Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная нами экспериментальная методика обучения в значительной степени способствует приобщению учащихся школ к естественным природным материалам, а также пониманию учащимися свойств и качеств естественных материалов, используемых на уроках изобразительного и декоративно прикладного искусства. Предлагаемая методическая система изучения художественных природных материалов в школах Республики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты художественного эстетического * воспитания школьников средствами природных материалов
    • 1. 1. Методологические психолого-педагогические проблемы художественного эстетического воспитания учащихся средствами природных материалов
    • 1. 2. Характеристика природных материалов как средство художественно-эстетического воспитания
  • Ф
    • 1. 3. Методика художественно-эстетического воспитания учащихся школ с помощью природных материалов
  • Глава 2. Экспериментальное исследование использования природных материалов в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе
    • 2. 1. Педагогические условия использования натуральных природных материалов в процессе обучения школьников изобразительному искусству
  • Ф
    • 2. 2. Система занятий по изучению и познанию натуральных природных материалов
    • 2. 3. Методика реализации изучения природных материалов на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе

Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в наше время в обществе социально-политические и культурно-исторические процессы настоятельно требуют глобального переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника, являющихся базисной основой эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом.

Особое значение при этом приобретает формирование эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности — природе, бытовым реалиям и др. Умело организованный процесс работы с природными материалами оказывает весьма заметное стимулирующее действие на эмоционально-образную, познавательную, творческую активность учащихся.

Решение данной проблемы в художественном образовании предполагает продуманный поиск методически эффективного воздействия на развитие личности ребенка, заложенных в нем от природы творческих задатков и плодотворное освоение им как исторически сложившихся, так и основанных на изучении и творческом восприятии особенностей мировой культуры.

Достаточно обширный и глубокий анализ практической деятельности школ позволяет сделать весьма обоснованный вывод, что обучение младших школьников не учитывает индивидуальных возможностей и личного опыта детей, не позволяет им полноценно осознать все многообразие и эстетическое богатство, художественный потенциал окружающего мира в процессе работы с природными материалами, не развивает эмоционального восприятия их эстетической ценности.

Формирующаяся в последнее время тенденция эстетического воспитания средствами природных материалов логически требует совершенствования методического построения и познавательного содержания уроков на основе рационального сочетания форм и методов обучения, направленных на постижение учащимися свойств и качеств исходных природных материалов, освоение их декоративной сущности, приобщение детей к самостоятельной творческой деятельности по законам красоты.

Поэтому данная проблема весьма актуальна и приводит к необходимости разработки соответствующей концепции дидактической системы формирования эстетического отношения к окружающей действительности младших школьников в процессе их работы с естественными природными материалами как фактора эстетического воспитания, активного развития личности школьника, самообогащения его внутренних ресурсов.

Однако исследования, проведенные в дошкольных учреждениях, общеобразовательных и специализированных, а также инновационных учебных заведениях Дагестана по изучению и освоению учащимися естественных природных материалов, убедительно доказывают, что сегодня назрела настоятельная необходимость развернуть широкие научно-исследовательские работы в рассматриваемой области, поскольку многие учащиеся большинства школ имеют пока весьма приблизительное и поверхностное представление о природных и иных естественных материалах, используемых в школах на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это подтверждают также данные анкеты, разработанной как для учащихся, так и для учителей в целях достижения результативности занятий изобразительным искусством с использованием природных материалов.

Приходится также признать явную недостаточность количества публикаций, содержащих практические советы относительно процесса работы с природными материалами и учитывающих специфику подхода к решению данной проблемы, чтобы дать широкие возможности как для воздействия на школьника, так и для стимулирования его самостоятельного развития.

Нынешнее состояние исследования проблемы эстетического воспитания в процессе работы с природными материалами, обобщение и анализ практического опыта приводят к неизбежному логическому выводу о настоятельной необходимости более подробного изучения и систематизации вопросов, связанных с указанной проблемой.

Актуальность и значимость проблемы формирования эстетического отношения учащихся школ к окружающей действительности, природе и миру в целом (особенно для регионов, традиционно богатых природными ресурсами), а также явно недостаточная ее разработанность в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников и обусловили выбор темы: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов».

