Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении когнитивной составляющей мотивационной готовности к профессиональной мобильности, значимые отличия в знании основ профессионального самоопределения, саморегуляции, познавательной самостоятельности наблюдались во всех экспериментальных группах. Развитие критического мышления происходило в экспериментальных группах ЭГ2, ЭГЗ более быстрыми темпами, чем логического (увеличение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов провинциального вуза как педагогическая проблема
    • 1. 1. Формирование готовности к профессиональной мобильности в истории высшего образования
    • 1. 2. Теоретические предпосылки формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности в провинциальном вузе
    • 1. 3. Педагогические условия формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза в рамках психолого-педагогических дисциплин
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов провинциального вуза
    • 2. 1. Организация и методика проведения эксперимента
    • 2. 2. Анализ и оценка экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой переориентацией с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие, предопределяют принципиально новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В этом контексте обостряется внимание к проблеме воспитания личности, готовой к успешной самореализации в мире труда, исследованной в педагогической теории и практике недостаточно, фрагментарно. Решение указанной проблемы возможно посредством подготовки мобильных специалистов, так как только мобильный специалист сможет полноценно жить, творить, саморазвиваться и самосовершенствоваться в обществе полном неопределенности и непредсказуемости.

Для России рассматриваемые вопросы не менее актуальны. Потребность в мобильных специалистах зафиксирована в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, однако, как показывают результаты многочисленных исследований, современная отечественная система образования пока не в состоянии выполнить поставленной перед ней задачи.

Особенно актуальна проблема профессиональной мобильности специалистов в провинции, где социально-профессиональное состояние основной массы работоспособного населения лучше всего могло быть охарактеризовано словами «стагнация» и «отсутствие перспектив». Проведенные нами исследования позволяют говорить о том, что профессиональная мобильность в провинции тормозится не столько массовой бедностью, сколько неразвитостью у людей готовности к решительным переменам, прежде всего мотивационной готовностью.

Вместе с тем следует заметить, что в психолого-педагогической литературе уже накоплен некоторый опыт формирования готовности к профессиональной мобильности. Теоретические основы формирования профессиональной мобильности были заложены в трудах социологов (П.М. Бло,.

О.Д. Данкен, Э. Ф. Джексон, Г. Д. Крокет, Б. Шеффер, П. А. Сорокин и др.) — современные отечественные и зарубежные концепции социальной и профессиональной мобильности описаны в работах П. М. Блаца, М. Вебера, Д. Голдторпа, Т. И. Заславской, Ю. А. Карпова, С. А. Макеева, P.M. Хаузера и др.- исследованию профессиональной мобильности в России посвящены труды Р. Г. Громовой, J1.H. Лисохиной, МЛ. Максимовой, М.А. Ратнико-вой и др.- описанию состояния рынка труда в провинции и рассмотрению путей его активизации посвящены работы Н. В. Лежневой, С. В. Нужновой, Е. Тюрюкановой и др.

Кроме того, для нашего исследования значимы работы, посвященные:

— проблеме мотивации личности (Л.И. Божович, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.);

— социализации и ориентации студентов в профессиональных ценностях (A.M. Баскаков, Е. В. Бондаревская, О. В. Лешер, А. В. Мудрик и др.);

— технологиям профессиональной подготовки студентов (В.А. Беликов,.

A.С. Белкин, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко и др.);

— проблемам самоорганизующихся систем (В.Г. Буданов, С. П. Капица, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Н. В. Лежнева, И. Пригожин, Г. Хакенен и др.);

— гуманизации образования (А.Г. Асмолов, В. А. Беликов, В.И. Загвя-зинский, В. В. Краевский и др.);

— проблемам развития рефлексии (П.П. Блонский, Л. С. Выготский,.

B.В. Давыдов, А. З. Зак, СЛ. Рубинштейн, и др.).

Однако, проблема формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности исследована еще недостаточно: не выделены структура понятия и критерии эффективного развития, не разработан комплекс педагогических условий, способствующих активизации этого процесса, не рассмотрены вопросы, связанные с формированием мотивационной готовности к профессиональной мобильности в условиях провинциального вуза.

Таким образом, возникают противоречия между:

— потребностью общества в специалистах, обладающих способностью и готовностью к профессиональной мобильности и недостаточной подготовленностью современных выпускников к самореализации в условиях нестабильного рынка труда;

— необходимостью формирования профессиональной мобильности в вузе и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов этой проблемы в педагогике и психологии высшей школы.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы должны быть педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза?

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза».

В работе приняты ограничения:

— формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности рассматривается в условиях вуза, расположенного в провинции (провинциальный вуз);

— под «провинцией» мы понимаем особый феномен культуры, сущностную характеристику социально-экономической и психолого-педагогической среды региона (Н.В. Лежнева);

— понятие «регион» рассматривается в работе как «совокупность районов и городов, исторически тяготеющих к одному хозяйственному, культурному и административному центру» (А.К. Костин).

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических уеловий, обеспечивающих эффективное формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза, расположенного в провинции.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов в провинциальном вузе.

Предмет исследования — комплекс организационно-педагогических условий формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности.

Гипотеза исследования: формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза, расположенного в провинции будет эффективным, если реализуется следующий комплекс организационно-педагогических условий:

— поэтапный процесс формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности начинается с первого курса вуза и происходит в рамках специально разработанных дисциплин, содержание которых отвечает принципам: направленности на формирование мировоззренческих ценностей, личностной ориентации, активизации творческой деятельности;

— реализация содержания дисциплин осуществляется с опорой на субъектный опыт студентов и активизацию осознанной саморегуляции их произвольной активности;

— интеграция компонентов мотивационной готовности (установочный, интеллектуальный, личностный, технологический) совершается в ходе учебно-деловых игр, стимулирующих выход студентов в рефлексивную позицию.

Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы проследить динамику развития исследуемой проблемы в истории высшей школы и оценить её современное состояние.

2. Уточнить понятийный аппарат в области исследования.

3. Выявить и обосновать принципы отбора содержания курса, обеспечивающие поэтапное формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза, расположенного в провинции.

4. Разработать методику реализации содержания курсов на основе использования субъектного опыта студентов и активизации осознанной саморегуляции их произвольной активности.

5. Создать комплекс учебно-деловых игр, позволяющих осуществить интеграцию компонентов мотивационной готовности к профессиональной мобильности.

6. Экспериментально проверить эффективность комплекса выявленных организационно-педагогических условий, способствующих формированию мотивационной готовности к профессиональной мобильности.

Методология исследования: методологическую основу работы составили:

— гуманистический подход в сочетании с акмеологическим, синергетическим подходами;

— психологичесие теории личности (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, А. А. Ухтомский, Д. И. Фельдштейн и др.);

— теории деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— концепции профессионального становления личности (Э.Ф.Зеер, А. А. Вербицкий, Е. А. Климов, Л. Г. Семушина, Н. С. Пряжников и др.);

— теории социализации (Г.М. Андреева, И. С. Кон, А. В. Мудрик, и др.);

— концепции профессиональной мобильности (М. Вебер, Д. Голдтор-па, П. А. Сорокин, Б. Шеффер, P.M. Хаузер и др.);

— теории педагогических систем и технологий (В.П. Беспалько, Э. Ф. Зеер, И. Л. Лернер, Г. К. Селевко, М. Н. Скаткин и др.);

База исследования. Данное научное исследование проведено на базе Троицкого филиала Челябинского государственного университета, Уральской государственной академии ветеринарной медицины, Южноуральского представительства Челябинского государственного университета. Всего в эксперименте приняло участие 458 студентов и 9 преподавателей.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) изучено состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и в педагогической практике, разработаны исходные позиции исследования. Выявлены особенности формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов в условиях провинциального вуза. Конкретизирована тема исследования, выявлены существенные противоречия, определена репрезентативность выборки. Разработаны критерии оценки эффективности формирования мотивационной готовности студентов к профессиональной мобильности. Ведущими методами исследования на данном этапе были: теоретический анализ научной литературыизучение, анализ и обобщение эффективного педагогического опытанаблюдениебеседыанкетированиеэксперимент.

На втором этапе (2004 — 2006 гг.) была уточнена рабочая гипотеза исследования, определены организационно-педагогические условия, уточнены технологические составляющие их реализации, осуществлен формирующий этап эксперимента. Систематизировался эмпирический и теоретический материал. Исследование проводилось с помощью следующих методов: теоретическое моделирование, педагогический эксперимент, методы научного сравнения, анализ, синтез, методы математической статистики.

Третий этап (2006 — 2007 гг.) был связан с уточнением теоретических и практических выводов, анализом и оформлением полученных результатов. Подготовлен ряд публикаций, результаты исследования оформлены в диссертацию. Основные методы данного этапа: качественный и количественный анализ исследования, статистическая обработка данных эксперимента, методы наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «мотивационная готовность к профессиональной мобильности студентов вуза» применительно к области исследования, позволяющее рассматривать её как устойчивое интегральное качество личности, определяющее содержание, направленность и характер её деятельности в процессе профессионального самоопределения и самореализации в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка провинции.

2. Выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий, способствующий успешному формированию мотивационной готовности студентов провинциального вуза к профессиональной мобильности.

3. Разработана методика реализации содержания курсов на основе использования субъектного опыта студентов и активизации осознанной саморегуляции их произвольной активности с использованием учебно-деловых игр.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научное представление о сущности формирования профессиональной мобильности в условиях провинциального вуза за счет уточнения понятия «мотивационная готовность к профессиональной мобильности студентов провинциального вуза», о разработке теоретико-методологической стратегии формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности на основе гуманистического подхода в сочетании с акмеологическим, синергетическим подходами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты способствуют обеспечению эффективной подготовки мобильных специалистов в условиях провинциального вуза. Она определяется тем, что: разработаны критерии и показатели, позволяющие оценить уровень мотивационной готовности к профессиональной мобильностисозданы методические рекомендации для преподавателей по проектированию и реализации курса «Основы профессиональной самореализации» и методические рекомендации для студентов по курсу «Специалист на рынке труда», позволяющие организовать эффективный процесс формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильностиразработан и апробирован комплекс учебно-деловых игр, активизирующий развитие компонентов мотивационной готовности и интегрирующий их в процессе игровой деятельности.

Достоверность исследования обеспечивается методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечественных и зарубежных ученых в рассматриваемой областиопорой на современные данные фундаментальных научных исследований в области психологии и педагогикирезультатами опытно-экспериментальной работы, целенаправленным анализом массовой практики и передового опытанаучной апробацией результатов исследования на всероссийских, межрегиональных, межвузовских конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мотивационная готовность к профессиональной мобильности у выпускников провинциального вуза может быть рассмотрена как устойчивое интегральное качество личности, определяющее содержание, направленность и характер её деятельности в процессе профессионального самоопределения и самореализации в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка провинции.

2. Поэтапный процесс формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности будет эффективным, если начинается с первого курса вуза и происходит в рамках специально разработанных дисциплин, содержание которых отвечает принципам: направленности на формирование мировоззренческих ценностей, личностной ориентации, активизации творческой деятельности;

3. Реализация содержания дисциплин с опорой на субъектный опыт студентов и активизацию осознанной саморегуляции их произвольной активности позволяет осуществить переход студента к ценностно-смысловой позиции «Я — субъект профессиональной самореализации».

4. Интеграция компонентов мотивационной готовности (установочный, интеллектуальный, личностный, технологический) может происходить успешно в ходе учебно-деловых игр, стимулирующих выход студентов в рефлексивную позицию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством выступлений на семинарах и конференциях кафедры педагогики и психологии Троицкого филиала Челябинского государственного университета, (2002 — 2007 гг.), кафедры педагогики Челябинского государственного университета (2004 — 2007 гг.);

— выступлениями с докладами на научно-практических конференциях в г. Екатеринбурге (2004 — 2006 гг.), г. Троицке (2002 — 2007 гг.), г. Челябинске (2004 -2007), г. Южноуральске (2004 — 2006);

— на международных и всероссийских конференциях в г. Белгороде (2005, 2006 гг.), г. Екатеринбурге (2004 — 2006 г), г. Челябинске (2000 -2006): «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск), «Дидактическое творчество учителя в XXI веке» (Челябинск) — «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург). «Образование через науку» (Белгород);

— в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя психолого-педагогических дисциплин в Троицком филиале Челябинского государственного университета;

— посредством публикаций результатов исследования в сборниках научных трудов г. Екатеринбурга, г. Москвы, г. Троицка, г. Челябинска.

— посредством внедрения результатов исследования в процесс профессиональной подготовки студентов в Троицком филиале и Южноуральском представительстве Челябинского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 39 таблиц, 22 рисунков, списка литературы, включающего 231 наименование.

Выводы по второй главе.

1. Эффективность выявленных педагогических условий оценивалась по следующим критериям и показателям: установочный критерий: познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация саморазвития, мотивация достижения успехакогнитивный критерий: знание психолого-педагогических и технологических основ мотивационной готовности личности к профессиональной мобильности (профессионального самоопределения, саморегуляции, познавательной самостоятельности) — логическое и критическое мышлениеличностный критерий: флексибиль-ность (гибкость, пластичность), рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себетехнологический критерий: целеполагание, моделирование, проектирование в ситуациях изменения внешних условий на основе изменений мотивационной системы.

2. Для оценки эффективности выявленных организационно-педагогических условий были сформированы из студентов филиала вуза специальностей «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» контрольная и три экспериментальных группы. Экспериментальные и контрольные группы студентов подобраны таким образом, чтобы контролируемые параметры несущественно отличались друг от друга. В контрольной группе (КГ) процесс преподавания проходил традиционно. В первой экспериментальной группе (ЭГ1) реализовывалось первое организационно-педагогическое условиево второй экспериментальной группе (ЭГ2) реализовывалось первое и второе условияв третьей экспериментальной группе (ЭГЗ) организационно-педагогические условия были реализованы полностью.

3. Констатирующая часть эксперимента была связана с изучением развития личности студентов в начале их обучения в вузе. Полученные данные служили отправной точкой для анализа и сопоставления результатов формирующего эксперимента и помогли уточнить выдвинутые нами педагогические условия (гл. 1).

4. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента показывает, что по всем четырем критериям (установочный, интеллектуальный, личностный, технологический) наблюдаются значимо большие положительные изменения в экспериментальных группах по сравнению с контрольной. При этом следует указать, что в третьей экспериментальной группе, где организационно-педагогические условия выполнялись полностью, показатели в среднем на 15% - 22% были выше, чем в первой и второй экспериментальных группах и на 23 — 27%, чем в контрольной группе. В экспериментальных группах изменения показателей составили 12−32%, в контрольных группах — 3 — 7%. Значимость полученных результатов была подтверждена в ходе их статистической обработки по критерию Стьюдента.

5. При рассмотрении установочной составляющей мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза, расположенного в провинции было выяснено, что наибольшие различия в контрольной и экспериментальных группах наблюдаются по показателю «мотивация саморазвития» (21 — 29%). На наш взгляд, это связано с тем, что начальная высокая мотивация саморазвития в контрольной группах была недостаточно «поддержана» инструментально.

6. При рассмотрении когнитивной составляющей мотивационной готовности к профессиональной мобильности, значимые отличия в знании основ профессионального самоопределения, саморегуляции, познавательной самостоятельности наблюдались во всех экспериментальных группах. Развитие критического мышления происходило в экспериментальных группах ЭГ2, ЭГЗ более быстрыми темпами, чем логического (увеличение составило соответственно 12 и 20%, по сравнению с контрольной группой и 6 — 15%, по сравнению с группой ЭГ1). Данные показатели можно объяснить целенаправленным развитием рефлексии и обогащением субъектного опыта студентов при реализации второго и третьего организационно-педагогических условий, что является основой критического мышления.

7. Значительная разница при исследовании личностной составляющей мотивационной готовности на конечном этапе эксперимента наблюдалась в контрольной и экспериментальных группах по «субъективному контролю» (соответственно, на 12, 16, 20% в первой, второй и третьей экспериментальных группах по сравнению с контрольной), что характеризует меру владения собственным поведением в различных ситуацияхспособность сознательно управлять собственными действиями, состоянием и мотивационной сферой.

