Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка учащихся к проектной деятельности при обучении физике в средней школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной педагогической науке и практике представлены широкие возможности учебного проекта как нового дидактического средства, позволяющего развить способности учащихся к самостоятельному познанию нового, решению различных жизненно важных проблем. Интерес к внедрению «метода проектов» в учебный процесс различных образовательных учреждений в последнее десятилетие очень высок. Исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Метод проектов в теории и практике обучения учащихся
    • 1. 1. Эволюция содержания метода проектов и особенности его реализации в практике обучения учащихся
    • 1. 2. Требования к формулировке тем проектов
    • 1. 3. Возможные темы проектов, выполняемые на основе 42 физических знаний
    • 1. 4. Способы организации проектной деятельности учащихся
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Методика обучения учащихся проектной деятельности на уроках физики
    • 2. 1. Теоретическое обоснование решения проблемы подготовки учащихся к проектной деятельности
    • 2. 2. Применение обобщенного метода создания конечного продукта с заданными свойствами к выполнению проектов с использованием физических знаний
    • 2. 3. Разработка этапов обучения учащихся проектной деятельности на уроках физики
    • 2. 4. Отбор учебного материала школьного курса физики для подготовки учащихся к проектной деятельности
    • 2. 5. Обучение учащихся способам выполнения отдельных действий, входящих в содержание обобщенных методов создания НПЗП и технологии (метода) его получения
      • 2. 5. 1. Обучение учащихся формулированию цели и выбору объекта, из которого может быть получен НПЗП

      2.5.2. Обучение учащихся деятельности по выделению физического явления (процесса, воздействия), в результате которого выбранный объект может быть преобразован в НПЗП, и условий его протекания 92 2.5.3. Обучение учащихся деятельности по составлению принципиальной схемы установки для получения НПЗП и расчету энергетических затрат на его создание

      2.6. Обучение учащихся обобщенным методам создания НПЗП и технологии (метода) его получения

      2.7. Организация самостоятельного выполнения учащимися проектной деятельности

      Выводы по главе

      Глава 3. Педагогический эксперимент

      3.1. Общая характеристика экспериментального исследования

      3.2. Результаты педагогического эксперимента

      3.2.1. Результаты констатирующего эксперимента

      3.2.2. Результаты поискового эксперимента

      3.2.3. Результаты обучающего эксперимента 128

      Выводы по главе 3 138

      Заключение 140 Библиографический

      список 143

      Приложение 1 159

      Приложение

Подготовка учащихся к проектной деятельности при обучении физике в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной педагогической науке и практике представлены широкие возможности учебного проекта как нового дидактического средства, позволяющего развить способности учащихся к самостоятельному познанию нового, решению различных жизненно важных проблем. Интерес к внедрению «метода проектов» в учебный процесс различных образовательных учреждений в последнее десятилетие очень высок. Исследования многих авторов (Е.С. Полат, И. Д. Чечель, Г. Б. Голуб, Н. Ю. Пахомова, О. В. Чуракова и др.) посвящены организации проектной деятельности школьников: выделены цели, формы и этапы работы учащихся над проектом, описаны роли учителя и учащихся на каждом этапе проектной деятельности.

Данный метод рассматривается как инструмент решения актуальных проблем физического образования, связанных с формированием у обучаемых умения применять имеющиеся знания в любой ситуации. Учащимся предлагается большое разнообразие проектов, выполняемых на основе физических знаний. Анализ формулировок тем таких проектов позволил свести их к четырем типам: 1) проекты, связанные с созданием практически значимого для человека продукта с заданными свойствами, который, как правило, является новым объектом и представляет собой техническое устройство, модель, макет какого-либо реального объекта, прибор и т. п.- 2) проекты, связанные с оценкой или нахождением значений параметров свойств объектов в определенном состоянии- 3) проекты, связанные с разработкой технологии (метода) получения практически значимого продукта- 4) проекты, связанные с установлением причины явления, процесса.

К проектам первого типа относятся: «Создание модели оптического прибора с заданным значением коэффициента увеличения», «Разработка универсального фонарика для пожарного" — проекты второго типа — «Оценка тормозного пути и времени торможения автомобиля «Газель», «Нахождение значений параметров воздушной среды в микрорайоне" — третьего типа — «Разработка метода определения жирности молока», «Разработка способов контроля качества зеркальной поверхности" — четвертого типа — «Выявление факторов, влияющих на рост кристаллов», «Почему летают птицы?».

Анализ методической литературы показал, что проекты, связанные с оценкой или нахождением значений параметров свойств объектов в определенном состоянии, и способы выполнения их учащимися описаны Н. И. Одинцовой, Т. В. Ильиной, JI.A. Радкевичем. Проектной деятельности, направленной на установление причины явления, процесса, посвящены работы Г. П. Устюгиной, А. А. Князева, Е. М. Савельевой. Содержание проектной деятельности по созданию нового практически значимого продукта и технологии его получения не разработано.

Несмотря на то, что метод проектов используется достаточно широко, существует много проблем, связанных с содержанием этого метода и методикой его применения. Нас интересовало: вызывает ли работа над проектом интерес у школьниковмогут ли все учащиеся участвовать в проектной деятельностиумеют ли они правильно сформулировать цель деятельности по выполнению проекта и спланировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.

Для поиска ответов на эти вопросы нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняло участие около 400 учащихся 9−11 классов средних общеобразовательных учреждений разного типа Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани и Астраханской области, г. Волжского Волгоградской области, г. Ессентуков Ставропольского края. Результаты эксперимента показали, что подавляющее большинство учащихся (98%) проявляют интерес к проектной деятельности и желание в ней участвовать. Однако, лишь небольшая часть (2%) школьников умеет правильно спланировать свою деятельность по достижению цели, сформулированной в учебном проекте. Отсюда мы сделали вывод о том, что существующая методика не позволяет подготовить всех учащихся к выполнению проектов.

В итоге можно утверждать, что существует противоречие между необходимостью развивать умение учащихся создавать новый практически значимый продукт (НПЗП) при выполнении учебных проектов и отсутствием методики подготовки учащихся к проектной деятельности при обучении физике.

Существование этого противоречия и обуславливает актуальность темы исследования.

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся средней школы в современных условиях.

Предметом исследования является методика подготовки учащихся к проектной деятельности при изучении физики.

Цели исследования состоят в том, чтобы:

— разработать содержание подготовки учащихся к проектной деятельности в процессе обучения физике в современных условиях;

— разработать методику реализации такой подготовки учащихся при обучении физике.

В качестве теоретической основы исследования выбраны две идеи. Первая состоит в том, что человек может выполнять определенную деятельность в любых условиях, если он владеет обобщенным методом этой деятельности. Суть второй идеи заключается в следующем: человек может овладеть деятельностью при условии многократного ее выполнения.

На этой основе сформулирована гипотеза исследования: учащиеся будут готовы к успешному выполнению проектной деятельности, если в процессе обучения физике овладеют обобщенными методами создания нового практически значимого продукта и технологии (метода) его получения.

Для достижения цели исследования и. проверки гипотезы были поставлены задачи исследования:

1. Выяснить состояние проблемы подготовки учащихся к проектной деятельности в теории и практике обучения учащихся физике.

2. Выделить требования к формулировкам тем проектов, связанных с созданием нового практически значимого продукта и технологией (методом) его получения.

3. Разработать обобщенные методы выполнения проектов по созданию нового практически значимого продукта и технологии (метода) его получения.

4. Сформулировать содержание подготовки учащихся к проектной деятельности.

5. Разработать методику подготовки учащихся к проектной деятельности при обучении физике через формирование обобщенных методов создания нового практически значимого продукта (НПЗП), технологии его получения и отдельных действий, входящих в содержание данных методов.

6. Разработать дидактические средства, необходимые для формирования действий, входящих в содержание обобщенных методов создания НПЗП и технологии его получения.

7. Разработать дидактические средства для формирования обобщенных методов создания НПЗП и технологии его получения.

8. Отобрать учебный материал школьного курса физики, при изучении которого возможно формирование у учащихся обобщенных методов создания НПЗП, технологии его получения и каждого действия, составляющего содержание данных методов.

9. Экспериментально проверить разработанную методику подготовки учащихся к проектной деятельности.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы и виды деятельности:

— изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической, естественно-научной, технической, учебной, научнопопулярной литературы, диссертаций, имеющих отношение к теме исследования;

— выделение, анализ и обобщение разрабатываемых школьниками проектов;

— анкетирование учащихся и учителей различных общеобразовательных учреждений;

— беседы с учителями физики, преподавателями вузов, руководителями творческих секций, кружков технического моделирования;

— наблюдение за учащимися, занимающимися проектной деятельностью;

— разработка методического обеспечения для проведения педагогического эксперимента;

— проведение педагогического эксперимента и обработка его результатов;

— личное преподавание и организация проектной деятельности учащихся.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выделены проекты, выполняемые с применением физических знаний, связанные с: 1) созданием нового практически значимого продукта- 2) разработкой технологии (метода) его получения.

2. Выделены методы выполнения проектов по созданию НПЗП и технологии (методом) его получения в обобщенном виде.

3. Сформулировано содержание подготовки учащихся к проектной деятельности: в процессе обучения физике учащиеся могут овладеть обобщенными методами создания НПЗП и технологии его получения при условии предварительного формирования действий, входящих в его содержание, и последующего самостоятельного выполнения проектов с применением физических знаний.

4. Разработана методика подготовки учащихся к проектной деятельности при обучении физике, состоящая из следующих этапов:

Этап 1. Обучение учащихся способам выполнения действий, входящих в содержание обобщенных методов создания НПЗП и технологии (метода) его получения при усвоении физических знаний.

Этап 2. Обучение учащихся обобщенным методам создания НПЗП и технологии (метода) его получения.

Этап 3. Самостоятельное выполнение учащимися проектов с применением физических знаний.

5. Разработаны требования, которым должны соответствовать формулировки упражнений, позволяющих формировать действия, входящие в содержание обобщенных методов создания НПЗП и технологии (метода) его получения.

В условии упражнений должны содержаться:

— описание ситуации, в которой возникает потребность в создании НПЗП или технологии (метода) его получения;

— указание цели, сформулированной в названии действия.

6. Выделены требования, предъявляемые к формулировкам тем проектов. Формулировка темы должна содержать:

1) название деятельности, которую должен выполнить учащийся, название конечного продукта, описание его свойств;

2) конечный продукт должен быть практически значимым и обладать субъективной или объективной новизной.

Теоретическая значимость исследования:

— обоснована возможность обучения учащихся проектной деятельности при изучении школьного курса физики, что позволит подготовить их к успешному выполнению проектов с применением физических знаний и сформировать готовность создавать НПЗП и технологию (метод) его получения;

— расширена сфера применения деятельностного подхода на подготовку учащихся к проектной деятельности при обучении физике.

Практическая значимость результатов исследования:

1) Выделены темы школьного курса физики, при изучении которых целесообразно формировать у учащихся действия, входящие в обобщенные методы создания НПЗП и технологии (методы) его получения.

2) Составлены упражнения, необходимые для формирования действий обобщенных методов создания НПЗП и технологии его получения.

3) Разработаны практически значимые задачи, предназначенные для обучения учащихся выделенным обобщенным методам.

4) Составлены формулировки тем проектов, выполняемых с применением физических знаний.

5) Разработаны фрагменты уроков, иллюстрирующие характер деятельности учителя и учащихся на разных этапах реализации методики подготовки обучаемых к проектной деятельности.

6) Разработаны методы выполнения конкретных проектов в соответствии с обобщенными методами создания НПЗП и технологии (метода) его получения.

7) Составлено тематическое планирование, позволяющее реализовать методику подготовки учащихся к проектной деятельности.

Апробация исследования осуществлялась:

— на IV, V Международных научно-методических конференциях «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Нижний Новгород, 2003;2004 г.);

— на Всероссийской научно-методической конференции «Обучение физике в школе и вузе в условиях модернизации системы образования» г. Нижний Новгород, 2004 г.);

— на Международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО) (г. Санкт — Петербург, 2005 г.);

— на Международной конференции «Новые технологии в преподавании физики: школа и ВУЗ» (г. Москва, 2006 г.).

— на региональной научно-практической конференции «Проблемы современного физического образования: школа и ВУЗ» (Армавир, 2005 г.);

— на областной научно-практической конференции «Развитие муниципальной системы образования: теория и практика» (г. Астрахань, 2004 г.);

— на итоговых научно-практических конференциях студентов, аспирантов и преподавателей в Астраханском государственном университете (г. Астрахань, 2002 — 2005 г.);

— на городских научно-методических семинарах учителей физики (г. Астрахань, 2002;2006 г.).

На защиту выносятся следующие положения;

1. Содержание подготовки учащихся к проектной деятельности при изучении школьного курса физики заключается в обучении обобщенным методам создания НПЗП и технологии (метода) его получения.

2. Овладение учащимися действиями, входящими в содержание обобщенных методов, при усвоении физических знаний является необходимым условием формирования вышеназванных методов.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии — 175 наименованийв работе-16 таблиц, 5 рисунков, 5 диаграмм.

Выводы по главе 3.

1. Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся старших классов интересуются проектной деятельностью, стремятся в ней участвовать, но подавляющее большинство (98%) не могут спланировать свои действия по разработке проекта. Это означает, что школьники к выполнению проектной деятельности не подготовлены, т.к. в существующих методах организации проектной деятельности учащихся не предусмотрено обучение такой деятельности.

2. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил возможность подготовки учащихся к проектной деятельности при обучении физике в средней школе по разработанной методике.

3. Эксперимент доказал, что овладение учащимися методами создания НПЗП и технологии (метода) его получения в обобщенном виде, позволяет им успешно заниматься проектной деятельностью с применением знаний по физике и другим предметам. Установлена необходимость в специальной подготовке учителей физики к обучению учащихся проектной деятельности при изучении физики в средней школе.

Проведенный эксперимент доказал, что занятия проектной деятельностью повышают интерес к самому предмету, повышают значимость знаний, самооценку учащихся.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование показало, что, несмотря на то, что в содержание обучения учащихся физике проектная деятельность не входит, обучение такому виду деятельности можно осуществлять при усвоении физических знаний, формируя обобщенные методы создания нового практически значимого продукта и технологии (метода) его получения. Результатом нашего исследования является разработка методики обучения учащихся к проектной деятельности на уроках физики.

В ходе исследования получены следующие результаты:

1.Анализ эволюции содержания метода проектов и способов его реализации в мировой практике обучения учащихся позволил выявить тенденцию к неоднозначности понятий «проект», «проектная деятельность», недостатки методики организации проектной деятельности учащихся. Это потребовало уточнить определения терминов. Предложены следующие формулировки: «проект» — это задание, связанное с получением нового практически значимого продукта- «проектная деятельность» — деятельность, направленная на получение нового практически значимого продукта.

2. В ходе исследования выделены типы проектов, которые могут быть выполнены с применением физических знаний, связанных: 1) с созданием нового практически значимого продукта- 2) с разработкой технологии (метода) получения нового практически значимого продукта. Выделены методы выполнения проектов по создания НПЗП и технологии (метода) его получения в обобщенном виде. Они представляют собой систему действий, выполнение которых в определенной последовательности позволит получить новый продукт с заданными свойствами.

