Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется тем, что были разработаны критерии и уровни процесса формирования ценностных ориентаций старшеклассниковэкспериментально проверены и предложены для внедрения в образовательный процесс национальной школы научно-методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций старшеклассников. Разработанные автором спецкурсы для старшеклассников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. /. социально-педагогические предпосылки формирования ценностных ориентации старшеклассников
    • 1. 1. социальная и психолого-педагогическая сущность ценностных ориентации старшеклассников
    • 1. 2. анализ основных подходов к определению направленности ценностных ориентации старшеклассников в национальной школе. 3?
    • 1. 3. диагностика уровня сформированности ценностных ориентации старшеклассников в национальной школе
  • ГЛАВА. //. условия формирования ценностных ориентации старшеклассников в образовательно-воспитательной практике национальной школы
    • 2. 1. совершенствование образовательного процесса как условие развития ценностных ориентации старшеклассников
    • 2. 2. формирование ценностных ориентации старшеклассников во внеклассной работе
    • 2. 3. профессиональная готовность учителя как условие формирования ценностных ориентации старшеклассников

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и ценностей в сознании людей. Эти изменения отразились и на системе образования, направив его течение в демократическое, гуманистическое и гуманитарное русло.

Однако преобразования происходят не гладко. Они вызвали глубокие противоречия, которые привели к духовному обнищанию общества.

Особую тревогу вызывает подрастающее поколение, которое смена социальных ориентиров общества застала на этапе становления личности. В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, Г. Н. Волков, В. П. Зинченко, Н.Д. Никанд-ров) отмечается низкий уровень развития ценностных ориентаций у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие готовности старшеклассников к осмыслению общечеловеческих и национальных ценностей.

Исследования, посвященные регионализации образования, возрождению национальных систем воспитания (И.А. Арабов, К. И. Бузаров, Л.Ф. Гре-ханкина, М. Н. Кузьмин, В. В. Макаев, Ш. А. Мирзоев, JI.JI. Супрунова, Е. Троицкий, С. Б. Узденова, И.А. Шоров) подчеркивая важность происходящих в системе образования перемен в плане сохранения и развития самобытных образовательных и этнокультурных традиций, вместе с тем отмечают кризис духовности, утерю некогда представляющих национальную гордость идеалов, утрату связи поколений.

Ценностно-ориентационная структура современного переходного периода является достаточно зыбкой, многие ценности оказались нарушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия (Безменова И.К.).

Все это повышает актуальность исследования проблемы ценностной ориентации подрастающего поколения. Особое значение она приобретает в старшем школьном возрасте, когда начинает определяться выбор жизненного пути, формироваться устойчивый круг интересов и самосознания, меняется внутренняя позиция старшеклассника по отношению к будущему: устремленность в будущее становится основной направленностью личности (Л.И. Божович, И. С. Кон, А.В. Мудрик).

Проблема ценностной ориентации является предметом исследования социальных и психолого-педагогических наук. Ряд авторов отмечают две важные характеристики ценности, а именно, значимость (Л.М. Архангельский, В. П. Тугаринов, Л.М. Фролов) и вторичный, производный от человеческого бытия характер (А.Г. Здравомыслов, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Фролович, В.А. Ядов).

Для философского подхода к ценностям свойственна характеристика ее глобальности и рассмотрения их в историческом и культурном контекстах, а для психолого-педагогических исследований дифференцированный подход к понятиям «ценность», «идеал», «норма», «цель», «потребность», выделение структуры ценностей личности и их классификация по различным основаниям (Л.Б. Косова, Н. И. Лапин, И. М. Попова, М.Рокич. Ш. Шварц).

Педагогическое осмысление проблемы ценностных ориентации на уровне диссертационных исследований связано с последними десятилетиями. Ей посвящены исследования Анисимовой Т. С., Буровой-Илиевой М.И., Ивановой Л. Ю., Кирьяковой А. В., Накоховой P.P., Секенова Б. К. и др.

Введение

национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей. Большую роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике Г. Н. Волкова, З. Г. Нигматова, О. Д, Мукаевой, Я. И. Ханбикова, Ш. А, Мирзоева, И. А. Шорова.

