные с креативным подходом к обучению, реализуются в ряде работ современных педагогов и психологов Н. М. Анисимова, Н. Ф. Вишняковой, ГА. Глотовой, А. В. Морозова, А. В. Растянникова, Е. Е. Туник, Д. В. Чернилевского и др. Новая парадигма образовательного процесса связывается с компетентностным подходом, получившим осмысление в работах A.JI. Андреева, В. И. Байденко, В. А. Болотова, В. П. Борисенкова, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. К. Марковой, В. В. Серикова, Э. Сыманюк, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадрикова и др. Исследование речевой деятельности осуществлено в работах И. А. Зимней, Ю. Н. Караулова, А. А. Леонтьева, И. М. Румянцевой, И. И. Халеевой и др. Понятие «коммуникативная компетенция» и ее структура проанализированы в научных исследованиях И. Л. Бим, М. Н. Вятютнева, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, L. Bachman, М. Canal, J. Davis-Seaver, А.О. Hadley, М.А.К. Halliday, D. Hymes, A. Palmer, M. Swain, S. Savignon и др. Теория '" коммуникативной компетентности разрабатывается Т. М. Дридзе, Ю. Н. Емельяновым, Ю. Н. Жуковым, Л. А. Петровской, Н. Ю. Хрящевой, Ф.И. > Шарковым и др. Межпредметные связи стали объектом научного интереса А. И. Еремкина, Е. Д. Клементьева, Н. А. Лошкаревой, Ю. А. Самарина, В. Н. Федоровой и др. Анализ самых разнообразных форм организации деятельности обучаемых представлен в трудах современных отечественных исследователей Г. И. Арефьевой, Ю. Н. Емельянова, Ю. Б. Зотова, В. И. Загвязинского, Г. А. Китайгородской, М. В. Кларина, И .Я. Лернер, Е. С. Полат, Е. И. Пассова, П. И. Пидкасистого, Г. В. Роговой, В. А. Якунина и др.

Методы исследования: общенаучные — теоретический анализ и синтез, индукция, дедукцияэмпирические — социолого-педагогические измерения (анкетирование, опрос, тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, моделирование, эксперимент) — статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования, обобщение личного педагогического опыта работы в вузе.

Экспериментальная база. Педагогические исследования развития коммуникативной компетенции студентов в условиях креативного обучения проводились на базе факультета иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Этапы исследования. В исследовании можно выделить три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (1995;2001 гг.) проводилось изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, учебно-дидактических материалов, формирование понятийного аппарата, определение рабочей гипотезы, объекта, предмета, цели и задач исследования. Работа в образовательных учреждениях Франции (19 951 997гг. — лицей Ге Люсак г. Лимож, лицей Жан Жорес г. Реймс).

На втором этапе (2002;2004 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование подхода к проектированию модели организации учебного процесса для развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процессаразрабатывался экспериментальный материалуточнялись педагогические условия. Проводилась экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков КГТТУ.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) осуществлялась обработка эмпирических данных, обобщались и систематизировались результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению выводов и результатов исследования в практику обучения иностранным языкам в вузе.

Научная новизна исследования:

— уточнено понятие коммуникативной компетенции студентов факультетов иностранных языков, в структуру которой введен информационный компонент;

— выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях креативного обучения;

— определены критерии развития коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку;

— создана и экспериментально проверена модель развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно:

— расширяет и конкретизирует современные представления о структуре коммуникативной компетенции;

— выявляет педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса;

