Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие и формирование в становлении личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно это создание способности из ничего, т. е. новообразование, и выделяет процесс формирования в комплексном воздействии, обеспечивающем становление личности. Так, например, мы все имеем задатки прямохождения, и эта возможность развивается под влиянием среды. Но природа не дала нам никаких задатков воспитанности, однако мы все в той или иной мере приобретаем и поведенческие способности… Читать ещё >

Развитие и формирование в становлении личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нами уже были использованы понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности. Рассмотрим их более подробно.

Законченность становления отражает центральный этап в жизни личности — достижение человеком такого уровня развития, когда он способен самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение на основе осознания отношений с миром и сравнительно устойчивого ценностного выбора. Этот этап можно описать известной формулой Лютера: «На том стою, и не могу иначе». За становлением следует функционирование личности, а предшествуют ему процессы развития и формирования, но для их обозначения нужно ввести термины «задатки» и «способности».

Под задатками мы будем понимать врожденные анатомо-физиологические и (или) психологические особенности, предрасполагающие индивида к успешности в определенных видах деятельности. Задатки — это подарок природы и наследственности, неосуществленное чудо, их можно или развить, или потерять, не заметив. Это тот самый потенциал человека, который много обещает, но ничего не гарантирует. Использовать задатки можно, если развить их в способности.

Работа с задатками, ставящая целью актуализацию этого природного подарка, и есть процесс развития — накопления количественных и качественных изменений в структурах личности человека. Развитие раскрывает задатки, выводя их на уровень способностей.

Способности — это успешность, реализованная индивидом в определенной деятельности. Это уникальные индивидуальные показатели, раскрывающие скорость, гибкость, необычность осуществления деятельности. Способности позволяют оценить относительность влияния на человека внешних факторов становления личности. Но даже при их благоприятном сочетании не теряет своей важности собственный фундамент личности. Притом что каждый здоровый человек обучаем, темпы приобретения им знаний, умений и навыков будут различны, так же как будет различаться и сам характер реализации освоенной деятельности. Индивидуальные особенности каждого человека и его собственное отношение к труду создают условность педагогического прогнозирования и невозможность гарантированного успеха в формировании определенных качеств личности.

Однако этот фактор проявляется двояко, предсказывая не только заложенную предопределенность, но и оставляя значительный простор для реализации мечты, давая возможность мотивации воспарить над предначертанным. Способности появляются не только вследствие развития, т. е. не только из задатков, они могут быть сформированы по желанию личности, или ее воспитателей, или согласно потребностям общества, т. е. созданы искусственно.

Именно это создание способности из ничего, т. е. новообразование, и выделяет процесс формирования в комплексном воздействии, обеспечивающем становление личности. Так, например, мы все имеем задатки прямохождения, и эта возможность развивается под влиянием среды. Но природа не дала нам никаких задатков воспитанности, однако мы все в той или иной мере приобретаем и поведенческие способности, обеспечивающие конструктивное взаимодействие.

Задатки, как и способности, делят на общие, выделяющие успешность в общих, присущих большинству видах деятельности (это прежде всего усвоение опыта предыдущих поколений), и па специальные — предопределяющие успешность в специфических видах деятельности (музыка, поэзия, художественное творчество и т. д.). Однако деление это является достаточно условным, что связано, в первую очередь, с философским характером вопроса о первичности наследственности или среды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой