Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Усвоение понятия «проверочное слово»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин «проверочное слово» уже прозвучал, но прозвучал вскользь, без особого нажима. Здесь учитель использует опосредованное внимание детей, которое у младших школьников иногда оказывается сильнее, чем целенаправленное. Если ученики хорошо подготовлены к текущему разговору, этот термин обязательно запечатлеется в их сознании. Проверить это можно, предложив детям дополнить фразу, которая, по сути… Читать ещё >

Усвоение понятия «проверочное слово» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате длительной подготовки ученики подходят к тому этапу, на котором они уже способны самостоятельно указать на конкретное слово и назвать его проверочным. Для выделения таких действий учитель предлагает детям гнездо однокоренных слов, в которых буква гласного в корне закрыта, например: полезный, использовать, пОлъза, бесполезный.

— Посмотрите, Незнайка решил подшутить над нами и закрыл отпечатками своей ладошки буквы гласных звуков. Но ведь и мы с вами не лыком шиты. Догадаемся, какая буква закрыта?

После выполнения этого задания учитель открывает следующую написанную на доске группу: закОтился, прокОтитъ, прокОт, закОтыватъ, выкОтил.

— Посмотрите, Незнайка попался на собственную хитрость, потому что его друг Гунька решил точно так же подшутить и над ним. Незнайка подумал и решил вставить букву о. Какие слова могут подсказать (проверить), правильно ли это?

Дети отвечают на этот вопрос, и учитель предлагает им выписать сначала слова, которые могут быть проверочными, а потом слова с орфограммой.

Термин «проверочное слово» уже прозвучал, но прозвучал вскользь, без особого нажима. Здесь учитель использует опосредованное внимание детей, которое у младших школьников иногда оказывается сильнее, чем целенаправленное. Если ученики хорошо подготовлены к текущему разговору, этот термин обязательно запечатлеется в их сознании. Проверить это можно, предложив детям дополнить фразу, которая, по сути, является обобщением того, что они перед этим наблюдали:

Родственное слово с_гласным в корне называется_для однокоренных слов с_гласным в корне.

— Ах, какая досада! Здесь было написано предложение о проверочном слове, но ктото взял и стер самые важные слова. Может быть, вы попробуете догадаться, что это были за слова, и допишете их.

Фразу читает учитель.

Если в классе имеются очень слабые ученики или школьники испытывают значительные затруднения, то можно дать ключевое слово со схематическим выделением корня:

Родственное слово с_гласным в корне называется про^~^очным для однокоренных слов с_гласным в корне.

После знакомства с термином «проверочное слово» можно предложить ученикам силлогизм:

Безударные гласные [а], [и] в корне слов — это орфограмма (опасное место).

В слове I ~1 гласный [а] в корне ударный. Значит, … (В нем

нет орфограммы «безударный гласный в корне слова», оно является проверочным.)

Рассмотренная тема закрепляется в процессе выполнения упражнений на выделение проверочных слов. Детям либо дается гнездо родственных слов, либо они коллективно подбирают однокоренные слова к слову, предложенному учителем. После того как эти слова будут записаны на доске, с ними проводится различная работа. Задания могут быть примерно такими:

  • 1. Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и выпишите слова с орфограммой в корне. Как называется эта орфограмма?
  • 2. Внимательно прочитайте все слова и выпишите проверочные.
  • 3. Прочитайте, пожалуйста, слова. Послушайте и запомните вопрос: каких слов больше — проверочных или с орфограммой «безударный гласный в корне»? Объединитесь в группы (пары), посоветуйтесь, что надо сделать для ответа на этот вопрос. Составьте план действий.

Подобные упражнения дети выполняют до тех пор, пока по программе не подойдет время изучения темы «Правописание безударных гласных».

Основной этап.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой