Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для, проведения педагогического эксперимента нами было выбрано аналитическое исследование. Основой, данного вида исследования" является^ сравнительный эксперимент, проводимый на основе сравнения, результатов обучения^ студентов двух сходных параллельных групп — экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ). По методам сбора информации аналитическое исследование носит комплексный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ. ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
    • 1. 1. Компетентностный подход в современном профессиональном образовании
    • 1. 2. Формирование профессиональных компетенций как интегративное средство повышения качества профессиональной подготовки педагогов физической культуры
    • 1. 3. Научно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций педагога физической культуры
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Компетентностная модель общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры
    • 2. 2. Обоснование дескрипторов профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры
    • 2. 3. Эффективность использования компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической- культуры
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития образования характеризуется* обращенностью к общекультурным-ценностям, активным научным поиском эффективных педагогических технологий, направленных на формирование грамотной, мобильнойгармонично развитой, образованной личности (Ю:Д. Железняк, 2002; МЛ. Виленский, 2004, 2009).

Изменения последних лет в социальной, политической, экономической сферах обусловили модернизацию Российского образования и в том числе высшего профессионального в области физической культуры (Л.И. ЛубышеваВ.А. Магин, 2003). Преобразования в общественной жизни определяют новые требования к содержанию и структуре подготовки педагогических кадров1 (В .И. Байденко, 2005).

Эффективный образовательный процесс обеспечивают педагоги, обладающие профессиональными компетенциями, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности (Л.И: Лубышева, 1996; Е. В. Бондаревская, 2002; В: В. Путин, 2003; Л. И. Лубышева, В. А. Магин, 2003; И. А. Зимняя, 2003; Д. А. Медведев, 2009 и др.).

Актуальной проблемой профессионального физкультурного образования является развитие профессиональных компетенций студента в процессе изучения теоретических и практических курсов и дисциплин. Практические курсы и дисциплины, в частности, занятие, спортивными играми как одно из средств физического воспитания — основа формирования профессиональной компетентности будущего педагога физической культуры. В приказе Министерства Образования и Науки РФ № 164 от 03.06.2008 г. говорится об усилении роли командных (игровых) видов спорта в процессе обучения физической культуре и совершенствования её преподавания в образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Роль образования" заключается в повышении благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Развитие физической культуры и спорта является важным приоритетом современного общества, что отраженно в Постановлении: Правительства РФ № 916 от 29- 12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического — здоровья населенияфизического развитиядетейподростков! и молодёжи», в приказе Министерства образования РФ № 1418 от 15.05:2000 г. «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся в образовательных учреждениях». Обновление содержания образования определено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Законе о Физической культуре и спорте в Российской ФедерацииЗаконе Российской Федерации «Об образовании».

В научно-методической литературе проблему изменения направленности и содержания? высшего профессионального образования рассматривают В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур (1989), Г. Н. Пономарев (2000), Л. И. Лубышева, В. А. Магин (2003), МЛ. Вилснский (2009). .

В> концепции" модернизации образования, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки педагогического образования5 рассматривается использование оценки качества образования (в том числе качества профессиональной подготовки педагога) на основе современных базовых компетенций.

Исследования (G.E. Шишов, В. А. Кальней, 1998; С. Е. Шишов, 1999; A.B. Хуторской 2002; Е. В. Бондаревская, 2002 Ю. Г. Татур,. 2004; И. А. Зимняя, 2004; В. И. Байденко, 2005; Э. И: Зеер, 2005) показывают, что без совершенствования базовых компетенций на основе современных требований общества деятельность педагога во всех сферах и в том числе профессиональной не является эффективной.

Анализируя понятие «компетенция», С. Е. Шишов (1999) с учетом материалов международного симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (г.Берн, 1998), определяет его как способность специалиста мобилизовать в своей профессиональной деятельности знания" умения, а так же обобщенные способы выполнения-действия.

Компетенции подразделяют (А.В: Хуторской, 2002; проект ГОС ВПО III* поколения по направлению физическая культура) на общие или универсальные (необходимые образованному человеку независимо от профиля. подготовки) и профессиональные (специализация в определенных областях деятельности). Также широко распространен термин ключевые (базовые) компетенции, введенный на симпозиуме в Берне (1998).

Концепция Государственного образовательного стандарта третьего поколения рассматривает компетентностный подход как. одно из ключевых, фундаментальных положений, способствующих повышению качества подготовки выпускников вуза.

Вышесказанное позволило сделать вывод о необходимости поиска путей решения следующих объективно сформировавшихся противоречий: между содержанием научного знания в области формирования профессиональных компетенций педагога физической культуры, и* недостаточностью научно-методического обеспечения качества формирования профессиональных компетенций педагога физической культуры, впроцессе профессиональной подготовки в вуземежду потребностями рынка труда в профессионально компетентном педагоге физической культуры и недостаточной ориентированностью содержания высшего образования на компетентностный подходмежду требованиями к педагогу, отраженными в президентской инициативе «Наша новая школа», и отсутствием условий для их реализации в образовательном процессе педагогического вузамежду современными требованиями к материально-техническому и научно-методическому обеспечению учебного процесса на факультетах физической культуры и степенью его фактической оснащенностимежду профессиональной подготовленностью педагогов физической, культуры и их конкурентноспособностью на рынке трудамежду необходимостью оптимальной интеграции общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и существующей ограниченностью подготовки педагогов физической культуры преимущественно в рамках узкопрофессиональных компетенций.

Эти противоречия подтверждают актуальность данного диссертационного исследования и выбор темы «Формирование профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры», проблемой которого является необходимость разработки и апробации современной образовательной модели, обеспечивающей реализацию-компетентностного и лично-стно-ориентированного подходов в соответствии с принципами модернизации отечественной системы образования в свете Болонских соглашений, а также дидактическое обеспечение профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры на основе компетентностного подхода.

Цель исследования: разработка компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки педагогов физической культуры в условиях использования компетентностного подхода.

Предмет исследования: формирование профессиональных базовых компетенций средствами учебного курса «Спортивные игры».