Национально-культурные ценности народов России исследуются в диссертационных работах Ж. Бешимова, П. И. Егорова, J1.B. Котенко, О. В. Леоновой, Ш. А. Мирзоева, Т. М. Мунзук, И. А. Снежковой, С. С. Танхасаевой, М. А. Терентия и др.

Особое значение для нас имели диссертационные исследования, посвященные этнокультурным ценностям народов Карачаево-Черкесии (Абаева Ф.В., Айбазова М. Ю., Борлакова Б. М., Байчорова Р. И., Батчаева Х.Х.-М., Кушетерова Ф. Т, Нагорная Г. Ю. и др.).

Анализ научно-педагогической литературы и диссертационных исследований позволяет выявить ряд нерешенных проблем в ценностных ори-ентациях старшеклассников. Во-первых, в них данный феномен не является предметом специального изученияво-вторых, нет четко обоснованного методологического подхода к использованию регионально-национального компонента образования в целях возрождения национально-культурных ценностейв-третьих, ценностная ориентация старшеклассников национальных школ, где в связи с переоценкой ценностей значительно изменились ориентиры, еще не стала предметом диссертационного исследования. Между тем, педагогическая теория нуждается в научном обосновании ценностно-ориентированной структуры переходного этапа развития общества, ее направленности в национальных регионах, а педагогической практике необходимы четкие рекомендации по реализации этой цели.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность с учетом современных реалий и определили выбор темы диссертации:

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе.

Проблема исследования в этой связи сформирована нами следующим образом: каково содержание и условия формирования ценностных ори-ентаций старшеклассников в национальной школе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность в современной национальной школе.

Предметом исследования — ценностная ориентация старшеклассников в учебно-воспитательной работе национальной школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе будет эффективным, если:

• оно будет рассматриваться как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения общечеловеческой и возрождающихся ценностей национальной культуры;

• окружающая учащегося среда будет созвучна обновленным ценностным ориентациям общества и позволит их осознанному погружению в духовные ценности прошлого и настоящего;

• в образовательно-воспитательном процессе будет обеспечена непрерывность учебно-педагогической деятельности по передаче и освоению социокультурного и этнокультурного опыта детям в различных сферах жизни;

• происходит обогащение базовых учебных дисциплин, национально-регионального компонента образования, направленное на усиление общекультурного и этнокультурного содержания обучения в национальной школе;

• управление процессом ориентации учащихся на общечеловеческие и национальные ценности будет обеспечиваться высоким профессионализмом, этнопедагогической культурой воспитателей.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

• рассмотреть сущностные характеристики ценностных ориентаций старшеклассников, раскрыть их структуру и механизм;

• выявить основные подходы к определению содержания ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе;

• определить реальное состояние ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе;

• выявить и экспериментальным путем проверить эффективность условий формирования ценностных ориентаций старшеклассников;

• разработать научно-практические рекомендации для педагогов по формированию ценностных ориентаций старших школьников.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «ценности» в структуре целостного развития личностиположения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающих общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязиаксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развитиякультурологический подход, рассматривающий культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений.

Теоретическую основу исследования составили идеи о ценностях и ценностной ориентации, представленные в трудах Б. Г. Ананьева, С.Ф. Ани-симова. JI.M. Архангельского, Л. П. Буевой, В. В. Водзинского, А.Г. Здраво-мыслова, М. С. Кагана, И. С. Кона, А. В. Кирьяковой, А. Н. Леонтьева, В. А. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Сагатовского, Д. Н. Узнадзе, И. Т. Фролова, В. А. Ядова и др., в особенности трактовка личностного аспекта ориентации школьников на ценности (В.Г. Алексеева, Т. Н. Малковская, В. АДдов) — социального аспекта (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, С. Ф. Анисимов, И. С. Кон,.

Е.В. Шорохова, Т. Рокич) — педагогический аспект (Б.А. Сластенин, И. А. Скворцова, Г. Н. Прозументова, Е. Н. Шиянов и др.).