— раскрывает и обосновывает возможности организации креативного обучения в развитии коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранных языков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в организации и совершенствовании педагогического процесса обучения иностранным языкам в вузе. Учебно-методическое пособие по аудированию для студентов II — III курсов используется в учебном процессе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы процесса исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, длительностью наблюдения за педагогическим процессом, личным опытом работы в 111НУ, опытом двухгодичной работы в системе образования Франции, а также стажировкой во Францию в г. Виши для изучения современной методики формирования коммуникативной компетенции, на примере обучения и подготовки к сдаче экзамена на получение международного диплома DALF.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на базе кафедры французского языка 11 ГПУна семинарах по повышению квалификации преподавателей французского языка высшей школы (Казань 2001, 2002, 2006 гг.) — на международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию Казанского университета «Будущее французского языка в Татарстане, в России, в Европе, в мире» (Казань, 2004 г.) — «Первые Таковские чтения» в КГУ (Казань, 2006 г.) — на Всероссийской научной конференции «Первые казанские социологические чтения» (Казань 2005 г.) — на V республиканской научно-практическиой конференции «Язык и методика его преподавания» (Казань 2003 г.) — на республиканской конференции «Иностранные языки в школе и вузе: модернизация содержания и технологии обучения» (Казань 2003 г.) на итоговых научных конференциях ТГПТУ (1995;2005 гг.). Основные положения диссертации представлены в 8 научных статьях и учебно-методическом пособии.

На защиту выносятся следующие положения:

1.

Введение

в структуру коммуникативной компетенции информационного компонента в условиях креативного обучения определяется тем, что информационная компетенция способствует формированию у студентов факультета иностранных языков умений самостоятельно находить, анализировать, отбирать, обобщать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

2. Наиболее значимыми педагогическими условиями развития коммуникативной компетенции являются общие: а) личностно-ориентированная организация учебного процессаб) межпредметное взаимодействие как фактор развития коммуникативной компетенциив) переход от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, творчества, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы переход от репродуктивного к дивергентному мышлениюа также частные педагогические условия: а) поддержание высокого уровня мотивации обучения иностранным языкамб) акмеологическое обеспечение преподавания — педагогическое мастерство преподавателя иностранных языковв) влияние языковой средыг) автономия учащихся в учебной деятельности.

3. Критериями развития коммуникативной компетенции студентов являются:

1) лингвистическая компетенция — знание фонологических, лексических, грамматических явленийумение оперировать языковыми средствами изучаемого языкаумение продуцировать грамматически правильные предложения в целях создания устных и письменных дискурсовумение осуществлять лингвистический анализ художественного и газетно-публицистического текста;

2) социолингвистическая компетенция — умение осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстомумение адекватно использовать идиоматические выражениявладение основными регистрами общенияумение осуществлять речевое и неречевое общение в соответствии с особенностями чужого лингвосоциума;

3) дискурсивная компетенция — умение построения текста в соответствии с определенными ситуативными обстоятельствами в процессе устного общенияумение композиционно оформить текстумение выбрать тип дискурса, соответствующий коммуникативной целиумение вести диалог;

4) социокультурная компетенция — знание культуры страны изучаемого языказнание фоновой, безэквивалентной лексикиумение правильно интерпретировать историко-культурные события при просмотре фильмов и телепередачумение понять иносказательный смысл высказываний;

5) стратегическая компетенция — умение определить содержание текста по названию, введению или знаковой системе (таблица, график, диаграмма) — умение понять значение незнакомых слов по ситуации общенияумение восполнить недостаток языковых средств в общенииумение апеллировать к помощи партнера в случае непонимания или затруднения в общении;

6) социальная компетенция — знать основные ценности и традиции страны изучаемого языказнать основные социальные проблемы страны изучаемого языкаумение вступить в коммуникацию с партнером по общениюумение вести себя в соответствии с ситуацией общения;

7) информационная компетенция — умение находить необходимую информацию из иноязычных источниковумение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст, из аудиовизуального ряда в таблицу) — умение передавать содержание информации адекватно поставленной целиумение использовать информационные технологии (Интернет, аудио, видео, СМИ и др.) в образовательном процессе.

4. Модель развития коммуникативной компетенции студентов в процессе креативного обучения иностранным языкам, представленная в следующем виде: 1) социальный заказ- 2) требования ГОС высшего профессионального образования- 3) цель- 4) задачи- 5) принципы- 6) общие и частные педагогические условия развития коммуникативной компетенции- 7) основные направления работы- 8) этапы работы- 9) формы работы- 10) методы обучения- 11) средства обучения- 12) результат.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 174 отечественных и 37 зарубежных источника, приложений. Объем диссертации — 173 страницы. Она содержит 8 таблиц и 3 рисунка.