Гипотезу исследования составило предположение о том, что подготовка на основе компетентностной модели общепрофессиональнойподготовки педагога физической культуры станет более эффективной, если: процесс профессиональной подготовки педагогов физической культуры будет концептуализирован в контексте компетентностного и лич-ностно-ориентированного подходовпрофессиональная! компетентность педагога физической культуры будет рассматриваться, какч системная характеристика4 профессиональной, деятельности, включающая* необходимые знания (медико-педагогические, психологические-. спортивные и др.), умения: применять их для< решения? учебно-воспитательных, социально-педагогических, организационно-управленческих, научно-исследовательских задач и опыт их использования в изменяющихся условиях обучения и профессиональной деятельностидескрипторы, применяемые для оценки профессиональных базовых компетенций^ педагога физической культуры, представленные в модели будут иметь адекватные показатели, отражающие знания, умения и степень владения ими в различных ситуациях учебно-воспитательного процессаи профессиональной деятельностив содержании формируемых компетенций будет отраженна специфика учебно-воспитательной деятельности педагога физической культуры: направленность на формирование и реализацию двигательного' потенциала учащихся, сохранение их здоровья, развития у них интереса к занятиям физической культурой-, компетентностный подход будет обеспечен педагогическимиусловиями формирования профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры на основе системы дескрипторов, современными технологиями обучения на основе дидактических принципов педагогикикомплексом компетентностно-ориентированных заданий по курсу «Спортивные игры».

Задачи:. определить состояние разработанности проблемы, в педагогической теории и практике, уточнить понятийный аппарат исследованиятеоретически обосновать и разработать компетентностную модель общепрофессиональной подготовки, педагога физической культурыопределить дескрипторы, формирования, профессиональных базовых компетенций педагога физической культурыэкспериментально доказать эффективность. компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры.

Методология исследования базируется на теоретико-методологических и организационных основах формирования? физической культуры студента (Л.И. Лубышева, 1992; О. В. Петунин, 1994; Ю. М: Николаев, 2004), закономерностях процесса профессионального развития личности педагога физической культуры (С.Н. Бегидова, 2001; М. Я. Виленский, 2004), концепции процесса обучения теории физического воспитания и спорта (М1Я. Виленский, 1996; Ю. Д. Железняк, 2004), компетентностном подходе

A.B. Хуторской 2002; А. Г. Бермус, 2003, 2005; Ю. Г. Татур, 2004; И. А. Зимняя, 2004; В. И. Байденко, 2005; Э. И. Зеер, 2005), моделировании профессиональных компетенций и формировании компетентности педагога (В.Н. Введенский, 2003; В. А. Болотов, 2003; И. А. Зимняя, 2003, 2004; В. И. Байденко, 2005; И. Г. Галямина, 2005, Е. В. Быстрицкая, 2007).

Теоретическую основу исследования составили основные положения теории физической культуры личности (Н.Х. Хакунов, 1995; Л. И. Лубышева, 1996; М: Я*. Виленский, 1996, 1999; В. К. Бальсевич, 2002 и др.), принципы современной теории и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин, 1995; Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001; Л. П. Матвеев, 2003; Ю.Ф. Ку-рамшин, 2004; A.M. Максименко, 2005 и др.), положения теории и методики спортивных игр (Ю.И. Портных, 1986; В. Я. Игнатьева, 1990; Ю. Д. Железняк, A.B. Ивойлов, 1991; Ю. М. Портнов, 2002 и др.).

Сочетание теоретико-методологического характера исследования с решением практических задач обусловило выбор следующих методов исследования:

При проведении диссертационного исследования нами использовались методики социологического опроса и научно-педагогического (В.А. Сласте-нин и др., 2003) исследования.

Для, проведения педагогического эксперимента нами было выбрано аналитическое исследование. Основой, данного вида исследования" является^ сравнительный эксперимент, проводимый на основе сравнения, результатов обучения^ студентов двух сходных параллельных групп — экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ). По методам сбора информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В’нем, дополняя друг друга, применялись различные формы опроса^ анализа документов и наблюдений. Для решения^задач, поставленных в процессе педагогического исследования по развитию профессиональных компетенций, применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической-литературы (доступные литературные источники нормативно-правовой базы, учебная документация, ГОС ВПО) — педагогические наблюдения, которые нами использовались с целью контроля учебно-воспитательного процесса студентов в процессе освоения курса «Спортивные игры». Объектом наблюдения выступали контрольные и экспериментальные группы. Содержание процессов наблюдения определялось задачами диссертационного исследования, длярешения1 которых собирались конкретные фактыметод опроса. В педагогическом исследовании использовались анкеты для определения сформированности профессиональных базовых компетенций (приложение 1, 2). Для повышения достоверности и точности результатов исследования применялась теорема о методе выделения существенной составляющей данных статистического массива (приложение 8) (В.А. Грехо-водов, H.A. Коптева, 2008).

Организация и этапы исследования. Педагогические исследования проводились на базе Южного федерального университета. В качестве экспертов выступали преподаватели ЮФУ, студенты 1−4 курсов, учителя физической культуры МОУ СОШ по месту проведения педагогической практики.

В качестве экспериментальной группы нами рассматривалась группа 1А в количестве 24 человек. Контрольную группу составили студенты группы 1Б в количестве 24 человек.

Экспериментальная группа занималась в течение 2006;2010 гг. на основе компетентностной" модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры (С.Н. Кривсун, 2009), а группа сравнения занималась по ранее применявшейся программе.

Ежегодно проводилось анкетирование по проблеме исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2006;2007 гг.) — поисковый. Он включал анализ и оценку современного теоретического и практического состояния проблем профессионального физкультурного образования на основе изучения педагогической и психологической литературы, а также существующей практики подготовки педагогов физической культурыопределения научно-методического аппарата исследованияуточнения и обобщения общей гипотезы, теоретических положений.

Второй этап. (2006;2009 гг.) — опытно-экспериментальный. Проводилась разработка, апробирование и совершенствование компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры.

Третий этап (2009—2010 гг.) — обобщающий. Он включал обработку, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы, расширенную проверку результатов исследования, оформление материалов диссертации и внедрение авторского содержания в процесс профессионального физкультурного образования.

Научная новизна исследования заключается: в уточнении понятия «профессиональная компетентность педагога физической культуры», которое рассмотрено как системная характеристика профессиональной деятельности, включающая необходимые знания (медико-педагогические, психологические, в. области физической культуры, и спорта и др.), умения применять их для решения учебно-воспитательных, социально-педагогических, организационно-управленческих, научно-исследовательских задачш< опыт их использования в изменяющихся условиях обученияи профессиональнойдеятельностив разработке компетентностной модели общепрофессиональной подготовки^ педагога физической культуры, направленной на совершенствование подготовки педагога физической культуры на основе четырех: выделенных профессиональных базовых компетенций: учебно-воспитательной, организационно-управленческойсоциально-педагогической и научно-исследовательскойУчебно-воспитательная компетенция включает овладение комплектацией, планированием, контролем, выбором? методов и приемов профессиональной деятельности: Организационно-управленческая компетенция включает овладение умениями осознанно применять методики, организации учебнощ внеклассной, внешкольной работы. Социально-педагогическая компетенция заключается в овладении? совокупностью коммуникативных навыков. Научно-исследовательская компетенция включает овладение анализом, рефлексиейадаптацией ^ профессиональной деятельностив разработке системы дескрипторов^ как структурных компонентов компетентностной модели, влияющих на формирование профессиональных базовых компетенций педагога физической культурыв определении педагогических условий реализации компетентностной модели? общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры, которые включают целевое, критериальное, содержательное, процессуальное и методически-технологическое обеспечение.

Теоретическая значимость.

В работе выявлены характерные особенности формирования профессиональных базовых компетенций, определяющих уровень готовности студентов факультета, физической культуры к профессиональной деятельности педагога — формированию двигательной подготовки занимающихся, воспитанию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, морально-волевых качеств и др. Эта готовность обеспечивается осознанным овладением техническими, тактическими, действиями в определенном виде спорта, методами организации и проведения, соревнований, судейской подготовкой, умением применять сформированные профессиональные базовые компетенции в практической работе.

Выявлены, педагогические условия, определяющие успешность формирования у студентов факультета физической культуры и спорта профессиональных базовых компетенций, среди которых определяющая роль принадлежит оснащенности процесса вузовской подготовки системой дескрипторов, компетентностно-ориентированным заданиям и технологии поэтапного формирования компетенций.

Осуществлена интеграция теории и методики физического воспитания и общей педагогики в сфере компетентностно-ориентированного образования.

Теория и методика высшего профессионального образования дополнена знанием об особенностях, средствах и технологии применения компе-тентностного подхода в процессе подготовки педагога физической культуры.

Представлена компетентностная модель общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры, в основе, которой-находятся не узко специальные, а профессиональные базовые компетенции. Обоснованно содержание профессиональных базовых компетенций, ориентированных на специфику деятельности педагога физической культуры.

Практическая значимость.

Исследование оснащено системой дескрипторов, отражающих дея-тельностное содержание профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры.

Обоснована технология компетентностного подхода, реализуемаяпоэтапно и имеющая деятельностное содержание, отраженное в разработанном комплексе компетентностно-ориентированных заданий по курсу «Спортивные игры». Поэтапное формирование профессиональных базовых компетенций состоит в последовательном переходе от первоначального, общего представления о предмете деятельности к этапу применения знаний в процессе практического решения общих задач физического воспитания учащихся и далее — к формированию опыта владения и применения знаний и умений в различных профессиональных ситуациях.

Предложены практические рекомендации по результатам диссертационного исследования в области физической культуры, основанные на использовании в учебном процессе компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечена надежной методологической базой, разнообразием использованных методов и их адекватностью цели и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными, репрезентативностью выборки, корректной статистической обработкой данных с использованием персонального компьютера.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение понятия «профессиональная компетентность педагога физической культуры», под которой понимается системная характеристика профессиональной деятельности, включающая необходимые знания, (медико-педагогические, психологические, в области физической культуры и спорта и др.), умения применять их для решения учебно-воспитательных, социально-педагогических, организационно-управленческих, научно-исследовательских задач и опыт их использования в изменяющихся условиях обучения и профессиональной деятельности.

2. Компетентностная модель общепрофессионалъной подготовки педагога физической культуры, направленная на совершенствование подготовки педагога физической культуры в процессе формирования компетентного педагога на основе четырех выделенных профессиональных базовых компетенций: учебно-воспитательной, организационно-управленческой, социально-педагогической и научно-исследовательской. Учебно-воспитательная компетенция заключается* в овладении системой дескрипторов, отвечающих совокупности признаков владения комплектацией, планированием-, контролем, выбором методов-и приемов профессиональной деятельности. Организационно-управленческая компетенция включает овладение системой дескрипторов, отраженной в умении осознанно применять методики организации^ учебнойвнеклассной, внешкольной работы. Социально-педагогическаякомпетенция заключается в овладении системой дескрипторов, отвечающих совокупности использования коммуникативных навыков. Научно-исследовательская компетенция-заключается в овладении системой дескрипторов, формирующих способность к анализу, рефлексии, адаптации к профессиональной деятельности. Педагогические условия формирования профессиональных базовых компетенций, комплекс компетентностно-ориентированных заданий по курсу «Спортивные игры».

Использование модели формирует осознанное овладение техническими, тактическими действиями, методами организации и проведения соревнований, судейской подготовки, умением применять профессиональные базовые компетенции в практической работе. Под этим подразумевается не автоматическое выполнение и показ технического или тактического элемента, а умение доступно, в соответствии с принципами личностно-ориентированного подхода, используя словесно-ассоциативный метод (создание на основе словесного объяснения двигательного и зрительного образа выполнения двигательного действия, учитывая дидактические принципы педагогики), успешно осуществлять профессиональную деятельность.

3. Оценивание профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры на основе системы дескрипторов. Важнейшим элементом педагогической подготовки является формирования профессиональных базовых компетенций в контексте специальных качеств, необходимых будущему педагогу физической культуры.

