Компьютерное моделирование в изучении физических основ электромагнитных явлений в курсах общей физики и специальных дисциплин технического вуза
Диссертация
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на Международных научноых конференциях «Наука и образование — 2004» (Мурманск, 2004), «Наука и образование -2005» (Мурманск, 2005), «Наука и образование -2006″ (Мурманск, 2006),» Герценовские чтения -2006″ (Санкт-Петербург, 2006), Международной научно-практической конференции «Повышение эффективности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
- 1. 1. Роль и место эксперимента в мышлении, процессе познания и в учебном процессе технического вуза
- 1. 2. Анализ возможностей использования компьютерного моделирования в практике изучения физических основ электромагнитных явлений
- 1. 3. Использование компьютерного моделирования — средство повышения эффективности учебной деятельности студентов
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ЯВЛЕНИЙ
- 2. 1. Применение компьютерного моделирования с целью модернизации натурного эксперимента
- 2. 2. Применение компьютерного моделирования с целью модернизации демонстрационного эксперимента
- 2. 3. Использование компьютерного моделирования для оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов
- ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 3. 1. Организация педагогического эксперимента
- 3. 2. Состояние проблемы изучения физических основ электромагнитных явлений в практике преподавания физики и специальных дисциплин вуза
- 3. 3. Формирующий эксперимент
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145 БИБЛИОГРАФИЯ
Список литературы
- Алешкевич В. А. Мировые тенденции развития физического образования // Физика в системе современного образования — 2005. Материалы восьмой международной конференции — С.-Пб., 29 мая — 3 июня 2005 г. — С.-Пб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 704с.
- Амосов Н. М. Алгоритмы разума. Киев: Наук. Думка, 1979. 246с.
- Анисимова Н. И. Деятельностный аспект процесса обучения. // Физика в школе и вузе. Выпуск 1. Международный сборник научных статей. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 332с.
- Анисимова Н.И., Сельдяев В. И. Применение виртуального инструментария в исследовательских лабораторных работах / Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2003.
- Анциферов Л.И. Роль имитационного эксперимента в курсе физики. // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научн. и метод, работ. Вып.2, Глазов: ГГПИ, 1996.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. — 367с.
- Атабеков Г. И. Теоретические основы электротехники. М.-Л.: «Энергия», 1966, 320 с.
- Беспалько В. П. Проблема образования в США и России. // Педагогика. 1995. № 1. С. 17−20.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (Педагогика третьего тысячелетия). М.:Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.- 353с.
- Беспалько И.И. Компьютерные модели в системе средств обучения физике //Проблемы учебного физического эксперимента.: Сборник научн. и метод. работ. Вып.2, Глазов: ГГПИ, 1996, с.73−74.
- Бессонов J1. А. Теоретические основы электротехники. М., «Высшая школа», 1975.-750с.
- Бордовский В. А. Современные требования к педагогическим технологиям // Проблемы совершенствования физического образования: Сборник научных статей. С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 188с.
- Бордовский В.А., Ланина И. Я., Леонова Н. В. Инновационные технологии при обучении физике студентов педвуза. Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 265 с.
- Бордовский Г. А. Физические основы естествознания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Бурцева Н. М. Роль исследовательской деятельности учащихся в воспитании их информационной культуры. // Физика в школе и вузе. Выпуск 1. Международный сборник научных статей. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 332с.
- Бутиков Е. И., Быков А. А., Кондратьев А. С. Физика в примерах и задачах: Учебное пособие. 2-е изд., стер. — М.: Наука. 1983. — 464с.
- Вавилов С. И. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1956.
- Важеевская Н. Е. О наглядности в физике и методике преподавания физики // Физика в системе современного образования 2005: Материалы восьмой международной конференции. С.-Пб., 2005.
- Гальперин П. Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. — 367с.
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., Педагогика, 1977.- 136с.
- Гулда X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. В 2 частях. М.: Мир, 1990.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. Личность Формирование -Культура. — Философские проблемы. — М., 1994. — 254с.
- Давыдов В. ВВ. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
- Джемс У. Мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. — 367с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. -М.: Славянский дом книги, 1999.
- Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопр. философии.-1973.-11.-С.42—46
- Извозчиков В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике: учебное пособие. М., 1987.
- Извозчиков В.А. К обсуждению Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: образовательные информации как ин-формологический процесс // Наука и школа. 2004, № 3.
- Каплянский А. Е. Методика преподавания теоретических основ электротехники. М., «Высшая школа», 1975. 141с.
- Кларин М. В. Инновационная модель обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994.
- Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
- Кондратьев А. С. Современные проблемы в системе физического образования. // Проблемы совершенствования физического образования. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 188с.
- Кондратьев А.С. и др. Методология физической теории в школьном курсе физики. Инта, 1994.
- Кондратьев А.С. О содержательном аспекте курса физики средней школы // Физика в школе и вузе. Выпуск 1. Международный сборник научных статей. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 332с.
- Кондратьев А.С. Тенденции развития обучения физике в средней школе. // Методологические проблемы физического образования: Материалы научной конференции «Герценовские чтения». СПб.: Образование, 1995.
- Кондратьев А.С., Лаптев В. В. Физика и компьютер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
- Кондратьев А. С., Прияткин Н. А. Современные технологии обучения физике. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2006. — 342с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования России. 2002, № 6.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М, 2002.
- Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. Минск: Редакция журнала «Адукацыя и выхованне», 1996.
- Кулаков В. Е., Ситнова Е. В., Хромова Л. А. Личностно-ориентированные технологии при обучении физике. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Куренная Л. Ф. Карулина Е. А., Попова И. О. Выполнение курсовых работ как средство развития исследовательских умений и навыков студентов. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Лагутина А. А., Ханин С. Д. Формирование подходов к поиску методов экспериментального изучения физических явлений. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Лагутина А. А. Методы экспериментального исследования в содержании лекций по курсу общей физики. // Физика в школе и вузе. Выпуск 1. Международный сборник научных статей. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 332с.
- Лагутина. А. А. Формирование исследовательских умений методического обеспечения эксперимента в физическом образовании. Атореф. дисс.. кандидата пед. наук. СПб., 2006.
- Ланина И. Я. Ларченкова Л.А. Учение с увлечением на уроках решения задач по физике: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов. СПб.: ООО «Миралл», 2005.
- Лаптев В. В. Важные проблемы компьютерного обучения в современной школе. // Проблемы совершенствования физического образования. С.-Пб., Издательство РГПУ им. Герцена, 1998. 188с.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики. Теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб., 2000.
- Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.
- Левитов Н. Д. Психология характера. Изд. 3-е перераб. — М.: Просвещение, 1969.
- Леонтьев А. Н. Мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
- Пб., 29 мая 3 июня 2005 г. — С.-Пб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -704с.
- Лужков А. А., Марченко А. В. Особенности установления термодинамического равновесия при компьютерном моделировании. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Лужков А. А., Марченко А. В. Решение физических задач на компьютере в формате интерактивных WEB-страниц. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Маркова И. В. Философский аспект проблемы наглядности в физике. // Проблемы совершенствования физического образования. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Мезин Е. К. Судовые электрические машины. Учебник. Л.: Судостроение, 1985.-320с., ил.
- Минасян Л.А. О формировании некоторых пространственных представлений учащихся при изучении стереометрии // Преподавание алгебры и геометрии в школе (из опыта работы): Пособие для учителей /Сост. О.А. Бо-ковцев. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
- Модернизация общего образования: вариативный личностно-направленный учебный план школы / Под ред В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. -СПб.: ООО «Береста», 2002. 95 с.
- Назаров А.И. Информационные и коммуникационные технологии в системе открытого обучения физике в региональном вузе. Атореф. дисс.. д-ра пед. наук.-СПб., 2005.
- Наливайко Н.В. Проблемы формирования образовательной доктрины в контексте самоорганизации государственной власти в России. / Самоорганизация и организация власти. Новосибирск, 2000.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. // Электронный ресурс http://www.informika.ru/windows/magaz/ newpaper/messedu/courOO 10/2300.html#up
- Негодин Д. А. Компьютерное моделирование оптических процессов. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб.,
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000. — 272 с.
