Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технологический компонент через курсовые модули «Я и непрерывное образование: мои мотивы и интересы» (первый год обучения), «Я и непрерывное образование: мои возможности и ограничения» (второй год обучения), «Я и непрерывное образование: стратегия достижения» (третий год обучения) формирует направленность учебной мотивации в перспективе работы в качестве учителя сельской школы и получения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы
    • 1. 1. Предпосылки формирования готовности к непрерывному образованию учителей сельской школы
    • 1. 2. Теоретический анализ подходов к формированию готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы
    • 1. 3. Модель формирования готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по формированию готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже
    • 2. 1. 'Анализ исходного состояния готовности к непрерывному образованию студентов — будущих учителей сельской школы
    • 2. 2. Экспериментальная работа по формированию готовности. к непрерывному образованию
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже веков мир охарактеризовался кризисным состоянием во многих областях человеческой деятельности, особенно в сфере образования. Переход к рыночной системе экономики проходил в России, в том числе на селе, мягко говоря, болезненно. «Выход из кризиса — это не только и не просто выживание, но и переход в новое, более высокоразвитое социальное состояние, которое отвечает императивам современной цивилизации» [110, с. 16].

Одним из способов разрешения данных проблем, связанных с образованием сельских школьников, их успешной социализацией, оздоровлением сельского социума, является, мы полагаем, подготовка в профессиональном образовательном учреждении учителя для сельской школы, в том числе в системе «педагогический колледж — вуз». Именно в данной ситуации реализуется практи-коориентированный подход к обучению, более ранняя, чем в высшей школе, профессионализация обучающихся, а содержание и организация образовательного процесса позволяют подготовить специалиста, характеризующегося четкими целями и ценностными ориентациями.

Происходящая переоценка общественных позиций и отношений, качественные изменения жизни сельского сообщества и переосмысление роли учителя сельской школы в рамках решения им образовательных и социокультурных проблем на селе обнаружила существенные недостатки в подготовке такого педагога. Это, в первую очередь, подготовка специалиста без учета специфики работы сельской школы, незнание им проблем и перспектив сельских территорий, ориентированность только на выполнение функционала, без учета социокультурной ситуации на селе, в том числе, ее сложности, особенностей взаимодействия с сельским сообществом.

Учитывая, что в России сегодня в целом закончился процесс экстенсивной урбанизации, для которого свойственно стремительное повышение доли городского населения, стабилизировавшейся за последние 10−15 лет, что произошел переход к интенсивной урбанизации, характеризующейся, как и в других странах мира, распространением стандарта городского образа жизни и на сельское население, решение вопроса о преобразовании социокультурной ситуации на селе, а значит, ином уровне качества образования и его содержательно-технологической модернизации, является, мы считаем, не просто актуальным, а жизненно необходимым.

Вместе с тем учитель сельской школы работает в условиях ограниченных возможностей для получения постпрофессионального образования, систематического повышения квалификации. Его работа — это «одиночество по предмету» или, наоборот, многопредметность. С другой стороны — для него актуален высокий уровень готовности к непрерывному образованию как фактору профессионального роста в контексте решения образовательных и социокультурных проблем сельского сообщества на основе умения использовать природные, социально-экономические, духовно-нравственные ресурсы сельской среды.

Понятие «готовность к непрерывному образованию» является на сегодняшний день уже не новым для российской психолого-педагогической науки, оно нашло широкий отклик в работах отечественных ученых и является одной из задач, поставленных перед российской системой образования. В последние годы защищено несколько диссертаций (Алферова Г. А., Григорьева, Н. Г., Ибрагимова E.H., Ильина Г. Н., Косенко Н. В., Филатова Г. Д. и др.), раскрывающих различные аспекты формирования готовности к самообразованию, непрерывному образованию и профессиональной деятельности. Вместе с тем вопрос о реализации в образовательном процессе педагогического колледжа системы непрерывного образования для выпускников сельских школ многогранен и сложен, а сейчас мы только в начале его теоретического обоснования и практического осуществления. Идея развития потребности и формирования готовности к непрерывному образованию именно учителя сельской школы почти не разработана.

Сегодня возросла напряженность разрешения следующих противоречий в подготовке специалиста:

— с одной стороны, учитель не всегда может повысить свой профессиональный уровень в условиях сельского социума, и даже выехав за его пределы, поэтому он должен находиться в ситуации непрерывного образования, причем в большей степени саморазвития и самообразования, с другой — его стремление и продуктивность участия в непрерывном образовании возможны при условии сформированной готовности к такому образованию;

— с одной стороны, самообразование учителя — это не только освоение новых методов обучения и воспитания, но и процесс расширения возможных умений продуктивного взаимодействия с сельским населением всех возрастовс другой — профессиональное учебное заведение в большей степени готовит узкого специалиста, принимающего участие только в деятельности обучения и воспитания в школе;

— нужен учитель, мотивированный на самореализацию именно в сельском социуме, вместе с тем в реальной практике его подготовка не отвечает требованиямстудент, приехавший из села, зачастую ничего о селе не знает, и информации такого плана не получает и вследствие этого не видит своей конструктивной роли в его жизнедеятельности.

Образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех образовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн.) учащихся и работает 40,7% учителей (685 тыс. человек) [104, с.8]. И как следствие — на сельскую школу приходится большая доля ответственности в обучении и воспитании будущих граждан государства Российского. Следовательно, она должна быть не. только образовательным, но и социокультурным центром, а учитель сельской школы, находящийся в режиме постоянного непрерывного образования и самостимулирующий свое участие в нем, — созидателем и преобразователем образовательной и социокультурной ситуации на селе.

Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже».

Цель исследования: разработать модель формирования готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы и экспериментально проверить ее эффективность в образовательном процессе педагогического колледжа.

Объект исследования: процесс формирования готовности к непрерывному образованию будущего учителя.

Предмет исследования: формирование готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования: готовность к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы мы рассматриваем какнаправленность на решение актуальных задач как педагогического, так и социокультурного характера и получение образования более высокого уровня (университетского, постдипломного) — способность к постоянному саморазвитию и самообучению в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума и разработке педагогических и социокультурных проектов с учетом изменяющихся ресурсов сельской среды.

Полагаем, что ее формированию будет способствовать реализация модели формирования готовности к непрерывному образованию, включающей в себя компоненты:

— содержательный — корректировка и обогащение инвариантной, разработка вариативной части образовательной программы через включение региональной, организационно-управленческой, социальной составляющих в контексте реализации возможностей многоступенчатого непрерывного образования;

— технологический — развитие навыков самоменеджмента, ролевых навыков — исполнителя, сотрудника, лидера — через разработку проектов дисциплинарного, междисциплинарного, надпредметного характера в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума.

При этом содержательный и технологический компоненты образуют целостность, благодаря включению студентов в процессы саморазвития, самообучения и самореализации.

Задачи исследования:

— выявить на основе анализа научной литературы особенности формирования готовности к непрерывному образованию у будущего учителя сельской школы;

— проанализировать возможности образовательного процесса педагогического колледжа для формирования готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы;

— определить показатели и критерии сформированности готовности к непрерывному образованию студентов, ориентированных на работу в сельской школе;

— разработать модель формирования готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы в условиях педагогического колледжа посредством саморазвития, самообучения;

— экспериментально проверить и проанализировать результаты реализации модели формирования готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы.

Методологической основой исследования являются:

— философские концепции человека как субъекта собственной деятельности самоопределяющегося и саморазвивающегося в пространстве культуры, принадлежащие Г. С. Батищеву, М. Н. Бахтину, М. А. Бердяеву, B.C. Библеру, М. С. Кагану, М. К. Мамардашвили;

— идеи К.А. Абульхановой-Славской, C.JI. Братченко, О. В. Васильевой, JI.C. Выготского, Е. А. Демченко, Д. Н. Леонтьева, А. Б. Орлова, В.И. Слободчи-кова о человеке как субъекте собственной жизни и значимости личностного смысла как самоорганизующего компонента построения и реализации траектории непрерывного образования;

— исследования Г. А. Алферовой, С. Г. Вершловского, Б. С. Гершунского, E.H. Ибрагимовой, П. Ф. Каптерева, Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, Т. В. Шадриной о самообразовании, образовании взрослых, непрерывном образовании;

— труды Е. М. Борисовой, A.B. Былкова, A.C. Косоговой, Т. В. Кудрявцева, JI.M. Митиной, А. И. Щербакова о профессиональном становлении будущего педагога, в том числе в педагогическом колледже;

— работы, Е. В. Бондаревской, М. П. Гурьяновой, В. А. Ермолаева, Ю. Исаева, А. Б. Орлова, Н. В. Пичугиной, Г. Ф. Суворовой, P.M. Шерайзиной о специфике деятельности учителя сельской школы и о его профессиональной подготовке;

— работы A.M. Берестовского, В. В. Васильева, Г. Л. Ильина, И.Ю. Малко-вой, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. А. Шиянова, посвященные теории и методике разработки проектов.

Исследование опирается на позиции нового гуманистического видения сущности образования, представленные в трудах Е. В. Бондаревской, A.C. Косоговой, JI.H. Куликовой, С. Д. Полякова, В. А. Петровского, В. В. Серикова, А. В: Хуторского, И. С. Якиманской и др.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Теоретические методы включают изучение и анализ литературы по вопросам человекознания и педагогики, непрерывного образования, анализ реального образовательного процесса педагогического колледжа, моделирование. Эмпирические методы представлены следующие: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа), изучение документации педагогического колледжа, изучение продуктов деятельности студентов, тестированиепедагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Для определения достоверности полученных результатов использованы методы математической статистики.

Базой исследования является областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ангарский педагогический колледж». Экспериментальная работа в данном колледже выполнялась в течение 2003 — 2007 г. г.

1 этап (2003 — 2004 г. г.) — поисковый: изучались научная литература по теме исследования и состояние исследуемой проблемы, апробировались различные модели саморазвития и самообучения студентов в условиях реализации траектории непрерывного образования, выявлялись показатели и критерии формирования готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы.

2 этап (2004 — 2006 г. г.) — экспериментальный: осуществлялась экспериментальная работа по реализации идеи и модели формирования готовности к непрерывному образованию будущих сельских учителей в педагогическом колледже, уточнялись особенности условий саморазвития и самообучения студентов в рамках реализации профессиональной образовательной программы «колледж — вуз».

3 этап (2006 — 2007 г. г.) — обобщающий. На данном этапе анализировались результаты эксперимента, статистическая обработка результатов, оформлялась диссертация.

Научная новизна работы и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— выявлены особенности деятельности учителя сельской школы, которые предопределяют специфику его профессиональных функций и необходимость формирования у него готовности к непрерывному образованию. Особенностью процесса формирования готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже является обогащение процессов его саморазвития, самообучения и самореализации в контексте будущей профессиональной деятельности в условиях сельского социума;

— определены особенности формирования готовности к непрерывному образованию в педагогическом колледже будущего учителя сельской школы;

— структура и содержание понятия «готовность к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы» рассматриваются в неразрывной связи с понятиями «самообучение», «саморазвитие» и «самореализация» в проекции профессиональной деятельности в сельском социуме;

— разработана модель, выявлены показатели и критерии формирования готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы;

— выделены подходы к саморазвитию, самообучению и самореализации обучающихся средствами дисциплинарного, междисциплинарного и надпред-метного проектирования в условиях образовательного процесса педагогического колледжа.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по организации образовательной деятельности студентов педагогического колледжа как потенциальных учителей сельской школы, спецкурсов, стимулирующих процессы формирования их готовности к непрерывному образованию через разработку дисциплинарных, междисциплинарных и надпредметных проектов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследованияразнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследованияадекватностью и достаточной полнотой совокупности выбранных параметров для оценки сформированности компонентов готовности к непрерывному образованиюрепрезентативностью результатов экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы является интегративной характеристикой, включающей в себя в единстве следующие составляющие:

— направленность на решение актуальных задач как педагогического, так и социокультурного характера;

— направленность на получение образования более высокого уровня (университетского, постдипломного);

— способность к постоянному саморазвитию и самообучению в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума;

— способность к разработке педагогических и социокультурных проектов с учетом изменяющихся ресурсов сельской среды.

2. Продуктивному формированию готовности к непрерывному образованию способствует образовательный процесс педагогического колледжа, компоненты которого образуют целостность, благодаря включению студентов в процессы самостимулирования своего развития и самореализации через построение им и собственной жизненной стратегии в контексте будущей профессиональной деятельности в условиях сельского социума.

3. Процесс формирования готовности будущих учителей сельской школы к непрерывному образованию строится на основе модели формирования такой готовности как совокупность взаимосвязанных компонентов, где:

— содержательный связан с корректировкой сопряженных профессиональных образовательных программ в части обогащения их содержания в контексте реализации траекторий непрерывного образованияопределение дисциплин по выбору, направленных на формирование знаний о селе, выявление проблем, потребностей и перспектив изменения конкретной сельской территории, способность к постоянному саморазвитию и самообучению в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума через включение региональной, организационно-управленческой, социальной составляющих и в контексте реализации возможностей многоступенчатого непрерывного образования;

— технологический компонент через курсовые модули «Я и непрерывное образование: мои мотивы и интересы» (первый год обучения), «Я и непрерывное образование: мои возможности и ограничения» (второй год обучения), «Я и непрерывное образование: стратегия достижения» (третий год обучения) формирует направленность учебной мотивации в перспективе работы в качестве учителя сельской школы и получения образования более высокого уровня, умений коммуникативного взаимодействия с разными категориями людей, ставить цели не только конкретной педагогической деятельности, но и деятельности интегративного характера (включающей проблемы социокультурного плана) — умение разрабатывать педагогические и социокультурные проекты с учетом изменяющихся ресурсов сельской среды через развитие навыков самоменеджмента, ролевых навыков — исполнителя, сотрудника, лидера — через разработку, апробация и внедрение результатов: разрабатываемые идеи, а также текущие результаты исследования нашли отражение в 17 публикациях.

Автор постоянно сообщал о результатах работы на методических и теоретических семинарах, педагогических конференциях различного уровня:

— научно-практическая конференция «Педагог училища в системе непрерывного образования: опыт, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, 1996);

— научно-практическая конференция «Студенты педучилищ (колледжей): профессиональное и личностное саморазвитие» (Санкт-Петербург, 1997);

— научно-практическая конференция «Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты» (Санкт-Петербург, 1998);

— научно-практическая конференция «Интеграция науки и практики в педучилищах (колледжах): поиск, решения, проблемы» (Иркутск, 1998);

— региональная научно-практическая конференция «Образование в XXI веке: проблема целостности и непрерывности» (Иркутск, 2001 г.);

— Российская научно-практическая конференция «Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения» (Санкт-Петербург, 2002);

— Всероссийское совещание «Состояние нормативно-законодательного обеспечения деятельности учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного педагогического образования» (Иркутск, июнь 2002 г.);

— межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы целостности и непрерывности образования» (Иркутск, 2003 г.).

— научно-практическая конференция «Научно-исследовательская деятельность в педагогическом колледже» (Иркутск, 2003 г.);

— Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы непрерывности и целостности образования» (Иркутск, 2004).

— Всероссийское совещание «Содержание непрерывного педагогического образования в системе учебно-научно-методических комплексов «школа-педколледж-педуниверситет» (Иркутск, 2004);

— международная научно-практическая конференция «Модернизация образования: проблемы, пути решения» (Иркутск, 2005г);

— Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-педагогическая подготовка студентов классического университета» (Улан-Удэ, 2005);

— международная научно-практическая конференция Модернизация образования: проблемы и решения" (Иркутск, 22 марта 2006);

— международная научно-практическая конференция Модернизация образования: проблемы и решения" (Иркутск, 22 марта 2006);

— межрегиональная Интернет-конференция «Формирование общеучебных, личностных и социокультурных компетенций в региональном экологическом образовании» (Москва-Иркутск-Улан-Удэ-Чита, 2006 г.);

— межрегиональнаяч научно-практическая конференция «Образовательные ресурсы Восточной Сибири как фактор повышения качества жизни» (Иркутск, 23 марта 2007).

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Выводы по второй главе

Процесс формирования готовности к непрерывному образованию студентов активизировался благодаря реализованной модели в рамках модулей «Я и непрерывное образование: мои мотивы и интересы» (первый год обучения), «Я и непрерывное образование: мои возможности и ограничения» (второй год обучения), «Я и непрерывное образование: стратегия достижения» (третий год обучения), о чем свидетельствует выраженность показателей готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы.

Показатели уровня сформированности готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы (экспериментальная группа) на завершающей стадии эксперимента значительно превышают данные значения по контрольным группам, при этом наблюдается корреляция между уровнями готовности выпускников 2004;2005, 2005;2006 учебных годов и 2006;2007 учебного года. Данные выводы подтверждаются методами математической статистики.

Реализация модели формирования готовности к непрерывному образованию у студентов экспериментальной группы, ориентированных на работу в сельской школе, обеспечила динамику формирования. Это позволяет сделать вывод о том, что готовность к непрерывному образованию выступает фактором не только повышения эффективности саморазвития, самообучения в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума, но и направленности будущего учителя сельской школы на решение актуальных задач как педагогического, так и социокультурного характера.

Заключение

Анализ теории и практики формирования готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы, экспериментальное исследование подтвердили выдвинутую нами гипотезу: готовность к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы можно рассмотреть как направленность на образование в течение жизни в качестве основы успешной профессиональной деятельности и продуктивного участия в преобразованиях сельского социума через получение новой информации в контексте сельских проблем и включение в решение социокультурных проблем села, сформированные умения саморазвития и самообучения в контексте перспектив развития сельской школы и сельского социума, личностно-ориентированного взаимодействия как с учащимися, так и со всеми жителями села.

Формированию готовности к непрерывному образованию способствует модель, включающая в себя содержательный (корректировка и обогащение инвариантной, разработка вариативной части образовательной программы через включение региональной, организационно-управленческой, социальной составляющих и в контексте реализации возможностей многоступенчатого непрерывного образования), технологический (развитие навыков самоменеджмента, ролевых навыков — исполнителя, сотрудника, лидера — через разработку проектов дисциплинарного, междисциплинарного, надпредметного характера в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума.) компоненты. Как результат, продуктивному формированию готовности к непрерывному образованию способствует образовательный процесс педагогического колледжа, в котором содержательный и технологический компоненты образуют целостность, благодаря включению студентов в процессы саморазвития, самообучения.

