Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в учебном процессе вуза
Диссертация
В современной психолого-педагогической науке проблема рефлексии как-процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний является одной из актуальных и требует поэтому глубокого осмысления и развития. Многочисленными исследованиями доказана необходимость рефлексии, современные исследования посвящены пониманию ее внутренней природы, структуре, возможностям развития. Изучение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема формирования рефлексивных умений студентов, пути и условия ее разрешения
- 1. 1. Рефлексия как профессионально важное качество будущего педагога
- 1. 2. Основные пути и способы формирования рефлексивных умений студентов
- 1. 3. Процессуальная модель формирования рефлексивных умений студентов в системе коллективных учебных занятий
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования рефлексивных умений студентов в процессе коллективных учебных занятий
- 2. 1. Этапы и методы организации экспериментальной работы
- 2. 2. Экспериментальная работа по формированию рефлексивных умений студентов в условиях коллективных учебных занятий
- 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абасов, З.А. Диалог в учебном процессе Текст. / З. А. Абасов // Народное образование. 1993. — № 9−10. — С. 43−45.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. -334 с.
- Агеев, B.C. Механизмы социального восприятия Текст. /
- B.C. Агеев // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 2. —1. C. 63−71.
- Айламазян, A.M., Деловые игры и их использование в психологическом исследовании Текст. / A.M. Айламазян, М. М. Лебедева //Вопросы психологии. 1983, № 2. — С. 143−150.
- Алексеев, Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста Текст. / Н. Г. Алексеев // Проблемы и. методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1984. — С. 100−102.
- Алексеев, Н.Г. Направление изучения рефлексии Текст. / Н. Г. Алексеев, И. С. Ладенко / / Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — С. 3−12.
- Алексеев, Н.Г. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач Текст. / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов // Новые исследования в психологии. — 1979. — № 2. — С. 3−7.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б .Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1969. — 351 с.
- Анисимов, О.С. Развивающие игры. Игротехника. Методология Текст.: в 2 т. / О. С. Анисимов. — М., 2006. Т. 2: Рефлексия опыта. 250 с.
- Аргентова, Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности Текст. / Т. Е. Аргентова // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 130−134.
- Арутюнян, М.Ю. Обратная связь в системе восприятия человека человеком Текст. / М. Ю. Арутюнян, JI.A. Петровская // Психология межличностного познания. М., 1981. — С. 42−53.
- Архипова, В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса Текст. /В.В. Архипова. — СПб.: Интерс, 1995. — 135 с.
- Бадагуева, О.Р. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности в условиях сельского педагогического колледжа Текст.: монография / О. Р. Бадагуева, Я. Б. Санжиева. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. — 195 с.
- Батаршев, A.B. Диагностика способности к общению Текст. / A.B. Батаршев. СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
- Батищев, Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру Текст. / Г. С. Батищев. — М.: Институт философии АН СССР, 1989. С. 25.
- Бачков, И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / И. В. Бачков. М., 1995. — 16 с.
- Берлянд, И.Е. Школа диалога культур Текст. / И.Е. Бер-лянд // Школьные технологии. 1999. — № ½. — С. 100−104.
- Библер, B.C. На гранях логики культуры Текст.: книга очерков / B.C. Библер. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.-440 с.
- Бизяева, A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / A.A. Бизяева. СПб., 1993. — 20 с.
- Блонский, П.П. Как обеспечить будущим учителям знание возрастных особенностей детей Текст. / П. П. Блонский // Педагогическое образование. 1934. — № 6. — С. 40−44.
- Блумер, Г. Общество как символическая интеракция Текст. / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология: тексты. -М., 1984.-С. 173−179.
- Бодалев, A.A. Психология межличностного общения Текст.: учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.-89 с.
- Бондаревская, Е.В. Диагностика личностно-педагогической саморегуляции учителя Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А. Качан. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 53 с.
- Бондаренко, JI.B. Представление о рефлексии в философии, психологии и методологии Текст. / JI.B. Бондаренко // Коллективный способ обучения. 2005. — № 8. — С. 132−138.
- Борытко, Н.М. Периодизация профессиональной подготовки в системе непрерывного образования: гуманитарно-целостный подход Электронный ресурс. / Н. М. Борытко. // http: rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conferenceped/sectionl/sergeevbor itkol.doc.
- Брейтерман, М. Д. Метод А.Г. Ривина Текст. / М.Д. Брей-терман,// На путях к новой школе. — 1994. — № 6. С. 10−16.
- Брушлинский, A.B. Андеграунд Диамата Текст. // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: «Академический проект», 2000. — С. 7−12.
- Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога Текст. / И. В. Вачков. М.: «Ось-89», 2002. — 224 с.
- Веракса, H.A. Модель позиционного обучения студентов Текст. / H.A. Веракса // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 122 129.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: методическое пособие / A.A. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
- Вербицкий, A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе Текст. / А. А. Вербицкий // Вопросы психологии. 1987. -№−5.-С. 31−39.
- Вербицкий, A.A. Совершенствование педагогического процесса в вузе Текст. / A.A. Вербицкий // Советская педагогика. 1986. — № 6. — С. 75−78.
- Волштейн, JI.JI. Педагогизация обучения на факультете иностранных языков Текст. / J1. J1. Волштейн // Коллективный способ обучения. 2005. — № 8. — С. 80−91.
- Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии Текст.: взгляд на проф. подготовку учителя / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995. — 111 с.
- Выготский, JI.C. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО, 2004. — 1135 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика — Пресс, 1991. — 536 с.
- Вязникова, Л.Ф. Психологическая диагностика в педагогическом управлении Текст. / Л. Ф. Вязникова // Теория и практика педагогического управления в школе. -М., 1989. С. 24−31.
- Вязникова, Л.Ф. Ценностно-ориентированное образование на ФППК Текст. / Л. Ф. Вязникова // Материалы 43 научной конференции. Хабаровск, 1997. — Вып. 2. — С. 50−53.
- Вязникова, Л.Ф. Ценностные ориентации и их изучение Текст. / Л. Ф. Вязникова // Управление в образовании: теория и практика. Хабаровск, 1999. — С. 13−18.
- Габай, Т.В. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / Т. В. Габай. М.: МГУ, 1995. — 160 с.
- Галкина, Н.В. Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучении Текст. / Н. В. Галкина // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. -С. 38−48.
- Гальперин, П.Я. К учению об интериоризации Текст. / П. Я. Гальперин // Введение в психологию. М.: «Книжный дом «Университет», 2000. С. 239−259.
- Гегель, Г. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Г. Гегель. — М.: Наука, 1993. Т. 5. 1993. — 715 с.
- Гершунский, Б.С. Прогнозирование в сфере образования: Теория и практика Текст. / Б. С. Гершунский. М.: ИТП ИМИО, 1994. -240 с.
- Гольдин, A.M. О работе учителя в парк-школе Электронный ресурс. / А. М. Гольдин // Интернет-журнал «Эйдос». — 1998. — 11 ноября. http://www.eidos.ru/joumal/1998/!11 l-09.htm.
- Горленко, Н.М. Особенности организации индивидуальной работы учащихся и студентов Текст. / Н. М. Горленко // Практика образования: научно-методические материалы / под ред. Г. А. Гуртовен-ко, И. Г. Литвинской. Красноярск, 2004. — С. 100−105.
- Горяинов, В.П. Формирование рефлексии как средства развития кадрового потенциала управления народным хозяйством: направления и методы развития и реализации Текст. / В. П. Горяинов // Сборник трудов. -М.: ВНИИСИ, 1985. Вып. 5. — С. 25−31.
- Границкая, A.C. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе Текст.: книга для учителя / A.C. Границкая. -М.: Просвещение, 1991. 175 с.
- Гусинский, Э.Н. Образование личности Текст.: пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Ин-терпракс, 1994. — 136 с.
- Гуткина, Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. И. Гуткина. М., 1983. — 16 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Давыдов, В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей Текст. / В. В. Давыдов, С. Д. Неверович, Н.В. Самоуки-на // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 76−86.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. 98 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996. — 544 с.
- Давыдова, Г. И. Рефлексивно-диалогический подход к развитию личности Электронный ресурс. / Г. И. Давыдова. — http://www.ipras.ru/ponomarev/abstractsrus/Sessions/Davydova.html.
- Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) Текст. / Дж. Дьюи — пер. с англ. Н. М. Никольской — ред. Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
- Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Школьные технологии, 2005. — 512 с.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы Текст.: книга для учителя / В. К. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.
- Емельянов, Ю.Н. Групповые методы социально-психологической подготовки специалистов Текст. / Ю. Н. Емельянов // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 88−95.
- Емельянов, Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной группе Текст. / Ю. Н. Емельянов // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 2. — С. 81−87.
- Жуков, Ю.М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности в педагогическом общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983. — С. 90−97.
- Зак, А. З. Формирование психических новообразований в учебной деятельности Текст. / А-3. Зак // Психическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1990. — 167 с.
- Запятая, О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся Текст. / О. В. Запятая. Красноярск:1. Поликом, 2007. 136 с.
- Звенигородская, Г. П. Методологические и общетеоретические основы рефлексивного образования учащихся как процесс саморазвития Текст. / Г. П. Звенигородской. Хабаровск: ХГПУ, 2000.-129 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Зиновьев, A.A. К определению понятия связи Текст. /
- A.A. Зиновьев // Вопросы философии. — 1960. — № 8.
- Зинченко, А.П. Организация рефлексии в процессах коллективного решения проблем Текст. / А. П. Зинченко // Рефлексия в науке и обучении: тезисы докладов и сообщений. Новосибирск, 1984. — С. 204−206.
- Ильина, Н.Ф. Профессиональное становление педагога в инновационном комплексе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Ильина. Красноярск, 2006. — 198 с.
- Исаев, Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога Текст. / Е. И. Исаев // Вопросы психологии. — 1997.-№ 6.- С. 48−57.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативный аспект педагогического творчества) Текст.: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / В.А. Кан-Калик.-Л., 1985.-176 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. /
- B.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Кант, И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1994. — С. 442−513.
- Карпинский, A.B. Об организации обучения в малочисленной сельской школе в разновозрастных учебных группах Текст. /
- A.B. Карпинский // Практика образования: научно-методические материалы / под общ. ред. Г. А. Гуртовенко, И. Г. Литвинской. — Красноярск, 2004.-С. 73−83.
- Карпов, A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики Текст. / A.B. Карпов // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 5. — С. 45−57.
- Карпов, A.B. Психология рефлексии Текст. / A.B. Карпов, И. М. Скитяева. М.: ИП РАН, 2002.
- Карпович, Д.И. Основные характеристики коллективных учебных занятий Текст. / Д. И. Карпович // Практика образования: научно-методические материалы / под общ. ред. Г. А. Гуртовенко. Красноярск, 2004. — С. 44−59.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игры, дискуссии Текст. / М. В. Кларин. -Рига: Эксперимент, 1998.— 180 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика Текст.: практикум и методические материалы / Г. М. Коджаспирова. — М.: Владос, 2003. -416 с.
- Кондратьева, C.B. Совершенствование рефлексивных умений студентов педвуза в процессе подготовки их к профессиональной педагогической деятельности Текст. / C.B. Кондратьева,
- B.А. Кривошеев // Рефлексивные процессы и творчество: в 2 ч. -Новосибирск, 1990. Ч. 2. — С. 115−118.
- Крупенин, A.JI. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов Текст. / A.JI. Крупенин, И. М. Крохина. Рос-тов-н/Д: Феникс, 1995. — 478 с.
- Ксензова, Г. Ю. Механизм самоопределения школьника Текст. / Г. Ю. Ксензова // Директор школы. 2000. — № 6. — С. 63−71.
- Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — С. 20−26.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Кулюткин. М.: Сфера, 2001.-464 с.
- Куликова, JI.H. Проблемы саморазвития личности Текст. / JI.H. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. — 73 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Психологическое знание и учитель Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 51−61.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии: 1986. — № 2. — С. 49−53.
- Курганов, С.Ю. Диалог как способ творческого мышления учителя и ученика на уроке Текст. / С. Ю. Курганов // Человек в зеркале культуры и образования. М., 1988.
- Курганов, С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога Текст. / С. Ю. Курганов // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст. / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989.
- Кусаинов, Г. М. Сущность процесса обучения: естественнонаучный подход Текст. / Г. М. Кусаинов, Е. А. Набиев. — Алматы: г1. Гылым, 1995.
- Лебединцев, В.Б. Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных учебных группах Электронный ресурс.: учеб. мультимедийное пособие. CD — ROM / В. Б. Лебединцев, О. В. Запятая,
- Н.М. Горленко, А. Ю. Карпинский. Красноярск, 2005. (CD — ROM: тексты. — 45 с., видеоролики. — 1 час 20 мин.).
- Лебединцев, В.Б. Виды учебной деятельности в парах Текст. / В. Б. Лебединцев // Школьные технологии. 2005. — № 4. — С. 102−112.
- Левитан, K.M. Основы педагогической деонтологии Текст. / K.M. Левитан. М.: Наука, 1994. — 191 с.
- Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разуме Текст. / Г. В. Лейбниц. М., 1996. — 484 с.
- Леонтьев, A.A. Деятельность и общение Текст. / A.A. Леонтьев // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 121−132.
- Лепский, В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы Текст. / В. Е. Лепский // Рефлексивные процессы и управление. 2002. — № 1. — Т. 2. — С. 5−24.
- Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть Текст. / И: Я. Лернер. -М.: Знание, 1987. 102 с.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии Текст. / В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во УРАО, 2000. 128 с.
- Мамардашвили, М.К. Картезианские размышления Текст. / М. К. Мамардашвили. — М.: Прогресс: Культура, 1993. 113 с.
- Мамардашвили, М.К. Формы и содержания мышления (к критике гегелевского учения о формах познания) Текст. / М. К. Мамардашвили. — М.: Высш. шк., 1968.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. — 137 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маркова, Н.В. Педагогическая рефлексия как средство личностной самореализации будущих учителей в учебно-профессиональной деятельности Текст. / Н. В. Маркова // Наука ишкола. 1997. — № 4. — С. 22−23.
- Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−18.
- Метаева, В.А. Методологическое обоснование рефлексивных методик Текст. / В. А. Метаева Н Педагогика. 2006. ¦ № 7. -С. 38−44.
- Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений Текст. / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. С. Ладенко [и др]. Новосибирск: НГУ, 1991.
- Методология, теория и практика коллективных учебных занятий Текст.: учебно-методическое пособие / под. ред. Д. И. Карповича, В. Б. Лебединцева. — Красноярск, 2003. — 112 с.
- Минова, М.В. Реформирование образования: от педагогики знания к педагогике понимания Текст. / М. В. Минова // Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: сборник статей. Красноярск: Поликом, 2004. — С. 93−98.
- Миронова, М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя Текст. / М. Н: Миронова // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 44−55.
- Митина, Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1990. — №−3.-С. 58−64.
- Мкртчян, М.А. Технологические основы перехода на дея-тельностное содержание образования Текст. / М. А. Мкртчян // Практика образования: научно-методические материалы / под общ. ред. Г. А. Гуртовенко, И: Г. Литвинской. Красноярск, 2004. — С. 37−43.
- Мкртчян, М.А. Сетевая организованность образовательного пространства: некоторые соображения о проблемах теории и практики Текст. / A.M. Мкртчян // Коллективный способ обучения. — 2008. -№ 10. С. 20−28.
- Мясищев, В.Н. Личность и неврозы Текст. / В.Н. Мяси-щев.- Л., 1960.-348 с.
- Неверович, С.Д. Методика изучения элементов рефлексивного анализа юных шахматистов Текст. / С. Д. Неверович, Н.В. Само-укина, Е. Н. Кучумова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. -С. 94−100.
- Никитаев, В. Философия и власть: Георгий Щедровицкий Текст. / В. Никитаев // Кентавр. 2004. — № 34.
- Ожегов, С. И- Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Российская академия наук — Институт русского языка им В. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1997. -944 с.
- Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости Текст. / С. Е. Пиняева, Н. В. Андреев // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 3−10.
- Питере, Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) Текст. / Т. Питере, Р. В. Уотермен. — М.: Прогресс, 1988.-С. 43−58.
- Пономарева, B.B. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05 /
- B.В. Пономарева. Ярославль, 2000. — 188 с.
- Практическая психология для преподавателей Текст. М.: Филинъ, 1997.-323 с.
- Психологическая диагностика. Проблемы и исследования Текст. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
- Реан, A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога Текст. / A.A. Реан // Вопросы психологии. — 1990. — № 2 .1. C. 77−81.
- Реан, A.A. Социальная педагогическая психология Текст. / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
- Регуш, JI.A. Прогностическая способность учителя и ее диагностика Текст. / JI.A. Регуш. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. — 89 с.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 1. А М. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 607 с.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 2. M Я. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 670 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. В 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 101 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
- Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики Текст. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1989. № 4.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1975. — 416 с.
- Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения Текст. / В. В. Рубцов. — М.: Педагогика, 1987.-160 с.
- Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения Текст. / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 49−59.
- Самоукина, Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении Текст. / Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 69−76.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семенов, И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности Текст. / И. Н. Семенов, И. А. Савенков // Мир психологии. 2007. — № 2. -С. 203−217.
- Семенов, И.Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления Текст. / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. -Запорожье: ЗГУ, 1992. 189 с.
- Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности Текст. / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 35−42.
- Сенновский, И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии Текст. / И. Б. Сенновский // Школьные технологии. — 1997. № 2. — С. 64−72.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций. Текст. / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 249 с.
- Сенько, Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах : учебное пособие Текст. / Ю. В. Сенько. М.: Дрофа, 2009. -271 с.
- Сергеев, H.K. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) Текст.: монография / Н. К. Сергеев. СПб.: Волгоград: Перемена, 1997. — 280 с.
- Сиденко, A.C. Релексивный педагогический диалог Текст. / A.C. Сиденко // Школьные технологии. — 1999. — №½. — С. 161 — 175.
- Скок, Г Б. Как анализировать собственную педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок — отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 102 с.
- Сластенин, В.А. Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспективы Текст. / В. А. Сластенин // Наука и школа. 1998. — № 2. — С. 8−17.
- Сластенин, В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
- Сластенин, В.А. О проектировании содержании высшего педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин // Преподаватель. 1999. -№ 5. — С. 5−11.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Сластенин, В.А. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности Текст. /
- B.А. Сластенин, Н. В. Тамарина // Вопросы психологии. 1986. — № 3.1. C. 63−70.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа пресса, 2000. — 416 с.
- Слободчиков, В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 24−32.
- Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукер-ман // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 25−35.
- Соколов, A.C. Заметки об идеи коллективного способа обучения Электронный ресурс. / A.C. Соколов. — http://www.natm.ru/triz/articles/sok 00.htm.
- Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения Текст. / М. И. Станкин. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 368 с.
- Степанов, С.Ю. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров Текст. / С. Ю. Степанов, Е. П. Варламов // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 60−68.
- Суртаева, H.H. Технология индивидуальных образовательных траекторий Текст. / H.H. Суртаева // Химия в школе. 2001. -№−5.-С. 12−17.
- Сухобская, Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся Текст. / Г. С. Сухобская // Вопросы психологии. 1987. — № 5. -С. 45- 48.
- Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс Текст.: дистанционное учебное пособие / М. А. Мкртчян [и др.] - под ред. В. Б. Лебединцева. Красноярск: КК ИПК РО, 2005. -180 с.
- Ткач, E.H. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / E.H. Ткач. Хабаровск, 2000. — 168 с.
- Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами Текст.: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / П. И. Третьяков. М.: Академия, 2003. — 368 с.
- Тушнолобов, П.И. Теория и практика коллективного обучения Текст.: монография / П. И. Тушнолобов. — Омск: ЛЕО, 2004. -117 с.
- Ушева, Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся Текст. / Т. Ф. Ушева. — Красноярск: ККИПКРО, 2005. 88 с.
- Федотова, E.JI. Взаимодействие педагога и школьника в условиях воспитательной системы как фактор саморазвития личности Текст. / E. JL Федотова // Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения. — Хабаровск, 1998. С. 58−67.
- Федотова, Е.Л. Педагогическое взаимодействие учителя иучащихся: опыт эмпирического исследования Текст. / Е. Л. Федотова.-Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. 122 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
- Фридман, Л.Ф. Психологический справочник учителя Текст. / Л. Ф. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Совершенство, 1998. -432 с.
- Фроловская, М.Н. Преподаватель-студент: возможность понимания Текст. / М. Н. Фроловская // Вестник высшей школы. — 2005.- № 10.- С. 29−33.
- Цукерман, Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно — распределенной форме Текст.: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 / Г. А. Цукерман. М., 1980. — 196 с.
- Чаган, 3. «Дикий» вуз Текст. / 3. Чаган // Коллективное обучение: история, современность, перспективы / сост. Г. М. Кусаинов, Т. М. Мажикеев. Алма-Ата, 1992. — С. 75−83.
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг Текст.: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психологическо-социального института. 2002. — 154 с.
- Штоф, В.А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штоф.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1963. — 127 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щед-ровицкий. М.: Изд-во шк. культ, политики, 1995. — 760 с.
- Щедровицкий, Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия Текст. / Г. П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. — С. 12−28.
- Щедровицкий, Г. П. Очерки по философии образования Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. -154 с.
- Щедровицкий, Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления Текст.: хрестоматия / Г. П. Щедровицкий. М.: Дело, 2002. — 39 с.
- Щедровицкий, Г. П. Рефлексия в деятельности Текст. / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994. — № 3−4. — С. 76−121.
- Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2001.- 250 с.
- Эльконин, Б.Д. Об одном из путей психологического изучения рефлексии Текст. / Б. Д. Эльконин // Проблемы рефлексии. -Новосибирск, 1987. — 152 с.
- Юшков, А.Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. Н. Юшков. Иркутск, 1997. — 149 с.
- Яловец, Т.В. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. В. Яловец. Новокузнецк, 2003. — 176 с.
- Lefebvre, V. Algebra of Conscience. Dordrecht Text. / V. Le-febvre. Boston — London: Kluwer Academic Publisher, 2001. — 411 p.
- Maslow, A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. Text. / A. Maslow New York: Harper and Row, 1970. — 369 p.
- Flavell, J.H. Metacognitive aspectc of problem solving Texte. / J.H. Flavell // The nature of intelligence. New York, 1976. — P. 231−235.