8. Анализ результатов по технологическому критерию показывает, что в третьей экспериментальной группе уровни сформированности умений целеполагания, моделирования, проектирования в ситуациях изменения внешних условий увеличились в среднем за время эксперимента на 25 — 36%, во второй — на 18 — 23%, в первой — на 12 — 15%, прирост в контрольной группе не превышал 9%.

9. Полученные в ходе экспериментальной работы результаты позволяют утверждать, что организационно-педагогические условия формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза, расположенного в провинции достаточно эффективны. При этом следует заметить, что эффективность организационно-педагогических условий существенно возрастает при комплексном их использовании.

Заключение

.

1. Актуальность проблемы формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза, расположенного в провинции подтверждается: противоречиями между потребностью общества в специалистах, обладающих способностью и готовностью к профессиональной мобильности и недостаточной подготовленностью современных выпускников к самореализации в условиях нестабильного рынка труданеобходимостью формирования профессиональной мобильности в вузе и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов этой проблемы в педагогике и психологии высшей школынеобходимостью формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности, как основы самореализации на рынке труда провинции и практическим отсутствием работ в этом направлении в психолого-педагогической литературетеоретическим анализом специальных и психолого-педагогических трудов в рассматриваемой области, позволяющих сделать заключение о наличии теоретико-методологической основы исследования, что предопределяет возможность решения обозначенной проблемы в настоящее время.

2. Уточнено понятие «мотивационная готовность к профессиональной мобильности» применительно к области исследования, позволяющее рассматривать её как устойчивое интегральное качество личности, определяющее содержание, направленность и характер её деятельности в процессе профессионального самоопределения и самореализации в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка провинции.

3. Определены и обоснованы принципы отбора содержания курсов (направленность на формирование мировоззренческих ценностей, личностная ориентация, активизация творческой деятельности), что сделало возможным организацию поэтапного процесса формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов, начиная с первого курса вуза.

4. Разработана методика реализации содержания дисциплин с опорой на субъектный опыт студентов и активизацию осознанной саморегуляции их произвольной активности, содействующая переходу студента к ценностно-смысловой позиции «Я — субъект профессиональной самореализации».

5. Создан комплекс учебно-деловых игр, стимулирующий выход студентов в рефлексивную позицию, способствующий интеграции компонентов мотивационной готовности (установочный, интеллектуальный, личностный, технологический).

6. Эффективность комплекса организационно-педагогических условий, направленного на формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов провинциального вуза была доказана в ходе экспериментальной проверки (установочный, когнитивный, личностный, технологический критерии), что позволяет говорить о правильности выдвинутой гипотезы.

Вместе с тем проведенное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшие исследования могут быть посвящены рассмотрению таких аспектов проблемы, как формирование личностных и когнитивных основ саморегуляции (в том числе и в мотивационной сфере) деятельности будущих специалистовпреемственность между школой и вузом при формировании мотивационной готовности к профессиональной мобильностиформирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов заочной формы обучения и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. Студент: возможности личностного роста / Ю. П. Азаров // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 50 — 57.
  2. , Д. Эврика! / Д. Айян. СПб: Питер Паблишинг, 1997. — 352с.
  3. , Г. С. И тут появился изобретатель / Г. С. Альтов. М., 1989. — 142 с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  5. , В.И. Педагогика / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  6. , В.В. Университетские учебные округа: история и современность / В. В. Анисимов // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 70−73.
  7. , О.С. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России / О. С. Анисимов // Рефлексивные процессы и управление. 2001. — № 1. — С. 6 — 33.
  8. , А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: Опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы в России / А. Г. Асмолов // Вариативные педагогические системы. М., 1995. — С. 40 — 52.
  9. , Н.В. Поэтапное обучение в УНПО / Н. В. Бабушкина // Профессиональное образование. 2002. — № 11. — С. 21 — 26.
  10. Ю.Баррет, Дж. Карьера: способности и выбор: Тесты / Дж. Баррет- Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. М.: ООО «Издательство ACT" — ООО „Издательство Астрель“, 2004. — 204 с.
  11. П.Безрукова, B.C. Педагогика / B.C. Безрукова. Екатеринбург: СИПИ, 1994.-380 с.
  12. , Г. В. Теоретические основы университетского менеджмента: Монография / Г. В. Белая. М., 2001. — 304 с.
  13. , В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов. Челябинск: ЧГШ „Факел“, 1995, — 141с.
  14. , А.С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин. Екатеринбург, 2000. -272 с.
  15. , Е.П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы / Е. П. Белозерцев // Alma mater. 1994. — № 6. — С. 15 -19.
  16. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. М., 1989.- 86 с.
  17. , B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы /B.C. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 66−73.
  18. , П.П. Избранные психологические и педагогические произведения: В 2 т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — 399 с.
  19. , Л.П. Потенциал мобильности как фактор развития региональной общности населения / Л. П. Богданова, А. С. Щукина // homepages.tversu.ru/p000697/text2.html.
  20. , А.А. Личность и общение: Избр. психол. тр. / А.А. Бода-лев 2-е изд., 1995, — 324 с.
  21. , Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  22. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−15.
  23. , Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  24. , С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: Дис.. канд.пед.наук / С. В. Боровская. Челябинск, ЧГПУ, 1999.-175 с.
  25. , Е.В. Потеря работы: мужчины и женщины / Е. В. Брук // Управление персоналом. 2000. — № 12. — С. 26 — 31.
  26. , В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход / В. Г. Буданов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 16−21.
  27. , В.В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства / В. В. Вагин // Мир России. 1997. — № 4. — С. 53 — 88
  28. , М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // СОЦИС, 1994. № 5. С. 18−24.
  29. , В. Неужели я гений? / В. Венгер, Р. Поу. СПб.: Питер Пресс, 1997.-320 с.
  30. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
  31. , М.А. Самоорганизация студенческих сообществ с различной целевой направленностью/ М. А. Весна. Курган: Из-во Курганского государственного университета, 2004. — 272 с.
  32. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ. — 1990. — 288 с.
  33. , Л.С. (Антология гуманной педагогики). М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224.
  34. , С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству / С. А. Габрусевич, Г. А. Зорин. Минск.: Изд-во „Университетское“, 1989.-125 с.
  35. , О.С. Самоопределение. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / О. С. Газман. М.: РФФИ, ИЛИ РАО, 1995. — 84 с.
  36. , В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся / В. М. Галузинский. Киев: Радянська школа, 1982. — 86 с.
  37. , П.Я. Четыре лекции по психологии / П. Я. Гальперин. -М.: Книжный дом „Университет“, 2000. 112 с.
  38. , Р. Игровое моделирование экономических процессов / Р. Гаррет, Дж. Лондон. М.: Экономика, 1976. — 116 с.
  39. , Ю.В. Игра, модель, экономика / Ю. В. Геронимус -М.: Знание, 1989.-208 с.
  40. , С.И. Основы педагогики / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  41. , С.Г. Игровое имитационное моделирование экономических процессов / С. Г. Гидрович, И. М. Сыроежин. М.: Экономи-ка, 1976. — 116 с.
  42. , В. Уволенные на рынке труда: новая работа и социальная мобильность / В. Гимпельсон, В. Магун // Социологический журнал.-1994.- № 1.-С.-19−26.
  43. , Г. В. Теория поэтапного формирования умственных действий и её реализация в процессе подготовки психологов в СГУ / Г. В. Гнездилов // Труды СГУ. Выпуск 36. Гуманитарные науки. М., 2001. — С. 125 — 148.
  44. , Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992. -Т1.- 304 с.
  45. , Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Н.В. Гончарова//СОЦИС. 1997.- № 3.- С. 110−118.
  46. , JI.A. Четыре рода бедности в современной России / JI. Гордон // Социологический журнал. 1994. — № 4. — 23 -34.
  47. Гордон, J1.A. Социальная адаптация в современных условиях / JI. Гордон // Социологические исследования. 1994. — № 8 — 9. — С. 28 -36.
  48. , Р.Г. Социальная мобильность в России: 1985 -1993 годы / Р. Г. Громова // Общественные науки и современность. 1998. — № 1 -2. С. 15−38.
  49. , Р.Т. Руководство по операционным играм / Р. Т. Грэм,
  50. К.Ф. Грей. М.: Советское радио. — 1977. — 376 с. ii
  51. , В.В. Системные основания образовательной технологии /
  52. B.В. Гузеев. М.: Знание, 1995. — 135с.
  53. , В. Опыт становления пределов государственной деятельности / В. Гумбольд. СПб., 1908.
  54. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов -М., 1996.-544 с.
  55. , Б. Опыт интеграции образования, науки и производства / Б. Дворкин, А. Дружинин // Высшее образование в России. 2002. — № 1.1. C. 38−43.
  56. Де Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Де Боно. СПб.: Питер, 1997.-320 с.
  57. , И.А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. -М., 1976.
  58. , М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения / М. И. Дидора: автореф. дис.. канд. психол. наук. — Киев, 1982. — 16 с.
  59. , А.А. Социология труда: Учеб. пособие для вузов по спец. „Экономика и социология труда“ / А. А. Дикарева, М. И. Мирская. -М.: Высш. шк., 1989.-304 с.
  60. , Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике / Т. Дорохина // Вопросы экономики. 1994.- № 6. — С. 48 -52.
  61. , В.В. Синоптический синтез основополагающий компонент творчества: теория и практика. Монография / В. В. Дроздина. -Челябинск, ЧГПУ, 2003. — 238 с.
  62. , М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск: изд-во МГПУ, 1997.- 158 с.
  63. , А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
  64. , М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -М.: Харвест, 2004. 576 с.
  65. , М.И. Совершенствование обучения в техникуме / М. И. Ерецкий. М.: Высшая школа, 1987. — 264 с.
  66. , Р.Ф. Деловые игры в деле / Р. Ф. Жуков. ЭКО. — 1980. -№ 9. — С. 171 -172.
  67. , С. Трансформация трудовой мобильности / С. Жукова // www.pmuc.ru/jornal/number21/jukova.htm.
  68. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. — 208 с.
  69. Заир-Бек, Е. С. Взаимосвязь видов деятельности в обучении как фактор формирования познавательных интересов школьников: Дис.. канд.пед.наук / Е.С. Заир-Бек. Ленинград. — 190 с.
  70. , А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А. С. Запесоцкий // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 3 -8.
  71. , Т.А. Поэтапная учебная деятельность / Т. А. Заславская // Профессиональное образование. 2003. — № 5. — С.20 — 25.
  72. , Г. Е. Социология образования перед новыми вызовами: („круглый стол“) / Г. Е. Зборовский, Н. В. Коврова // Социс: Социологические исследования, 2000. № 6. — С. 58 — 66.
  73. , Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО „Рос. гос. проф.-пед. ун-т“, 2006.- 170 с.
  74. , Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проспект, 2003. — 336 с.
  75. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000.-360 с.
  76. , Е.М. Онтология субъективного / Е. М. Иванов //hpsy.ru/public/ xl035.htm.
  77. , К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард СПб.: Издательство „Питер“», 1999. — 464 с.
  78. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.- С. 321.
  79. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб. — Питер, 2000. — 508с.
  80. , Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2003. — 336 с.
  81. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968.- 362 с.
  82. , С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М.: Наука, 1997. — 285 с.
  83. , М.П. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и её технологическом обеспечении / М. П. Карпенко, В.Н. По-могайбин // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 3 — 9.
  84. , А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. -Т. 24.-№ 5.-С. 45−57
  85. , Е.Н. И личность имеет свою динамическую структуру / Е. Н. Князева //Мост. 2000.- № 37.- С. 21−24.
  86. , Е.Н. Саморефлексивная синергетика / Е. Н. Князева // Вопросы философии. 2000. — № 5. — С. 99 -113.
  87. , Е.Н. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хагеном / Е. Н. Князева // Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С. 53 -61.
  88. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиро-ва, А. Ю. Коджаспиров. М., 2000. -176 с.
  89. , И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И. А. Колесникова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 46 -58.
  90. , К.К. Будущее науки: методология познания и образовательные технологии / К. К. Колин // Alma mater. 2000. — № 11. — С. 33 — 39.
  91. , Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Ко-менский: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.
  92. , И.М. Диагностика профессиональных установок подростков / И. М. Кондаков // Вопросы психологии. 1997.- № 2. — 32 — 38.
  93. , О.А. Психическая регуляция произвольной активности человека / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 5 — 12.
  94. , JT. Центральная фигура ученик как личность. Из опыта создания личностно-ориентированной системы обучения / JI. Косюк // Директор школы. -1995. — № 5. — С. 41 — 49.
  95. , М.А. Краткий курс инженерной психологии / М. А. Котик Таллин: Валгус, 1971. — 308 с.
  96. , Э. Глобалистика. Теория, методология, практика // Э. Ко-ченков. М.: Инфра-М, 2002. — 672 с.
  97. , Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе /Е.Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. — 185 с.
  98. ОО.Краевский, В. В. Воспитание или образование? // Педагогика. -2001. -№ 3. С. 3−10.
  99. Ю1.Краснорядцева, О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов / О. М. Краснорядцева //Сибирский психол. журн. Томск, 1998. — № 7. — С. 25 — 29.
  100. , А.Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно ориентированного подхода / А. Г. Кузнецова. Хабаровск, 1996.-96 с.
  101. , Н.В. Методические рекомендации для наблюдения, анализа и оценки учебно-воспитательного процесса в ПТУ / Н. В. Кузьмина.-Л.: ЛГУ, 1987.- 128 с.
  102. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск, 1997. — 243 с.
  103. , Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения: Монография / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: Изд-во АГТУ и ААЭП, 1998. — 252 с.
  104. , Н.С. Развитие идеи западного университета / Н.С. Ла-дыжец. Ижевск: Филиал издательства Нижегородского университета при УдГУ, 1991.- 84 с.
  105. , И.Я. 100 игр по физике / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1995.-224 с.
  106. , Н.В. Личностно-ориентированное образование в начальной школе / Н. В. Лежнева. Челябинск, 2000. — 234 с.
  107. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
  108. , В. Гуманистические перспективы образования / В. Леонтьева // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 33 — 38.
  109. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  110. , Л.Н. К обществу образованных людей / Л.Н. Лесохи-на. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. -266 с.
  111. , О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. пед. наук / О. Л. Лившиц. Ростов-на-Дону, 1990. — 182.
  112. Магомед-Эминов, М. Ш. Психодиагностика мотивации / М.Ш. Магомед-Эминов // Общая психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С. 155 -170.
  113. , B.C. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда /
  114. B.C. Магун, В. Е. Гимпельсон // Социологические исследования. 1993. — № 9. — С. 63 -78.
  115. , B.C. Трудовые ценности российского населения: социалистическая модель и постсоциалистические реальности / B.C. Магун // Куда идет Россия?. М.: 1997. — С. 54 — 86.
  116. , Н. Студенческие корпорации первых российских университетов / Н. Макарова // Высшее образование в России. 1999. — № 4.1. C. 86 89.
  117. М.Л. Образование как фактор социальной мобильности в современной России / М. Л. Максимова // rus/fl4/k2/ students/hopes/10.
  118. , В.А. ИТР конверсируемых предприятий: проблемы социальной адаптации / А. В. Мансуров // Социально-трудовая сфера: динамика, качество человеческого потенциала, проблемы управления. Самара: СОГКС, 2000 — С. 53 — 54.
  119. , В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
  120. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — N 6. — С. 55 -63.
  121. , А.К. Психологические проблемы повышения квалификации / А. К. Маркова // Педагогика. 1992. — № 9−10. — С. 65 — 67.
  122. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 2001.-479 с.
  123. , М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 236 с.
  124. , М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М. И. Махмутов // Педагогика. 2001. — № 10. — С.91−100.
  125. , Д.Х. За пределами роста / Д. Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз, И. Рандерс. М.: Прогресс-Пангея, 1994. — 208 с.
  126. , В.А. Методологические и методические основы рефлексии / В. А. Метаева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-т, 2006. — 99 с.
  127. , В.А. Рефлексия как метокомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. 2006 — № 3. — С. 57 — 61.
  128. , Ф.Т. Образование как философская проблема. Материалы круглого стола по теме «Философия образования: состояние, проблемы и перспективы» / Ф. Т. Михайлов // Вопросы философии. -1995.- № 11. С. 5 -18.
  129. , Г. М. Молодежь Москвы на рынке труда / Г. М. Мкртчан, И. М. Чистяков // СОЦИС. 2000. — № 12. — С. 43 — 45.
  130. , Н.Н. Быть или не быть . человечеству? / Н.Н. Моисеев-М., 1999.-265 с.
  131. , Н.Н. Современный рационализм / Н. Н. Моисеев. М., 1995.-254 с.
  132. , Н.Н. Цивилизация XXI века роль университетов / Н. Н. Моисеев // Alma mater. — 1994. — № 5−6. — С. 9 — 16.
  133. , О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности / О. В. Москаленко. Астрахань, 1996. — 124 с.
  134. , У. Познание и реальность / У. Найсер. М.: Прогресс, 1981.-230 с.
  135. , Е.Г. Методические рекомендации для преподавателей по проектированию и реализации курса «Основы профессиональной самореализации» / Е. Г. Неделько. Челябинск: Фрегат, 2007. — 54 с.
  136. , Е.Г. Новые цели современного высшего образования: из опыта подготовки мобильных специалистов в провинции / Е. Г. Неделько // Открытое образование: Вестник МГОУ.- № 2. 2007. — М.: Изд-во МГОУ.-С. 45−51.
  137. , Е.Г. Практикум по самодиагностике по курсу «Введение в профессию» / Е. Г. Неделько Челябинск: Фрегат, 2007. — 46 с.
  138. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3 — 10.
  139. , A.M. Интеграция базового профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. -С. 5 — 12.
  140. Образование в провинции: проблемы, подходы, решения (круглый стол) // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 42 — 59.
  141. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. Яз., 1987. 750 с.
  142. , В.В. Глобалистика на пороге XXI века / В. В. Оленьев, А. П. Федотов // Вопросы философии.- 2003. № 4. — С. 18 — 30.
  143. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5 — 19.
  144. , А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. М.- Нальчик: Издат. центр «ЭльФА», 1996.- 148 с.
  145. , А. «Регнанальность» и (или) «провинциальность»? / А. Павленко // Alma mater. 1999. — № 11. — С. 26 — 29.
  146. Педагогические технологии / Под редакцией Кукушина B.C. -Ростов-на-Дону, 2002. -320 с.
  147. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада, М. М. Безруких, В. А. Болотова, JI.C. Глебова и др.- М.: Б.С.Э., 2003. 528 с.
  148. , А.В. Психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошев-ский. М.:Академия, 2001. — 501 с.
  149. , И.М. Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников.: Дис.. канд.пед.наук / И. М. Печерский. М. — 1998. — 183 с.
  150. , А. Человеческие качества/ А. Печчеи. М., 1985. — 174 с.
  151. , В.Г. Университет в провинции: теория и практика организации университетского образования в условиях филиала / В. Г. Пищулин. Челябинск: Фрегат, 2002. — 274 с.
  152. , Т.В. Мониторинг становления специалиста как фактор гуманизации образовательной системы университета: Дис. канд. пед. наук / Т. В. Пищулина. Челябинск, 2004. — 188 с.
  153. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
  154. , Б. Готовность к самоопределению / Б. Пойзнер // Высш. образование в России. -1998. № 2. — С. 80 — 83.
  155. , З.Ф. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся / З. Ф. Пономарева. Куйбышев, 1978. — 86с.
  156. , Ю.В. Глобальные проблемы и рефлексия цивилизации // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума (3−5 июля 2001 г.) / Ю. В. Попков, Е.А. Тю-гашев. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. — С. 30 — 32.
  157. Практикум по психодиагностике / Под ред. Н. С. Глуханюк. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 155 с.
  158. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Проф. образование», 1997.- 512 с.
  159. , Н.С. Активные методы профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. М.: Московский городской психолого-гтедегогический институт, АНО «Центр „Развивающее образование“», 2001.-86 с.
  160. , Н.С. Профориентация в школе: игры упражнения, опросники / Н. С. Пряжников. М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
  161. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
  162. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.:Педагогика-Пресс, 2001.-440 с.
  163. , А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. — 400 с.
  164. , Д. Экспорт моделей / Д. Роберте, Р. Круз, Ю. Нербет // Alma mater. 1999. — № 7. — С. 48 — 52.
  165. , К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / К. Роджерс // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 276 — 283.
  166. , В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знаний / В. М. Розин // Вопросы философии. 1986. — № 6 — С. 66 — 74.
  167. , В. Университет как явление средневековой культуры: Предисловие и вводная глава / В. Роуг // Alma mater. 1991. — № 7. — С. 100 — 106.
  168. , C.JI. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. — 720 с.
  169. , М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. 1996. — № 11 -12. С. 43 — 49.
  170. , Р.Д. Экономическая социализация личности / Р. Д. Санжаева. Хабаровск, изд-во ДВГУПС, 2004. — 54 с.
  171. , Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: «Мецниереба», 1989. — 126 с.
  172. , Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования / Н. Г. Свинина // Педагогика. 2001. — № 7. -С. 27−31.
  173. , И.П. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35 — 42.
  174. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. М.: Акакдемия, 2000. — 240 с.
  175. , И.И. Профессиональная карьера / И. И. Серегина // СОЦИС.- 1999.-№ 4.- С. 79−81.
  176. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16 — 20.
  177. , Л. Карьера для творческого человека / Л. Силбер. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2004. -384 с.
  178. , П.В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. В. Ершов. М.: Наука, 1984. — 161 с.
  179. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  180. , В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. -2004.- № 1.- С. 43−49.
  181. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  182. , Б.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Б. Н. Сметанин // Социологические исследования. 1995. -№ 4. — С. 24 — 32.
  183. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-304 с.
  184. Современная социальная теория / Под ред. А. Ледёневой, И. Давыдовой. Новосибирск, 1995. — 215 с.
  185. Современный словарь иностранных слов. М: Изд. «Русский язык», 1993.-740 с.
  186. , А. Перестать готовить безработных / А. Соловьев // Человек и труд. 2000. — № 6. — С. 54−56.
  187. , О.В. Учебно-деловая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения естественнонаучных дисциплин): Дис. канд.пед.наук / О. В. Сонина. 2004. — 187 с.
  188. , П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 373 — 424.
  189. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов/нД, 1999.- 134 с.
  190. , Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 544 с.
  191. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М., 1984. — 344с.
  192. Твоя профессиональная карьера / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2006. — 159 с.
  193. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплое. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
  194. Тесты. Выбор профессии / Под ред. О. И. Тушкановой. М., 2000. — 47 с.
  195. , Н.Е. Российская социальная политика: Выбор без альтернативы? / Н. Е. Тихонова, О. И. Шкаратан // Социологические исследования. — 2001. — № 3. — С. 21—32.
  196. , А. О чем «кричит» российский рынок труда / А. Тка-ченко // Человек и труд. 1995. — № 8. — С. 42 — 46.
  197. , А.Б. Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов: на примере преподавании химии: Дис. канд.пед.наук / А. Б. Толкачев Пермь. 1999. 176 с.
  198. Тюрюканова, Е Женская трудовая миграция сфера социального риска / Е. Тюрюканова // От декларации равных прав к реализации равных возможностей. М, 1998.- С. 74 — 81.
  199. , Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдшейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -192 с.
  200. , Ф.Р. Всесоюзное среднее образование в СССР (социологические проблемы) / Ф. Р. Филлипов. М.: Мысль, 1976.
  201. Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
  202. , Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. -336 с.
  203. , X. Мотивация и деятельность: в 2 т. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика-1986. -Т 1.-392 с.
  204. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та., 1997. — 392 с.
  205. , Ф.Б. Специфика профессиональной готовности к общению выпускников средних медицинских учебных заведений /
  206. Ф.Б. Хусаинова // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 1 (приложение) — С. 126- 133.
  207. , А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: МГУ, 2003. — 416 с.
  208. , JT. Теории личности / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001.-608с.
  209. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ, 2002. — 437 с.
  210. , С.Ю. Общедеятельностные умения основа социально-профессиональной мобильности учащегося УПО / С. Ю. Черноглазкин // Профессиональное образование. — 2002. — № 10. — С. 9 -10.
  211. , Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) / Н. И. Чуприкова. М.: Столетие, 1994.-192 с.
  212. , М.А. Социальная адаптация в контексте свободы / М. А. Шабанова // Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 34 -37.
  213. , Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых/ Т. В. Шадрина // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. С-Пб. — Иркутск — Plock — 2000. — С. 58 -64.
  214. , Л.И. Логика воображения: Учебное пособие / Л. И. Шарагина. Одесса: Полис, 1995. — 111 с.
  215. , О.Н. Практикум по социальной психологии / О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. -85 с.
  216. , В.П. Образование в контексте теории человеческого капитала / В. П. Щетинин // Педагогика. 2003. — № 6 — С. 40 — 46.
  217. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1999,304 с.
  218. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО, 1999. — Т. З — 488 с.
  219. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996 — 96 с.
  220. , И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 56 — 67.
  221. , Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 28 -34.
  222. Allport, G.W. Traits revisited / G.W. Allport // American Psychologist. 1966. — № 21. — P. 1 -10.
  223. Atkinson, J.W. Raynor J.o. Notivation and Achievemen / J.W. Atkinson. Wash D.C. -1974.
  224. Herzog, R. Rede zur Eroffnung des Paderborner Podiums / R. Herzog // Heinz Nixdorf-Museums Forum am 9. Juni 1998.
  225. Jaspers K. The Idea of the University / K. Jaspers. London: Peter Owen, 1980.-149 p.
  226. Ludwig, B. Begriff und Indikatoren nachhaltigen Wirtschaftens / B. Ludwig //www.sowi-onlinejournal.de/Ausg.: 1/2000
  227. Madsen, K.B. Modern Theories of Motivation / K.B. Madsen. Copen-haqen. Verl. Psychol., 1959.
  228. Maslow, A.N. Motivation and personality / A.N. Maslow .- N.Y.: Harper and Row. 1968.- 142 p.
  229. , R. (1996): Zum systematischen Gehalt der aktuellen Debatte um eine autonome «Sozialarbeitswissenschaft» / R. Merten. In: Puhl, R. (Hrsg.): Sozialarbeitswissenschaft. Weinheim, Miinchen, 83 110
  230. Scheunpflug, A. Die globale Perspektive einer Bildung fur nachhaltige Entwicklung / A. Scheunpflug //www.sowi-onlinejournal.de/ Ausg.: 1/2000.
Заполнить форму текущей работой