Мы опирались на идеи создания национальной системы воспитания (К.Д. Ушинский, П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, С. И. Гессен, В.Н. Сорока-Росинский) и регионализации образования (И.А. Арабов, Е. П. Белозерцев, Г. Н. Волков, А. П. Величук, Л. Ф. Греханкина, В.А. Ко-былянский, М. А. Кузьмин. В. В. Макаев, Л. Л. Супрунова, И. А. Шоров и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы — анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко-этнографической литературытеоретическое обобщение результатов исследованияэмпирические наблюдения — прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.

База исследования: 169 учащихся старших классов средней школы п. Октябрьский Прикубанского района, а так же учащиеся республиканской национальной школы-интернат, средней школы № 1−6 г. Карачаевска, 78 педагогов школ и 180 студентов Карачаево-Черкесского государственного университета.

Основные этапы исследования: исследование проводилось в 19 952 000гг. и включало в себя три этапа:

I этап (1995;1997гг.) — информационно-поисковый. Он включал в себя изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической и социологической литературы. Анализировалось содержание учебных планов и программ, учебников и пособий, изучался опыт педагогической деятельности учителей республики и преподавателей вузов. Определялись методологические подходы к проблеме, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, спецкурсов для старшеклассников «Человек и природа», «Возвращение к истокам», а так же спецкурс для студентов «Традиционный этикет горцев Северного Кавказа». Был осмыслен категориальный аппарат исследования.

II этап (1997;1999гг.) — проведение констатирующего и формирующего эксперимента: исследование уровней сформированности ценностных ори-ентаций у старшеклассников, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников с использованием авторских экспериментальных материалов, нацеленных на углубление содержания национально-регионального компонента образования.

III этап (1999;2000гг.) — уточнение теоретических и экспериментальных выводов. Обобщение результатов исследования. Литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем теоретически обоснована проблема ценностной ориентации старшеклассников с позиции регионализации образования: раскрыты основные подходы к определению содержания ценностных ориентаций учащихся в истории российской школывыявлены современные тенденции развития ценностных ориентаций старшеклассников национальной школыопределены воспитательные возможности обязательных и факультативных дисциплинсоциокультурной и этнокультурной среды в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что были разработаны критерии и уровни процесса формирования ценностных ориентаций старшеклассниковэкспериментально проверены и предложены для внедрения в образовательный процесс национальной школы научно-методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций старшеклассников. Разработанные автором спецкурсы для старшеклассников «Человек и природа», «Возвращение к истокам» и для студентов «Традиционный этикет горцев Северного Кавказа» могут быть успешно использованы в практике работы школ и вузов во всех национальных республиках региона.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позицийобъективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияобъемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированное&tradeценностных ориентаций старшеклассников.

На защиту выносятся следующие положения:

• осмысление общечеловеческих и национально-культурных ценностей и характеристика их значимости для старшеклассников с учетом изменившейся социально-педагогической ситуации и появлением новых парадигм проектирования и реализации своих жизненных целей;

• обоснование необходимости формирования ценностных ориентаций старшеклассников национальной школы в системе целостного учебно-воспитательного процесса и целесообразности в освоении национально-культурных ценностей, содержательного отбора и построения дидактического материала с логической последовательностью: ценности края — ценности народа — ценности мировой культуры;

• теоретическое обоснование основных подходов к определению направленности ценностной ориентации старшеклассников в национальной школепостижение ценностной ориентации как социокультурного и этнопедагогического феномена;

• аргументация современных тенденций межпоколенной трансмиссии ценностных ориентаций, детерминированных экономическими и социокультурными условиями жизни общества;

• обоснование эффективности процесса формирования ценностных ориентаций старшеклассников, обеспеченного обогащенным содержанием базовых учебных дисциплин, национально-региональным компонентом образования, воспитателями, осознавшими творческую сущность педагогической деятельности и являющимися носителями высокой этнопе-дагогической культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и психологии Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. Материалы исследования докладывались на Всероссийской научной конференции «Репрессированные народы: история и современность» (Карачаевск, 1994) — международной научно-практической конференции «Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику» (Заинек, 1995) на межвузовской научно-практической конференции «Семейная этнопедагогика и современная национальная школа» (Карачаевск, 1996) — на I Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 1998) — на I, И, III, IV, V Республиканской научно-теоретической конференции «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (Карачаевск, 1995;1999) — на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов КЧГПУ (Карачаевск, 1997;1999).

Диссертантом апробированы и внедрены спецкурсы «Человек и природа», «Возвращение к истокам», «Традиционный этикет горцев Северного Кавказа» для старшеклассников Октябрьской средней школы Прикубанского района КЧР и республиканской национальной школы-интернат, а так же студентов Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.

Отдельные положения диссертации нашли внедрение в практике работы учителей школ и преподавателей Карачаево-Черкесского педагогического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что ценностные ориентации характеризуют направленность и содержание активности личности, являются составной частью системы отношений личности, определяют общий подход человека к миру, к себе и проявляются в целях, мировоззрении, взглядах, идеалах, интересах личности.

Изучение генезиса развития ценностных ориентаций показало, что на более высоких ступенях развития общества в связи с образованием этноса, нации характер ценностных ориентаций структурируется, обогащается общечеловеческими и национальными особенностями. Ценности национальной культуры являются составной частью общечеловеческой, поэтому изучение ценностей этнонациональной культуры должно находиться в неразрывной связи с изучением мировой культуры.

Было подтверждено, что национально-региональный компонент образования открывает широкие возможности для осмысления старшеклассниками духовных ценностей своей национальной культуры. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала, включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом, современных реалий, стремление к сохранению единого образовательного пространства России.

Констатирующий эксперимент подтвердил, что нуждаются в совершенствовании ориентации старшеклассников к ценностям — здоровью, экологии, здоровому образу жизни, человеку как высшей ценности, отечеству, национальной культуретребуют коррекции не интериоризированные ценности: гражданственность, патриотизм, интернационализм, особенно актуализировавшиеся в период общего социально-политического и морального кризиса общества.

В учебном процессе национальной школы содержатся активные предпосылки для такого построения образования, которое обеспечивало бы целостное формирование ценностной ориентации школьников: усиление этнокультурной направленности преподавания учебных дисциплин, использование новых технологий обучения, введение факультативных курсов «Человек и природа», «Возвращение к истокам» способствует более эффективной реализации поставленной цели.

Внеклассная работа в общеобразовательной школе является продолжением учебной деятельности по формированию ценностных ориентаций школьников. Она осуществляется путем использования разнообразных форм внеклассной работы (организация кружков, проведение ученических конференций, диспутов, «круглых столов», спортивно-массовых мероприятий и т. д.), создающих условия для творческой самореализации личности.

Результаты экспериментальной работы показали, что формирование ценностной ориентации — процесс сложный и многогранный, зависящий от многих условий и факторов, состоящий из ряда последовательно меняющихся стадий, качественные особенности которых детерминированы конкретными условиями и обстоятельствами. Формирование ценностных ориентаций совершается под воздействием многих факторов: учебного заведения, ближайшего окружения, семьи.

Удовлетворение когнитивного и поведенческого компонентов ценностных ориентаций школьников выдвигают на первый план обеспечение учебного процесса образовательными технологиями, ориентированными на усвоение системы ценностей этнонациональной культуры и формирование зтнопедагогической культуры будущих учителей.

Профессиональная готовность учителя характеризуется интегральным умением творчески мыслить, применять знания и умения в деятельности и основывается на комплексном использовании его личностных качеств, теоретико-методологического сознания, этнопедагогической культуры и педагогической рефлексии. В ее структуру входят теоретический, социальный и личностный компоненты.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточной сформированности профессиональной готовности к формированию целостных ориентации школьников у большинства учителей исследуемых школ. Включение в просветительскую работу с учителями лекций, бесед, диспутов, семинаров и т. д. позволяет повысит уровень их профессиональной готовности, перевести его в качественно новое состояние.