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения школьников к действительности в процессе работы с природными художественными материалами.

Объект исследования — эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов в процессе обучения изобразительного искусства.

Проблема исследования заключается в определении ведущих тенденций и разработке психолого-педагогических условий эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными художественными материалами учащихся школ.

Решение этой проблемы и составляет цель настоящего исследования.

Предмет исследования — содержание, формы и методы практической учебной работы с природными материалами, формирующие эстетическую, эмоционально-образную, познавательную, творческую активность учащихся школ.

Гипотеза исследования базируется на тезисе, что эстетическое воспитание школьников в процессе их работы с природными материалами может быть существенно активизировано, если учитываются художественно-эстетическая ценность природных материалов и использование их как действенного средства эстетического воспитания;

— в содержание учебного процесса методически грамотно введены такие виды народного творчества, в которых исходными материалами для художественной обработки будут глина, камень, дерево, кость, шерсть, рог, солома и т. п.;

— разработаны и используются рациональные и эффективные формы и методы развития эстетического отношения к действительности в процессе работы с естественными природными материалами;

— на этой основе создана эффективная система педагогических воздействий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся школ, важным средством которого являются изучение и освоение природных материалов.

Задачи исследования: обосновать совокупность психолого-педагогических положений, определяющих основы формирования эстетического отношения школьников к действительности в процессе работы с естественными природными материалами;

— экспериментально проверить дидактическую систему обучения и воспитания, оптимально способствующую развитию эстетических, познавательных и творческих способностей учащихся с использованием природных материалов;

— определить критерии и уровни сформированности эстетического отношения школьников к окружающей действительности в процессе работы с природными материалами;

— разработать содержание занятий, методические рекомендации и наглядные пособия, нацеленные на ознакомление с исходными природными учебными материалами и изучение их.

Методологической основой исследования является труды ведущих ученых: философов, психологов, физиологов, педагогов — по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника, являющихся базисной основой эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре.

Методы исследования:

— ретроспективный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, учебной и методической литературы по проблеме исследования;

— выявление и изучение передового педагогического опыта в процессе работы с природными материалами в школах и других образовательных учреждениях;

— опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервьюирование, беседа, поисковый, констатирующий, формирующий эксперименты, общая методика и математические методы статистической обработки данных.

Базы исследования:

Опытно-экспериментальная работа широко проводилась на базе как специализированных, так и общеобразовательных городских и сельских школ Республики Дагестан: лицей № 39, школа № 36 г. Махачкала, Великентская средняя школа Дербентского районаПараульская средняя школа Карабудахкентского района.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1997;1998) — подготовительный. Анализ литературных работ, учебных источников, накопление эмпирического материала. Постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности, объекта, предмета, рабочей гипотезы.

Второй этап (1998;1999) — опытно-экспериментальный. Апробировались формы, методы и специфические методики, направленные на ознакомление учащихся с естественными природными материалами, на развитие их способностей.

Третий этап (1999;2000) — формирующий. Апробация разработанной в течение педагогического эксперимента дидактической системы, способствующей активизации эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с природными материалами. Обобщение и уточнение накопленного опытасистематизация материалов, полученных в результате экспериментавыводы и рекомендации.

Научная новизна:

— поставлена проблема эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с естественными природными материалами на примере Республики Дагестан;

— предложена дидактическая система эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с природными материалами, способствующая расширению знаний о свойствах, качествах, цвете, художественном потенциале исходного природного «сырья», используемого как учителями, так и мастерами — профессионалами;

— определена система критериев и показателей развития у учащихся интеллектуально-эмоциональных творческих способностей, эффективности их эстетического воспитания средствами природных материалов.

Теоретическая значимость:

— обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости формирования у младших школьников эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными материалами;

— выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, оптимально обеспечивающие эффективность формирования у учащихся начальных классов эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными материалами, раскрывающими смысл и значение эстетических свойств объектов природы.

