Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования
Диссертация
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подтверждено и научно обосновано представление о системном характере синтаксического разбора как универсального метода языкового анализа, о его роли в развитии лингвистических способностей учащихсядоказана положительная динамика интеллектуального роста обучающихся в классах и группах, работающих по методике преемственно-перспективного… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научные основы исследования проблемы непрерывного процесса изучения синтаксиса
- 1. 1. Премственность и перспективность как ведущие принципы учебной деятельности при изучении синтаксиса
- 1. 2. Целенаправленный анализ учебных программ и учебников по русскому языку с точки зрения организации непрерывного образования
- 1. 3. Синтаксический анализ и его роль в непрерывном образовании
- 1. 4. Нестандартные методы изучения синтаксиса: роль дидактической игры в 4 и 5 классе
- Выводы по 1-ой главе
- Глава II. Развитие аналитических способностей учащихся средних и старших классов на основе целенаправленного изучения синтаксиса русского языка
- 2. 1. Роль грамматики в интеллектуальном развитии и воспитании учащихся
- 2. 2. Развитие аналитических способностей учащихся на основе синтаксического разбора
- 2. 3. Лингвистическая основа упражнений по синтаксису, направленных на развитие аналитических способностей учащихся, с учетом трудных случаев для изучения
- Выводы по 2-ой главе.206″
- Глава III. Синтаксико-пунктуационный анализ предложения в начальной и основной школе на основе преемственности и перспективности
- 3. 1. Новые данные о типах ошибок и затруднений учащихся при синтаксическом анализе простого и сложного предложения
- 3. 2. Учет интонации при взаимосвязанном параллельном обучении пунктуации как путь реализации принципов преемственности и перспективности
- 3. 3. Динамика обеспечения коммуникативной направленности школьного курса синтаксиса
- 3. 4. Проблема уровневых схем при изучении сложного предложения: новые этапы последовательности их применения
- Выводы по 3-й главе
- Глава IV. Методические условия реализации принципа преемственности и перспективности между школой и вузом при изучении синтаксиса
- 4. 1. Коррекционная работа по пунктуации на основе синтаксического анализа и выразительной речи
- 4. 2. Перспективное изучение грамматико-стилистической категории периода как сложного предложения на уроках русского языка в 9-ом классе
- 4. 3. Роль и место лингвистических знаний в теоретико-практической профессиональной подготовке по синтаксису учителя начальной школы
- Выводы по 4-ой главе
- Глава V. Методика опытного обучения синтаксису и практическому владению синтаксическим анализом на основе экспериментального исследования в 4 — 11-х классах и вузе
- 5. 1. Теоретические основы экспериментального исследования
- 5. 2. Методика экспериментальной работы по развитию аналитических способностей учащихся 9 класса, старших классов и вуза на основе синтаксического анализа
- Выводы
Список литературы
- Энциклопедические словари, справочники.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова — М.: «Советская энциклопедия», 1996. — 606 с.
- Библиографический энциклопедический словарь / Н. М. Ланда. — М.: «Большая Российская’энциклопедия», 2000. 708 с.
- Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомарова. М., 1986. — 410 с.
- Золотова Г. А. Синтаксический словарь. / Г. А. Золотова М., 1988. -439 с.
- Ивин A.A. Словарь по логике / A.A. Ивин, А. Л. Никифоров. — М.: Владос, 1998.-383 с.
- Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант. М., 1995. — 361 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1971.-652 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов М., 1999. — 272 с.
- Психология: словарь- под. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-ое изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учащихся / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова М.: Просвещение, 1985.-399 с.
- Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова М., 1987. — 414 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т- под ред. В. В. Давыдова. М.: БРЭ, 1999. — T.I. — С.317- Т. И. — С.42−43, 65, 242.
- Российский энциклопедический словарь- под. ред. A.M. Прохорова. -2-ое изд., -М.: БРЭ, 2001.-2015 с.
- Словарь русского языка. М., 1983. — Т. 2. — 736 с.
- Словарь русского языка М., 1983. — Т. 3. — 752 с.
- Философский энциклопедический словарь- под. ред. Н. М. Ланды. — 2-ое изд. М.: «СЭ», 1989. — 814 с.
- Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А.Н. Щукин- М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2007. 746 с.
- Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты- под. ред. А. П. Сковородникова. -М., 2005.-480 с. 1. Диссертации, монографии, статьи
- Абдульменова 3.3. Игра способ развития пытливости и любознательности / 3.3. Абдульменова // Начальная школа. — 2003. — № 11. -С.35−39
- Акишина A.A. Период как синтаксико-стилистическая категория современного русского языка / A.A. Акишина. — Львов, 1958. — 147 с.
- Алгазина H.H. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений / H.H. Алгазина- под. ред. чл.-корр. АПН РСФСР В. А. Добромыслова. -М.: АПН РСФСР, 1962. 120 с.
- Алгазина H.H. Приобщение к культуре умственного труда в процессе занятий русским языком / H.H. Алгазина // Русский язык в школе. -1986.-№ 3.-С.8−15.
- Алексеев М.Н. О соотношении логических и грамматических категорий / М. Н. Алексеев, Г. В. Колшанский. // Вопросы языкознания 1955. -№ 5. — С.17.
- Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной методики? / Е. С. Антонова // Русский язык в школе. 2007. — № 6. — С.24−27.
- Ардентов Б.П. Основы русской грамматики / Б. П. Ардентов. -Кишинев, 1962. 120 с.
- Арсирий А.Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка / А. Г. Арсирий. М.: Просвещение, 1967. — Ч. 2. — 287 с.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976.-383 с.
- Архипова Е.В. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие / Е. В. Архипова. М., 2005. — 134 с.
- Бабайцева В.В. Виды разбора на уроках русского языка: пособие для учителя / В. В. Бабайцева, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орлова и др. 2-ое изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Лингвометрические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе: пособие для учителя / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, А.П. Еремеева- под. ред. В. В. Бабайцевой. — М.: НИИ школ, 1980. -79 с.
- Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке / В. В. Бабайцева. М., 1968. — 160 с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. М.: Просвещение, 1979. — С.9−10.
- Бабайцева В.В. Русский язык: учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений /В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -М., 1995.-255 с.
- Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке: учеб. пособ. для педагогических институтов. / В. В. Бабайцева. — М.: Просвещение, 1988. 158 с.
- Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка / В. В. Бабайцева М.: Дрофа, 2000. — 638 с.
- Бабайцева В.В. Заметки о пунктуации / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская // Русский язык в школе 2008. — № 7 — С.37−42.
- Бабайцева В.В. Синтаксис. Пунктуация: учеб. пособ. для студентов /В.В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов: М., 1981. — 188 с.
- Бабайцева В.В. Простые и сложные словосочетания / В. В. Бабайцева, Л. Г. Сычугова. // Русский язык в школе. 2007. — № 4. — С.27−33.
- Бакулина Г. А. Интеллектуально-речевое развитие на уроках русского языка / Г. А.Бакулина//Русский язык в школе —2002. — № 1. — С. 11−15.
- Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка / Г. А. Бакулина // Начальная школа. -1988.-№ 8.-С. 83−88.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание профессиональной компетенции филолога: методологические проблемы обучения русскому языку / Т. М. Балыхина: дис. д-ра пед. наук. М., 2000. — 476 с.
- Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. 1993. — № 3. — С.36−43.
- Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. -М., 1990. 196 с.
- Баранов М.Т. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5−9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. -М., 2007.-48 с.
- Баранов М.Т. Русский язык в 9−11 классах: логико-предметные категории в языке и речи / М. Т. Баранов М.: Просвещение, 1997. — 39 с.
- Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. 1981. — № 3. — С.25−31.
- Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка / М. Т. Баранов // Русский язык в школе 1979. — № 4. — С.8−24.
- Баранов М.Т. Формирование лингвистического мировоззрения учащихся на уроках русского языка в 4−8 классах / М. Т. Баранов // Русский язык в школе 1997. — № 3. — С. 17−26.
- Басистов П.Е. Хрестоматия для употребления при преподавании русского языка / П. Е. Басистов. М., 1868.
- Башашкина В.Ю. Формирование навыка понимания текста / В. Ю. Башашкина // Русский язык в школе. 2008. — № 6. — С.18−26.
- Белова H.A. Научно-методическая подготовка студентов-русистов к интеграции филологических дисциплин в школьном образовании / H.A. Белова: дис. д-ра пед. наук. М, 1988. — 478 с.
- Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке / В. А. Белошапкова. М.: Просвещение, 1967. — 160 с.
- Беляева М.Г. Прием разбор-рассуждение и развитие речи на уроках обучения языку / М. Г. Беляева // Начальная школа. 1989. — № 10. — С.40−44.
- Блинов Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка / Г. И. Блинов. М., 1963. — 219 с.
- Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе / Г. И. Блинов. — М., 1978.-С.7−10.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2000. — 190 с.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 1999. — 159 с.
- Богоявленский Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. 1958. — № 4. — С.37−51.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.
- Богоявленский, H.A. Менчинская. -М., 1959. С. 250.
- Богоявленский Д.Н. Трудности усвоения грамматических понятий / Д. Н. Богоявленский // Русский язык в школе. 1979. — № 1. — С.21−34.
- Богоявленский Д.И. Усвоение грамматический понятий / Д. И. Богоявленский // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах- под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М., 1977. — С.180−184.
- Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. — 2005. — № 3. -С.23−28.
- Болотнова Н.С. Проблемы обучения текстовой деятельности на уроках русского языка / Н. С. Болотнова // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе Российского среднего и высшего образования. М., 2004. — С.20−25.
- Болотнова Н.С. Современные подходы к преподаванию русского языка и их отражение в школьных учебниках / Н. С. Болотнова. — М.: Ярославль, 2007. С.20−23.
- Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: метод, пособ. / Н. С. Болотнова. Томск, 2002. — 64 с.
- Болотнова Н.С. Филологический анализ текста / Н. С. Болотнова. -Томск, 2001.-Ч. 1.-432 с.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный процесс: сущность, содержание, технологии: под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н/Дону, 1996.- 130 с.
- Бондарко A.B. Грамматические категории и контекст / A.B. Бондарко. — Л.: Наука, 1971. 115 с.
- Бондарко A.B. Функциональная грамматика / A.B. Бондарко. Л., 1984.- 136 с.
- Бородачева А.Я. Дидактические игры на уроках обучения грамоте / А. Я. Бородачева // Начальная школа. 1988. — № 8. — С.23−26.
- Буланина М.Л. Обучение школьников определению функционально-смысловых типов речи / М. Л. Буланина // Русская словесность. -2008. -№ 8.-С.45−50.
- Бунеев Р.Н. Русский язык: учебник для 4 класса (1−4) / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина- под науч. ред. акад. Леонтьева A.A. Изд. 3-е, испр. — М.: Баласс, 2002. — 205 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев.- М.: Просвещение, 1992. 511 с.73а. Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе / Учебное пособие для студентов пед. вузов- под ред. Быстровой Е. А. — М.: Дрофа, 2004. — 237 с.
- Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность.2003. № 1. — С.35−40.
- В Министерстве образования РФ. Преемственность при обучении русскому родному языку // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — С. 112−128.
- Валгина Н.С. Сложноподчиненные предложения в современном русском языке / Н. С. Валгина. М., 1966. — С.28.
- Валгина Н.С. Современный русский язык / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина: 6-е изд. М., «Логос». — 2001. — 527 с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка / Л. И. Величко. М., 1983.- 128 с.
- Ветчинкина P.P. О потенциальном личностном развитии в детском возрасте / P.P. Ветчинкина // Мир психологии. 2007. — № 2. — С.73−74.
- Виноградов В.В. Грамматика русского языка / В. В. Виноградов. -М., 1954.-Т. 2. Ч. 1. -С.11,19.
- Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. — М.: Высшая школа, 1986. 639 с.
- Виноградов В.В. Лингвистические аспекты обучения русскому языку / В. В. Виноградов. М., 1972. — 59 с.
- Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1954. — № 1. — С.3−29.
- Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Избранные труды. Исследования по русской грамматике /В.В. Виноградов. -М.: Наука. 1975. — С.28−29.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / А. И. Власенков. М., 1973. — 199 с.
- Воронина Н.В. Олимпиады по русскому языку 9−11 классы / Н. В. Воронина, Т. В. Егорова. -М.: Русское слово, 2007. С. 63.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 2001. — 368 с.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и развития в школьном возрасте. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика. -1991. — С.374−430.
- Вьюшкова Л.Н. Обучение школьников постановке вопросов как средству анализа учебно-научного текста по русскому языку / Л. Н. Вьюшкова: дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 212 с.
- Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка / В. В. Гадалова. -М.: Прометей, 1966. С.31−37.
- Газаева Л.В. Некоторые проблемы обучения младших школьников синтаксису / Л. В. Газаева // Начальная школа. 2005. -№ 11.- С.21−26.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−26.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1985. — 45 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии: сб. статей- под. ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — С.23 6−277.