Представленные профессиональные базовые компетенции характеризуются дескрипторами (описанием сущности) — комплексом базовых знаний, умений, владений, которые определяют степень освоения студентом компетенциями, и являются одним из показателей критериев их оценки. Представленные дескрипторы отвечают принципам содержательности и диагностики, способствуют более объективному оцениванию. Каждый признак оценивается посредством выполнения компетентностно-ориентированных заданий" в процессе изучения курса «Спортивные игры».

4. Педагогические условия формирования профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры включают: изменение структурной и содержательной стороны учебного процесса в контексте компетентностного подхода, заключающегося в совершенствовании методов обучения и учебной деятельности будущих педагогов, направленной на формирование активности, самостоятельности и рефлексии в профессиональной деятельностисистему дескрипторов, на основе которых были разработаны компе-тентностно-ориентированные задания, позволяющие определить признаки сформированности профессиональных базовых компетенций будущих педагогов физической культурыэффективную реализацию компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры в учебно-воспитательном процессе, что предполагает использование фронтального, группового, индивидуального методов взаимодействия педагога и студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты данного исследования были представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях высших учебных заведений Российской Федерации по проблемам повышения эффективности образования.

Всероссийские конференции: «Образование и здоровье в условиях современной экологической ситуации» (г.Ростов-на-Дону, 20 ноября 2009 г.);

Модернизация физического воспитания и спорта в Российской Федерации" (г.Ростов-на-Дону 6−10 сентября 2010 г.)

Международные конференции:. «Образование, спорт, здоровье в 21 веке» (г.Ростов-на-Дону, 2007 г.) — «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма» (Краснодарский край, п. Новоми-хайловский 29 сентября — 3 октября 2009 г.) — «Актуальные вопросы современной психологии, и педагогики» (г. Липецк, 20 марта 2010 г.) — «Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы развития» (Приднестровская Молдавская республика г. Тирасполь, 15 апреля 2010 г.) — XXIX психолого-педагогические чтения Юга России (г.Ростов-на-Дону — г. Волгоград 18−19 мая 2010 г.) — «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма» (Краснодарский край, п. Новомихайловский 27 сентября — 4* октября 2010 г.) — Педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности — основа социальной технологии развития современной России» (Ростов-на-Дону, 25−26 ноября 2010 г.).

По материалам исследования опубликовано 17 работ, в том числе 4 в журналах, входящих в перечень ВАК.

По материалам диссертационного исследования опубликовано учебно-методическое пособие «Спортивные игры в процессе формирования профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры».

Результаты исследования внедрены в Южный федеральный университет, Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская республика), Северо-Осетинский государственный педагогический институт.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключений по каждой главе, выводов, списка использованной литературы (176 источников) в том числе 11 на иностранном языкё и 9 приложений. Текст иллюстрирован 19 таблицами и 12 рисунками.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Совершенствование формирования, профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры может быть оптимизировано* на основе учебного курса «спортивные игры». Учебный курс «Спортивные игры» является частью федерального компонента, формирующейшрактические и методические знания, умения и навыки для их применения в области профессиональной деятельности педагога физической культуры. Особенностью данной дисциплины является изучение и освоение методики преподавания спортивных игр, которое включает лекционные, методико-практические и практические занятия, самостоятельную работу студентов.

2. Разработанное содержание учебного процесса на основе курса «спортивные игры» отраженно в опубликованном учебно-методическом пособии автора «Спортивные игры в процессе формирования профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры».

3. Экспертное оценивание значимости профессиональных базовых компетенций по методу выделения существенной составляющей позволило установить, что наиболее значимыми профессиональными компетенциями, приобретаемыми в процессе получения педагогического образования на факультете физической культуры, являются учебно-воспитательная, социально-педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская. Кумулята показывает, что на долю существенных 4 педагогических компетенций приходится 82,35%, а оставшиеся 4 содержат всего 17,65%.

4. Структурными единицами формирования профессиональных базовых компетенций являются авторские дескрипторы, составляющие основу профессиональной компетентности.

5. Педагогическими условиями реализации компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры в процессе исследования являются целевое, критериальное, содержательное, процессуальное и методически-технологическое обеспечение.

6. В процессе педагогического исследования получены достоверно значимые положительные изменения показателей сформированности профессиональных базовых компетенций по результатам анкетирования студентов в экспериментальнойгруппе по сравнению с контрольной группой: учебно-воспитательная компетенция возросла на 21,97% (УХ=0,69 прикритерии Стьюдента 6,44 и р <0,05), социально-педагогическая компетенция увеличилась на 22,59% (УХ=1,08 прикритерии Стьюдента 12,73 и р <0,05), научно-исследовательская повысилась на 11,62% (УХ= 0,53 прикритерии Стьюдента 4,97 и р <0,05), организационно-управленческая компетенция выросла на 2,61% (УХ= 0,11 приФ-критерии Стьюдента 0,91 и р <0,05).

7. Дескрипторы достоверно значимо увеличились: умеет анализировать и перерабатывать научно-методический материал в учебный материал — 7,65% (УХ=0,47 прикритерии Стьюдента 3,86 и р <0,05) — умеет разрабатывать учебно-методический материал — 15,31% (УХ=0,75 прикритерии Стьюдента 7,41 и р <0,05) — умеет определять. правильную методическую последовательность обучения материалу — 10,1% (УХ=0,37 прикритерии Стьюдента 5,98 и р <0,05) — владеет подбором и постановкой дидактических задач обучения — 19,87% (УХ=1,24 прикритерии Стьюдента 13,94 и р <0,05) — умеет определять дозирование физических нагрузок (в экспериментальной группе — 5,4% (УХ= 0,45 прикритерии Стьюдента 5,62 и р <0,05) — умеет выбирать вариант планирования прохождения учебного материала — 15,09% (УХ=0,94 прикритерии Стьюдента 9,02 и р <0,05) — умеет разрабатывать календарь спортивно-массовых внеклассных мероприятий — 13,24% (УХ=0,92 прикритерии Стьюдента 8,73 и р <0,05) — умеет предупреждать и исправлять ошибки у занимающихся — 2,74% (УХ=0,23 прикритерии Стьюдента 2,61 и р <0,05) — умеет объяснить и проанализировать технику двигательного действия — 0,96% (УХ=0,08 прикритерии Стьюдента 1,02 и р <0,05) — владеет подачей команд и распоряжений — 7,42% (УХ=0,60 прикритерии Стьюдента 6,53 и р <0,05) — умеет осуществлять показ двигательного действия — 11,86%

