Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
Диссертация
Выбор теоретико-методологической стратегии исследования ^ объясняется следующим: системный подход позволяет рассматривать процесс формирования межкультурной компетенции учащихся как единую систему, для которой характерны целесообразность организации, наличие внутренних и внешних связей между её компонентами. Личностно-деятельностный подход, гармонично объединяющий личностную, субъективную… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Педагогическое обоснование проблемы формирования межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
- 1. 1. Состояние проблемы формирования межкультурной компетенции в теории и практике педагогики
- 1. 2. Система формирования межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
- 1. 3. Механизм координации системы формирования межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
- 2. 1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Основные направления работы по формированию межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. — М.: Мысль, 1976. — 200 с.
- Азимов Э.Г., Вилыпинецкая Е. Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Иностр. яз. в шк. 2001. — № 1. — С.96−101.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Просвещение, 1993. -426 с.
- Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 242 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Ю.Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности // Вопр. психологии. 1992. — № ½. — C.6-I2.
- П.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Африна Е. Педсоветы в Интернете// Нар. образование. — 2001. № 9. — С.51−55.
- Африна Е. Школы, компьютеры, сеть, учителя и ученики//Нар. образование. 2001. — № 8. — С. 138−143.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Байдурова JI.A., Шапошникова Т. В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам//Иностр. яз. в шк. 2002. -№ 1. -С. 5−11.
- Бардосси И., Тратнек М. Как учитель может стать партнером своих учеников в рамках продуктивного обучения//Школьные технологии. — 2000.-№ 4.-С.103−111.
- Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе// Иностр. яз. в шк. 2002. — № 2. — С. 28−32.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества — М.: Искусство, 1986. -414 с.
- Бачило И.Л. Системно-функциональный анализ процесса управления // Правоведение. 1972. — № 2. — С. 34−42.
- Бердичевский А.Л., Соловьева Н. Н. Диалог культур на уроках родного и иностранного языкаУ/ Иностр. яз. в шк. — 1993. № 6. — С. 5−11.
- Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. — Челябинск, 1994.
- Берталанфи Jl. фон. Общая теория систем: критический обзор // ^ Исследование по общей теории систем: Сб. переводов / Под. ред. В.Н.
- Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — С. 23−82.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 1977.-304 с.
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы// Иностр. яз. в шк. — 2002. — № 2. — С. 11−15.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Рус. яз., 1977. — 288 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Богданова Д. Обдумывая свой собственный проект//Информатика и образование. 1996. — № 1−3.
- Бодалев А. А, Личность и общение. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -328 с.
- Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
- Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативныхтумений будущего учителя: Дис.. канд.пед.наук. Челябинск, 1996. -199 с.
- Будагов Р.А. Язык реальность — язык. — М.: Наука, 1983. — 262 с.
- Буркова О.И. Подготовка учащихся иностранного языка к межкультурной коммуникации в условиях педагогического колледжа: Дис. .канд. пед. наук. -Киров, 2001. 195 с.
- Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед.наук.-М., 1994. 198 с.
- Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -640 с.
- Вежбицкая А. Язык, культура и познание. М.: Рус. словари, 1997. -410 с.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Рус. яз., 1980. — 320 с.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностранного. — М.: Рус. яз., 1990.-246 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психол. исследования. М.: Мысль, 1956.-386 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: Аркти-Глосса, 2000. — 165 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2./Под ред. Г. Г. Аракелова. -М.: Мир, 1992.-491 с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 1997. — 272 с.
- Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полноценного) общего образования/Под ред. B.C. Леднёва, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера- Прометей, 1998. -380 с.
- Грушин В.А. Очерки логики исторического исследования. М.: Высш. шк., 1971.-212 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии. — 2000. -№ 5. — С. 243−248.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985.-465 с.
- Дидактика средней школы/Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1982.-326 с.
- Дистанционное обучение: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие для фак. журналистики и филол. фак-тов ун-тов/ Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Высш. шк., 1980.-224 с.
- Дуранов М.Е., Михайлов П. А. Педагогический подход к преемственному обучению как системе // Пути повышения эффективности обучения в школе: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Е. Дуранов. Челябинск, 1977. — С.3−11.
- Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Моногр. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.:Педагогика, 1989. — 159 с.
- Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: СОЮЗ, 2001.-291 с.
- Емельянов С.В., Наппельбаум Э. Л. основные принципы системного анализа. В кн. Проблемы научной организации и управлениясоциалистической промышленностью. М.: Экономика, 1974. — С. 9299.
- Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 410 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Рус. яз., 1989. — 219 с. 69.3имняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к исследованию педагогических явлений / Результаты исследований в педагогике. М., 1977.-С.З-18.
- Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2001.-272 с.
- Кабакчи В.В. Английский язык межкультурного общения. СПб.: Образование, 1993. — 200 с.
- Кабакчи В.В. Основы англоязычной межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. — 232 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений М., 1988. — 319 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -236 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании"/Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая шк., 1993.-140 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Образоват. центр „Педагогический поиск“, 1999. — 224 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитатетльного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: Дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1980.-490 с.
- Конаржевский Ю.А. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Сов. педагогика, 1970.-№ 9.-С. 103−115.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -717 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Директор шк. 2002. — № 1. — С. 97−126.
- Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе// Иностр. яз. в шк. 2000. — № 4. — С. 3−6.
- Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка// Иностр. яз. в шк. 2000. — № 4. — С.57−59.
- Королев Ф, Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. — № 9. — С. 103−116.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для щ студентов и аспирантов пед. вузов. М., Вологоград: Перемена, 2002.163 с.
- Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Нар. образование, 2000. — 272 с.
- Кузовлёв В.П. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Кузовлёв, Н. М. Лапа. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 96 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Щ Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 2001. — 544 с.
- Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // педагогика. 2002. — № 6. — С. 44−49.
- Леонтьев А.А. Психология общения: Пособие для доп. образования. -2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-246 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1991.-260 с.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М.: Рус. яз., 1989. -246 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -216 с.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для филол. фак. вузов. М.: Высш. шк., 1981. — 159 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 2001.-128 с.
- Матрос Д.Ш. Система моделей информатизации общего среднего образования// Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Новые информ. технологии. Челябинск, 2002. — № 12. — С. 17−28.
- Межкультурная коммуникация: Сб. учеб. программ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 272 с.
- Межкультурная коммуникация: Теория и практика: Сб. науч. статей. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 366 с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. — М.: Высш. шк., 1982.-373 с.
- Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методический справочник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.:Стелла, 1996. — 144 с.
- Мишина Г. С. Из опыта работы с международными e-mail проектами// Иностр. яз. в шк. -2001. № 3.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высш. шк., 1971. — 296 с.
- Ш. Найн А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 187 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюл. М-ва образования Российской Федерации. 2000. — № 11. — С. 3−13.
- Национально-культурная специфика речевого поведения/Под ред. А. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. М.: Наука, 1977. -352 с.
- Николаева Л.В. Педагогические основы обучения межкультурной коммуникации в условиях интегрированного курса гуманитарных дисциплин: Дис. .канд. пед. наук. -Якутск, 1999. — 179 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе об-разования/Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е.Петров- Под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. центр „Академия“, 2001. 271 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку/Сост. В. Н. Симкин. М: Дрофа, 2000. — 160 с.
- Памчешникова Л.М. О системном подходе в методических исследованиях // Сов. педагогика. 1973. — № 4. — с. 71−80.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999.-300 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Пассов Е.И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность/Е.И. Пассов, В. П. Кузовлёв, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
- Песоцкий Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования/ЛПедагогика. 2002. — № 5. — С.26−35.
- Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности/УШкольные технологии. 2002. — № 2. -С.196−199.
- Платонов К.К. Краткий словарь системных психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
- Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку// Иностр. яз. в шк. 2001. — № 5. — С. 4−10
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка//Иностр. яз. в шк. 2001. — № 2. — С. 14−19- № з. с. 5−12.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр. яз. в шк. 2000. — № 2. — С.3−10.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностр. яз. в шк. 2000. — № 1.-С.4−11.
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. -352 с.
- Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А.И. Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др.- Под ред. А. И. Щербакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.-288 с.
- Практическая диагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. -Самара: Изд. Дом „БАХРАХ М“, 2000. — 672 с.
- Примерные программы среднего (полного) общего образования / Под ред. Биболетовой М. З., Грачёва Н. П., Соловова Е. Н. М.: Просвещение, 2002. — 31 с.
- Проблема общения в психологии: Сб. ст./ Отв. ред. Ломов Б. Ф. М.: Наука, 1981.-280 с.
- Программно-методические материалы: Примерные программы среднего (полного) общего образования/ Авт. сост. Н. Н. Гара и др. -М.: Дрофа, 2000.-463 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
- Репин С.А., Котлярова И. О., Циринг Р. А. Реализация непрерывности педагогического образования: Науч.-метод. пособие / Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Йзд-во ИИУМЦ „Образование“, 1999. -204 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1/Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1998 — Т.1. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2/Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1998 -. Т.2 — 672 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-712 с.
- Садовский В.П. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1976. -279 с.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур. Воронеж: Истоки, 1996. — 239 с.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высш. шк. Амскорт Интернэшнл, 1991. — 305 с.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур. Воронеж: Истоки, 1996. — 239 с.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
- Сериков Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Моногр. Челябинск: Изд-во „Факел“, 1998. — 664 с.
- Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Л.: Наука, 1972.- 164 с.
- Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. М.: Соцэкгиз, 1962. — 275 с.
- Сиденко А. Как разработать программу эксперимента?//Нар. образование. 1998. — № 4. — С.36−43.
- Симонов В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента // Педагогика. — 1994. — № 1. — С. 14−19.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. 264 с.
- Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации// Человек. 1992. — № 5. — С. 106−107.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 234 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
- Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации//Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. 2-е испр. изд. — М.: Смысл, 1996. — 373 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. М.: ООО „Мир книги“, 2001. — 146 с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Наука, 1989. — 315 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для ср. пед. учеб. заведений. М.: академия, 1998. — 288 с.
- Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М.: ФАИР, 1996. — 496 с.
- Тезаурус для учителей и школьных психологов. — М.: Нар. образование, 1995. 210 с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: * СЛОВО, 2000. — 262 с.
- Томахин Г. Д. Реалии в культуре и языке//Иностр. яз. в шк. 1981. -№ 1. — С. 65−69.
- Томахин Г. Д. Человек и культура. М.: Наука, 1990. — 238 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая шк., 1997. — 288 с.
- Тулькибаева Н.Н., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации. Челябинск: Факел, 1998. — 161 с.
- Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 260 с.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования//Информатика и образование. 1994. — № 3. — С.3−14.
- Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. Барнаул, 1996. — 95 с.
- Уваров А. Ю. Учебные телекоммуникационные проекты в классе. -Барнаул, 1996. 136 с.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие/Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр соц. и эконом, исслед., 1997.-336 с.
- Усова А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учеб. пособие. Челябинск: Факел, 1996. — 38 с.
- Усова А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования: Лекции. Челябинск: Факел, 1997. — 20 с.
- Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной щ школе: Избранное/ Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ, 2000.221 с.
- Учимся вместе, учимся в сотрудничестве: В помощь учителю/Под ред. Полат Е. С. М., 1996. — 64 с.
- Файоль А. и др. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.: Педагогика, 1997. — 208 с.
- Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА -М, 1998. -576 с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 120 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения понимания иноязычной речи (подготовка переводчика). — М.: Высш. шк., 1989. 238 с.
- Халеева И. И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам // Изв. Рос. акад. образования. — 2000. — № 1.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Нар. образование. 2003. -№ 2. — С. 58−64.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Черкасов В.А. Оптимизация методов и приёмов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.-200 с.
- Черкасов В.А., Кеспиков В. Н. Проблемы школьного образования. -Челябинск, 1993.- 175 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
- Шатилов С.Ф., Саломатов К. И., Рабунский Е. С. Профессиограмма учителя иностранного языка. М.: Минпрос РСФСР, 1977 — 216 с.
- Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы/Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. 415 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. -391 с.
- Язык и культура: Материалы междунар. науч. конф., 4−6 нояб. 1998 г. Барнаул: БГПУ, 1997. — 183 с.
- Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. — 310 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. 68 с.
- Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Моногр. М.: Информ. — изд. центр АТиСО, 2002. — 194 с.
- Ястребцева Е.Н. Как создать медиатеку. М., 1994. — 48 с.
- Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М.: ЮНПРЕСС, 1998. — 216 с.
- Bachman L.F., Palmer A.S. The construct validation of some components of communicative proficiency//TESOL Quarterly. 1982. — No. 16. -P.449−465.
- Bennet M.J. Basic concepts of intercultural communication. Selected readings. Intercultural Press, Inc., 1998. — 272 p.
- Bennett M.J. Overcoming the Golden Rule: sympathy and empathy//Bennet M. J. Basic Concepts of Intercultural Communication: Selected reading. Intercultural Press, Inc., 1998. — P. 191−214.
- Byram M. Cultural studies in foreign language education. Clevedon: Multilingual Matters LTD., 1989. — 165 c.
- Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters LTD., 1997. — 121 p.
- Byram M., Morgan С., Teaching-and-learning language-and-culture. -Clevedon, Philadelphia, Adelaide. Multicultural Matters Ltd., 1994. 2191. P
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approach to second language teaching and learning//Applied Linguistics. — 1980. -No.l. P. 1−47.
- Hammer M.R. Intercultural communication competence// Asante M.K., Gudykunst W.B. (eds.) Handbook of international and intercultural communication. London, 1989. — P. 199 -211.
- Hymes Dell H. Essays in the history of linguistique anthropology. — Amsterdam: Philadelphia Benjamins, 1983. 156 p.
- Kaikkonen P. Intercultural learning through foreign language education// Candin C.N. (ed.) Experiential Learning in Foreign Language Education. -London- New York, etc., 2001. P. 61−105.
- Kramsch C.J. Context and culture in language teaching. Hong Kong: Oxford University Press, 1996. — 295 p.
- Kramsch С .J. From language proficiency to interactional competence//Modern Language Journal. 1986. — No.70. — P. 366−372.
- Savignon S.J. Communicative competence. Theory and Classroom Practice. McGraw — Hill, 1997. — 288 p.
- Slavin R. Research on Cooperative Learning: An International Perspective// Scandinavian Journal of educational research, 1989. — Vol. 33. -№ 4.
- Spitzberg B.H. A Model of intercultural communication competence// Samovar L.A., Porter R. (eds.) Intercultural communication: a reader. — Belmont- Albany- Bonn, etc., 1997. P. 379−391.
- Van Ek J.A. Objectives for foreign language learning. Project No. 12: Learning and teaching modern languages for communication. Vol. I: Scope. — Council of Europe. Council for Cultural co-operation. Strasbourg, 1986.-65 p.
- Van Ek J.A. Objectives for foreign language learning. Project No. 12: Learning and teaching modern languages for communication. Vol.11: Levels. — Council of Europe. Council for Cultural co-operation. Strasbourg, 1987.-77 p.
- Wellington J. Education for Employment. The Place of Information Technology. London, 1989.
- Десять „золотых правил“ общения в сети
- Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.
- Отправляя подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь послать свой ответ.
- Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2—3 человека.
- Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают больше друг о друге, о планах и работе своих коллег.
- Ответственным координаторам проекта стоит обменяться домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.
- Позаботьтесь о наглядности в школе. Для этого должен быть специальный стенд, где будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы.
- Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз, иначе ответы на эти вопросы будут односложными и неинтересными для вас.
- Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте ее на отдельные этапы и всегда подводите итоги.
- Кодекс Этики» для продуктивного взаимодействия представителей мультикультурного общества (К. Ситарам и Р. Когделл)1. Понимание других культур:
- Участник межкультурного общения обязан:
- Сознавать, что не он устанавливает мировые стандарты.
- Относиться к иной культуре с тем же уважением, с каким он относился бы к своей собственной.
- Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей.
- Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей.
- Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого.
- Общаясь с представителями другой религии, пытаться понимать и уважать эту религию.
- Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов.
- Уважать манеру одеваться, принятую в других культурах.
- Не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур.
- Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком.
- Не смотреть на человека свысока, если его акцент отличается от твоего.
- Понимать, что каждая культура, какой бы она ни была, имеет, что предложить миру, но нет таких культур, которые имели бы монополию на все аспекты.
- Не пытаться навязывать свою точку зрения представителям другой культуры в ходе межкультурных контактов.
- Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой.1. Коммуникативные приемы
- Не использовать своих коммуникативных приемов, чтобы менять поведение людей другой культуры в своих собственных интересах.
- Не создавать атмосферы, способной закреплять национальные стереотипы.
- Не исходить из предвзятых представлений о людях, с которыми пытаешься наладить контакт.
- Готовясь общаться с носителями иноязычной культуры, всерьез заняться изучением ее языка.
- Готовясь общаться с инокультурной аудиторией, всерьез стремиться изучать, уважать и адаптировать ее обычаи.
- Отдавать себе отчет в том, что первичные ценности твоей культуры отличаются от первичных ценностей других культур, и избегать навязывания собственных ценностей инокультурной аудитории.
- Понимать, что невербальные символы, используемые в твоей культуре, могут выглядеть как оскорбительные в другой.
- Воздерживаться от разговоров на собственном языке с представителями своей культуры в присутствии тех, кто не знает этого языка.
- При использовании средств массовой информации другой культуры пользоваться приемами и формами коммуникации, принятыми в этой культуре.
- Используя письменную и иную информацию о культуре меньшинства в собственной стране, указывать источники этой информации.
- Используя письменную и иную информацию из других культур, давать принятые ссылки на источники информации в этих культурах.
- Во время обсуждения интеллектуальных проблем не навязывать лицу из другой культуры собственных национальных интересов.1. Проведение исследований
- Изучая другую культуру, не собирать тайком данных у ее представителей.
- Изучая другую культуру, не искажать данных своего исследования в угоду ее представителям.
- Не принуждать представителей другой культуры участвовать в своем исследовании.
- Не подчинять интерпретацию результатов исследований собственным или каким-то иным интересам.
- Не пытаться искажать данные исследования другой культуры в своих личных, культурных или национальных интересах.
- Понимая, что данные, относящиеся к другой культуре, могут использоваться в неблаговидных целях, воздерживаться от сообщения этих данных безответственным лицам.
- Привлекая представителей других культур к участию в экспериментах, информировать участников о том, как будут использованы полученные данные.
- Использовать данные по другим культурам только для расширения и обогащения человеческого знания.
- Четырнадцать принципов — семь позитивных и семь негативных, которые должен помнить участник межкультурного взаимодействия:1. Познай самого себя.
- Знай свою собственную культуру.
- Знай культуру страны изучаемого языка.
- Рассматривай иноязычную культуру как равную своей собственной.
- Будь чувствителен к ценностям, верованиям и ожиданиям страныизучаемого языка.
- Изучай язык своих партнеров — представителей иноязычнойкультуры.
- Адаптируй культуру своего общения к культуре общения страныизучаемого языка.
- Не манипулируй представителями другой культуры.
- Не задавай вопросов о религии другой культуры.
- Не задавай вопросов о политической ситуации.
- Не пользуйся стереотипами.12. Не будь этноцентричен.13. Не будь грубым.
- Не игнорируй обычаев, принятых в другой культуре.