- Гафитулин М.С. Модель перспективного образования / М. С. Гафитулин, A.M. Лобок // Школьные технологии. 2007. — № 6. — С.4.
- Гац Н. Ю. Причины пунктуационных затруднений в предложениях с обособленными оборотами / Н. Ю. Гац // Русский язык в школе 2005. — № 5. — С.15−19.
- Галкина-Федорук Е. М. Суждение и предложение / Е.М. Галкина-Федорук.-М.:МГУ, 1956.-213 с.
- Герпгунский Б.С. Перспективы развития системы непрерывного образования / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1990. С. 53,174.
- Гершунский Б.С. Философия образования для 20 века / Б. С. Гершунский. М., 1998. — 608 с.
- Глебова Е.В. К вопросу о формировании грамматических понятий (Вопросы методики преподавания: сб. статей по материалам координационного совещания «Методика преподавания синтаксиса в средней школе" — под ред. В. М. Шаталовой. М., 1973. — С.81−93.
- Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособ. / И. Н. Горелов: М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
- Грабчикова Е.С. Работа над предложением и словосочетанием. 3 класс / Е. С. Грабчикова // Начальная школа. 1988. — № 3. — С.38−41.
- Граник Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. -2-е изд.-М., 1987.-С.128.
- Граудина Л.К. Культура русской речи: учеб. для вузов. / Л. К. Граудина, E.H. Ширяева: М., 2000. — 395 с.
- Григорян Л.Т. Некоторые проблемы методики пунктуации / Л. Т. Григорян // Актуальные проблемы методики обучения' русскому языку в начальных классах- под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. М., 1977. — С.225−242.
- Грот А.Я. Об элементарном преподавании русского языка / А. Я. Грот.-Спб., 1857.-С. 10.
- Давыдов B.B. Виды обобщений в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов- Психол. ин-т Рос. акад. образования. — 2 изд. — М.:Пед. об-во России, 2000. — 478 с.
- Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1968. № 6. — С.34−48.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1996. — С.155−156, 118.
- Давыдов И.И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка, изданный вторым отделением Императорской Академии Наук / И. И. Давыдов. 2-е. изд. — Спб., 1853. — § 5−18. — С.369−377.
- Данилов М.А. Проблема сознательности в обучении / М. А. Данилов // Советская педагогика. 1957. — № 5.- С.136−143.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. — JL: Учеюно-педагогическое изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1960.-С.297.
- Дейкина А.Д. Великий учитель Ф.И. Буслаев (к 180-летию со дня рождения) / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. — 1988. № 3. — С.54−58.
- Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. 1993. — № 3. — С.109−117.
- Дейкина А. Д. Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. — 1995. -№ 2. -С.117−119.
- Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. 1995. — № 2. — С.65−69.
- Дейкина А.Д. Методические ситуации как средство активизации творческого мышления студентов / А. Д. Дейкина // Учим и учимся. — М., 1994. -С. 21−27.
- Дейкина А.Д. О творческой самостоятельности5 студентов на педпрактике / А. Д. Дейкина // Самостоятельная работа студентов на занятиях по методике русского языка: метод, рекомендации. М., 1985. — Вып. 4. — С.88−97.
- Дейкина А.Д. Русский язык в старших классах: перспективы профильного обучения / А. Д. Дейкина // Русский язык в профильном обучении: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М. Ярославль, 2005. С.7−11.
- Дейкина А.Д. Русский язык: учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова: — М.: Вербум, 2003. 415 с.
- Дейкина А.Д. Истоки методики русского языка (к 90-летию Первого всероссийского съезда преподавателей русского языка средней школы) / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. 2004 — № 1. — С.48−51.
- Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе: научный доклад док. пед. наук / А. Д. Дейкина: — М., 1994. — 76 с.
- Дейкина А.Д. Формирование у школьников ценностного взгляда на русский язык как культурно-национальный феномен / А. Д. Дейкина: — М.: Прометей, 2005. С.9−21.
- Дейкина А.Д. Теория и практика обучения студентов методике русского языка как частная вузовская дидактика: материалы научных сессий МГПУ за 2005 год / А. Д. Дейкина, Т. А. Острикова. М., 2006.
- Добромыслов В.А. Активизация процесса обучения русскому языку // Советская педагогика. 1962. — № 2ю — С.37−45.
- Добромыслов В.А. О развитии логического мышления учащихся 58 классов на занятиях по русскому языку / В. А. Добромыслов // Избранные труды-М., 1959. С.33−49.
- Донская Т.К. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения родному языку / Т. К. Донская // Русский язык в школе. 1987. — № 6. — С.3−7.
- Донская Т.К. Принципы развивающего обучения русского языка: учеб. пособ. к спецкурсу / Т. К. Донская. Л., 1985. — С. 12.
- Донская Т.К. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку Т.К. Донская // Русский язык в школе. — 1991. № 2. — С.44−46.
- Дудников А: В. Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом как ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе / A.B. Дудников // Русский язык в школе. 1975. — № 5. — С. 18−34.
- Дудников A.B. Методика грамматики в восьмилетней школе / A.B. Дудников. М., 1977. — С.З.
- Дудников A.B. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения / A.B. Дудников // Русский язык в школе. 1985. — № 4. — С.34−47.
- Дудников A.B. О стратегических и. тактических принципах методики преподавания русского языка / A.B. Дудников // Русский язык в школе. 1974: — № 3. — С. 13−18.
- Дудников A.B. Пути перестройки преподавания родного языка в средней школе / A.B. Дудников // Русский язык в школе. — 1988. № 4. — С. 41— 49.
- Ерастов Н.П. Проблема развития лингвистического мышления школьников / Н. П. Ерастов. М.: Изд-во пед. общества, 1971. — 16 с.
- Ерахтина Т.А. Теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного образования: дисс. док. пед. наук / Т. А. Ерахтина. — Магнитогорск: МГУ, 2001. 480 с.
- Еремеева А.П. Расширение культуроведческой компетенции учащихся в процессе обучения речевой деятельности // Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. — М.: Прометей, 2005. С.28−36.
- Еремеева А.П. Проблема разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся / А. П. Еремеева // Актуальные проблемы развития речи учащихся: сб. ст. под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980.-С.8−15.
- Еремеева А.П. Методика изучения синтаксиса / А. П. Еремеева // Теория и практика обучения русскому языку- под ред. Р. Б. Сабаткоева. — 2-е изд. — М., 2007.-С.37.
- Еремеева А.П. Синтаксис и пунктуация / А. П. Еремеева // Русский язык. IV класс: книга для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1970.-С.71.
- Ефимов В.Ф. Гуманизация образовательной среды в школе как условие личностно-ориентированного образования / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. 2007. — № 11. — С.3−7.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи / Н. И. Жинкин // Русский язык в школе. 1985. — № 1. — С. 47−54.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III VII классов / Н. И. Жинкин. — М.: Известия АПН РСФСР, 1956. — Вып. 78. — С. 141−250.
- Жуйков С.Ф. К проблеме интеллектуального развития школьников / С. Ф. Жуйков // Обучение и развитие: сб. статей- ред. H.A. Менчинская. — М., 1966.-С.8−11.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку / С. Ф. Жуйков. М., 1979. -С.30.
- Журавлева Т.В. Реализация идеи преемственности в обучении русскому языку между начальной школой и средним звеном / Т. В. Журавлева // Начальная школа. 1993. — № 5. — С.21−23.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника / А. З. Зак. М.: Знание, 1982. — 95 с.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак.-М., 1994.
- Занимательный русский язык: учеб. метод, пособ. для начальной школы / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин, М. П. Целикова. Иваново, 1994. — Ч. 3: Предложение. Словосочетание. Текст. — 73 с.
- Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития. Содружество ученого и учителя: книга для учителя / Л. В. Занков. — М., 1972. — 256 с.
- Земцов Ю.В. Некоторые вопросы грамматического разбора / Ю. В. Земцов // Русский язык в школе. 1972. — № 1. — С.20−25.
- Зинченко В.П. Работа понимания / В. П. Зинченко // Психологическая. наука и образование. 1997. — № 3. — С.42—52.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. -М., 1982. С. 168.
- Иванов Д.И. Компетенции и компетентный подход в современном образовании // Школьные технологии. 2007. — № 6. — С.77−79.
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, Э. А. Потиха, Д. Э. Розенталь М.: Просвещение, 1990. — С.255.
- Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. 4—8 классы: пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. М., 1983. -176 с.
- Ильенко С.Г. Лингвистические основы развития знаний по синтаксису / С. Г. Ильенко // Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку: сб. научных трудов под ред. В. В. Степановой. — Л.: изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. С. 13−20.
- Ильченко О.С. Урок на тему «Подлежащее» в школе / О. С. Ильченко // Русский язык в школе. — 2005. № 3. — С.44−48.
- Ипполитова H.A. Изучение синтаксиса на текстовой основе: дисс. в виде научного доклад д-ра пед. наук / H.A. Ипполитова. М., 1993. — 58 с.
- Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку: учеб. пособ. для студентов пед. вузов / H.A. Ипполитова. М., 1998. — 167 с.
- Исламова М.В. Трудности усвоения учащимися синтаксических понятий / М. В. Исламова. М., 2004. — 105 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / E.H. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 1968. 288 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах академика В.В. Виноградова / И. И. Ковтунова // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М.: Наука, 1982. — С.3−18.
- Ковтунова И.И. Современный русский язык: порядок слов и актуальное членение предложения / И. И. Ковтунова. М., 1976. — 239 с.
- Кожина Н.М. Стилистика русского языка / Н. М. Кожина. М., 1987.-224 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский- под ред. A.A. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 652 с.
- Коменский Я.А. Материнская школа / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч.: в 2-х ч. -М.: Педагогика, 1982. 4.1. — С.201−241.
- Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе // Русский язык в школе. 2000. — № 2. — С.9.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. -М., 2006. 32 с. (Правовая библиотека образования).
- Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. — 2008. № 8. — С.23−26.
- Котомина Г. В. «О слово русское, родное!» / Г. В. Котомина // Русский язык в школе. 2008. — № 1. — С. 28−31.
- Криворотова Э.В. Познавательные задачи на уроках русского языка / Э. В. Криворотова // Русский язык в школе. 2005. — № 3. — С.10−14.
- Криворотова Э.В. Теоретические основы формирования лингвистического мышления учащихся на уроках изучения грамматики: монография / Э. В. Криворотова. Саранск, 2006. — 206 с.
- Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся при изучении лексического и грамматического значения слова // Русский язык в школе. 2007. — № 7. — С. 18−22.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — С.39.
- Кулаева Г. М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку / Г. М. Кулаева // Русский язык в школе. — 2007. -№ 8.-С.З-7.
- Кульман Н.К. О Соболевском: методика русского языка / Н.К. кульман.-М., 1918.-С.69.
- Купалова А.Ю. Основы функционального подхода к изучению синтаксиса русского (родного) языка в школе: дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. Ю. Купалова. М., 1991. — 55 с.
- Купалова А.Ю. Семантический аспект функционального подхода к изучению синтаксиса в школе / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. 2006. — № 5. — С.9−14.
- Ладыженская Т.А. Риторика как инновационный предмет школьного образования / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Русский язык в школе. 2008. — № 7. — С.3−6.
- Ладыженская Т.А. Такие разные диктанты. 5−9 классы / Т. А. Ладыженская. М.: Ювента, 2007. — 87 с.
- Лапина М.С. Периодическая речь как способ построения контекста и ораторский прием в творчестве Исократа / М. С. Лапина. — Киев, 1963. 75 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // А. Н Леонтьев. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С.94−232:
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лидман-Орлова Г. К. Содержание и методы развития речи на уроках изучения теории языка / Г. К. Лидман-Орлова // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: сб. статей. М.: Просвещение, 1982. — С.90−102.
- Локтионова И.Ю. Предварительное знакомство первоклассников с некоторыми лингвистическими понятиями / И. Ю. Локтионова // Начальная школа. 1990. -№ 10.-С. 16−19.
- Ломоносов М.В. Российская грамматика. Сочинения: Т. 3. § 33, 34 / М. В. Ломоносов. СПб, 1985. — С. 105.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия- под ред. Е. Д. Хомской -Ростов-на Дону: Феникс, 1998. 416 с.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособ. для учителя / М. Р. Львов. М., Просвещение, 1985. — 176 с.
- Львов М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся / М. Р. Львов // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах- под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. — М., 1977.-С.31−39.
- Лыжова Л.К. Приемы воспитания ценностного отношения к русскому языку в школе и вузе / Л. К. Лыжова. Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни). М.: Mill У, Ярославль, 2009. — С.274−278.
- Львов М.Р. Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку / М. Р. Львов // Из опыта работы: пособ. для учителей: сб. статей. М.: Просвещение, 1982. — С. 4—14.