VX=1,00 при t-критерии Стьюдента 13,83 и р <0,05) — умеет варьировать методы и приемы обучения, физическую нагрузку в соответствии с конкретной педагогическойситуацией — 17,55% (VX=1,22 при t-критерии Стьюдента 19,91 и р <0−05) — умеет определять в ходе занятий оптимальное*соотношение физической, технической и тактической подготовленности, занимающихся* -18,34% (VX=1,24 при t-критерии Стьюдента 20,12 и р <0,05) — умеет рационально использовать инвентарь, оборудование, ТСО и разнообразные ориентиры в соответствии с возникающими в ходе занятия педагогическими ситуациями — 8,12% (VX=0,65 при t-критерии Стьюдента 7,46 и р <0,05) — умеет оказывать помощь и страховку в процессе занятий — 9,40% (VX=0,81 при t-критерии Стьюдента 11,29 и р <0,05) — умеет осуществлять контроль за выполнением двигательных действий — 8,73% (VX=0,74 при t-критерии Стьюдента 9,39 и р <0,05) — умеет подводить итоги занятия — 10,98% (УХ=0,92″ при t-критерии Стьюдента 11,44 и р <0,05) — умеет рационально готовить место проведения занятий — 4,67% (VX=0,38 при t-критерии Стьюдента 4,90 и р <0,05) — умеет установить взаимоотношения с группой занимающихся — 6,13% (VX=0,52 при t-критерии Стьюдента 7,44 и р <0,05) — владеет навыками взаимоотношений с родителями — 22,20% (VX=1,41 при t-критерии Стьюдента 12,95 и р <0,05) — умеет установить взаимоотношения с партнерами" по деятельности (коллегами) — 3,03% (VX=0,26 при t-критерии Стьюдента 3,85 и р <0,05) — умеет руководить индивидуальной педагогической работой занимающихся — 2,81% (VX=0,21 при t-критерии Стьюдента 2,40 и р <0,05) — владеет методами формирования самои взаимоконтроля у занимающихся — 10,93% (VX=0,75 при t-критерии Стьюдента 8,81 и р <0,05) — умеет осуществлять личностно-ориентированную направленность занятий — 9,41% (VX=0,61 при t-критерии.Стьюдента 6,34 и р <0,05) — владеет методами и технологиями проведения внеклассной работы спортивной направленности — 4,03% (VX=0,31 при t-критерии Стьюдента 4,22 и р <0,05) — владеет средствами и методами повышения профессионально — педагогической квалификации — 6,89%

УХ=0,50 прикритерии Стьюдента 5,03 и р <0,05) — владеет анализом^ и оценкой качества своей профессиональной деятельности — 2,19% (УХ=0,17 при-^-критерии Стьюдента 2,15 и р <0,05) — владеет современными* методиками обработки и оформления результатов научных исследований — 11,95% (УХ=0,70 прикритерии Стьюдента 7,36 и р <0,05) — .владеет методами профессиональной адаптации в новых производственных условиях на основе эффективного научно-методического анализа своей профессиональной деятельности — 12,75% (УХ=0,88 прикритерии Стьюдента 10,72 и р >0,05). Не установлена, достоверная разница в изменениях показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, в дескрипторах профессиональных базовых компетенций таких, как студент умеет выбирать методы и приемы обучения, владеет комплектацией вспомогательных и подводящих упражнений для облегчения освоения основных упражнений, умеет сочетать показ упражнения со словесным объяснением их выполнения, умеет установить взаимоотношения индивидуально с каждым занимающимся, определяет интересы, и мотивы, умеет установить взаимоотношения с руководителями системы, умеет руководить коллективной педагогической работой занимающихся, владеет методами и технологиями проведения внешкольной работы спортивной направленности, владеет технологией организации самостоятельной работы занимающихся по выполнению домашнего задания, умеет передавать опыт коллегам, учащимся.

8. В процессе прохождения педагогической практики сформирован-ность профессиональных базовых компетенций, по оценке учителей физической культуры базовых школ, составило достоверно значимые изменения от 5,50% до 39,84%.

9. По мнению руководителей педагогической практики, отраженной в оценочных ведомостях в. изменении профессиональной компетентности* студентов, наблюдается-достоверно значимый рост в 2009* году в сравнении с 2008 годом на 8,21%. Использование компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры позволила сформировать профессиональные компетенции, которые в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 2,30%.

Ю.Важным критерием овладения профессиональными базовыми компетенциями является чувство самореализации и удовлетворения студентов от выполненной работы, которое определялось с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН): самочувствие улучшилось на 4,32%, активность повысилась на 2,58%, показатель «настроение» вырос на 2,30%.

11 .Результаты педагогического исследования подтвердили обоснованность выдвинутой рабочей гипотезы о том, что совершенствование учебного процесса студентов факультетов физической культуры на основе компетент-ностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры повысит качество профессиональной подготовки к трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендуется профессорско-преподавательскому составу средне-специальных и высших учебных заведений к практическому использованию с целью совершенствования" подготовки педагогов физической куль-туры.на основе компетентностного подхода:

1. Использовать в процессе совершенствования учебно-методических комплексов дисциплины «Спортивные игры» компетентностную модель общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры.

2. Внести в учебно-воспитательный процесс с целью формирования профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры ме-тодико-практические занятия. При проведении методико-практических занятий рекомендуется тематика, обеспечивающая формирование профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры (Кривсун С.Н., 2009).