Экспериментально подтверждено, что процесс формирования профессиональной готовности учителя должен начинаться в стенах высшего учебного заведения. В целях повышения эффективности решения данной задачи необходим пересмотр структуры и содержания предметной подготовки студентов: обеспечение учебного процесса вуза новыми образовательными технологиями, ориентированными на развитие этнопедагогиче-ской культуры будущего учителя.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. Требует специального научного анализа содержание процесса формирования профессиональной готовности учителя в условиях возрождения регионально-этнической культуры, выявление условий преемственности в формировании ценностных ориентаций школьников на разных возрастных этапах их развития и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности — М.: Наука, 1980- 335 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: «Аргументы и факты», 1993. 608 с.
  3. В.П. Становление человечества. -М.: Политиздат, 1984.- 462 с.
  4. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.-208 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Изд-во Ленинградского университета, 1968, с. 301.
  6. .Г. О проблемах современного образования. М., Наука, 1971. -- 380 с.
  7. Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников. (На материале сельской школы). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.
  8. Т.С. Человек в системе современного образования. Курск: 1995.-80 с.
  9. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981. — 64 с.
  10. И.А., Нагорная Г. Ю. Этнопедагогика. (Культурологический аспект), Карачаевск, 1999, 213 с.
  11. И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Душанбе: Дониш, 1991.-255 с.
  12. И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: КЧГПУ, 1996. 104 с.
  13. И.А. Основные принципы формирования регионально -национального компонента образования// В сб. Культурологический подход в образовании: Материалы II региональной научно- практической конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. — с.8−22.
  14. Араб Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности — Вопросы философии.- 1990 — № 8 с. 10−12.
  15. С.А. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967, 268 с.
  16. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978 — 64 с.
  17. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд. МГУ, 1984.- 104 с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 182 с.
  19. И.Г. Целостный подход в духовно- нравственном воспитании и развитии младшего школьника: Автореферат дис.. канд.пед. наук. -Казань: Казанский пед. университет, 1997. 19 с.
  20. Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике: (Вторая половина XIX начало XX века)// Педагогика. — 1998. — № 2. — С.70−75.
  21. Г. С. Социальные связи человека в культуре. / Культура, человек и картина мира. Отв. Рук. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М.- 1987.- 135 с.
  22. В.Г. О детских книгах// Изб. пед. соч. М.: Педагогика, 1982, с. 64−101.
  23. Е.П. О национально государственном образовании в России // Педагогика. — 1998. — № 3, с. 30−35.
  24. В.И., Шацкий С. Т. Эволюция представления о целях воспитания// Педагогика. 1995. — № 4. — С. 75 — 79.
  25. Н.А. Судьба России. Советский писатель. М., 1990.
  26. Н.А. О назначении человека. М.: 1993. — 383 с.
  27. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  28. . Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов: автореф. Дис. .канд. пед. наук. Казань, 1975. -21 с.
  29. B.C. нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.-64 с.
  30. Библия или Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе. СПб. 1878. — 925 с.
  31. П.П. О национальном воспитании// Вестник воспитания. -1915. № 4, 40 с.
  32. П.П. Избранные психологические произведения. М.: изд во «Просвещение», 1964. С. 115.
  33. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1978. — 112 с.
  34. Л.И. Проблемы формирования личности. М.-В.- 1995. — 348 с.
  35. Л.И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. 1997. — № 1. — с.5.
  36. Н.И. Классный руководитель. -М. :Просвещение, 1988. 271 с.
  37. Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. — № 5 — с. 31.
  38. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности/
  39. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула: АСОП и Р, 1993. — Т. 1 — С. 34 — 39.
  40. Брак у народов Западной и Южной Европы. М.: «Наука», 1989. — 236 с.
  41. Ю.В. Очерки советского этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  42. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 261 с.
  43. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Мысль, 1968. -46 с.
  44. Бурова Илиева М. И. Ценностные ориентации и их роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук., М., 1982.
  45. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -К., 1991.- 195 с.
  46. Бюллетень Министерства образования РФ, 1999, №, с. 14.
  47. Ю.В. педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. -М.: Педагогика, 1990. 219 с.
  48. С.К. Общие и специфические аспекты развития национальных культур. Дис. .канд. пед. наук: Вильнюс, 1974, с. 13.
  49. Г. Н. Этнопедагогика. Чувашское книжное изд -во. Чебоксары, 1974.-376 с.
  50. Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 314.
  51. Г. Н. Вечность воспитания. // Народное образование. 1994. № 4, с. 68.
  52. Г. Н. Педагогу великому имя народ: (об основах народной педагогики). / Нар. Образование. — 1989. — № 12. — 67 с.
  53. Г. Н. Этнопедагогика:Учебн. Для студентов средних и высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.
  54. JI.C. Избранные психологические труды в 2 т. М., 1986. -Т.2.
  55. А.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Казань: казанский пед. университет, 1997.-19 с.
  56. .С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов, М., 1996.
  57. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995, с. 345.
  58. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  59. Н.Е. Выбор профессий и воспитания личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. —М.: Педагогика, 1979. -160 с.
  60. И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1992. — С. 85 -176.
  61. Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //Педагогика. 1999. — № 8, с. 30−34.
  62. Т.П. Представление старшеклассников о ценностях// Педагогика.- 1995. -№ 4−48 с.
  63. В.Е. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника. Автореф. дисс.. докт. пед. наук.: 1985.-48 с.
  64. В.А. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа.- Ставрополь: СКРИПКРО, 1994. 48 с.
  65. М.Б. Этнопедагогика Карачаево Балкарского народа. — Нальчик.- 1977.
  66. Данные социологического исследования «Идеалы и ценностные ориентации молодежи в 1900 91 г. г.» Руководители: Ильинский И. М., Шен-дрик А.И.
  67. П.О. О национально русском воспитании // Русская школа. -1916.-№ 2−3, с. 128.
  68. Диагностическое обеспечение формирования социально зрелой творческой личности. Под. Ред. Н. Н. Верцинской, А. И. Кочетова. Минск.: 1992.- 106 с.
  69. О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Политиздат, 1977.
  70. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблемы ценностей в философии М -JT, 1966. 26 с.
  71. И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.-230 с.
  72. Т.О., Каплунович И. Я., Пушкина Т. А. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания: Опыт психологического анализа. Новгород: НРЦРО, 1994. -75 с.
  73. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. -168 с.
  74. В.И., Гельманов С. А. Творчество в управлении школой. -М.: Знание, 1991.-80 с.
  75. В.И. Методология и методика социально- педагогического исследования. М.: АСОП и Р, 1995. — 155 с.
  76. В.П. О целях и ценностях образования// Педагогика. 1997. -№ 5.-с. 3−16.
  77. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  78. В.И., Степанов В. И. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов государственного и негосударственного вузов. / Социология и образование на пороге третьего тысячелетия. Барнаул: День, 1996.-С. 149- 155.
  79. А.Л. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей // Советская педагогика. 1991. — № 1. — С. 104- 108.
  80. А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии М.:1987 № 8 -43 с.
  81. Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З. И. Васильевой и др. -М: Педагогика, 1991. 136 с.
  82. Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников: Автореферат дис.. канд. пед. наук.-Л., 1995. 15 с.
  83. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  84. И.А. Русский учитель // Опыт православной педагогики. М., 1993. С. 197.
  85. И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. Учебное пособие. М., 1994.
  86. М.С. человеческая деятельность. М.: Политиздат, — 1974- 328 с.
  87. М.С. О философском понимании ценности //Вестник Ленинградского университета. Серия 6,1987, выпуск 3. 50 с.
  88. Как провести социологическое исследование /Под ред. М. К. Горшкова и др. М.: Политиздат, 1985. — 223 с.
  89. И.Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев A.M. Ногайцы. Черкесск, 1988. -232 с.
  90. Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  91. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914, с. 145.
  92. П.Ф. Из истории души: Очерки по истории ума. СПб., 1890, 255 с.
  93. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основы целостного учебно — воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993.-80 с.
  94. И.Х. Черкесы: Историко этнографический очерк. Черкесск, 1978.-343 с.
  95. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Педагогика, 1992. — 129 с.
  96. А.И. О фольклорном наследии Карачаево балкарского народа. М.: Наука, 1966.-319 с.
  97. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Ав-тореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1995. — 38 с.
