Совершенствование связной русской речи учащихся осетинской национальной школы при обучении сочинению в жанре эссе
Диссертация
Все это дает возможность утверждать, что нельзя учить эффективному общению вне работы над конкретными жанрами, распространенными в реальной речевой практике, вследствие чего принятую в методике развития связной русской речи учащихся осетинской школы работу по обучению сочинению как одному из видов письменного монологического высказывания необходимо переориентировать на работу над конкретными… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Лингвометодические основы обучения созданию высказываний определенного жанрового типа учащихся национальной осетинской школы
- 1. 1. Определение жанра в современных филологических дисциплинах
- 1. 2. Жанр в лингвометодике
- 1. 3. Особенности эссе как речевого жанра
- ГАОсобенности жанра в современной осетинской эссеистической публицистике
- Глава II. Состояние обучения сочинению в жанре эссе в старших классах осетинской школы
- 2. 1. Анализ учебной и учебно-методической литературы
- 2. 2. Анализ речевых умений и навыков учащихся-билингвов по созданию жанрово-стилистически дифференцированных высказываний в жанре эссе
- Глава III. Методическая система обучения сочинению в жанре эссе в осетинской национальной школе
- 3. 1. Методические основы обучения жанрово — стилистическим особенностям эссе
- 3. 2. Характеристика программы опытного обучения
- 3. 3. Система упражнений по обучению эссе
- 3. 4. Ход экспериментального обучения
Список литературы
- Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма //Античная поэтика.- М., 1991.- С.81−136.
- Адамский А. Дидактический театр для чего он нужен?// Народное образование. -1986. — № 10.- С. 55 — 57.
- Александрова О. М. Проблемы воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники. Материалы круглого стола. М., 2002.- С.44- 58.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983. — 165 с.
- Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания.- 1992.- № 1.- С.71−78.
- Антонова Л.Г. Анализ текста повествовательного характера с элементами описания // Методические рекомендации по работе над тексом при обучении русскому языку в 7 классе. Л., 1985.- С. 49−57.
- Антонова Л.Г. Из опыта организации системы работы по созданию высказываний разных речевых жанров // Вопросы развития речи в вузе и школе. Новосибирск, 1992. — С.24−39.
- Антонова Л.Г. К вопросу о личностном начале в творческой деятельности учителя // Педагогический вестник.-1998.- С.3−9.
- Антонова Л.Г. Обучение студентов словесников профессионально -значимым письменным жанрам. Дис. док. пед. наук. — М., 1998.
- Аристотель. О стиле // Античные теории языка и стиля.- М., Л., 1936.-С.176−188.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт.-М., 1988.- 216 с.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- Рязань, 1999 .-134 с.
- Ахманова B.C. Словарь лингвистических терминов.-М., 1969.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Лингвометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе.- М., 1980.-245 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М., 1985.- 208 с.
- Баранов М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся // Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе.- М., 1962. -С.5−130.
- Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе.-1981.- № 3.-С.25 31.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, — 480 с.
- Беднарская Л.Д. Систематизация знаний по русскому языку в старших классах // Русский язык в школе.- 1996.- № 6. С. 72 77.
- Блинов Г. И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на материале синтаксиса и пунктуации)// Русский язык в школе.- 1973.-№ 1. С.9- 15.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
- Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуализации // Жанры речи.- Саратов, 1997. С. 12- 22.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.- С.22−29.
- Брандес М.П. Стилистический анализ.- М., 1971.
- Будагов Р.А. В какой мере «лингвистика текста» является лингвистикой // Филологические науки.- 1979.- № 2. С. 12 28.
- Бурлина Е.А. К вопросу о жанре как методологической проблеме // Методологические проблемы современного искусствоведения.-М., 1986.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка// Русский язык в школе.-1996.- № 1.- С. З 8.
- Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка // Народное образование.-1998. № 5. С. 19 — 28.
- Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997.- С.99−111.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка.- М., 1983.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981.
- Воителева Т.М. Основные вопросы развития речи учащихся. Учебное пособие для студентов филологического факультета.- М., 2000.- 111 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования.- М., 1995.- 519 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1991.- 405 с.
- Габдулхаков В.Ф. Развитие связной русской речи учащихся татарских школ. Казань, 1989.
- Габдулхаков В.Ф. Научные основы развития русской речи./ Под ред. Л. З. Шакировой.-Казань, 1997.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.-М., 2004.- 139 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.- М., 1966. С. 236 277.