3. Разработана методика подготовки учащихся к проектной деятельности при обучении физике, на основе теории деятельностного подхода. Выделены этапы данной методики: обучение способам выполнения каждого действия обобщенных методов, обучение методам создания НПЗП и технологии (метода) его получения в обобщенном виде, самостоятельная проектная деятельность с опорой на обобщенные методы.

Проведен анализ учебных программ по физике для средней школы с целью установления возможности обучения учащихся отдельным действиям обобщенных методов при изучении различных тем школьного курса физики.

Установлено, что начинать подготовку к проектной деятельности необходимо в середине 7 класса с формирования отдельных действий методов, в середине 8 класса переходить к выделению и усвоению учащимися обобщенных методов. Это позволит организовать в 9 классе выполнение проектов учащимися.

4. Разработаны требования, которым должны соответствовать формулировки упражнений, позволяющих формировать действия, входящие в содержание обобщенных методов создания НПЗП и технологии (метода) его получения.

В условии упражнений должны содержаться:

— описание ситуации, в которой возникает потребность в создании НПЗП или технологии (метода) его получения;

— указание цели, сформулированной в названии действия.

Разработаны требования, предъявляемые к формулировкам тем проектов.

Формулировка темы проекта должна содержать:

— название деятельности, которую предстоит выполнить учащемуся,.

— название конечного продукта,.

— описание свойств конечного продукта.

Непременными свойствами конечного продукта должны быть новизна (субъективная и объективная) и практическая значимость.

Разработаны дидактические средства, позволяющие формировать действия методов, обобщенные методы создания НПЗП и технологии его получения, примерные темы проектов, выполняемых с применением физических знаний.

6. Проведена экспериментальная проверка разработанной методики подготовки учащихся к выполнению проектов. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в различных образовательных учреждениях среднего звена, показали, что учащиеся, овладев на уроках физики обобщенными методами создания нового практически значимого продукта и технологии (метода) его получения, пользуются ими при разработке самых разнообразных проектов. Это свидетельствует о результативности разработанной методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.Г. Творческие задания на рационализацию и изобретательство / Е. Г. Агашкова.// Физика в школе. 2000.- № 6. — С. 3437.
  2. , С.Б. 50 советов сельскому электрику/ С .Б. Аджиманбетов, Б. М. Рапутов. М.: Колос, 1993. — 64 е.- ISBN 5−10−2 716−9.
  3. , С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. 4.1. Разработка уроков/ С. В. Анофрикова. М.: МГПУ, 2001. — 236с. — ISBN 5−7042−1086−4.
  4. , С.В. Применение задач в процессе обучения физике /С.В. Анофрикова, Г, П. Стефанова М-: Изд-во Mill У им. В. И. Ленина, 1991.-175с.
  5. , С.В. Практическая методика преподавания физики: Учебник для студентов педвузов / С. В. Анофрикова, Г. П. Стефанова. Астрахань.: Изд-во АГПИ, 1995.- 260с.- ISBN 5−88 200−117-Х.
  6. , И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах: Пособие для учителей/ И. Г. Антипин. М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
  7. , А.К. Развитие изобретательских умений учащихся.//А.К. Атаманченко// Физика в школе 1997.- № 6. С. 40 — 43.
  8. , А.Н. Электричество в доме и на даче: для «чайников"/ А. Н. Баран, Ворона Г. Ю. -Минск: Элайда, 1998.-224 е.- ISBN 985−6163−25−0.
  9. , Е.Ю. Метод проектов на уроках физики/ Е.Ю. Баркова// Физика. Первое сентября.- 2004. № 35.- с. 3−6.
  10. Ю.Бессараб, Г. Д. Инновационные формы организации уроков. Из опыта работы учителя физики/ Г. Д. Бессараб. СПб.: Изд-во СПб городского института усовершенствования учителей, 1991. — 35 с.
  11. Большая Советская Энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. — 623 с.
  12. , Е.С. Методика формирования математических понятий у учащихся колледжей в условиях проектного обучения: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02/ Елена Сергеевна Булычева, — Волгоград, 2004.
  13. , А.И. Методика преподавания физики в средней школе / А. И. Бугаев. -М.: Просвещение, 1981. -288 с.
  14. И.Бурцева, И. В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Бурцева Ирина Витальевна Улан -Удэ, 2002.- 18 с.
  15. , А.В. Метод проектов в современной школе/А.В. Бычков.- М.: Изд-во МГУ, 2000.-С. 48.
  16. , А.А. Преподавание физики в 10 классе средней школы / А. А. Ванеев, Е. ФЛрунина, Э.Г. Дубицкая-М.: Просвещение, 1985. 175с.
  17. , О.Г. Практические советы мастеру любителю/ О. Г. Верховцев, К. П. Лютов. — СПб: Энергоатомиздат, 1991. — 272 е.- ISBN 5283−4 598−6.
  18. , В.В. Американская школа: ценности образования (1960-е -1990-е годы): монография /В.В.Веселова.- Москва: Витязь, 1999.- 144 с.
  19. Вестник российского общественного совета по развитию образования.2005.-№ 11.
  20. , С.И. Рассказы о металлах / С. И. Венецкий. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Металлургия, 1985. — 240 с.
  21. Внеурочная работа по физике / О. Ф. Кабардин, Э. М. Браверман, Г. Р. Глушенко и др./ Под ред. О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  22. , Б.Т. Развитие творчества учащихся при конструировании / Б. Т. Войцеховский. -М.: Учпедгиз, 1962. 184 с.
  23. , Б.Т. Развитие технических интересов учащихся / Б. Т. Войцеховский. // Физика в школе, 1985. № 5. — С. 43 — 47.
  24. Всероссийские олимпиады школьников по физике./ Под ред. О. Ю. Овчинникова. -М.: НИИ школ, 1988. 176 с.
  25. , JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. психологические исследования.// JI.C. Выготский. — М.: 1956.-513с.
  26. , И. В. Профессиональная ориентация школьников в процессе обучения физике: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02./ Гавриленкова Ирина Витальевна.- М.: 2003.- 18 с.
  27. , П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения. // В кн. Теория учения. Хрестоматия. Ч.1./ Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.- 139 с.
  28. , Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. для учащихся ст. классов / Т. Е. Гнедина. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  29. , Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара: Профи, ЦПО, 2003.-236 с.
  30. , В.И. Занимательная физика: Эра классической физики: 9−11 кл./ В. И. Григорьев, Г. Я. Мякишев. М.: Дрофа, 1996. — 208 с. -ISBN 57 107−0655−8.
  31. , С.В. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / С. В. Громов, Н. А. Родина. М.: Просвещение, 2001. — 158 е.: ил. — ISBN 509−10 349−6.
  32. , Г. Г. Демонстрационные опыты по физике: Учеб. пособие / Г. Г. Громыко, А. А. Червова.- Н. Новгород: ВГИПА, 2004.- 205 е.- ISBN 588 820−194−4.
  33. , В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения/ В.В. Гузеев// «Директор школы». 1995.- № 6.
  34. , А.Е. Физика. Строение вещества. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 192 е.: ил. -ISBN 5−7107−2883−7.
  35. , Ю.Л. Обучение приемам мыслительной деятельности на уроках физики / Ю. Л. Гуревич, Л. И. Груденов //Физика в школе, 1993 № 4- С. 42−43.
  36. , Н.Г. Применение методов математической статистики при проведении педагогического эксперимента / Н. Г. Гуртовая, А. А. Червова. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 152 с. — ISBN 5−88 820−173−1/
  37. , В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III / В.Даль. -М.: Русский язык, 1980. 555 с.
  38. , В.П. Сборник вопросов и задач по физике для средней школы / В. П. Демкович. М.: Просвещение, 1968. — 240 с.
  39. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе/ Под ред. А. А. Покровского. ч.1. М.: Просвещение, 1978. — 345с.