- Оноприенко О.В., Яковлева Т. А. Использование электронно-вычислительной техники в физическом практикуме. // Проблемы преподавания физики в современной школе. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.
- О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо // Физика в школе. 2004, № 6.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. -М.: Просвещение, 1969.
- Подласый И. П. Педагогика. М., Просвещение, 1996. 631с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М., 1970.
- Потемкин В. Г. Инструментальные средства MATLAB 5.Х. М., Диалог-МИФИ, 2000. 332 с.
- Потемкин В. Г. MATLAB 6: среда инженерных приложений. М., Диалог МИФИ, 2003:-444 с.
- Потемкин В. Г. Вычисления в среде MATLAB. М., Диалог МИФИ, 2004.-714 с.
- Прокопенко М. В. Использование компьютерного планетария при обучении астрономии. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Прокопенко М. В. Содержание и структура астрофизической подготовки учителя физики в системе дополнительного образования. Атореф. дисс.. кандидата пед. наук. СПб., 2006.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение 1975.
- Резник Н. А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: Дис. .докт. пед. наук, Мурманск, 1997,223с.
- Резник Н. А. Технология визуального мышления // Теория и практика продуктивного обучения. Коллективная монография под. ред. М. И. Башмако-ва. М.: Народное образование, 2000.
- Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.
- Рубинштейн С. JI. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
- Сачков Ю. В. Научный метод и его структура // Вопросы философии. 1983.-№ 2.
- Смирнов А. А., Хинич И. И. Технологический подход к построению лабораторного практикума в вузе. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Соколова И. И., Положенцева JI. Д. Лабораторный практикум по астрономии и астрофизике для педагогического вуза на основе Интернет-ресурсов. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Сухарев В. А. Психология интеллекта. Донецк: Сталкер, 1997.
- Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н.С. Пурыше-ва, Н. Е. Важеевская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский цент «Академия», 2000.
- Тихомиров О. К. Информационная и психологическая теории мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М., 1981.
- Трофимова Т. И. Курс физики: учебное пособие для вузов. М: Высшая школа, 2003. — 541 е.: ил.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Ханин Д. С. Формирование представлений и понятий физики конденсированного состояния вещества в задачах общего курса физики. Атореф. дисс. кандидата пед. наук. СПб., 2005.
- Ханин С. Д. Физическое образование студентов естественнонаучных специальностей в условиях модернизации образования // Физика в системе современного образования 2005. Материалы восьмой международной конференции. С.-Пб., 2005.
- Ханин С.Д., Шиян А. А. Технология проектирования и проведения учебных исследовательских заданий по решению физико-технических задач / Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз. М., 2000.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.-Томск, 1997.-391с.
- Шишкина М. Н. Реализация концепции профильного обучения физике на современном этапе развития старшей школы. Атореф. дисс.. кандидата пед. наук. СПб., 2006.
- Шишкина М. Н. Наиболее приемлемые в профильной школе технологии обучения физике. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Шиян Н. В. Современные подходы к выбору методов обучения. // Проблемы совершенствования физического образования. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Шиян Н. В., Шиян А. А. Создание и использование электронного учебника как одно из направлений повышения качества физического образования. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Шиян А. Ф., Шиян А. А., Саватеев Д. А. Возможности ПЭВМ для совершенствования натурного эксперимента. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Шиян А. Ф. Усиление роли физики в системе фундаментального образования // Проблемы совершенствования физического образования. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Шиян А. Ф., Шиян А. А., Саватеев Д. А. Исследование натурных объектов средствами домашней компьютерной лаборатории. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Шиян А. Ф., Шиян П. А. Применение пакета символьных вычислений «Mathematica» в электротехнике. // Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. С.-Пб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
- Штофф В. А. Моделирование и философия, М.- JL, 1966.
- Reusser, Kurt (1988). Problem Solving beyond the Logic of Things: Contextual Effects on Understanding and Solving Word Problems. Instructional Science 17:309−38.
- Robert Tinker. Information Technologies in Science and Mathematics Education. The Concord Consortium Inc. (http://www.concord.org/ publications/ de-tail/itsme-98.html)