Анализ результатов экспериментального исследования
Отмечается недостаточная сформированность пространственных представлений, проявляющаяся в нарушении лево-правых ориентировок. Наряду с неречевыми функциями у детей с речевыми расстройствами выявлены нарушения фонематических процессов. При воспроизведении трехсложных слогов дети переставляли или заменяли их, что связано с недостаточностью развития слухоречевой памяти. Связные высказывания… Читать ещё >
Анализ результатов экспериментального исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данные, полученные в ходе исследования, были проанализированы в количественном и качественном отношении.
При обследовании неречевых базовых функций сложным заданием для детей с речевыми расстройствами оказалось задание на повторение цифр, что говорит о недостаточной несформированности сукцессивной слухоречевой памяти, а также указывать на недостаточность оперативной памяти (при обратном счете).
Ошибки в процессе воспроизведения звуковых ритмов могут быть связаны как со слуховым анализатором, так и с особенностями функционирования моторных систем.
На дефицит сукцессивных функций указывают ошибки в выполнении задания «Кулак-ребро-ладонь».
Отмечается недостаточная сформированность пространственных представлений, проявляющаяся в нарушении лево-правых ориентировок. Наряду с неречевыми функциями у детей с речевыми расстройствами выявлены нарушения фонематических процессов. При воспроизведении трехсложных слогов дети переставляли или заменяли их, что связано с недостаточностью развития слухоречевой памяти. Связные высказывания малоразвернуты; нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. В процессе связного высказывания дети с речевыми нарушениями нуждались в систематической помощи со стороны педагога: в виде наводящих вопросов, подсказки, стимуляции высказываний. Рассказывание по сюжетным картинкам показало, что у детей с речевыми расстройствами связные высказывания мало развернуты; нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. В процессе связного высказывания дети нуждались в систематической помощи со стороны педагога: в виде наводящих вопросов, подсказки, стимуляции высказываний.
Исследование функционального базиса письма и нарушений речевого развития показало:
у детей с речевыми расстройствами нарушены сукцессивные функции (у 58%), низкий уровень сформированности оптико-пространственные и графо-моторные функции (у 67%), недостаточно сформированны речевые функции (у 50%);
в сравнении этих данных с данными детей с нормой речевого развития показало, что у детей с патологией речи:
сформировнность сукцессивных функций ниже на 33%;
сформированность оптико-пространственных и графо-моторных функций ниже на 20%;
сформированность речевых функций ниже на 37%.
Эти данные показали, что в целом предрасположенность к нарушению письма у детей с нарушениями речи выражено в большей степени, чем у детей с нормой речевого развития.
Выводы по II главе.
- 1. У детей с речевым нарушением отмечается риск развития дисграфии, что говорит о необходимости работы по профилактике нарушений письма, которая должна осуществляться в частности на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
- 2. Выраженное наличие речевых расстройств, говорит о необходимости логопедических занятий, которые не только обеспечат преодоление расстройств устной речи, но и профилактику возможных расстройств письма.
- 3. Выявленное нарушение невербальных функций, говорит о том, что логопедических занятий недостаточно для профилактики нарушений письма у детей с расстройствами устной речи. Необходима работа по коррекции невербальных функций в ходе воспитательного процесса.