- Львов М.Р. Раздумья о родном языке / М. Р. Львов // Дидактика. — 1993 .-№ 3 .-С. 19−25.205.а. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. -М.: «Просвещение, 1975. С. 176.
- Львов М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе: дисс. д-ра пед. наук / М. Р. Львов. -М., 1974.-489 с.
- Львов М.Р. Языковое чутье как фактор обучения / М. Р. Львов // Русская словесность. 2005. — № 7. — С.43−49.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская М.: Academa, 2002. -468 с.
- Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, H.H. Светловская. — М.: Academa, 2000. -472 с.
- Львова М.Е. Обучение младших школьников связному устному высказыванию / Львова М. Е. // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах- под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. М., 1977. — С. 118−129.
- Максимов Л.Ю. Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка / Л. Ю. Максимов // Русский язык в школе. 1994. — № 4. — С. З-11.
- Максимов Л.Ю. Таблицы по русскому языку для 8 класса / Л. Ю. Максимов. М., 1979. — табл. 7.
- Мамушин В.Е. О становлении сложных и осложненных предложений в письменной речи учащихся / В. Е. Мамушин // Русский язык в школе. 1988. -№ 3. — С.57−61.
- Мартиросян. М.Ш. Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов / М. Ш. Мартиросян // Начальная школа. 2006. — № 6. — С. 32−34.
- Мартьянова И.А. Динамика композиционно-синтаксического развертывания художественного текста / И. А. Мартьянова // Синтаксис текста и текст синтаксиса. СПб., 1992. — С.10−15.
- Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, H.A. Ипполитова, П. Ф. Ивченков. М., 2001. -196 с.
- Методические рекомендации к учебному комплекту по русскому языку: 8−9 класс: книга для учителя / В. В. Бабайцева, Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова. М.: Просвещение, 1996. — 144 с.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8−9 класс: книга для учителя / В. В. Гадалова, Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова и др. М.: Просвещение, 1996. — 142 с.
- Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе» // Русский язык в школе. 2007. — № 2. — С.3−15.
- Мещеряков В.П. Вопросы к тексту и вопросы «от текста» / В. П. Мещеряков // Вопросы речевого развития учащихся в школе и вузе. К 85-летию со дня рождения В. Е. Мамушина: сб. науч. статей. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2007.-С.30−41.
- Микуменская М.А. Развитие лингвистического мышления учащихся: экспериментальное психологическое исследование / М. А. Микуменская -М., 1989. 142 с.
- Министерство образования РФ. Преемственность при обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — С. 108−117.
- Мисаренко Г. Г. Технология формирования оперативных единиц учебной деятельности / Г. Г. Мисаренко // Русский язык в школе. 2008. — № 1. — С.7−12.
- Московкина P.A. Изучение сложного предложения в школе: пособ. для учителей / P.A. Московкина. М.: Просвещение, 1981. — 110 с.
- Напольнова- Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: пособ. для учителя / Т. В Напольнова. М., 1983.- 111 с.
- Напольнова Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка: дисс. д-ра пед. наук / Т. В. Напольнова. М., 1983. — 111 с.
- Никеров А.И. Обучение младших школьников способам применения понятий и правил / А. И. Никеров // Начальная школа. 1982. — № 2. — С.27−31.
- Никитина Е.И. Уроки русского языка в 8 классе (Из опыта работы): пособ. для учителей / Е. И. Никитина. М.: Просвещение, 1980. — 175 с.
- Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». -2002. -№ 33.
- Овсянико-Куликовский Н.К. К вопросу о преподавании синтаксиса русского языка в средней школе / Н.К. Овсянико-Куликовский. Харьков: Мирный труд, 1902. — С.50.
- Озерская В.П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. 7 класс: пособ. для учителей / В. П. Озерская. М.: Просвещение, 1982.-96 с.
- Орлова A.M. Усвоение синтаксических понятий учащимися / A.M. Орлова. М., 1961. — С.274.
- Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления / В. З. Панфилов. М.: Наука, 1971. — 230 с.
- Парфёнова Т.В. Функциональный подход к изучению грамматики в школе. Об одном из путей модернизации / Т. В. Парфёнова // Русский язык в школе. 2002. — № 2. — С.3−6.
- Пахнова Т.М. В пространстве текста / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. 2008. — № 1. — С.23−28.
- Пахнова Т.М. Организация методической работы учителей-словесников по формированию культуроведческой компетенции учащихся разных типов школ / Т. М. Пахнова. М.: Прометей, 2005. — 131 с.
- Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка / Т. М. Пахнова. // Русский язык в школе. 1993. — № 3. — С.3−10.
- Первова Г. М. Виды анализа языкового материала на уроках русского языка / Г. М. Первова // Начальная школа. 1983. — № 4. — С.24−27.
- Перевозчикова В.В. Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» / В. В. Перевозчикова // Начальная школа. 2008. — № 8. — С.40−47.
- Перспективы развития системы непрерывного образования: под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — С.53−144.
- Перцева Н.К. Работа над предложением как путь развития лингвистического мышления / Н. К. Перцева // Начальная школа. 1995. — № 10.- С.65−70.
- Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики / A.M. Пешковский. М.: Учпедгиз, 1959. — С.34−165.
- Пешковский A.M. Наш язык. 4.1. / A.M. Пешковский. M.-JL, 1926.- С. 122.244а. Пешковский A.M. О грамматическом разборе. / A.M. Пешковский. -М.: учеб.-пед. изд. Министерства просвещения РСФСР, 1959. С.234−241.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: пособ. для учителя / И. М. Подгаецкая. — М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Подгаецкая И.М. Осмысление языковых связей при изучении русского языка / И. М. Подгаецкая // Русский язык в школе.—1986.-№ 4.-С.З-11.
- Поздняков Н.С. Методика русского языка / Н. С. Поздняков. — М., 1955.-С.9−15.
- Покровский В.Н. Изучение обособленных и необособленных согласованных определений в 8 классе средней школы / В. Н. Покровский // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1966. — № 268. — С.156−163.
- Пономарёв Н.М. Рефлексия в развитии творческого мышления / Н. М. Пономарёв, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психологический журнал.1986.-№ 6.-С.17−23.
- Попов П.С. Суждение и предложение / П. С. Попов // Вопросы синтаксиса современного русского языка. — М., 1950. — С. 15.
- Попова В.И. К вопросу о профильном образовании учащихся в области лингвистики / В. И. Попова // Русский язык в профильном обучении. -М. Ярославль. — Ч. И. — 2005. — С.63−68.
