Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса
Диссертация
Современное общество развивается очень динамично. Революционные социальные изменения в нашей стране, перспективы российской системы образования войти в ближайшие годы в мировое образовательное пространство, лавинообразный рост научно-технической информации, новых информационных технологий, развитие глобальных телекоммуникационных систем потребовали творческой подготовки современного человека… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
- 1. 1. Понятие креативности в современной психолого-педагогической науке
- 1. 2. Креативно-ориентированное обучение: компетентностный подход в обучении иностранным языкам
- 1. 3. Коммуникативная компетенция и ее структура
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе преподавания иностранных языков
- 2. 1. Педагогические условия как фактор развития коммуникативной компетенции
- 2. 2. Ход и результаты экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999.-472с.
- Андреев A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика.-2005.- № 4.- С. 19−27.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1988. — 238 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /
- B.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608с.
- Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 500 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990. 608 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1980. 268 с.
- Ахметова Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. 2001. — № 4.1. C.138−144.
- Ю.Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности / Ю. Д. Бабаева // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.- С.275−294.
- П.Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004.- № 11. — С. 3−13.
- Балахничева Г. В. Активные методы обучения / Г. В. Балахничева. М.: Профиздат, 1986. — 96с.
- З.Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1993.- 250 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника / И. Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. — 288с.
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. -№ 4.- С. 11−15.
- Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения / П. П. Блонский. -М.: Педагогика, 1961.- 686 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов / Г. И. Богин. Л.: — АДТ, 1984.-190 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону, 1983. — 175 с.
- Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е. Д. Божович.- М.: Изд-во Моск. психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 288с.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.- 2003.- № 10.-С.8−14.
- Боно де Э. Латеральное мышление / Э. де Боно. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.-326 с.
- Боно де Э. Серьезное творчество / Э. де Боно // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. Гвардия, 1997.- С.90−95.
- Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки / В. П. Борисенков // Педагогика.- 2004, — № 1.-С.3−10.
- Бражко A.JI. Проблемы профсоюзного образования (андрагогический аспект) / A.JI. Бражко. -М.: Профиздат, 2002. 165с.
- Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века) / Р. А. Валеева. -Казань, 1997.- 172 с.
- Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу / К. Н. Вентцель. М., 1906. -368с.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: В 2 т. / К. Н. Вентцель. М., 1911−1912.- т.1.-446с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения / Н. Ф. Вишнякова. Минск: ПолиБиг, 1995.- 239с.
- Воловик В. Бубен шамана: разоблачение педагогики / В. Воловик // Кентавр. 2002. — № 28. — С.39.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры / Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 59 октября 1998 г.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические аспекты) / М. Н. Вятютнев. М.:Русский язык, 1984. -144с.
- Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5.- С. 6−11.
- Гальскова Н.Д. Практические и образовательные аспекты обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. -1995.- № 5.- С.8−15.
- Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -336с.
- Гареев Р.Т. Эвристические диалоги в профессионально-творческом саморазвитии студентов технических вузов: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Р. Т. Гареев. Казань, 2004.- 288 с.
- Гез Н. И. Предисловие (к сборнику научных трудов) / Н. И. Гез // Уровни речевой компетенции- М., МГПИИЯ им. М. Тореза- вып. 222, 1983. -С. 3−6.
- Гершунский Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1996. 432 с.
- Глотова Г. А. Творческая одаренность: Проблемы и методы исследования: учеб. пособие / Г. А. Глотова. Екатеринбург: Ур. ГУ, 1992.- 236 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская.-СПБ., 1997.-548с.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности /М.Т. Громкова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-370 с.
- Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин / под ред. А. П. Садохина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 352с.
- Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 288 с.
- Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода / В. Фон Гумбольдт // Хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. /Сост.В. А. Звегинцев.-М.: Учпедгиз, 1956. С.68−86.
- Гумерова Г. И. Продуктивная учебная деятельность / Г. И. Гумерова // Язык и методика его преподавания: Сб. ст. в 3 ч. / науч. ред. Ф. Л. Ратнер. Ч. З Педагогика. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.- С. 23−28.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.- 236 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных и психологических исследований / В. В. Давыдов / АПН СССР. М.: Педагогика. 1986. — 239 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М.: Форум: ИНФРА-М, 1998. -268с.
- Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО"Образование: сокрытое сокровище". -М.: ЮНЕСКО, 1997.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. М.: Высшая школа, 1980.-224с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 268с.
- Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе //Общественные науки и современность. 1996. № 3.
- Дробышева Л. Обучение на грани «хаоса» / Л. Дробышева, Е. Пугачева // Высшее образование в России. 2006. — № 4.- С.91−95.
- Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе / П. Друкер. М.: Республика, 1994. — 394 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. д-ра. психол. наук. / Ю. Н. Емельянов. СПб.: СПб. ун-т, 1992.
- Еремкин А.И. Система межпредметных связей в высшей школе / А. И. Еремкин.- Харьков: Вища школа, 1984. 152 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370С.
- Информация. Дипломатия. Психология, //отв. ред. Ю. Б. Кашлев. М.: Известия, 2002.- 616с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Педагогика, 1988. — 156с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Карапетянц И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы / И. В. Карапетянц // Высшее образование сегодня.- 2005.- № 7. -С. 23−28.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — 261с.
- Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 176 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223с.
- Клементьв Е.Д. Социально-философские аспекты образования / Е.Д. Клементьев//Вопросы философии. -1984. -№ 11. -С.19−30.
- Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование / В. А. Коккота. М.: Высшая школа, 1989. — 123с.
- Колесов В.П. О классификации компетенций / В.П. Колесов// Высшее образование сегодня. -2006.- № 2. С. 19−23.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский.-М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.
- Коржуев А.В. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление, поиск решений / А. В. Коржуев, В.АЛопков. -М.: Янус-К, 2002. 232 с.
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н. Ф. Коряковцева. М., АРКТИ, 2002. — 176 с.
- Кошелева В.Л. Феменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования / В. Л. Кошелева, М. Хайдеггер // Философия образования для XXI века. М.: Логос.-1992.- С. 117−130.
- Кудрявцев В.Т.: Творение «нового всеобщего» / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, В. В. Давыдов // Вопросы философии.- 2005. № 9.- С. 33−41.
- Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе / В. И. Кузнецов.- М.: ИЦ «Академия», 2001.-120с.
- Кулик А.Н. Политическое образование в современной России. -Современная Россия: власть, общество, политическая наука. Т.2 / А. Н. Кулик.-М., 1977.-С.276.
- Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская. СПб.: СПб ГУПМ, 2002.-48с.
- Куприянова JI. Педагогическое мастерство: принцип оценки / Л. Куприянова //Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С.78−80.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304с
- Лернер И.Я. Главная функция проблемного обучения / И. Я. Лернер / Alma mater (Вестник высшей школы). 1976. — № 7. — С. 16−21.
- Лернер КЯ. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер. М: Педагогика, 1988.- 80 с.
- Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации / А. Ю. Любимов М.: Изд-во «КСП+», 2002. — 175 с.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 144с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т.4. / А. С. Макаренко. -М.: Педагогика, 1983.- 368 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С.108−117.
- Мейли Р. Структура личности / Р. Мейли // Экспериментальная психология. / Сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, вып. 5. М.: Прогресс, 1975. -278 с.
- Миликен Дж. Постмодерн и профессионализм в высшем образовании / Дж. Миликен // Высшее образование сегодня. -2004, — № 6. С. 24−40.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С.30−36.
- Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования: автореф. дисс.. канд.пед.наук. / А. С. Молчанов. Ставрополь, 2001.- 20 с.
- Морозов А.В. Деловая психология / А. В. Морозов. М.: Академический Проект, 2005.- 1040 с.
- Морозов А.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие/ А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
- Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
- Остроумова О.Ф. Le fran9ais moderne. La France. Paris. La France culturelle: учеб. пособие по французскому языку / О. Ф. Остроумова. -Казань: КГПУ, 2005. -С. 91−124.
- Остроумова О.Ф. Учебно-методическое пособие по аудированию для студентов II-III курсов // Сост. О. Ф. Остроумова, М. В. Кононенко. -Казань, КГПУ.-36 с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов.- М.: Русский язык, 1989.- 279с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. / под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- Сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука,-312с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.-216 с.
- Юб.Плигин А. Исследования закономерностей развития репрезентативных систем школьников / А. Плигин, А. Герасимов // НЛП. 1996. — № 1.
- Ю7.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 3. — С. 3−9.
- Пономарев Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-304 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
- ПО.Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань, Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 206с.
- Поташник М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт /М.М. Поташник-К.: Рад. шк., 1988. -187 с.
- Присяжнюк Н.К. Формирование предметной компетенции при обучении русскому языку как иностранному / Н. К. Присяжнюк //Русский язык за рубежом. -1983.-№ 2. С.67−72.
- Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. — 256 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Растянников А.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. -М.: ПЕРСЭ, 2002.-320с.
- Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. М.: ПЕРСЭ, Логос. 2004. — 319с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология: учеб. пособие /Е.Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.-256 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. Монография.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.
- Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / В. Г. Рындак. Оренбург. 2001.- 108 с.
- Рындак В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак, А. В. Москвина / под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001.- 290 с.
- Садохин А.П. Этнология / А. П. Садохин. М.: Гардарики, 2001. — 256с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504с.
- Самохвалова В.И. Творчество и энергии самоутверждения /
- B.И.Самохвалова // Вопросы философии. 2006.-№ 5.- С.34−46.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-237с.
- Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект / Н. А. Селезнева // Высшее образование сегодня. -2004, — № 4.1. C.35−44.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир / общ. ред. А. Е. Кибрика. -М.: Прогресс, Универс, 1993. 656с.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272с.
- Сидельникова Т.Т. Методологические и методические вопросы разработки и применения мультимедийных обучающих программ в системе высшей школы / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников.- Казань, Изд-во Казан, ун-та, 2006. 188 с.
- Синица Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования / Ю. А. Синица // Иностранные языки в школе. 2002. -№ 6. — С.8−14.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1998 .-161с.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224с.
- Слободчиков В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования / В. И. Слободчиков // Мир образованияобразование в мире. 2001. -№ 1 — С. 14−28.
- Советова О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации / О. С. Советова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 256 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. -М.: Просвещение, 2003. 239 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Изд.-во «Советская энциклопедия», 1981.- 617с.
- Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. JI.M. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.-320 с.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики /Ф.де Соссюр / Редакция Ш. Балли и А. Сеше. / под общ. ред. М. Э. Рут. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.- 432с.
- Сухотин А.К. Гносеологический анализ ёмкости знания / А. К. Сухотин. Томск, Изд-во Томск, ун-та, 1968.- 268с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1999. — 288с.
- НО.Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. / Б. И. Теплов. М.: Педагогика, 1985. Т.1−328 с. Т. I.-360 с.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии.- 1998.-№ 4.- С. 35−43.
- Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): Монография / Г. С. Трофимова. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999.- 283 с.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты /Е.Е. Туник. СПб.: СПбУПМ, 1997. — 144 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / Сост. Н. А. Сундуков. -М.: Просвещение, 1968.- 557с.
- Федорова В.Н. Межпредметные связи! На материале естественнонаучных дисциплин средней школы / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 152 с.
- Федорова О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале обучения иностранному языку) — автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Федорова.- Саратов, 2003. -18с.
- Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова. М.: Высшая школа, 1970. — 320 с.
- Философия образования для XXI века: сб.ст.-М.:Прогресс. 1992.- 356с.
- Философский словарь / под ред. И. И. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -719с.
- Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы / Ю. Г. Фокин. М.: МВТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. -С. 174.
- Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня.- 2004.- № 8.- С. 34−42.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) / И. И. Халеева. М., Высшая школа, 1989.-238с.
- Харламова М. ВЛзыковая мода в дидактической и методической терминологии / М. В. Харламова // Иностранные языки в школе.- 2004.-№ 5. С. 39−43.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002.-272с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Педагогика, 1981.- 305с.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.
- Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования / А. В. Хуторской // Педагогика.- 1999.-№ 7.-С. 17−22.
- Цатурова И.А. Тестирование устной коммуникации / И. А. Цатурова, С. Р. Балуян. -М.: Высшая школа, 2004. 127с.
- Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский.- М.: Юнити-Дана, 2002.- 437 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Нар. Образование, 1996.- 93 с.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -2004.- № 8. С.26−32.
- Шакирова Д.М. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии / Д. М. Шакирова, И. Ф. Сибгатуллина, Д. Ш. Сулейманов. -Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 312 с.
- Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. М.: Социальные отношения, изд-во «Перспектива», 2003. — 248с.
- Шарков Ф.И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков.- М.: «РИП -Холдинг», 2004.-246 с.
- Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технологии, учеб. пособие / И. А. Шаршов. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2003.- 146 с.
- Ширшов В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: автореф. дис. канд.пед.наук / В. Д. Ширшов Челябинск: ЧТУ, 1986. — 20 с.
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 2000.-215с.
- Щебланова Е.И. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. -С.265−274-
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. М.: Высшая школа, 2003.- 334с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2004. — 416 с.
- Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон //Структурализм: «за» и «против»: сб.ст. /под ред. Е. Я. Васина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975.-С.193−230.
- Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе: учеб. пособие / В .А. Якунин.- Л.: ЛГУ, 1991.-115с.
- Bachman L. Fundamental considerations in language testing. Oxford University press, 2001. — 408p.
- Bachman L., Palmer A. The Construct Validation of Some Components of Communicative Proficiency // TESOL Quarterly. Wash., 1982. Vol. 16. -№ 4.-P. 449−465.
- Bennet Neville. Teaching Styles and Pupil Progress. Cambridge, Massachusetts: Harvard Universyty Press, 1976.- 201 p .
- Bevor E., Cardi H., De Smedt T., Garcia-Marrou I. Evaluatuion des pratiques en education aux medias, leurs effets sur les enseignants et leurs eleves. -Paris, 1999.-388 p.
- Cadre europeen commun de reference pour les langues. Conseil del’Europe / Les Editions Didier, Paris, 2001.- P.190.
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. In: Applied Linguistics, Vol.1, № 1, spring 1980, pp. 1−47.
- Cell E. Learning to learn from experience. Albany, 1984. 204 p.
- Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge. The M.I.T. Press, 1965.-251 p.
- Coste D., Moore D., Zarate G.: Competence plurilingue et pluriculturelle. Le fran? ais dans le monde, 1998. pp. 8−70.
- Davis-Seaver J. Promoting Critical Thinking at the University Level. National Forum of Teacher Education // Electronic. Vol. 8. — № 3.-15−27 p.
- Dictionaire didactique des langues. Paris: Hachette, 1978. — 616 p.
- Education Committee Language Learning For European Citigenship. Strasbourg, 13−14 October, 1991.-49 p.
- Ek J.A. van. Coping / The Language Teacher. Dublin, 1988. — № 1/1.
- Guilford I.P. Kreativitat// G. Muhle und C. Schell. S. 13−36.
- Gonnet J. Education aux medias: Les contreverses fecondes. Paris, 2001. -244 p.
- Hadley Alice Omaggio. Teaching language in context. proficiency-oriented instruction, Boston, Maas.: Heinle & Heinle, 1986. — 479 p.
- Halliday M.A.K. Language as Social Semiotic. London- Edward Arnold, 1978.-256 p.
- Heyd G. Deutschlehren. Grundwissen ftir den Unterricht in Deutsch als Fremdsprache. Frankfurt am Main, 1990. — 236 s.
- Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford, 1979.-354p.
- Hymes D. On Communicative Competence.- In: Direction in sociolinguistiques. New-York, London: Holt, Rinehart&Winston, 1972.598 p.195.1nkeles A., Smith D. Becoming modern. London: Heineman, 1974. -437 p.
- Little D. Learner Autonomy. Dublin, 1991.- 215 p.
- Moirand S. Enseigner a communiquer en langue etrangere. Paris: Hachette, 1982. -188 p.
- Neill A.S. Summerhill. Penguin Books. Harmondsworth, 1980. S.285.
- Parnes S.I. Creative Behavior Workbook. New-York: Charles Scribner’s Sons, 1967.-S.14.
- Piaget J. Recherches sur l’abstraction reflechissantes. Paris, PUF, 1977, vol. 1,2,-326 p.
- Piepho H.E. Kommunikation Didaktik des Englischunterrichts. Limbourg: Frankonius Verlag GmbH, 1979.-253 s.
- Portfolio europeen des langues. Principes et lignes directrices, Conseil de l’Europe, 2000.
- Rubin J., Wenden A. Learner Strategies in Language Lerning. New Jersey, 1987.-215 p.
- Savignon S.J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns un teacher education. New Haven & London: Yale University Press, 2002.-243 p.
- Schuster K. Das personal-kreative Schreiben im Deuschunterricht: Theorie und Praxis/ von Karl Schuster. 3 Aufl. — Baltmannsweiler. Schneider-Verlag Hohengehren, 1999. — S. 28−30.
- Smith I. Teaching with discussions: A review // Educational Technology. 1978. Vol. 18, № 11.
- Tauzer-Sabatelli F., Montemont J.-L., Poisson-Quinton S. DALF B1, B2,B3,B4 450 activites. CLT International, 1998.- 256 p.
- Techtmeier B. Das Gesprach: Funktionen, Normen und Structuren. -Berlin, 1984.
- The Encyclopedic Dictionary of Psychology. The Dushkin Publishing Group. Ohio: Terry. F. Pettijohn, 1991. 198 p.
- The Penguin Dictionary of Psychology. Arthur S. Reber. NJ: Penguin Books, 1985.- 848 p.
- The Encyclopedic Dictionary of Psychology. The Dushkin Publishing Group, hio: Terry. F. Pettijohn, 1991.