Исследованием подтверждено, что особенности деятельности учителя сельской школы предопределяют специфику его профессиональных функций и необходимость формирования у него готовности к непрерывному образованию, а особенностью процесса формирования готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже является обогащение процессов его саморазвития, самообучения в контексте будущей профессиональной деятельности в условиях сельского социума.

В целом, готовность к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы может быть рассмотрена в качестве интегративной характеристики, включающей в себя в единстве следующие составляющие:

— направленность на решение актуальных задач как педагогического, так и социокультурного характера;

— направленность на получение образования более высокого уровня (университетского, постдипломного);

— способность к постоянному саморазвитию и самообучению в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума;

— способность к разработке педагогических и социокультурных проектов с учетом изменяющихся ресурсов сельской среды.

Эффективному формированию готовности студентов к непрерывному образованию способствует организуемая в педагогическом колледже соответствующая модель как совокупность взаимосвязанных компонентов, где:

— содержательный связан с корректировкой сопряженных профессиональных образовательных программ в части обогащения их содержания в контексте реализации траекторий непрерывного образования и в аспекте приближенности к условиям профессиональной деятельности будущего учителя сельской школы и деятельности в условиях сельского социумаопределение дисциплин по выбору, направленных на формирование знаний о селе, выявление проблем, потребностей и перспектив изменения конкретной сельской территории, способность к постоянному саморазвитию и самообучению в контексте перспективных направлений преобразования сельской школы и социума через включение региональной, организационно-управленческой, социальной составляющих и в контексте реализации возможностей многоступенчатого непрерывного образования;

— технологический компонент формирует направленность учебной мотивации в перспективе работы в качестве учителя сельской школы и получение образования более высокого уровня, умений коммуникативного взаимодействия с разными категориями людей, ставить цели не только конкретной педагогической деятельности, но и деятельности интегративного характера (включающей проблемы социокультурного плана) — умение разрабатывать педагогические и социокультурные проекты с учетом изменяющихся ресурсов сельской среды через развитие навыков самоменеджмента, ролевых навыков — исполнителя, сотрудника, лидера — через разработку проектов дисциплинарного, междисциплинарного, надпредметного характера.

Фактором реализации модели формирования готовности к непрерывному образованию выступило единство педагогического коллектива в деятельности по проектированию и реализации модели формирования готовности к непрерывному образованию будущего учителя сельской школы.

В целом проведенное нами исследование дало возможность теоретически обосновать и экспериментально подтвердить выдвинутые нами предположения. Эксперимент подтвердил, что спроектированная и реализованная модель формирования готовности способствует профессиональной подготовке специалиста для сельской школы. Она активизировала процессы освоения знаний о природохозяйственном и социокультурном аспекте жизнедеятельности села, формирования направленности на получение образования более высокого уровня.

Проведенное исследование закладывает основание дальнейшим поискам, направленным на изучение сопредельных вопросов. Это конкретизация особенностей модели формирования готовности к непрерывному образованию будущих учителей сельской школы и ее использования на второй ступени профессионального образованиявыявление и реализация возможностей воспитательной системы педагогического колледжа для формирования готовности к непрерывному образованию студентов, ориентированных на работу в сельской школе.