Выводы по второй главе.

1. Выявлены общие и частные педагогические условия по формированию и развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в процессе организации креативного обучения.

2. Проведена экспериментальная работа по исследованию эффективности модели развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТПТГУ). В ходе эксперимента решены следующие задачи: определен начальный уровень и выявлена динамика развития коммуникативной компетенции студентовпроанализированы результаты анкетирования по самооценке студентами коммуникативной компетентности, которые были использованы в ходе экспериментаэкспериментально проверена эффективность модели развития коммуникативной компетенции путем сравнения ее начального и сформированного уровней.

3. Разработаны критерии оценки развития коммуникативной компетенции студентов в условиях креативного обучения. Определение критериев оценки коммуникативной компетенции осуществлено по всем семи структурным компонентам.

4. В ходе формирующего эксперимента была реализована модель развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса. Диагностирующий эксперимент позволил констатировать повышение уровня коммуникативной компетенции в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по всем исследуемым компонентам.

5. Результаты эксперимента показали, что применение авторской модели развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса оказывает существенное влияние на динамику развития и повышение уровня коммуникативной компетенции (эффективность повышается примерно на 20%).

Заключение

.

1. В своем исследовании мы опирались на компетентностный подход, как одну из современных парадигм образования. На наш взгляд, этот подход созвучен креативному обучению, так как более всего способствует творческому развитию личности, эффективности и продуктивности образовательного процесса.

Возрастает значение креативной парадигмы в образовательном процессе. Продуктивная модель образования на основе креативной парадигмы рассматривается как стратегическое нововведение и программирование будущего. Она включает развитие творческой индивидуальности каждой личности.

Для системного осмысления понятия «креативности» в диссертационном исследовании мы рассмотрели понятия «креативное обучение», «креативный образовательный процесс», «креативная среда», выделили и охарактеризовали основные черты креативного обучения.

2. Использование компетентностного подхода и выделение ключевых и профессиональных компетенций позволили уточнить и определить понятие «коммуникативная компетенция», а при исследовании ее структурывыделить информационный компонент, показать его возрастающее значение для студентов факультета иностранных языков.

3. В исследовании теоретически обоснованы общие и частные педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса.

4. В диссертации систематизированы и экспериментально проверены критерии качественной оценки коммуникативной компетенции по всем ее структурным компонентам.

5. В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность педагогических условий и модели развития коммуникативной компетенции студентов, которая позволяет повысить уровень и увидеть динамику развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков. Результатом обучения стала устойчивая позитивная динамика развития компонентов коммуникативной компетенции. Прирост по всем компонентам (кроме социолингвистической и социокультурной) коммуникативной компетенции в экспериментальной группе в два раза выше по сравнению с контрольной.

Динамика прироста коммуникативной компетенции особенно заметна, если наряду с количественным соотношением результатов экспериментальной и контрольной групп, провести сравнение по качественному уровню развития и владения иностранным языком. В данном случае уровень контрольной группы, хотя и показал тенденцию роста, но так и не вышел за пределы среднего уровня, в то время как студенты экспериментальной группы — достигли высокого уровня развития коммуникативной компетенции. И это, безусловно, говорит об эффективности предлагаемой в нашем исследовании организации креативного процесса обучения иностранным языкам и отражающей его модели.

Анализ результатов эксперимента показал, что повысился уровень культуроведческой информированности студентов экспериментальной группы, они более активно по сравнению со студентами контрольной группы участвуют в учебных дискуссиях и неформальных разговорах с носителями языка, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, могут создавать различные типы дискурсов (письменные и устные), владея моделями организации текста, свободно понимают содержание фильмов и телевизионных программ. Кроме того, студенты экспериментальной группы умеют логично и убедительно строить свою речь, высказывать свое мнение, с точки зрения грамматики редко допускают ошибки.

