Лингвометодическая подготовка студентов-русистов на первом курсе монгольского педагогического вуза: На материале раздела «Падежная система русского языка»
Диссертация
Проведенная работа представляет попытку представить один из путей совершенствования подготовки преподавателей русского языка для монгольской школы на основе достижений в области методики преподавания русского языка как иностранного. Перспективу работы автор видит в более глубоком исследовании вопросов, связанных с лингводидактическим анализом языкового материала, лингвокультурными проблемами… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Профессиональная компетенция преподавателя русского языка как иностранного [структура и содержание]
- 1. 1. Современные требования к содержанию профессионально-педагогической подготовки преподавателя РКИ
- 1. 2. Содержание профессионально-педагогической подготовки студентов языкового вуза
- 1. 3. Формирование профессиональной компетенции преподавателя на практических занятиях по русскому языку монгольского языкового вуза (I курс)
- Выводы
- Глава II. Характеристика лингвометодических умений монгольских студентов-филологов I курса, будущих учителей русского языка (на материале раздела
- Падежная система русского языка")
- 2. 1. Освещение категории падежа в общей теории грамматики
- 2. 2. Принципы презентации падежной системы русского языка в коммуникативно-направленном учебном курсе для иностранных студентов
- 2. 3. Особенности падежной системы русского языка в сопоставлении с монгольским
- 2. 3. 1. Основные значения падежей в русском языке в сопоставлении с монгольским
- 2. 3. 2. Презентация падежных форм русского языка в монгольской аудитории на основе функционально-семантического принципа
- 2. 4. Интерференционные ошибки монгольских студентовфилологов в употреблении падежей русского языка
- 2. 5. Вопросы изучения падежной системы русского языка в учебно-програмной литературе
- Выводы
- Глава III. Лингвометодическая подготовка монгольских студентов-филологов I курса
- 3. 1. Обоснование методики формирования лингвометодических умений у студентов I курса монгольского языкового вуза
- 3. 2. Виды упражнений и заданий, направленных на формирование лингводидактических умений преподавателя русского языка как иностранного
- 3. 3. Проверка эффективности разработанной системы упражнений и заданий
- 3. 3. 1. Описание обучающего эксперимента
- 3. 3. 2. Результаты опытного обучения
Список литературы
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. — 207с.
- Агабабян Г. М., Есаджанян Б. М. Структура и содержание методической подготовки учителя русского языка армянской школы. Ереван: Луйс, 1985. -158 с.
- Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л.: «Наука», 1988. 237 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст», 1999. — 472 с.
- Аркадьева О.М. Употребление падежей в речи. М.: МГУ, 1970. — 149 с.
- Акишина А.А., Каган О. Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд-е, испр. и доп. / Под общ. ред. Н. М. Подъяпольской. М.: Русский язык, 2002. — 255 с.
- Бадмаева Г. Б. Воспроизводящая письменная речь в учебно-профессиональной деятельности монгольских студентов-русистов на первом году обучения. Дисс.. канд. педагог наук. М., 1986. — 182 с.
- Балыхина Т. М. Содержание и структура профессиональной компетенции филолога. Методологические проблемы обучения русскому языку. Дисс. .д-ра педагог, наук. М., 2000. — 476 с.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку. М.: МГУП, 2000 а. -400 с.
- Бертагаев Т.А. Синтаксис современного монгольского языка в сравнительном освещении. М.: Наука, 1964. — 279 с.
- Бим И. Л. Выделение единицы обучения иностранным языкам -важнейшая предпосылка управляемого формирования иноязычной речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 1975. № 6. С. 34−44.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». М.: Просвещение. 1998. — 256 с.
- Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984. — 124 с. 20.
- Бородулина М.К., Минина Н. М. Основы преподавания иностранных языков в языковом вузе. М., 1968. — 118 с.
- Бухбиндер В.А., Роман С. В. Роль учебно-профессиональной задачи в формировании профессиональных умений на занятиях вторым языком педвузе // Актуальные проблемы подготовки учителя русского языка для национальной школы. Тарту, 1978. — С.9−11.
- Василенко Е.И., Добровольская В. В. Сборник методических задач по русскому языку. М.: Русский язык, 1990.— 131 с.
- Василевич А.Н. Проблема изучения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка / Н. А. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — с. 113−137.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 247 с.
- Виноградов В.А. Стратификация нормы, интерференция и обучение языку // Лингвистические основы преподавания языка / Н. А. Байскаков, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С.44−65.
- Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1972. — 614 с.
- Владимирский Е.Ю. Система предложно-падежных конструкций с пространственным значением в современном русском языке. Дисс. .канд. филол. наук. М., 1972. — 253 с.
- Владимирский Е.Ю. Выражение пространственных отношений при помощи предложно-падежных конструкций // РКИ: Актуальные вопросы описания и методики преподавания. М., 1982, — С. 87−118.
- Воробьев В.В. О статусе лингвокультурологии //Мат. IX Конгресса МАПРЯЛ. Докл. и сообщ. российских ученых. М., 1999. — С. 96−118.
- Всеволодова М. В. Синтаксические функции именных групп в структуре простого предложения. // Русский язык за рубежом. 1969. № 3. — С. 73−80- -№ 4. — С.87−95.
- Всеволодова М.В. Методические аспекты функционально-коммуникативного описания языка // Русский язык за рубежом. 1986. № 4. — С. 50−54.
- Всеволодова М.В. Основания практической функционально-коммуникативной грамматики русского языка. // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1989. — С.26−36.
- Всеволодова М.В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке. М.: МГУ, 1978. — 283 с.
- Всеволодова М.В., Владимирский Е. Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М.: Русский язык, 1982.-262 с.
- Всеволодова М.В., Ященко Т. А. Причинно-следственные отношения в современном русском языке. М.: Русский язык, 1988. — 207 с.
- Выгодский J1.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.1- Мышление и речь: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 6 331.
- Гадалина И.И. К вопросу об изучении ошибок в речи студентов-иностранцев //Экспериментальные исследования в методике преподавания русского языка как иностранного. М., 1975. — С. 14−29.
- Гадалова В.В. Профессионально-методические умения учителя русского языка, формируемые в вузе // Профессионально-методическая подготовка студентов в педуниверситете и в педвузе. М., 1996. — С. 18−21.
- Гадинжид С. Обучение учащихся-монголов употреблению предлогов русского языка в речи. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. Улаанбаатар, 1983. — 18 с.
- Гак В. Г. Межъязыковое сопоставление и преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1979. № 3. — С.3−11.
- Галсан. С. Сопоставительная грамматика русского и монгольского языков (фонетика и морфология). Ч. I. Улаанбаатар, 1975. — 320 с.
- Гальскова Н.Д. Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. № 5. — С. 12−15.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. / Под общ. ред. М. Антошина. М.: Аркти-Глосса, 2000. — 165с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Наука. — 1976. — 138 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. III сертификационный уровень. Филологический профиль. С.-П.: «Златоуст», 1999. 48 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «Филология „. М., 2000. — 17 с.
- Гохлернер М.М., Ейгер Г. В. К Вопросу о роли операционных знаний в обучении языкам //Лингвистические основы преподавания языка / Н. А. Байскаков, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С.137−146.
- Добровольская В.В. Функции преподавателя и стадии процесса обучения // Русский язык за рубежом. М., 1986. — № 4. — С. 42−46.
- Донченко Г. В. Соотношение теоретического и практического курса русского языка // Вопросы совершенствования подготовки и повышения квалификации венгерских преподавателей русского языка в СССР. -Владимир, 1981.-С. 18−22.
- Дорофеева Т.М. Синтаксическая сочетаемость русского глагола. М.: Русский язык, 1986. — 103 с.
- Дремов А.Ф. Системная теория падежа и предлога в практике преподавания русского языка как иностранного // МИРС, 2001. № 1. — С.43−5
- Дремов А.Ф. Системная теория падежа и предлога в практике преподавания русского языка как иностранного (статья вторая) // МИРС, 2001. № 2. — С.78−85.
- Есаджанян Б.М. Профессиональная направленность преподавания русского языка студентам — филологам как компонент их методической подготовки // Русский язык за рубежом. М., 1982. — № 6. — С. 66−72.
- Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1984. -97 с.
- Журавлева JI.C., Зиновьева М. Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). Учебно-методическое пособие. / Изд-е 2-е, М.: Русский язык, 1988.- 151с.
- Журинский А.Н. Лингвистические задачи как форма проблемного обучения // Н. А. Байскаков, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 146−155.
- Закирьянов К.З. Взаимосвязанное изучение морфологии и синтаксиса. -Уфа: БГУ, 1984.-87 с.
- Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь: ТГУ, 1996. — 195 с.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Государственный гуманитарный университет, 1999. — 347 с.
- Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М.: Русский язык, 1980. — 880 с.
- Зализняк А.А. О понимании термина „падеж“ в лингвистических описаниях // Проблемы грамматического моделирования. М., 1973. — С. 53−8
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. — 112 с.
- Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному. // Русский язык за рубежом. М., 1985. — № 5. — С. 49−53.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. — 218 с.
- Зимняя И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком. // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. / Сб. статей. Под ред. А. Н. Миролюбова и
- Ю. Сосенко. М.: МГУ, 1971. — С. 39−48.
- Золотова Г. А. К вопросу о типах падежных значений // РЯНШ, 1970. № 4, С. 74−76.
- Золотова Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988. — 528 с.
- Золотова Г. А. О коммуникативной значимости синтаксических единиц // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1988 а.-С. 5−17.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. — 528 с.
- Игнатова И. Б. Обучение грамматическому строю русской речи иностранных студентов-филологов как основа формирования языковой личности будущего учителя. Дисс.. д-ра педагог, наук. СПб., 1997. — 410 с.
- Иевлева З.Н. Проблемы преподавания грамматики русского языка как иностранного на основе коммуникативно-деятельностного подхода. // Русский язык за рубежом. М., 1980. — № 4. — С.41−47.
- Иевлева З.Н. Презентация грамматики в коммуникативно ориентированном курсе русского языка как иностранного // Вопросы практической методики преподавания русского языка как иностранного / под ред. А. Н. Щукина. М., 1994. Вып.2. — С. 70−92.
- Иевлева З.Н. К проблеме педагогического аспекта семестрового обучения зарубежных филологов — русистов // Краткосрочное обучение русскому языку иностранцев. Аспекты работы. М., 1987. — С. 46−54.
- Инчина Л.Г. К изучению вопроса об употреблении управляемой падежной формы при переходных глаголах // Совершенствование преподавания русского языка в национальной школе. Уфа. 1988. С. 34−42.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987, — 190 с.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задача его изучения // Язык и личность. М., 1989, — С. 3−8.
- Караулов Ю.Н. Так что же такое „языковая личность“ // Этническое и языковое самосознание. М., 1995. — С. 63−65.
- Карлинский А.Е. Диалингвальный анализ и его применение в обучении второму языку // Лингвистические основы преподавания языка / Н. А. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. С. 103−113.
- Карпов А.С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учителей // Иностранные языки в школе. 1997. № 3. — С.62−67.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: „Наука“, 1972.-216 с.
- Клобукова Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гумманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. Автореф. дисс.. д-ра педагог наук. М., 1995. -45с.
- Колкер Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учебное пособие /Я.М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Издательский центр „Академия“, 2001. -264 с.
- Коряковцева Н.Ф. Самостоятельная работа студентов с печатными материалами по дисциплинам филологического цикла // Иностр. языки в высшей школе. М.: Высш. шк., 1987. Вып. 19. — С.38−47.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1984. — 159 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Родной язык и другие языки // РЯНШ. 1990. № 9. — С.3−8.
- „author“>Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. “.пока не забывает родного», // Русский язык за рубежом. М.: 1982. — № 3. — С. 60−64.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Русский язык в иностранной среде (Функционирование. Состояние. Изучение. Преподавание.) Доклад на конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики». М., 1991. — С. 6.
- Крюкова В.Ф. Лексико-семантическая интерференция и ошибки в русской речи немецких студентов //Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного: Межвуз. Сб. науч. трудов. Тула: Тул. Гос. Пед. ин-т им. Л. Н. Толстого, 1990. С. 41−49.
- Кубаева О.В. Обучение временным предложно-падежным конструкциям русского языка студентов-дагестанцев: Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. Махачкала, 1997. — 19 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Дисс. д-ра педагог, наук. Л., 1964. — 867 е.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JI.: Ленинградский ун-т, 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя . М., 1990.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Рыбинск, 1993. — 53 с.
- Лаптева О.А. Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике // Русский язык за рубежом. М., 1990. — № 2. — С. 66−71.
- Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. // Вопросы порождения речи и обучения языку. Под. Ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. -М.: МГУ, 1967.-С. 6−15.
- Леонтьев А.А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. М., 1974. — № 4. — С. 54−61.
- Леонтьев А.А. Универсально-сопоставительное изучение языков и описание языка в учебных целях // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М., 1987. — С. 5−12.
- Леонтьев А.А. Понятия аспекта и комплексности в свете современной методики преподавания русского языка как иностранного // РЯЗР. М., 1984. — № 4. — С.57−59.
- Лобанова Н.А., Слесарева И. П. Содержание практического курса русского языка для филологов и его отражение в учебнике //Русский язык за рубежом. 1981.-№ 3. -С.51−55.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Лысакова И.П. Теоретические основы современной методики преподавания русского языка как иностранного // Вестник МАПРЯЛ. 1999. -№ 27. С. 29−32.
- Максимова Г. А. Некоторые вопросы профессионализации практического занятия по языку на начальном этапе обучения в педагогическом вузе. // Русский язык за рубежом. М., 1988. — № 3. — С. 1217.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение). / Под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. — 231с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др.) М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
- Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе. /А.И. Домашнев, К. Г. Визбуцкая, Н. Н. Зыкова и др. М., 1983. — 224 с. 139.
- Митрофанова О.Д. Лингвистические уроки и прогнозы конца XX века // Мат. IX Конгресса МАПРЯЛ (Братислава). Док. и сооб. М., 1999. — С. 345 364.
- Митрофанова О.Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 268 с.
- Молчановский В.В. Деятельностный подход к моделированию профессиограммы преподавателя русского языка как иностранного // Мат. VII Конгресса МАПРЯЛ. «Круглый стол»: Докл. и сообщ. М.: Русский язык, 1990.-С. 139−143.
- Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно функционального анализа. — М., 1998. — 320 с.
- Молчановкий В.В. К вопросу о модели деятельности преподавателя русского языка как иностранного. // РКИ. Педагогический поиск. Вып.1. — М., 2000. С. 42−54.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие /Е.А.Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. 4-е изд., стереотип. Минск: Высш. шк., 1998. — 522 с.
- Нечаева А.И. Функционально-семантическое поле как универсальная типологическая категория при сопоставлении разносистемных языков // Русский язык за рубежом. М., 1987. № 5. С. 60−65.
- Общая методика преподавания иностранных языков в средних и специальных учебных заведениях. /Под ред. А. А. Миролюбова и А. В. Парахиной. М., 1978.
- Пассов Е.И. Диалог культур: Социальный и образовательный аспекты // МИРС. № 2, 2001, С.54−60.
- Пассов Е.И. Иноязычная культура как содержание иноязычного образования // МИРС. № 3, 2001, — С.79−87.
- Первые шаги в профессию учителя иностранного языка: Пособие для студентов. / К. И. Саломатов, Т. А. Волкова, Т. Н. Добронравова и др. JI.: Просвещение, 1983. — 175 с.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. —М., 1954. — 353 с.
- Попова З.Д. Падежное значение как компонент семантического метаязыка. // Категория падежа в структуре и системе языка: Мат. науч. конф.- под ред. Я. Я. Розенберг. Рига, 1971. — С. 103−105.
- Попова З.Д. Падежные и предложно — падежные формы русского языка в связной речи. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1974. — 91 с.
- Практикум по методике преподавания иностранных языков. / Под ред. К. И. Саломатова и С. Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985. — 224с.
- Профессиограмма учителя иностранного языка / Сост. С. Ф. Шатилов, К. М. Саломатов, Е. С. Рабунский. М., 1977. — 27 с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. 1997. 224 с.
- Прохоров Ю.Е. Коммуникативное пространство языковой личности в национально-культурном аспекте // Мат. IX Конгр. МАПРЯЛ. (Братислава). Док. и сооб. российских ученых. М., 1999. — С.450−462.
- Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. -М., 1998.- 107 с.
- Прохорова И.О. Формирование лингвокультурологической компетенции на занятиях по русскому языку. // Русский язык за рубежом. М., 2001. — № 3. -С. 37−40.