3. Использование компетентностной модели общепрофессиональной подготовки педагога физической культуры в процессе формирования профессиональных базовых компетенций должно быть обеспечено при соблюдении педагогических условий, заключающихся в целевом, критериальном, содержательном, процессуальном и методически-технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса (пункт 2.2.).

4. В учебном процессе в качестве структурных единиц оценки уровня владения профессиональными базовыми компетенциями педагога физической культуры использовать дескрипторы.

5. Проводить ежегодное анкетирование студентов с использованием дескрипторов профессиональных базовых компетенций и показателей оценивания дескрипторов, предлагаемых в пункте 2.2.,.в процессе прохождения курса «Спортивные игры» для коррекции учебного процесса в рамках формирования профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A., Загрязкина, H.H. Педагогическая практика студентов: учебное пособие для студентов-пед. Институтов / 2-е изд. перераб. и допол. — М.:Просвещение.1989. — 175с.
  2. Абдуллина- O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического оброзования. — М.:Просвещение. 1990. — 141с.
  3. , В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Абрамова В.В.- Преднестровский гос. ун-т. — Тирасполь. 2006.- с.-72- 110−111- 166−169.
  4. , Б.В. Методология компетентностного подхода в высшем образовании Электронный документ. / Письма в emissia.offline. Электронный научно-педагогический журнал. 2005. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2005/978.htm Проверено 14.02.2011.
  5. , В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.- 1998. № 1. — С. 72—75:
  6. , А.Л. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3−11.
  7. , А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методического анализа // Педагогика. 2005 № 4. С. 19−27.
  8. , А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М.: Ось-89, 2005. — 112 с.
  9. , В.И. Новые стандарты высшего^ образования: методологические аспекты// Высшее образование сегодня. 2007. № 5.
  10. , В.К. Основные положения интенсивного инновационного преобразования^ национальной системы физкультурно-спортивного воспитания' детей, подростков, молодежи России Текст. // Теория и практика физической культуры, 2002. № 3. С. 2−4.
  11. Барабанов- А. Г. Высшее физкультурное образование: Проблемы и решения / КГАФК. Mi: ФОН, 1995. — 186 с.
  12. Баскетбол. Учебник для ИФК/ под общ. ред. Ю. М. Портнова — М.: ФиС. 1988−288с.
  13. , G.H. Теоретические основы профессионально-творческого развития* личности специалиста физической культуры и спорта: монография / С. Н. Бегидова. Майкоп: Адыг. Гос. Ун-т. 2001 — С. 94 (270 е.).
  14. , А.Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления. Электронный документ. / Журнальный клуб Интелрос, «Credo New», № 1. 2008./ Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/credonew Проверено: 14.02.2011.
  15. , А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный документ. / Интернет-журнал «Эйдос».2005. 10 сентября. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm Проверено: 14.02.2011.
  16. , А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: автореф. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.08 / A.F. Бермус- РЕПУ Ростов-на-Дону. 2003. — С. 4Г
  17. , В.П., Татур, Ю.Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие — М.: Высш.шк., 1989. 144 с.
  18. , M. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М.: ФиС, 1985. — 192 с.
  19. , В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: ФиС, 1987. 144 с.
  20. , Е.В., Белоусова, Т.Ф. Диагностическая программа изучения педагогической культуры учителя Текст. / Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова // Ростов-на-Дону. 1994. — 18с.
  21. , Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога: // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 30 сентября. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm Проверено: 14.02.2011.
  22. , О.С. Правовое регулирование образовательной деятельности России в связи с участием в Болонском процессе (теоретико-правовой аспект): автореф. дис.. канд. юрид. наук / O.G. Бутенко — Краснодар, 2008.-27 с.
  23. , Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения-в физкультурном вузе // Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 12, с. 67.
  24. , Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физическойкультуры и спорта //Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 11. — С.50−55.
  25. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. — № 10: — С. 51−55.
  26. , М.А., Оганянц, Б.К. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процессам школе. — Липецк. 1990.
  27. , A.A. Особенности реформирования образования в России и зарубежных странах Текст. // Тез. междунар. конф. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М. — 1994, с. 8—11.
  28. , М.Я. Студент как субъект физической культуры Текст. // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10.
  29. , М.Я. Физическая^ культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза Текст. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1.
  30. Виленский, М: Я- Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов / М. Я: Виленский, P.C. Сафин. М.: Высшая школа. — 1980. — 104с.
  31. , М.Я. Профессионально-творческое развитие личности специалиста физической культуры и спорта в процессе обучения / М. Я. Виленский, С.Н. Бегидова1. — Иркутск. — 2004. — 213с.
  32. , М.Я. Примерная праграмма дисциплины «Физическая культура» // Издание официальное. Министерство образования* РФ. -М.- — 2000. — С.6−7
  33. , НА., Корабелшщ Е. П. Значение профессиональных качеств в процессе адаптации к трудовой деятельности. // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., — 1987. — С. 91−93.
  34. , Б.С. Философия образования/ Б. С. Гершунский — М.: «Флинта», 1998. 498с.
  35. Глоссарий Болонского процесса. Электронный документ. Режим доступа: http://www.bologna.mgimo.ru/documents.php7doc Проверено: 14.02.2011.
  36. В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Учебное пособие для вузов. 9-е издание. М., Высшая школа 2003 479 с.
  37. , М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1988. 192с.
  38. , Н.М. Организационно-педагогические основы профессиональной адаптации будущего учителя в системе «школа — педагогическое училище — вуз» // Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М. — 1994 — С. 24.
  39. , Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. — 208 с.
  40. ГОС В ПО 3 поколения по направлению физическая культура. Электронный документ. Режим доступа: http://www.rgufk.ru/modules/ news/article.php?storyid=928 Проверено: 14.02.20.11.
  41. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального* образования: перспективы развития: Монография/ Колл. авт. под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. -М.: Логос, 2004. -с. 71−75- с.258−262.
  42. , Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