Проблема формирования готовности к непрерывному образованию как образованию в течение жизни носит глобальный характер, охватывая глубинные и острейшие в сегодняшних условиях процессы развития образования как компонента культуры и фактора становления педагога сельской школы как человека и субъекта культуры. Актуальные задачи, поставленные перед педагогическим колледжем в аспекте решения вышеназванной проблемы, в определенной степени поможет разрешить проведенное нами исследование на примере учреждения среднего профессионального педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. Сельские школы у нас не совсем отсталые. Электронный ре-сурс. http://www.hse.ru/pressa/izv/20 020 809.html
  2. Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы Текст. СПб.: Алетейя, 1997. -505 с.
  3. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Текст. М.: Просвещение, 1990.-141с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Текст. — М.: Мысль, 1991. —302 с.
  5. , Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию. Текст. // Дисс.докт. пед. наук, Волгоград,!998. — 224 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.т., Т.2. М.1980.1. С.256−258.
  7. А. 3. Сельская школа для всех: от мечты к реальности: Сб. метод.материалов. Текст. Петрозаводск, 2003. — 76 с.
  8. , Л. Вытеснение интеллигенции Текст. // Огонек. 1992. № 3,1. С.29−30.
  9. П.Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Воспитание в сельской школе. Текст. —
  10. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 148 с. 12. Байбородова, Л. В. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Текст. / Яросл. пед. вестн.: Темат. прил. Рос. акад. образования и др. — Ярославль, 1998 — 32 с.
  11. Г. С. Найти и обрести себя Текст. // Вопросы философии. 1995. -№ 3, С.21−29.
  12. Н.Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Текст. -Екатеринбург: издательство «Деловая книга». 1996. 344 с.
  13. , А.И. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем Текст. //Педагогика. 2003. № 1. С.98−104
  14. Е.П. Онтологическая реальность современного образования Текст. // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 81 — 88.
  15. Е. П. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школа: Монография Текст. Елец, 2003 — 307 с.
  16. H.A. Философия свободного духа. Текст. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  17. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. Текст. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  18. P.P. Васильев, И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. Текст. // Вестник Московского университета. Сер. 14. — психология. — 1987. — № 2. — С.20−30.
  19. Бим-Бад, Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика Текст. // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001.- № 3. -С.28−48
  20. Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор. Текст. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 48 с.
  21. A.A. Психология о личности. Текст. -М.: МГУ, 1998. 188 с.
  22. Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Текст. /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под. ред.А. Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. М., 1999. — С.132−142.
  23. В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: Монография. Текст. Волгоград, 2001.-348 с.
  24. В. А. Исаев Е.И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования. Текст. // Педагогика. 1997.- № 4.- С.66−72.
  25. Е.В., Кульневич, C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное посбие. Текст. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  26. Е.В., Левчук JI.B. и др. Концепция сельской школы. Текст. // Сельская школа. 1998. — № 3. — С.68−82.
  27. Е.В., ПивненкоТекст. П.П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы [Текст] // Педагогика № 5 — 2002 — с. 53 — 64.
  28. . Б.С. О механизмах целеполагания. Текст. // Вопросы психологии. — 1977. С.121−124.
  29. , А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие. Текст. // Педагогика. 2001. — № 7. — С.3−7.
  30. , E.H., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования Текст. // Вопросы психологии 2003. — № 5 — С. 28−43.
  31. , В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации Текст. // Народное образование. 2000. № 9. — С. 177 — 180.
  32. О. С. Демченко Е.А. Изучение основных характеристики жизненной стратегии человека Текст. // Вопросы психологии 2001. — № 2.- С. 74 -85.
  33. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Текст. 2-е изд.стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 440 с.
  34. В.П. Избранные педагогические сочинения. Текст. М.: Педагогика, 1987.-400с.
  35. С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы Текст.: Дисс. канд. пед. наук -Тобольск, 2000. 175с.
  36. JI.B. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию Текст. //Педагогика 2003. — № 8 — с. 47 -53.
  37. М.А. Непрерывное образование и подготовка Учителя Текст. // Сов. Педагогика. 1991. — № 6 с. 79 -82.
  38. JI.A. Воспитание психологической готовности к системному обучению. Текст. / Психология школьника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтае-ва. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — С.246−260.
  39. A.A. Качество подготовки специалиста: контекстный подход. Текст. // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2003. -№ 1. -С.10−17.
  40. С.Г. Взрослый как субъект образования Текст. // Педагогика.• -2003. № 8. -С. 3−8.
  41. С.Г. Образование взрослых: стимулы и мотивы. Текст. М.: Педагогика, 1987. — 98 с.
  42. О.С. Стратегическое управление: Учебник Текст. -2-е изд., пе-рераб. и дополн.-М.: Гардарика, 2002. 296 с.
  43. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для ссузов. Текст. -М.: Гардарики, 2001.-288 с.
  44. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Текст. — М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  45. Воспитательная система сельской школы. Текст. /Под ред. E.H. Степанова. -Псков, 1997.- 148 с.
  46. В.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Текст. М., 1995. — 111 с.
  47. JI.C. Педология подростка Текст. // Собрание сочинений М.: Педагогика, 1984. — т. 4 Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. -432 с.
  48. В., Самойленко П. И. Содержание подготовки специалистов среднего звена: новые вызовы времени Текст. // Стратегия образования — 2003. -№ 5.-С. 19−25.
  49. .С. Философия образования. Текст. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -432 с.
  50. С.И. Основы педагогики (Введение в прикладную философию). Текст. М.: Школа — Пресс, 1995. — 448 с.
  51. В.И. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе в сельской школе Текст.: Дисс. канд. пед. наук Краснодар, 2001.- 196 с.
  52. С.И., Кинелев C.B. Статус интеллигенции и качество образования. Текст. // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 18−22.
  53. Н.Г. Саморазвитие личности учащихся среднего специального учебного заведения как педагогическая проблемаТекст.: Дисс. канд. пед. наук Хабаровск, 1995. — 256 с.
  54. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Текст. -М: Сентябрь, 1996. 112 с.
  55. JI.M. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной дея-тельностиТекст.: Дисс. .канд. пед. наук —Иркутск, 1994. 209 с.
  56. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации Текст. // Педагогика 2000. — № 10. — с. 32 — 38.
  57. Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие. Текст. Казань: Изд-во КГТУ, 2004. — 212 с.
  58. М.П. Российская сельская школа как социальный феномен. Текст. -Педагогика. 1999. — № 7. — С.23−28.
  59. М.П. Сельская семья и общество Текст. // Педагогика. -1995. -№ 3. -С.14−19.
  60. М.П. Социально-психологический портрет сельского подростка Текст. // Открытая школа 1999. — № 5. -С. 30−33.
  61. М.П. Типология сельских школ Текст. // Педагогика, 2005. № 2.-С. 20−29.
  62. М. П.Резервы модернизации сельской малочисленной школы России: метод, пособие Текст. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004. -159 с.
  63. М.П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села : метод, рекомендации. Текст. М.: ИПСР РАО, 2003 — 191 с
  64. Е.В. Методические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога Текст. // Педагогика М., — 2003 — С. 65−74.
  65. И.В. и др. Психология: Учебник для студ.сред.учеб.заведений. Текст. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.
  66. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Текст. Дисс. .д-ра пед наук — М., 1983.-256 с.
  67. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности напряженных ситуациях Психологические аспекты. Текст. Минск: Изд-во Университет, 1985. — 186 с.
  68. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. Текст. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  69. Ефремов A.B.Сельская школа России: проблемы и перспективы Текст. /A.B. Ефремов — М-во образования Рос. Федерации. Ин-т общ. образования. 3. изд. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003 — 157 с.
  70. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб пособие. Текст. СПб.: Просвещение, 1995. — 234 с. 75.3айкин М. И. Сельская школа: модернизация содержания образования. Текст. // Сельская школа 2004. — № 2. — С.3−6.
  71. С.И. Технология обучения взрослых. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
  72. Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев качества Текст. // Среднее профессиональное образование, 2003, — № 6. -С. 9−12.
  73. Е.М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования. Текст. — диссдок. пед.наук. — Казань, 1999. -312 с.
  74. JI.A. Специфические особенности сельской среды и учет их в учебно-воспитательном процессе школы: Учеб. пособие. Текст. Иркутск: ИГПИ, 1981.-86 с.
  75. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школа: Монография. Текст. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003 — 307 с.
  76. Г. Н. Формирование готовности профессионального саморазвития у студентов технического вуза: дисс. канд. Пед.наук. Текст. Волгоград, 1994.-156 с.
  77. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания педагога. Текст. // Вопросы психологии. — 2000.-№ 1.-С.51−66.
  78. Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы. // Народное образование. Текст. 1999. — № 7. — С.70.
  79. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие. Текст. / под ред. А. И. Пискунова 2-е изд. — М&bdquo- ТЦ «Сфера», 2001 — 512 с.
  80. М.С. Философская теория ценности. Текст. С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  81. Кадры сельской школы России: По результатам соц.-пед. исслед. «Кадровое обеспечение общеобразоват. учреждений, располож. в сельс. местности» Текст. М.: ИПСР РАО, 2003 — 147 с.
  82. .Г. Заботы сельской школы Текст. // Педагогика № 5 — 2002 — с. 64.
  83. Н.В. Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности. Дис.. канд. пед. наук Текст. Иркутск, 2003.-180 с.
  84. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «ученик — учитель». Методическое пособие для учителя. Текст. — М. Педагогическое общество России, 1999. 283 с.
  85. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. Текст. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  86. И. Критика чистого разума. Текст. -М.: Мысль, 1994. 591 с.
  87. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании. Текст. // Педагогика. — 1999. № 7. — С.73−84.
  88. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения Текст. // Социс 2000 — № 3. — С. 124 — 128.
  89. В.Н. Проблемы самореализации человека в современных условиях Текст. //Социология и социальная антропология.-СПб.: Алетейя, 1997.-С.74−90.
  90. Л., Чернявская Г. Интеллигенция. Текст. Екатеринбург, 1996. — 258 с.
  91. Я.Я., Панько A.A. Психологическая готовность к школе. / Популярная психология для родителей. Текст. / Под ред. A.A. Бодошева, A.C. Спиваковской, Н. Л. Карповой. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 1998. -400 с.
  92. Концепция модернизации образования РФ./ Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р. Электронный ресурс. http:// sputnik, in-formika. ru /Docs39/mosedu.ru/normative/modernization.php.htm
  93. Концепция непрерывного образования. Текст. // Народное образование. — 1989. № 10. — С.3−12.
  94. Концепция реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности Текст. //Вестник образования, 2002.- № 7. — С. 8−16.
  95. Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование Текст. // Школьные технологии. 2006. -№ 3.- С.23−32.
  96. Юб.Косенко H.B. Самообразование молодого учителя как условие непрерывности его образования. Текст.: Автореф. .канд. пед.наукЛ., 1990. -16 с.
  97. A.C. Становление педагога: Монография. Текст. Иркутск: изд. Иркутского государственного педагогического университета, 2001. -178 с.
  98. Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. Текст. -М: Педагогика, 1991.-е. 152.
  99. Ю.Кравченко А. И. Становление человеческой личностиТекст. /Кравченко А. И. Обществознание. -М., 2000. с. 141−186.
  100. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (Теорет. основы, эксперим. ис-след.) Текст. М.: Прометей, 1996 — 176 с.
  101. Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. Текст. Волгоград: ВГПУ, 1998.- 106 с.
  102. ПЗ.Кузовлев В. Готовим студентов к работе в сельской школе // Народное образование.Текст. 2001. — № 1. — С. 29−33.
  103. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Текст. — Л., 1970. 198 с.
  104. Н.В. Творческий потенциал саморазвития. Акмеологические проблемы развития Текст. // Гуманизация образования НИИ РАО. -Бийск, 1994.
  105. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Текст. Хабаровск: ХГПУ, 1997.-313 с.
  106. С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебно-практическое пособие. Текст. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. — 161 с.
  107. Ю.Н. Психология обучения взрослых. Текст. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  108. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. Текст. -М.: Педагогика, 1981.-120 с.
  109. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Текст. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-391 с.
  110. В. С., Поташник М. М., Моисеев А. М. и др. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждении Текст. / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. -464 с.
  111. B.C., Конолина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. Текст. //Педагогика. 2000. — № 3.- С.27−34.
  112. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с
  113. K.M. Основы педагогической деонтологии Текст. М.: Наука, 1984. — 192 с.
  114. А.Н. От социальных ценностей к личным: феноменология ценностной регуляции деятельности Текст. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.- 1996. № 4. — С. 35−44- 1997.- № 1. -С. 20−27.
  115. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Текст. // Вопросы психологии.- 2001.- № 3. С.57−66.
  116. Л.Н. К обществу образованных людей (Теория и практика образования взрослых). Текст. С.Пб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. — 273 с.
  117. В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. Текст. М.: Центр «Педагогический поиск» — 2006. -160 с.
  118. А.Н. Формирование умений и навыков самообразования у студентов в процессе выполнения учебно-творческих заданий. Текст.: дисс.. канд. пед. наук-Минск, 1993. 193 с.
  119. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. Текст. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  120. Г. К. Афоризмы. Текст. -М.: Наука, 1994. 121с.
  121. Т.Ю. Личностный компонент системы непрерывного профессионального образования Текст. /Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. М.: ИПР СПО.- 2002. -С. 163−170
  122. М. И. Готовность учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды: монография Текст. -Ульяновск: УИПКПРО, 2004 440 с.
  123. Н.Д., Аванесова В.Н, Канцебовская И. В. Социально-географические аспекты реструктуризации сети сельских школ в сельской местности. НПФ, «Аделиз», 2001.- 182 с.
  124. Ю. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи Текст. // Человек и труд. 2003. — № 4. — С. 58−60.
  125. И.Ю. Педагогические функции метода проектов и условия их реализации в сельской школе. Текст. Дисс.канд. пед. наук. — Томск, 1994.-153 с.
  126. М.К. Необходимость себя: лекции, статьи, философские заметки Текст. / Под общей редакцией Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996.-432 с.
  127. Материалы к зональному совещанию руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием Иркутской области. Текст. изд. ГУОиПО администрации Иркутской области, 2005. — 47 с.
  128. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С.82−88.
  129. А.К. Психология труда учителя. Текст. М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  130. В. В. Вариативные модели модернизации сельской школы : метод. пособие В. В. Маскин, А. А. Петренко, Т. К. Меркулова. Текст. -М.: АРКТИ, 2005 66 с.
  131. В.Ш. Роль образовательного стандарта в профессиональном и социальном становлении личности специалиста Текст. /Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. М., 2002. — С. 65−66.
  132. А.Г. Психология бытия. Текст. М.: Рефл — Бук- Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
  133. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие Текст. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.
  134. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: Учебное пособие. Текст. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2002, — 400 с.
  135. H.A. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений.- М.: изд. центр «Академия», 2001.-272 с.
  136. A.B. Социальная педагогика: Учебник для студ.пед.вузов. Текст. /Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  137. Г. Е. Проектирование образовательного процесса в школе.: Ав-тореф. дис. докт.пед.наук. Текст. Ярославль, 2003. — 22 с.
  138. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. Текст. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  139. A.A. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) Текст. // Педагогика 2002. — № 4. — С. 19−20.
  140. Е.Б., Френкель Т. В. Социальные проблемы села в 1960−70-е гг. На материалах Центр, р-на России: Дис. .канд.ист.наук: 07.00.02. Текст. -М., 1994- 16 с.
  141. В.И. Непрерывность и преемственность общепедагогической подготовки учителя: Дисс. .д-ра пед. наук. Текст. Хабаровск, 1991. -389 с.
  142. H.H., Железнякова О.М, Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.образования. Текст. -М.: Мастерство, 2002. 288 с.
  143. С.Ц. О подготовке студентов педагогического колледжа к работе в малокомплектных сельских школах Текст. // Среднее профессиональное образование. 2003 — № 5. — С. 48−49.
  144. A.M. Образование и экономика: Кто кому поможет? Текст. /Какое среднее профессиональное образование нужно в XXI веке. Сборник. /Под общей ред. В. М. Демина. -М.: ИПР СПО, 2003.- С.187 199.
  145. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования Текст. // Педагогика 1998 — № 3 — С. 11−17.
  146. A.M. Профессиональное образование России Текст. / Перспективы развития.- М.: ИЦПНПО РАО, 1997.- 254 с.
  147. Л.И., Алиева Л. В. Сельская школа в воспитательном пространстве села Текст. // Внешкольник, 2001. № 1. — С. 26−27.
  148. A.A. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус. Текст. // Педагогика. 1999. — № 7. — С.61−68.
  149. Орлова И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. Текст. СПб.: Речь, 2006. — 128 с.
  150. Пакет психодиагностических методик (подготовил проф. В.Г. Асеев). Текст. Иркутск, 1991. — 170 с.
  151. Г. Д. Управление качеством обучения в среднем профессиональном заведении (На материале профессионально-педагогического колледжа). Текст.: дисс. канд. пед. наук: Саратов, 2003.- 151 с.
  152. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ.высш.и сред.учебн.заведений. Текст. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др./ Под ред. С. А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. 512 с.
  153. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российской педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  154. Педагогика:Учебник Текст. / Л. П. Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева и др.- под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. — 432 е.
  155. Педагогическая диагностика в школе. Текст. / Под ред. А. И. Кочетова. — Мн.: Народная Асвета, 1987. 223 с.
  156. H.A. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИПК. Монография. Текст. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. -176 с.
  157. Перспективы развития системы непрерывного образования. /Под ред. Б. С. Гершунского. Текст. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  158. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. Текст. -М.: Издательство «Гном и Д», 2001. 192 с.
  159. Н. В. Сельская школа: труд и личность: кн. для учителей Текст. М.: ИСПС РАО, 2004 — 236с.
  160. К.К. Структура и развитие личности. Текст. М.: Наука, 1986. -254 с.
  161. Повышение качества образования в современной сельской школе: сб. ст. окр. науч.-практ. семинара для директоров сел. шк., 22−25 марта 2004 г. Текст. -Салехард: ЯНОИПКРО, 2004 81 с.
  162. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.учебн.заведений. Текст. — М.: Просвещение- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  163. О.Л. Становление личности. Актуальные концепции. Текст. -Иркутск, 1997.- 131 с.
  164. М.М., Моисеев A.M. Качество образования в разных образовательных практиках Текст. // Народное образование, 1999. -№ 9. С. 140 149.
  165. Проблемы современной малокомплектной сельской школы: материалы науч.-практ. конф. «Малокомплект. сел. шк.: состояние и перспективы развития». Текст. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2003 — 21 с.
  166. Проблемы трудового обучения и воспитания учащихся в условиях модернизации сельской школы. Текст. Материалы Всерос. науч.-практ. конф.-Ставрополь: АГРУС, 2004 — 230 с.
  167. Прогностическая концепция целей и содержания образования. / Под ред. И. Ч. Лернера, И. К. Журавлева. Текст. -М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. 130 с.
  168. Проект «Сельская школа для всех» как результат сотрудничества общественных, муниципальных и государственных структур в развитии образования на селе. Текст. Петрозаводск, 2003 — 87с.
  169. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект. / Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. Текст. -М.: Педагогика, 1982 144 с.
  170. Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения: Сб. науч. и метод, работ. Текст. Арзамас: АГПИ, 2003 — 305 с.
  171. Рабочая книга андрагога. / Под ред. С. Т. Вершловского. Текст. С.-Пб, 1998.-200 с.
  172. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования.: Автореф.дисс.д-рапед.наук. Текст. -СПб., 1996.—37 с.
  173. С. А. Стрелкова Л.Ю. Сельская школа / Сб. ст. Текст. М.: Педагогика, 1991 — 175 с.
  174. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Текст. СПб.: Изд. «Патер», 2000 — 416 с.
  175. С.А. Есть школа живет село, живет село — живет Россия. Текст. //Народное образование. — 1997. — № 8. — С.118.
  176. М. Сибирское село. 26 сентября 2006 г Электронный ресурс.// http ://sir3 5.narod.ru/Safetv/Chs.htm.,.