- Поспелов Н.С. Вопросы синтаксиса современного русского языка / Н. С. Поспелов. -М., 1950. С. 343.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике / A.A. Потебня. — М., 1958.-Т. 1−2.-С.123.
- Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы — основа фундаментальной подготовки специалиста. Рязань, 1999.-С.8−9.
- Программа «Начальная школа XXI век». М-: Изд-во. центр «Вентана-Графъ», 2001.
- Программа обучения по системе Занкова JI.B. Русский язык: развивающая-программа (1−3). -М.: Просвещение, 1993. С. 49.
- Программа «Речь и культура общения для 4-х летней начальной школы» / Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Р. И. Никольская. — М., 1994.259- Программы 4-х летней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига, 2004.
- Прокопович И.В. Работа над предложением в начальных классах / И. В. Прокопович. -М.: Просвещение,, 1976. С. 16−18.
- Прокопович Н: Н. Вопросы синтаксиса русского языка. / H.H. Прокопович. М.: Высшая школа, 1974. — С.348.
- Пронина Е.П. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе структурно-семантического подхода к изучению синтаксических единиц: сб. науч. трудов / Е.П. Пронина- под ред. В. В. Степановой. Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1984. — С. 123−129-
- Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / М. Э. Боцманова, В. В. Давыдов, Н. С. Евланова и др.- под. ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
- Пятницкий В.Д. Обособленные члены предложения (параллельная и цепная связь, синтаксический разбор): учеб. пособ. для студентов педагогических вузов, изучающих русский язык / В. Д. Пятницкий. Шуя, 1998. -56 с.
- Пятницкий В. Д. Обстоятельства и обстоятельственные придаточные как компоненты простого и сложного предложений: сб. контрольно-тренировочных упражнений по курсу синтаксиса современного русского языка / В. Д. Пятницкий. Шуя: Весть, 2005. — 36 с.
- Пятницкий В.Д. Трудные случаи пунктуации в сложных предложениях (анализ ошибок и вариантов, система упражнений) / В. Д. Пятницкий. Шуя, 1998. — 62 с.
- Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса: сб. упражнений для учащихся- под ред. А. П. Еремеевой. М., 1975. — 159 с.
- Рамзаева Т.Г. Взаимосвязь разных сторон языка в процессе его изучения / Т. Г. Рамзаева // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах- под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. — М, 1977. С.39−58.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс. / Т. Г. Рамзаева. М., 2005. — Ч. 1.-332 с.
- Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Н. С. Рождественский. — М.: Просвещение, 1975. — 234 с.
- Рожкова М.В. Реализация проблемного и ситуативно-речевого подходов к изучению синтаксиса на уроках русского языка / М. В. Рожкова. — М., 2004.-358 с.
- Рубинштейн Л.С. Проблема способностей и вопросы психологической теории / Л. С. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960. -№ 3. — С.25−29.
- Рубинштейн С.А. О мышлении и путях его исследования / С. А. Рубинштейн. -М.: изд. АН СССР, 1958. 148 с.
- Руденко A.K. Взаимодействие знаков препинания: суммарная усложненная запятая / А. К. Руденко // Русский язык в школе. 2005. — № 1. — С. 18−24.
- Руденко А.К. Процессы взаимодействия знаков препинания: омонимия одиночной и парной запятых / А. К. Руденко // Русский язык в школе. 2004.-№ 5.-С. 18−21.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.- под. ред. В. В. Давыдова. -М.: БРЭ, 1999. Т. 1. — С.317.
- Русская грамматика- под ред. Н. Ю. Шведовой и др. — М.: Наука, 1982. Т. 2. Синтаксис. — С.5.
- Русский язык в начальных классах. Теория и практика: пособ. для студентов средних учебных заведений- под ред. М.С. Соловейчик- — М., 1997. -383 с.
- Русский язык / Н. В. Костромина, К. А. Николаева, Г. М. Ставская, с
- E.H. Ширяев- под ред. проф. Л. Ю. Максимова. Ч. II. М.: Просвещение, 1989. -288 с.
- Русский язык. 1−3 класс / A.B. Полякова М.- Просвещение, 1995. —1. С. 7.
- Русский язык / C.B. Иванов, М. И. Кузнецова и др.: учеб. для 4 класса четырехлетней начальной школы в 2-х частях. М., 2002. — С.79.
- Русский язык: учеб. для 5 класса средней школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, И. И. Кулибаба. М.: Просвещение, 1988.-205 с.
- Русский язык: учеб. для 5 класса. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, И.В. Текучева- научн. ред. акад. РАО A.A. Леонтьев. — М.: Баласс, 2000. 205 с.
- Русский язык: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская. С. И. Львова, Г. А. Богданова и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканга. М.: Дрофа, 2000. — 382 с.
- Русский язык: учеб. для 5 класса- под. ред. Н. М. Шанского, Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. М.: Просвещение, 2002. — 302 с.
- Русский язык: учеб. для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2002. — 302 с.
- Русский язык: учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Просвещение, 2000. 240 с.
- Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Просвещение, 2000. — 207 с.
- Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразовательных учебных заведений- под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2002. — 207 с.
- Русский язык: учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 22-е изд. — М., 2000.- 190 с.
- Русский язык: учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко, H.A. Николина, К. И. Мишина. М.: Просвещение, 2002. — 190 с.
- Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова и др. М., 2002. — 271 с.
- Русский язык: учеб. для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. М.: Просвещение, 2002. — 142 с.
- Русский язык: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, З. И. Курцева, О. В. Чиндилова. М.: Баласс, 2006. — 320 с. — (Школа 2100).
- Русский язык: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, З. И. Курцева, О. В. Чиндилова. М.: Баласс, 2006. — 271 с. — (Школа 2100).
- Рухленко Н.М. Заметки с уроков русского языка, или как сделать обучение русскому языку интересным / Н. М. Рухленко // Русский язык в школе. 2008. — № 1. — С. 3−12.
- Самарин Ю.А. К вопросу о проявлении и соотношении способностей и интересов в школьном возрасте / Ю. А. Самарин // Склонности и способности: сб. Л.: изд-во ЛГУ, 1962. — С.17−30.
- Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э. В. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 96 с.
- Сидоренков В.А. Вариативное обучение русскому (родному) языку в антропоцентрическом аспекте: дисс. в виде научного доклада д-ра пед. наук / В. А. Сидоренков. СПб, 2000. — 75 с.
- Сидорова. С.А. Игры- и загадки* на уроках русского языка / С. А. Сидорова // Начальная школа. 2004. — № 10. — С.44−48.
- Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка / О. Б. Сиротинина. -М.: Высшая школа, 1980. 144 с.
- Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения / Е. С. Скобликова. — М., 1979. — 235 с.
- Скобликова Е.А. Филологическое образование младших школьников / Е. С. Скобликова // Начальная школа. 2007. — № 2. — С. 16−19.
- Скорнякова М.Ф. О доказательствах при грамматическом разборе / М. Ф. Скорнякова // Русский язык в школе. 1978. — № 6. — С. 14−17.
- Скрябина O.A. О стратегиях выбора при оформлении письменного текста / O.A. Скрябина // Русский язык в школе. — 2008. № 3. — С.3−6.
- Скрябина O.A. Обучающие и развивающие возможности дидактического языкового материала / O.A. Скрябина // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — С.33−39.
- Современный русский язык: учеб. 21 века / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М.И. Фомина- под ред. Н. С. Валгиной. М.: Логос, 2001. — С.480.
- Современный русский язык / В. В. Бабайцева, Г. П. Инфантова, H.A. Николина, И.П. Чиркина- под ред. Е. И. Дибровой. Ростов-на-Дону, 2002. -454 с.
- Современный русский язык (Синтаксис сложного предложения) / С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. -М.: Просвещение, 1977. 184 с.
- Современный русский язык. Теория и анализ языковых единиц в 2-х частях- под ред. Е. И. Дибровой. М.: Academa, 2003. — Ч. 1. — Морфология. 4.2. — Синтаксис. — С.559−562.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов М.: Просвещение, 1967. — 234 с.
- Солганик Г. Я. О природе синтаксических значений и связей / Г. Я. Солганик // Русский язык в школе. 1981. — № 6. — С. 58−65.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика / Г. Я. Солганик. М.: Высшая школа, 1973. — С.59.
- Солганик Г. Я. Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) и его виды в современном русском языке / Г. Я. Солганик. // Русский язык в школе. 1969. — № 2. — С.92−93.
- Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи / М. С. Соловейчик. М.: Флинта, 1999. — 104 с.
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах / М. С. Соловейчик. Сборник методических задач. 4.1. М., 1994. — 78 с.
- Соловейчик М.С. Русский язык. Словеснику, принимающему 5-й класс. Ассоциация 21-й век / М. С. Соловейчик. — М., 2005. — С.61−65.
- Соловьёва Т.Н. Структурно-семантический подход к изучению сложноподчиненных предложений в . новых учебниках русского языка для 9 класса / Т. Н. Соловьёва. М. — Ярославль, 2007. — С.32−35.
- Соловьёва Т.А. Теоретические основы интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной' школе: дисс. д-ра пед. наук / Т. Н. Соловьёва. М.: МПГУ, 2000. — 350: с.
- Срезневский И.И. Об изучении русского языка вообще и особенно в детском возрасте / И. И Срезневский. СПб.: Академия наук, 1899. — С.42.
- Суворова С.П. Речевое развитие школьников в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности: ценностно-интеграционный подход: дисс. д-ра пед. наук / С. П. Суворова. — СПб, 2002. -415 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Педагогика, 1975. С.41−42.330: Текучёв A.B. Грамматический разбор в школе / A.B. Текучёв. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 399 с.
- Текучёв A.B. Методика русского языка в средней школе / A.B. Текучёв. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
- Текучёв A.B. Некоторые вопросы преподавания грамматики / A.B. Текучёв // Русский язык в школе. — 1971. — № 4. — С.24−29.
- Текучёв A.B. Некоторые вопросы теории методики преподавания грамматики / A.B. Текучёв // Русский язык в школе. — 1974. — № 2. С.13−16.
- Текучёв A.B. Очерки по истории методики преподавания русского языка / A.B. Текучёв. М.: МГПИ, 2008. — 92 с.
- Текучёв A.B. Очерки по методике обучения русскому языку / A.B. Текучёв. — М.: Просвещение, 1980. — 229 с.
- Теория и практика дистанционного обучения. М.: Academa, 2004.
- Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка в начальных классах / Д. И. Тихомиров. — М., 1914. С. 235.
- Ткаченко Е.М. Современный русский язык. Сложное предложение / Е. М. Ткаченко. М., 2002. — С. 122−123.339, Томсон H.A. Технология модульного обучения на уроках русского языка / H.A. Томсон // Русский язык в школе. — 2007. № 3. — С. 15−17.
- Троицкий Е.Ф. Принцип «от известного к неизвестному» в преподавании русского языка / Е. Ф. Троицкий // Русский-язык в школе. — 2005. № 4. — С.33−35.
- Тростенцова JI.A. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс / JI.A. Тростенцова., Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 2004. 175 с.
- Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. — М.: Просвещение, 2008. 280 с.
- Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе: метод, рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т.А.' Ладыженская, И. А. Шеховцова. — М.: Просвещение, 2000.-271 с.
- Трудные случаи разбора сложного предложения. Диктанты: учеб. пособ. / Е. В. Сергеева, Н. И. Колгурина. СПб.: Паритет, 2002.
- Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа / А. Ю. Уваров. М., 2001. — С.6−10.
- Успенский М.Б. Интерпретация системных и нормативных явлений русского языка в учебниках для средней школы / М. Б. Успенский. М. Ярославль, 2007. — С. 15−17.
- Устинов A.M. Синтаксическая семантика сложноподчиненных предложений: учеб: пособ. / A.M. Устинов. — Иваново, 1987. — 68 с.
- Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы. — Смоленск, Ассоциация 21 век, 2002. — 272 с.
- Ушакова Н.М. Развитие лингвистического мышления учащихся на уроках русского языка в процессе изучения синтаксиса: дисс. канд. пед. наук / Н. М. Ушакова. М., 1988. — 222 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. М. — Д., 1946. — С.48.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка: руководство к преподаванию по «Родному слову» / К. Д. Ушинский. // Собр. соч. М. — Л., 1949. — Т.5. — С.333−356.
- Ушинский К.Д. Предисловие к первому изданию «Детского мира» / К. Д. Ушинский. // Избранные произведения. М., 1946. — С.3−25.
- Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / К. Д. Ушинский. СПб., 1905. — С.30−32.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -576 с.
- Фарисенкова Л.В. Новый учебник востребованная методическая традиция / Л. В. Фарисенкова // Русский язык в школе. — 2005. — № 4. — С.92−94.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: учеб. пособ. / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Трудные вопросы синтаксиса / Л. П. Федоренко. -М.: Просвещение, 1972. 239 с.