  43. , Б. Е. Разработка основных образовательных программ и, организация учебного процесса при переходе вуза на принципы Болон-ского соглашения: учеб.-методическое пособие / Б. Е. Дынькин, П. С. Красовский. Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2006. — 51 С.
  44. Европейская- система квалификаций Электронный документ. Режим доступа: http://www.volsu.ru/rus/info/part5.docnpoBepeHO 14.02.2011.
  45. С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя профессиограмма: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993.
  46. С.Б. От профессиограммы к проекту развития личности будущего учителя. // Приобщение к будущей профессии. Воронеж. 1992. -С. 26−29.
  47. , Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования Текст. //Теория и практика «физической культуры. 2002. — № 5. — G. 47—51.
  48. , Ю.Д., Ивойлов, A.B. Волейбол: учебник для ИФК. М.»: 1991' —239с.
  49. , Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. -М.: «Академия», 2004. с. 125−138.
  50. , Э.Ф., Заводчиков, Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. -2007.-№ 11.-С. 39−45.
  51. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э.Сыманюк. // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30.
  52. , Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.
  53. , Е.А. Технология освоения профессиональной деятельности тренера-преподавателя по гимнастике в аспекте многоуровневой структуры высшего образования в России // Теор. и практ. физ. культ. 1997- № 11. — С. 61 —63.
  54. , И.А. Педагогическая психология.: учеб. для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя — М.: Логос, 2002. — 338с.
  55. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. (Авторская версия) Текст./ И. А. Зимняя. // Труды методологического семинара, «Россия в
  56. Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 38.
  57. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня.— 2003.-№ 5. — С. 34−42.
  58. , В .Я. Гандбол: учебное пособие. ИФК М.: ФиС, 1990, 260с.
  59. , Е.М. К вопросу о профессиональной подготовке учителей в педагогических институтах.// Советская педагогика. 1995. № 9. С.58−65.
  60. , Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: дис. д-ра пед. наук. Ростов н/Д. 2003. — с 236 — 238. с. 218−220.
  61. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 62.
  62. , Г. М. Педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2004. С. 428.
  63. , O.A. Компетентность современного учителя: современные проблемы определения понятия // стандарты и мониторинг. 2004. № 2. с. 48−51.
  64. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.- М.: АПКиПРО, 2002. С. 24.
  65. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: http://www.rosnation.ru/index.php?D=458 Проверенно: 14.02.2011.
  66. , Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. — М.: Академический Проект: Мир, 2006. 320 с.
  67. , Н.Н. Модель специалиста. Назначение. Содержание. Принципы и методы построения. / Н: Н. Котельников // Формирование личности специалиста в вузе. Грозный. — 1980. — с. 29−37.
  68. С.Н. Спортивные игры в процессе формирования профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры. Текст. / Кривсун С. Н. // Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЗАО «Ростиздат». 2009. — 152 с.
  69. , Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления" и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 9-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2007. — 96 107- 224 с.
  70. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа. — 1990.-118с.
  71. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  72. , Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  73. , И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: издательство МГСУ «Союз», 1999. — 127 с.
  74. Лубышева, Л. И: Концепция физкультурного воспитания: методология" развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка- 1996. —№ 1. С. 11—17.,
  75. Лубышева, Л. И- Магин, В. А. Концепция модернизации процесса профессиональной ¦ подготовки? специалистов- по физической- культуре и спорту (авторский проект) // Теория и практика физической? культуры. 2003.-№ 12.-е. 13−17.
  76. Лубышева- Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования-физической культуры студента. Текст. Авто-реф. дис. д-ра. пед. наук. — М- 1992.-58 с.
  77. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск: ИПК им. Ульянова- 1996. -227с.
  78. , А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР — 1958 -443с.
  79. , А.М. Теория и методика физической культуры: учебник А. М. Максименко. М.: Физическая культура, — 2005. — 544 с.
  80. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  81. , А.К. Психологические проблемы повышения квалификаций Текст./ А. К. Маркова //Педагогика. 1992. — № 9−10 — С. 65−67.
  82. , А.К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
  83. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст./ А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990? -№ 8.-С. 21−26- С. 82−88.
  84. , Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений Текст. / Л. П. Матвеев // 3-е изд. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. 160 с.
  85. Л.П. Теория и методика физической культуры" Текст. / Л. П. Матвеев // 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и Спорт, Спор-тАкадемПресс. 2008. — С. 544
  86. , Д.А. Послание президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 11 ноября 2009г. г. Москва. Режим доступа: http://www.k-obr.spb.ru/page/203/print/ Проверено: 14.02.2011.
  87. , Л.М. Психология профессионального развития учителя: учеб-но-метод. лит. для вузов / Л. М. Митина — М.: Флинта. 1998. — 20с.
  88. , Л.М., Асмаковец, Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — Mi: Московский психолого-социальный институт: «Флинта». 2001. с.8−10.
  89. , О.М. Слагаемые профессиональной компетентности1 преподавателя иностранных языков — Волгоград, 2001. — 188 с.
  90. П.Николаев, Ю. М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования Текст./ Ю. М. Николаев //Теория и практика физической культуры. 2004. — № 7. — с.2−11.
  91. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. 30−43 с.
  92. , И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.01/ И.Л. Плужник- Тюм: гос. ун-т. — Тюмень. — 2003. — 25 С.
  93. , Г. Н. Государственные образовательные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы усовершенствования // Теория и практика физической культуры — 2000! — № 12.-с. 9.
  94. , Е.В. Психолого-педагогическая компетентность. как научно-педагогическая проблема // Известия-Южного отделения Российской академии образования. Выпуск-1. Ростов н/Д., 1999. — С. 127−136.
  95. Портнов- Ю. М. Баскетбол: учебник.// Ю. М. Портнов М: ФиС, 2002.
  96. , Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания: учебник для пед. фак. и ин-тов физ.культ./ под ред. Ю. И. Портных. изд. 2 перераб. и доп. — М^: Физкультура и спорт. 1986. — С.8−9.
  97. Предложения по дальнейшему развитию* системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования' в России/ В. А. Богословский и др. -М.: МАКС Пресс, 2005. 132 с.
