Эффективные формы обучения в системе профессионального образования
Основной задачей системы профессионального образования является дальнейшее развитие и активное использование образовательного, научного и инновационного потенциалов, направленных на структурную перестройку, переориентацию научно-педагогических коллективов на те направления и формы деятельности, в которых возможно достижение наиболее значительных результатов, что обеспечивает более весомый вклад… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального образования в психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Общее представление о профессиональном образовании
- 1. 2. Обоснование педагогических инноваций в профессиональном образовании
- 1. 3. Инновационность как один из принципов педагогики
- Заключение
- Список использованных источников
Актуальность: На современном этапе в профессиональном образовании используются стандартизированные обобщенные формы обучения, которые не учитывают уровень творческого потенциала студентов и тем самым снижают эффективность обучения в целом. В связи с этим назрела необходимость во внедрении творческих, новаторских форм обучения в профессиональном образовании.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы способы перехода от консервативных форм обучения к творческим. Её решение составило цель нашей работы, объектом исследования — система профессионального обучения в вузе, предметом исследования являются современные формы обучения, как стандартизированные, так и новаторские.
Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
— Дать общую характеристику форм обучения в профессиональном образовании.
— Провести сравнительный анализ различных форм профессионального обучения.
— Выявить педагогические условия для эффективного перехода одних форм обучения в другие.
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. А именно: анализ теоретического материала, проанализированного в избранной части науки; проведение опытной работы, сочетающейся с использованием таких исследовательских методов как наблюдение; индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, интервьюирование, взаимные и независимые характеристики и анализ различной документации (Ex: учебные планы университета).
Сопоставление данных, полученных Различными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленные в процессе исследования. Анализ собранных материалов позволяет сформулировать общую гипотезу исследования: новаторские методы являются более эффективными по сравнению с консервативными по таким критериям как: индивидуализация, опора на творческое мышление, воображение студента, профессиональная стимуляция, основная на побуждениях личностной мотивации обучаемого.
Новизна настоящего исследования заключается в попытке изучить проблему с позиции обучаемого, в способностях восприятия, как консервативных форм обучения, так и творческих и определения их эффективности в профессиональном обучении.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций педагогам по организации профессионального образования различными творческими формами и методами.
Работа состоит из 4 частей: Рассмотрение различных форм обучения, их сравнительный анализ, практическая часть и результаты исследования.
Базой исследования: Краснодар, КубГТУ, 1 половина 2008 года, в исследовании приняли участие преподаватели, студенты.
Список литературы
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике //Советская педагогика.- 1989.- № 12.
- Высшее образование в России.- 1994.- № 2, с. 26.
- Добрынина В.И., Кухтевич Т. Н. Социальные конфликты в высшей школе М., 1993.- (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО; вып.3).
- Громкова М.Т. Мастерство это технология плюс творчество //Высшее образование в России.- 2001.- № 6.- С. 74−80.
- Зеер Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования //Образование и наука.- 1999.- № 1 (1).
- Кулемзина А.В. Модель выбора образовательной стратегии в условиях современного социокультурного кризиса // Образование в Сибири. — 1996.- № 1.
- Лаврентьев Г. В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы.- Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.- 206 с.
- Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ-ААЭП, 1998.
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций //Вестник алтайской науки.- Барнаул.- 2000.- № 1.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. Учеб. пособие для высшей шклы.- М.: Наука, 1994.
- Новое качество высшего образования в современной России //Труды Исследовательского центра /Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто.- М.: Исследовательский центр, 1995.- 199 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология: Учебное пособие СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики.- М., 1989.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дис. докт. пед. наук.- Казань, 1993.
- Прозументова Г. Н. Традиция и новация: разные способы целеобразования и развития педагогической практики.- Традиционные и инновационные процессы в современном образовании.- Томск, 1996, с. 16−28.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее образование в России.- 1994.- № 2.
- Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы.- 2000.- № 3.- С. 15−18.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция и философия неопедагогики.- Казань: ИССО РАО, 1995
- Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом).- М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.
- Федорова Т.С. Личностно-ориентированная технология учебного проектирования в процессе развития технического творчества студентов втузов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.- Кемерово, 2002.
- Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2000.
- Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента.- М.: «Интел-Синтез», 1997.
- Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991.
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.- Каунас: Швиеса, 1989.