  40. Демонстрационный эксперимент по физике./ Под ред. А. А. Покровского. -М.: Просвещение, 1978. Часть 2. 288 с.
  41. , А.У. Задачи проблемы, задачи — оценки по физике и методы их решения: Учебное пособие / А. У. Джалмухамбетов, Г. П. Стефанова. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. — 142 с. — ISBN 5−88 200−402−0.
  42. Дик, Ю. И. Физика: Учеб. пособие для 10 кл. шк. с углубл. изуч. физики / Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. А. Пинского.- М.: Просвещение, 1993.- 416 е.: ил. ISBN 5−09−4 011−7.
  43. , Дж. Демократия и образование / Джон Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 226 с.
  44. , Дж. Психология и педагогика мышления /Джон Дьюи. М.: Лабиринт, 1999.- 187 с.
  45. Сборник нормативных документов. Кн.1 -М., 1993. С. 7 — 57. 49.3лотин, Б. Л. Изобретатель пришел на урок / Б. Л. Злотин, А.В. Зусман-Кишинев.: Лумина, 1989. — 255 с.
  46. , А.С. Мир механики и техники: Кн. для учащихся / А. С. Иванов, Проказа А.Т.- М.: Просвещение, 1993 223 е.: ил. — ISBN 5−09−4 020−6.
  47. , Б.С. Электронные самоделки: Кн. для учащихся 5−8 кл / Б. С. Иванов. -М.: Просвещение, 1993. 191 е.- ISBN 5−09−3 976−3.
  48. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики / Л. А. Иванова. — М.: Просвещение, 1986. 159 с.
  49. , О.В. Методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/Иванчук Ольга Викторовна-М., 1999.- 16 с.
  50. , Т.В. Исследование падения тел в воздухе / Т.В. Ильина// Физика. Первое сентября. -2004. -№ 35. с. 21−24.
  51. Инвестиции и инновации: словарь справочник от, А до Я / Под ред. М. З. Бора, А. Ю. Денисова. -М., Прометей, 1998, — 276 с.
  52. , С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя /С.Е. Каменецкий, В. П. Орехов М.: Просвещение, 1987. -336 с.
  53. , Е.Е. Ученические проекты/ Е.Е. Камзеева// Физика. Первое сентября. 2004. -№ 15. — с.5−10.
  54. , A.JI. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей/ A.JI. Камин.- Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. 352 е.- ISBN 5−222−3 030-Х.
  55. , П.А. Физические задачи / П. Л. Капица. М. Знание, 1966. — 16 с.
  56. , П.Л. Эксперимент, теория, практика. / П. Л. Капица.- М.: Наука, 1981.-С. 237−258.
  57. , В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений / В. А. Касьянов, — М.: Дрофа, 2003. 416 е.: ил. — ISBN 5−7107- 7157−0
  58. , А.К. Физика 10 / А. К. Кикоин и др. — М.: Просвещение, 1991. -256 с.
  59. , И.К. Физика 9 / И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. — М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
  60. , Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. -М.: 1926.0
  61. , В.И. Объекты труда: 7 кл.: Обработка древесины и металла. Электротехнические работы: Пособие для учителя / В. И. Коноваленко, В. В. Кулененок. М.: Просвещение, 1993. — 191 с. — ISBN 5−09−39 732−9.
  62. , А.В. Теоретическое мышление и школьная физика: задачи и упражнения. Книга для учителей / А. В. Коржуев, И. В. Тройская. -Калуга.: Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 1999. 131 с.
  63. , Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно развивающих педагогических средств: автореф. дис. докт. Пед. наук: 13.00.01/ Елена Анатольевна Крюкова.- Волгоград, 2000.
  64. , Т.Ю. Строим дом / Т. Ю. Кузьмичева // Физика. Первое сентября.- 2005.-№ 18.- с. 27−30.
  65. , Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: учеб. пособие для системы доп. проф. образ./ Н. Н. Курова.- М.: Федерация Интернет Образования, 2002.- 64 с.
  66. , В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учеб. Руководство /В.Н. Ланге. М.: Наука, 1985. — 128 с.
  67. , И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
  68. , А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2000.-511 с.
  69. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер.-М.: Педагогика, 1996-№ 2.
  70. , И.И. Теоретические основы обучения учащихся умению применять физические знания / И. И. Лихтштейн. СПб, изд — во РГПУ имени А. И. Герцена, 1999.- 192 е.- ISBN 5−8064−0108−1.
  71. , И.И. Формирование ценностного отношения школьников к физическим знаниям / И. И. Лихтштейн. СПб.: Изд — во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 192 с. — ISBN 5−8064−0279−7.
  72. , В.И. Сборник задач по физике для 7−9 классов общеобразовательных школ / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова М.: Просвещение, 2002 — 224 е.: ил. — ISBN 5−09−11 441−2.
  73. , И.В. Образовательные инновации в системе физического образования России и Израиля: Учебно-методическое пособие / И. В. Мазин.- СПб, изд во РГПУ имени А. И. Герцена, 2002. — 166 е.- ISBN 508 064−0601−6.
  74. , А.Н. Физика для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке/ А. Н. Майоров. Ярославль: Академия развития, Академия К0, 1999. — 176 е., ил. — ISBN 5−8133−0020−1.
  75. , Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе/ Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  76. Маркетинг: словарь / Азоев Г. Л. и др. М., Торос, 2000.- 214 с.
  77. , А.Е. Физика. Учебно методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. -М.: Дрофа, 2004. — 128 с.
  78. , А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. -М.: Дрофа, 2004.- 128 е.: ил.- ISBN 5−7107−7882−6.
  79. , Н.К. Рабочая тетрадь по физике. 7 класс/ Н. К. Мартынова и др.- М.: Просвещение, 2002.-96 с. ISBN 5−09−10 699−1.
  80. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин М.: 1972. — 208 с.
  81. , М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов.-Казань.: 1973.
  82. , М.И. Теории решения изобретательских задач./М.И. Меерович, Л. И. Шрагина. Минск: Харвест, 2003. — 428, 4. с. -ISBN 985−13−0078−0.
  83. Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы. Под ред. С. Е. Каменецкого, П. А. Ивановой. — М.: Просвещение, 1987. -335 с.