- Гальперин П.Я. Теория обучения и умственное развитие // Материалы Всесоюзного общества психологов, — Тбилиси, 1977. С. 75 80.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения действий.- М., 1968.- 86 с.
- Гарифьянова Р.Б. Система обучения русской диалогической и монологической речи. Казань, 1992.
- Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. -Тбилиси., 1986.-421 с.
- Гиндин С.И. Связный текст. Формальное определение и элементы типологии.- М., 1971.- 398 с.
- Гиндин С.И. Что знала риторика об устройстве текста? Часть 1// Риторика.- 1995.-№ 2.- С. 120−131.
- Гиндин С.И. Что знала риторика об устройстве текста? Часть 2// Риторика.- 1996.-№ 1 (3).-С.23−3 8.
- Голованов В. Шиповник // Труд.- 2006, № 121.- С. 12
- Голуб И.Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.- М., 1993.
- Гольцова Н.Г., Янкелевич Т. Е. Русский язык с элементами практической стилистики и основами редактирования.- М., 1974.
- Гранин Д.А. Точка опоры.- М., 1985.
- Гудков Д.Б. Лингвистические и методические межкультурной межкультурной коммуникации // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации.- М., 1996.
- Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности.- М., 1999.
- Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционного и возможные принципы обучения ближайшего будущего // Возрастная педагогическая психология.- М., 1992.- С. 109 -118.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972.- 423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М., 1986.- 240 с.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5 9 классах средней школы. Рекомендации для учителя.- М., 1997.- 124 с.
- Джеймс Э. Райкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция (16 уроков для начинающих авторов).- М., 2005.
- Дементьев В.В. Изучение речевых жанров : Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. -1997. 31. С. 109 121.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под. ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд.- М., 1982.- 319 с.
- Дмитровский A.JI. Эссе как жанр публицистики. Дис. канд. фил. наук.- СПб., 2002.- 202 с.
- Добромыслов В.А. Изучение грамматических определений и правил в V-VIII классах. М., 1951.- 258 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации.-М., 1984.
- Дунаевская О.В. Современная деловая речь.- М., 1987.
- Дурова О.И. Кай Скаген современный норвежский публицист // Вестник МГУ. Серия 10. журналистика, 1994, № 2 с. 79.
- Дурова О.И. Эссеизм: вопрошание о смысле.- Воронеж, 2001.
- Жанры речи.-Саратов, 1997.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе: Проблема совершенствования содержания и методов обучения.- М., 1969.- 104 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М., 1982.
- Зарубина Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста// Синтаксис текста.- М., 1979.- С. 103−113.
- Зельманова JI.M. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителей.- М., 1984. 159 с.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности // Иностранные языки в школе.-1973.- № 4. С. 66−72.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку.- М., 1989.- 280 с.
- Золотова Г. А. Синтаксическая синонимия и культура речи // Актуальные проблемы культуры речи.- М., 1970.- 185 с.
- Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7−8 классы): Пособие для учителей.- М., 1979.- 224 с.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка. Материалы к спецкурсу. М., 1992.
- Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Книга для учителя.- М., 1994.-С.191,
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М., 1987.- 263с.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие для пединститутов.- М., 1980.- 159 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1993.
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики.-М., 1971.
- Красных В.В., Гудков Д. Б., Багаева Д. В. О tempora, о mores! Новые структуры русской когнитивной базы // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации.- М., 1996.
- Кройчик Л.Е. Свобода повествования или свобода мысли.- М., 1995.
- Культура общения и риторика в школе: проблемы и перспективы/ Сб. научно методических материалов в помощь учителю. Вып. 2. -Салехард, 2005.
- Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком.-М., 1996.
- Кучиева Л.А. Методика изучения связного текста в старших классах национальной школы.- Владикавказ, 1993.- 128 с.
- Ладыженская Т.А. и др. Школьная риторика. 5 класс.- М., 1994.
- Ладыженская Т.А. и др. Школьная риторика. 6 класс.- М., 1996.
- Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям// Русский язык в школе.- 1974.- № 5. -С.40 44.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика. 5 класс.-М., 1989.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1974, — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии// Вопросы психологии.- 1957.-№ 1.- С.3−17.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. -М., 1974.-С. 5−20.
- Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология .М., 1962.-С. 362−383.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1986.- 96 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.186 с.
- Лернер И.Я. Система методов работы по развитию речи// Совершенствование методов обучения по русскому языку: Сб. ст./ Ссставитель Купалова А.Ю.-М., 1981.- С.14−18.
- Лидман Орлова Г. К. Лингвометодические основы развития синтаксического строя детской речи на уроках морфологии // Развитие речи на уроках морфологии: Сб. статей. — М., 1979.- 176 с.
- Лингвистические знания основа умений и навыков. Пособие для учителя./ Сост. Т. А. Злобина. — М., 1985. — 160 с.
- Лобок A.M. Диалог с Выготским по поводу письменной речи// Вопросы психологии. 1996.- № 6.- С.41- 52.
- Лингвистический энциклопедический словарь.- М., 1990.
- Лихачев Д.С. Письма о добром.- М., 1996.- 95 с.
- Лихачев Д.С. Школа на Васильевском: Книга для учителя М., 1990.
- Лотман Ю.М. Поэтика бытового произведения в русской культуре XVIII века// Избранные статьи в 3-х томах.- Т.1.- Таллин, 1992.-С.248- 268.
- Лотман Ю.М. Проблемы цельности и связности текста.-М., 1982.
- Лотман Ю.М. Риторика//Риторика.- 1995-№ 2.-С. 92- 107.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.- 319 с.
- Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка: Учебное пособие.- М., 1983.
- Львов М.Р. Речь учащихся средней школы. Статья 1. Общая характеристика лексики // Русский язык в школе. 1981.-№ 6.- С. ЗЗ-44.
- Львов М.Р.Словарь-справочник по методике русского языка. -М., 1988.-240 с.
- Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся.-М., 1979.
- Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. М., 1992.- 190 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М, 1975.
- Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М., 1983.
- Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М., 1972.
- Матвеева Т.В. Непринужденный диалог как текст// Сб. Человек -Текст Культура (коллективная монография) / под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. — Екатеринбург. 1994.-С. 125- 147.
- Матвеева Т.В. Текст- риторика и риторическое образование // Путь в риторику.-Вып. 1.- Пермь, 1994.
- Матвеева Т.В. Функциональный стиль в аспекте текстовых категорий.- Свердловск, 1990.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.-М., 1977.- 240 с.
- Махмутов М.И. Современный урок.- 2-е изд.- М., 1985.- 184 с.
- Методика преподавания русского языка.-М., 1990.
- Методика преподавания русского языка в национальной средней школе / Под ред. Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене. Jl., 1986.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей./ Под ред. Т. А. Ладыженской .- М., 1991.
- Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7−8 классы): Пособие для учителей./ Т. А. Ладыженская, Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченков и др.- 2-е изд. М., 1982,159 с.
- Методы журналистского творчества./ Под ред. В. М. Горохова.-М., 1983.
- Мещеряков В.Н. Методики описания текстов в учебных целях. М., 1984.
- Мещеряков В.Н. Монологическая форма речевого общения. Монологическая речь и ее типы. (Практикум по развитию речи)/ Под. ред. Г. Г. Городиловой, А. Г. Хмары. Л., 1988.
- Минеева С.А. Проблемы и трудности риторизации// Риторика диалога в становлении. Пермь, 2002.-234 с.
- Михайлов С.А. Журналистика США.- СПб., 2004.- С. 326.
- Монгуш С.А.-О. Обучение публичному выступлению на русском языке студентов тувинцев филологического факультета ТГУ. Дис.канд. пед. наук М., 1999.
- Монтень М. Опыты: Сборник эссе в 3 кн. Кн.1 и 2.- Минск, 2004.832 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста.- М., 1981.
- Мучник Б. С. Человек и текстЮсновы культуры письменной речи.-М., 1982.
- Нечаева О.А. Функционально смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). — Улан- Удэ, 1974.
- Никольский А.С. Основания российской словесности. 4.1−2.- СПб., 1807.
- Обучение связной русской речи в 4−8 классах татарской школы/ Под ред.Н. З. Бакеевой.- Казань, 1980.
- Одинцов В.В. Композиционные типы речи// Функциональные типы русской речи. М., 1982. — С. 32- 62.
- Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением.- М., 1990.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1981.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителя / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. -М., 1983.
- Орлова Н.В. Исповедь и признание (к вопросу о речевых жанрах) // Русский вопрос: история и современность: Материал докладов Второй всероссийской научной конференции. Омск, 1994,4 2.- С. 24−27.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью.- М., 1988
- Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики: Учебно методическое пособие.- М., 1986.