  177. Е.Г. Е.С., Потехина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. Текст. -М.: Дидакт, 1992. -256 с.
  178. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах — М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993 608 с.
  179. С.Я. Основы общей психологии. Текст. С.-Пб.: ПитерКом, 1999.-720 с.
  180. И.Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании индивидуальных образовательных программ. Текст.: Дисс.. канд. психол. наук: М., 2000. — 129 с.
  181. Ю.И. Психология и педагогика / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов, В.П. СтупницкийТекст. М.: «Академический проспект», 2002 — 318 с.
  182. В.М. Профессиональная педагогика. Электронный учебник. Электронный ресурс. Брянск: БГТУ, 2001.- http://ryabov-kozel.narod.ru/.
  183. .П. Экзистенциализм — это гуманизм Текст. // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 319−345.
  184. Сборник Научно-методических материалов. Текст. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — (Библиотека «Сельская школа России») — 160 с
  185. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Текст. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  186. Сельская школа на рубеже веков (Социологический портрет). Текст. / Сост. В. Т. Лисовский, М. П. Гурьянова, Г. В. Пичугина и др. Псков, 1999.197 с.
  187. Сельская школа: конструирование социальной действительности Текст. /М-во образования РФ. Ин-т образоват. политики М.: «Эврика», 2003 115 с.
  188. Сельская школа: поиски и открытия: Коллективная монография Текст. -Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004 161 с.
  189. Сельская школа: труд и личность: кн. для учителей Текст. /Под ред. Н. В. Пичугиной. Рос. акад. образования, Ин-т соц.-пед. проблем сел. шк, — М.: ИСПС РАО, 2004.-236 с.
  190. Л. Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преп. учреждений сред.проф.образования. Текст. — М.: мастерство, 2001. -272 с.
  191. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  192. Г. И., Брызгалин В. Л. Новые тенденции подготовки кадров: региональный аспектТекст. // Среднее профессиональное образование. № 3 -2003-С. 45−47.
  193. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. Текст. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
  194. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Текст. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  195. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высш.учебн.заведений. Текст. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 420 с. 1. .V >178
  196. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры профессиональной деятельности. Текст. // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С.42−51.
  197. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высш.пед.заведений. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  198. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич Минск: Современное слово, 2001.
  199. A.B., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества Текст. // Социс 2003. — № 1. — С. 115 — 123.
  200. Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека Текст. // Социально-гуманитарные знания 2002. — № 6 — С. 48−64.
  201. Социальная философия: Учебное пособие для вузов. /В.Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. Ю. Дорошенко и др.- Под ред.проф. В. Н. Лавриненко. Текст. М.: Культура и спорт, ЮНИТА, 1995. — 240 с.
  202. С.Г. Социализация человека Текст.//Социально-гуманитарные знания. 2002 — № 5. — С. 101 — 122.
  203. Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Текст. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  204. Г. Ф. Как избежать негативных последствий реструктуризации сельских школ Текст. // Народное образование 2004. — № 2 — С.85−90
  205. Г. Ф. Сельская школа: новое в содержании образования Текст. // Педагогика 1996. — № 6. — С. 40−45.
  206. Г. Ф. Чему учить в сельской школе. // Советская педагогика. — 1992. № 3. -С.31−36.
  207. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Текст. М.: Изд-воМГУ, 1975.-343 с.
  208. Н.В. Конкурентоспособность педагога: сущность и возможности формирования в процессе профессиональной подготовки Текст. // Среднее профессиональной образование. — 2003. № 5. — С.49 — 52.
  209. Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста Текст. // Педагогика. 2003. — № 2. — С.42 -47.
  210. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие Текст. / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  211. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах.// Сост. комеент. Э. Д. Днепрова / Под ред. А. И. Пискунова. Текст. М.: Педагогика, 1994. Т. 2 Проблемы русской школы.438 с. Т.1 Теоретические проблемы педагогики, с. 514.
  212. Л. А. Готовность к конструктивно-проективной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога Дис.. канд. пед. наук Текст. Ставрополь, 1999 — 199 с.
  213. Формирование учебной деятельности студентов/ Под. ред. В. Я. Ляудис. Текст. М.: Изд-во МГУ, 1989 — 240с.
  214. С.Л. Реальность и человек. Текст. -М.: Республика, 1997. 479 с.
  215. В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем./ Общ. Ред. Л .Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева Текст. М.: Прогресс, 1990 — 367 с.
  216. Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д. А. Леонтьева Текст. -М.: Смысл, 1995.-239 с.
  217. М. Время и бытие: статьи и выступления / Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.-447 с.
  218. Д. Формирование учебных навыков. / Пер. с англ. Текст. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  219. И.П. Педагогика:Учебное пособие. Текст. М.: Гардарика, 1999.-519 с.
  220. А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. // Педагогика № 2 — 2003-с. 58−64.
  221. A.B. Современная дидактика. Текст. СПб.:Питер.2001. — 544 с.
  222. A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы. Текст. М., 1992. — С.90.
  223. В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни Текст. // Вопросы психологии. 2003. — № 3 — с. 3−14.
  224. A.B. Организационно-педагогические условия развития информационной культуры будущего учителя. Текст. Иркутск, 2004. -168 с.
  225. Шишлов А. В. Среднее профессиональное образование отвечает вызовам времени. Текст. //Какое профессиональное образование нужно России в XXI веке? Сборник. Под общ.ред.В. М. Демина М.:ИПР СПО, 2003. -С.47−51.
  226. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов пед.вузов. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.
  227. И.И. Жизненные стратегии подростков Текст. // Социс 1999. — № 5. — С. 52−61.
  228. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах. / Под ред. с.Я. Батышева. Текст. М.: АПО, 1999. — 440 е., Т.2 — М.-П. — 1999.
  229. В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования. Монография. Текст. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.186 с.
  230. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. Текст. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  231. З.Г. Роль образования в преодолении социально-экономической ассиметрии Текст. // Социально-гуманитарные знания. -2002.-№ 1 С. 81−89.
  232. Finnis, J. Myths and facts of technology, August 13, 2006/ J. Finnis// http:// www. techlearning. com/show Article, jhtml? articleID=22 101 447
  233. Burns, E. Continuing education drives distance-learning enrollment, May 10, 2006 retrieverd August 13, 2006/ E. Burns// http:// www.clickz.com/snowPage.html7−3 605 321
  234. Knowles, M. The Adult learner: the definitive classic in adult education and human resource development /M. Knowles. Houston, TX: Gulf Publishing, 1998. — 121 p.
  235. Conner, M. L. Andragogy and Pedagogy. Ageless Learner, 1997−2004/ M. L. Conner// http:// agelesslearner.com/intros/andragogy.html182
Заполнить форму текущей работой