  84. Методика преподавания физики в 6 7 классах средней школы. Пособие для учителей./ Под ред. Орехова В. П. и Усовой А. В., Изд.1 и II. 1972 и 1976.
  85. Методика преподавания физики в 8 10 классе средней школы./ Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. -М.: Просвещение, 1980. — 351 с.
  86. Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Основы электродинамики. / Под ред. С. Я. Шамаша. — М.: Просвещение, 1987. -335 с.
  87. , Е.А. Технология: метод проектов/ Е. А. Мищенко //Сборник метод. материалов и учебных программ 1−9 классов специализированных школ. М.: НЦС и МО, 2003. — 261 с.
  88. , Г. Я. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. М.: Просвещение, 2004. -336 е.: ил.-ISBN 5−09−13 164−3.
  89. , Г. Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. — М.: Просвещение, 2003. -336 е.: ил. -ISBN 5−09−12 319−5.
  90. , Г. Я. Физика 11/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. — М.: Просвещение, 1991.-221 с.
  91. , И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Для учащихся 7−9 кл. общеобразоват. учреждений/ И. М. Низамов. М.: Просвещение, 2001. — 112 е.: ил. — ISBN 5−09−9 837−9.
  92. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. под ред. Полат Е. С., М., «Академия», 1999. — 420 с.
  93. , Н.И. Обучение учащихся предсказанию новых зависимостей между величинами/ Н. И. Одинцова. // Физика в школе.- 1991.- № 5. -с.41−45.
  94. Н.И. Измерение физических характеристик домашних животных/ Н. И. Одинцова.// Физика. Первое сентября.- 1999.- № 36.
  95. , Н.И. Задачи по физике. Исследовательский проект/ Н. И. Одинцова. // Физика. Первое сентября.- 1999.- № 37.
  96. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов.- 4-е изд -М., 1999: — 435с.
  97. , В.П. Преподавание физики в IX классе / В. П. Орехов, Э. Д. Корж. -М.: Просвещение, 1986. 175с.
  98. , JI.A. Будет ли гореть свеча?: нетривиальные задачи на развитие логического мышления. 8−11 классы/ JI.A. Остерман. М.: Чистые пруды, 2006. — 32 е.- (Биб. «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 1(7)). — ISBN 5−9667−0146−6.
  99. , Н.Ю. Метод проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю. Пахомова. 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. — ISBN 5−89 415 268−2.
  100. Педагогика // С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Шиянов Е. Н. и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М., Издательский центр «Академия», 2003.-512 с.
  101. Педагогика ТРИЗ: Сборник. / Под ред. А. А. Гина. Выпуск 1. Гомель: ИПП «Сож», 1996.-48 с.
  102. Педагогика // В. А. Сластенин, И, Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с. — ISBN 5−7695−0878−7
  103. Педагогическая энциклопедия. / И. А. Каиров. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1964.-831 с.
  104. , А.В. Сборник задач по физике: 7−9 кл.: К учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика.8 класс», «Физика.9 класс» / А.В.Перышкин- Сост. Н. В. Филонович. М.: Экзамен, 2004.- 190 е.: ил. — ISBN 5−94 692−947-Х.
  105. , А.В. Физика. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А. В. Перышкин. М., Дрофа, 2002. — 192 е.: ил. -ISBN 5−7107−5355−6.
  106. , А.В. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник М., Дрофа, 2000. — 256 е.: ил.-ISBN 5−7107−3631−7.
  107. , А.А. Физика и астрономия: Проб. учеб. для 7 кл. сред, шк./ А. А. Пинский и др.- под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993.- 192 е.: ил. — ISBN 5−09−4 328−0.
  108. , А.А. Физика и астрономия: Проб. учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский и др.- под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. -М.: Просвещение, 1995.- 303 е.: ил. ISBN 5−09−4 918−1.
  109. , И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений /И.П.Подласый. -М.: Просвещение, 1996−432с.
  110. Политехнический словарь. М., Прометей, 1998. — 456 с.
  111. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2000. -256 с.
  112. , Л.А. Задачник-помощник по физике: Вып.5. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел: Пособие для учащихся / Л. А. Прояненкова, 0, Н. Кирьянова. — М.: Ассоциация учителей физики, 1995. 44 с.
  113. , Л.А. Задачник-помощник по физике: Вып. 2. Электромагнитные явления / Л. А. Прояненкова, Д. Е. Фадеева. М.: Ассоциация учителей физики, 1994. — 24 с.
  114. , Л.А. Задачник-помощник по физике: Вып. 7. Электрические явления / Л. А. Прояненкова, В. Л. Санникова. М.: Ассоциация учителей физики, 1996. — 40 с.
  115. , В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике/ В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
  116. , В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе / В.Г.Разумовский-М.: Просвещение, 1966. 153 с.
  117. , В.Г. Урок физики в современной школе / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
  118. , В.Г. Физика в средней школе США. Основные направления в изменении содержания и методов обучения / В. Г. Разумовский. -М.: Педагогика, 1973 127 с.
  119. , Ч. Познание и мышление (моделирование на уровне информационных процессов). /Ч. Рейтман.- Пер. с англ. -М.: 1968. -400 с.
  120. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. Давыдова В. В. -М. 1993.-538 с.
  121. Российский стандарт школьного физического образования (проект).// Физика в школе.- 1993.- № 4. с. 4−10.
  122. , Г. Физика/Г. Роуэлл, Герберт С.- Пер. с англ. / Под ред. В. Г. Разумовского. -М.: Просвещение, 1994. 576 с.
  123. , C.JI. Учение. / В кн. Теория учения. Хрестоматия. Ч.1./ Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996. 139с.
  124. , И.В. Курс общей физики. Т.2/ И. В. Савельев М.: Наука, 1982.-496 с.
  125. , П.Г. Физика 9/П.Г. Саенко. -М.: Просвещение, 1990. — 174с.
  126. , П. И. Интуиция и её механизмы в дидактике физики при решении творческих задач / П. И. Самойленко, Сергеев А. В // Специалист, 1998, № 5.-С. 31 -36.