Развитие коммуникативной компетенции у студентов факультета иностранных языков проявляется в свободном владении языком, творческом применении полученных знаний, в умении работать с источниками по извлечению, переработке необходимой информации, эффективному ее использованию.

Подводя итог нашей работе, необходимо отметить, что тема эта настолько широка и объемна, что открывает перспективы для ее исследования.

Дальнейшего развития требуют следующие направления:

— разработка дидактического и методического обеспечения креативного обучения, усиливая в нем практическую направленность, так как именно в этом советские, а потом российские учащиеся испытывали (испытывают) заметные трудности в применении знаний в творческой деятельности;

— решение проблемы подготовки педагогических кадров по методологии и методике креативного обучения в преподавании иностранных языков, ориентированных на завтрашний день;

— использование креативного обучения для получения второго высшего, дополнительного и непрерывного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999.-472с.
  2. A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика.-2005.- № 4.- С. 19−27.
  3. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1988. — 238 с.
  4. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /
  5. B.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608с.
  6. В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  7. В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 500 с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990. 608 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1980. 268 с.
  10. Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. 2001. — № 4.1. C.138−144.
  11. Ю.Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности / Ю. Д. Бабаева // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.- С.275−294.
  12. П.Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004.- № 11. — С. 3−13.
  13. Г. В. Активные методы обучения / Г. В. Балахничева. М.: Профиздат, 1986. — 96с.
  14. З.Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1993.- 250 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  16. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника / И. Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. — 288с.
  17. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. -№ 4.- С. 11−15.
  18. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения / П. П. Блонский. -М.: Педагогика, 1961.- 686 с.
  19. Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов / Г. И. Богин. Л.: — АДТ, 1984.-190 с.
  20. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону, 1983. — 175 с.
  21. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е. Д. Божович.- М.: Изд-во Моск. психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 288с.
  22. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.- 2003.- № 10.-С.8−14.
  23. Боно де Э. Латеральное мышление / Э. де Боно. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.-326 с.
  24. Боно де Э. Серьезное творчество / Э. де Боно // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. Гвардия, 1997.- С.90−95.
  25. В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки / В. П. Борисенков // Педагогика.- 2004, — № 1.-С.3−10.
  26. A.JI. Проблемы профсоюзного образования (андрагогический аспект) / A.JI. Бражко. -М.: Профиздат, 2002. 165с.
  27. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века) / Р. А. Валеева. -Казань, 1997.- 172 с.
  28. К.Н. Борьба за свободную школу / К. Н. Вентцель. М., 1906. -368с.
  29. К.Н. Этика и педагогика творческой личности: В 2 т. / К. Н. Вентцель. М., 1911−1912.- т.1.-446с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
  31. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения / Н. Ф. Вишнякова. Минск: ПолиБиг, 1995.- 239с.
  32. В. Бубен шамана: разоблачение педагогики / В. Воловик // Кентавр. 2002. — № 28. — С.39.
  33. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  34. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры / Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 59 октября 1998 г.
  35. М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические аспекты) / М. Н. Вятютнев. М.:Русский язык, 1984. -144с.
  36. Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5.- С. 6−11.
  37. Н.Д. Практические и образовательные аспекты обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. -1995.- № 5.- С.8−15.
  38. Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -336с.
  39. Р.Т. Эвристические диалоги в профессионально-творческом саморазвитии студентов технических вузов: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Р. Т. Гареев. Казань, 2004.- 288 с.
  40. Гез Н. И. Предисловие (к сборнику научных трудов) / Н. И. Гез // Уровни речевой компетенции- М., МГПИИЯ им. М. Тореза- вып. 222, 1983. -С. 3−6.
  41. .С. Философия образования / Б. С. Гершунский.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1996. 432 с.
  42. Г. А. Творческая одаренность: Проблемы и методы исследования: учеб. пособие / Г. А. Глотова. Екатеринбург: Ур. ГУ, 1992.- 236 с.
  43. P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская.-СПБ., 1997.-548с.
  44. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности /М.Т. Громкова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-370 с.
  45. Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин / под ред. А. П. Садохина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 352с.
  46. Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 288 с.
  47. В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода / В. Фон Гумбольдт // Хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. /Сост.В. А. Звегинцев.-М.: Учпедгиз, 1956. С.68−86.
  48. Г. И. Продуктивная учебная деятельность / Г. И. Гумерова // Язык и методика его преподавания: Сб. ст. в 3 ч. / науч. ред. Ф. Л. Ратнер. Ч. З Педагогика. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.- С. 23−28.
  49. В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.- 236 с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных и психологических исследований / В. В. Давыдов / АПН СССР. М.: Педагогика. 1986. — 239 с.
  51. А.Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М.: Форум: ИНФРА-М, 1998. -268с.
  52. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО"Образование: сокрытое сокровище". -М.: ЮНЕСКО, 1997.
  53. Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. М.: Высшая школа, 1980.-224с.
  54. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 268с.
  55. Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе //Общественные науки и современность. 1996. № 3.
  56. Л. Обучение на грани «хаоса» / Л. Дробышева, Е. Пугачева // Высшее образование в России. 2006. — № 4.- С.91−95.
  57. П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе / П. Друкер. М.: Республика, 1994. — 394 с.
  58. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. д-ра. психол. наук. / Ю. Н. Емельянов. СПб.: СПб. ун-т, 1992.
  59. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе / А. И. Еремкин.- Харьков: Вища школа, 1984. 152 с.
  60. Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370С.
  61. Информация. Дипломатия. Психология, //отв. ред. Ю. Б. Кашлев. М.: Известия, 2002.- 616с.
  62. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Педагогика, 1988. — 156с.
  63. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  64. И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы / И. В. Карапетянц // Высшее образование сегодня.- 2005.- № 7. -С. 23−28.
  65. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — 261с.
  66. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 176 с.
  67. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223с.
  68. Е.Д. Социально-философские аспекты образования / Е.Д. Клементьев//Вопросы философии. -1984. -№ 11. -С.19−30.
  69. В.А. Лингводидактическое тестирование / В. А. Коккота. М.: Высшая школа, 1989. — 123с.
  70. В.П. О классификации компетенций / В.П. Колесов// Высшее образование сегодня. -2006.- № 2. С. 19−23.
  71. Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский.-М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.
  72. А.В. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление, поиск решений / А. В. Коржуев, В.АЛопков. -М.: Янус-К, 2002. 232 с.
  73. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н. Ф. Коряковцева. М., АРКТИ, 2002. — 176 с.
  74. В.Л. Феменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования / В. Л. Кошелева, М. Хайдеггер // Философия образования для XXI века. М.: Логос.-1992.- С. 117−130.
  75. Кудрявцев В.Т.: Творение «нового всеобщего» / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, В. В. Давыдов // Вопросы философии.- 2005. № 9.- С. 33−41.
  76. В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе / В. И. Кузнецов.- М.: ИЦ «Академия», 2001.-120с.
  77. А.Н. Политическое образование в современной России. -Современная Россия: власть, общество, политическая наука. Т.2 / А. Н. Кулик.-М., 1977.-С.276.
  78. Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская. СПб.: СПб ГУПМ, 2002.-48с.
  79. JI. Педагогическое мастерство: принцип оценки / Л. Куприянова //Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С.78−80.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304с
  81. И.Я. Главная функция проблемного обучения / И. Я. Лернер / Alma mater (Вестник высшей школы). 1976. — № 7. — С. 16−21.
  82. Лернер КЯ. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер. М: Педагогика, 1988.- 80 с.
  83. А.Ю. Мастерство коммуникации / А. Ю. Любимов М.: Изд-во «КСП+», 2002. — 175 с.
  84. В.Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 144с.
  85. А.С. Педагогические сочинения. Т.4. / А. С. Макаренко. -М.: Педагогика, 1983.- 368 с.
  86. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  87. А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С.108−117.
  88. Р. Структура личности / Р. Мейли // Экспериментальная психология. / Сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, вып. 5. М.: Прогресс, 1975. -278 с.
  89. Дж. Постмодерн и профессионализм в высшем образовании / Дж. Миликен // Высшее образование сегодня. -2004, — № 6. С. 24−40.
  90. Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С.30−36.
  91. А.С. Педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования: автореф. дисс.. канд.пед.наук. / А. С. Молчанов. Ставрополь, 2001.- 20 с.
  92. А.В. Деловая психология / А. В. Морозов. М.: Академический Проект, 2005.- 1040 с.
  93. А.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие/ А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
  94. С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
  95. Остроумова О.Ф. Le fran9ais moderne. La France. Paris. La France culturelle: учеб. пособие по французскому языку / О. Ф. Остроумова. -Казань: КГПУ, 2005. -С. 91−124.
  96. О.Ф. Учебно-методическое пособие по аудированию для студентов II-III курсов // Сост. О. Ф. Остроумова, М. В. Кононенко. -Казань, КГПУ.-36 с.
  97. Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов.- М.: Русский язык, 1989.- 279с.
  98. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. / под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- Сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука,-312с.
  99. Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.-216 с.
  100. Юб.Плигин А. Исследования закономерностей развития репрезентативных систем школьников / А. Плигин, А. Герасимов // НЛП. 1996. — № 1.
  101. Ю7.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 3. — С. 3−9.
  102. Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-304 с.
  103. Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
  104. ПО.Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань, Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 206с.
  105. Поташник М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт /М.М. Поташник-К.: Рад. шк., 1988. -187 с.
  106. Н.К. Формирование предметной компетенции при обучении русскому языку как иностранному / Н. К. Присяжнюк //Русский язык за рубежом. -1983.-№ 2. С.67−72.
  107. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. — 256 с.
  108. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  109. А.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. -М.: ПЕРСЭ, 2002.-320с.
  110. И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. М.: ПЕРСЭ, Логос. 2004. — 319с.
  111. Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология: учеб. пособие /Е.Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.-256 с.
  112. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. Монография.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.
  113. В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / В. Г. Рындак. Оренбург. 2001.- 108 с.
  114. В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак, А. В. Москвина / под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001.- 290 с.
  115. А.П. Этнология / А. П. Садохин. М.: Гардарики, 2001. — 256с.
  116. Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504с.
  117. В.И. Творчество и энергии самоутверждения /
  118. B.И.Самохвалова // Вопросы философии. 2006.-№ 5.- С.34−46.
  119. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-237с.
  120. Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект / Н. А. Селезнева // Высшее образование сегодня. -2004, — № 4.1. C.35−44.
  121. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир / общ. ред. А. Е. Кибрика. -М.: Прогресс, Универс, 1993. 656с.
  122. В.В. Образование и личность: Теория проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272с.
  123. Т.Т. Методологические и методические вопросы разработки и применения мультимедийных обучающих программ в системе высшей школы / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников.- Казань, Изд-во Казан, ун-та, 2006. 188 с.