- Федосюк М.Ю. Зачем нужны разные типы сказуемых / М. Ю. Федосюк // Русский язык в школе. 2007. — № 6. — С.40−46.
- Федосюк М.Ю. Зачем нужны сложные предложения? / М. Ю. Федоскж // Русский язык в школе. — 2006. — № 6. С.40−45.
- Фельдштейн Д.И. Проблема возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн // Избранные психологические труды. — М., 1995.-С.11−25.
- Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Фирсов Г. П.- под ред. акад. В. В. Виноградова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 430 с.
- Фирсов Г. П. Об изучении синтаксиса и пунктуации в школе / Г. П. Фирсов-М., 1961.-С.108.
- Фомичева Г. А. Грамматический разбор в начальных классах / Г. Л. Фомичёва // Начальная школа. 1985. — № 8. — С.69−71.
- Фомичёва Г. А. Методика синтаксиса / Г. А. Фомичёва // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах- под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. М., 1977. — С. 198−225.
- Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах: пособ. для учителя / Л. Г. Фомичёва. М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
- Фомичева Г. А. Система работы над словосочетанием и предложением в 1−3 классах / Г. А. Фомичева // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: пособ. для учителей. — М.: Просвещение, 1982. С.74−83.
- Фомичева Г. А. Система работы над словосочетанием в 1−3 классах / Г. А. Фомичева // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: пособ. для учителей. -М.: Просвещение, 1982. С.85−87.
- Фомичёва Г. А. Формирование синтаксического строя речи младших школьников: автореф. дисс. д-ра пед. наук / Г. А. Фомичева. — М., 1984,-41 с.
- Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку / А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, JI.A. Ходякова, О. В. Гордиенко, Т. М. Пахнова. -М., 2005. 135 с.
- Фортунатов Ф.Ф. О преподавании русского языка в средней школе / Ф. Ф. Фортунатов // Избранные труды. М., 1957. — Т. II — С.429−462.
- Фролов А.П. Грамматические диктанты / А. П. Фролов // Русский язык в школе. 1967. — № 3. — С.75−76.
- Фурашов В.И. Несогласованные определения в современном русском языке / В .И. Фурашов. М., 1984. — С.27−39.
- Фурашов В.И. Синтаксические функции однопадежных существительных при неопределенных местоимениях / В. И. Фурашов // Русский язык в школе. 1991. — № 4. — С.65−70.
- Ходякова Л.А. Концепции элективных курсов по русскому языку в школах гуманитарного профиля / Л. А. Ходякова // Русский язык в профильном обучении. М. — Ярославль, 2005. — Ч. I. — С.32−37.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб., 2002. — С.239−241.
- Холодов H.H. К вопросу об изучении сложных предложений с сочинением и подчинением. Вопросы грамматики русского языка и методики его преподавания / H.H. Холодов // Уч. записки Смоленского гос. пед. инст. -Смоленск, 1964. Вып. 13. Ч. 1. — С.20−29.
- Царёва Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей / Р. Ш. Царёва. Казань, 1997.-С.17−20.
- Целикова М.П. Как устранить шаблон в изучении подлежащего / М. П. Целикова // Русский язык в школе. — 1993. № 1. — С. 27−29.
- Целикова М.П. Комплексный подход к освоению пунктуации в школе / М. П. Целикова // Материалы 4-х Ушаковских чтений «Традиционные и новые формы обучения и контроля в практике преподавания русского языка в школе и вузе». — Иваново, 2003. С. 135−138.
- Целикова М.П. Об отборе дидактического материала при изучении Cllli с придаточными изъяснительными / М. П. Целикова // Русский язык в школе. 1980. -№ 6. — С.51−53.
- Целикова М.П. Предупреждение ошибок при разборе сложных предложений с союзным словом «который» / М. П. Целикова // Русский язык в школе.- 1998. -№ 1.-С.40−42.
- Целикова М.П. Преемственность и перспективность при изучении сшггаксиса в средней школе: монография/М.П Целикова —Шуя, 2007.—240 с.
- Целикова М.П. Русский язык. Сложные предложения. Схемы. Задания: учеб. пособ. / М. П. Целикова. М., 2003. — 95 с.
- Целикова М.П. Трудные случаи при синтаксическом анализе второстепенных членов предложения / М. П. Целикова // Русский язык в школе.2005. — № 1.-С. 42−46.
- Целикова М.П. Учение о периоде в трудах лингвистов и школьных учебниках русского языка конца XVIII века, Х1Х-ХХ-го веков. Шуя, 2006. -37 с.
- Черноморов А.И. Практикум по выразительному чтению / А. И. Черноморов, А.И. Шустова- под ред. H.H. Шевелева. М.: Просвещение, 1970.- 150 с.
- Чесноков П.В. Логическая фраза и предложение / П. В. Чесноков. -Ростов-на-Дону, 1961. 136 с.
- Чеснокова Л.Д. Грамматические вопросы как средство анализа предложения / Л. Д. Чеснокова // Русский язык в школе. 1978. — № 2. — С.4−52.
- Чибухашвили В.А. Преемственность в формировании речевой культуры на разных этапах языкового образования: начальная, средняя, профильная школы / В. А. Чибухашвили // Русский язык в профильном обучении. М., 2005. — Ч. 2. — С.68−71.
- Чуглов В.М. Изучение однородных членов в 8 классе / В. М. Чуглов // Русский язык в школе. 2005. — № 3. — С. 12−13.
- Чумак J1.M. Реализация культурного компонента значения на синтаксическом уровне / JI.M. Чумак // Мир русского слова. — 2000. № 1. — С. 11−13.
- Чуковский К.И. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. Соч.: в 2 т. -М.: Правда, 1990. Т.2. — 653 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. М.: АО «Столетие», 1995. -190 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М., 1994.-315 с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: кн. для учителя / Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста / Н. М. Шанский. Л.: Просвещение, 1990. — 427 с.
- Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособ. для студентов педвузов / Е. Г. Шатова. — М.: Дрофа, 2007. 253 с.
- Щукина Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика 1983. -№ 11.- С.46−51.
- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 15 7−167.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-299 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. -№ 2. — С.64−76.
- Яковлева Г. Я. Место и роль синтаксической синонимии в курсе русского языка / Г. Я. Яковлева // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе Российского среднего и высшего образования. М., 2004. — С. 420−425.
- Ясюкова JI.A. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении / JI.A. Ясюкова. СПб., 2005. — 111 с.