  127. , И. Через проблему к практическому результату/ И. Сасова // Завуч- 2002, № 3. — с. 34−38.
  128. , JI.E. Метод учебных проектов/ JI.E. Селезнева // Физика. Первое сентября.- 2004.- № 17.- с. 28−29.
  129. , А.И. Колебательные системы в природе / А. И. Сёмке // Физика. Первое сентября. 2005. — № 17.- с. 49−56.
  130. , А.И. Особенности зрения в живой природе / А. И. Сёмке // Физика. Первое сентября. 2005.- № 3. — с. 13−21.
  131. , Д.И. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Смирнов. М.: Академия, 2003.-304 с. — ISBN 5−76 950 793.
  132. , Г. Н. Тепловые явления. Вода удивительное вещество / Г. Н. Смирнова, JI.H. Камышева // Физика. Первое сентября.- 2005.- № 19.с. 33−35.
  133. , Б.И. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Б. И, Спасский. М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
  134. , А.А. Трение и мы / А. А. Силин. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.- 192 с.
  135. , Г. П. Типовые задачи, решение которых обеспечивается содержанием школьного курса физики /Т.П. Стефанова. // Преподавание физики в высшей школе. 2000, № 19. — С. 74 — 76.
  136. , Г. П. Теоретические основы реализации принципа практической направленности подготовки при обучении физике: Монография./ Г. П. Стефанова. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. — 254с.
  137. , Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике. Пособие для учителя / Г. П. Стефанова. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. — 184 е.- ISBN 5−88 200−638−1.
  138. , Г. П. Методы решения задач по физике: Учебное пособие / Г. П. Стефанова. Астрахань: Изд — во Астраханского педагог, ин — та. 1994.-84 с.
  139. , Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. сред, пед. учеб. заведений /Н.Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-288 с.
  140. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд — во Москов. гос. ун — та, 1985. — 205 с.
  141. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя./ Н. Ф. Талызина.- М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  142. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с. — ISBN 5−7695−0327−0.
  143. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384 с.
  144. , С.А. Дидактические материалы по физике: 7−11 кл. / С. А. Тихомирова. М.:Школьная пресса, 2003. — 112 с. — (Биб-ка журнала «Физика в школе». Вып.28). — ISBN 5−9219−0209−8.
  145. , Н.Н. Методика обучения учащихся умению решать задачи / Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1981. — 87 с.
  146. , М.Е. Сборник качественных задач по физике/ М. Е. Тульчинский. -М.: Просвещение, 1972.-235 с.
  147. Усова, В.А.,. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / В. А. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988. — 112с.
  148. , Г. П. Полеты в воздушной и водной средах. Ученические проекты/ Г. П. Устюгина // Физика. Первое сентября. -2004.- № 29.- с.23−31.
  149. Физика: Учебное пособие для 10 кл. шк. и классов с углубл. изуч. Физики./ Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.- Под ред. А. А. Пинского. М.: Просвещение, 1993. — 416с.
  150. Физика: Учебное пособие для 11 кл. шк. и классов с углубл. изуч. Физики/ А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- Под ред.
  151. A.А.Пинского. -М.: Просвещение, 1994. 432с.
  152. Физические эффекты в машиностроении: справочник/ В. А. Лукьянец и др.- Под ред. В. А. Лукьянца.- М.: Машиностроение, 1993.- 224 е.: ил. — ISBN 5−217−1 311−7.
  153. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840с.
  154. , В.Е. Физика в профильной школе: Пособие для учителя/
  155. B.Е.Фрадкин, И. Ю. Лебедева.- СПб.: Просвещение, 2005. 159 е.- ISBN 509−01−2663−1.
  156. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. Пособие / В. Д. Шадриков.- 2-е изд.,.- М.: «Логос», 1996.- 320 с.
  157. , В.Ф. Проектная деятельность учащихся/ В. Ф. Шилов. // Физика. Первое сентября, 2005, № 1 с. 39−40.
  158. , С.А. Физика и человек: Пособие для учителей физики общеобразоват. учреждений, гимназий и лицеев/ С. А. Чандаева. М.: АО Аспект Пресс.- 1994. — 336 с.
  159. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов/ Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА.-2002.-437с.
  160. , В.В. Метод проектов в обучении иностранных языков студентов вузов юридических специальностей (немецкий язык): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Валентина Владимировна Черных.-Тамбов, 2003.-16 с.
  161. , И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// Директор школы. 1998.- № 4. — С. 15−18
  162. , И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998, № 4. С. 15−18
  163. Элементарный учебник физики / Под ред. Г. С. Ландсберга. В 3-х т. — М.: Изд-во «Наука», 1967. 576с.
  164. Энциклопедический словарь юного физика/ Сост. В.А. Чуянов/- (3 -е изд., испр. и доп. -М.: Педагогика Пресс, 1995.-336 е.: ил.- ISBN 57 155−0703−0.
  165. Энциклопедический словарь-справочник Электронный ресурс. / Под ред. А. И. Половинкина, В.В.Попова) Режим доступа http://doc.unicor.ru/tt/content p. html
  166. Ярмарка идей на Юго Западе: Конкурс проектных и исследовательских работ школьников / В. В. Бормот и др.- Под ред. M.IO. Тихонова. — М: Изд-во ЮЗОУО, 2005.
  167. Bohm, Ingrid. Productive Learning / Ingrid Bohm, Jens Schneider. An Educational Opportunity for Young People in Europe. — Berlin, 1996. — 124 p.
  168. Brinton, Donna M. New Ways in Content-Based Instruction / Donna M. Brinton, Peter Master. //TESOL, USA -2001.-214 p.
  169. Fried-Booth, Diana L. Project Work (in Resource Books for Teachers) / Diana L. Fried-Booth- Ed. by Alan Maley. Oxford.-1988.-146 p.
  170. Hutchinson, J. Project English/J. Hutchinson. -Oxford.-1988.-198 p.
  171. Wicks, Matt Imaginative Projects. A resource book of project work for young students / Matt Wicks. Cambridge University Press. — 2001.- 240 p.
Заполнить форму текущей работой