- Пурэвсурэн Г. А. Определение условий комплексного обучения функционально-смысловым типам речи монгольских студентов-русистов на первом году обучения. Дисс. .канд. педагог, наук. М., 1988. — 223с.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. — М.: 1980.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам: спецкурс для иностранных студентов-филологов. Изд. 2-е, доп. М.: МГУ, 1983. — 127 с.
- Рожкова Г. И. Очерки практической грамматики русского языка. Изд. 2-е, испр. М.: Высшая школа, 1987. — 160 с.
- Рожкова Г. И. Проблемные задачи в практическом курсе современного русского языка. // VII Конгресса МАПРЯЛ. «Круглый стол»: Докл. и сообщ. М.: Русский язык, 1990. С.54−59.
- Рожкова Г. И. Проблемность в обучении русскому языку нерусских (Практикум по функциональной морфологии для слушателей ФПК). М.: МГУ, 1994.-60 с.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Лингвистическая проблема — Л.: Наука, 1972.-78 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия». Т-2. 1999. — 670 с.
- Русская грамматика. Т. 1. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. -784 с.
- Русская грамматика. Т. 2. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1982.709 с.
- Сааведра К.Р. Изучение грамматических категорий на первом курсе языкового педагогического вуза (на материале категории рода существительных). Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. М., 1988. — 17 с.
- Саломатов К.И. Методика профессионально-направленного обучения иностранному языку как педагогической специальности. Куйбышев: КГПИ, 1984.-94 с.
- Санжеев Г. Д. Сравнительная грамматика монгольских языков. T.I. М., 1953.-240 с.
- Сироткина З.И. Учет родного языка на продвинутом этапе обучения // Русский язык за рубежом. 1987. № 5. — С. 50−54.
- Ситаров В.А. Формирование методической компетентности будущего учителя. // Теория и практика высшего педагогического образования: Сб. статей. / Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1991. — С.74−81.
- Слесарева И.П. Владение и овладение языком: правила и интуиция. // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1988. — С.36−44.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Изд-во «Флинта», «Наука», 1999. -232 с.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. Изд. 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1975. — 271 с.
- Федосов В.А. Венгерско-русские языковые контакты: преподавание языка в речевой среде с учетом родного языка студентов. Nyiredyhaza (Венгрия), 1997.-215 с.
- Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: ИРЯП, 1998. — 291 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. -М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
- Хасенова М. Методика комплексного изучения предложно-падежных конструкций русского языка в старших классах казахской школы: Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. Алма-Ата, 1985. 24 с.
- Хельбиг Г. Языкознание — сопоставление — преподавание иностранных языков. //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989. Вып. XXV. Контрастивная лингвистика. — С. 307−326.
- Цэдэндамба Ц. Очерки по сопоставительной грамматике русского и монгольского языков. УБ.: АБХГ, 1974. — 134 с.
- Цэдэндамба Ц. Сопоставительный синтаксис русского и монгольского языков.-УБ.:УХГ, 1978.
- Чепелите Д.Ю. К вопросу о профессиональной направленности занятий по практическому курсу русского языка. // Актуальные проблемы подготовки учителя русского языка для национальной школы. — Тарту, 1978. — С. 41−42.
- Чулуундорж Б. Структурно-семантический анализ русского простого предложения в сопоставлении с монгольским. Дисс.. д-ра филолог, наук. -М., 1988.-267 с.
- Шаклеин В.М. Лингвокультурное содержание слова и предложения // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. Докл. и сообщ. Российских ученых. М. 1999. — С. 503−515.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в основной школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2103. «Иностр. яз.». 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
- Шатилов С.Ф., Саломатов К. И. Квалификационная характеристика учителя иностранного языка. М., 1974.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974, — 427 с.
- Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам. Курс лекций. -М.: УРАО, 2002.-286 с.
- Эрдэнэмаам С. Функционирование русского языка в Монголии. Дисс.. канд. филолог, наук. М., 1995. tZOc.
- Якобсон P.O. Морфологические наблюдения над славянским склонением // Проблемы славянского языкознания. М., 1962. — С. 39−48.
- Якобсон Г. К теоретическому обоснованию сопоставительного описания языков. // РЯЗР. М., 1970. — № 66. — С. 79−84.
- Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности у студентов педагогических факультетов иностранных языков. -Улан-Удэ, 1994.-236с.
- Янко-Триницкая Н. А. Русская морфология. — М.: Русский язык, 1982. 246 с.
- Ясакова И. А. Формирование профессиональных умений преподавателя лексики при включенном обучении зарубежных русистов. Дисс. .канд. педагог, наук. М., 1986. — 125 с.
- Базылхан Б., Батсурэн Ч., Баянсан Ж. и др. Орчин цагийн монгол хэл / Их дээд сургуулийн багш оюутан нарт зориулав. Ред.: Ц. Цэдэндамба, С. Меемее. Улаанбаатар, 1997. — 435с.
- Лувсанвандан Ш. Орчин цагийн монгол хэлний шууд ба шууд бус тийн ялгал. МУИС. «Багш нарын эрдэм шинжилгээний бичиг» VIII боть, № 2, (16), 25−30-р хуудас.
- Wright Т. Roles of Teachers and learnes. Oxf.: OUP, 1987, 1991. 167 p.
- Ur. P. Grammar Practice Activities. A Practical guide for teachers. Cambridge: CUP. 1995. 288 p.
- Грамматические основы правильной русской речи: Учебное пособие для неяз. спец. вузов. / Е. Н. Ершова, Л. Г. Некилова, Г. И. Рожкова и др. М.: Высш. шк., 1991. — 176 с.
- Давер М.В. Грамматические рифмовки (в помощь учителю русского языка как иностранного) // Русский язык за рубежом. М., 1989. № 3. — С. 5054.
- Жидкова Г. Ф., Хавронина С. А. Пособие по развитию навыков научной речи для иностранных студентов-филологов. Чтение, говорение, письмо. / М.: Русский язык, 1990. — 139 с.
- Захава-Некрасова Е. Б. Русские падежи и предлоги. М.: Русский язык, 1990. -350 с.
- Иевлева З.Н. Практикум по методике преподавания русского языка. М., 1990. — 150 с.
- Колодезнев В.М. Морфология русского языка. Практический курс: Учебное пособие для студентов филологических и гуманитарных специальностей. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им Л. Н. Толстого, 1997. -282 с.
- Мои друзья. Грамматика в диалогах. /Сост.: JI.H. Булгакова, И. В. Захаренко, В. В. Красных. М.: ЗАО «Русский язык. Курсы», 2002. — 212 с.
- Одинцова И.В., Малашенко JT.M., Бархударова E.JI. Рабочая тетрадь по русской грамматике для иностранных учащихся. М.: МГУ, 1997. Вып. 1.- 151 с.
- Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на филологических факультетах вузов СССР. /Под ред. Н. А. Лобановой. М., 1988. — 53 с.
- Программа по русскому языку для учащихся общеобразовательных школ Монголии (V-X классы). Улаанбаатар, 1996. — 50 с.
- Программа по практическому курсу русского языка для студентов-филологов I курса. Специальность: Учитель русского языка. /Сост.: Ч Байгалмаа, Д. Лхагвасурэн. Улаанбаатар, 1996. — с. 15.
- Программа по практическому курсу русского языка. Специальность: 1. Учитель русского языка. 2. Переводчик. /Университет гуманитарных наук. Сост.: Л. Туяа, К. Чулуунхишиг. Улаанбаатар, 2002.-е. 43.
- Стандарт по русскому языку для общеобразовательных школ Монголии. Составитель П. Тунгалаг, Улаанбаатар, 1999.-е. 15.
- Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка (для студентов-иностранцев). Практическая грамматика с упражнениями. Изд. 5-е, испр. М.: Русский язык, 1975. — 520 с.
- Родникова Ж.А. Корректировочный курс по грамматике русского языка. Учебное пособие. Изд-е 3, доп. М.: Изд-во РУДН, 2001. — 255 с.
- Рожкова Г. И. Проблемность в обучении русскому языку нерусских (Практикум по функциональной морфологии для слушателей ФПК). М.: МГУ, 1994.-59 с.
- Степанова Е.М., Иевлева З. Н., Трушина Л. Б. Комплекс «Русский язык для всех» / Под ред. В. Г. Костомарова. Изд. 14-е. М., 1990. — 306 с.