  98. В.М., Налирашвили Ш. А. Ценность и установка. Проблема социальных установок. В кл.: «Социологические исследования». М., 1971.
  99. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Дис.. докт. пед. наук., Л., 1991.
  100. В.А. национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика. 1998. — № 5, с. 52 — 58.
  101. Н.И. Как относится к себе и людям. М.: Новая школа, 1994. -320 с.
  102. Кон И. С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. -198 с.
  103. Конвенция ООН о правах ребенка // Воспитание школьника. 1994. -№ 2.-С. 61−65.
  104. Коран // Перевод и комментарий И. Ю. Крачковского. Изд. второе. М.: «Наука», 1986, 697 с.
  105. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов на -Дону. — 1997.-480 с.
  106. А.И. Воспитание школьного коллектива. Минск.: Нар. Ас-вета, 1985.-72 с.
  107. А.И., Верцинская Н. Н., и др. Педагогическая диагностика. -Минск.: Нар. Асвета, 1987. 223 с.
  108. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского. М.: 1985.-431 с.
  109. Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
  110. Н.К. Об интернациональной и национальной культуре // Пед. соч. Т. 2. — с. 248 — 262.
  111. М.Н. Образование в условиях политэтничной и политкуль-турной России // Педагогика. 1999. — № 6. С. 3 — 11.
  112. Культурология. XX век. Словарь. С.-Петербург, «Университетская книга», 1997 г, 640.
  113. Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. — 945 с.
  114. Пб.Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (под научной ред. докт. философских наук, проф. Г. В. Драча): Изд во «Феникс». — 1995. — 576 с.
  115. В.О. Воспитание в школе: реальный или утопия // Педагогика. -1998. № 8.-С. 12.
  116. Н.Т. Воспитание гуманности у подростков на прогрессивных традициях народной педагогики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1988. 17с.
  117. И 9. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социс. 1993. — № 9. — с.17−27.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  119. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: изд-во МГУ, 1981. — 584с.
  120. Д.А. Личность: Человек в мире и мир в человеке. /Вопросы психологии. 1989. № 3 — 13с.
  121. П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста в 2-х томах. М., Просвещение, 1952.
  122. В.М. Модели мира и образование. М., 1981. — с.6
  123. П.Я. Воспитание социалистического интернационализма у подростков в процессе учебной и внеклассной работы. Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1983. 190с.
  124. .Т. Молодежь в новом экономическом и политическом пространстве. М., 1993. — 106с.
  125. О. Воспитание личности в условиях социального кризиса: (Смена ценностных ориентаций) //Народное образование. 1993. — № 5. -С.67−72.
  126. A.M. Кодекс чести в традициях кавказских горцев //Педагогика. 1999. — № 1, с.56−59.
  127. А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми томах. М.: Педагогика 1989. — Т.4. — 389с.
  128. И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение, 1974. -223с.
  129. А. Самоактуализация /Психология личности: Тексты. М., 1982. -С.108−117.
  130. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. 44с.
  131. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256с.
  132. Методика воспитательной работы /Под ред. П. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. — 333с.
  133. Методология, теория и практика воспитательных систем. /Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. — 240с.
  134. И.М., Джуртубаев М. Ч. История и духовная культура Карачаево-Балкарского народа /Минги Тау. Эльбрус. — 1994. — № 1. — 216с.
  135. Ш. А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 22с.
  136. Мусин-Пушкин А. А. Среднеобразовательная школа в Рссии и ее значение. П., 1915, с. 141.
  137. А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. — 80с.
  138. О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 2-х частях. Часть 1 Элиста: АПП «Джангар», 1999. — 256с.
  139. А.И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик. — Нарт, 1992. — 239с.
  140. B.C. Этнология: настоящее и будущее. / Психол. журн., 1994. -№ 3. 47с.
  141. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. «Психологическая наука в СССР», т.2, М., 1960.
  142. Г. Ю. Развитие зтнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе. Дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь. 1998.
  143. P.P. Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного этноса и мифологии. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.
  144. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991. -Ч.П. — 330с.
  145. Нарты Карачаево-балкарсий эпос. Состав. Р. А.-К. Ортабаева. — М., 1994.
  146. Нарты. Под ред. В.Меремкулова. Ставр. кн. изд-во, К.-Ч. отд., 1975., Абазинский народный эпос.
  147. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. -1998. № 3 — с.3−10.
  148. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. — № 4. — с.3−8.
  149. Л.И. Школа и Среда. М.: Знания, 1985. -79с.
  150. Новое педагогическое мышление. (Под ред. А.В.Петровского). М.: Педагогика, 1989. 280с.
  151. Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. Программа X сессии Научного Совета АПН СССР и тезисы выступлений ее участников. М., 1991. — 211с.154.0рлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1993.-276с.
  152. А.И., Смиронова Я. С. Геронтотимия почитание старших. М., Просвещение, 1978.
  153. А.В. Личность. Деятельность.Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255с.
  154. М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис. .докт.пед. наук М., 1987. — 35с.
  155. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям //Воспитание школьников. 1990. — № 2. — с. 2−8.
  156. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы. М. — 1999.
  157. А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества //Избранное. Куйбышев, 1982, с. 66.
  158. З.Г. Использование прогрессивных трудовых традиций, обрядов и идей народа в воспитании трудолюбия у школьников: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Баку, 1990. — 19с.
  159. К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994. -480с.
  160. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Исследовательский центр, 1992. — 154с.
  161. Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы. Дис-сер., .канд.пед.наук. М. — 1998.
  162. Рубинштейн C. J1. Теоретические вопросы психологии и проблема личности: Тексты. М., 1982.
  163. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946.
  164. М.М. Очерки педагогической психологии. М., 1920, с. 393.
  165. СЛ. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М., 1957. — 416с.
  166. СЛ. Основы общей психологии в 2-х т., т 2. МД989.
  167. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128с.
  168. В.Н., Сагатовский Л. Г. Духовные ценности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев. 1981. — 48с.
  169. И.А. Педагогические условия повышения эффективности подготовки школьников к выбору профессии. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск: 1989 — 21с.
  170. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М. Институт практической психологии, 1996. — 344с.
  171. .К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук, Ставрополь. 1998. — 19с.
  172. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Наука, 1986. 100с.
  173. И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 24с.
  174. Р.И. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пони-манию//Свободная мысль. 1994. — № 4. 64с.
  175. Социоэкспресс ИРО № 5, 12. (Социально-прфессиональная ориентация выпускников средних школ г. Ставрополя). Ставрополь, 1997,1999.
  176. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976. — 216с.
  177. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика. 1989. — 287с.
  178. В.А. Сердце отдаю детям: Рождение гражданина: Письмо к сыну: Киев, 1987. 544 с.
  179. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. — № 2. — с. 30−35.
  180. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань: 1991. — 46с.
  181. С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии: Автореф.дис. .канд. пед. наук. М., 1980. — 16с.
  182. В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1999 — 252с.
  183. Е. Русская нация: социалистическая преобразование и обновление. М.: Советская Россия, 1989, с. 10.
  184. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1978. — 175с.
  185. Х.Г. О новой парадигме образования //Педагогика. 1999. -№ 1, с. 103 -110.
  186. К.Д. Собр. соч. M.-JI., 1948, т. З
  187. К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр.соч. -м.-л.: АПН РСФСР, 1948, Т.2, с. 62.
  188. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими //Собр. соч. м.-л.: АПН РСФСР, 1948. — т. З — с.306−314.
  189. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 223с.
  190. М.И. Школьное время: цикличность против линейности //Педагогика. 1999. — № 1 — с. 110−115.
  191. Т.А. Диалог как духовно-развивающее общение. /Учителю об экологии детства/. Под ред. В. И. Панова, В. М. Лебедевой. М., ЦКФЯ РАО, 1996, с.96−104.
  192. В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990, 368с.
  193. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. /Тр. по социологии образования РАО. М., 1995. — т.З. — Вып.4. — 146с.
  194. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. 173с.
  195. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону.
  196. И.А. Адыгейская народная педагогика. Майкоп. — 1989. — 335с.
  197. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995. — 328с.
  198. Т.М. Размышление о человеке. М.: Прогресс, 1984. — 198с.
  199. К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, 1893, с. 19.
  200. Maslow А.Н. The Farther Reaches of Human Nature. NU, 1971,409p.
  201. Mead G.H. Mind, self and society. Chicado. 1934.
  202. Perry R.B. Realms of value. A critigue of human civilisation. Cambridge, 1954.
Заполнить форму текущей работой