  98. Приказ Министерства образования России «О совершенствовании процесса физического воспитания в, образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 // Вестник образования России, 2002. -№ 18. С. 39−44.
  99. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. К.А. Абульхано-вой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М.: Совершенство, 1998.-320 с.
  100. , B.B. Выступление на.заседании Совета при президенте Российской Федерации-по физической i культуре и спорту 15-декабря 2002 года Текст. //Теория и практика физической культуры: 2003'— № 1. — С.2.
  101. , Дж. Педагогическое* тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с англ. изд. 2-е, испр. — М.: «Когито-Центр», 2001-с. 6
  102. Решетень, И. Н, Кобер, И. Х. Основы педагогического-мастерства- учителя физической культуры. — Алма-Ата: Руан, 1990. — 64 с.
  103. , М.В. Ключевые компетенции в стандарте. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. — с. 34. — С. 20 — 23.
  104. , Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образовании: учебное пособие. / Б. А. Сазонов. — Москва, 2006. 172 с.
  105. В.ВГ. Образование и-личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. / В. В. Сериков // М.: Логос, 1999' 376с.
  106. , Ю.М., Коптева, H.A. Идентификация объектов при исследовании систем с распределенными параметрами. Текст. / — В кн.: Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства. — Зерноград. 1979, вып. 32, с. 9−19.
  107. , В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Текст. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М.: Академия, — 2003. — с. 480.
  108. Советский энциклопедический словарь. Под. ред. A.M. Прохорова/ A.M. Прохоров: изд. № 4. -М.: Советская энциклопедия. 1987. — с. 614.
  109. Сорокина- Т. М. Развитие: профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа:-2004.-№ 2:-с. 110−114.
  110. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: учеб, для? студ. высш. учеб: заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, ВОШ Савин и др.- Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М- Портнова: М.: Издательский центр «Академия» — 2004. — 400 с.
  111. , И.А. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры: канд. дис. — Mi, 1994. — 151 с.
  112. Сыманюк, Э. Э- Модернизация профессионального образования: компеf ¦тентностный подход: учеб. пособие Текст. / Э. Э. Сыманюк, Э. Ф. Зеер,. A.M. Павлова- З. Ф. Зеер. М.: изд-во Московского психолого-социального института- 2005. — С. 216-
  113. , Ю.Г. Компетентностный: подход в описании результатов и про. ектировании стандартов- высшего профессионального образования:
  114. Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия: — Mi: Исследов: центр проблем кач-ва подготовки спец-тов- 2004. С. 18.
  115. Теория и методика баскетбола: Примерная программа: дисциплины федерального компонента цикла СД FOC по Специальности ФиС // под ред Ю. М. Портнова, Л. Л- Бутусовой. М.: Флинта: Наука — 2004.
  116. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500фразеологических выражений // под ред С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. Российская АН.
  117. ИН-т рус.яз.- Российский фонд культуры М.: Азъ Ltd., 1992 г. — С.399
  118. Третьяков, П. И: Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов руководителей как показатели качества образования// Педагогическое образование и наука. — 2004. № 2. С. 23−28.
  119. , П.И. Обновление содержания деятельности системы подготовки и переподготовки кадров в условиях модернизации, Российского образования // Педагогическое образование и наука. — 2004. № 3. с.57−60.
  120. Федеральная целевая-программа развития образования* на 2006−2010 годы". Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803.
  121. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
  122. Федеральный закон об образовании. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № N 3266−1.
  123. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской федерации. Утвержден Постановлением Правительства* Российской* Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ.
  124. , Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа Текст. / Автореф. дисс. д.п.н. Краснодар, 1995.-С. 33.
  125. , Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  126. , A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО от 23.04.2002. Режим доступа: www.eidos.ru/ news/compet.htm. Проверено: 14.02.2011.
  127. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст./ A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  128. , К.Д. Проектирование содержания физического воспитания / К. Д: Чермит, В. Г. Левченко, 0: И. Исаков Майкоп. — 20 001 — 120с.
  129. , Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: кн. для учителя. — М.: Просвещение. — 1991. — 128 с.
  130. , Н.И. Формирование лингвогуманитарной компетентности специалистов в системе высшего технического образования: автореф. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Н.И. Чернова- МПГУ. М., 2007. — 21 С.
  131. , В.Т. Проблемы содержания физкультурного образования. //Теор. и практ. физ. культ. 1994 № 12 — с. 25 — 27.
  132. Шадриков- В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход// Высшее образование сегодня. 2005, № 9.
  133. , С.Е. Понятие компетентности в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2 С. 30−34.
  134. , С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: РПА., 1998. 354 с.
  135. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская // М.: «Сентябрь» 1996 — с.26
  136. И.С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская // М.: «Сентябрь» — 2000 175с.
  137. , A.A. Психолого-педагогический словарь от «А» до «Я» // Школьные технологии. 2003. — № 5 — С. 221—230.
  138. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C.Short. Lanham ets.: University Press of America, 1984-Vol. P. 181
  139. EUROPASS — Promoting-transparency of qualifications in Europe Electronic resource. Mode of access: http://europass.cedefop.europa.eu — Date of access: 14.02.2011.
  140. Gammage P. Children and schooling: issues in childhood socialisation. London. 1997. P. 187−188.
  141. Kohler Jurgen. Europaischer Qualifikationenrahmen (European Qualifications Framework).
  142. Malina R.M. Anthropometric correlates of strength and motor performance // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1975. V. 3. — P. 249 — 274.
  143. Nisbel J., Shucksmith J. Learning strategies. London, Boston, Henley, 1986. — 104 p.
  144. Raven, John. Competence in Modern Society: Its identification, Development andRelease. London, H.K. Lewis. 1984. 25 i pp.
  145. Tuning Educational Structures in Europe Electronic resource. Mode of access: http://tuning.unideusto.org/tuningeu-Date of access: 14.02.2011.
  146. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 2003. Phase 1/ http: // www.relintdeusto.es /TuningProject/index.htm. Date of access: 14.02.2011.
  147. Tuning Educational Structures in Europe. Report of the Engineering Synergy Group Electronic resource. Firenze University Press. 2003-Mode of acess: http://eprints.unifi.it/archive/347/01/BorriVolumeBonline.pd f- Date of access: 14.02.2011.
Заполнить форму текущей работой