Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ: На примере подготовки техников-электроников специализации САПР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в следующем: созданы и внедрены в практику обучения техников-электроников целостные системы дидактического обеспечения предметов специализации САПР «Основы построения и применения САПР» и «Информационное и программное обесепечение САПР» — разработаны и внедрены на уровне Министерства элктротехнической промышленности и приборостроения СССР базовые… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений и условных обозначений
  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ
    • 1. 1. Анализ требований, предъявляемых к профессиональной деятельности техников-электроников
    • 1. 2. Научные основы разработки и совершенствования дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ
    • 1. 3. Структурирование деятельности техников-электроников и выявление требований к их знаниям, навыкам и умениям
  • Глава 2. Принципы проектирования компонентов дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ
    • 2. 1. Личностно-деятельностный подход и декомпозиция целей как научная основа проектирования целевого компонента
    • 2. 2. Структурно-функциональный подход к проектированию содержательного компонента
    • 2. 3. Технологический подход к обучению как основа формирования процессуального компонента дидактического обеспечения
  • Глава 3. Составляющие процессуального компонента нового дидактического обеспечения специализации САПР
    • 3. 1. Струкура и содержание частных методик обучения
    • 3. 2. Состав и композиция комплекса практических работ на ЭВМ повышающейся сложности
    • 3. 3. Автоматизированные учебные курсц как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся
    • 3. 4. Рейтинговая система оценки знаний как средство усиления мотивации обучения
  • Глава 4. Экспериментальное исследование дидактического обеспечения подготовки техников-электроников специализации САПР
    • 4. 1. Экспертная оценка компонентов дидактического обеспечения
    • 4. 2. Экспериментальная оценка эффективности элементов технологии обучения
      • 4. 2. 1. Оценка эффективности использования АУК
      • 4. 2. 2. Оценка эффективности применения рейтинговой системы оценки знаний

Проектирование дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ: На примере подготовки техников-электроников специализации САПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Накопившиеся к концу 80-х годов нерешенные проблемы подготовки специалистов потребовали коренных изменений всей системы профессионального образования. По оценке специалистов имела место следующая цепочка причинно-следственных связей: застой технологии, падение престижа профессионального и особенно технического образования, падение престижности знаний и снижение интереса к обучению, снижение качества выпускаемых специалистов, некомпетентность, непрофессионализм работников сверху донизу [32, 129]. В «Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования» [126] были намечены пути совершенствования подготовки специалистов, предполагающие принципиальный пересмотр содержания образования и обучения. В целях преодоления узковедомственного подхода к формированию содержания профессионального образования был осуществлен пересмотр перечня специальностей, его значительное сокращение, и в качестве первоочередной поставлена задача обеспечения подготовки специалистов широкого профиля, сочетающих углубленные фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, ориентированную на конкретную область деятельности. Последующее десятилетие показало, что эта задача не потеряла актуальности и в настоящее время. Более того, ее значимость возросла в связи с изменением общей стратегии экономического и социального развития Российской Федерации. В условиях развития демократического общества и рыночной экономики ориентация содержания профессионального образования только на узкую специализацию с одной стороны приводит к крайне узкому профессиональному и общегражданскому сознанию специалиста. В силу этого, в частности, его сознание «рецептурно, технологично (технократично) и агрессивно» [118]. С другой стороны в условиях подвижности конъюнктуры рыночной экономики узкий специалист социально беззащитен — любая смена работы будет требовать от него учиться практически заново, в большинстве же случаев он останется просто безработным. Поэтому в современных социально-экономических условиях важнейшими качествами специалиста, обеспечивающими его трудоустройство и социальную защищенность, становятся профессиональная мобильность и конкурентоспособность, требующие расширения границ знаний, навыков и умений на уровне смежных областей профессиональной деятельности, и позволяющие личности адаптироваться к быстро меняющимся экономическим, структурным, научно-техническим, организационным и другим условиям. Все чаще при оценке деловых качеств специалиста используется в отличие от термина «профессионализм», бытовавшего ранее и означавшего степень овладения специалистом конкретными технологиями, новый термин — «профессиональная компетентность», подразумевающий помимо собственно профессиональной, технологической подготовки в области специальности развитие у обучающихся поведенческих навыков, межличностных коммуникаций, самостоятельности, готовности к инициативе, творчеству, нестандартным решениям, владению различными аспектами деятельности и адаптации в новых условиях деятельности, постоянному обновлению своих знаний [118, 164, 165]. Таким образом, профессиональное обучение и подготовка, нацеленные на достижение профессиональной компетентности в соответствующей области деятельности, в значительной мере обеспечат мобильность, гибкость, конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Применительно к подготовке техников-электроников в С-ППТ адаптация профессионального обучения к новым социально-экономическим условиям и ориентация на профессиональную компетентность, как критерий качества специалиста, затруднена в силу ряда причин и вытекающих из них противоречий. В первую очередь это связано с тем, что в современных условиях происходит изменение понятия образованности: его все в большей мере определяет не сумма конкретных знаний, навыков и умений, но и нормы, ценностные ориентации личности. В этой связи особенно актуальным становится гуманитарный аспект общеобразовательной и профессиональной подготовки и обучения специалистов, как основы, необходимой каждому человеку для ориентации и жизненного самоопределения в свободном обществе со свободной (конкурентной) экономикой, саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных потребностей. В связи с этим при подготовке техников-электроников возникает противоречие между необходимостью углубления фундаментальных знаний, увеличения доли гуманитарных знаний и одновременного усиления конкретной практической подготовки по специальности в соответствии с требованями квалификационной характеристики на техника-электроника в рамках фиксированного бюджета времени (5328 часов), отведенного под учебный процесс.

Во-вторых, в соответствии с учебным планом С-ППТ для подготовки техника-электроника по специальности «Эксплуатация АС» предусмотрены социально-экономический, общеобразовательный и специальный циклы. Анализ учебных планов предметов, входящих в названные циклы, позволил сделать вывод, что общая цель подготовки техника-электроника практически представляет агрегацию целей обособленнх учебных предметов, т. к. их содержание в большинстве случаев отражает только систему знаний одной науки, зачастую с необоснованно расширенным объемом учебного материала, мало ориентированным на цели подготовки профессионально компетентных, конкурентоспособных выпускников, готовых к конкретному виду деятельности по эксплуатации АС. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обеспечения единой цели подготовки выпускника С-ППТ и разделением обучения по отдельным циклам дисциплин.

Наконец, предметы специализации САПР, входящие в группу предметов специального цикла, непосредственно связанные с обучением применению новых информационных технологий в сфере проектирования, в современных условиях широкой информатизации общества [115] оказывают значительное влияние на достижение профессиональной компетентности техников-электроников, обеспечивая не только овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, но и готовность личности к освоению широкого спектра смежных с профессиональной деятельностью аспектов труда. Учитывая, что ресурс автоматизированных систем в современных условиях интенсивного развития информационных технологий, определяется не столько физическим, сколько моральным старением [77], будущие специалисты техники-электроники за период профессионального обучения в техникуме обязаны осваивать постоянно совершенствующиеся и вновь появляющиеся все более сложные программно-технические комплексы. Анализ учебных планов подготовки специалистов в ССУЗ показал, что на предметы специального цикла, как правило, из общего бюджета учебного времени выделяется 40−50%, из которых только около 15% времени (применительно к С-ППТ 12,4%) отводится на профессиональное обучение в рамках специализации. В связи с этим при подготовке техников-электроников сложилось противоречие между постоянно возрастающим в силу научно-технического прогресса объемом и сложностью информации в предметных областях специальных дисциплин и дисциплин специализации и ограниченным бюджетом времени на их изучение.

Одним из возможных способов достижения требуемого уровня профессиональной компетентности и разрешения указанных противоречий является повышение качества дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ. В общем смысле слова под обеспечением понимается система мер, гарантирующих исполнение чего-либо [176 с.208], а под дидактическим обеспечением — целостный комплекс, включающий целевой, содержательный и процессуальный компоненты обучения, гарантирующий достижение образовательных целей.

В дальнейшем будем рассматривать проблемную задачу создания и совершенствования дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ на примере предметов «Основы построения и применения САПР» (ОПП САПР) и «Информационное и программное обеспечение САПР» (ИПО САПР), учитывая, высокую значимость специализации САПР в подготовке техников-электроников, объективно обусловленную внедрением новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.

Как известно эффективное применение информационных технологий во многом определяется квалификацией субъектов информатизации [77].

Анализ периодической и научно-педагогической литературы, изданной по педагогике средней профессиональной школы в период с 1989 г. по 1999 г. показал, что работ, посвященных целостному рассмотрению, проектированию и обоснованию этих компонентов, как дидактического обеспечения профессионального обучения в ССУЗ, связанных непосредственно с профессией, конкретной специализацией, учетом ее специфических особенностей, крайне недостаточно. Одновременно установлено, что в области профессиональной педагогики теоретические и методические вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки и обучения в большей степени разработаны для начального и высшего профессионального образования [26, 46, 51, 55, 61 91, 100, 156, 159, 162, 192 и др.].

В то же время проблема адаптации профессионального образования к условиям рынка разрабатывалась в трудах С. Я. Батышева [22, 23, 24], А. П. Беляевой [27, 28, 29, 30], Б. С. Гершунского [44, 45], А. Я. Найна [114], А. М. Новикова [118, 120, 121], А. Я. Савельева [157], и др. Отдельные вопросы совершенствования организационных, содержательных, методических компонентов педагогической деятельности рассматривались в работах Ю. К. Бабанского [6, 7], В. П. Беспалько [32], В. В. Краевского [83, 141], Н. В. Кузьминой [86, 87, 88, 110], И. Я. Лернера [95,96, 97], М. И. Махмутова [103, 105], М. П. Сибирской [164, 165], Л. Д. Федотовой [188], Т. И. Шамовой [197] и др. В работах названных авторов при всей многоаспектное&tradeраскрытия исследуемых вопросов, проблемная задача теоретического обоснования и практического формирования дидактического обеспечения предметов специализации, как целостного комплекса, структурные компоненты которого (целевой, содержательный, процессуальный) были бы ориентированы на конечную цельстановление профессиональной компетентности выпускника ССУЗ не рассматривалась.

Все выше изложенное подтверждает актуальность и обусловливает выбор темы диссертационного исследования «Проектирование дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ (на примере подготовки техников-электроников специализации САПР)».