  124. Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования / Ю. А. Синица // Иностранные языки в школе. 2002. -№ 6. — С.8−14.
  125. А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1998 .-161с.
  126. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224с.
  127. В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования / В. И. Слободчиков // Мир образованияобразование в мире. 2001. -№ 1 — С. 14−28.
  128. О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации / О. С. Советова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 256 с.
  129. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. -М.: Просвещение, 2003. 239 с.
  130. Советский энциклопедический словарь. М.: Изд.-во «Советская энциклопедия», 1981.- 617с.
  131. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. JI.M. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.-320 с.
  132. Ф. де. Курс общей лингвистики /Ф.де Соссюр / Редакция Ш. Балли и А. Сеше. / под общ. ред. М. Э. Рут. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.- 432с.
  133. А.К. Гносеологический анализ ёмкости знания / А. К. Сухотин. Томск, Изд-во Томск, ун-та, 1968.- 268с.
  134. Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1999. — 288с.
  135. НО.Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. / Б. И. Теплов. М.: Педагогика, 1985. Т.1−328 с. Т. I.-360 с.
  136. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии.- 1998.-№ 4.- С. 35−43.
  137. Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): Монография / Г. С. Трофимова. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999.- 283 с.
  138. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты /Е.Е. Туник. СПб.: СПбУПМ, 1997. — 144 с.
  139. К.Д. Избранные педагогические произведения / Сост. Н. А. Сундуков. -М.: Просвещение, 1968.- 557с.
  140. В.Н. Межпредметные связи! На материале естественнонаучных дисциплин средней школы / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 152 с.
  141. О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале обучения иностранному языку) — автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Федорова.- Саратов, 2003. -18с.
  142. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова. М.: Высшая школа, 1970. — 320 с.
  143. Философия образования для XXI века: сб.ст.-М.:Прогресс. 1992.- 356с.
  144. Философский словарь / под ред. И. И. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590с.
  145. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -719с.
  146. Ю.Г. Психодидактика высшей школы / Ю. Г. Фокин. М.: МВТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. -С. 174.
  147. Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня.- 2004.- № 8.- С. 34−42.
  148. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) / И. И. Халеева. М., Высшая школа, 1989.-238с.
  149. Харламова М. ВЛзыковая мода в дидактической и методической терминологии / М. В. Харламова // Иностранные языки в школе.- 2004.-№ 5. С. 39−43.
  150. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002.-272с.
  151. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Педагогика, 1981.- 305с.
  152. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.
  153. А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования / А. В. Хуторской // Педагогика.- 1999.-№ 7.-С. 17−22.
  154. И.А. Тестирование устной коммуникации / И. А. Цатурова, С. Р. Балуян. -М.: Высшая школа, 2004. 127с.
  155. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский.- М.: Юнити-Дана, 2002.- 437 с.
  156. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Нар. Образование, 1996.- 93 с.
  157. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -2004.- № 8. С.26−32.
  158. Д.М. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии / Д. М. Шакирова, И. Ф. Сибгатуллина, Д. Ш. Сулейманов. -Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 312 с.
  159. Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. М.: Социальные отношения, изд-во «Перспектива», 2003. — 248с.
  160. Ф.И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков.- М.: «РИП -Холдинг», 2004.-246 с.
  161. И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технологии, учеб. пособие / И. А. Шаршов. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2003.- 146 с.
  162. В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: автореф. дис. канд.пед.наук / В. Д. Ширшов Челябинск: ЧТУ, 1986. — 20 с.
  163. Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 2000.-215с.