Практическая значимость:

— на основе теоретических положений предложена дидактическая система эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения и познания природных материалов;

— определены система педагогических воздействий, параметры и критерии оценки, достаточно точно характеризующие эффективность эстетического отношения младших школьников к исходным природным материалам в процессе работы с ними;

— разработаны научно-методические рекомендации, созданы учебно-методические и наглядные пособия по оптимальной реализации технологии формирования эстетического отношения младших школьников к исходным природным материалам;

— предложенная система занятий, учебное пособие, методические рекомендации, разработанные и изданные по материалам исследования, помогают наглядно раскрыть обучающую сущность и эстетическую ценность естественных природных материалов и могут быть использованы непосредственно в процессе обучения в школе.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются методологической базой, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественных и качественных показателей.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в учебно-методическом пособии для школьных учителей, преподавателей художественно-графического факультета, в научных статьях, опубликованных в Москве, Ростове-на-Дону, Махачкале, в процессе преподавания диссертанта на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных и других учебных заведениях разного типа Махачкалы, Дербента, с. Великент, с. Параул Республики Дагестан.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Художественно-эстетическая ценность исходных природных материалов, используемых в качестве важного фактора в системе приобщения младших школьников к окружающей действительности, миру природы в воспитании, чувства прекрасного.

2. Формы, методы и педагогические условия формирования эстетического восприятия и художественного интереса учащихся в процессе познания, освоения ими свойств и качеств природных материалов.

3.Критерии сформированности художественно-творческих способностей учащихся в процессе работы с естественными природными материалами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Разработанная нами экспериментальная методика обучения в значительной степени способствует приобщению учащихся школ к естественным природным материалам, а также пониманию учащимися свойств и качеств естественных материалов, используемых на уроках изобразительного и декоративно прикладного искусства. Предлагаемая методическая система изучения художественных природных материалов в школах Республики Дагестан в достаточной степени позволяет объективно выявить полную картину усвоения учащимися природных материалов, а также их способности применять усвоенное в процессе практического рисования. Материалы диссертации позволяют учителям художественно эстетического цикла приобщать учащихся школ к естественным природным материалам на творческом этапе их освоения. В результате исследования подтверждена эффективность предложенной методики использования естественных природных материалов на уроках ИЗО как средство развития эстетического отношения учащихся к окружающей действительности. Это проявляется не только в получении учащимися более глубоких представлений о природных материалах, но и в степени развития эстетического вкуса, наличия достаточных знаний о колорите, качестве, свойствах изучаемых материалов. Для наиболее объективной оценки и степени определения глубины проявления интереса учащихся разработаны соответствующие критерии, позволяющие выявить относительно полную картину усвоения ими эстетических свойств и декоративных качеств, а также способности использовать усвоенное в процессе практического рисования изобразительных предметов. Предлагаем эти критерии.1. Наличие выраженного эстетического отношения к окружающей действительности.2. Чувство художественного образа, умение практического воссоздания.

3. Овладение средствами художественной выразительности, композицией, рисунком, основными оттеночными свойствами и возможностями.4. Чувство и понимание эстетических изобразительных свойств природных материалов. 5. Грамотность в изображении форм.6. Правильная оценка художественных качеств природных материалов. Главным в построении экспериментальной методики является система художественно-эстетического познания и изучения природных материалов как средства приобщения учащихся к различным видам декоративной отделки природных материалов. Для того чтобы учащиеся достаточно хорошо овладевали и творчески воспринимали художественные природные материалы, разработаны и внедрены в экспериментальную систему обучения дидактические условия, планы-конспекты уроков, наглядные учебно методические пособия, в которых рассматриваются изобразительные качества, эстетические свойства, позволяющие в значительной степени повысить интерес учащихся к природным материалам. В ходе исследования на базе глубокого изучения эстетических свойств и декоративных качеств естественных природных материалов разработана и научно обоснована дидактическая система эстетического воспитания ' школьников, способствующая приобщению учащихся к поделочным природным мате'^ иалам. В художественно-эстетическом образовании учащихся изучение естественных природных материалов не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании натуральных, природных материалов, развивать художественные творческие способности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986,174с.
  2. Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников. Автореферат дис. канд. пед. наук. М, 1993, 16с.
  3. А.Д. Изобразительное искусство. М: Просвещение, 1984, 60с.
  4. М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962,40с.
  5. В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М: Сов. художник, 1995, 15с.
  6. В.В. Изобразительное искусство и школа. М: Сов. художник, 1968, 286с.
  7. Н.Н. Основы рисования. Учебное пособие для студентов строительных специальностей вузов. 2-е издание. М: Стройиздат, 1977, 168с.: ил.
  8. Р., Иванов А. Искусство Кубачи. Л., 1976.
  9. .Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970,486с.
  10. Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры. Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981, с. 3−5.
  11. Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина. М.: Наука, 1974, 68с.
  12. С.И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976,40с.
  13. П.П. Возрастные особенности детей. М. АПС. РСФСР, 1964, 490с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, методики освоения. М.: Просвещение, 1982, 192с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981,192с.
  16. В. А. Климова Н.Т. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1986, 286с.
  17. Н. Д. Покровская A.M., Цейтлин Н. Е. Кружок «Умелые руки» в школе. М.: Просвещение, 1954, 280с.
  18. А.П. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925, 286с.
  19. С.О. О природе идейности искусства. Москва, 1960.
  20. .М. Методические указания к теме «Нравственное воспитание детей в семье». Махачкала: ДГУ, 1985, 17с.
  21. А.А. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1981, 16с.
  22. М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996, 95с.
  23. А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство АХ СССР, 1963, 296с.: ил.
  24. А.С. Искусство Дагестана. М.: 1931, 150с.
  25. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981, 239с.
  26. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1975, 165с.: ил.
  27. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981, 64с.
  28. П.С. Психология искусства. 2-е издание. М.: Искусство, 1968, сн л j / UL/.
  29. Т.В. Педагогика, 1979, 208с.
  30. А.К. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967, 196с.
  31. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М. А.П.Н. РСФСР, 1950, 500с.
  32. Воспитание прекрасного. Материалы республиканских педагогических чтений. Махачкала, Дагучпедгиз, 1979.
  33. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сборник научных статей. Махачкала, 1999.
  34. М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. Махачкала, Дагучпедгиз, 1988.
  35. С.М. Основы художественной керамики. Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987, 148с.
  36. С.М. Основы ковроделия. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989, 70с.
  37. П.Я. Введение в психологию. М.: Издательство МГУ, 1976, 147с.
  38. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986, 126с.
  39. М.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991, 168с.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989, 96с.
  41. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Камень и дерево. Из собрания музея. АВТ. Шамадаева В. М. М.: Союзрекламкультура, 1991,31с.
  42. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Народная керамика Дагестана. АВТ. Шамадаева В. М. Проспект. М.: Союзрекламкультура, 1991,46с.
  43. П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1996, 208 е.: ил.
  44. П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1982, 234 е.: ил.
  45. А.С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964, 128с.
  46. А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. Изд. 2-е перераб. и доп. под общей редакцией Ю. Г. Шуба. М.: Искусство, 1975, 64с.
  47. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76: Известия АПИ РСФСР. М.: Издательство АПИ РСФСР, 1956, с. 3−17.
  48. Г. Б. Основы кубачинского искусства. Изд. 3-е доп. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992, 128с.
  49. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−4 кл. Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Грасул и др. М.: Просвещение, 1991,186с.
  50. Исследование проблемы психологии творчества. Отв. ред. Я. А. Понамарев. М.: Наука, 1983, 94с.
  51. М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. Л.: знание, 1979, 94с.
  52. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: 1956, 304с.
  53. А.Г. Вопросы о структуре способностей к изобразительной деятельности в-кн.
  54. Н.К. Психология. М.: Просвещение. 1986, 336с.
  55. А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969, 58с.
  56. Г. Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на — Дону, 1956, 52с.
  57. Ф.И. Рисование и труд в школе. Пособие для учителей из опыта работы. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1960, 64с.: ил. 58.
Заполнить форму текущей работой