Цель исследования: обоснование принципов проектирования, разработка дидактического обеспечения и экспериментальная проверка соответствия дидактического обеспечения цели достижения профессиональной компетентности техников-электроников.

Объект исследования: профессиональное обучение учащихся среднего специального учебного заведения по специальности «Эксплуатация АС» .

Предмет исследования: дидактическое обеспечение подготовки техников-электроников специализации САПР.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения системного подхода, педагогики, социологии, психологии, теории управления, личностно-деятельностный подход, а также методология и теория педагогических исследований (Т. А. Ильина, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. Я. Найн) — результаты исследования педагогических систем (В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Н. В. Кузьмина) — педагогика Тфофессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, А. М. Новиков и др.) — концепция непрерывного образованияконцепция профессионально-технического и среднего специального образования (В. М. Зуев, П. Н. Новиков, Л. Г. Семушина, В. Г. Шипунов, В, Е. Яценко и др).- педагогические теории проблемного обучения, активизации, оптимизации (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова и др) — технологический подход к обучению (В. П. Беспалько, В. И. Боголюбов, М. В. Кларин, М. П. Сибирская и др) — теоретические основы САПР (И. П. Норенков, В. Б. Маничев, В. М. Курейчик, А. В. Петров, Г. Г. Казенное, А. Г. Соколов и др).- теоретические основы проектирования и функционирования информационного и программного обеспечения САПР.

С. М. Диго, С. А. Клейменов, Т. А. Куправа и др). В работе использованы основные положения Закона РФ «Об образовании» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выявлено содержание профессиональной компетентности техников-электроников в современных социально-экономических условияхобоснованы специфические (частно-дидактические) принципы проектирования дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ, а также его состав, структура и функцииобоснованы состав и структура целевого компонента, состав содержательного компонента, методика построения процессуального компонента дидактического обеспечения специализации ССУЗ.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: созданы и внедрены в практику обучения техников-электроников целостные системы дидактического обеспечения предметов специализации САПР «Основы построения и применения САПР» и «Информационное и программное обесепечение САПР" — разработаны и внедрены на уровне Министерства элктротехнической промышленности и приборостроения СССР базовые программы курсов учебных дисциплин «Основы построения и применения САПР» и «Информационное и программное обеспечение САПР" — разработаны и внедрены в процесс обучения частные методики, комплексы практических работ на ЭВМ повышающейся сложности, автоматизированные учебные курсы и рейтинговая система оценки знаний учащихсяразработаны методические руководства к комплексу практических работ на ЭВМ повышающейся сложности, рекомендации по созданию и применению обучающих и контролирующих программм автоматизированных учебных курсов, Положение о рейтинговой системе оценки знаний.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Требования к профессиональной компетентности техников-электроников и специфические (частно-дидактические) принципы проектирования дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ.

2. Дидактическое обеспечение подготовки техников-электроников специализации САПР.

3. Методика поэтапного формирования процессуального компонента дидактического обеспечения.

4. Результаты оценки дидактического обеспечения.

ВЫВОДЫ.

1. В современных социально-экономических условиях имеет место тенденция переориентации подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования с достижения требуемого уровня узко профессионального мастерства на достижение профессиональной компетентности как основы мобильности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

2. На основе структуризации деятельности определены составляющие профессиональной компетентности техников-электроников, а именно: профессиональные знания, навыки и умения в специальной области деятельности (эксплуатация, диагностика, ремонт и обслуживание АС, проектно-конструкторская деятельность с использованием АС) — профессиональные свойства личности специалиста, определяющие успешность его управленческой, организаторской, административно-хозяйственной, воспитательной деятельности, а также деятельности по самосовершенствованию.

3. На основе системного анализа целей, содержания и технологий обучения техников-электроников в С-ППТ специализации САПР обоснована возможность обеспечения профессиональной компетентности в рамках прежнего бюджета времени за счет создания соответствующего дидактического обеспечения. Дидактическое обеспечение определено как целевая идеальная педагогическая система управления качеством, включающая в себя целевой, содержательный и процессуальный (технологии обучения) компоненты.

4. Обоснованы частно-дидактические принципы создания и совершенствования дидактического обеспечения, а именно: принцип проектирования целей, содержания и структуры предметов специализации согласно структуре и содержанию этапов деятельности специалиста при решении им профессиональных задач, в том числе становления личностных свойств специалистапринцип формирования научного и технического знания предметов специализации с учетом возможного расширения спектра профессиональной деятельностипринцип соответствия дидактического обеспечения условиям функционирования конкретного учреждения среднего профессионального образования.

5. Обоснованы и разработаны состав и структура целевого компонента, состав содержательного компонента, а также методика формирования процессуального компонента дидактического обеспечения профессионального обучения учащихся ССУЗ на этапе специализации САПР.

6. На основе экспертных оценок, анкетирования студентов, корреляционного анализа запланированных межпредметных связей и оценки профессиональных знаний подтверждено соответствие разработанного дидактического обеспечения конечной цели подготовки-становления профессиональной компетентности техника-электроника. Установлено существенное влияние рейтинговой системы на формирование профессионально важных свойств личности будущего специалиста.