  164. Е.И. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. -С.265−274-
  165. А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. М.: Высшая школа, 2003.- 334с.
  166. А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2004. — 416 с.
  167. P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон //Структурализм: «за» и «против»: сб.ст. /под ред. Е. Я. Васина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975.-С.193−230.
  168. В.А. Современные методы обучения в высшей школе: учеб. пособие / В .А. Якунин.- Л.: ЛГУ, 1991.-115с.
  169. Bachman L. Fundamental considerations in language testing. Oxford University press, 2001. — 408p.
  170. Bachman L., Palmer A. The Construct Validation of Some Components of Communicative Proficiency // TESOL Quarterly. Wash., 1982. Vol. 16. -№ 4.-P. 449−465.
  171. Bennet Neville. Teaching Styles and Pupil Progress. Cambridge, Massachusetts: Harvard Universyty Press, 1976.- 201 p .
  172. Bevor E., Cardi H., De Smedt T., Garcia-Marrou I. Evaluatuion des pratiques en education aux medias, leurs effets sur les enseignants et leurs eleves. -Paris, 1999.-388 p.
  173. Cadre europeen commun de reference pour les langues. Conseil del’Europe / Les Editions Didier, Paris, 2001.- P.190.
  174. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. In: Applied Linguistics, Vol.1, № 1, spring 1980, pp. 1−47.
  175. Cell E. Learning to learn from experience. Albany, 1984. 204 p.
  176. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge. The M.I.T. Press, 1965.-251 p.
  177. Coste D., Moore D., Zarate G.: Competence plurilingue et pluriculturelle. Le fran? ais dans le monde, 1998. pp. 8−70.
  178. Davis-Seaver J. Promoting Critical Thinking at the University Level. National Forum of Teacher Education // Electronic. Vol. 8. — № 3.-15−27 p.
  179. Dictionaire didactique des langues. Paris: Hachette, 1978. — 616 p.
  180. Education Committee Language Learning For European Citigenship. Strasbourg, 13−14 October, 1991.-49 p.
  181. Ek J.A. van. Coping / The Language Teacher. Dublin, 1988. — № 1/1.
  182. Guilford I.P. Kreativitat// G. Muhle und C. Schell. S. 13−36.
  183. Gonnet J. Education aux medias: Les contreverses fecondes. Paris, 2001. -244 p.
  184. Hadley Alice Omaggio. Teaching language in context. proficiency-oriented instruction, Boston, Maas.: Heinle & Heinle, 1986. — 479 p.
  185. Halliday M.A.K. Language as Social Semiotic. London- Edward Arnold, 1978.-256 p.
  186. Heyd G. Deutschlehren. Grundwissen ftir den Unterricht in Deutsch als Fremdsprache. Frankfurt am Main, 1990. — 236 s.
  187. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford, 1979.-354p.
  188. Hymes D. On Communicative Competence.- In: Direction in sociolinguistiques. New-York, London: Holt, Rinehart&Winston, 1972.598 p.195.1nkeles A., Smith D. Becoming modern. London: Heineman, 1974. -437 p.
  189. Little D. Learner Autonomy. Dublin, 1991.- 215 p.
  190. Moirand S. Enseigner a communiquer en langue etrangere. Paris: Hachette, 1982. -188 p.
  191. Neill A.S. Summerhill. Penguin Books. Harmondsworth, 1980. S.285.
  192. Parnes S.I. Creative Behavior Workbook. New-York: Charles Scribner’s Sons, 1967.-S.14.
  193. Piaget J. Recherches sur l’abstraction reflechissantes. Paris, PUF, 1977, vol. 1,2,-326 p.
  194. Piepho H.E. Kommunikation Didaktik des Englischunterrichts. Limbourg: Frankonius Verlag GmbH, 1979.-253 s.
  195. Portfolio europeen des langues. Principes et lignes directrices, Conseil de l’Europe, 2000.
  196. Rubin J., Wenden A. Learner Strategies in Language Lerning. New Jersey, 1987.-215 p.
  197. Savignon S.J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns un teacher education. New Haven & London: Yale University Press, 2002.-243 p.
  198. Schuster K. Das personal-kreative Schreiben im Deuschunterricht: Theorie und Praxis/ von Karl Schuster. 3 Aufl. — Baltmannsweiler. Schneider-Verlag Hohengehren, 1999. — S. 28−30.
  199. Smith I. Teaching with discussions: A review // Educational Technology. 1978. Vol. 18, № 11.
  200. Tauzer-Sabatelli F., Montemont J.-L., Poisson-Quinton S. DALF B1, B2,B3,B4 450 activites. CLT International, 1998.- 256 p.
  201. Techtmeier B. Das Gesprach: Funktionen, Normen und Structuren. -Berlin, 1984.
  202. The Encyclopedic Dictionary of Psychology. The Dushkin Publishing Group. Ohio: Terry. F. Pettijohn, 1991. 198 p.
  203. The Penguin Dictionary of Psychology. Arthur S. Reber. NJ: Penguin Books, 1985.- 848 p.
  204. The Encyclopedic Dictionary of Psychology. The Dushkin Publishing Group, hio: Terry. F. Pettijohn, 1991.
Заполнить форму текущей работой