- Пленкин Н.А. Обучение школьников правилам построения текста // Русский язык в школе. 1977, № 4. -С.55.
- Пленкин Н.А. Уроки развития речи. 5−9 классы: Книга для учителя: Из опыта работы.- М., 1995.
- Прохоров Е.И. Журналистика.Государство.Общество.-М., 1996.
- Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. М., 2004.
- Радзиевская Т.В. Ведение дневника как вид коммуникативной деятельности // Референция и проблемы текстообразования.- М., 1988.- С.95−116.
- Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7−8 классы).- М., 1986.
- Развитие личности ребенка.-М., 1987.
- Речевые секреты./ Под ред. Т. А. Ладыженской.- М., 1992.
- Речевые уроки. / Под ред. Т. А. Ладыженской.- М., 1989.
- Ризель Э.Г. Теория и практика интерпретации текста.- М., 1974.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общения.- М., 1973.
- Русский язык в национальной школе: Проблемы лингводидактики./ Под ред. Н. М. Шанского, Н. З. Бакеевой.- М., 1977.
- Сабаткоев Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе.- Орджоникидзе, 1979.
- Сабаткоев Р.Б., Анисимов Г. А., Саяхова Л. Г. и др. Обучение русскому языку в 5−11 классах национальных школ: Пособие для учителя./ Под ред. Р. Б. Сабаткоева.- СПб., 1993.
- Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка: Учебное пособие.- Уфа, 1996.
- Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения. (О риторике бытового конфликта) // Вопросы стилистики.-Вып. 26. Язык и человек.- Саратов, 1996.- С.8−14.
- Сибирякова И.Г. Темы жанры в разговорной речи // Жанры речи.-Саратов, 1997.- С. 56- 65.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4−8 классы) / Под ред. Т. А. Ладыженской.- М., 1978
- Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие/ З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А. Сальникова.- 3-е изд.-М., 2004.- 320 с.
- Совершенствование методов обучения русскому языку./ Сб. статей: Пособие для учителя./ Сост. А. Ю. Купалова. М., 1981.- 160 с.
- Советский энциклопедический словарь. / Под редакцией Прохорова1. A.M.- М., 1981, с. 1571.
- Современная газетная публицистика.-М., 1978.
- Солганик Г. Я. Лексика газеты.-М., 1981.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997.
- Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М., 1996.
- Стернин И.А. Практическая риторика. -Воронеж, 1996.
- Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста.-М., 1987.
- Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. Избранные страницы.- СПб., 1999.
- Теория речевых актов.-М., 1984.
- Текст как целое и компоненты текста.-М., 1982.
- Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно -психологический подход. М., 1998.
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати. -М., 2002.
- Толстой JI.H. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят // П.-М., 1989.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1−4. М., 1935- 1940.Т.4.- С. 1434.
- Томашевский Б.В. Стилистика.-Л., 1983.
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. М., 1987.- С.80−90.
- Хазагеров Г. Г., Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие.- М., 2001.- 136 с.
- Цицерон. Речи // Собрание соч. в 4-х т. Т 1,2. М., 1962.
- Человек- текст- культура: Коллективная монография / Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой.-Екатеринбург, 1994.
- Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., 1991.
- Шаймиев В.А. Композиционно синтаксические аспекты функционирования метатекста в тексте // Русский текст. Российско-американский журнал по русской филологии.-1996. — С. 8- 93.
- Шакирова Л.З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ): Пособие для учителя,-СПб., 2003.- 376 с.
- Ширяев Е.Н. Структура разговорного повествования // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения.-М., 1982.-С.106−121.
- Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи, — Саратов, 1997.- С.88−98.
- Шмелева Т.В. Диалогичность модуса // Вестник МГУ. Сер. «Филология». 1995.- № 5.- С.24−28.
- ШмелеваТ.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка//Русистика.- 1990. № 2.- С. 20−32.
- Экба Н.Б. Обучение русскому языку в 5−7 классах абазинских, абхазских, адыгейских, кабардинских и черкесских школ.- Майкоп, 1969.
- Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия. М., 1998.
- Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики.(Сб.обзоров).-М., 1984.
- Warriner Gramma and Composition.-New York, 1958.- P.405
- Skagen K. Notater om virkeligeten. Oslo, 1980. S.5