7. Эффективность разработанного дидактического обеспечения подтверждена внедрением в профессиональное обучение техников-электроников специализации САПР С-111 IT, школы техников ВМФ, инженерно-технического персонала АО «ИНПРОЕКТРЕЧТРАНС». Программы обучения курсов приняты в качестве базовых отделом кадров и учебных заведений Министерства электротехнической промышленности и приборостроения.

8. Основы проектирования дидактического обеспечения, представленные в диссертации, могут быть рекомендованы к применению для других специализаций ССУЗ технического профиля.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Разработанные научные основы построения и практика внедрения дидактического обеспечения при обучении техников-электроников по специализации САПР могут быть использованы в С-ППТ для третьего предмета специализации САПР «Технические средства и эксплуатация САПР», и частично в практике обучения другим предметам специального цикла в части касающейся формирования технологии обучения.

2. Разработанная методика расчета рейтинговых показателей студентов при обучении предметам специализации САПР может быть рекомендована для использования в других учебных заведениях профессионального образования.

3. Разработанный сценарий автоматизированных учебных курсов при обучении предметам специализации САПР с несколькими уровнями изложения учебной информации и возможностью выбора обучаемыми различных путей проработки материала, может быть рекомендован к прменению как средство активизации самостоятельной деятельности обучаемых, повышения индивидуализации обучения в условиях заочного и очного отделения учебных заведений профессионального образования.

4. Методика построения комплекса практических работ повышающейся сложности при обучении предметам специализации САПР на основе качественного изменения характера действий обучаемых при переходе с одного уровня усвоения на другой может быть реализована при разработке комплексов лабораторно-пракгических работ по другим дисциплинам.

5. Разработанная методика поэтапного формирования процессуального компонента дидактического обеспечения при подготовке техников-электроников может быть рекомендована к прменению в учебных заведениях среднего профессионального образования независимо от специализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. В. О научных основах совершенствования учебного процесса в техническом ВУЗе. Л., 1982. — 39 с.
  2. Т. Г. Рейтинговая система организации учебного процесса: Метод, пособие для слушателей системы повышения квалификации при научно-методическом центре по среднему профессиональному образованию Госкомвуза Российской Федерации, — М., 1994.-23 с.
  3. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  4. Ю. К. Методы обучения учащихся в средних профессионально-технических учебных заведениях: Метод. рекомендации.-М.: Изд. Госпрофобра СССР, 1982.-40 с.
  5. Ю. К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе // Сов. педагогика. 1979. — № 3. — С. 7−9.
  6. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  7. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. А. П. Введение в среду программирования на Auto- LISP в графической системе AutoCAD / Справочное руководство. СПб., 1996. — 20 с.
  9. А. П. Научно-методическое обоснование преподавания предметов специализации САПР / Специалист. 1996. — № 7. — С. 20 — 22.
  10. А. П. О практике внедрения рейтинговой системы оценки и контроля знаний // Современные технологии обучения: Тез. докл. международной конференции 16 апр. 1998 г., Санкт-Петербург. СПб., 1998. — Т.1. — С. 69.
  11. А. П. Программа предмета «Информационное и программное обеспечение САПР» для средних специальных учебных заведений по специальности 2203 «Эксплуатация АС» специализации 2203−02 «САПР». СПб., 1991.
  12. А. П. Программа предмета «Основы построения и применения САПР» для средних специальных учебных заведений по специальности 2203 «Эксплуатация АС» специализации 2203−02 «САПР». СПб., 1991.
  13. А. П. Частная методика обучения предмету «Информационное и программное обеспечение САПР» для специальности 2203 «Эксплуатация автоматизированных систем», специализации 2203−02 «Система автоматизации проектирования». СПб., 1996.
  14. А. П. Частная методика обучения предмету «Основы построения и применения САПР» для специальности 2203 «Эксплуатация автоматизированных систем», специализации 2203−02 «Система автоматизации проектирования». СПб., 1996.
  15. А. В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  16. А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) / Под ред. А. П. Беляевой. -СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. 80 с.
  17. С. Я. Подготовка техников в новых экономических условиях. М.: Высш. шк, 1993. — 275 с.
  18. С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, пути реализации. -М.: Высш. шк, 1987. 340 с.
  19. В. Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист. 1993. — № 9 — С. 25 — 27.
  20. В.Ф. Машинная графика в курсовых проектах // Специалист. 1993. — № 9.1. С. 13.
  21. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  22. А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 226 с.
  23. А. П. Профессионально-педагогические технологии в профессиональныхучебных заведениях / Ин-т профтехобразования РАО. Спб., 1995. — 229 с.
  24. А. П. Теоретические проблемы развития профессионально-технического образования / НИИ профтехобразования. Л., 1991. — 135 с.
  25. В. Н. О рейтинговой системе контроля знаний // Специалист. 1996. — № 4. — С. 6−8.
  26. В. П. Педагогические принципы перестройки профессионального образования // Специалист. 1990. — № 4. — С. 24.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Высш. шк., 1989.-190 с.
  28. С.М., Сергиенко Л. Ю. Внедрение методов активного обучения в учебный процесс // Специалист. 1990. — № 7 — С. 19−20.
  29. В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. -1991. -№ 9. С. 123−128.
  30. Н. И. Методология системного подхода к решению проблем: история, теория, практика. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1997.-386 е.: ил.
  31. Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся // Специалист. -1996. № 4. — С. 9.
  32. В. Н., Домченко Ю. Н., Дуболазов В. А., Козловская Э. А. Применение системного анализа при проектировании АСУ. Л.: ЛПИ, 1986. — 88 с.
  33. В. Н., Денисов А. А. Системный анализ и его применение в АСУ. Л.: ЛПИ, 1983.-83 с.
  34. Н.И. Проектирование электронных устройств.-М.: Высш.шк., 1989.-223 с.
  35. Временное положение о кумулятивных оценках учебной работы студентов: приказ ректора МИТХТ им. М. В. Ломоносова от 23.10.91 г.
  36. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 176с.
  37. П. Я. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1988. — 150 с.
  38. . С. Федеральная программа развития профессионального образования в России. М.: Высш. шк., 1993. — 212 с.
  39. В. И. От педагогики к антропогогике: смена парадигмы // Вестник сев.-зап. отд-ния Рос. акад. образования. СПб., 1996. — Вып 1- С.52−67.
  40. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  41. М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1966. — 299 с.
  42. И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 1998. — 208 с.
  43. С. М. Проектирование и использование баз данных. М.: Финансы и статистика, 1995. — 208 е.: ил.
  44. М. И., Чекулаев М. А. Система методических комплексов // Среднее специальное образование. -1986. № 7. — С. 10−11.
  45. М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. М.: ИНФРА-М, 1998. -416 с.
  46. М. А. Современные методы обучения. М.: Высш. шк., 1985. — 72 с.
  47. М. И. Управление самостоятельной работой обучаемых в высшем учебном заведении. Л.: Б. и., 1990. — 68 с.
  48. И. К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. М., 1979. — № 1. — С. 33.
  49. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Метод.материалы. СПб., 1994. — 19 с.
  50. О. С. Системно-структурный подход к построению лекционного курса по общей химии / Сб. научно-методических статей по химии. М., 1982, вып. 9. — С. 14−23.
  51. О. С. Системно-структурный подход обучения общей химии. М.: Изд. МГУ. — 1983. — 135 с.
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета.-1992.-31 июля.
  53. И. Д., Максимов В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981.-61 с.
  54. Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента (в исследовании проблем программированного обучения).- М.: Знание, 1975. 123 е.: ил.
  55. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения // Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее на факультете программированного обучения. М.: Знание, 1972. — Вып. 1. — 72 с. — Вып. 2. — 88 с. — 1973. — Вып. 3. — 78 с.
  56. Г. Г., Соколов А. Г. Основы построения САПР и АСТПП. М.: Высш. шк., 1989.-200 е.: ил.
  57. П. В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения. М.: Транспорт, 1987. — 279 с.
  58. Квалификационная характеристика специалиста специальности 2203 «Эксплуатация автоматизированных систем».
  59. М. В. Педагогические технологии в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 75 с.
  60. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ.- М.: Сов. радио, 1974. 279 е.: ил.
  61. Г. Е., Кошелева С. В. Учебно-познавательные задачи и их роль в профессиональной подготовке // Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Л.: ЛТИ, 1987. — 64 с.
  62. В. И., Сыганков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк, 1987. — 118 с.
  63. Комплекс из 8-и методических руководств по автоматизации чертежно-графических работ на технической базе АРМ «Автограф 840» (в среде ПМК «Автограф 845)» / А. П. Бабичева СПб., 1991.
  64. Комплекс из 5-и методических руководств по автоматизации чертежно-графических работ на технической базе ПЭВМ типа IBM (в среде САПР AutoCAD) / А. П. Бабичева -СПб., 1993.
  65. Комплекс из 12-и методических руководств по разработке информационных систем поддержки задач проектирования и производства (на примерее языке dBASE в среде СУБД семейства dBASE и совместимых с ним) / А. П. Бабичева СПб., 1994.
  66. Комплекс из 5-и методических руководств по реализации конструкторского проектирования в среде САПР PCAD 4.5 (на основе подсистемы проектирования печатных плат) / А. П. Бабичева. СПб., 1995.
  67. Компьютерные технологии в высшем образовании. // Программа «Университеты России»: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. М.: Изд. Моск. унта, 1994. — 370 с.
  68. Компьютерные технологии обработки информации: Справ, изд. / С. В. Назаров,
  69. В.И Першиков, В. А. Тафинцев и др. / Под ред. С. В. Назарова, — М.: Финансы и статистика, 1995.-248 е.: ил.
  70. Концепция профессионально-технического и среднего специального образования. -М.: Изд. АПН СССР, 1989. 140 с.
  71. Ю. М., Силаев В. А. Опыт создания и применения системы рейтинга // ВХО им. Д. И. Менделеева. 1990. — № 3. — С. 8−9.
  72. Е.Т. Внутрипредметное структурирование учебного материала как средство оптимизации обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Днепропетровск, 1983. -18 с.
  73. В. П., Курейчик В. М., Норенков И. П. Теоретические основы САПР. М.: Энергоатомиздат, 1987, — 400 е.: ил.
  74. С. В. Контроль знаний студентов как фактор совершенствования структуры их учебной деятельности // Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Л.: ЛТИ, 1987. — 72 с.
  75. В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  76. Г. А. Активные методы обучения и преподавания специальных дисциплин // Среднее специальное образование. -1991. № 8. — С. 6−7.
  77. А. Л. Перспективы применения экспертных систем в проектировании и производстве электронно-вычислительной аппаратуры. СПб., 1996. — 20 е.: ил.
  78. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛТИ, 1970.- 114 с.
  79. Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. — С. 3−17.
  80. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  81. И.И. Школьная программа как основа определения результатов обучения // Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: Сб. науч. тр. / НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР. М., 1976. — Вып.2. — ч.2. — С. 9−11.
  82. Л. Г. Дидактическая модель курса «Радиобиология» для учащихся X-XI классов средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук / Министерство образования республики Беларусь. Национальный институт образования, 1994. 25 с.
  83. Т. А. Создание и программирование баз данных средствами СУБД dBASE III Plus, FoxBase Plus, Clipper. M.: Мир, 1991. -110 с.
  84. B.H. Математическое обеспечение конструкторского и технологического обеспечения с применением САПР. М. Радио и связь, 1990, — 352 е.: ил.
  85. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  86. И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  87. И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. — 47 с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981 .-184 с.
  89. П. Прецизионные печатные платы: Конструирование и производство. Пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 360 е.: ил.
  90. В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. М.: Знание, 1979. — 82 с.
  91. В. К., Слободянюк А. А. Системный подход к комплексной подготовке инженеров // Специалист. 1992. — № 7−9. -С. 34−37.
  92. Материалы МХТИ им. Д. И. Менделеева по рейтинговой системе организации учебного процесса. М.: Б. и., 1992−1993. — Вып 1. — 39 с. — Вып. 2. — 52 с. 2.
  93. М. И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации. М.: Изд. АПН СССР, 1983. — 64 с.
  94. М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  95. М. И. Рынок и профессиональное образование // Сов. педагогика. -1991. № 5. — С. 85−92.
  96. М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  97. М. И., Шакирзянов А. 3. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ. М.: Высш. шк., 1985. — 207 е.: ил.
  98. М. Д. Применение теории мнгоуровневых систем в управлении процессами // ТИИЭР. -1970. N 1. — С. 122−136.
  99. Методические рекомендации по составлению типовых учебных планов, расчету бюджета учебного времени инженерно-технических специальностей высших учебных заведений. М., НИИВШ, 1982. — 57 с.
  100. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин и др.- Под ред. Н. В. Кузьминой. JI.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  101. О. Б. Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемно-поисковых методов в структуре форм организации обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 18 с.
  102. В. А., Бегун В. И. Научно-естественные основы и оптимальные методы обучения. Л., 1991. — 106 с.
  103. Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональнойподготовки // Специалист. 1996. — № 4. — С. 22−23.
  104. А. Я. Инновации в образовании / ГУ ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ. -Челябинск, 1995.-288 с.
  105. Научно-технические основы информатизации России. Отчет НИИ информационных технологий и систем автоматизации проектирования РАН. М.: НИИТ и АПРАН, 1992. — 152 с.
  106. Н.Н. Концепция непрерывного образования // Специалист.-1996.-N 4.-С. 2.
  107. А. В. Вопросы оптимального составления учебных планов и программ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1969. — 19 с.
  108. А. М. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции // Специалист. 1996. — № 5. — С. 2−5.
  109. А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы. М.: РАО, Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. 130 с.
  110. А. М. Профтехшкола: стратегия развития / Всесоюз. науч.-метод, центр проф.-техн. обучения молодежи, Науч.-метод. объединение «Непрерывное образование». -М.: Ровесник, 1991. 67 с.
  111. Новые информационные технологии в профессионально-техническом образовании: Сборник научных трудов / ВИПК ПТО. СПб., 1994, — 100 с.
  112. И. П., Маничев В. Б. Основы теории и проектирования САПР. М.: Высш. шк., 1990. — 335 е.: ил.
  113. П. Н. Методы обучения и их оптимальный выбор // Специалист. 1990. -№ 4. — С. 25 — 27.
  114. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 250 с.
  115. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. /Сборник документов и материалов/.- М.: Высш. шк., 1987. 77 с.
  116. О рейтинговой системе оценки подготовки студентов колледжа / Волгоградский политехникум Волгоград, 1992. — 28 с.
  117. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 388 с.
  118. Ф. И. Перестройка профессиональной школы // Специалист. 1990. — № 3. — С. 2−5.
  119. А. А., Голин Г. М. Логика науки и логика учебного предмета // Сов. педагогика. 1983. — № 12. — С. 16−17.
  120. И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение, 1996. 432 е.: ил.
  121. Ю. Л. Применение системного подхода к построению учебного предмета (на материале технического вуза): Автореф. дис. канд. пед. наук / МГУ. М., 1975. — 18 с.
  122. Ю. Л., Решетова 3. А. Системный подход к построению учебного предмета в вузе и формирование технического мышления современного инженера // Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения.-М.: Изд. МГУ, 1979.-53 с.
  123. Ю. М., Хон В. Б. Теория автоматизированных банков информации. М.: Высш. шк, 1989. — 184 е.: ил.
  124. А. М., Бондарев И. Г. Оценка знаний в рейтинг-системе // Современные технологии обучения: Тез. докл. международной конференции 16 апр. 1998 г., Санкт-Петербург. СПб., 1998. — Т. 1. — С. 69.
  125. Положение о рейтинговой системе оценки знаний по предметам специализации 2203−02 «САПР» «Основы построения и применения САПР» и «Информационное и программное обеспечение САПР» / А. П. Бабичева. СПб., 1996.
  126. А. А. Программирование в среде СУБД FoxPro 2.0. Построение системобработки данных. М.: Радио и связь, 1993. — 352 е.: ил.
  127. Практикум по вероятностным методам в измерительной технике: Учеб. пособие для вузов / В. В. Алексеев, Р. В. Долидзе, Д. Д. Недосекин, Е. А. Чернявский. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 1993. — 264 с.
  128. Применение рейтинговых оценок в Гусевском стекольном колледже Госстроя РФ: Метод, рекомендации. Гусь Хрустальный, 1993. — 17 с.
  129. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования / Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1983. — 187 с.
  130. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Ю. П. Алиев, В. Г. Богин, И. К. Журавлев и др.- Под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева М. ИТПИМИО, 1994. — 131 с.
  131. Программно-информационные комплексы автоматизированных производственных систем / С. А. Клейменов, С. Н. Рябов, С. А. Барбашов, А. И. Павленко. Под ред. С. А. Клейменова. М.: Высш. шк., 1990. — 224 с: ил.
  132. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  133. Разработка и оформление конструкторской документации радиоэлектронной аппаратуры: Справочник / Э. Т. Романычева, А. К. Иванова, А. С. Куликов и др. Под ред Э. Т. Романычевой. М.: Радио и связь, 1989. — 448 е.: ил.
  134. Разработка научно обоснованной методики и ее применение для составления учебных планов по специальностям Института стали и сплавов: Отчет о науч.-метод. работе / Моск. ин-т стали и сплавов. М., 1974. — 18 с.
  135. Разработка САПР: В 10 кн./Под ред. А. В. Петрова. Кн. 1: А. В. Петров, В. М. Черненький. Проблемы и принципы создания САПР. М.: Высш. шк., 1990. — 143 е.: ил.
  136. Разработка САПР: В 10 кн. / Под ред. А. В. Петрова. Кн. З: Б. С. Федоров, Н. Б. Гуляев. Проектирование программного обеспечения САПР. М.: Высш. шк., 1990. — 159 е.: ил.
  137. Разработка САПР: В 10 кн. / Под ред. А. В. Петрова. Кн.4: О. М. Вейнеров, Э. Н. Самохвалов. Проектирование баз данных САПР. М.: Высш. шк., 1990. -144 е.: ил.
  138. Разработка САПР: В 10 кн. / Под ред. А. В. Петрова. Кн.5: В. И. Артемьев, В. Ю. Строганов. Организация диалога в САПР. М.: Высш. шк., 1990. — 159 е.: ил.
  139. Разработка САПР: В 10 кн. / Под ред. А. В. Петрова. Кн.7: В. Е. Климов. Графические системы в САПР. М.: Высш. шк., 1990. -143 е.: ил.
  140. Т. П., Сорокин В. В., Салмина Н. Г. Зависимость методов обучения и видов познавательной деятельности студентов от типа построения учебного предмета: Методические рекомендации для преподавателей ССУЗ М., 1982. — 32 с.
  141. Л. А. Обучение как управление: методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Рига.: Зинатне, 1985. — 208 с.
  142. Роль, место и функции кадров со средним специальным образованием в народном хозяйстве. / НИИВО. М., 1990 — 140 с.
  143. В. Н., Орлов А. Г., Никитина Г. В. Книга для начинающего исследователя-химика. Л.: Химия, 1987. — 280 с.
  144. . А., Кушниренко А. С. dBASE IV. Назначение, функции, применение. -М.: Радио и связь, 1991. 384 е.: ил.
  145. А. А., Бухтояров А. П. Обучающий компьютерный курс по проектированию БИС на рабочих станциях САПР // Компьютерные технологии в высшем образовании: Тез. докл. СПб.: Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, 1994. — С. Е69-Е70.
  146. А. Я. Вопросы повышения качества подготовки специалистов: Сб. науч. тр. / НИИВШ. М&bdquo- 1989. — 92 с.
  147. А. Я. Особенности управления познавательной деятельностью: методы исредства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Рига: Зинатне, 1985.-98 с.
  148. П. И. Учебно-методический комплекс по физике // Специалист.-1993,-№ 1. С. 18−21.
  149. В. Н. Активизация познавательной работы студентов на основе рейтинговой оценки знаний // Новое в организации индивидуальной работы со студентами: Тез. докл. республиканской научно-методической конференции / МТИ ЛП. М., 1990. — С. 10−11.
  150. Л. Г. Концепция среднего специального образования // Специалист. -1990, — № 5. С. 6−9.
  151. А. В., Самойленко П. И. Основные тенденции совершенствования технологии обучения физике // Специалист. 1993. — № 6. — С. 31−33.
  152. А. О., Сигалов А. В. Применение инструментальных систем для автоматизированного контроля знаний. / Компьютерные технологии в высшем образовании. М.: Изд. Моск. ун-та, 1994. -С. 243 — 248.
  153. М. П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учеб. пособие / ЦИПК ПО. СПб., 1995. — 80 с.
  154. М. П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование / ЦИПК ПО. СПб., 1998. — 354 с.
  155. М. П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся / ЦИПК ПО. СПб., 1995. — 133 с.
  156. М. П. Профессиональная компетентность-новое требование качества профессиональной подготовки//Молодежь: Цифры. Факты. Мнения.-1995, № 2.-С. 123−127.
  157. М. П. Профессиональное обучение: педагогические технологии: Учеб. пособие. СПб., 1998. — 100 с.
  158. В. П. Математический аппарат инженера. Киев: Техника, 1977. -768 с.
  159. Системы автоматизированного проектирования: В 9 кн. / Под ред. И. П. Норенкова. Кн. 1: И. П. Норенков. Принципы построения и структура.-М.: Высш. шк., 1986. 127 с.
  160. Системы автоматизированного проектирования: В 9 кн. / Под ред. И. П. Норенкова. Кн. 3: В. Г. Федорук, В. М. Черненький. Информационное и прикладное программное обеспечение. М.: Высш. шк., 1986. — 159 е.: ил.
  161. Системы автоматизированного проектирования в радиоэлектронике: Справочник / Е. В. Авдеев, А. Т. Еремин, И. П. Норенков, М. И. Песков и др. Под ред. И. П. Норенкова. -М.: Радио и связь, 1986. 368 е. ил.
  162. М.Н. Совершенствование процесса обучения.-М.: Педагогика, 1971.-296 с.
  163. А. В. Гипертекстовые системы в обучении / Компьютерные технологии в высшем образовании. М.: Изд. Моск. ун-та, 1994. — С. 208 — 221.
  164. . Я., Цехановский В. В. Методология организации учебного процесса в среде информационных технологий / Компьютерные технологии в высшем образовании. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1994. С. 257 — 264.
  165. Советский энциклопедический словарь,-М.: Сов. энциклопедия, 1981.-С. 629.
  166. Современная дидактика: теория практике / И. Я. Лернер, А. В. Полякова, И. Л. Товпинец и др.- Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: ИТПИМИО, 1994. — 288 с.
  167. Современные технологии обучения. / Материалы Международной конференции 6 апреля 1998 г., 14 апреля 1999 г., Санкт-Петербург. СПб., 1998−1999.
  168. Современный философский словарь / Под общей ред. В. Е. Кемерова. М., 1996. -С. 289−291.
  169. А. М. Логическая структура учебного материала. (Вопросы дидактического анализа). Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1974. — 44 с.
  170. Д. И. Проектирование печатных плат в САПР PCAD 4.5. Обнинск: Микрос, 1992. — 476 с.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: Изд. МГУ, 1975.-290 с.
  172. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.-96 е.: ил.
  173. Теоретические основы содержания общего среднего образования / М. Н. Скаткин, В. С. Цетлин, В. В. Краевский и др. Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М. Педагогика, 1983. — 120 с.
  174. Теория и практика педагогического эксперимента / А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев, В. С. Ильин и др. Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  175. Ю. М., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. — 384 с.
  176. Л. Д. Методические рекомендации опорным училищам для организации и проведения экспериментальной работы по внедрению унифицированных учебных программ. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодежи, 1982. — 28 с.
  177. Г. Д. Расчет и конструирование радиоаппаратуры. М.: Высш. шк., 1989. — 463 с.: ил.
  178. В. А., Дунаев В. А., Новиков Э. П. и др. Основные виды учебных занятий, направленные на практическое обучение курсантов и подготовку их к корабельной службе военно-морского флота. Л., 1988. — 30 с.
  179. . П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования. М.: Высш. шк., 1975. -11 с.
  180. Д. В. Опыт и проблемы создания системы учебно-методического обеспечения общепрофессионального предмета // Специалист. 1990. — N 10, — С. 5−6.
  181. Д. В. Технология обучения в средней специальной школе / Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. Киев: Вища школа, 1990. — 197 е.: ил.
  182. Н. А. Требования к содержанию среднего специального образования //
  183. Специалист. 1993. — N 9. — С. 29−30.
  184. ЧичваринН. В. Экспертные компоненты САПР.-М.: Машиностроение, 1991.-240 с.
  185. М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. -1997. N 2. — С. 21−30.
  186. Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  187. В. Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. — 89 с.
  188. Н. Г., Зайцева 3. А. Дидактические нормативы учебных программ средних специальных учебных заведений // Проблемы средней специальной школы: Обзор, инфрм. / НИИВШ. М&bdquo- 1988. — Вып. 2. — 52 с.
  189. Ammeraal L. Programming Prinziples in Computer Graphics. Chichester: John Wiley& Sons, 1992.-317 c.
  190. Berghauser Tom W. and Schliev Paul L. The Illustrated AutoCAD Book. Wordware Publishing, Inc., 1989. — 256 c.
  191. Hansen Gary W., Hansen James V. DatabaseManagement and Designe. -New Jersy: Prentice-Hall, Inc., 1992. -548 c. j
Заполнить форму текущей работой